Опросник синдром выгорания a рукавишников
На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)
Шкалы: психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация, психическое выгорание
Назначение теста
Данная методика нацелена на интегральную диагностику психического «выгорания», включающую различные подструктуры личности.
Инструкция к тесту
Вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывания и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас никогда не возникало подобного чувства, поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте галочку или крестик в бланке ответов в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «редко», и «часто». Отвечайте как можно быстрее. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа.
Тест
1. Я легко раздражаюсь.
2. Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать.
3. Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе.
4. Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы.
5. Меня мучает бессонница.
6. Думаю, что если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы.
7. Я работаю с большим напряжением.
8. Моя работа приносит мне удовлетворение.
9. Чувствую, что работа с людьми изматывает меня.
10. Думаю, что моя работа важна.
11. Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе.
12. Я доволен профессией, которую выбрал.
13. Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня.
14. Я эмоционально устаю на работе.
15. Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии.
16. Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня.
17. Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе.
18. Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе.
19. Для меня важно преуспеть на работе.
20. Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим.
21. Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий.
22. У меня не хватает времени на мою семью и личную жизнь.
23. Я полон оптимизма по отношению к своей работе.
24. Мне нравится моя работа.
25. Я устал все время стараться.
26. Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы.
27. Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе.
28. Я удовлетворен своим профессиональным выбором так же, как и в начале карьеры.
29. Я чувствую физическое напряжение, усталость.
30. Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам.
31. Работа эмоционально выматывает меня.
32. Я использую лекарства для улучшения самочувствия.
33. Меня интересуют результаты работы моих коллег.
34. Утром мне трудно вставать и идти на работу.
35. На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился.
36. Нагрузка на работе практически невыносима.
37. Я ощущаю радость, помогая окружающим людям.
38. Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе.
39. Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок.
40. Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками.
41. Я люблю свою работу.
42. У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен.
43. Меня раздражает поведение моих учеников.
44. Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне.
45. Меня часто охватывает желание все бросить и уйти с рабочего места.
46. Я замечаю, что становлюсь более черствыми по отношению к людям.
47. Я чувствую эмоциональное напряжение.
48. Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой.
49. Я чувствую себя измотанным.
50. Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям.
51. Временами я сомневаюсь в своих способностях.
52. Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию.
53. Выполнение повседневных дел для меня – источник удовольствия и удовлетворения.
54. Я не вижу смысла в том, что делаю на работе.
55. Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии.
56. Хочется «плюнуть» на все.
57. Я жалуюсь а здоровье без четко определенных симптомов.
58. Я доволен своим положением на работе и в обществе.
59. Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил.
60. Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье.
61. Я сомневаюсь в значимости своей работы.
62. Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе.
63. Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные домашние обязанности.
64. Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе.
65. Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю.
66. Мне буквально приходится заставлять себя работать.
67. Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние.
68. Мне нравится отдавать работе все силы.
69. Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения.
70. Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе.
71. Верю, что способен выполнить все, что задумано.
72. У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников.
Обработка и интерпретация результатов теста
Данная методика включает три шкалы: психоэмоционального истощения (ПИ), личностного отдаления (ЛО) и профессиональной мотивации (ПМ). Для определения психического «выгорания» в пределах указанных шкал пользуются специальным ключом:
• ПИ – 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).
• ЛО – 3, 4, 9, 10, 11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 38, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70, 71, 72 (24 утверждения).
• ПМ – 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения)
Количественная оценка психического «выгорания» по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему («часто» – 3 балла, «обычно» – 2 балла, «редко» – 1 балл, «никогда» – 0 баллов) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по «сырому» баллу. Затем с помощью нормативной таблицы определяется уровень психического «выгорания» по каждой шкале.
Таблицы норм
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 10-20 21-39 40-49 50 и выше
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
9 и ниже 16-10 17-31 32-40 41 и выше
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
7 и ниже 8-12 13-24 25-31 32 и выше
Нормы для индекса психического «выгорания» (ИПв)
Крайне низкие Низкие значения Средние значения Высокие значения Крайне высокие
31 и ниже 32-51 52-92 93-112 113 и выше
Содержательные характеристик шкал
Психоэмоциональное истощение – процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Истощение проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии и холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление – специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация – уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе альтруистического содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе с людьми.
Ниже приведены жизненные проявления ПВ на различных системных уровнях.
Жизненные проявления психического «выгорания» на системно-структурных уровнях
Шкалы ПВ | Проявления психического «выгорания» на уровнях: | ||
Межличностном | Личностном | Мотивационом | |
ПИ | Психическое истощение. Раздражительность. Агрессивность. Повышенная чувствительность к оценкам других. | Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. | Нежелание идти на работу. Желание скорее окончить рабочий день. Появление прогулов. |
ЛО | Нежелание контактировать с людьми. Циничное, негативное отношение к людям. | Критичное отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя. Значимость своей правоты. | Снижение включенности в работу и дела других людей. Безразличие к своей карьере. |
ПМ | Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. | Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом. Чувство низкой профессиональной эффективности и отдачи. | Снижение потребности в достижениях. |
Источники
Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.357-360.
Источник
А. Рукавишников [31]
Вводные замечания
Синдром психического выгорания рассматривается автором методики как совокупность симптомов трех субшкал. Содержательные характеристики данных субшкал следующие.
Психоэмоциональное истощение (ПИ) — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми; проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии, холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление (ЛО) — специальная форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми; проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация (ПМ) — уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе «альтруистического» содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе.
Опросник
Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывание и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас подобного чувства никогда не возникало, поставьте галочку или крестик в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте отметку в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «часто», «редко». Постарайтесь долго не задумываться над выбором. Благодарим вас за искренние ответы!
№ п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
1 | Я легко раздражаюсь | ||||
2 | Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать | ||||
3 | Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе | ||||
4 | Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы | ||||
5 | Меня мучает бессонница | ||||
6 | Думаю, что, если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы | ||||
7 | Я работаю с большим напряжением | ||||
8 | Моя работа приносит мне удовлетворение | ||||
9 | Чувствую, что работа с людьми изматывает меня | ||||
10 | Думаю, что моя работа важна | ||||
11 | Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе | ||||
12 | Я доволен профессией, которую выбрал | ||||
13 | Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня | ||||
14 | Я эмоционально устаю на работе | ||||
15 | Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии | ||||
16 | Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня | ||||
17 | Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе |
№ п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
18 | Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе | ||||
19 | Для меня важно преуспеть на работе | ||||
20 | Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим | ||||
21 | Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий | ||||
22 | У меня не хватает времени на свою семью и личную жизнь | ||||
23 | Я полон оптимизма по отношению к своей работе | ||||
24 | Мне нравится моя работа | ||||
25 | Я устал все время стараться | ||||
26 | Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы | ||||
27 | Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе | ||||
28 | Я удовлетворен своим профессиональным выбором | ||||
29 | Я чувствую физическое напряжение, усталость | ||||
30 | Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам | ||||
31 | Работа эмоционально выматывает меня | ||||
32 | Я использую лекарства для улучшения самочувствия | ||||
33 | Меня интересуют результаты работы моих коллег | ||||
34 | Утром мне трудно вставать и идти на работу | ||||
35 | На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился | ||||
36 | Нагрузка на работе практически невыносима |
№ п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
37 | Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям | ||||
38 | Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе | ||||
39 | Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок | ||||
40 | Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками | ||||
41 | Я люблю свою работу | ||||
42 | У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен | ||||
43 | Меня раздражает поведение моих учеников | ||||
44 | Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне | ||||
45 | Меня часто охватывает желание все бросить и уйти со своего рабочего места | ||||
46 | Я замечаю, что становлюсь все более черствым по отношению к людям | ||||
47 | Я чувствую эмоциональное напряжение | ||||
48 | Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой | ||||
49 | Я чувствую себя измотанным | ||||
50 | Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям | ||||
51 | Временами я сомневаюсь в своих способностях | ||||
52 | Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию | ||||
53 | Выполнение повседневных дел для меня — источник удовольствия и удовлетворения | ||||
54 | Я не вижу смысла в том, что делаю на работе | ||||
55 | Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии |
№ п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
56 | Хочется плюнуть на все | ||||
57 | Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов | ||||
58 | Я доволен своим положением на работе и в обществе | ||||
59 | Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил | ||||
60 | Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье | ||||
61 | Я сомневаюсь в значимости моей работы | ||||
62 | Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе | ||||
63 | Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные обязанности | ||||
64 | Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе | ||||
65 | Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю | ||||
66 | Мне буквально приходится заставлять себя работать | ||||
67 | Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние | ||||
68 | Мне нравится отдавать все силы работе | ||||
69 | Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения | ||||
70 | Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе | ||||
71 | Верю, что способен выполнить все, что задумано | ||||
72 | У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников |
Обработка и интерпретация результатов. Оценка психического выгорания определяется по трем субшкалам (психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация) в соответствии с «ключом».
«Ключ»
Психоэмоциональное истощение (ПИ) — вопросы: 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).
Личностное отдаление (ЛО) вопросы: 3, 4, 9—11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 37, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70—72 (24 утверждения).
Профессиональная мотивация (ПМ) вопросы: 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22—24, 26—28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения).
Количественная оценка по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему (обычно — 3 балла; часто — 2, редко — 1, никогда — 0) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырым баллу, затем с помощью нормативных таблиц определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ)
Крайне низкие | Низкие | Средние | Высокие | Крайне высо- |
значения | значения | значения | значения | кие значения |
9 баллов и ниже | 10—20 баллов | 21—39 баллов | 40—49 баллов | 50 баллов и выше |
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО)
Крайне низкие значения | Низкие значения | Средние значения | Высокие значения | Крайне высокие значения |
9 баллов и ниже | 10—16 баллов | 17—31 балл | 32—40 баллов | 41 балл и выше |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ)
Крайне низкие | Низкие | Средние | Высокие | Крайне высо- |
значения | значения | значения | значения | кие значения |
7 баллов и ниже | 8—12 баллов | 13—24 балла | 25—31 балла | 32 балла и выше |
Нормы для индекса психического выгорания (ИПв)
Крайне низкие | Низкие | Средние | Высокие | Крайне высо- |
значения | значения | значения | значения | кие значения |
31 балл и ниже | 32—51 балл | 52—92 балла | 93—112 баллов | 113 баллов и выше |
Жизненные проявления психического выгорания на системно-структурных уровнях
Субфак- торы | Проявления психического выгорания на уровнях | ||
межличностном | личностном | мотивационном | |
ПИ | Психическое истощение, раздражительность, агрессивность, повышенная чувствительность к оценкам других | Низкая эмоциональная толерантность, тревожность | Нежелание идти на работу; желание скорее окончить рабочий день. Прогулы |
Субфак- торы | Проявления психического выгорания на уровнях | ||
межличностном | личностном | мотивационном | |
ло | Нежелание контактировать с людьми; циничное, негативное отношение к людям | Критическое отношение к окружающим и некри- тичность в оценке самого себя, значимость своей правоты | Снижение вклю- чаемости в работу и дела других людей; безразличие к своей карьере |
пм | Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе | Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и удовлетворенности | Снижение потребности в достижениях |
Источник