Особенности синдрома выгорания у педагогов
Марина Гриц
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Специфика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
Гриц М. А., Котова Е. В., Чеботарева Д. А.
Насыщенное социальное, экономическое и культурное развитие современного общества значительно повышает требования, предъявляемые к образовательным организациям, целью которых является гармоничное развитие личности ребенка. Чтобы реализовать данную цель, стоит помнить о личности педагога, от продуктивности которого зависит успешность и развитие общества.
Одним из факторов педагогической деятельности является высокая эмоциональная напряженность. Частое возобновление профессиональных стрессов обуславливает к ослаблению нервной системы, эмоциональных срывов, нервно-психических заболеваний. По этой причине педагогу часто приходится иметь дело с потребностью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции учителя в напряженных ситуациях профессиональной деятельности [5].
Научный и практический интерес к синдрому эмоционального выгорания обусловлен тем, что – непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием педагогов, эффективностью их труда и стабильностью деловой учебного заведения. В литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) – сгорание, выгорание, затухание, горение. Впервые этот термин предложил Х. Фрейденбергер 1974г. Исследовали синдром эмоционального выгорания Н. Е. Водопьянова, А. Б. Серебрякова, Е. С. Старченкова [1].
Синдром профессионального выгорания – это неблагоприятная реакция на рабочие стрессы, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты. По мере того как ухудшаются последствия рабочих стрессов, истощаются моральные и физические силы человека, он становится инертным, менее работоспособным, усугубляется его здоровье. Истощение ведет к сокращению контактов с окружающими, а это, в свою очередь, — к обостренному переживанию одиночества [1].
Малообщительные, стеснительные, эмоционально-неустойчивые, импульсивные, невыдержанные, реактивные педагоги, склонны к развитию симптома эмоционального выгорания. А общительные, легко идущие на контакт, жизнерадостные, независимые, предпочитающие собственные решения, умеющие контролировать себя и свое поведение, не подвержены этому симптому.
Напряженная и стрессогенная рабочая обстановка содействует нервно-психическому переутомлению, эмоциональной усталости и повышенной раздражительности, другим психологическим и профессиональным деформациям. При достижении определенного уровня психоэмоциональной дестабилизации педагоги не осознают, что начинаю защищать свою психику. Ученые считают, что такая защита называется синдром эмоционального выгорания[4].
Эмоциональное выгорание сказывается и на работе и на функционирование личности. К. Маслач считает, что главная задача снижение эмоционального выгорания – это организация оздоровления, где особое внимание уделяется человеческой ценности. Выделяет пять ключевых областей, которые оказывают влияние на противостояние выгоранию: управляемая рабочая нагрузка, оптимальный контроль работника, справедливое вознаграждение, чувство общности, разделенные ценности. Если соблюдать все условия вероятность развития синдрома эмоционального выгорания уменьшается.
Обладание профессионального здоровья включает в себя: здравомыслящий подход к выбору профессии на этапе самоопределения, полноценное профессиональную обучение, целостную адаптацию к профессиональной деятельности и ее условиям, развитость профессионально важных качеств и профессиональной идентичности, обладание достаточным уровнем соматического и психического здоровья. Соблюдение всех этих условий должно иметь своим следствием надежность профессиональной деятельности (в том числе и моральную, удовлетворенность специалиста выполняемой работой, позитивную самооценку результатов собственной деятельности, отсутствие эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, профессиональное долголетие.
Доказано,что существенное влияние оказывают и социальные факторы: непризнание истинных заслуг педагога, ограничение его права на свободу выбора, понижение социального статуса профессии, его статуса, ограничение активности профессионала по овладению новыми знаниями, препятствия к внедрению новых технологий и прогрессивных методов и др. Есть данные о том, что выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывает разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальным.
В исследовании Л. Ф. Малыгиной за 2013 год, участвовало 146 педагогов городских и сельских школ в возрасте от 25 до 54 лет. Все опрошенные утверждают, что очень переживают за свою работу; 75% признались, что довольны своей профессией меньше, чем в начале карьеры; 33% жалуются, что им не повезло с работой. У 50% педагогов выявилась та или иная стадия депрессии или тревоги. У 42% наблюдается личностная отстраненность. В фазе резистентности находятся 38% опрошенных, в фазе напряжения – 17%, истощения – 33%, никаких признаков выгорания и стресса не обнаружилось только у 12%. Полученные данные позволяют говорить о необходимости профилактики, которая может предотвратить, ослабить или исключить возникновение синдрома эмоционального выгорания [3].
Поэтому актуальным становится изучение особенностей проявления данного синдрома, уточнение его симптомов и факторов, обуславливающих его формирование в профессиональном развитии педагогов, с целью восстановления психоэмоцинального состояния работников образовательных организациях.
Библиографический список
1. Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром профессионального выгорания в управленческой деятельности // Вестник №13. 2016. С. 83-91.
2. Ильин Е. П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия СПб.: Питер. 2017. с. 307.
3. Малыгина Л. Ф. Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. №1. 2013. С. 356-359.
4. Никифорова Г. С. Психология профессионального здоровья.СПб: Речь. 2011. с. 481.
5. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. №7. 2013. С. 3-9.
Источник
Нина Строганова
Синдром профессионального выгорания у педагогов
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Проявляется: нарастающим эмоциональным истощением.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) введён американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году.
Признаки эмоционального выгорания: сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость, отстраненность в общении с окружающими, негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся, так и к коллегам, нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации, ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой, немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими,
неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них, ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т. д. снижение качества жизни в целом.
Последствия: невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Невротические расстройства и психосоматические заболевания.
Факторы провоцирующие «выгорание» Внешние факторыхроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности;повышенная ответственность и самоконтроль; неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент, с которым имеет дело педагог. Внутренние факторы склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств, профессиональной деятельности; слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности; нравственные дефекты и дезориентация личности.
Профилактика: как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
В целях профилактики СЭВ: Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
Проще относиться к конфликтам на работе;
Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания: Во-первых: хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Во-вторых: опыт успешного преодоления профессионального стресса (нужно решить свою проблему) способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме); высокая мобильность; открытость; общительность; стремление опираться на собственные силы.
В-третьих: способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще. Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Способы саморегуляции
1. Активация чувства юмора (попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации): — мысленно комментировать происходящее бодрым голосом спортивного комментатора; — мысленно представить агрессивного партнёра в комической ситуации (как бы он выглядел в этом состоянии на пляже, в клетке зоопарка, в детской шапочке, с ушами Чебурашки и т. д.).
2. Считать до 10, прежде чем совершить ответное действие.
3. Самоубеждение, самоприказы, вызывающие спокойное состояние.
4. Уйти из ситуации. Сменить обстановку.
5. Сконцентрировать своё внимание на чём-то: — рассматривать какой-нибудь предмет и мысленно его описывать; — прислушаться к звукам за окном; — сосредоточиться на своих телесных ощущениях.
6. Самоконтроль эмоционального состояния по внешним выражениям эмоций.
7. Использование образов концентрации и визуализации – сосредоточение внимания и воображения на определённом объекте.
ПАМЯТКА ПЕДАГОГУ
НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами. НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Понятие конфликта в педагогическом общении. Типы и причины педагогических конфликтов. Пути разрешения педагогических конфликтов.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.
Пед конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов пед взаимодействия.
Особенности пед конфликта (Овчарова):
1. профессиональная ответственность педагога за правильное разрешение ситуаций конфликта (школа – модель общества);
2. участники конфликта имеют разный соц статус (учитель-ученик, чем и определяется их разное поведение в конфликте;
3. разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции и порождает разную степень ответственности за ошибки;
4. присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а сам конфликт приобретает воспитательный смысл;
5. различное понимание событий и их причин участниками – конфликт глазами учителя и конфликт глазами ученика видится по-разному;
6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставит интересы ученика, т. е. формирующейся личности;
7. конфликт пед деятельности легче предотвратить, чем успешно разрешить.
Условия возникновения конфликта – это особенности внешней ситуации.
Группы пед конфликта:
-мотивационные – возникают по причине слабой мотивации УД школьника;
-конфликты связанные с недостатками организации обучения в школе;
-конфликты взаимодействия (учащихся м/у собой, учителей и школьников, учителей и администрации).
В основе классифик. лежит пед ситуация: -конфликты деят-ти; -конфликты поведения; -конфликты отношений.
Классифик. конфликтов в системе пед отношений: -учитель-ученик (самый распространенный); -учитель — классный коллектив; -учитель-учитель; -учитель — я; -учебный класс — учебный класс.
Наиболее общая типология:
-в зависимости от участников конфликта: внутриличностные, межличностные, личностно-групповые, межгрупповые;
-в зависимости от предмета конфликта: конфликты ценностей, интересов, средств достижения целей, правил взаимодействия;
-конфликты в зависимости от соц последствий: конструктивные (способствуют развитию соц системы, деструктивные (ведут к разрушению соц системы);
-в зависимости от длительности и напряженности конфликта: бурные быстротекущие; острые длительные, слабовыраженные вялотекущие, слабовыраженные быстротекущие.
Условия, кот порождают пед конфликт можно рассматривать как предпосылки возникновения пед конфликта. Предпосылки могут быть субъективными и объективными.
Причины пед конфликта:
-в системе отношений учитель-ученик: нарушение дисциплины на уроке; необъективность при оценке знаний; неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков; оскорбления со стороны учителя, грубость и несдержанность;
-в системе отношений учитель-родитель: предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя; самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания;
-в системе отношений учитель-учитель: не тактичное отношение друг к другу; неудобное расписание; перекладывание чужих обязанностей; неравномерное распределение нагрузки.
Пути разрешения:
-уход от конфликта (если проблема несущественная)молчание, демонстративн удаление ученика из класса, игнор;
-противоборство (выигр/проигр)угрозы, запугивание, наказание;
-стратегия уступок:приспособление, компромис;
-сотрудничество (выигр/проигр) удовлетв интересов обеих сторон.
Источник
Светлана Иванова
Профилактика профессионального выгорания педагога
Профилактика профессионального выгорания педагога
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
В процессе профессиональной деятельности педагог общается с детьми, родителями, коллегами. Профессиональное общение педагогахарактеризуется следующими факторами:
— протяженностью во времени;
— результаты совместной работы;
— эмоциональной насыщенностью, интенсивностью.
Синдром выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.
В настоящее время термин «профессиональное выгорание» принято употреблять в связи с профессиями, связанными с предметной областью «человек-человек».
Характерным для данных профессий является асимметрия ответственности за состояние, характер взаимодействия и его результаты для обеих сторон. Ответственность в большей степени лежит на обучающем (помогающем, он ее осознанно принимает.
Люди таких профессий — это педагоги, воспитатели, врачи, юристы, психологи, психотерапевты, социальные работники, консультанты и т. д. Люди, работающие по этим специальностям, постоянно сталкиваются с негативными переживаниями, оказываются в большей или меньшей степени вовлеченными в них, они находятся в зоне риска для собственной эмоциональной устойчивости (чаще других получают сердечно-сосудистые заболевания, неврозы).
То есть те, кому приходится взаимодействовать с большим количеством людей.
Когда говорят „сидром эмоционального сгорания“, имеют в виду конкретные изменения отношения специалиста к предмету профессиональнойдеятельности и к самому себе:
1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности;
2) психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница);
3) появление негативного отношения к клиентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений);
4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности;
5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и клиентам);
6) функциональное, негативное отношение к себе;
7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и снижение личных профессиональных достижений:
— эмоциональное истощение — чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой;
— деперсонализация — безразличное отношение к труду и объектам своего труда;
—снижение профессиональных достижений — возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
«Подгорающего» педагога можно отличить по психофизическим, психологическим и поведенческим проявлениям. Как правило,он изнурен эмоционально и физически: снижена активность, восприимчивость и реакция на изменения внешней среды. Среди прочих психофизических признаков выгорания специалисты называют частые головные боли, резкие изменения массы тела, бессонницу, сонливое состояние, нарушение дыхания. Работник становится раздражителен, у него случаются вспышки гнева, он избегает общения. Вместе с этим его гложет чувство вины, гипертрофированной ответственности, страха.
Симптомы выгорания могут проявляться не только у отдельных сотрудников, но и у трудовых коллективов. По признакам коллективное профессиональное выгораниене очень отличается от индивидуального: коллеги теряют веру в позитивные изменения на работе или в своей жизни, возможность изменить что-либо собственными силами.
В зоне риска
Кто же сильнее всех рискует?
Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый – в 23-25 лет – это кризис профессионального самоопределения. Второй – около 30 лет – кризис смысла жизни. Третий – ближе к 40 годам – кризис среднего возраста. После 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию из-за возрастной конкуренции, появляется риск потери работы и сложности в поиске новой.
Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.
Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически – постепенно теряют к ней интерес. Необходимо расширять и осваивать новые профессиональные специализации, расширять обязанности или не сменить работу.
Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие и равнодушие.
Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными людьми или коллегами, включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от таких людей. Эта отстраненность постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.
В зоне риска находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить «нет».
Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться помощью психолога.
Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него.важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться.
Профилактика „синдрома профессионального выгорания“:
1. Важна общая дружеская атмосфера поддержки и взаимопонимания в коллективе
2. Необходимо постоянно делиться своим опытом и проблемами с профессиональным сообществом
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Развитие профессиональных качеств, постоянная рефлексия своего опыта переживаний, связанных с общением с людьми. Новые знания избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
4. Тайм-ауты. Для того,чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск, прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.
5. Спорт, фитнес. Любые активные физические упражнения и занятия.
6. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную «копилку» светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
7. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий – тем лучше.
8. Баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
9. Психотехнические упражнения не требуется большого количества времени и специальных помещений. В любой профессии, изобилующей стрессогенными ситуациями, важным условием сохранения и укрепления психического здоровья работника выступает его умение вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние зажимы, расслабляться. В течение небольшого времени, затраченного на выполнение психотехнических упражнений, можно снять усталость и обрести состояние внутренней свободы, стабильности, уверенности в себе.Для усиления эффекта упражнений-релаксаций можно рекомендовать использование цвета:
— если Вы ощущаете, что Вам недостает жизненной энергии — смело используйте красный цвет;
— если Вам не хватает чувства психологической свободы и умения приспосабливаться к внешним обстоятельствам — работайте с оранжевым цветом;
— желтый цвет поможет Вам, если Вы чувствуете упадок сил и хотели бы получить заряд активности, если Вы находитесь в конфликте с самим собой;
— при равнодушии и чувстве апатии, при желании быть более открытым и более спокойным Вам поможет зеленый цвет;
— голубой цвет следует использовать, если Вас тяготят ваши обязанности, если Вы действуете, не задумываясь о последствиях своих поступков;
— если Вы проявляете излишнюю эмоциональность и не контролируете свои реакции, используйте синий цвет;
— фиолетовый цвет оказывает большое влияние на область чувств, именно его надо использовать, если Вы часто по необъяснимым причинам испытываете горечь, чувствуете себя обманутым, вас мучают сомнения, и Вы впадаете в состояние депрессии.
10. Большое значение для противостояния выгоранию и сохранения профессионального здоровья педагогов имеют модели преодолевающего поведения.
Конструктивными следует считать поиск социальной поддержки и уверенные действия. Неконструктивные способы поведения – избегание, манипулятивные и агрессивные действия – сопряжены с высоким уровнем выгорания и профессиональной дезадаптацией педагогов.
Каждый человек может осознанно выбрать – будет ли он выгорать под напором внешних обстоятельств, иногда действительно очень неблагоприятных, или прилагать энергию для поиска новых ресурсов своей личности через нахождение новых смыслов, позитивных моментов и просто через переживание сиюминутных приятных ощущений.
Литература:
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. — М.: Дело, 2000. — 52 с.
2. Гнездилова О. Н.Статья: Инновационная деятельность педагога как фактор, предотвращающий наступление у него синдрома эмоционального сгорания//Международный педагогический Интернет журнал:Образование: исследовано в мире. – 2007, с. 7
3. Гремлинг С. Практикум по управлению стрессом. — СПб.: Питер, 2002. — 40 с.
4. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности
Источник