Основные синдромы в пропедевтики внутренних болезней
1. Понятие пропедевтики и болезни Пропедевтика (от греческого «propaideueo» — предварительно обучаю) — подготовительный вводный курс во внутренние болезни (или какую-либо другую дисциплину), систематически изложенный в сжатой и элементарной форме.
Болезнь (morbus) — это патологическое состояние организма, связанное с повреждением органов и тканей патогенными факторами. Термин «болезнь» тесно связан с понятием «заболевание», используемым для констатации факта возникновения у конкретного человека болезни.
2. Понятие об этиологии Этиология («aеtia» — причина + «logos» — учение) — наука о причинах возникновения болезней.
К факторам (причинам), вызывающим заболевания внутренних органов, относятся:
— физические (ионизирующее излучение, термическое воздействие, механическая травма и др.);
— химические (воздействие кислот, щелочей, ядов);
— биологические (патогенные микроорганизмы, их токсины, эндогенные вещества);
— социальные (вредные условия труда, недостаточное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем и т. д.).
Наряду с вышеперечисленными причинами в возникновении патологических состояний важную роль играет индивидуальная способность внутренней среды человека отвечать на внешние факторы воздействия. Или, говоря другими словами, возникновение болезни во многом зависит от индивидуальной реактивности («reactio» — противодействие) организма. Сегодня в практической медицине термин «реактивность» чаще всего используется для характеристики какой-либо конкретной системы или органа организма. Например иммунологическая сосудистая, мышечная реактивность или реактивность сердца, печени и т. д.
3. Понятие о патогенезе, субъективных и объективных симптомах заболевания Патогенез («pathos» — страдание + «genesis» — зарождение) — учение о механизмах развития болезней и патологических процессов. Патогенез в значительной степени зависит от этиологических факторов, которые являются пусковым механизмом, а в некоторых случаях — и решающим фактором на протяжении всего заболевания. Примером могут служить эндокринные, наследственные заболевания, большинство инфекционных болезней. Патогенез изучают как на этапе возникновения и развития, так и этапе завершения заболевания.
Каждая болезнь характеризуется типичными для нее клиническими симптомами и синдромами.
Симптомы («ymptoma» — признак) — это обнаруженные при клинической диагностике признаки болезни. Многие из них названы именами описавших их ученых: симптом Бехтерева, симптом Боткина, симптом Василенко и др. Все симптомы делятся на субъективные (когда патологические проявления ощущаются самим больным) и объективные (изменения, выявляемые при обследовании больного клиницистом). По срокам появления в течение болезни симптомы подразделяют на ранние и поздние. Выделяют также специфические и неспецифические симптомы. Наличие специфического для конкретной болезни симптома повышает вероятность правильного распознавания болезни, хотя этого часто бывает недостаточно для постановки достоверного диагноза.
Синдром («syndrome» — скопление) — это совокупность симптомов с единым патогенезом. В настоящее время известно более 1500 синдромов. Понятия «синдром» и «симптом» не равнозначны определению болезни как нозологической единицы. Однако часто слово «синдром» входит в название той или иной нозологической единицы. Например синдром (болезнь) Иценко-Кушинга или синдром (болезнь) длительного сдавления.
4. Стадии течения болезни Различные заболевания внутренних органов протекают с характерными для них стадиями болезни. Однако, рассматривая данный вопрос в целом, можно выделить следующие наиболее характерные для многих болезней стадии:
— бессимптомный доклинический период болезни. Для большинства болезней точно установить момент их возникновения практически невозможно. Это в значительной степени связано с наличием компенсаторно-приспособительных реакций организма и недостаточной эффективностью современных лабораторно-поисковых методов;
— продромальный период с первыми клиническими проявлениями. Данную стадию заболевания выделяют не часто. Две вышеуказанные стадии наиболее характерны для целого ряда заболеваний, таких, как атеросклероз, онкологические заболевания. Атеросклеротические изменения сосудов нарастают в течение многих лет, не проявляясь клинически вследствие компенсации за счет развития коллатерального кровообращения и расширения просвета сосудов. При истощении компенсаторных механизмов появляются первые клинические признаки. Это могут быть инфаркт миокарда или острая коронарная недостаточность, а также внезапная смерть по этим причинам;
— период развернутых клинико-анатомических проявлений. Эту стадию болезни часто называют «манифестной» (от лат. «manifestatio» — обнаружение, проявление). На этой стадии заболевания отмечаются выраженные изменения в структуре и функциях органов и тканей, а, следовательно, и характерные клинические симптомы. Данный период заболевания может закончиться реконвалесценцией (от лат. «re» — вновь + «convalescere» — поправляться, выздоравливать), смертью или переходом болезни в хроническую форму. При выздоровлении организм леченный или нелеченный (с помощью собственных защитных сил) ликвидирует возникшие патологические изменения. Часто при протекании заболевания возникают характерные для него осложнения (например перфорация и кровотечение при язвенной болезни).
Для многих заболеваний является характерным чередование нескольких стадий:
— затухания заболевания, или ремиссии (от лат. «remissio»- понижение, уменьшение, т. е. временное ослабление проявлений болезни);
— обострения, или рецидива (от лат. «recidivus» — возвращающийся) — возврат болезни после кажущегося полного выздоровления или наступающий на фоне относительного клинического благополучия.
5. Понятие об анамнезе, диагнозе, лечении и профилактике заболеваний Анамнез (от греч. «anamnesis» — припоминание) — сведения, полученные от больного или лиц, его окружающих, о самом больном и развитии его болезни.
Различают анамнез болезни (anamnesis morbi) и анамнез жизни (anamnesis vitae). Сбор анамнеза осуществляют путем опроса больного или его родственников, знакомых (в случае невозможности получения информации от самого больного). Знание анамнеза помогает правильно поставить диагноз и своевременно назначить необходимое лечение.
Диагноз (от греч. «diagnosis» — распознавание, определение) — определение характера и существа болезни на основании исследования больного. Медицинское заключение (диагноз) выдается на заболевание, физиологическое состояние (беременность) или причину смерти.
Клинический диагноз записывается в медицинской карте амбулаторного или стационарного больного и является основанием для проводимого лечения. Формулировка диагноза может быть сложной и состоять из названий основного заболевания, осложнений и сопутствующей патологии.
Основное заболевание — это то, с чем обратился больной за помощью. Его название должно соответствовать общепринятой действующей классификации данной нозологии. Осложнение — это вторично возникшая и патогенетически связанная с основным заболеванием патология. Сопутствующие заболевания патогенетически не связаны с основным и уже имеются в анамнезе у данного конкретного больного.
На этапах поступления больного, углубленного клинического, инструментального и лабораторного обследований и при выписке после лечения (смерти) формулировка диагноза может меняться (уточняться). В связи с этим различают предварительный, клинический и окончательный диагнозы.
Окончательный диагноз является неизменяемым, а его расхождение с патологоанатомическим диагнозом может стать предметом юридического рассмотрения.
Лечение (от греч. «therapeie» — лечение) — это комплекс мероприятий, направленных на устранение патологии и восстановление здоровья. В широком понимании терапия — это раздел медицины, изучающий методы распознавания и лечения внутренних болезней. Основными методами терапии являются так называемое консервативное лечение, хирургическая операция или их сочетание. Под консервативным лечением понимают все способы, противопоставляемые оперативному вмешательству.
Профилактика (от греч. «prophylaktikos» — предохранительный) — мероприятия, предупреждающие внутренние болезни — это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.
Источник
1. Симптомы и синдромы в терапии и хирургии
© В.В. Леонкин, С.Э. Османов, 2013
Справочник симптомов и синдромов позволит специалисту получить информацию о толковании терминов, с которыми он встречается при чтении специальной литературы или в практической работе. Симптомы и синдромы систематизированы в алфавитном порядке, дана их краткая характеристика.
2. Уроки дифференциального диагноза
© Эрик Р. Бек, 2008
Цель учебного пособия — на конкретных примерах обучить студента дифференциальной диагностике, которая представляет собой важнейший раздел дисциплины «Внутренние болезни». Симптомы и признаки заболеваний — это то, с чем сталкивается любой врач, начиная с первых дней обучения в качестве студента, на протяжении всей своей профессиональной жизни.
Каждая из 33 глав посвящена описанию конкретного симптома или признака — это фундаментальный подход к дифференциальной диагностике, которая базируется на данных клинического обследования и дополнительных тестах. По мере необходимости обсуждаются общие принципы терапии и физиологии.
В конце каждой главы приводится конкретная клиническая ситуация, позволяющая проверять полученные студентами знания. Затем следует подробный разбор, как правильно подходить к решению этой ситуации.
3. Дифференциальная диагностика основных клинических синдромов на догоспитальном этапе
© В.А. Доровских, 2007
4. История болезни и основные клинические синдромы в клинике внутренних болезней
© И.В. Демко, Л.Н. Тисленко, 2004
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы
студентов
5. Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней
© Ф.Ф. Тетенев, 2010
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.
6. Основные синдромы в гастроэнтерологии
© К.М. Иванов, 2008
Практическое руководство для медсестер.
7. Госпитальная хирургия
© А.Г. Абдуллаев, 2013
8. Основные синдромы заболеваний внутренних органов
©
9. Перечень основных синдромов
©
Методическое пособие для преподавателей и студентов
10. Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии
© А.Я. Чепурных, Е.В. Пояркова, Н.В. Коновалова, Р.А. Шамсутдинова, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям по разделу гастроэнтерология, содержит перечень контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
11. Семиотика и синдромология в гематологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, Р.А. Шамсутдинова, 2012
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим занятиям
по разделу гематология и артрология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в соответствии с
Государственным образовательным стандартом. Учебное пособие предназначено для
студентов медицинских вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
12. Семиотика и синдромология в кардиологии
© А.Я. Чепурных, Е.А. Савиных, 2011
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу кардиология, содержит перечень контрольных вопросов,
набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
13. Семиотика и синдромология в нефрологии
© Н.К. Вознесенский, А.Я.Чепурных, 2010
Учебное пособие рекомендовано для самостоятельной подготовки к
практическим занятиям по разделу нефрология, содержит перечень
контрольных вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к
каждому занятию в соответствии с Государственным образовательным
стандартом. Учебное пособие предназначено для студентов медицинских
вузов по специальности «Лечебное дело» и « Педиатрия».
14. Семиотика и синдромология в пульмонологии
© Н.К. Вознесенский, Е.А. Мухачева, Е.А.Савиных, 2010
Учебное пособие посвящено самостоятельной подготовке к практическим
занятиям по разделу пульмонология, содержит перечень контрольных
вопросов, набор ситуационных задач, тестовых заданий к каждому занятию в
соответствии с Государственным образовательным стандартом. Учебное
пособие предназначено для студентов медицинских вузов по специальности
«Лечебное дело» и « Педиатрия».
15. Синдромы пропедевтики
©
16. Синдромная диагностика в клинике внутренних болезней
© А.Ю Ионов, О.А. Шевченко, 2014
Методическое пособие предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов, врачей терапевтов. Призвано систематизировать знания и оптимизировать диагностику заболеваний.
17. Внутренние болезни: гастроэтерология
© Л.В. Николаева, В.Т. Хендогина, И.В. Путинцева, 2010
Учебное пособие для аудиторной работы составлено в соответствии с
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования по специальности 060101 — Лечебное дело типовой программы
учебного плана по гастроэтерологии. Учебное пособие освещает значение,
цели и план изучаемых тем, содержит вопросы по исходному и итоговому
контролю знаний (тесты, ситуационные задачи).
Источник
1) Учебное пособие «Схема истории болезни (расспрос, объективное исследование и синдромальная диагностика)» для студентов медвузов (Харьков, 2010 г.) в формате «doc» читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/AmheOZjECqd69
2) Схема клинического обследования больного. Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/xKZEYt_86AG8h
3) Схема учебной истории болезни в хирургии. Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/Pplnh8WK2hKSk
4) Схема учебной истории болезни в терапии. Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/HSNNtJJQ2hzNK
5) Учебник «Пропедевтика внутренних болезней» для мед. вузов (Беларусь. 2011 г.) Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/flVx1qqj2hzSq
6) Учебное пособие «Исследование объективного статуса больного». Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/M9HtE1G86kkwo
7) «Энциклопедия клинического обследования больного». Скачать: https://yadi.sk/d/-nMof8V12vwDj После извлечения папки из скачанного архива, файл открывается нажатием мышкой на «CONTEXT».
8) «Нормы лабораторно-инструментальных показателей» Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/_Kxobx0m3w8Nc
9) «Основные лабораторные показатели (нормы)» Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/HBTxRT8l3w8OI
10) «Нормальные значения лабораторных показателей» Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/i/6vfpATB5cKnKP
11) «Полный_справочник_анализов_и_исследований_в_медицине» (М.Б. Ингерлейб, 2014_г.) в формате «rtf»: https://yadi.sk/i/hdwEHiaOWT2PC или в формате «fb2»: https://yadi.sk/i/7FuX50LxWT2Tk илив формате «pdf» https://yadi.sk/i/iC4L3EVAWbTd5
12) Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Кардиология». Москва. 2011. Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/TD_jAgqY6KiGO Рекомендовано студентам медицинских вузов.
13) Учебное пособие «Пропедевтика внутренних болезней. Пульмонология». Москва. 2011. Читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/djQGlZLr6JP9D Рекомендовано студентам медицинских вузов.
14) Учебные пособия для студентов медицинских вузов по семиотике и синдромологии внутренних болезней (г. Киров, 2010 — 2012 г.):
а) Учебное пособие «Семиотика и синдромология в пульмонологии» (2010 г.) : https://yadi.sk/d/sTApPwq1A59dc
б) Учебное пособие «Семиотика и синдромология в кардиологии» (2011 г.) : https://yadi.sk/d/TE88SsboA59Y7
в) Учебное пособие «Семиотика и синдромология в гастроэнтерологии» (2011 г.) : https://yadi.sk/d/R5QUGe7gA59Rc
г) Учебное пособие «Семиотика и синдромология в нефрологии» (2010 г.) : https://yadi.sk/d/dxOl1m2tA59ad
д) Учебное пособие «Семиотика и синдромология а) в гематологии, б) при заболеваниях суставов» (2012 г.) : https://yadi.sk/d/5HRbltTrA59Ub
15) «Клиническая терминология по курсу пропедевтики внутренних болезней». Методические рекомендации для студентов медицинских вузов. Киев, 1991 г. Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/LcjnsQ0TBQxwM
16) «Мастерство публичных выступлений для врачей» (Харьковский А.О., 2013 г.) Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/PVc-qZrMCQxhx
17) Справочно-методическое пособие «Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней» (В.К. Милькаманович, 2005 г.) Файл в формате «pdf»: https://yadi.sk/d/Xb9Qj9s7DbGzR или файл в формате «djvu»: https://yadi.sk/d/E5KgyLeIafdNx
18) Учебное пособие «Врачебные_методы_диагностики: (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)» для студентов медицинских вузов (В.Г. Кукес, 2006 г.) Файл в формате «djvu» скачать: https://yadi.sk/d/wpn41dMQDcWrG
19) Учебное пособие «Основы_диагностики_и_лечения_заболеваний внутренних органов» для студентов (А.В. Никитин,_2013_г.) Файл в формате «pdf» читать онлайн или скачать: https://yadi.sk/d/Q4eDho6zQXHpe
Источник
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ГОУ ВПО АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОУ ВПО ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней
(учебное пособие для студентов,
обучающихся по специальности «Лечебное дело»)
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России в качестве учебного пособия
для студентов медицинских ВУЗов
Благовещенск – Владивосток
2010
УДК 616-07
Р е ц е н з е н т ы: Ф.Ф. Тетенев – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО Сибирского государственного медицинского университета; В.А. Добрых – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтической терапии ГОУ ВПО Дальневосточного государственного медицинского университета.
М51 Основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: Учебное пособие /Под редакцией проф. И.Г. Меньшиковой. – Благовещенск, 2010. – 56 с.
Учебное пособие утверждено на заседании Центрального координационного методического совета ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия.
Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с федеральной типовой программой преподавания пропедевтики внутренних болезней. Изложены основные клинические синдромы в курсе пропедевтики внутренних болезней: семиотика и диагностика.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Лечебное дело», клинических ординаторов и врачей-интернов.
Авторы: зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО АГМА, д.м.н., профессор И.Г. Меньшикова; заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО ВГМУ, член-корреспондент РАМН, д.м.н., профессор Б.И. Гельцер; сотрудники кафедры пропедевтики внутренних болезней ГОУ ВПО АГМА: доцент Н.В. Лоскутова, к.м.н. И.В. Скляр.
© 2010, ГОУ ВПО Амурская государственная медицинская академия, ГОУ ВПО Владивостокский государственный медицинский университет
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………3
Болезни органов кровообращения……………………………………………………….4
Синдром митральной недостаточности………………………………………………….4
Синдром митрального стеноза……………………………………………………………5
Синдром аортальной недостаточности…………………………………………………..6
Синдром аортального стеноза…………………………………………………………….8
Синдром трикуспидальной недостаточности……………………………………………9
Синдром артериальной гипертензии…………………………………………………….10
Синдром острой коронарной недостаточности………………………………………….11
Синдром сердечной недостаточности……………………………………………………12
Синдром хронической сердечной недостаточности…………………………………….13
Болезни органов дыхания………………….………………………………………………15
Синдром уплотнения легочной ткани……………………………………………………15
Синдром бронхиальной обструкции…………………………………………………….16
Синдром повышенной воздушности легочной ткани
(эмфизема легких)…………………………………………………………………………………….17
Синдром ателектаза………………………………………………………………………18
Синдром скопления жидкости в плевральной полости………………………………..19
Синдром скопления воздуха в плевральной полости
(пневмоторакс)……………………………………………………………………………20
Синдром полости в легком………………………………………………………………21
Синдром дыхательной недостаточности …………………………….…………………23
Синдром гипертензии малого круга кровообращения…………………………………25
Синдром хронического легочного сердца………………………………………………26
Болезни органов пищеварения (желудка и кишечника)……………………………….27
Синдром желудочной диспепсии………………………………………………………..27
Синдром нарушения эвакуации из желудка…………………………………………….27
Синдром кишечной диспепсии…………………………………………………………..28
Синдром желудочно – кишечного кровотечения……………………………………….28
Болезни печени……………………………………………………………………………29
Синдром паренхиматозной желтухи………………….………………………………….29
Синдром механической желтухи……………………..…………………………………..29
Синдром гемолитической желтухи………………..….…………………………………..30
Синдром портальной гипертензии………………….…….………………………………30
Гепатолиенальный синдром……………………..………………………………………..31
Синдром печеночной недостаточности…………………………………………………..31
Болезни органов мочевыделения…………………………………………………………33
Нефритический синдром…………………………………………………………………33
Нефротический синдром…………………………………………………………………33
Отечный синдром…………………………………………………………………………34
Синдром почечной эклампсии……………………………………………………………35
Синдром хронической почечной недостаточности, уремии……………………………35
Болезни эндокринной системы…………………………………………………………..37
Синдром диабетической комы……………………………………………………………37
Синдром гипогликемической комы………………………………………………………37
Синдром повышения функции щитовидной железы (тиреотоксикоз)…………………38
Синдром понижения функции щитовидной железы (гипотиреоз)……………………..39
Болезни органов кроветворения………………………………………………………….40
Синдром анемии…………………………………………………………………………..40
Миелопластический синдром……………………………………..………………………42
Тестовый контроль знаний……………………………………………………………45-53
Эталоны ответов……………………………………………………………………….54-55
Литература…………………………………………………………………………………56
ВВЕДЕНИЕ
Учение о методах распознавания болезней носит название диагностики. Диагностика,
как наука, изучает анатомо-физиологические особенности человека и связи его с окружающей средой. Распознавание болезней основывается на исследовании больного и изучении проявлений или симптомов заболеваний. Симптомы подразделяются на субъективные, которые являются отражением в сознании больного объективных изменений в организме, и объективные — признаки заболеваний, выявляемые при обследовании боль-
ного врачом.
Построение диагноза основано на так называемом синдромном принципе диагностики, который требует от врача умения выделить в многообразной клинической картине заболевания основные синдромы, из которых и складывается диагноз данной нозологической формы. Синдром — это совокупность симптомов, объединѐнных единым механизмом происхождения. При таком подходе любой отдельно взятый симптом оценивается не изолированно, а как проявление общего синдрома. Синдромный уровень диагностики повышает качество обследования больного и точность постановки диагноза.
Данное методическое пособие предназначено для студентов III курса, ознакомит их с основными клиническими синдромами, которые изучаются на кафедре пропедевтики внутренних болезней, и будет способствовать формированию у студентов основ клиничес-
кого мышления.
БОЛЕЗНИ ОРГАНОВ КРОВООБРАЩЕНИЯ
СИНДРОМ МИТРАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
Митральная недостаточность (insufficientia valvulae mitralis) –
недостаточность митрального клапана вследствие неполного смыкания его створок во время систолы левого желудочка.
Этиология: различают органическую и относительную митральную недостаточность. Органическая митральная недостаточность встречается при ревматизме, атеросклерозе, инфекционном эндокардите; относительная развивается за счѐт расширения левого желудочка при миокардитах,
кардиопатиях, дистрофии миокарда, кардиосклерозе, остром инфаркте миокарда.
Патогенез: регургитация крови в систолу из левого желудочка в левое предсердие вследствие неполного смыкания створок митрального клапана,
повышение давления в лѐгочной артерии (рефлекс Китаева), гипертрофия и дилатация левого предсердия и левого желудочка, на поздних стадиях — гипертрофия и дилатация правого желудочка.
Жалобы: одышка, кашель, кровохарканье, боли в сердце, сердцебиение,
при застое в большом круге кровообращения – отеки на ногах, чувство тяжести в правом подреберье.
Осмотр, пальпация: верхушечный толчок смещѐн влево, сильный,
высокий, разлитой.
Перкуссия: смещение верхней границы относительной тупости сердца вверх, левой — влево, на поздних стадиях: правой — вправо.
Аускультация: ослабление I тона на верхушке сердца (отсутствие периода замкнутых клапанов); грубый систолический шум на верхушке сердца,
проводящийся в подмышечную область; акцент II тона во втором межреберье слева (повышение давления в малом круге кровообращения).
ЭКГ: признаки гипертрофии левого желудочка и левого предсердия.
ФКГ: снижение амплитуды I тона на верхушке сердца; сливающийся с I
тоном, убывающий систолический шум на верхушке сердца; увеличение амплитуды II тона во втором межреберье слева.
4
ЭхоКГ: фиброз створок митрального клапана, отсутствие смыкания их в систолу, гипертрофия и дилатация левого желудочка, дилатация левого предсердия; в зависимости от степени лѐгочной гипертензии — увеличение размеров правых камер сердца; эходопплеркардиография – регургитация крови из левого желудочка в левое предсердие во время систолы.
Рентгенография: митральная конфигурация сердца (сглаженность
«сердечной талии»), расширение левого желудочка, расширение дуги лѐгочной артерии.
СИНДРОМ МИТРАЛЬНОГО СТЕНОЗА
Митральный стеноз (stenosis ostii atrioventricularis sinistra) – сужение левого атриовентрикулярного отверстия.
Этиология: ревматизм.
Патогенез: затруднение тока крови в диастолу из левого предсердия в левый желудочек через суженное митральное отверстие, гипертрофия и дилатация левого предсердия, лѐгочная гипертензия (рефлекс Китаева), гипертрофия и дилатация правого желудочка, правого предсердия, венозный застой в системе большого круга кровообращения.
Жалобы: боли и перебои в области сердца, сердцебиение, одышка,
приступы удушья по ночам (сердечная астма), кашель с пенистой мокротой,
кровохарканье, отѐки на ногах, чувство тяжести в правом подреберье, осиплость голоса.
Осмотр: «митральный нанизм» (отставание в физическом развитии),
вынужденное положение (ортопноэ), «facies mitralis» (румянец с цианотическим оттенком), акроцианоз, отѐки на ногах, набухание шейных вен, эпигастральная пульсация.
Пальпация: верхушечный толчок ослаблен, на верхушке — диастолическое дрожание («кошачье мурлыканье»); толчок правого желудочка; эпигастральная пульсация, усиливающаяся на вдохе; различный пульс на правой и левой руках
(pulsus differens).
Перкуссия: смещение правой границы относительной тупости сердца вправо, верхней — вверх.
5
Аускультация: «ритм перепела»: на верхушке сердца «хлопающий» I тон,
добавочный тон («щелчок открытия митрального клапана»); пресистолический или протодиастолический мягкий, дующий шум; во втором межреберье слева — акцент II тона, мерцательная аритмия. При развитии относительной недостаточности трѐхстворчатого клапана и клапана лѐгочной артерии — ослабленный I тон и систолический шум у основания мечевидного отростка,
ослабленный II тон и диастолический шум во втором межреберье слева соответственно.
ЭКГ: мерцательная аритмия, признаки гипертрофии правого желудочка и левого предсердия.
ФКГ: на верхушке сердца увеличение амплитуды I тона, в диастолу — добавочный тон («щелчок открытия митрального клапана»), нарастающий пресистолический или убывающий протодиастолический шум; во втором межреберье слева — увеличение амплитуды II тона.
ЭхоКГ: фиброз (кальциноз) створок митрального клапана, однонаправ-
ленное движение створок клапана, уменьшение площади митрального отверстия,
гипертрофия и дилатация правого желудочка, относительная недостаточность трѐхстворчатого клапана.
Рентгенография: признаки застоя в малом круге кровообращения,
митральная конфигурация сердца (сглаженность «сердечной талии»), выбухание дуги лѐгочной артерии, расширение правого желудочка.
СИНДРОМ АОРТАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ
Аортальная недостаточность (insufficientia valvulae aortae) –
недостаточность клапана аорты, вследствие неполного смыкания створок аортального клапана в диастолу.
Этиология: ревматизм, инфекционный эндокардит, сифилитический аортит, атеросклероз.
Патогенез: регургитация крови в диастолу из аорты в левый желудочек вследствие неполного смыкания полулунных клапанов аорты, дилатация и гипертрофия левого желудочка; резкое колебание артериального давления в аорте в систолу и диастолу.
6
Жалобы: ощущение пульсации в висках, боли в сердце типа стенокардии,
сердцебиение, одышка, приступы удушья в ночное время.
Осмотр: бледность кожных покровов, симптомы периферической артериальной и капиллярной пульсации — «пляска каротид» (пульсация сонных артерий) и симптом Мюссе (покачивание головы), видимая пульсация височных,
подключичных, плечевых артерий, изменение зоны покраснения кожи после трения, изменение цвета миндалин, мягкого нѐба, язычка; изменение цвета ногтевого ложа при надавливании (пульс Квинке), «куполообразный»
верхушечный толчок.
Пальпация: верхушечный толчок смещѐн влево, сильный, высокий,
разлитой; пульс скорый, высокий, большой.
Перкуссия: смещение левой границы относительной тупости сердца влево и вниз.
Аускультация: ослабление I тона на верхушке сердца, ослабление II тона во втором межреберье справа, мягкий, дующий протодиастолический шум во втором межреберье справа, проводящийся в точку Боткина—Эрба, при «митрализации» порока — систолический шум на верхушке сердца (относительная митральная недостаточность) и пресистолический шум Флинта (относительный митральный стеноз). На бедренной артерии — двойной тон Траубе, двойной шум Виноградова-Дюрозье.
Артериальное давление: систолическое повышено, диастолическое снижено, пульсовое увеличено.
ЭКГ: признаки гипертрофии и перегрузки левого желудочка.
ФКГ: на верхушке сердца — уменьшение амплитуды I тона, во втором межреберье справа — уменьшение амплитуды II тона, убывающий протодиастолический шум; в точке Боткина—Эрба — протодиастолический шум.
ЭхоКГ: фиброз аортального клапана, отсутствие полного смыкания в диастолу; гипертрофия и дилатация левого желудочка, эходопплеркардиография – регургитация крови из аорты в левый желудочек, расширение аорты и усиление ее пульсации.
Рентгенография: аортальная конфигурация сердца (подчѐркнутость
«сердечной талии»), увеличение сердца в поперечнике за счѐт левого желудочка,
расширение аорты и усиление еѐ пульсации.
7
СИНДРОМ АОРТАЛЬНОГО СТЕНОЗА
Аортальный стеноз (stenosis ostii aortae) – сужение аортального отверстия.
Этиология: ревматизм, инфекционный эндокардит, атеросклероз,
врожденный стеноз.
Патогенез: затруднение тока крови в систолу из левого желудочка в аорту через суженное аортальное отверстие, дилатация и гипертрофия левого желудочка.
Жалобы: головокружение, обморочные состояния, боли в сердце типа стенокардии, одышка, приступы удушья в ночное время.
Осмотр: бледность кожного покрова, «куполообразный» верхушечный толчок.
Пальпация: верхушечный толчок смещѐн влево и вниз, сильный, высокий,
разлитой; систолическое дрожание («кошачье мурлыканье») во втором межреберье справа; пульс малый, медленный, редкий.
Перкуссия: смещение левой границы относительной тупости сердца влево и вниз.
Аускультация: При «митрализации» порока — ослабление I тона и систолический шум на верхушке сердца (относительная митральная недостаточнос