Особенности работы с детьми с синдромом раннего детского аутизма
Особенности детей с РДА.
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером.
По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие
« РДА» можно рассматривать как « неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения».
И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство
мнений по поводу причин взникновения и развития РДА. Наиболее распрастранены сле-
дующие :
— генетическая обусловленность ;
— органическое поражение мозга ;
— нарушение общения матери с ребенком, ее отчужденность и эмоциональная холод-
ность, недостаток материнской ласки.
К типичным проявлениям РДА относят:
— постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстника-
ми;
-категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки;
— необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;
— отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной
направленностью;
стереотипизация действий;
— патологическое фантазирование;
— манипулирование руками;
— погруженность в мир собственных переживаний;
— эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов
и контактов глаз.
Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыт-
кам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая мо-
жет проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды дви-
гательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе.Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к како-
му-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами( переливать воду из чаш
ки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.).
Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:
— нарушение модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное- не
адекватная смыслу речи;
— своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;
-содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарных речи;
-отсутстсвие местомения «Я»,т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице;
— речь для себя ( ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повто-
рения),в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.
У многих детей с РДА отмечается страх перед обычными предметами домашнего обихо-
да, например пылесосом, кофемолкой и т.д.
В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой
ученых под руководством О.С.Никольской. Основой для систематизации групп аутичных
детей являются способы защиты, вырабатываемые с детьми с РДА.
1 группа. –Эмоциональный контакт отсутствует;
— реакция на внешние раздражители слабая;
— типична мимическая маска глубокого покоя;
— характерно полевое поведение, например бесцельное перемещение по комнате;
— активная речь может быть сохранена;
-избегание сильных стимулов, вызывающих страх ( шум, яркий свет прикосно-
вения и т. д.)
Это наиболее глубокая форма аутизма.
2 группа.-Присутствует реакция на неприятные физические ощущения ( боль, холод, го-
лод);
— в речи преобладают однотипные штампы-команды;
— возможно выполнение просьб матери;
— чрезмерная привязанность к матери;
— сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувстви-
тельностью к состоянию матери ;
— стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств ( шур-
шание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
— стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием и т.д.;
— ритуализация повседневной жизни.
3 группа-Наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
— способность выразить свои потребности посредством речи;
— конфликтность;
— поглощенность одним и тем же занятием;
-большой словарный запас «книжного» характера;
— парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повто
рном переживании травмирующих впечатлений;
4 группа – Способность к общению и интеллектуальные функции сохранены;
— чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны ма
тери;
— присутствие ритуальных форм поведения;
— круг общения ограничен близкими взрослыми;
— трудности в усвоении двигательных навыков.
Синдром РДА не относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аутистическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчи-
ков.В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего
«Я» дети с РДА испытывают значительные трудности при формировании навыков само-
обслуживания.
Диагностика РДА.
Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА –од-
но из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходи-
мо помнить, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от дру-
гих нарушений развития ( олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.).
Основные направления коррекционной работы
детей с РДА.
Комплексная клинико-психолого-педагогическая коррекция РДА включает следующие
разделы .
Психологическая коррекция:
– установление контакта с взрослыми;
– смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, стра-
хов;
– стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослы
ми и сверстниками;
– формирование целенаправленного поведения;
– преодоление отрицательных форм поведения, агрессии, негативизма, расторможен-
ности влечений.
Педагогическая коррекция РДА:
–формирование активного взаимодействия с педагогом;
– формирование навыков самообслуживания;
– пропедевтика обучения ( коррекция специфического недоразвития восприятия,
моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельнос-
ти.
Медикаментозная коррекция РДА:
– поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия.
Работа с семьей:
— психотерапия членов семьи;
— ознакомление родителей с рядом психических проблем ребенка;
— составление индивидуальных программ воспитания и обучения аутичного ребенка в
домашних условиях;
— обучение родителей методам воспитания аутичного ребенка, организация его режима,
развития навыков самообслуживания, подготовки к школе.
Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на
два этапа.
На 1 этапе основными задачами являются:
— установление эмоционального контакта;
— преодоление негативизма ребенка к общению с взрослым;
— смягчение эмоционального дискомфорта;
— нейтрализация страхов.
Взрослому необходимо помнить о пяти « не»:
— не говорить громко;
— не делать резкие движения;
— не смотреть пристально в глаза ребенку;
— не обращаться прямо к ребенку;
— не быть слишком активным и навязчивым.
Для организации начальных этапов общения взрослому рекомендуется спокойно, но увле
ченно заниматься чем-то, что может привлечь внимание ребенка ( раскрашивать картин-
ку, пересыпать мозаику и т. д.).В начале требования должны быть минимальными ( успе-
хом можно считать, если ребенок соглашается быть рядом). Если ребенок не выполняет
задание, его внимание следует переключить на более легкую, приятную задачу, ни в ко-
ем случае нельзя настаивать, доводить малыша до негативной реакции. По окончании за-
дания лучше вместе порадоваться удачному выполнению.
На 2 этапе основными задачами являются:
— преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка;
— обучение ребенка социальным нормам поведения;
— развитие способностей ребенка.
Для детей с РДА чрезвычайна трудна целенаправленная деятельность. Дети быстро пре-
сыщаются, устают, отвлекаются даже от самых интересных и любимых занятий.Необхо-
дима частая смена видов деятельности, учет желания и готовности ребенка взаимодейст-
вовать со взрослым Взрослому необходимо ориентироваться на интересы и пристрастия
ребенка. На начальных этапах обучения активно обыгрываются стереотипы ребенка. Во
время обучения взрослый находится позади ребенка, оказывая необходимую помощь.Ре-
бенок с аутизмом нуждается в постоянном одобрении, но похвалу при этом нужно дози-
ровать. Специфической особенностью ребенка с РДА является потребность постоянства
окружающей обстановки или твердое следование привычки.
Необходимо четкое следование режиму и расписанию.
К сожалению у большинства аутичных детей с трудом возникают, а у некоторых не воз-
никают и вовсе высшие чувства: сочувствие, сострадание, сопереживание. На преодоле-
ние этих проблем направляется коррекционная работа по развитию эмоциональной сфе-
ры ребенка:
— установление положительного эмоционального контакта;
-преодоление негативных реакций;
— выработка положительной эмоциональной реакции на занятия;
-коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ре-
бенка для коммуникации посредством игры. Ребенок обучается «языку чувств».
Виды игр, рекомендованные для занятий
с детьми с РДА.
Сенсорные игры, направленные на установление контакта с детьми.
Игры с красками и водой(переливание, брызгание, купание кукол, мытье посуды).
Игры с мыльными пузырями.
Игры со свечами( «день рождения).
Игры с светом и тенями (« Солнечный зайчик», фонарик « темно-светло»).
Игры со льдом.
Игры с крупами ( гречка, горох, фасоль, рис в глубокой чашке ).
« Где мои ручки», « Пересыпаем крупу», « Обед для куклы».
Игры с пластичными материалами ( пластилином, глиной, тестом).
Игры со звуками
Обратить внимание на звуки в окружающем мире ( скрип двери, стук ложечки о
бокал).
Коробочки с разными крупами ( «найди такую же»).
Детские муз. инструменты ( барабан, бубен, металлофон, дудочка, гармошка, пиа-
нино).
Игры с движениями и тактильными ощущениями.
« Тормошение. Возня».
« Догоню-догоню».
« Змейка» ( ленточка, скакалка, веревка и т.д.).
« Самолетики» (покружить малыша).
« Бросим мяч в корзину с шариками».
« Поехали-приехали».
Во время игр не затягивать сюжетную линию, сохранять логическую структуру, завер-
шать игровое действие, подводить итог, повторять за ребенком фразы-штампы.
Игры-психодраммы.
Проигрывание ситуаций, рисунок.
Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой и двигательной сферы.
«Замок».
«Кенгуру».
« Гонка мячей».
« Видящие пальцы».
« Раздувайся, пузырь».
«Давайте познакомимся».
« Как пройти?».
« Найди игрушку».
« Мышка».
« Гусеница».
« Давай поговорим».
« Ладонь в ладонь».
« Придумай слова».
Игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.
« Спичечный узор».
« Аквариум».
« Как добраться до цели?».
« Арифметический мяч»
« Дорисуй фигуры».
« Чудесный лес».
« Город».
« Путешествие в мир звуков».
« Пальчики-узнавальчики».
« Как упали палочки ?».
« Подходит-не подходит».
« Узнай по голосу».
« Поезд».
«Узнай, по какому предмету я стучу».
« Я положил в мешок».
Рекомендации родителям.
Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием родителей. Их главная задача – создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищеннос-
ти и уверенности.
Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.
Поддерживать эмоционально теплые отношения.
При обучении ребенка использовать схемы и модели.
Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных
и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.
5) Повсеместно использовать тактильный контакт, но настаивать на нем в случае
отказа. Не оставлять свои попытки.
6)Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его раз-
вития.
7) Искоренять причину страхов, продумывать вместе с ним способы победы над
страхом.
8) Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.
9) В моменты вспышек агрессии держать себя в руках.
10) Принимать особенности своего ребенка, искоренять в себе чувство вины.
Последнее – одно из важнейших условий, так как принятие – это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.
Список литературы.
« Практикум для детского психолога», Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько
« Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь», О.С. Никольская,
Е.Р.Баенская, М,М, Либлинг.
« Помощь психолога детям с аутизмом», И,И, Мамайчук.
« Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии».
;
Источник
Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявлениями раннего детского аутизма служат избегание контактов с людьми, замкнутость, извращенные сенсорные реакции, стереотипность поведения, нарушения речевого развития. Диагноз раннего детского аутизма устанавливается на основании динамического наблюдения и удовлетворения проявлений нарушения критериям диагностики РДА. Лечение раннего детского аутизма строится по синдромальному принципу; дополнительно проводится коррекционная работа по специальным педагогическим методикам.
Общие сведения
Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) — психопатологический синдром, основу которого составляют стойкие нарушения социального взаимодействия, общения и поведения. Частота раннего детского аутизма в популяции составляет 2-4 случая на 10 тыс. детей за явным преобладанием данного расстройства среди мальчиков (3-4:1). Ранний детский аутизм начинает проявлять себя в первые 3 года жизни ребенка, обычно диагностируется у детей в возрасте 2-5 лет. Примерно в 0,2% случаев ранний детский аутизм сочетается с умственной отсталостью. Характерно, что ранний детский аутизм никогда не развивается у детей старше 5 лет, поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, следует думать о возникновении у ребенка с отклонениями в поведении других психических отклонений, прежде всего шизофрении.
Ранний детский аутизм
Причины раннего детского аутизма
На сегодняшний день причины и механизмы раннего детского аутизма до конца неясны, что порождает множество теорий и гипотез происхождения нарушения.
Генная теория происхождения связывает ранний детский аутизм с генетическими дефектами. Известно, что 2-3 % потомков аутистов также страдает этим расстройством; вероятность рождения второго ребенка-аутиста в семье составляет 8,7 %, что во много раз превышает среднюю популяционную частоту. У детей с ранним детским аутизмом чаще обнаруживаются другие генетические нарушения – фенилкетонурия, синдром ломкой Х-хромосомы, нейрофиброматоз Реклингхаузена, гипомеланоз Ито и др.
Согласно тератогенной теории возникновения раннего детского аутизма, различные экзогенные и средовые факторы, воздействующие на организм беременной на ранних сроках, могут вызывать биологические повреждения ЦНС плода и в дальнейшем приводить к нарушению общего развития ребенка. Такими тератогенами могут выступать компоненты продуктов питания (консерванты, стабилизаторы, нитраты), алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, факторы среды (радиация, выхлопные газы, соли тяжелых металлов, фенол и др.). Кроме этого, частая связь раннего детского аутизма с эпилепсией (примерно у 20-30% больных) указывает на наличие перинатальной энцефалопатии, которая может развиться вследствие токсикозов беременности, гипоксии плода, внутричерепных родовых травм и пр.
Альтернативные теории связывают происхождения раннего детского аутизма с грибковой инфекцией, метаболическими, иммунными и гормональными нарушениями, старшим возрастом родителей. В последние годы появились сообщения о связи раннего детского аутизма с профилактической вакцинацией детей против кори, паротита и краснухи, однако свежие исследования убедительно опровергли наличии причинно-следственной связи между прививкой и заболеванием.
Классификация раннего детского аутизма
Согласно современным представлениям, ранний детский аутизм входит в группу первазивных (общих) нарушений психического развития, при которых страдают навыки социально-бытового общения. Эта группа также включает синдром Ретта, синдром Аспергера, атипичный аутизм, гиперактивное расстройство с УО и стереотипными движениями, дезинтегративное расстройство детского возраста.
По этиологическому принципу различают ранний детской аутизм эндогенно-наследственного, связанного с хромосомными абберациями, экзогенно-органического, психогенного и неясного генеза. На основании патогенетического подхода выделяют наследственно-конституциональный, наследственно-процессуальный и приобретенный постнатальный дизонтогенез.
С учетом преобладающего характера социальной дезадаптации при раннем детском аутизме К. С. Лебединская выделила 4 группы детей:
- с отрешенностью от окружающего (полное отсутствие потребности в контакте, ситуативное поведение, мутизм, отсутствие навыков самообслуживания)
- с отвержением окружающего (двигательные, сенсорные, речевые стереотипии; синдром гипервозбудимости, нарушение чувства самосохранения, гиперсензитивность)
- с замещением окружающего (наличие сверхценных пристрастий, своеобразие интересов и фантазий, слабая эмоциональная привязанность к близким)
- со сверхтормозимостью в отношении окружающего (пугливость, ранимость, лабильность настроения, быстрая психическая и физическая истощаемость).
Симптомы раннего детского аутизма
Основные «классические» проявления раннего детского аутизма включают: избегание ребенком контактов с людьми, неадекватные сенсорные реакции, стереотипии поведения, нарушения речевого развития и вербальной коммуникации.
Нарушения социального взаимодействия у ребенка, страдающего аутизмом, становятся заметными уже раннем детстве. Ребенок-аутист редко улыбается взрослым и откликается на свое имя; в более старшем возрасте – избегает зрительного контакта, редко приближается к посторонним, в т. ч. другим детям, практически не проявляет эмоций. По сравнению со здоровыми сверстниками, у него отсутствует любопытство и интерес к новому, потребность в организации совместной игровой деятельности.
Обычные по силе и длительности сенсорные раздражители вызывают у ребенка с синдромом раннего детского аутизма неадекватные реакции. Так, даже негромкие звуки и неяркий сет могут вызывать повышенную пугливость и страх либо, напротив, оставлять ребенка равнодушным, как будто он не видит и не слышит, что происходит вокруг. Иногда дети-аутисты избирательно отказываются надевать одежду определенного цвета или использовать некоторые цвета в продуктивной деятельности (рисовании, аппликации и пр.). Тактильный контакт даже в младенческом возрасте не вызывает ответной реакции или провоцирует сопротивление. Дети быстро утомляются от деятельности, пресыщаются от общения, зато склонны к «застреванию» на неприятных впечатлениях.
Отсутствие способности к гибкому взаимодействию с окружающей средой при раннем детском аутизме обусловливает стереотипность поведения: однообразие движений, однотипные действия с предметами, определенный порядок и последовательность выполнения действий, большую привязанность к обстановке, к месту, а не к людям. У детей-аутистов отмечается общая двигательная неловкость, неразвитость мелкой моторики, хотя в стереотипных, часто повторяемых движениях они демонстрируют поразительную точность и выверенность. Формирование навыков самообслуживания также происходит с запозданием.
Речевое развитие при раннем детском аутизме отличается своеобразием. Долингвистическая фаза языкового развития протекает с задержкой – поздно появляется (иногда совсем отсутствует) гуление и лепет, звукоподражание, ослаблена реакция на обращение взрослых. Самостоятельная речь у ребенка с ранним детским аутизмом также появляется позднее обычных нормативных сроков (смотри «Задержка речевого развития»). Характерны эхолалии, штампованность речи, выраженные аграмматизмы, отсутствие в речи личных местоимений, интонационная бедность языка.
Своеобразие поведения ребенка с синдромом раннего детского аутизма определяется негативизмом (отказом от обучения, совместной деятельности, активным сопротивлением, агрессией, уходом «в себя» и пр.) Физическое развитие у детей-аутистов обычно не страдает, однако интеллект в половине случаев оказывается сниженным. От 45 до 85% детей с ранним детским аутизмом испытывают проблемы с пищеварением; у них часто встречаются кишечные колики, диспепсический синдром.
Диагностика раннего детского аутизма
Согласно МКБ-10, диагностическими критериями раннего детского аутизма являются:
- 1) качественное нарушение социального взаимодействия
- 2) качественные нарушения общения
- 3) стереотипность форм поведения, интересов и активности.
Диагноз раннего детского аутизма устанавливается после периода наблюдения за ребенком коллегиальной комиссией в составе педиатра, детского психолога, детского психиатра, детского невролога, логопеда и других специалистов. Широко используются различные опросники, инструкции, тесты измерения уровня интеллекта и развития. Уточняющее обследование может включать ЭЭГ, МРТ и КТ головного мозга при судорожном синдроме; консультацию генетика и генотипирование при неврогенетических расстройствах; консультацию гастроэнтеролога при пищеварительных расстройствах и т. д.
Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма проводится как внутри группы первазивных нарушений развития, так и с другими психопатологическими синдромами – задержкой психического развития, олигофренией, шизофренией, депривационными расстройствами и пр.
Лечение раннего детского аутизма
Излечение синдрома раннего детского аутизма на сегодняшний день невозможно, поэтому медикаментозная коррекция строится по синдромальному принципу: в случае необходимости назначаются противосудорожные препараты, психостимуляторы, антипсихотики и т. п. Имеются сведения о благоприятных результатах электроакупунктуры.
Целесообразность применения различных экспериментальных методик (например, лечение раннего детского аутизма безглютеновой диетой) не имеет клинически достоверных подтверждений.
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится психотерапии, психолого-педагогической коррекции, дефектологической помощи, занятиям с логопедом. В работе с детьми-аутистами используется музыкотерапия, арт-терапия, игротерапия, иппотерапия, дельфинотерапия, трудотерапия, логоритмика. В процессе обучения аутичных детей педагогам следует ориентироваться на сильные стороны ребенка (нацеленность на учебу, преобладающие интересы, способности к точным наукам или языкам и т. п.).
Прогноз и профилактика раннего детского аутизма
Невозможность полного излечения раннего детского аутизма обусловливает сохранение синдрома в подростковом и взрослом возрасте. С помощью ранней, постоянной и комплексной лечебно-коррекционной реабилитации удается достичь приемлемой социальной адаптации у 30% детей. Без специализированной помощи и сопровождения в 70% случаев дети остаются глубокими инвалидами, не способными к социальным контактам и самообслуживанию.
Учитывая неустановленность точных причин раннего детского аутизма, профилактика сводится к общепринятым правилом, которые должна соблюдать женщина, готовящаяся к материнству: тщательно планировать беременность, исключить влияние неблагоприятных экзогенных факторов, правильно питаться, избегать контактов с инфекционными больными, соблюдать рекомендации акушера-гинеколога и пр.
Источник