Особенности обучения с синдромом аспергера
Материалы об учёбе в школе аутичных детей и связанных с этим проблемах.
Темпл Грандин: «Советы по обучению детей и взрослых с аутизмом»
Хорошие учителя помогли мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2,5 лет меня отдали в структурированный детский сад с опытными учителями. С раннего возраста меня учили хорошим манерам и поведению за обеденным столом. Дети с аутизмом должны иметь структурированный день, и учителей, которые знают, как быть твердым, но деликатным.
Ида Орин: «Проблемы, с которыми довелось столкнуться в средней и старшей школе»
Первая проблема, которая сопровождала меня всю школьную жизнь — трудности с построением дружеских отношений. Попытавшись общаться с одноклассниками в начальных классах, я потерпела неудачу. Дети говорили обо мне друг другу: «Не общайся с ней», порой пытались злобно подшучивать, натирали лицо снегом и заставляли произносить матерные слова. К средней школе я почти перестала пытаться разговаривать с одноклассниками. Приходила на занятия, садилась за свою парту и сидела так до окончания уроков. Завидовала киноактёрам: у них есть сценарий, они знают, что говорить в любой ситуации фильма, даже в самой неприятной — а у меня «сценария» нет, и как общаться с другими детьми, было непонятно.
Джим Синклер: «Опасения по поводу инклюзии со стороны сообщества инвалидов»
Я не знаю ни одного активиста-правозащитника из сообщества инвалидов, который бы считал, что инклюзия не должна быть доступна как один из возможных вариантов. Защитники прав инвалидов полагают, что инвалидам должна быть предоставлена возможность пойти куда угодно и делать что угодно в обычном обществе. Среди инвалидов даже самые ярые критики инклюзии будут, возможно, возражать против того, чтобы школам и другим общественным учреждениям было позволено исключать или сегрегировать людей, которые желают инклюзии. Инклюзия ДОЛЖНА быть доступна как один из вариантов выбора. Однако среди сообщества инвалидов есть некоторые опасения по поводу того, что инклюзия — не всегда наилучший вариант для любого человека с любой формой инвалидности и что принудительная инклюзия является такой же проблемой, как и принудительная сегрегация.
Дети с синдромом Аспергера: характеристика, стили обучения и стратегии помощи
Все, кто вступает в контакт с ребенком, у которого диагностирован синдром Аспергера (как школьный персонал, так и сверстники), должны получить информацию об особенностях и учебных потребностях таких детей. Необходимо учитывать следующие характеристики и особенности обучения, связанные с синдромом Аспергера, и особенно их влияние на обучение и планирование подходящей образовательной программы для ребенка. Дети с синдромом Аспергера имеют трудности с обработкой входящей информации. Их умственные способности к усвоению, сохранению и использованию информации заметно отличаются от нейротипично развивающихся детей. Это формирует несколько необычный взгляд на мир. Поэтому обучающие стратегии для детей с синдромом Аспергера должны отличаться от стратегий, используемых для нейротипично развивающихся детей.
Руководство учителя по синдрому Аспергера
Organization for Autism Research
Образование является важнейшим вопросом для каждого родителя, а в случае ребёнка с расстройством аутического спектра (РАС) оно приобретает ещё большую значимость. Данное руководство предназначено дать учителям и другим специалистам введение в синдром Аспергера, некоторые из его характерных черт и предоставить информацию об отдельных учительских стратегиях, которые могут применяться в классе. Эта книга поможет вам узнать о специфических проблемах, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера в школе, и о том, как подходящим образом организовать их обучение.
Должен ли я называть себя аутичным?
В статье обсуждается «от первого лица», стоит ли рассказывать о своём диагнозе окружающим. Особое внимание уделено школьному возрасту и проблеме интеграции аутичного ребёнка с остальным классом. Материал может быть полезен подросткам, их родителям, а также учителям.
Синдром Аспергера: руководство для учителей, составленное родителями
Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной. Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей
Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.
Страницы
Источник
Дети и взрослые с синдромом Аспергера должны быть обучены в аспекте взаимодействия с окружающей средой. Логопедическая программа учит их правильным образцам общения, а поведенческая терапия – желательным и здоровым привычкам.
Что такое синдром Аспергера
Лица с синдромом Аспергера характеризуют, в частности, скудным невербальным общением и педантичностью речи. У них наблюдается отсутствие эмпатии, а также проблемы с чтением экспрессии других людей.
Могут казаться наивными и имеют проблемы с установлением близких отношений. Они не могут сохранить отношения и реагируют на ситуации неадекватно. У них проблемы с пониманием социальных ситуаций и они понимают обращенные к ним сообщения буквально. Они с трудом понимают шутки, иронию и метафоры. Их интересы конкретные, глубокие и ограниченные узкой областью. Иногда у них отмечается несогласованное и неуклюжее поведение.
Синдром Аспергера – терапия
Терапия при синдроме Аспергера является необычайно важным элементом социализации и развития. Дети, которые работают над развитием социальных навыков лучше находят себя в группе и учатся, как совершать знакомства.
Терапевтические занятия показывают, каким образом инициировать контакт и вести диалог. Они помогают понять, как можно адаптироваться и как решать конфликты. Терапия детей, подростков и взрослых, страдающих от синдрома Аспергера, может состоять из индивидуальных занятий, групповых и реабилитации.
Она предназначена для стимулирования функций, ответственных за развитие психомоторных центров головного мозга и познавательные способности. Помогает в эмоциональном аспекте, в развитии социальных навыков, слухового восприятия.
Реабилитация помогает тренировать визуально-моторно-слуховую координацию. Развивает также мелкую моторику и большие двигательные навыки, учит осознанию тела и ориентации в пространстве. Улучшает способность к концентрации внимания и речи.
Логопедическая терапия ребёнка с синдромом Аспергера
Элементы терапии детей с синдромом Аспергера в логопедическом аспекте могут быть использованы как во время отдельных занятий, так и учителями в школе. Они состоят в устранении временного давления, задавании дополнительных вопросов во время устных ответов и поощрении самостоятельной активности.
Воспитатель должен позитивно подкреплять ребёнка, например, посредством похвалы и вознаграждения за хорошо выполненные задания. Он также может дать ему дополнительное внимание и помочь в самостоятельной деятельности.
Во время терапии следует использовать понятные сообщения, а темп выполнения задач должен быть адаптирован к возможностям ребенка.
Прежде чем начать разговор, Вам нужно привлечь внимание человека с синдромом Аспергера.
Также стоит приспособить язык к уровню ребёнка и пользоваться жестами. Лучше избегать метафор и не говорить слишком большого количества вещей. Вы должны напрямую сообщать, что должен делать ребенок, а что – нет. Хорошо перефразировать заявления ребенка.
Обучающая коммуникация во время программы речевой терапии включает показ новых способов прошения о помощи или разъяснений. Стоит показать, насколько важны дыхание, выражение лица и мимика, а также положение тела и сопутствующие шумы.
Также очень важно научить ребёнка с синдромом Аспергера наблюдать за другими детьми, чтобы он знали, что делать в данной ситуации. Полезно сотрудничать и поощрять друзей к завязыванию дружеских отношений. Во время перерыва ребенок должен организовывать свою деятельность. Также важно изучить концепцию времени и предвидеть предстоящий конец конкретной задачи.
Синдром Аспергера – поведенческая терапия
Поведенческая терапия – это исключительно эффективная форма терапии направленная на детей с синдромом Аспергера и аутизмом. Означает воздействие, ориентированное на обучение новым формам социально приемлемого поведения.
Создатели методики утверждают, что часть поведения имеет биологические причины, однако, большинству действий можно просто научиться. Лица с нарушениями развития проходят этот процесс иначе, чем те, кто находятся в «норме развития».
Поведенческая терапия начинается с обучения основам, а значит правильному общению и самообслуживанию. Ребёнок узнает, как устанавливать и поддерживать зрительный контакт, а также как выполнять простые команды, выраженные в словах.
После занятий он научиться правильно питаться, а также приносить и показывать конкретные предметы. Очень важный аспект поведенческой терапии в группе Аспергера является развитие поведения, направленного на интеграцию со сверстниками. Ребенок учится, как приобретать друзей и как с ними общаться, как вести вербальный и невербальный диалог.
Источник
Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной.
Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.
_________________________________________________
Здравствуйте, мы родители _________. У нашего ребёнка диагностирован синдром Аспергера. Это нейробиологическое расстройство, которое относится к аутистическому спектру. Детям с СА может быть трудно использовать и понимать невербальное поведение и формировать подходящие для их возраста отношения со сверстниками. Частично это объясняется тем, что их общению часто не хватает спонтанности. Хотя у них часто есть сильные интересы и развитые навыки в определенных предметах, они также испытывают серьезные трудности с организованностью. Иногда может показаться, что детям с СА трудно понять чувства других людей, у них могут быть сенсорные трудности, и очень часто они привержены определенному порядку и рутине.
Вам стоит знать, что у нашего ребёнка много талантов и сильных сторон. Тем не менее, ниже приведены те проблемы, с которыми вы можете столкнуться, когда будете учить ___________. Многие виды поведения, которые вы заметите, он НЕ контролирует – это поведение не результат злой воли или преднамеренного непослушания. Временами ребёнок просто искренне не знает, как адекватно отреагировать на ту или иную ситуацию. Вне всяких сомнений, вы сможете придумать и другие полезные стратегии работы с нашим ребёнком, и мы будем очень благодарны, если вы расскажете нам о них.
Пожалуйста, звоните нам в любое время, если у вас возникнут вопросы о нашем ребёнке с синдромом Аспергера. Наши контакты: ______________________
Общие особенности поведения
— Этот синдром напоминает что-то вроде «швейцарского сыра». Одни способности ребёнка развиваются в соответствии с возрастом, в то время как остальные могут задержаться или полностью отсутствовать. Более того, у таких детей могут быть навыки, намного опережающие нормально развивающихся детей (например, ребёнок понимает сложнейшие математические принципы, но не в состоянии запомнить, что нужно записать домашнее задание).
— Важно помнить, что если реёнок может чему-то научиться в одной ситуации, то это не обязательно означает, что он сможет вспомнить и перенести свое знание на новую ситуацию.
— Наш ребёнок очень хорошо реагирует на положительную обратную связь и терпеливый стиль обучения.
— Если вы будете говорить с ним как со взрослым, используя спокойный голос, то положительный эффект не замедлит себя ждать.
— Время от времени у нашего ребёнка начинается «истерика», которую ничто не может остановить. Пожалуйста, в случае такого поведения позвольте нашему ребёнку уйти «в тихое и безопасное место», где он сможет «остыть». Пожалуйста, обратите внимание на то, что случилось непосредственно перед истерикой (например, не было ли неожиданных изменений в привычном распорядке дня). Лучше всего говорить с ребёнком только «после» того, как он успокоится.
— Если учеба ребёнка в классе начала проходить без каких-либо проблем, это значит, что мы всё делаем ПРАВИЛЬНО. Это не значит, что наш ребёнок «вылечился», что у него «изначально не было никаких проблем» или что «пришло время отказаться от дополнительной поддержки». Повышайте требования к ребёнку осторожно и постепенно.
— Иногда наш ребёнок может издавать звуки или кричать. Будьте к этому готовы, особенно в трудных и стрессовых ситуациях. Пожалуйста, объясните другим детям, что это просто его реакция на стресс или страх.
— Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребёнок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция «бежать или сражаться». Думайте об этом как о «коротком замыкании в результате перегрузки». (Обычно такие ситуации можно предотвратить, если вовремя заметить первые признаки).
— Нашему ребёнку может понадобиться помощь при решении задач. Пожалуйста, постарайтесь найти время, чтобы помочь ему.
— Если вы делите детей на группы, пожалуйста, НАЗНАЧАЙТЕ членов группы, а не позволяйте другим детям «выбирать членов», потому что это повышает шансы, что наш ребёнок останется без группы, и его будут дразнить.
— Отмечайте сильные стороны нашего ребёнка часто и визуально. Это придаст ему смелости, чтобы продолжать стараться и бороться.
— Поддерживайте в классе атмосферу принятия различий и разнообразия.
Специальные интересы
— Наш ребёнок может повторять одно и то же снова и снова, но вы заметите, что эта привычка проявляется, как только повышается уровень стресса.
— Лучше не втягиваться в эти повторы, отвечая на один и тот же вопрос, не повышать голос и не говорить, что на вопрос уже ответили. Вместо этого переключите внимание ребёнка на что-то другое или предложите альтернативу, которая позволит ей сохранить достоинство.
— Разрешите ребёнку записать свой вопрос или мысль и ответьте письменно – это может снять стресс/разорвать круг вопросов.
Изменения в обстановке
— Нашему ребёнку очень трудно справиться с изменениями в привычной обстановке. Изображение нового места, куда все направляются, или письменное расписание могут ему очень помочь.
— Пожалуйста, предупреждайте о любых изменениях в расписании заранее, если только это возможно.
— Вы очень поможете ребёнку, если один или два раза заранее предупредите его о смене рода занятий или изменениях в расписании.
Сенсорика/Моторные навыки/Слуховое восприятие
— Нашему ребёнку трудно понять несколько инструкций подряд или много слов одновременно.
— Если вы разделите инструкции на несколько простых шагов, то это очень поможет.
— Если вы будете использовать картинки в качестве подсказок, то это тоже поможет.
— Если вы будете говорить медленнее, используя только короткие предложения, это может помочь.
— Он гораздо лучше понимает инструкции, если повторять их четким и простым языком, по-разному их формулируя.
— Наш ребёнок может быть очень неуклюжим, он также может очень сильно реагировать на определенные вкусы, поверхности, запахи и звуки.
Стимулы
— Он может испытывать чрезмерную стимуляцию из-за громких шумов, яркого освещения, сильных запахов или вкусов, потому что у него есть повышенная чувствительность к ним.
— В окружении множества других детей, со всем сопутствующим хаосом и шумом, пожалуйста, помогите ему найти тихое место, где он может обрести немного «покоя».
— Неструктурированные периоды (обед, перемена и группа продленного дня) могут представлять наибольшие проблемы для нашего ребёнка. Пожалуйста, обеспечьте его дополнительным руководством и помощью взрослых в эти трудные периоды.
— Позвольте ему «походить», поскольку сидение в течение длительного времени может быть для него очень трудным (простая пятиминутная прогулка с другом или помощником учителя может очень помочь).
Визуальные подсказки
— Некоторые дети с СА лучше всего учатся при наличии визуальной помощи – расписания в картинках, письменных инструкций или рисунков (другие дети лучше всего воспринимают вербальные инструкции).
— Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, «подожди своей очереди», «перестань говорить» или «говори медленнее или тише».
Прерывания
— Временами нашему ребёнку нужно несколько дополнительных секунд, чтобы ответить на вопрос. Для этого ему нужно перестать думать о том, о чем он сейчас думает, отложить куда-то эту тему размышлений, сформулировать ответ и только потом ответить. Пожалуйста, проявите терпение, дождитесь ответа и поощряйте других делать то же самое. В противном случае ему придется начинать весь процесс с начала.
— Если кто-то пытается помочь ему, заканчивая за него предложения или перебивая, то ему приходится возвращаться назад и приступать к формулированию мысли с самого начала.
Контакт глазами
— Временами может показаться, что наш ребёнок не слушает вас, хотя на самом деле это не так. Не думайте, что если она не смотрит на вас, то она вас не слушает.
— В отличие от большинства из нас, навязанный контакт глазами МЕШАЕТ ей сосредоточиться.
— На самом деле, ей будет проще слушать и понять, о чем вы говорите, если вы не будете заставлять смотреть вам в глаза.
Социальные навыки и дружба
— Именно в этом заключаются главные трудности детей с СА. Они могут мечтать о друзьях, но просто не знают, как подружиться с другими детьми.
— Если вы выделите одного или двух сочувствующих учеников, которые могут стать «приятелями» ребёнка, то вы сделаете его мир более дружелюбным местом.
— Может помочь, если вы поговорите с остальными учениками класса, но только позитивным образом и с разрешения семьи. Например, можно поговорить о том, что у многих или у большинства из нас есть те или иные трудности, а при синдроме Аспергера главная трудность состоит в неспособности «читать» социальную
ситуацию, точно так же как некоторые люди плохо видят без очков или плохо слышат без слухового аппарата.
— Ученики с синдромом Аспергера с большой вероятностью становятся «жертвами» травли со стороны других учеников. Этому способствуют два фактора:
1. Высока вероятность их сильной реакции, которой и добивается обидчик. Когда он видит такую реакцию, это закрепляет его поведение.
2. Дети с синдромом Аспергера так отчаянно хотят «вписаться» в коллектив и/или понравится другим детям, что они вряд ли будут «ябедничать» на обидчика, опасаясь отвержения со стороны класса.
Рутина
— Детям с СА очень важно придерживаться определенного распорядка и рутины, но в нашем мире очень трудно этого добиться.
— Пожалуйста, предупреждайте нашего ребёнка о любых предстоящих изменениях как можно скорее, особенно если это изменения в расписании или помещении.
— Заранее предупредите его о новом учителе или школьной экскурсии в учебное время.
Речь
— Может показаться, что его словарный запас и уровень владения речью очень высоки, но дети с СА не всегда знают значение того, что они говорят, даже если слова кажутся верными.
— Мой ребёнок обычно не понимает сарказм и некоторые формы юмора. Даже объяснения того, что значила та или иная фраза, не всегда проясняют ситуацию, потому что точка зрения ребёнка с СА является очень уникальной и, временами, непоколебимой.
Организационные навыки
— Нашему ребёнку не хватает способности запомнить много информации или вспомнить эту информацию в случае необходимости.
— Ему могут помочь расписания и планы (в картинках или в виде текста).
— Пожалуйста, пишите расписание или домашнее задание на доске, а ещё лучше, если есть возможность, сделайте для него их копию на ксероксе. Пожалуйста, проследите, что он положил задание в портфель, потому что ему не всегда удается собрать всё необходимое без посторонней помощи.
— В случае необходимости позвольте ей переписать записи у других детей или выдайте ей копию. Многие дети с СА страдают от дисграфии, и они не способны слушать то, что вы говорите, читать с доски и писать одновременно.
Заключительное слово
Временами поведение нашего ребёнка может утомлять или раздражать вас или других учеников в классе. Пожалуйста, помните, что это нормально и ожидаемо. Пусть трудные дни не позволяют вам забыть, что ВЫ – чудесный учитель, который справляется со сложной ситуацией, и ничто не может срабатывать каждый раз (и некоторые методы могут не работать в большинстве случаев). Вместе с этим у вас появится шанс познакомиться с новым и уникальным взглядом на мир, который порою будет забавлять и изумлять вас. Пожалуйста, обращайтесь к нам, если захотите поделиться наблюдениями. Мы к этому привыкли. Вы нас не шокируете, и мы не станем думать о вас хуже.
Общение – это ключ к плодотворной работе. Мы – одна команда, которая думает о лучшем для ребёнка.
Большое вам спасибо.
Представленный выше материал — перевод текста «Asperger’s Syndrome Guide For Teachers».
Источник