Особенности образования детей с синдромом дауна
Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.
Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.
Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.
Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям
Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:
- снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
- рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
- улучшение самооценки;
- развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
- развитие дружеских отношений внутри класса.
Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна
В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.
Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.
Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.
Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.
Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться
Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.
Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.
Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой
Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.
Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.
Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.
Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.
Фото: Shutterstock
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Муравейник»
Консультация для педагогов
«Особенности коррекционно-педагогической работы
с ребенком с синдромом Дауна»
Подготовила:
педагог-психолог
Закирова А.С.
г. Коломна
2019 г.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями психического и физического здоровья в образовательных учреждениях является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование, которое закреплено законодательно.
Синдром Дауна — самая распространенная на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.
Итак, к Вам в группу пришел ребенок с синдромом Дауна. У Вас возникает вопрос: «Что с ним делать, как общаться?». Первое, что нужно сделать, — это наладить с ним контакт. Доброжелательный тон, искренняя улыбка помогут Вам расположить ребенка к себе. Однако, не расстраивайтесь, если ответной реакции Вы сразу не получите. К трем годам малыша с СД речь остается очень ограниченной. Поэтому он может застесняться или же объясняться жестами.
Для налаживания контакта с ребенком используйте невербальные (несловесные) средства коммуникации как основу общения: мимика, жесты, телодвижения, тактильные контакты. Все это будет подкреплять и стимулировать общение с ребенком.
Далее необходимо побеседовать с родителями о том, что уже умеет ребенок, какие у него привычки, стереотипы определенных действий. Ведь в силу эмоционально-волевых нарушений ребенок с СД адаптируется к миру с помощью поведенческих стереотипов, им самим выстроенных. Дайте ребенку возможность самому адаптироваться в новой среде. Постепенно ему удастся осуществить перенос стереотипных действий (например, игра с дверью — должен сам отрывать и закрывать дверь) и даже выработать новые.
Ваш первый шаг – «отойти», отодвинуться от ребенка, постепенно и осторожно налаживать с ним контакт, не ломать его стереотипы, а стараться расширить их (очень осторожно вносить новые элементы).
Чем поведение детей с синдромом Дауна отличается от поведения обычных детей?
Оно отличается не так уж сильно; определенные стадии развития могут начинаться позже и длиться дольше. Например, проявления характера с истерикой обычно свойственны двух- и трехлеткам. А ребенок с синдромом Дауна может начать проявлять таким образом характер в 3-4 года. Само поведение чаще не отличается, и поэтому можно применять те же методы воспитания, что и с обычными детьми. Однако важно рассматривать проблемы поведения в связи с его уровнем развития, а не в связи с его хронологическим возрастом в годах. Также важно учитывать, как ребенок владеет языком. Многие проблемы в поведении детей с СД связаны с тем, что ребенок не может словами выразить свои потребности и, естественно, начинает из-за этого злиться или расстраиваться (например, рычит).
Будьте готовы к тому, что в поведении детей с СД часто встречаются нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, чрезмерная активность). Особенности психического и личностного развития такого ребёнка обусловлены, как правило, двумя факторами: ошибками воспитания или определённой незрелостью, минимальными поражениями нервной системы. Зачастую оба эти фактора действуют одновременно.
Например, ребенок бывает агрессивен по отношению к окружающим предметам, животным, людям и среде, его не устраивающей. Прежде всего необходимо разобраться, в чем причина агрессии. Защита ли это? И от чего защищается ребенок? Иногда мы видим, что ребенок пытается оградить себя от вторжения в его внутренний мир, от навязываемых ему действий.
Эмоционально дети с синдромом Дауна мало чем отличаются от своих здоровых сверстников. Из-за более ограниченного, чем у «обычных» детей, круга общения, дети с синдромом Дауна больше привязаны к родителям. Однако дружеские отношения со сверстниками представляют для таких детей особую ценность. Подражая им, дети с синдромом Дауна могут учиться, как вести себя в бытовых ситуациях, как играть и т.д.
Дети с синдромом Дауна не умеют одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности одновременно обработать сигналы более чем от одного раздражителя. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т.д.). Они часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, звуки, слова и т.д.
Однако сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Поэтому главным в воспитании и образовании детей с синдромом Дауна в детских садах является сенсорное воспитание.
Цель работы с ребенком с синдромом Дауна — обеспечение оптимального вхождения его в общественную жизнь, подготовка к самостоятельной жизнедеятельности.
Направления предстоящей работы:
1. Развитие общей моторики;
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук;
3. Развитие речи;
4. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
5. Развитие социально-коммуникативной сферы.
Формирование любых умений и навыков проводится по этапам:
1) совместная деятельность со взрослым;
2) деятельность по образцу;
3) деятельность по словесной инструкции.
На начальном этапе работы важно сформировать у ребенка готовность к усвоению общественного опыта через совместные действия взрослого и ребенка. Все занятия с ребенком проводятся в индивидуальной форме. Играйте совместно с ребенком в пирамидки, вкладыши, шнуровки, мозаику, конструкторы, матрешку, «Волшебный мешочек», кубики и др.
На первом году необходимо очень осторожно использовать картинки в качестве наглядного материала, поскольку дети часто не узнают предметы на изображении. Но если вы все-таки используете предметные картинки, то показываем также и натуральные, реальные предметы.
Развитие навыка действия по самообследованию, по обследованию предметов и объектов из ближайшего окружения проводится следующим образом: показ способов действия с различными предметами, одновременно проговаривая, что мы делаем, как называется предмет, для чего он нужен (начиная с карандашей и заканчивая посудой). Также необходимо формировать у ребенка навыки самообслуживания: пользоваться полотенцем, надевать штаны, снимать одежду.
Для развития общей моторики привлекайте ребенка к занятиям физкультурой, к подвижным играм. Особенно успешно может проходить обучение на занятиях танцами, т.к. именно сочетание музыки и ритмических движений приносят ребенку с синдромом Дауна наибольшее удовольствие.
Развитие мелкой моторики может стать затруднительным моментом для ребенка с синдромом Дауна. Особенности заболевания обуславливают нарушение развития ладони и пальцев: у детей очень короткие пальцы. Показывайте ребенку, как брать предметы не только правой, но и левой рукой, знакомьте его со способами обследования предметов, с различными формами и фактурами предметов. Очень полезно лепить из теста, пластилина, перебирать фасоль, делать гимнастику для пальцев и т.д.
Что касается социально-коммуникативного развития, то у детей с СД мало контактов со сверстниками и взрослыми. Поэтому основной целью социально-коммуникативного развития является обеспечение оптимального вхождения детей с синдромом Дауна в общественную жизнь. Можно сначала ненавязчиво вводить особого ребенка в детские игры, затем, когда несколько детишек станут с ним играть, он сам начнет искать общения с ними, участвовать, по мере возможности, в совместных играх.
При общении с ребёнком не употребляем слова «скажи», «повтори», поскольку это может привести к отказу от общения. Именно игра позволяет педагогу дать ребенку возможности и побудительные мотивы для свободного и естественного общения. Сравните две сценки:
1. Ребенок и педагог сидят друг напротив друга за столом. Педагог берет игрушечную собачку: «Это собака. Скажи собака!».
2. Ребенок и педагог сидят на полу с игрушечной собачкой и небольшим одеялом. Педагог позволяет малышу поиграть с собачкой; при этом комментирует его действия. Затем прячет игрушку под одеяло: «Ах! Где собака? Давай позовем ее. Собака! Собака! Где она может быть? А ну-ка, ты позови ее!».
Преимущества второго подхода очевидны. Не следует, правда, думать, что овладение речью через игру происходит спонтанно, само собой. Игровые занятия требуют постоянного повторения.
Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семьи, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанник, но и его родители. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи.
Таким образом, успешная социализация особого ребенка в условиях детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
2 слайд
Описание слайда:
Синдром Дауна – хромосомное нарушение, трисомия по 21 хромосоме
3 слайд
Описание слайда:
Особенности моторики -Координация движений нарушена (неловкость походки, движений) — Движения медлительны, однообразны, невыразительны — Трудности переключения с одного движения на другое, невозможность выполнения движения в условно воображаемой ситуации — Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений — Повышенная гибкость суставов — Грубое недоразвитие тонких дифференцированных движений пальцев рук
4 слайд
Описание слайда:
Особенности навыков — Трудности самостоятельного выполнения действий по самообслуживанию; — Трудности в установлении последовательности действий
5 слайд
Описание слайда:
Особенности сенсорики Грубое недоразвитие функций восприятия: — поверхностное восприятие предметов; — не дифференцируют основные цвета и оттенки, геометрические фигуры и т.д.; — трудности восприятия пространства и времени; — реакция на окружающее слаба либо неадекватна. Основой осознания мира является зрительное восприятие Особенности внимания — Неустойчивость активного внимания — Повышенная утомляемость — Короткий период концентрации внимания — Дети легко отвлекаются, истощаются
6 слайд
Описание слайда:
Особенности мышления — Инертность, стереотипность, узкая конкретность мышления. — Беспорядочность и бессистемность имеющихся понятий и представлений. — Абстрактные понятия недоступны для понимания — Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений. Интеллект варьируется от полной идиотии до нижнего предела умственного развития нормальных людей. Особенности памяти -гипомнезия (уменьшенный объем памяти) -недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух
7 слайд
Описание слайда:
Особенности воображения Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Особенности поведения — Без труда вступают в контакт с окружающими и часто подражают им. -В основном послушны, добродушны, легко подчиняются и готовы сделать то, что их попросят. Хотя могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства — Зачастую развитие останавливается на уровне трехлетнего ребенка.
8 слайд
Описание слайда:
Особенности эмоционально-личностной сферы — Эмоции элементарны и большей частью связаны и физическим самочувствием и физиологическими потребностями. — Формы выражения аффекта примитивны: радость проявляется в двигательном возбуждении, выразительном крике и мимике; в состоянии злобы наблюдаются агрессия, склонность к самоповреждению. По темпераменту выделяют два типа: Эретический (повышенное настроение, легкая возбудимость, плохо тормозятся, непоседливы) Торпидный (безразличное настроение, вялые, безучастные к окружающей обстановке, заторможенные)
9 слайд
Описание слайда:
Особенности личности Сознание собственной личности смутно. Этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.
10 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-872546
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник