Особенности ребенка с синдромом семейной изоляции

Особенности ребенка с синдромом семейной изоляции thumbnail

                                        Статья « СЕМЕЙНАЯ ИЗОЛЯЦИЯ»Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути застревание ребенка в системе отношений, характерных для детей более раннего возраста, его неспособность адаптироваться в детской группе. Для ребенка с этим психологическим синдромом единственной средой, в которой он чувствует себя комфортно, является его семья. При поступлении в детское учреждение у него развивается состояние более или менее выраженной дезадаптации.
Частой предпосылкой семейной изоляции становятся повышенная сензитивность (чувствительность), астения в результате перенесенных заболеваний, детский аутизм. Однако этот синдром может развиться и без какой-либо органической основы, вследствие неправильного воспитания. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда семья представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества. Основой этого может стать ее принадлежность к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Семейная изоляция широко распространена также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда она развивается у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующими в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.
Психологические особенности, характерные для ребенка с синдромом семейной изоляции, — это повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения, и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности.
Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.
Прогноз —  дальнейшего развития ребенка с семейной изоляцией относительно благоприятен. Проблемы социализации, вызванные этим синдромом, не приводят к девиантному поведению. Они остаются на уровне трудностей нахождения своего места в группе, неумения справляться со сложными жизненными ситуациями и т. п. 

Коррекционный подход — при этом психологическом синдроме основан, в первую очередь, на работе с семьей ребенка. Необходимо постепенно снизить уровень опеки, повышая уровень самостоятельности ребенка и расширяя его контакты с социальной действительностью.
Следует целенаправленно учить ребенка общению в небольшой детской группе. Поначалу его надо научить общаться и сотрудничать с одним-двумя партнерами. Общий принцип участия взрослого в детском общении: как можно более незаметная помощь, подсказка в случае конфликта или выпадения из общего дела. Если дети не могут сами придумать, чем им заняться, то взрослый должен подсказать им какую-нибудь интересную игру. Как только они начали играть, он отходит в сторону, предоставляя дальнейшую инициативу им самим. Как только снова возникает затруднение, взрослый снова вмешивается, помогая его устранить, и снова отодвигается на задний план.
Детям проще всего общаться со старшим ребенком: он охотно берет на себя роль ведущего, и от остальных требуется лишь выполнение его указаний. Младшие почти никогда с этим не спорят, признавая безусловный авторитет возраста. Поэтому ребенку, у которого есть трудности в общении, полезно для начала обеспечить возможность контактов со старшими детьми. Следующий этап в развитии навыков общения — это контакты с младшими. Теперь уже он сам выступает в роли старшего, и авторитет возраста обеспечивает успех его пока еще не очень умелым попыткам организовать какое-либо совместное занятие. Самое трудное — это общение со сверстниками. Тут уж приходится самому находить «золотую середину» между командованием и подчинением, все время соотносить свои намерения с желаниями других детей.

Источник

Синдром семейной изоляции – это психологический синдром «застревания»ребенка в системе отношений, характерной для дошкольного возраста. Это происходит, когда основной сферой его общения явля­ется семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представ­ляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого психологического синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиоз­ной секте, этническому или национальному меньшинству, спе­цифическому идеологическому, культурному или политическому движению. Он распро­странен также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда семей­ная изоляция развивается у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующими в обществе, оказы­вается затруднено включение ребенка в социальную действи­тельность.

Психологические особенности, характерные для семейной изо­ляции, – это повышенная зависимость ребенка, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений. Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характера ориентации семьи. Если семейные установ­ки асоциальны (или, тем более, антисоциальны), то для ребенка с семейной изоляцией существует очень серьезная опасность так­же пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциально­му) пути развития. Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоци­альные установки, однако при семейной изоляции вероятность подобного пути развития еще более повышается.

Читайте также:  Синдром кушинга у собаки лечение

При этом психологическом синдроме требуется работа со всей семьей. Разумеется, в задачу психолога отнюдь не входит пере­ориентация семьи со значимых для нее ценностей на представле­ния, господствующие в окружающей социальной действительно­сти. Однако можно помочь ребенку и его родителям понять эти представления, найти в них хотя бы отдельные элементы, вполне приемлемые для себя.

Для того чтобы успешно проводить такую работу, психолог должен прежде всего попытаться понять и принять ценности семьи («принять» – это не значит начать их разделять; это значит почувствовать их внутреннюю логику, естественную связь с нынешним или предшествующим образом жизни семьи). Он дол­жен занять позицию не представителя общества, осуж­дающего «чужаков», а позицию как бы стороннего наблюдателя, находящегося «над схваткой» и понимающего обе стороны. При семейной изоляции имеются и более технические задачи: работа по повышению уровня самостоятельности ребенка, расши­рению его бытовых контактов с социальной действительностью (таких, как хождение в магазин и т.п.). Полезно посоветовать родителям подыскать для ребенка круг общения со сходными (устраивающими семью) ценностями и установками. В результа­те этого ребенок сможет продвинуться от семейной изоляции к групповой, более благоприятной для его нормального взросле­ния и психического развития.

Разумеется, все эти рекомендации относятся только к тем случаям, когда установки семьи, хотя и отличаются от господ­ствующих в обществе, но социально приемлемы. При антисоци­альных установках требуются совершенно другие подходы, кото­рые здесь обсуждаться не будут: это, скорее, сфера криминальной психологии.

Источник

Особенности ребенка с синдромом семейной изоляции

Главная
Случайная страница

Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника

Психологический синдром семейной изоляции – это, по сути, «застревание» ребенка в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой его общения является семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого психологического синдрома становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Он распространен также в семьях эмигрантов и беженцев. Иногда семейная изоляция развивается у детей, воспитываемых не родителями, а бабушками и дедушками, чей стиль жизни сильно отличается от семей других детей в силу возрастной специфики. Во всех этих случаях из-за сильного расхождения между семейными ориентациями и установками, господствующими в обществе, оказывается затруднено включение ребенка в социальную действительность.

Психологические особенности, характерные для семейной изоляции, – это повышенная зависимость ребенка, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате этого у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений. Конкретные проявления семейной изоляции сильно зависят от характера ориентаций семьи. Если семейные установки асоциальны (или, тем более, антисоциальны), то для ребенка с семейной изоляцией существует очень серьезная опасность также пойти по асоциальному (или, соответственно, антисоциальному) пути развития. Разумеется, такая опасность есть у любого ребенка, в семье которого имеются асоциальные или антисоциальные установки, однако при семейной изоляции вероятность подобного пути развития еще более повышается.

К концу младшего школьного возраста ребенок с семейной изоляцией нередко находит специфическую группу сверстников, чьи ориентации близки к ориентациям его собственной семьи. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции , более типичный для подросткового возраста, чем для младшего школьного (хотя у детей, воспитывающихся в детском доме или в интернате, он част и в младшем школьном возрасте).

При семейной изоляции инициатором обращения к психологу чаще выступает учитель, а не родители, поскольку они, как правило, сами достаточно изолированы от общества. Наиболее распространенные жалобы – это трудности в общении со сверстниками и с учителем, низкая учебная мотивация, странности в поведении (явное нарушение школьных норм и правил встречается редко).

Для диагностики семейной изоляции большое значение имеет семейный анамнез, то есть сведения об образе жизни семьи и о системе отношений с ребенком. В психологической картине основную роль также играют данные, относящиеся к семейной сфере. В частности, у детей с семейной изоляцией часты рисунки семьи со сверхтесным контактом между ее членами; нередко подчеркивается изолированность семьи (она рисуется внутри дома). Обязательным признаком является повышенная зависимость и недостаточная самостоятельность ребенка. Если при обследовании присутствуют родители, то такая зависимость проявляется в частом обращении к ним за поддержкой и оценкой: создается впечатление, что ребенок выполняет задание родителей, а не проверяющего.

Читайте также:  Дети с синдромом рубинштейна тейби

Date: 2016-05-25; view: 734; Нарушение авторских прав

Источник

Психологический
синдррм семейной изоляции — это, по
сути, застревание ребенка в системе
отношений, характерных для детей более
раннего возраста, его неспособность
адаптироваться в детской группе. Для
ребенка с этим психологическим синдромом
единственной средой, в которой он
чувствует себя комфортно, является его
семья. При поступлении в детское
учреждение у него развивается состояние
более или менее выраженной дезадаптации.

Частой предпосылкой
семейной изоляции становятся повышенная
сензитивность (чувствительность),
астения в результате перенесенных
заболеваний или конституциональной
ослабленности нервной системы, детский
аутизм. Однако этот синдром может
развиться и без какой-либо органической
основы, вследствие неправильного
воспитания. Наиболее выраженные формы
семейной изоляции наблюдаются в тех
случаях, когда семья представляет собой
замкнутую единицу, изолированную от
окружающего общества. Основой этого
может стать ее принадлежность к
какому-либо меньшинству: религиозной
секте, этническому или национальному
меньшинству, специфическому идеологическому,
культурному или политическому движению
(например, пацифизм или антропософия).
Семейная изоляция широко распространена
также в семьях эмигрантов и беженцев.
Иногда она развивается у детей,
воспитываемых не родителями, а бабушками
и дедушками, чей стиль жизни сильно
отличается от семей других детей в силу
возрастной специфики. Во всех этих
случаях из-за сильного расхождения
между семейными ориентациями и
установками, господствующими в обществе,
оказывается затруднено включение
ребенка в социальную действительность.

Психологические
особенности, характерные для ребенка
с синдромом семейной изоляции, — это
повышенная зависимость, низкий уровень
самостоятельности, инфантильность.
Часта боязнь окружающего мира, приводящая
к избеганию контактов со сверстниками.
В результате этого у ребенка не формируются
навыки общения и еще более углубляется
его замкнутость в сфере семейных
отношений, что и составляет главную
особенность его деятельности.

Реакция социального
окружения на инфантильность и
несамостоятельность ребенка представлена,
в первую очередь, гиперопекой со стороны
родителей, которая поддерживает и
закрепляет его психологические
особенности.

Схема развития
семейной изоляции представлена на рис.
4.

Прогноз дальнейшего
развития ребенка с семейной изоляцией
относительно благоприятен. Проблемы
социализации, вызванные этим синдромом,
не приводят к дёвиантному поведению.
Они остаются на уровне трудностей
нахождения своего места в группе,
неумения справляться со сложными
жизненными ситуациями и т. п.

Коррекционный
подход при этом психологическом синдроме
основан, в первую очередь, на работе с
семьей ребенка. Необходимо постепенно
снизить уровень опеки, повышая уровень
самостоятельности ребенка и расширяя
его контакты с социальной действительностью.

Следует целенаправленно
учить ребенка общению в небольшой
детской группе. Поначалу его надо научить
общаться и сотрудничать с одним-двумя
партнерами. Общий принцип участия
взрослого в детском общении: как можно
более незаметная помощь, подсказка в
случае конфликта или выпадения из общего
дела. Если дети не могут сами придумать,
чем им заняться, то взрослый должен
подсказать им какую-нибудь интересную
игру. Как только они начали играть, он
отходит в сторону, предоставляя дальнейшую
инициативу им самим. Как только снова
возникает затруднение, взрослый снова
вмешивается, помогая его устранить, и
снова отодвигается на задний план.

Детям проще всего
общаться со старшим ребенком: он охотно
берет на себя роль ведущего, и от остальных
требуется лишь выполнение его указаний.
Младшие почти никогда с этим не спорят,
признавая безусловный авторитет
возраста. Поэтому ребенку, у которого
есть трудности в общении, полезно для
начала обеспечить возможность контактов
со старшими детьми. Следующий этап в
развитии навыков общения — это контакты
с младшими. Теперь уже он сам выступает
в роли старшего, и авторитет возраста
обе<2-пёчивает успех его пока еще не
очень умелым попыткам организовать
какое-либо совместное занятие. Самое
трудное — это общение со сверстниками.
Тут уж приходится самому находить
«золотую середину» между командованием
и подчинением, все время соотносить
свои намерения с желаниями других детей.

Источник

Психологический синдром семейной изоляции — это, по сути, «застревание» школьника в системе отношений, характерной для дошкольного возраста, когда основной сферой общения ребенка является его семья. Наиболее выраженные формы семейной изоляции наблюдаются в тех случаях, когда сама семья в целом представляет собой замкнутую единицу, изолированную от окружающего общества (в противном случае сосредоточенность ребенка на семейных отношениях не особенно препятствует его вхождению в общество).

Частой основой этого становится принадлежность семьи к какому-либо меньшинству: религиозной секте, этническому или национальному меньшинству, специфическому идеологическому, культурному или политическому движению (например, пацифизм или антропософия). Таким образом, специфика межличностной ситуации развития при семейной изоляции состоит в том, что социокультурные ориентации семьи, в которой воспитывается ребенок, существенно отличаются от ориентаций окружающих.

Психологические особенности, характерные для ребенка с этим синдромом, — это его повышенная зависимость, низкий уровень самостоятельности, инфантильность. Позиция школьника формируется замедленно. Часта боязнь окружающего мира, приводящая к избеганию контактов со сверстниками. В результате у ребенка не формируются навыки общения и еще более углубляется его замкнутость в сфере семейных отношений, что и составляет главную особенность его деятельности. Реакция социального окружения на инфантильность и несамостоятельность ребенка представлена, в первую очередь, гиперопекой со стороны родителей, которая поддерживает и закрепляет его психологические особенности.

Таким образом, основой для постановки этого «диагноза» служит сочетание следующих показателей:
— Жалобы на трудности в общении со сверстниками.
— Недостаточная самостоятельность ребенка, его повышенная зависимость от родителей.
— Замкнутость ребенка в семье (а нередко также замкнутый образ жизни семьи в целом).

Читайте также:  Дети с рождения синдром дауна фото

В подростковом возрасте, который при семейной изоляции обычно начинается с запозданием, ребенку нередко удается найти группу сверстников со сходными социокультурными ориентациями. В такой группе он может успешно адаптироваться, сохраняя при этом установки, существенно отличающие его от остальных сверстников, не входящих в эту группу. В этом случае складывается психологический синдром групповой изоляции. По внешним проявлениям он очень далек от семейной изоляции (в чем-то почти противоположен ей), однако в действительности между этими синдромами есть прямая связь.

Самосознание подростков с групповой изоляцией характеризуется особо высокой идентификацией со своей группой и более или менее выраженным противопоставлением себя и группы остальному обществу. Это — важнейшая характеристика психологического профиля при данном синдроме. Высока зависимость подростка от мнения группы, подчиняемость. Основная особенность деятельности состоит в том, что самостоятельность подростка в действиях и в принятии решений снижена. Жалобы родителей часто звучат противоположным образом: они порой жалуются на чрезмерную независимость ребенка. Однако в действительности речь идет лишь о том, что его поведение зависит не от них, а от группы сверстников. Такие дети являются не лидерами подростковых групп, а представителями массы, следующей за лидером.

Вывод о том, что у подростка имеется групповая изоляция, делается при сочетании следующих признаков:
— Жалобы на то, что ребенок не признает авторитет родителей и школы, проводит очень много времени в компании сверстников.
— Высокая степень идентификации подростка с группой, к которой он принадлежит, принятие ее целей и норм.
— Низкая степень критичности и самостоятельности в принятии решений, высокая подчиняемость.

Заключение

Синдромный подход в психологии, как и в медицине, основан не на какой-либо универсальной формальной классификации, а на конкретных наблюдениях. Вследствие этого выявляемые психологические синдромы отличаются один от другого по многим параметрам, систематизация которых представляет собой отдельную задачу. В частности, одно из существенных различий связано с характером прогноза. С этой точки зрения могут быть выделены синдромы с относительно благоприятным прогнозом, невротизирующие и психопатизирующие синдромы.

К синдромам с относительно благоприятным прогнозом относятся уход от деятельности, психологическая инкапсуляция, позитивное самопредъявление, гиперсоциальность. Разумеется, и эти психологические синдромы при их сильной выраженности и отсутствии коррекционных мер могут приводить к неврозу или психопатоподобным проявлениям. Однако в большинстве случаев дело ограничивается некоторыми психологическими проблемами, не достигающими степени заболевания и не требующими медицинского вмешательства. С медицинской стороны синдромы семейной и групповой изоляции также имеют благоприятный прогноз. Однако их социальный прогноз принципиально зависит от социальных ориентаций семьи (при семейной изоляции) или группы сверстников (при групповой изоляции), к которой принадлежит ребенок.

Ярко выраженный невротизирующий характер имеют хроническая неуспешность и тотальный регресс. Последний синдром, как правило, развивается на фоне уже имеющегося невроза. При обоих этих синдромах чисто медицинское вмешательство не может быть достаточно эффективным. Оно обязательно должно быть дополнено психокоррекционными воздействиями, направленными на нормализацию системы отношений ребенка с окружающими.

Психопатизирующее воздействие оказывают социальная дезориентация и отверженность. Последняя часто развивается на фоне уже сложившихся психопатоподобных нарушений. Психопатоподобное поведение могут порождать также синдромы негативного самопредъявления и демонстративного нигилизма. Как и в случае невротизирующих синдромов, для преодоления негативных психологических последствий психопатизирующих синдромов необходима перестройка системы отношений ребенка с его социальным окружением.

Описанные выше психологические синдромы образуют естественные пары: вариант, характерный для старшего дошкольного — младшего школьного возраста, и подростково-юношеский вариант. Для разных синдромов соотношения внутри такой пары различны. В некоторых случаях подростковый вариант является прямым продолжением ранее сложившегося синдрома. Таковы пары негативное самопредъявление — демонстративный нигилизм, позитивное самопредъявление — гиперсоциальность, уход от деятельности — психологическая инкапсуляция. В других случаях это соотношение не столь однозначно. В парах хроническая неуспешность — тотальный регресс, социальная дезориентация — отверженность, семейная изоляция — групповая изоляция подростковый синдром является не прямым продолжением предшествующего варианта развития, а типичным (но не обязательным) «осложнением» предшествовавшего синдрома.

Во всех описанных случаях смена синдромов не является автоматическим следствием повзросления ребенка. Иногда синдром, типичный, вообще говоря, для дошкольного или младшего школьного возраста, может сохраняться на протяжении подросткового и юношеского возрастов (или даже впервые возникнуть в одном из этих возрастных периодов). Иногда, напротив, «подростковый» синдром может сложиться уже в младшем школьном возрасте.

Вместе с тем, анализ приведенных описаний психологических синдромов показывает, что имеется общее типологическое различие между синдромами младшего школьного и подросткового возрастов. Психологические синдромы младшего школьного возраста определяют специфику процесса учения и вхождения ребенка в школу как социальный институт. Психологические особенности, характерные для того или иного синдрома, воплощаются в особенностях позиции ребенка.

Психологические синдромы подросткового возраста представляют собой различные формы построения системы социальных отношений ребенка с другими людьми. Психологическая представленность разных синдромов определяется различиями в самосознании подростков. Вследствие этого, психологические синдромы в подростковом возрасте значительно более интегративны, чем в младшем школьном, и охватывают личность в целом, во всем многообразии ее социальных связей и представлений о себе.

Подростковые и юношеские синдромы не обязательно складываются на основе имевшихся ранее соответствующих синдромов младшего школьного возраста. Они могут (хотя это и не типично) возникнуть и на основе каких-либо других синдромов или же вообще появиться без предшествующего развития какого-либо психологического синдрома.



Источник