Орел в е синдром психического выгорания личности м 2006
Валерий Емельянович Орёл
Синдром психического выгорания личности
© Институт психологии Российской академии наук, 2005
© Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005
* * *
Тип человека, который меня восхищает – Перегоревший
Эмиль М. Чоран
Введение
Возникновение проблемы выгорания первоначально как социальной проблемы, а затем и исследовательской было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывало на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в профессиях «субъект-субъектного» типа (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), где основным предметом труда являлись человеческие проблемы и трудности. Многочисленные данные показывают, что синдром выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что, в конечном счете, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности и, как следствие, потерям в заработной плате и будущем пенсионном обеспечении. Исследования, проведенные в ряде регионов США, показали, что профессионалы с выраженными признаками выгорания теряют приблизительно 50 % своей заработной платы. Если зарплата 35-летнего работника при нормальном профессиональном росте составляет приблизительно 50 тысяч долларов в год, то эффект выгорания снижает ее уровень до 24 тысяч долларов в год. Аналогичные тенденции наблюдаются и в пенсионном обеспечении работника [299]. Помимо снижения экономических показателей профессиональной деятельности, синдром выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов [198]. В частности, отмечается, что работники, страдающие выгоранием, вынуждены тратить на нужды своего здоровья дополнительно 10 тысяч долларов в год [299]. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях и к суицидному поведению. Причем факты суицида под влиянием выгорания распространены не только среди профессионалов, работающих в условиях повышенного стресса, сопряженного с опасностью для их здоровья и жизни (например, полицейские), но и в традиционно «безопасных» профессиях (врачи, психотерапевты и т. и.) [198, 233, 240, 299]. Интенсивный характер воздействия выгорания на здоровье работника нашел свое отражение в последней версии Международной классификации болезней (МКБ-10), где синдром выгорания описан под рубрикой Z.73.0. – «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью». Как медицинская категория выгорание рассматривается как состояние полного истощения, представляющее собой сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Комплексный характер воздействия выгорания на личность и особенности трудовой деятельности работника нашел свое отражение и в специфике исследовательских подходов к его изучению.
В современных условиях понятие «психическое выгорание» занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки, отражая его междисциплинарный характер. Как отражение своеобразия профессионального пути личности, оно представляет собой предмет изучения для организационной психологии и психологии труда. Социальная психология рассматривает данный феномен в контексте исследования механизмов взаимоотношений между людьми. Отрицательные эффекты, которые оказывает выгорание на физическое и психическое здоровье профессионалов и их самочувствие, становятся объектом пристального внимания со стороны клинических психологов.
Проблема психического выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х годов XX века благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (М. Burish, H. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Leiter, Т. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.). Как отмечал в предисловии к книге «Профессиональный стресс и выгорание» ее редактор, директор социальной службы Католического медицинского центра Филадельфии W.S. Paine: «профессиональный стресс и выгорание становятся модными терминами 80-х годов» [311, с. 11]. Интерес к этой проблеме не исчез и в наши дни, о чем свидетельствует большое количество публикаций и аналитических обзоров. Только за последнее десятилетие опубликовано свыше 1500 статей, посвященных исследованию различных аспектов феномена выгорания. Существенно расширилась и география исследований. Начавшееся в 1974 году в США изучение данного феномена, затем распространилось и на другие страны, такие, как Канада, Голландия, Польша, Германия, Израиль, Китай и т. д.
Однако, несмотря на довольно обширное количество исследований выгорания, не существует единой концепции понимания его сущности и механизмов. Большинство работ носит исключительно эмпирический характер, в основном связанный с выявлением связей между выгоранием и отдельными особенностями личности и поведения представителей различных профессиональных групп.
Последнее десятилетие ознаменовалось и повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной науки и психологов из стран СНГ (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк и др.), однако сфера изучения ограничена наличием сравнительно небольшого количества работ, имеющих постановочный характер либо рассматривающих выгорание в русле более широкой проблематики.
Несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения выгорания, проблема далека еще от окончательного решения. Не существует однозначной точки зрения на само определение выгорания, основных его симптомов и механизмов возникновения, имеются противоречивые взгляды относительно динамики возникновения выгорания, не достаточно проработаны вопросы влияния выгорания на различные подструктуры личности. Причина такого состояния разработки проблемы выгорания кроется в аналитическом и описательном подходе к его изучению, представляющем некий предтеоретический уровень анализа данной проблемы.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что к настоящему времени назрела потребность в замене традиционно сложившегося уровня исследования выгорания (аналитического) на более высокий (теоретический), позволяющий рассматривать данный феномен в единстве его структурного, функционального и динамического аспектов, и сложились необходимые для этого условия.
Настоящая работа представляет собой попытку анализа выгорания с позиций указанных аспектов. В качестве ее основных задач выступают: систематизация знаний, накопленных в мировой психологии, относительно природы и механизмов возникновения психического выгорания, выработка методологических оснований системного исследования данного феномена и представление ряда эмпирических исследований выгорания с позиций структурнофункционального подхода.
Глава I
Проблема психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии
1.1. История становления проблемы психического выгорания
В истории изучения феномена психического выгорания можно выделить два периода – описательный и эмпирический.
Впервые феномен психического выгорания появился не как исследовательский конструкт, а как социальная проблема. Первое описание данного феномена было выполнено в клинике [187]. Н. Freudenberger, работая психиатром в одном из центров здоровья, наблюдал большое количество работников, испытывающих постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации и работоспособности. Данный процесс протекал около года и сопровождался рядом симптомов в сфере физического здоровья и интеллектуальной сфере. Для обозначения подобного состояния умственного истощения им был использован термин «выгорание», ранее употребляемый в разговорной речи для обозначения эффекта хронической зависимости от наркотиков [187].
Одновременно с наблюдениями Н. Freudenberger, социальный психолог С. Maslach, занимаясь исследованием когнитивных стратегий людей, используемых для борьбы с эмоциональным возбуждением, установила, что исследуемые феномены оказывают влияние на профессиональную идентификацию и поведение работников. Случайно она обнаружила, что юристы называют этот феномен «burnout» (выгорание). Использование этого термина в дальнейшем показало, что он однозначно понимается испытуемыми [280, 281].
Появление нового термина для обозначения психического феномена абсолютно не означало, что ранее этот феномен не существовал. Еще в 1922 году немецкий писатель Томас Манн в своем знаменитом романе «Будденброки» создал образ человека, которому присущи основные черты выгорания, такие как чрезвычайное утомление, потеря идеалов, а также потеря любви к работе. «…A Томас Будденброк чувствовал себя безмерно усталым, надломленным. Того, что ему дано было достигнуть, он достиг и прекрасно отдавал себе отчет, что вершина его жизненного пути уже пройдена, если только, поправлял он себя, на таком заурядном и низменном пути можно вообще говорить о вершинах…Пусто было у него на сердце: он больше не вынашивал никаких планов, не видел перед собой работы, которой можно предаться с радостью и воодушевлением…Отсутствие интереса, способного захватить его, обнищание, опустошение души – опустошение такое полное, что он почти непрестанно ощущал его как тупую, гнетущую тоску, – в соединении с неумолимым внутренним долгом, с упорной решимостью скрывать свою немощь и соблюдать les dehors сделали существование Томаса Будденброка искусственным, надуманным, превратили каждое его слово, каждое движение, каждый, даже самый будничный его поступок в напряженное, подтачивающее силы лицедейство» [73, с. 540–544].
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Источник
© Институт психологии Российской академии наук, 2005
© Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2005
* * *
Тип человека, который меня восхищает – Перегоревший
Эмиль М. Чоран
Введение
Возникновение проблемы выгорания первоначально как социальной проблемы, а затем и исследовательской было обусловлено тем мощным отрицательным эффектом, который выгорание оказывало на профессиональную деятельность и особенности поведения профессионалов. Наиболее отчетливо его последствия ощущались в профессиях «субъект-субъектного» типа (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), где основным предметом труда являлись человеческие проблемы и трудности. Многочисленные данные показывают, что синдром выгорания, наряду с другими разновидностями профессионального стресса, вызывает появление депрессивных настроений, чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, низкую оценку своей профессиональной компетентности, что, в конечном счете, сказывается на работоспособности человека, приводя к снижению продуктивности деятельности и, как следствие, потерям в заработной плате и будущем пенсионном обеспечении. Исследования, проведенные в ряде регионов США, показали, что профессионалы с выраженными признаками выгорания теряют приблизительно 50 % своей заработной платы. Если зарплата 35-летнего работника при нормальном профессиональном росте составляет приблизительно 50 тысяч долларов в год, то эффект выгорания снижает ее уровень до 24 тысяч долларов в год. Аналогичные тенденции наблюдаются и в пенсионном обеспечении работника [299]. Помимо снижения экономических показателей профессиональной деятельности, синдром выгорания провоцирует нарушения трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов [198]. В частности, отмечается, что работники, страдающие выгоранием, вынуждены тратить на нужды своего здоровья дополнительно 10 тысяч долларов в год [299]. Попытки компенсировать стрессогенные влияния профессиональной среды и последствия выгорания приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях и к суицидному поведению. Причем факты суицида под влиянием выгорания распространены не только среди профессионалов, работающих в условиях повышенного стресса, сопряженного с опасностью для их здоровья и жизни (например, полицейские), но и в традиционно «безопасных» профессиях (врачи, психотерапевты и т. и.) [198, 233, 240, 299]. Интенсивный характер воздействия выгорания на здоровье работника нашел свое отражение в последней версии Международной классификации болезней (МКБ-10), где синдром выгорания описан под рубрикой Z.73.0. – «Проблемы, связанные с трудностями управления своей жизнью». Как медицинская категория выгорание рассматривается как состояние полного истощения, представляющее собой сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Комплексный характер воздействия выгорания на личность и особенности трудовой деятельности работника нашел свое отражение и в специфике исследовательских подходов к его изучению.
В современных условиях понятие «психическое выгорание» занимает ключевые позиции в ряде отраслей психологической науки, отражая его междисциплинарный характер. Как отражение своеобразия профессионального пути личности, оно представляет собой предмет изучения для организационной психологии и психологии труда. Социальная психология рассматривает данный феномен в контексте исследования механизмов взаимоотношений между людьми. Отрицательные эффекты, которые оказывает выгорание на физическое и психическое здоровье профессионалов и их самочувствие, становятся объектом пристального внимания со стороны клинических психологов.
Проблема психического выгорания стала предметом научного анализа в середине 60-х годов XX века благодаря многочисленным исследованиям зарубежных психологов (М. Burish, H. Fredenberger, R. Golembiewsky, М. Leiter, Т. Marek, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.). Как отмечал в предисловии к книге «Профессиональный стресс и выгорание» ее редактор, директор социальной службы Католического медицинского центра Филадельфии W.S. Paine: «профессиональный стресс и выгорание становятся модными терминами 80-х годов» [311, с. 11]. Интерес к этой проблеме не исчез и в наши дни, о чем свидетельствует большое количество публикаций и аналитических обзоров. Только за последнее десятилетие опубликовано свыше 1500 статей, посвященных исследованию различных аспектов феномена выгорания. Существенно расширилась и география исследований. Начавшееся в 1974 году в США изучение данного феномена, затем распространилось и на другие страны, такие, как Канада, Голландия, Польша, Германия, Израиль, Китай и т. д.
Однако, несмотря на довольно обширное количество исследований выгорания, не существует единой концепции понимания его сущности и механизмов. Большинство работ носит исключительно эмпирический характер, в основном связанный с выявлением связей между выгоранием и отдельными особенностями личности и поведения представителей различных профессиональных групп.
Последнее десятилетие ознаменовалось и повышением интереса к проблеме выгорания со стороны отечественной науки и психологов из стран СНГ (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.А. Рукавишников, М.М. Скугаревская, Т.В. Форманюк и др.), однако сфера изучения ограничена наличием сравнительно небольшого количества работ, имеющих постановочный характер либо рассматривающих выгорание в русле более широкой проблематики.
Несмотря на большое количество эмпирических исследований, посвященных разным аспектам изучения выгорания, проблема далека еще от окончательного решения. Не существует однозначной точки зрения на само определение выгорания, основных его симптомов и механизмов возникновения, имеются противоречивые взгляды относительно динамики возникновения выгорания, не достаточно проработаны вопросы влияния выгорания на различные подструктуры личности. Причина такого состояния разработки проблемы выгорания кроется в аналитическом и описательном подходе к его изучению, представляющем некий предтеоретический уровень анализа данной проблемы.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить, что к настоящему времени назрела потребность в замене традиционно сложившегося уровня исследования выгорания (аналитического) на более высокий (теоретический), позволяющий рассматривать данный феномен в единстве его структурного, функционального и динамического аспектов, и сложились необходимые для этого условия.
Настоящая работа представляет собой попытку анализа выгорания с позиций указанных аспектов. В качестве ее основных задач выступают: систематизация знаний, накопленных в мировой психологии, относительно природы и механизмов возникновения психического выгорания, выработка методологических оснований системного исследования данного феномена и представление ряда эмпирических исследований выгорания с позиций структурнофункционального подхода.
Источник
В последние годы как в зарубежной, так и в отечественной психологии активно изучается феномен «психического выгорания», серьезные исследования в этом направлении были начаты на факультете психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова под руководством В. Е. Орла.
В литературе отсутствует единая точка зрения на понимание соотношения понятий «профессиональная деформация» и «психическое выгорание». Ряд исследователей склонны отождествлять эти понятия, рассматривая выгорание как частный случай проявления профессиональной деформации личности (В. В. Бойко, 2008). В работах других авторов подчеркивается мысль о том, что эго хотя и сходные феномены, но имеющие разную природу (В. Е. Орел, 2005).
По мнению В. Е. Орла, в отличие от профессиональной деформации, «психическое выгорание» можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности (В. Е. Орел, 2005).
Несмотря на разнообразие подходов, объясняющих сущность этого феномена и причины, его вызывающие, можно выделить некоторые общие особенности, присущие выгоранию (Водопьянова Н. Е., Орел В. Е., Рукавишников А. А. и др.). В. Е. Орел под «психическим выгоранием» понимает состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основных составляющих: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и самооценку профессиональной эффективности.
Под психоэмоциональным истощением (ПИ) понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация (Д) предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения есть благо для них.
Наконец, редукция профессиональных достижений (РПД) представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессии (В. Е. Орел, 2005).
Данный феномен является профессиональным, это означает, что он не только отражает специфику той профессиональной сферы, в которой был впервые обнаружен (работа с людьми и оказание им помощи), но и формируется и развертывается в ходе профессионального развития личности.
Как отмечают многочисленные исследования, феномен выгорания в большей степени характерен для так называемых «помогающих профессий», т. е. профессий, где основным предметом труда является другой человек, которому оказывается различного рода социальная помощь. Традиционно в эту группу профессий входят работники сферы образования, здравоохранения, юриспруденции, социальной работы, сферы обслуживания и т. и.
Профессиональная педагогическая деятельность — один из самых ярких примеров профессий альтруистического содержания, обладающая одновременно большой социальной значимостью, поскольку от качества работы педагога во многом зависит адаптивность и даже психическое здоровье обучаемых им детей. По данным зарубежных и отечественных исследований (Борисова М. В., Водопьянова Н. Е., Орел В. Е., Рукавишников А. А. и др.), педагоги представляют собой профессиональную группу, наиболее подверженную синдрому выгорания.
Учителя общеобразовательных школ входят в тройку лидеров среди профессий, наиболее подверженных синдрому выгорания, причем по уровню выраженности деперсонализации
Таблица 1
Средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп (по данным С. Maslach, S. Jackson, М. Letter)
Профессионал ьная группа | Компоненты выгорания | ||
Психоэмоциональное истощение | Деперсонализация | Редукция профессиональных достижений | |
Учителя школ | 21,25 | 11,0 | 33,54 |
Преподаватели вузов | 18,57 | 5,57 | 39,17 |
Социальные работники | 21,35 | 7,46 | 32,75 |
Работники медицины (врачи и медсестры) | 22,19 | 7,12 | 36,53 |
Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты, обслужив, персонал) | 16,89 | 5,72 | 30,87 |
находятся на первом месте, а по уровню психоэмоционального истощения уступают только медикам и социальным работникам.
В. Е. Орел отмечает, что причины выгорания у работников педагогических профессий кроются как в личности самого работника, так и в условиях его профессиональной среды. Исследования показывают, что среди личностных особенностей педагогов наиболее важной характеристикой, провоцирующей синдром выгорания, является нейротизм (низкая степень эмоциональной устойчивости). Это означает, что у педагогов с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов в ситуациях повышенного и постоянного эмоционального напряжения происходит психоэмоциональное истощение, отчуждение от учеников и формирование низкой самооценки своей профессиональной компетентности (В. Е. Орел, 2005).
Среди факторов окружающей среды наиболее значимым фактором, провоцирующим выгорание, является плохой социально-психологический климат в коллективе, проявляющийся, прежде всего, в отсутствии социальной поддержки со стороны руководства и коллег, наличии конфликтов. Большое значение также имеют: низкая степень самостоятельности в планировании своей работы, низкая включенность в процессы управления учебным процессом, отсутствие перспектив профессионального роста, неравномерное распределение учебной нагрузки, приводящее к возникновению рабочих перегрузок (М. В. Борисова, Н. П. Ансимова, 2015).
Негативные последствия выгорания у педагогов проявляются в изменении ценностно-мотивационной сферы, где наиболее характерной особенностью является преобладание ценностей «материальное благополучие» и «высокий социальный статус». Ценностная структура «выгоревших» учителей при этом более дифференцирована, ведущая ценностная ориентация «высокое материальное положение» занимает в ней довольно обособленное место. Реализация ценностей статусного характера связана скорее не с развитием себя как личности, а с сохранением индивидуального своеобразия (В. Е. Орел, 2005).
Таким образом, проявление психического выгорания в ценностно-мотивационной сфере заключается в нарушении интегрированности структуры ценностных ориентаций, снижении роли внутриличностных ценностей, связанных с саморазвитием и активностью личности, и выдвижении на первый план ценностей внешнего характера, связанных с материальным благополучием, а также своеобразной стагнацией личностного роста.
«Выхолащивание» из личности педагога гуманистической составляющей при воздействии выгорания отражается также на их представлениях и оценках своего социального окружения, и прежде всего учеников. Результаты восприятия учащихся учителями с высокими показателями выгорания, полученные в исследованиях В. Е. Орла, позволяют нарисовать следующий образ учеников: интересные, умные, творческие, красивые, но при этом им свойственна глупость, лживость, заурядность и надоедливость. «Выгоревшие» учителя не направлены на установление дружеских, доверительных отношений с учениками, и это приводит к такому результату. Для них важна в первую очередь оценка их умственных способностей, так как это служит показателем эффективности деятельности самих учителей (В. Е. Орел, 2005).
Аналогичные результаты получены автором и при восприятии учителями с высоким уровнем выгорания своих коллег и других представителей ближайшего социального окружения. Для «выгоревших» учителей большинство окружающих представляются предателями, лицемерами и обманщиками. Мнения учителей с разным уровнем выгорания также расходятся и в оценке интеллектуальных возможностей большинства людей. Если «не выгоревшие» учителя видят вокруг себя умных и интересных личностей, то учителя с высокой степенью выгорания недооценивают интеллектуальный потенциал окружающих и рассматривают их как заурядных людей.
Специфика представлений «выгоревших» учителей заключается в том, что они видят в других людях скорее неприятные черты, чем что-то прекрасное; считая, что в наше время не может быть счастливых и независимых людей. Такая негативная оценка своего социального окружения провоцирует и обратные тенденции. В частности, в литературе отмечается, что атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе может привести к эмоциональному истощению учителей. Например, показано, что типичные способы активного сопротивления учителю в виде негативного поведения учеников вызывают выгорание учителей, в то время как пассивная тактика дает отрицательную корреляцию. При этом обнаружены половые различия. Выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеников, а у женщин — их непочтительностью (В. Е. Орел, 2005).
Профессия педагога является сферой труда, наиболее подверженной влиянию синдрома психического выгорания. Его негативному воздействию подвергаются все сферы личности: когнитивная, мотивационная и другие. Воздействие выгорания на эти сферы проявляется в «выхолащивании» из личности педагога гуманистической составляющей, негативной оценке своего ближайшего социального окружения, упрощенческом подходе к преподаваемым предметам. В связи с этим можно говорить о де- задаптационном характере влияния выгорания на процессы профессионального становления субъекта и его функционирования в рамках профессиональной деятельности.
Источник