Орел синдром психического выгорания личности

Орел синдром психического выгорания личности thumbnail

В последние годы как в зарубежной, так и в отечественной психологии активно изучается феномен «психического выгорания», серьезные исследования в этом направлении были начаты на факультете психологии Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова под руководством В. Е. Орла.

В литературе отсутствует единая точка зрения на понимание соотношения понятий «профессиональная деформация» и «психическое выгорание». Ряд исследователей склонны отождествлять эти понятия, рассматривая выгорание как частный случай проявления профессиональной деформации личности (В. В. Бойко, 2008). В работах других авторов подчеркивается мысль о том, что эго хотя и сходные феномены, но имеющие разную природу (В. Е. Орел, 2005).

По мнению В. Е. Орла, в отличие от профессиональной деформации, «психическое выгорание» можно отнести в большей степени к случаю полного регресса профессионального развития, поскольку оно затрагивает личность в целом, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности (В. Е. Орел, 2005).

Несмотря на разнообразие подходов, объясняющих сущность этого феномена и причины, его вызывающие, можно выделить некоторые общие особенности, присущие выгоранию (Водопьянова Н. Е., Орел В. Е., Рукавишников А. А. и др.). В. Е. Орел под «психическим выгоранием» понимает состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основных составляющих: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и самооценку профессиональной эффективности.

Под психоэмоциональным истощением (ПИ) понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация (Д) предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений (РПД) представляет собой возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессии (В. Е. Орел, 2005).

Данный феномен является профессиональным, это означает, что он не только отражает специфику той профессиональной сферы, в которой был впервые обнаружен (работа с людьми и оказание им помощи), но и формируется и развертывается в ходе профессионального развития личности.

Как отмечают многочисленные исследования, феномен выгорания в большей степени характерен для так называемых «помогающих профессий», т. е. профессий, где основным предметом труда является другой человек, которому оказывается различного рода социальная помощь. Традиционно в эту группу профессий входят работники сферы образования, здравоохранения, юриспруденции, социальной работы, сферы обслуживания и т. и.

Профессиональная педагогическая деятельность — один из самых ярких примеров профессий альтруистического содержания, обладающая одновременно большой социальной значимостью, поскольку от качества работы педагога во многом зависит адаптивность и даже психическое здоровье обучаемых им детей. По данным зарубежных и отечественных исследований (Борисова М. В., Водопьянова Н. Е., Орел В. Е., Рукавишников А. А. и др.), педагоги представляют собой профессиональную группу, наиболее подверженную синдрому выгорания.

Учителя общеобразовательных школ входят в тройку лидеров среди профессий, наиболее подверженных синдрому выгорания, причем по уровню выраженности деперсонализации

Таблица 1

Средние значения основных характеристик выгорания у представителей различных профессиональных групп (по данным С. Maslach, S. Jackson, М. Letter)

Профессионал ьная группа

Компоненты выгорания

Психоэмоциональное

истощение

Деперсонализация

Редукция

профессиональных

достижений

Учителя школ

21,25

11,0

33,54

Преподаватели вузов

18,57

5,57

39,17

Социальные работники

21,35

7,46

32,75

Работники медицины (врачи и медсестры)

22,19

7,12

36,53

Работники службы психического здоровья (психологи, психиатры, психотерапевты, обслужив, персонал)

16,89

5,72

30,87

Читайте также:  Органический амнестический синдром диагностические критерии

находятся на первом месте, а по уровню психоэмоционального истощения уступают только медикам и социальным работникам.

В. Е. Орел отмечает, что причины выгорания у работников педагогических профессий кроются как в личности самого работника, так и в условиях его профессиональной среды. Исследования показывают, что среди личностных особенностей педагогов наиболее важной характеристикой, провоцирующей синдром выгорания, является нейротизм (низкая степень эмоциональной устойчивости). Это означает, что у педагогов с повышенной эмоциональной возбудимостью, неуравновешенностью нервных процессов в ситуациях повышенного и постоянного эмоционального напряжения происходит психоэмоциональное истощение, отчуждение от учеников и формирование низкой самооценки своей профессиональной компетентности (В. Е. Орел, 2005).

Среди факторов окружающей среды наиболее значимым фактором, провоцирующим выгорание, является плохой социально-психологический климат в коллективе, проявляющийся, прежде всего, в отсутствии социальной поддержки со стороны руководства и коллег, наличии конфликтов. Большое значение также имеют: низкая степень самостоятельности в планировании своей работы, низкая включенность в процессы управления учебным процессом, отсутствие перспектив профессионального роста, неравномерное распределение учебной нагрузки, приводящее к возникновению рабочих перегрузок (М. В. Борисова, Н. П. Ансимова, 2015).

Негативные последствия выгорания у педагогов проявляются в изменении ценностно-мотивационной сферы, где наиболее характерной особенностью является преобладание ценностей «материальное благополучие» и «высокий социальный статус». Ценностная структура «выгоревших» учителей при этом более дифференцирована, ведущая ценностная ориентация «высокое материальное положение» занимает в ней довольно обособленное место. Реализация ценностей статусного характера связана скорее не с развитием себя как личности, а с сохранением индивидуального своеобразия (В. Е. Орел, 2005).

Таким образом, проявление психического выгорания в ценностно-мотивационной сфере заключается в нарушении интегрированности структуры ценностных ориентаций, снижении роли внутриличностных ценностей, связанных с саморазвитием и активностью личности, и выдвижении на первый план ценностей внешнего характера, связанных с материальным благополучием, а также своеобразной стагнацией личностного роста.

«Выхолащивание» из личности педагога гуманистической составляющей при воздействии выгорания отражается также на их представлениях и оценках своего социального окружения, и прежде всего учеников. Результаты восприятия учащихся учителями с высокими показателями выгорания, полученные в исследованиях В. Е. Орла, позволяют нарисовать следующий образ учеников: интересные, умные, творческие, красивые, но при этом им свойственна глупость, лживость, заурядность и надоедливость. «Выгоревшие» учителя не направлены на установление дружеских, доверительных отношений с учениками, и это приводит к такому результату. Для них важна в первую очередь оценка их умственных способностей, так как это служит показателем эффективности деятельности самих учителей (В. Е. Орел, 2005).

Аналогичные результаты получены автором и при восприятии учителями с высоким уровнем выгорания своих коллег и других представителей ближайшего социального окружения. Для «выгоревших» учителей большинство окружающих представляются предателями, лицемерами и обманщиками. Мнения учителей с разным уровнем выгорания также расходятся и в оценке интеллектуальных возможностей большинства людей. Если «не выгоревшие» учителя видят вокруг себя умных и интересных личностей, то учителя с высокой степенью выгорания недооценивают интеллектуальный потенциал окружающих и рассматривают их как заурядных людей.

Читайте также:  Болезнь и синдром дауна в чем разница

Специфика представлений «выгоревших» учителей заключается в том, что они видят в других людях скорее неприятные черты, чем что-то прекрасное; считая, что в наше время не может быть счастливых и независимых людей. Такая негативная оценка своего социального окружения провоцирует и обратные тенденции. В частности, в литературе отмечается, что атмосфера в коллективе учащихся и их отношение к учителю и учебному процессу могут провоцировать возникновение выгорания у педагогов, что апатия учеников и неблагоприятная атмосфера в классе может привести к эмоциональному истощению учителей. Например, показано, что типичные способы активного сопротивления учителю в виде негативного поведения учеников вызывают выгорание учителей, в то время как пассивная тактика дает отрицательную корреляцию. При этом обнаружены половые различия. Выгорание у мужчин в большей степени вызывается невнимательностью учеников, а у женщин — их непочтительностью (В. Е. Орел, 2005).

Профессия педагога является сферой труда, наиболее подверженной влиянию синдрома психического выгорания. Его негативному воздействию подвергаются все сферы личности: когнитивная, мотивационная и другие. Воздействие выгорания на эти сферы проявляется в «выхолащивании» из личности педагога гуманистической составляющей, негативной оценке своего ближайшего социального окружения, упрощенческом подходе к преподаваемым предметам. В связи с этим можно говорить о де- задаптационном характере влияния выгорания на процессы профессионального становления субъекта и его функционирования в рамках профессиональной деятельности.

Источник

Эмоциональное выгорание –это выгорание личности профессионала
в эиоционально-коммуникативной сфере,
нагруженной частыми неконтролируемыми
напряжёнными, эмоциональными ситуациями
общения, когда у человека срабатывает
механизм психологической защиты в форме
исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия
(Ронгинская, 2002, с. 85–95). Профессиональное
выгорание – состояние, затрагивающие
все сферы жизнедеятельности человека:
межличностные отношения в семье, в
профессии (Орёл, 2005).

Несмотря на различия в дефинициях
психического, профессионального и
эмоционального выгорания, под любым из
этих определений понимается «выгорание»
человека в какой-либо сфере жизнедеятельности,
выражающееся в эмоциональном опустошении
под воздействием коммуникативных
факторов, эмоционально насыщенных
ситуаций общения, взаимоотношений в
коллективе, физических, когнитивных
перегрузок.

При большом вкладе в развитие
профессионального выгорания педагога
организационных факторов школы и вуза,
многие педагоги, работая долгие годы,
остаются резистентными к формированию
выгорания, они удовлетворены профессией,
работают с полной отдачей и реализуют
свой внутренний потенциал в своей
деятельности. C. Maslach,
рассматривая внешние организационные
и ситуативные факторы как основные в
развитии синдрома выгорания, обращает
внимание на состояние, противоположное
выгоранию — вовлечённость в деятельность
как проявление полноценного
функционирования работника, в основе
которой лежат особенности ценностно —
смысловой сферы профессионала (Maslach,
Schaufeli,Leiter,
2001, p. 397–422).

Это подтверждает положение С.Л. Рубинштейна
(Рубинштейн, 1957), что любые
внешние факторы деятельности влияют
на личность через призму внутренних
условий. Это предполагает не менее
важную роль внутренних личностных
факторов в регуляции состояния
профессионала. Можно сказать, что
личностные факторы являются одними из
основных детерминант профессионального
выгорания (Орёл, 2005).

Поэтому данный феномен проявляется не
только на физическом, эмоциональном,
когнитивном, но и на экзистенциальном
уровне, затрагивая ценностно-смысловую
сферу личности. В педагогической
деятельности постоянные проявления
утомления, стресса у педагогов в процессе
профессиональной деятельности могут
приводить к развитию более сложного
состояния – эмоционального и, как
следствие, профессионального выгорания
педагога. А.А. Обознов, О.Н. Доценко
рассматривают в качестве детерминанты
выгорания эмоциональную направленность
личности (Обознов, Доценко, 2010, с. 384–396).
По их мнению, «ядро выгорания составляют
изменения в сфере эмоциональных состояний
и отношений специалиста» (Обознов,
Доценко, 2010, с. 386).

Читайте также:  Синдром патологического фантазирования у детей и подростков

2.История изучения синдрома выгорания

Синдром выгорания впервые стал предметом
научного анализа и одновременно
социальной проблемой в середине 60-х
годов XXвека в исследованиях
зарубежных психологов (Freudenberger,
1974,p. 159–165;Pines,Maslach, 1979,p.
246–252;Pines,Aronson,
1981;Pines, 1993,p.
33–51;Maslach,Schaufeli,Leiter, 2001,p.
397–422), в то время, когда вновь возрос
интерес к проблеме стресса (Cohen,Evans,Stokols,Krants, 1986,Maslach,Jackson,
1986). В более поздних исследованиях
выгорание рассматривается как «болезнь
общения», возникающая вследствие
душевного переутомления, плата за
сочувствие, сопровождается приглушением
эмоций, исчезновением остроты чувств,
возникновением конфликтов с партнёрами
по общению, безразличием, потерей
жизненных идеалов (Мартин, Орёл, Сенин,
2003, с. 193–199). Это феномены «отравления
людьми» в медицинской среде, «излётанности»
у пилотов (Пономаренко, 1996, с. 40–49).

Термин «выгорание» был введён и постоянно
использовался работниками коммуникативно
нагруженных сфер. Психологи позаимствовали
его и стали рассматривать как
психологический синдром (Maslach,
Schaufeli,Leiter,
2001,p. 397–422). Однако
задолго до обозначения данного феномена
яркой метафорой «выгорание», А.П. Чехов
описал «выгоревших» личностей в рассказах
«Палата № 6» (1892) и «Ионыч» (1898) (Голомидова,
2007, с.38–41). В 1981 году
американский журналист Э. Moppoy предложил
яркий образ, отражающий состояние
выгорающего работника: «запах горящей
психологической проводки» (Резниченко,
2006, с. 26). В последней версии Международной
классификации болезней (МКБ-10) синдром
выгорания описан под рубрикойz.73.0
– «Проблемы, связанные с трудностями
управления своей жизнью» (Орёл, 2005;
Водопьянова, Старченкова, 2002, с. 140–141).
По мнению А.И. Аппенянского, Ю.П. Бойко,
Н.Е. Кырова синдром профессионального
выгорания можно рассматривать, как
«расстройство приспособительных
реакций» (F43.2) в связи со стрессовыми
событиями (Аппенянский, Бойко, Кыров,
2007, с. 6–8).

Однимиз первых термин
«выгорание»применил
Bredley висследовании служащих,которые охраняют условно осуждённых
(Купер, Дэйв, О’Драйсколл, 2007, с.
110).Американский
психиатрH.Freudenbergerв 1974 году описал феномен «выгорания»,
наблюдаемый у себя и коллег, как процесс,
проявляющийся в истощении, потере
мотивации, ответственности (Орёл, 2005;Freudenberger, 1974,p.
159–165). К. Маслач в 1976 году обозначила
термином «выгорание» состояние, связанное
с рабочим стрессом, наблюдаемым у людей,
посвятивших себя профессиям с постоянными,
прямыми, сильными межличностными
взаимодействиями, в результате которых
после нескольких лет работы профессионал
«сжигает себя» (Maslach,
Schaufeli,Leiter,
2001, p. 397–422); описала
«выгорание», как синдром физического,эмоционального истощения, с понижением
самооценки, возникновением
отрицательного отношения к работе,
включая утрату понимания, сочувствия
по отношению к реципиентам, дегуманизацию
в личностной защите (длязащиты себя от сильных переживаний,
мешающих работе, человек начинает
рассматривать людей, как
объект деятельности, а не как отдельные
личности).

В изучении синдрома выгорания можно
выделить следующие фазы (Maslach,
Schaufeli,Leiter,
2001, p. 397–422). Первая
фаза (середина 1970 гг., США) заключалась
в прояснении сущности феномена выгорания;
на второй фазе (1980-е гг.) работа по изучению
выгорания перешла на более систематический
исследовательский уровень (использование
опросников и исследование больших
выборок): создание опросника психологического
выгорания К. Маслач (MBI)
(Maslach,Jackson,
1986) для оценки различных измерений
выгорания. Третья фаза (1990-е гг.)
представляла собой продолжение
эмпирической фазы, но в несколько новом
направлении: выгорание изучалось не
только у представителей сферы социальных
служб и сферы образования, но и у
канцелярских работников, программистов,
военных, менеджеров (Maslach,
Schaufeli,Leiter,
2001, p. 397–422).

Соседние файлы в папке Готовится к печати

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник