Особенности психики человека с синдромом
Древних греков почитают как мудрых мастеров философии. Еще они заметили, что человек «спаян» из двух частей: внешнее проявление умственной деятельности и внутренние психические свойства. Отличий между людьми много, но самыми интересными являются особенности внутреннего мира. Понимание психической деятельности и самого понятия психики, на самом деле, не столь сложно, как кажется.
1
Функции психики
В современной психологии дается более точное определение, помогающее понять сам феномен.
Психика – это зеркало. Субъективное отражение объективного мира и реакция на него. Основа работы психики – совокупность множества «чувственно» и «реакционно» направленных связей.
За некоторые функции отвечает конкретный участок мозга. Но делегирование тоже свойственно главному «думательному» органу человека, потому за некоторые формы проявления определенных функций отвечает вся кора головного мозга. Психика человека выполняет следующие функции:
Отражательная
Это свойство помогает выбрать ответ на конкретно сложившуюся ситуацию. Поскольку живому материалу присущи биологические формы отражения, то отражение – это не стагнация, а динамичный процесс.
Эмоциональная
Порождение эмоциональных реакций на определенные ситуации.
Волевая
Возможность «свободного» выбора. Оспаривается большинством современных психологов.
2
Важность для человека
В конце 19 века ученые считали, что врожденность обуславливает всю дальнейшую жизнь. Л. С. Выготский считал, что психическое развитие человека происходит по историческим законам, а не по биологическим.
Возможности человека напрямую связаны с уровнем его развития.
Уровень развития психики устанавливает качество профессиональной деятельности, проявления и направленность воли и нормы поведения. Биохимия мозга, а вследствие и поведение, регулируется тремя отделами: эпифизом, гипоталамусом и гипофизом. При неправильной работе желез, которые направляются перечисленными отделами, наблюдаются изменения и в психическом состоянии человека.
3
Процессы
Происходящие действия в сознании человека и выработанная эмоциональная реакция на внешние раздражители. Во многом совпадают с функциями.
Регуляторные
Другая сторона восприятия внешнего. Вырабатывают принципы системы поведения. Волеизъявление, мотивация, постановка целей.
Познавательные
Осмысление конкретной ситуации со всевозможных сторон и возможность действовать, согласно своим идеалистическим представлениям. Сюда относятся восприятие, память и воображение.
Коммуникативные
Необходимость объединения усилий с людьми для достижения определенной цели подтолкнуло первобытного человека к изобретению сознательной коммуникации.
4
Состояния
Это характеристика индивидуальной картины мира и норм поведений, закрепленная на протяжении относительно долгого периода времени. Характеристики психических состояний можно предугадать.
- Эмоциональные. Испытуемые чувства.
- Активационные. Показатель активности или пассивности человека.
- Временные. Длительность состояния.
- Тонические. Схожи с активационными, только здесь имеется ввиду конкретный момент – бодрый ли человек, угнетенный ли.
5
Свойства психики
Главными отличающими особенностями психики являются гибкость и обучаемость. Известный ученый Татьяна Черниговская говорит, что мозг не умеет одного – не учиться.
Кардинальное отличие людей от животных – это способность и готовность влиять на обстоятельства в некоторых случаях. Это и называют волеизъявлением.
Способность действовать, исходя из накопленного опыта, и возможность выбирать способ своего поведения. Вообще свойства – это относительно стабильные образования, которые обуславливают характер индивида. Делятся на три категории:
- Жизненная позиция. Убеждения, идеальный образ себя и т.д.
- Характер и темперамент. Врожденные психо-физические свойства личности и избранная манера поведения.
- Способности. Развитость воли, интеллекта и предрасположенность к творчеству.
6
Психические явления
Психология изучает фундамент, состоящий из процессов, свойств и состояний психики. Однако далеко не все процессы осознаются человеком. Как утверждают ученые, самосознание не может существовать отдельно от бессознательного, сверхсознательного, предсознательного и подсознательного. Бессознательные процессы, являющиеся первым уровнем психики, такие как дыхание, размножение, а зачастую даже и автоматическое мышление не «выводятся» на поверхность, дабы не загружать мозг.
Своими индивидуальными бессознательными люди формируют коллективное бессознательное, то есть историю всего человеческого рода. Впервые на него указал Юнг в своей работе «Структура души».
Название явления | Описание |
Подсознание | Это собрание всех устремлений, которые по тем или иным причинам ушли из сознания. Современные психологи очень часто наблюдают конфликт подсознания с сознанием. |
Предсознание | «Станция переправки» из бессознательного в сознательное. Проявляется спонтанным потоком ассоциаций, мыслей и образов. Наряду с мышлением сюда относят и случайные чувства. |
Сверхсознание | Это сформированные усилием воли образования, позволяющие, например, регулировать соматические функции (чудеса йогов с раскаленными углями и остановкой сердца). |
7
Причины нарушения психических функций
Самой очевидной причиной является травмы головы, опухоли и прочие физические отклонения. Но дело не только в «физике». Расстройства и потрясения также способны влиять на психическое состояние человека. Во главе стоит целостность нервной системы. Выделяют несколько типов нарушений. Каждое из них имеет свои причины и характерные свойства.
- Расстройства памяти и внимания.
- Мышления.
- Работы сознания.
- Расстройство личности.
- Движений и координации.
- Восприятия.
- Эмоционального состояния.
- Интеллекта.
Заключение
Заключение
Психика – до конца не изученная область. Осознание человеком каждого побуждения также практически не возможно. Такой эффект достигается в измененных состояниях сознания, что с точки зрения психологии, тоже можно считать отклонением. На психику человека могут повлиять много факторов: среда обитания (город и общество), состояние физического здоровья и даже система питания (еще в 18 веке Филипп Пинель установил связь между мозгом и кишечником).
Высокомерное отношение к незначительным факторам могут привести к серьезным нарушениям, если вовремя не повлиять на ситуацию.
Чтобы психические расстройства не отравляли жизнь, нужно соблюдать «психическую диету» – ограничивать поток лишней информации, развивать позитивное мышление и осознанность.
РОМАН ДЯЧЕНКО, специально для Evrikak.ru
Видео к материалу
Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Как отмечалось в гл. 1, человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. Однако при всей разноголосице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии. Хотя трактовка данного понятия, конечно, далеко не однозначна.
Эволюция не линейный процесс постепенного количественного приращения свойств или признаков (см. гл. 3). Это обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных самостоятельным ответвлениям от общего, к тому же спиралевидного «древа жизни». Расхождение, отстояние между современным человеком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе не означают биологической изолированности человека. Напротив, реальные связи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют основу жизни, задают специфику самой человеческой психики.
1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает
конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимодействия и отношения людей.
Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них есть результат прижизненного формирования и развития в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности. Л.С. Выготский писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мере развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внутреннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принадлежащими конкретному субъекту.
У человека формируется особый вид социогенных, психических образований, обусловленных его исключительно социальной природой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответствующими биологическими, нервными субстратами, но они в определенном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории человеческой жизни. Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необязательность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продолжает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не имеют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологическими. Человек освобождается от неукоснительно строгого следования своим неустранимым физиологическим нуждам. В результате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не имеющие прагматически узкого значения выжить. Отражаемый, создаваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения науки и культуры, искусства и религии, человеческой духовности.
2. Второй и также социально обусловленной особенностью человеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сложившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабатывается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии человека и мира.
Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, языки и речь.
Любые орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок) несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику действий человека с предметами окружающего мира. Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. она опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь «биологическим удлинением руки» (Л.С. Выготский), поскольку эта палка перестает существовать для животного вне конкретной, биологически значимой ситуации. Животные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок.
Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее использование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания.
Предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рождается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы — все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психологического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обязательно обучает и воспитывает. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредствуют поведение и психику человека.
Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак (в самом универсальном виде — слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и потому производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.
Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована, по аналогии с инструментальной вооруженностью материальной человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные экспериментальные исследования, например восприятия, памяти, мышления, воображения. Поэтому развитие высших психических функций — это не столько количественное увеличение, «созревание» их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические процессы являются в той или иной степени знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.
3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность человеческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способности отражения абстрактных признаков или свойств предметов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чувственного, наглядного опыта. Например, человеку физически невозможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообразных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управление и самоуправление.
Источник
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 января 2020;
проверки требуют 6 правок.
Пси́хика (от др.-греч. ψῡχικός «душевный, жизненный») — сложное понятие в философии, психологии и медицине, которое в зависимости от областей знаний и направлений наук определяется как:
- Совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой[1].
- «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию»[2].
- Системное свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности[3].
- Внутренний мир человека.[4]
Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.[5]
Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д.; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции. Изучением психики занимается наука психология[1].
Вопросы происхождения и развития психики[править | править код]
В истории науки высказывались различные точки зрения на место психики в природе. Так, согласно панпсихизму, одушевлённой является вся природа. Биопсихизм приписывал психику всем живым организмам, включая растения. Теория нейропсихизма признавала наличие психики только у существ, имеющих нервную систему. С точки зрения антропопсихизма психика есть только у человека, а животные являются своего рода автоматами[6].
В более современных гипотезах в качестве критерия наличия психики принимается та или иная способность живого организма (например, способность к поисковому поведению). Среди множества таких гипотез особое признание получила гипотеза А. Н. Леонтьева. Он предложил считать объективным критерием наличия психики способность организма реагировать на биологически нейтральные (абиотические) воздействия — те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Абиотические воздействия сами по себе не полезны и не вредны для организма.[7] Такая способность называется чувствительностью; согласно Леонтьеву, она имеет объективный и субъективный аспекты. Объективно она проявляется в реагировании, в первую очередь двигательном, на данный агент. Субъективно — во внутреннем переживании, ощущении данного агента. Реагирование на биологически нейтральные воздействия обнаруживается практически у всех животных, поэтому есть основания считать, что у животных есть психика. Эта способность реагирования есть уже у простейших одноклеточных организмов, например, у инфузории[6].
У растений науке известны реакции только на биологически значимые воздействия. Например, корни растений при соприкосновении с раствором питательных веществ в почве начинают их всасывать. Способность реагировать на биологически значимые воздействия называется раздражимостью. В отличие от чувствительности, раздражимость не имеет субъективного аспекта[6].
В эволюции форм психики А. Н. Леонтьев выделил три стадии:
- стадию элементарной сенсорной психики;
- стадию перцептивной психики;
- стадию интеллекта.
К. Э. Фабри оставил только две первых стадии, «растворив» стадию интеллекта в стадии перцептивной психики[6].
На стадии элементарной сенсорной психики животные способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. На стадии перцептивной психики живые существа отражают внешний мир уже в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей[6].
Основные функции психики[править | править код]
Костин А. Н. и Голиков Ю. Я. выделили три основных функции психики: когнитивную, релятивную и регулятивную.[8] При этом когнитивная и регулятивная являются классическими; их назначение состоит в осуществлении познавательных процессов, а также в инициации и организации активности. Дополнительно к ним выделена релятивная функция психики, ее назначение — выработка субъективных отношений к объективной реальности и сосредоточенности на ее требуемых изменениях. По своему содержанию эти отношения разделяются на два типа: эмоциональные и осмысленные.
См. также[править | править код]
- Душа
- Психические процессы
- Психические состояния
- Структура человеческой психики (в психоанализе)
- Психическое здоровье
- Психическое расстройство
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Психика
Источник