Особенности памяти у детей с синдромом дауна

Особенности памяти у детей с синдромом дауна thumbnail

По материалам Сэнди Олтон ( Sandy Alton ), педагога-консультанта; работающей с учащимися с синдромом Дауна в графстве Окфордшир («Down’s Syndrome Association Journal», Issue 95, Winter 2000/2001) Перевод Н. Грозной

Что такое кратковременная слуховая память?

Кратковременная слуховая память помогает нам понимать смысл речи. Мы пользуемся этим видом памяти для удержания, обработки, понимания и усвоения разговорной речи в течение такого промежутка времени, которого достаточно, чтобы прореагировать на услышанное. Эта память называется также словесной, фонетической (то есть относящейся к звукам речи), рабочей или оперативной.

Это лишь один тип памяти, которым располагает мозг. Среди других здесь имеет смысл упомянуть зрительную память, которая по наблюдениям исследователей, у людей с синдромом Дауна работает гораздо лучше, чем кратковременная слуховая.

Как действует кратковременная слуховая память?

Слова, которые мы слышим, принимаются и сохраняются в той части слуховой кратковременной памяти, которая называется фонетическим хранилищем. Прежде чем эти слова поступят в долговременное – семантическое (то есть связанное со смыслом слов) хранилище, они удерживаются в фонетическом хранилище в течение времени, достаточного для того, чтобы мы могли понять их смысл. Это важно, поскольку таким образом мы можем запомнить начало предложения, что дает возможность понять смысл предложения в целом.

В фонетическом хранилище информация быстро распадется. Если мы не пытаемся удержать ее с помощью словесных повторений, она остаётся там лишь в течение двух секунд. Повторение – это внутреннее проговаривание полученной информации. Количество информации, которую мы можем удержать в течение двух секунд, называют цифровой фонетической вместимостью. Вместимость может быть измерена количеством цифр, которые человек способен запомнить и повторить в правильном порядке сразу после их предъявления.

Какие факторы оказывают влияние на кратковременную слуховую память?

Существует несколько факторов, улучшающих кратковременную слуховую память. Главный фактор – это скорость, с которой мы способны распознавать речь и говорить. Этот фактор определяет объем информации, который мы можем удержать в течение двухсекундного интервала. Учась говорить быстрее, мы тем самым учимся быстрее повторять и, значит, удерживать больше информации, прежде чем она распадётся. У детей, развивающихся типичным образом, фонетическая вместимость возрастает прямо пропорционально увеличению скорости речи. У среднестатистического четырехлетнего ребенка вместимость составляет две-три единицы информации, а у среднестатистического 14-летнего подростка – около семи единиц. Таким образом, вместимость хранилища нашей кратковременной слуховой памяти с возрастом увеличивается.

К другим факторам, способным улучшить кратковременную слуховую память, относится повторение, а также организация информации. Мы повторяем информацию про себя для того, чтобы запомнить её. Обычные дети могут научиться повторять информацию про себя примерно к семи годам.

Процесс организации информации, способствующий запоминанию, включает в себя разбиение информации на категории, формирование крупных блоков и группировку похожих составляющих. Навыки повторения и организации информации у детей обычно развиваются по мере взросления естественным образом, но с помощью тренировки их можно улучшить.

Эффективность работы кратковременной памяти может снижаться при предъявлении длинных, незнакомых слов, а также слов со схожим звучанием. Произнесение, а также повторение длинных слов требует более продолжительного времени; кроме того, они быстрее забываются. Получается, что при работе с односложными словами наша память работает лучше, чем с трёхсложными. Это относится к словам, предъявляемым как визуально, так и устно. Точно так же нам труднее различать слова, имеющие схожее звучание, поэтому мы хуже вспоминаем список, составленный из таких слов. Наконец, нам легче запомнить то, с чем память уже знакома. Если мы слышим незнакомые слова, мы медленнее распознаем их, медленнее реагируем на них и медленнее выучиваем. 

Как синдром Дауна влияет на кратковременную слуховую память?

Многие дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной памятью. Долговременная память (работающая совершенно иначе, чем кратковременная) у этих детей не нарушена, как не нарушена и работа кратковременной памяти в случае получения зрительной или пространственной информации.

Результаты исследований показывают, что кратковременная слуховая память у детей с синдромом Дауна развивается не так, как у их обычных сверстников. У подростков с синдромом Дауна фонетическая вместимость достигает трех или четырех единиц, в то время как у обычно развивающихся подростков – семи. Кроме того, исследования показывают, что вместимость кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из их речевых возможностей или уровня развития интеллекта.

Пока не ясно, почему дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной слуховой памятью. Есть разные мнения, и для того, чтобы сделать какие-либо выводы, необходимы дополнительные исследования.

Предположения, что главными причинами плохой работы кратковременной памяти являются проблемы со слухом или медленная артикуляция, исследованиями не подтвердились.

Похоже, что дети с синдромом Дауна не пользуются обычными приёмами, помогающими запоминать информацию, то есть повторением и соответствующей организацией информации, или повторяют очень медленно и неэффективно.

Однако сравнение с обычными детьми, не достигшими семи лет (то есть еще не научившимися повторять), показало, что дети с синдромом Дауна все-таки демонстрировали меньшую вместимость кратковременной памяти. Это означает, что только сложности с повторением в данном случае не могут объяснить худшие характеристики слуховой памяти. Другие работы также позволяют предположить, что проблемы с повторением не являются главной причиной того, что вместимость слуховой кратковременной памяти у детей с синдромом Дауна меньше, чем у других. Более вероятной причиной могут быть проблемы, существующие внутри фонетического хранилища, такие, например, как недостатки в самой системе хранения информации или повышенная скорость распада информации в хранилище. 

Можно ли улучшить кратковременную слуховую память у детей с синдромом Дауна?

Исследования показывают, что если проблемы с кратковременной памятью у детей с синдромом Дауна связаны с отсутствием повторения, то соответствующая тренировка может привести к улучшению кратковременной памяти Однако долговременного эффекта это не дает, поскольку со временем это улучшение становится менее заметно или исчезает. Видимо, в этой области требуются дополнительные исследования, и разработка новых методик.

Читайте также:  Статья синдром дефицита внимания и гиперактивности

Если же проблемы связаны с самим хранением информации в фонетическом хранилище, то пока не существует никаких подходов к реальному улучшению этой ситуации. 

Есть ли еще какие-нибудь подходы к обучению детей с нарушениями кратковременной слуховой памяти?

Смягчить любые проблемы, вызванные плохой работой кратковременной слуховой памяти, можно использованием подходящих обучающих методик.

Существуют приёмы, помогающие такому способу усвоения знаний, который не опирается на кратковременную слуховую память, но позволяет «постучаться» в разные отделы памяти и пользоваться разными способами хранения информации. Важно понимать, что не только в отношении детей с плохой кратковременной слуховой памятью, но и в отношении многих детей вообще использование исключительно объяснений для усвоения материала не дает желаемого результата. При обучении любого ребенка требуются наглядно-практические приёмы и средства. Мел и объяснение не единственное средство, особенно при обучении физическим или практическим навыкам.

В следующих разделах рассматриваются некоторые из ключевых областей развития, исследуется влияние плохой кратковременной слуховой памяти на развитие ребенка в каждой из этих областей и предлагаются подходы к улучшению ситуации. 

Как проявляется общее влияние плохой кратковременной памяти?

Проблемы с кратковременной памятью имеют непосредственное отношение к трудностям развития речи и бедному словарному запасу, потому что между этим разделом памяти и развитием речи существует тесная связь.

Любой недостаток в работе кратковременной слуховой памяти сказывается на возможности учащегося реагировать на произносимые слова, выполнять инструкции или узнавать новое в разных ситуациях, так как эти способности, в первую очередь, опираются на слуховые навыки. Главная беда здесь состоит в том, что услышанные слова слишком быстро исчезают из памяти.

Если ребенку приходится запоминать и перерабатывать незнакомые слова или длинные сложные предложения, то он быстро устает и либо полностью «выключается», либо сохраняет только отдельные части информации, часто начало или конец предложения.

Когда информация, воспринимаемая на слух, оказывается слишком насыщенной, перед детьми встают реальные трудности. Это может происходить, например, в следующих случаях:

  • когда дети собираются в кружок во время общей игры или обсуждают что-то целой группой или классом;
  • когда ребенку дают инструкции;
  • когда ребенок сталкивается со словами, относящимися к какой-то специфической теме;
  • когда ребенку необходимо понять прочитанное;
  • когда ребенок производит в уме арифметические операции.

Плохая работа кратковременной памяти также мешает ребенку выучить последовательность действий или событий и развить организационные навыки. Во всех вышеперечисленных ситуациях учащимся необходима дополнительная зрительная поддержка, чтобы им легче было удерживать внимание. 

Как помочь развитию общих навыков запоминания?

  • Следить за тем, чтобы все занятия были короткими, устраивать много маленьких перерывов: плохая память превращает учёбу в тяжёлую работу.
  • Сводить к минимуму отвлекающие факторы.
  • Использовать песенки, стишки, ритм помогающие запоминанию.
  • Давать ребенку инструкцию, не прибегая к каким-либо визуальным подсказкам. Ребёнок должен выполнить инструкцию, воспользовавшись своими навыками запоминания на слух, в процессе чего задействуется кратковременная память. Это может быть, например, инструкция расставить в определённом порядке кубики или картинки.
  • Играть в слуховые игры на запоминание, такие как «Саймон говорит» (ведущий становится перед детьми, и произносит различные команды, которые дети должны выполнять) и т. п.
  • Побуждать ребёнка пользоваться «процедурной» памятью путем вовлечения его в ролевые игры, игры-драматизации и серии физических движений.
  • Помогать ему учиться посредством связанных между собой повседневных действий: здесь особенно уместно использование навыков организации.
  • На практике обучать ребёнка цепочке повседневных действий, ключевым процедурам и последовательностям событий. 

Какое влияние оказывает качество кратковременной памяти на речевые навыки?

Кратковременная память оказывает большое влияние на все аспекты развития речи.

У детей могут возникнуть следующие трудности:

  • Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов, и именно эти трудности следует расценивать в качестве возможного индикатора плохой кратковременной памяти).
  • Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
  • Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминанием перечней. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро, если только не повторяются и не используются постоянно.
  • Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
  • Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
  • Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь. 

Как смягчить влияние недостатков в работе кратковременной памяти на приобретение, сохранение и развитие речевых навыков?

  • Следите за тем, чтобы отвлекающие факторы окружающей среды были сведены к минимуму.
  • По мере возможности, старайтесь поддерживать контакт «лицом к лицу». Помогайте ребенку, когда он должен приложить усилия для того, чтобы услышать сказанное, например, можно сделать знак «слушай», показав на свои уши. Повторяйте отдельно взятому учащемуся информацию или инструкцию, данную всему классу.
  • Произносите слова четко и всегда одинаково. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова. Избегайте предъявления очень похожих друг на друга слуховых стимулов.
  • Разбивайте информацию на меньшие блоки, с которыми удобнее справляться, а предложения – на более короткие и простые фразы. Ограничивайте количество словесных инструкций, которые вы даете одновременно.
  • Стремитесь сделать информацию зримой, особенно ключевые слова, они могут сопровождаться жестами, картинками, символами. Придумывайте собственные условные обозначения для ключевых слов.
  • Подключайте ассоциации: связывайте новую информацию и слова со знакомыми словами или зрительными образами.
  • Побуждайте детей повторять услышанную информацию, предлагая им воспроизводить ее для себя шёпотом.
  • Пауза – повторение – проверка – дает ребёнку возможность обдумывать информацию достаточно долго для того, чтобы она могла быть переведена в долговременную память.
  • Регулярно предлагайте ребенку вспоминать полученную информацию, даже после того как, по вашему мнению, он ее усвоил. Эта практика развивает способность ребёнка отыскивать нужную информацию в памяти.
  • Разбивайте слова и понятия на крупные категории и занимайтесь отдельно каждой категорией: помимо прочего, обучение категориям расширяет словарный запас.
  • Для запоминания последовательностей и списков обеспечивайте ребёнка визуальным подкреплением.
  • Музыка, стишки и песенки особенно полезны при усвоении последовательностей (таких, как буквы алфавита, дни недели и т. д.), а также при обучении представлению о фонетике, навыкам ее практического использования и паттернам звуков. Иногда сама мелодия служит ребёнку толчком к воспроизведению речевой последовательности.
  • Формируйте у детей навыки чтения и развивайте их. Для многих детей с синдромом Дауна чтение становится визуальным средством компенсации недостатков кратковременной памяти, подкрепления и развития речевых навыков. Дети с синдромом Дауна часто способны накапливать зрительный словарь, опираясь на свои более сильные навыки запоминания зрительной информации и связывая зрительный образ слова с соответствующей словесной реакцией.
Читайте также:  Видеоролики о детях с синдромом дауна

Навыки письма

Проблемы с кратковременной слуховой памятью оказывают отрицательное влияние на письмо. Особой проблемой становятся ведение записей и диктанты. Написать предложение – это сложная задача. Ребенок должен суметь обработать, выстроить в нужной последовательности и запомнить мысли и слова, правильно писать буквы и одновременно контролировать движения руки при письме.

Поскольку у многих детей с синдромом Дауна навыки мелкой моторики развиты недостаточно хорошо, им потребуется много времени для того, чтобы построить из букв слова. Если ребенок должен запомнить предложение, перед тем как записать, его нагрузка удваивается. Из-за быстрого распада информации в памяти дети часто забывают предложение прежде, чем успевают дописать его до конца.

Дети с синдромом Дауна, которые в устной речи способны построить грамматически правильное предложение, часто теряют навыки использования грамматических правил при письме.

Чтение, говорение и слушание способствуют развитию навыков письма. Делайте акцент на связи между говорением и письмом – побуждайте ребенка произносить или читать вслух слова, прежде чем писать их. Можно предлагать ему зрительные подсказки: картинки, кассы слов, прописи, словари со словами и картинками, рисование серии сценок-иллюстраций к сказке, карточки с предложениями или картинками для составления рассказа, и т. д. Сначала просите ребенка записывать только хорошо знакомые слова и предложения.

Побуждайте ребенка слушать аудиозаписи и пересказывать услышанное. Аудиозапись можно останавливать и снова включать, предлагая ребенку слушать ее маленькими кусочками, а затем пересказывать и записывать кусочек, который он прослушал.

Навыки счёта

Многие дети с синдромом Дауна считают математику очень трудным предметом, хотя кажется, что развитие у них навыков счета происходит обычным образом. Многие трудности объясняются тем фактом, что, наряду со своей абстрактной природой, большая часть математического мышления предполагает способность хранить исходные числа или удерживать числовую последовательность, одновременно производя математические операции. Поэтому для детей с синдромом Дауна, имеющих недостаточную кратковременную память, особенно труден устный счет. Развитие математического мышления у таких детей должно поддерживаться наглядными материалами и выполнением действий с реальными предметами.

Источник

Шаихова Валерия Викторовна
Особенности детей с синдромом Дауна

а) Общая характеристика детей с синдромом Дауна;

б) Комплексное развитие детей с синдромом Дауна;

в) Обучение детей с синдромом Дауна

Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта,является также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.

Внимание у таких детейвсегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий.

С памятью также проблемы. Они не в состоянии запомнить название реальных или изображенных на картинках предметов, либо тексты коротких стихотворений.

Особенно у детей с недостатками развития нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарное обобщение. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. Ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, в которые они и вкладывают определенный смысл.

Движения ребенка с ограниченными возможностями неуклюжи, некоординированны, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенноплохо удаются малышу движения пальцев рук: ребенок с трудом учиться шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода.

Поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, не управляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих.

Легко возбудимых детей следует приучать к соблюдению режима. Прежде чем указать на допущенные ребенком ошибки, надо сначала подчеркнуть его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышается работоспособность, ответственность за его поведение.

Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, одобрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах. Благотворно действует на ребенка спокойный тон, негромкий голос взрослого, иногда даже шепот.

Читайте также:  Железодефицитная анемия синдромы и симптомы

Среди детей с недостатками развития значительную часть составляют дети, у которых диагностирован синдром Дауна. Особенности детей с синдромом Дауна очень различны: одни из них вялы и апатичны, другие — наоборот, возбудимы и беспокойны. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей ниже, чем у здоровых, они отличаются умениями подражать окружающим.

Дети с синдромом Дауна плохо говорят, но гораздо лучше понимают чужую речь. Таким детям трудно говорить, поскольку их артикуляционный аппарат недоразвит, и может создаться ложное представление об их истинном уровне познавательной деятельности. Однако, если ребенку дать задание, не связанные с его собственной речью, например разложить в группы картинки с мебелью или посудой, он легко выполнит задание.

Дети — дауны эмоциональны. Они могут испытывать гнев, страх, радость, грусть. Как правило свои чувства они выражают недостаточно ярко, хотя иногда их переживания сильны даже по незначительному поводу. У некоторых детей проявляются эпилептоидные черты характера. Детям с синдромом Дауна музыка доставляет удовольствие и усиливает их энергию, необходимую для выполнения многих практических занятий. Благодаря тому, что эти дети эмоциональны, контактны, им можно помочь, если с ними настойчиво и доброжелательно заниматься.

Дети — дауны, как правило делают то, что им говорят. Они обучаются несложным действиям с предметами, распознают их по форме, цвету и другим наглядным признакам. Критерием развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте является игра, а в более старшем — способность общения с окружающими, возможность выполнения несложных видов труда, т. е. социальная адаптация.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна.

По статистике один младенец из 700-800 появляется на свет с синдромом Дауна, и присутствие таких людей в нашей жизни не такая большая редкость Нельзя сказать, что эти дети просто замедленны в развитии. Они, несомненно, испытывают специфические трудности в обучении, поэтому с самого раннего возраста им необходим комплекс специальных коррекционно — педагогических мероприятий. Насколько приспособленным к жизни станет такой ребенок, зависит от ряда факторов. Степень воздействия этих факторов на каждого отдельного ребенка с синдромом Дауна может быть разной, но все они влияют на процесс его развития и обучения.

Вот некоторые из факторов, влияющих на приспособленность к жизни детей с синдромом Дауна:

• Интеллектуальные затруднения

Интеллектуальные затруднения присуще практически всем индивидуумам с синдромом Дауна. Хотя современные исследования показывают, что большинство детей с подобным синдромом имеют среднюю или легкую степень умственной отсталости и вполне способны к обучению.

• Личность

Известно, что наследственные черты и влияние окружения определяют достаточно широкий спектр личностных особенностей людей с синдромом Дауна.

• Семейная динамика

Поддержка близких и их ожидание крайне важны и значимы, они в достаточной мере влияют на достижения ребенка. Братья и сестры, отношения с родителями, семейная экономика — все это играет определенную роль и воздействует на развитие и обучение ребенка с синдромом Дауна.

• Методы обучения

Выбирая стратегию и тактику обучения детей с синдромом Дауна, следует учитывать, что они лучше всего обучаются, если задействованы все сенсорные каналы. Нет методик, которые гарантированно подходили бы абсолютно для всех, поскольку каждый ребенок уникален и обладает собственным индивидуальным стилем обучения.

• Влияние медицинских проблем

Этот фактор, требующий долгосрочного наблюдения. Многие дети с синдромом Дауна с первых лет жизни имеют серьезные проблемы со здоровьем, а у кого-то такого рода проблемы могут возникнуть лишь впоследствии. Некоторые из этих проблем можно достаточно успешно и быстро скорректировать, в то время как другие порой требуют долгого и тщательного лечения или даже хирургического вмешательства.

При организации коррекционно — педагогической помощи детям с синдромом Дауна недооценка любого из этих факторов может отрицательно сказаться на эффективности специальной помощи и, следовательно, на раскрытии потенциальных возможностей ребенка.

При организации групповых и индивидуальных занятий с такими детьми всегда предусматривается участие родителей.

Обучение детей с синдромом Дауна.

Занятия следует проводить в игровой форме. Вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать любую инициативу. Многие дети с нарушением интеллекта плохо понимают обращенную к ним речь, поучения, и беседы с ними взрослых, как правило, оказываются безрезультатными. На занятиях с ребенком необходимо использовать наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого малыша. Показывая ребенку, как выполнять то или иное задание, затем вместе с ним повторяя необходимые действия мы вырабатываем в результате у него несложные умения и навыки.

Из-за поражения центральной нервной системы детям трудно осмыслить условия окружающей жизни, понять те или иные требования взрослых, осознанно следовать определенным правилам поведения, поэтому главное в воспитании таких детей — формирование привычек.

Еще один важнейший принцип обучения — доступность. Это позволит ребенку выполнить любую работу или задание и таким образом подняться на более высокую ступень развития.

Необходимо насыщать занятия эмоциональным компонентом, так как эмоции у таких детей более сохранны. Усвоение практического опыта такими детьми осуществляется по эмоциональным каналам и проходит путь от эмоций к познавательной деятельности. Следует включать в занятия больше музыки и пения, использовать изобразительную деятельность, театрализованные игры, сказкотерапию.

Разговаривать с детьми надо спокойным, доброжелательным тоном, не скупиться на похвалу, поощрение, всегда положительно оценивать попытки ребенка самостоятельно справиться с заданием.

Источник