Опросник синдром выгорания a рукавишников

Опросник синдром выгорания a рукавишников thumbnail

На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для

Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)

Шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация, психическое выгорание

Назначение теста

Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.

Инструкция к тесту

Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «редко», и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.

Тест

1. Я легко раздражаюсь.
2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
5. Меня мучает бессонница.
6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
7. Я работаю с большим напряжением.
8. Моя работа приносит мне удовлетворение.
9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
10. Думаю, что моя работа важна.
11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.
12. Я доволен профессией, которую выбрал.
13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
14. Я эмоционально устаю на работе.
15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
19. Для меня важно преуспеть на работе.
20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
24. Мне нравится моя работа.
25. Я устал все время стараться.
26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
29. Я чувствую физическое напряжение, усталость.
30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
31. Работа эмоционально выматывает меня.
32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
33. Меня интересуют результаты работы моих коллег.
34. Утром мне трудно вставать и идти на работу.
35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
36. Нагрузка на работе практически невыносима.
37. Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.
38. Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
41. Я люблю свою работу.
42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
43. Меня раздражает поведение моих учеников.
44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
46. Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям.
47. Я чувствую эмоциональное напряжение.
48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
49. Я чувствую себя измотанным.
50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
51. Временами я сомневаюсь в своих способностях.
52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
53. Выполнение повседневных дел для меня – источник удовольствия и удовлетворения.
54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
56. Хочется «плюнуть» на все.
57. Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов.
58. Я доволен своим положением на работе и в обществе.
59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
61. Я сомневаюсь в значимости своей работы.
62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности.
64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
66. Мне буквально приходится заставлять себя работать.
67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
68. Мне нравится отдавать работе все силы.
69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
71. Верю, что способен выполнить все, что задумано.
72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.

Читайте также:  Могут ли быть дети у людей с синдромом дауна

Обработка и интерпретация результатов теста

Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом:

•    ПИ – 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).
•    ЛО – 3, 4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждения).
•    ПМ – 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения)

Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» – 1 балл, «никогда» – 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой шкале.

Таблицы норм

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)

Крайне низкие    Низкие значения    Средние значения    Высокие значения    Крайне высокие
               
9 и ниже            10-20                     21-39                       40-49                       50 и выше

Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)

Крайне низкие    Низкие значения    Средние значения    Высокие значения    Крайне высокие
               
9 и ниже            16-10                     17-31                       32-40                        41 и выше

Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)

Крайне низкие    Низкие значения    Средние значения    Высокие значения    Крайне высокие
               
7 и ниже            8-12                       13-24                       25-31                       32 и выше

Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)

Крайне низкие    Низкие значения    Средние значения    Высокие значения    Крайне высокие
               
31 и ниже           32-51                    52-92                       93-112                      113 и выше

Содержательные характеристик шкал

Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.

Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.

Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях

Шкалы ПВ Проявления психического «выгорания» на уровнях:
Межличностном Личностном Мотивационом
ПИ Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других. Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов.
ЛО Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям.   Критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты.  Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере.
ПМ Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. Снижение потребности в достижениях.
Читайте также:  Где в минске сделать анализ на синдром жильбера в

Источники

Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.357-360.

Источник

А. Рукавишников [31]

Вводные замечания

Синдром психического выгорания рассматривается автором методики как совокупность симптомов трех субшкал. Содержательные характеристики данных субшкал следующие.

Психоэмоциональное истощение (ПИ) — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми; проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии, холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.

Личностное отдаление (ЛО) — специальная форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми; проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.

Профессиональная мотивация (ПМ) — уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе «альтруистического» содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе.

Опросник

Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывание и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас подобного чувства никогда не возникало, поставьте галочку или крестик в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте отметку в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «часто», «редко». Постарайтесь долго не задумываться над выбором. Благодарим вас за искренние ответы!

п/п

Утверждение

Обычно

Часто

Редко

Никогда

1

Я легко раздражаюсь

2

Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать

3

Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе

4

Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы

5

Меня мучает бессонница

6

Думаю, что, если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы

7

Я работаю с большим напряжением

8

Моя работа приносит мне удовлетворение

9

Чувствую, что работа с людьми изматывает меня

10

Думаю, что моя работа важна

11

Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе

12

Я доволен профессией, которую выбрал

13

Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня

14

Я эмоционально устаю на работе

15

Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии

16

Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня

17

Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе

п/п

Утверждение

Обычно

Часто

Редко

Никогда

18

Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе

19

Для меня важно преуспеть на работе

20

Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим

21

Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий

22

У меня не хватает времени на свою семью и личную жизнь

23

Я полон оптимизма по отношению к своей работе

24

Мне нравится моя работа

25

Я устал все время стараться

26

Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы

27

Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе

28

Я удовлетворен своим профессиональным выбором

29

Я чувствую физическое напряжение, усталость

30

Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам

31

Работа эмоционально выматывает меня

32

Я использую лекарства для улучшения самочувствия

33

Меня интересуют результаты работы моих коллег

34

Утром мне трудно вставать и идти на работу

35

На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился

36

Нагрузка на работе практически невыносима

п/п

Утверждение

Обычно

Часто

Редко

Никогда

37

Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям

38

Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе

39

Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок

40

Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками

41

Я люблю свою работу

42

У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен

43

Меня раздражает поведение моих учеников

44

Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне

45

Меня часто охватывает желание все бросить и уйти со своего рабочего места

46

Я замечаю, что становлюсь все более черствым по отношению к людям

47

Я чувствую эмоциональное напряжение

48

Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой

49

Я чувствую себя измотанным

50

Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям

51

Временами я сомневаюсь в своих способностях

52

Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию

53

Выполнение повседневных дел для меня — источник удовольствия и удовлетворения

54

Я не вижу смысла в том, что делаю на работе

55

Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии

Читайте также:  У кого ребенок родился с синдромом дауна фото

п/п

Утверждение

Обычно

Часто

Редко

Никогда

56

Хочется плюнуть на все

57

Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов

58

Я доволен своим положением на работе и в обществе

59

Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил

60

Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье

61

Я сомневаюсь в значимости моей работы

62

Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе

63

Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные обязанности

64

Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе

65

Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю

66

Мне буквально приходится заставлять себя работать

67

Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние

68

Мне нравится отдавать все силы работе

69

Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения

70

Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе

71

Верю, что способен выполнить все, что задумано

72

У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников

Обработка и интерпретация результатов. Оценка психического выгорания определяется по трем субшкалам (психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация) в соответствии с «ключом».

«Ключ»

Психоэмоциональное истощение (ПИ) — вопросы: 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).

Личностное отдаление (ЛО) вопросы: 3, 4, 9—11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 37, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70—72 (24 утверждения).

Профессиональная мотивация (ПМ) вопросы: 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22—24, 26—28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения).

Количественная оценка по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему (обычно — 3 балла; часто — 2, редко — 1, никогда — 0) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырым баллу, затем с помощью нормативных таблиц определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.

Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)

Крайне низкие

Низкие

Средние

Высокие

Крайне высо-

значения

значения

значения

значения

кие значения

9 баллов и ниже

10—20 баллов

21—39 баллов

40—49 баллов

50 баллов и выше

Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)

Крайне низкие значения

Низкие

значения

Средние

значения

Высокие

значения

Крайне высокие значения

9 баллов и ниже

10—16 баллов

17—31 балл

32—40 баллов

41 балл и выше

Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)

Крайне низкие

Низкие

Средние

Высокие

Крайне высо-

значения

значения

значения

значения

кие значения

7 баллов и ниже

8—12 баллов

13—24 балла

25—31 балла

32 балла и выше

Нормы для индекса психического выгорания (ИПв)

Крайне низкие

Низкие

Средние

Высокие

Крайне высо-

значения

значения

значения

значения

кие значения

31 балл и ниже

32—51 балл

52—92 балла

93—112 баллов

113 баллов и выше

Жизненные проявления психического выгорания на системно-структурных уровнях

Субфак-

торы

Проявления психического выгорания на уровнях

межличностном

личностном

мотивационном

ПИ

Психическое истощение, раздражительность, агрессивность, повышенная чувствительность к оценкам других

Низкая эмоциональная толерантность, тревожность

Нежелание идти на работу; желание скорее окончить рабочий день. Прогулы

Субфак-

торы

Проявления психического выгорания на уровнях

межличностном

личностном

мотивационном

ло

Нежелание контактировать с людьми; циничное, негативное отношение к людям

Критическое отношение к окружающим и некри- тичность в оценке самого себя, значимость своей правоты

Снижение вклю- чаемости в работу и дела других людей; безразличие к своей карьере

пм

Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе

Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и удовлетворенности

Снижение потребности в достижениях

Источник