Основные симптомы и синдромы заболеваний подросткового периода

клинико-теоретические предпосылки

Подростковый возраст — это период онтогенеза, соответствующий переходу между детством и взрослостью (как синонимы употребляются — пубертатный возраст, возраст полового созревания, тинейджер, несовершеннолетний, процесс адолесценции). Подростковый возраст был выделен в качестве особого периода развития в промышленно развитых странах в XIX в. Этот этап характеризуется бурным ростом человека и относится к числу критических периодов онтогенеза. Он определяется, прежде всего, неравномерностью созревания отдельных функциональных систем организма.

Основная физиологическая особенность подросткового периода развития — половое созревание, нейроэндокринная перестройка всего организма, поэтому этот период носит название пубертатного. В этот период происходят существенные изменения в организме, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Хронологические границы пубертатного возраста определяются не однозначно. В среднем пубертатный возраст по данным многих авторов ограничивается рамками от 10–12 до 18–20 лет. Этот период подразделяется на две фазы — негативную и позитивную.

ФАЗЫ ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

(по данным литературы)

I фаза
(11–15 лет) — негативная
II фаза
(16–18 лет) — позитивная
Фаза отрочества
И.Г.Оршанский, 1910
Фаза ведущего интеллектуального возбуждения
В.Е.Смирнов, 1929
Фаза отрицания
В.Е.Смирнов, 1929
Фаза роста общественного сознания
Г.Е.Сухарева, 1937
Фаза упрямства Фаза погружения в политику, религию и дебаты
Фаза пубертата
Г.Е.Сухарева, 1937
Фаза позитивная
Г.Е.Сухарева, 1959; В.И.Аккерман. 1971;
В.Я.Брайнина, В.И.Гурьева, 1971;
В.В.Ковалев, 1985
Фаза негативистическая Фаза философская
Фаза протеста против отцов Фаза возраста общих идей
Фаза подростковая
М.Я.Цуцульковская, 1967
 
I фаза — негативная II фаза — позитивная
Фаза негативная
Г.ЕСухарева, 1959;
В.И.Аккерман, 1971; В.Я.Брайнина, В.И.Гурьева, 1971;
В.В.Ковалев, 1885
 

Кроме того, выделяется третья промежуточная фаза (14–16 лет), которая связана с собственно периодом полового созревания.

Наиболее полной и адекватной схемой пубертатного периода является схема А.Е. Личко, в которой обобщены результаты современных исследований.

ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

(А.Е. Личко)

Предподростковый возраст

(препубертатная фаза) — 10–11 лет.

Младший подростковый возраст

(1-я пубертатная фаза) — 12–13 лет.

Средний подростковый возраст

(2-я пубертатная фаза) — 14–15 лет.

Старший подростковый возраст

(3-я пубертатная фаза) — 16–17 лет.

Послеподростковый возраст

(послепубертатная фаза) — 18–19 лет.

В современном понимании на процессы развития как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе большое влияние оказывает сочетание биологических, психологических и социальных факторов (концепция «биопсихосоциальной модели»). Дисфункция созревания этих систем в пубертатном периоде отражается как на физиологических, так и на психических (психологических) проявлениях в норме и патологии.

Особенности пубертатного периода

Компоненты
периода
Характеристика периода
Физиологическое созревание Половой метаморфоз; дозревание ЦНС; становление физиологического и биохимического гомеостаза; установление системы гипоталамо-гипофизарно-надпочеч-никовой (половой системы). Стойкая нейрогуморальная регуляция.
Психологическое созревание Становление характера, мировоззрения; преодоление внутренних психологических конфликтов; психосексуальное созревание — половое самосознание, полоролевое поведение, психосексуальная ориентация.
Социальное
созревание
Общение носит выраженный личностный характер; важную роль приобретают межличностные отношения на уровне «личность — личность»; стремление ориентироваться на авторитет «значимого другого»; потребность в самоуважении; стремление принадлежать к подростковой общности, перенимая соответствующую этой общности подростковую субкультуру.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА

Изменения, связанные с конституциональными вариациями физиологических функций (гормональных желез и экзогенных воздействий):

· акромегалоидные изменения конечностей,

· повышенный рост,

· похудание или ожирение, аналогичное клинике псевдоадипозогенитальной дистрофии или адипозогигантизму,

· нейро-вегетативная дистония,

· чрезмерная подвижность и неустойчивость вегетативной нервной системы, психики и поведения,

· отклонения со стороны эндокринных желез — пубертатный зоб, тенденция к спонтанным гипо- и гипергликемии,

· лабильность в минеральном обмене,

· нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (ювенильная гипертония, акроцианоз, юношеское сердце и т.д.),

· изменения со стороны кожи (угри, себорея, гипергидроз),

· увеличение или резкое снижение аппетита,

· нарушения опорно-двигательной системы (сколиозы, плоскостопие, Х-образные ноги и т. д.).

Особенности психической деятельности

в пубертатном периоде

· Выраженная неустойчивость и противоречивость отдельных сторон нервно-психического склада.

· Ведущая роль аффективной сферы, определяющая все поведение, интересы и знание подростка.

· Незрелость всех сторон психической жизни подростка как в эмоциональной, так и в сфере поведения, мышления и представлений в оценке явлений окружающей жизни.

· Обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов, при которых осознание черт другого человека стоит на более высоком уровне, чем осознание самого себя.

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Типы
интеллектуальной
деятельности
Основы принятия решений
1. Лингвистический
2. Логико-математи­ческий
3. Пространственный
4. Музыкальный
5. Двигательный
6. Межличностный
7. Внутриличностный
1. Выбор (локус контроля)
2. Осознание цели
3. Креативность (творческая направленность)
4. Компромисс (при обсуждении в среде)
5. Предусмотрительность
6. Правильность выбора
7. Критичность к советам
8 Последовательность
9 Ответственность

Психология подросткового комплекса

· Противоречивость притязаний.

· Чувство взрослости.

· Подражание взрослым.

· Противоречивость оценок окружающих.

· Интерес к своей внешности.

· Потребность в группе.

· Упрямство и внушаемость.

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПУБЕРТАТНОЙ

ПСИХОПАТОЛОГИИ

· Типичность личностного и непсихотического регистров.

· Универсальность личностных расстройств (психопатических, патохарактерологических, психопатоподобных) — изоморфность.

Читайте также:  Тактика медсестры при судорожном синдроме у детей

· Поведенческие маски расстройств (патологическое фантазирование, сверхценности и др.).

· Психопатологическая незавершенность симптоматики.

· Выраженный симптоматический полиморфизм.

Психологические аналоги психопатологических

феноменов

Психопатологические
феномены
Психологические
аналоги
Патологическое фантазирование Мечты, фантазии
Дисморфомания Недовольство внешностью
Метафизическая интоксикация Философские обобщения
Гебоидные состояния Заострение психологического комплекса

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Социальное развитие — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Важнейший институт социализации — семья.

Воспитание — управляемый и целенаправленный процесс социализации, основа первичной социализации.

Вторичная социализация — приобретение специфически ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда.

Процесс социализации предполагает развитие:

· интеллекта,

· эмоциональной сферы,

· устойчивости к стрессам,

· уверенности к себе и самопринятия,

· позитивное отношение к миру и принятие других,

· самостоятельности, автономности,

· мотивации самоактуализации, самосовершенствования.

ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ

В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

АСТЕНИЯ (греч. astheneia — бессилие, слабость; син. астенический синдром) — состояние, характеризующееся повышенной утомляемостью, частой сменой настроения, раздражительной слабостью, гиперестезией, вегетативными нарушениями и расстройствами сна.

Астенические синдромы

Пубертатная астения

Клинические критерии:

· снижение устойчивости к психическим ифизическим перегрузкам, непереносимость стресса,

· нарушение произвольного внимания, повышенная непроизвольная отвлекаемость,

· снижение способности к концентрациимыслительной деятельности, замедление ассоциативного внимания,

· падение интеллектуальной продуктивности,

· снижение побуждений и инициативности,

· вазовегетативные расстройства, гиперсомния.

Юношеская астеническая несостоятельность (неспецифический эндогенный синдром)

Клинические критерии:

· низкая продуктивность интеллектуальной деятельности,

· вялость, пассивность, адинамия,

· расстройства ассоциативного процесса,

· затруднения интегративного сознания,

· превалирование психического компонента,

· субдепрессия или депрессивные идеи.

Встречается в дебюте прогредиентной шизофрении, ипохондрическом синдроме, в синдроме дереализации–деперсонализации, депрессивном синдроме, истерических расстройствах, в атипичных фазовых состояниях.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ГЕБОИДНОГО СИНДРОМА

первые описания гебоидного синдрома

K. Kahlbaum, 1884 E. Kretschmer, 1930
Юношеское помешательство — гебоидофрения.
Заболевание мозга в раннем детстве.
Пубертатный надлом шизоидной личности.
Биологический эквивалент шизофренического процесса.
K. Kahlbaum, 1884 E. Kretschmer, 1930
Преобладание нарушений воли и поведения.
Критерии:
· сходство с усиленными психологическими проявлениями пубертата;
· доминирование расстройств поведения, влечений, моральных качеств;
· первичный характер расстройств;
· благоприятный прогноз;
· дегенеративный характер заболевания.
Биологический процесс — непрерырвный ряд от обыденных трудностей пубертата до тяжёлых гебоидов.
Пубертатный кризис — это не болезнь, не невроз, не стабильные конституциональные синдромы, а сочетание конституции с пубертатной фазой

Гебоидный синдром

Клинические критерии:

· выраженное расторможение и извращение влечений,

· ослабление высших нравственных установок,

· снижение уровня высших эмоций,

· повышенная аффективная возбудимость с агрессией,

· недоброжелательное отношение к близким.

Нозология гебоидных расстройств

(по данным различных авторов)

В рамках
шизофрении
В рамках других
психопатоподобных
синдромов
Р.А.Наджаров, 1955;
Ф.В.Кондратьев, 1973;
М.Я.Цуцульковская, 1981;
О.Д.Сосюкало, 1981;
М.Ш.Вроно, 1983;
Г.П.Пантелеева,1986.
Г.Е.Сухарева, 1974;
В.В.Ковалёв, 1979;
Ф.В.Кондратьев, 1982;
А.Е.Личко, 1985;
В.А.Гурьева, В.Я.Семке, В.Я.Гиндикин, 1994.

Синдром дисморфофобических

расстройств

Клинические критерии:

· идеи мнимого или преувеличенного физического недостатка;

· возможны идей отношения;

· «симптом зеркала», «симптом фотографии»;

· аффективные нарушения;

· стремление к исправлению.

Варианты дисморфофобических расстройств:

· паранойяльный, экспансивный, сенситивный, аффективный;

· включения в синдромы — депрессивный, тревожно-депрессивный, депрессивно-бредовой, сенестопатически-ипохондрический, психической анорексии.

Варианты дисморфофобических расстройств при шизофрении:

· паранойяльный, параноидный,

· аффективно-бредовой,

· синестопатически ипохондрический.

F 50.0 Нервная анорексия — представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом.

Для достоверного диагноза требуются все следующие признаки:

· вес тела сохраняется на уровне, по меньшей мере, на 15% ниже ожидаемого или индекс массы тела Кветелета составляет 17,5 или ниже,

· больной сам стремиться к снижению веса тела, избегая пищи или вызывая у себя рвоту, принимая слабительные средства, чрезмерно занимаясь гимнастикой, используя анорексигенные и/или диуретические средства,

· искаженный образ собственного тела, навязчивые сверхценные идеи «не допустить ожире­ния», перспектива которого вызывает ужас,

· общее эндокринное расстройство, включающее ось гипоталамус — гипофиз — половые железы и проявляющееся у женщин аменореей, а у мужчин потерей полового влечения и потенции; могут быть повышенными уровни гормона роста и кортизола, изменения периферического метаболизма тиреоидного гормона и аномалии секреции инсулина,

· в препубертатном возрасте — задержка (прекращение) роста, задержка развития вторичных половых признаков,

· при сочетании с депрессивной и/или фобической симптоматикой необходима двойная кодировка.

· Не редки случаи диссимуляции.

Дата добавления: 2015-11-02 | Просмотры: 1759 | Нарушение авторских прав

Источник

Важнейшей особенностью этого этапа является половое созревание. В организме подростка происходят глубокие преобразования физиологических отправлений, обусловленные повышением активности желез (половых, коры надпочечников, гипоталамо-гипофизарной системы). Начало и окончание подросткового периода неоднозначно для девочек и мальчиков, детей различных географических зон, города и сельской местности.

Границы этого периода определяются некоторыми индивидуальными конституциональными особенностями, а также выраженностью процессов акселерации. У девочек в основном период бурного полового развития начинается в возрасте 11 лет и заканчивается в возрасте 17 лет, у мальчиков этот период начинается в возрасте 13 лет и заканчивается в возрасте 19 лет.

Читайте также:  Гипертензионный синдром у ребенка 6 месяцев

Ведущее место в структуре заболеваемости подростков занимают хронические заболевания органов пищеварения, сосудистой системы, соединительной ткани, эндокринные заболевания. Нередко в подростковом периоде начинаются гипертоническая болезнь, сахарный диабет, атеросклероз, возможны туберкулез, венерические заболевания, СПИД. Кроме заболеваний, в этом возрасте наблюдаются различные вариации признаков и проявлений полового созревания.

В возрасте до 8-9 лет у девочек и 10 лет у мальчиков и в возрасте 15 лет у девочек и мальчиков нередко наблюдается доброкачественное пубертатное ожирение и пубертатное исхудание, которые вызываются сочетанием действия ряда факторов, в том числе возрастными особенностями роста, функционированием нейроэндокринной системы, отрицательными факторами внешней среды, конфликтами в семье, школе. Для подростка характерны изменения функционального состояния и размеров щитовидной железы, могут встречаться ювенильный подростковый зоб, тиреотоксикоз, ювенильный гипотиреоз.

Для нейровегетативной системы подростковый период жизни представляет пору быстрых, часто критических перемен. Встречаются неврозы, психоневрозы, протекающие в форме вегетативно-соматических расстройств, реакций протеста, истерии, вегето-сосудистой дистонии, головной боли, боли в области сердца (стенокардический синдром). Если эти симптомы и синдромы сочетаются друг с другом, то, в свою очередь, приводят к переутомлению, усталости, усугубляют состояние подростка. Несмотря на то что эти изменения следует расценивать как «преходящие» расстройства пубертатного периода, при их выраженности следует исключить возможность заболевания.

Следует также учитывать, что в подростковом периоде восприятие окружающего мира своеобразно, проявляется так называемый юношеский максимализм. Конфликты в семье, коллективе неблагоприятно сказываются на общем и психическом здоровье. Подростки отличаются меньшей адаптивностью и резистентностью к действию разнообразных стрессовых ситуаций. Отсюда в последние годы возрастает подростковая наркомания, склонность к алкоголю, курению.

Оздоровление подростков также входит в задачи семейного врача, хотя эта проблема сложна и комплексна. Требуется взаимодействие и объединение усилий врачей всех профилей, педагогов и воспитателей. Устранение выявленных отклонений в состоянии здоровья подростков должно осуществляться предпочтительно не в больничных условиях, а либо в условиях дневного стационара, либо на дому. Диспансеризация и оздоровление подростков осуществляется педиатром (до достижения 15 лет, то есть 14 лет 11 месяцев и 29 дней).

Передача подростков во взрослую поликлинику происходит после комплексной оценки здоровья. Семейный врач, наблюдая детей, должен направить подростка на комплексный осмотр специалистов. Девочек обязательно должен проконсультировать детский гинеколог, хотя нужно организовывать профосмотры девочек гинекологом и в младшем, и в старшем возрасте, особенно детей с отклонениями в состоянии здоровья (мочеполовой, пищеварительной системы и др.). Диспансер или кабинет подросткового гинеколога организуется при женской консультации или районной детской поликлинике.

Цель осмотра в гинекологическом диспансере или кабинете — подготовить девочек к будущему материнству, предупредить и своевременно выявить нарушения полового развития, гинекологические заболевания, расстройства менструального цикла. В задачи подросткового гинеколога входит подростковая контрацепция, предупреждение нежелательной беременности, решение вопросов физического и нравственно-гигиенического воспитания.

Семейный врач — это домашний доктор, он в равной степени должен владеть навыками оказания неотложной помощи и навыками ухода как за здоровым, так и за больным ребенком в домашних условиях.

Источник

У детей возникают различные психические расстройства: шизофрения, эпилепсия, депрессия, неврозы и экзогенные поражения головного мозга. Однако эти болезни развиваются и у взрослых, хотя симптоматика немного отличается. Поэтому мы разберем специфические для детского и подросткового возраста психические расстройства: детский аутизм, синдром дефицита внимания и гиперактивности, нервные тики, олигофрению, нарушение психологического развития, смешанные эмоциональные расстройства и нарушение социального функционирования.

Психические расстройства у детей и подростков

Детский аутизм (синдром Каннера) – психическое расстройство детского возраста. Проявляется крайней социальной дезадаптацией, стереотипным поведением и специфическими увлечениями.

Одна из теорий происхождения детского аутизма заключается в нарушении созревания межсинаптических связей – «мостов» между нервными клетками, которые передают электрический импульс и информацию. Созревание синаптических связей нарушается из-за генетических сбоев и мутаций в генах.

У аутистов нарушается развитие нервной системы. Первые проявления обнаруживаются в младенчестве, когда ребенок реагирует на внешние события не так, как другие дети. С раннего возраста заметен парадокс: ребенок бурно реагирует на слабые раздражители, и слабо реагирует на сильные. Например, младенец громко плачет и возбуждается из-за тихого телефонного звона, и почти никак не реагирует на громкую музыку.

У здоровых детей после первых нескольких месяцев жизни формируется «комплекс оживления»: ребенок улыбается, смеется и тянется, если увидит маму или папу. У аутистов этот комплекс искажен: младенец может смеяться и улыбаться без присутствия родителей, тянуться к игрушке или светильнику.

К первому году жизни и позже у ребенка младшего школьного возраста нарушается социальная адаптация. Дети не тянутся к сверстникам, их не интересуют привычные общественные мотивы. Их внутренняя жизнь преобладает над внешней: они могут часами проводить за конструктором и рисовать, пока их одногодки играют в социальные игры «дочки-матери» или «казаки-разбойники».

Аутисты избегают прямого взгляда, редко понимают особенности обстановки, как и где нужно сказать или промолчать, как повести себя в той или иной ситуации. Они не привязываются к людям, но сильно привязываются к опекунам, которые заботятся о них.

Дети с аутизмом с трудом распознают эмоции и скрытые невербальные знаки. Им трудно понять и прочувствовать, что сейчас испытывает другой человек.

Хотя некоторые аутисты утверждают, что очень хорошо чувствуют переживания и эмоции собеседника или любимого персонажа из приключенческой книги.

У аутистов мало друзей. Обычно за жизнь они встречают 3–4 близких дружеских связей. Они любят проводить время в одиночестве. Некоторые же аутисты любят общаться и проводить время в компании друзей. Низкая общественная активность связана скорее не с нежеланием вступать в социальный контакт, а с внутренними барьерами, со стеснением. Основная причина – коммуникативные навыки развиты очень слабо.

Читайте также:  Что такое синдром марфана гиперкортицизма

Также для детского аутизма характерны такие симптомы:

  • стереотипия – это бесцельные движения руками, ногами и головой;
  • компульсии – навязчивое соблюдение собственных правил; чаще всего – выставлять предметы по определенной закономерности: по цвету, по линии, по размеру;
  • предпочтение однообразия и страх перемен;
  • узконаправленные интересы: чрезмерная любовь к одному и тому же мультику, игре;
  • агрессия, направленная на себя: дети кусают собственные руки, могут вырывать волосы.

Реже у аутистов возникают припадки, неконтролируемые вспышки гнева, недостаток внимания и гиперактивности; наблюдается сниженная способность к обучению и чрезмерная чувствительность. У некоторых аутистов присутствует синдром саванта – выдающиеся способности в запоминании, рисовании или арифметике.

Детское гиперкинетическое расстройство

Им страдает от 3 до 8% детей. Мальчики болеют в 5 раз чаще девочек. Основные признаки – избыточная двигательная активность, недостаток внимания, сниженные способности к обучению и запоминанию новой информации. Такие дети обычно никогда не доводят начатое дело до конца. Из-за дефицита внимания способные дети не могут учиться: они быстро теряют интерес к заданию, переключаются на другие темы, часто дерутся, конфликтуют с учителями, задирают одноклассников.

Одна из причин патологии – минимальная дисфункция центральной нервной системы. При этом признаков органического поражения головного мозга нет. У большинства детей симптомы устраняются самостоятельно после 12 лет. К 20 годам патология самоустраняется.

Расстройства физиологических функций

Сюда относится:

  • заикание;
  • энурез.

Заикание встречается у 4% детей. Чаще возникает у мальчиков. В среднем возникает в 4–5 лет. У 17% детей заикание имеет наследственную связь. Заикание может быть двух видов: психогенное и дизонтогенетическое. Психогенное заикание возникает после травмирующей психической ситуации, например, после сильного испуга. Дизонтогенетический вариант возникает при органическом поражении головного мозга.

Энурез – это недержание мочи. Бывает психогенным (невротическим) и дизонтогенетическим. Обычно невротический энурез сопровождается другими психическими нарушениями, чаще всего инфантилизмом.

Тики

Возникают у 5% мальчиков и 2.6% девочек. Первые тики обычно появляются после 7 лет. Тики имеют благоприятный прогноз – в подростковом и зрелом возрасте они устраняются самостоятельно. Однако во время школьного возраста усиливаются провоцирующими факторами: тревогой, страхом, волнением, недосыпанием, вниманием окружающих.

Тики могут входить в структуру синдрома Жиля де ля Туретта. Это психическое расстройство характеризуется вокализмами (непроизвольными звуками гортани, произношением матерных слов) и двигательными тиками. Недуг сопровождается навязчивостями, тревогой, неуверенностью в себе, рассеянностью внимания.

Олигофрения

Это врожденное или приобретенное (до трех лет жизни) слабоумие у детей. Дети с олигофренией неспособны обучаться или обучаются с трудом, у них снижена способность абстрактного и логического мышления, нарушена социальная адаптация и сфера самообслуживания.

Кретинизм

Вызван нехваткой йода. Относится к эндокринным заболеваниям, а не к психиатрическим. Сопровождается задержкой умственного и физического развития из-за недостатка гормонов щитовидной железы.

Подростковые психические расстройства

Подростки чаще всего страдают нарушением пищевого поведения (нервная булимия, нервная анорексия, психогенное переедание и психогенная рвота), суицидальными попытками, депрессией, рискованными формами поведениями, ранним алкоголизмом и приемом наркотиков, незащищенными половыми контактами, шизофренией.

Особенности течения основных психических расстройств у детей и подростков

Триада Вальтер-Бюэля или психоорганический синдром возникает из-за органического поражения головного мозга, например, вследствие детских инфекционных заболеваний или черепно-мозговой травмы. Характеризуется тремя симптомами: снижением памяти, ослаблением интеллекта и эмоциональными нарушениями. Психоорганический синдром часто сопровождается общей слабостью, истощенностью и раздражительностью.

Шизофрения у детей протекает более злокачественней, чем у взрослых. Чаще проявляется атипично, без псевдогаллюцинаций и бреда воздействия. Шизофрения – детское психическое расстройство при сохранном интеллекте и памяти. Чаще проявляется гебефренической или кататонической формой.

Второе самое распространенное психическое расстройство – биполярно-аффективное расстройство. Обычно у детей он не возникает, но редко наблюдаются эмоциональные приступы у детей не младше 9–10 лет. В основном дети жалуются на ощущение тоски, нарушение сна, снижение аппетита и запор. Такие дети медлительны, плохо запоминают и концентрируются.

Основные принципы терапии – медикаменты и психотерапия. Особенности лечения зависит от типа заболевания и течения. Медикаментозное лечение психических расстройств у детей преимущественно симптоматическое: назначают антидепрессанты, противотревожные, снотворные, антипсихотические средства, антиконвульсанты.

В психотерапии чаще всего применяется когнитивно-поведенческий метод. Он наиболее эффективен при заболеваниях с нарушенной адаптацией и навязчивостями.

Не существует специфической профилактики нервно-психических расстройств у подростков и детей. Большинство из них имеют наследственное происхождение, то есть причины кроются в генных мутациях, которые невозможно предугадать и предотвратить. Неспецифическая профилактика – здоровый сон и пища, занятия спортом, продуктивные увлечения, демократический тип воспитания.

Оригинал статьи размещён здесь: https://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/u-detej

Источник