Онр 2 уровня с синдромом дизартрии
Общее недоразвитие речи 2 уровня – это грубая форма нарушения речи у детей, для которой характерны низкие возможности самостоятельной речевой продукции. Ребенок изъясняется простой фразой, но допускает множество вербальных ошибок, аграмматизмов. Словарный запас беден, не сформированы навыки словоизменения и словообразования, тяжело нарушены звукопроизношение и фонематические операции. Степень ОНР определяется с помощью психолого-логопедического обследования. Основные приоритеты коррекционной работы: совершенствование восприятия речи, расширение лексики, формирование распространенной фразы, развитие грамматических языковых навыков.
Общие сведения
Учение об уровнях речи у детей с логопатологией было выдвинуто в 50-60 г.г. прошлого столетия профессором логопедии Р. Е. Левиной. Она выделила три уровня речевого недоразвития: 1– безречье, 2 – появление общеупотребительной речи, 3 – развернутая фразовая речь с лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Т.о., второй уровень речевого развития отличается более высокими языковыми способностями по сравнению с ОНР 1 уровня. Однако низкая степень владения речевыми средствами (грамматическими, лексическими, фонетическими, фонематическими) требует их дальнейшего развития методами специального коррекционного обучения. Позднее к этой классификации был добавлен 4-ый уровень речевого развития, характеризующийся остаточными признаками ФФ и ЛГ недоразвития.
ОНР 2 уровня
Причины ОНР 2 уровня
Грубые дефекты речи имеют полиэтиологическую природу. Главную роль в их возникновении играют биологические факторы: осложнения беременности (гестозы, иммунологический конфликт, внутриутробная гипоксия), последствия тяжелых родов (асфиксия новорожденного, родовые травмы), заболевания раннего детства (инфекции, протекающие с нейротоксикозом, ЧМТ). Дети с ОНР 2 уровня часто наблюдаются у невролога по поводу перинатальной энцефалопатии, в возрасте 2-3-х лет им выставляется задержка речевого развития. Логопедическое заключение может звучать как алалия, дизартрия, афазия, ринолалия.
В некоторых случаях тяжелые речевые проблемы не связаны с ранним органическим поражением ЦНС. У этой группы плохо говорящих детей могут обнаруживаться недостатки воспитания (дефицит общения, педагогическая запущенность), наследственная предрасположенность к позднему возникновению речи, синдром госпитализма и другие биосоциальные предпосылки. Часто ОНР становится следствием комплекса различных факторов, когда имеют место и церебральные нарушения, и неблагоприятные условия развития ребенка.
Патогенез
При ОНР 2 уровня отмечается низкая степень сформированности всех подсистем языка. На лексическом плане выявляется недостаточная словарная база, что обусловливает трудности выражения мыслей, выстраивания синтаксической структуры предложений и грамотного изложения. Фонетико-фонематическое недоразвитие выражается искажением звуко-слоговой схемы слов, неготовностью дошкольника к звуковому анализу и синтезу. Конкретные механизмы речевого недоразвития зависят от этиологических факторов. Так, при перинатальных органических поражениях мозга речевой дефицит может быть связан с непониманием речи или невозможностью ее моторной реализации. В случае пороков развития периферических органов речи первично нарушается собственная речевая активность, вторично – фонематические процессы.
Симптомы ОНР 2 уровня
Речь развивается с опозданием, первые самостоятельные фразы появляются к 3-4 годам или позднее. Предложения короткие, простые, состоят из 2-3 слов, чаще обозначающих обиходные предметы и действия. Союзы, предлоги, прилагательные при построении высказывания употребляются редко. Наряду с фразой ребенок продолжает пользоваться жестами и аморфными словами. Существенно улучшается понимание речи. Словарь становится более разнообразным, но по-прежнему отстает от возрастной нормы. При ОНР 2-го уровня дети не знают названий частей тела, цветов, деталей предметов, обобщающих понятий. Навык словообразования и словоизменения не сформирован, падежные формы употребляются неправильно, отсутствует согласованность членов предложения, не дифференцируется единственное и множественное число.
Нарушен слоговой образ слова: наблюдается перестановка и сокращение слогов, элизии согласных при их стечении. Недостаточность фонематического восприятия проявляется неспособностью ребенка выделить нужный звук и определить его позицию в слове, подобрать слово с заданным звуком. В спонтанной речи имеются многочисленные звукопроизносительные дефекты: смешения, искажения фонем, замены согласных (аффрикат, мягких/твердых, глухих/звонких, шипящих/свистящих). Изолированный звук при этом может произноситься нормативно. Таким образом, при второй степени ОНР используемые речевые средства остаются значительно искаженными.
Дети с речевым недоразвитием, как правило, имеют некоторые отклонения в моторной и психической сферах. У них часто выявляется несформированный пальцевый праксис, неуклюжесть движений, плохая координация. Возможны нарушения речевой моторики вследствие недифференцированности артикуляционных поз и изменений тонуса мускулатуры органов речи. Особенности протекания психических процессов заключаются в снижении слухо-речевой памяти, слабости внимания, недостаточном развитии вербально-логического мышления. Из-за этого дети неохотно вовлекаются в игровую и учебную деятельность, часто отвлекаются, быстро утомляются, делают массу ошибок при выполнении разного рода заданий.
Осложнения
Без целенаправленного обучения дети с ОНР 2 уровня испытывают выраженные трудности в освоении школьной программы. На фоне недоразвития языковых компонентов формируются специфические расстройства школьных навыков — аграмматическая дисграфия и дислексия. Вследствие плохого владения фразовой речью ребенок не может полноценно общаться со сверстниками и утвердиться в детском коллективе. Дети с ограниченной речевой активностью осознают и тяжело переживают свой дефект, что негативно отражается на их личностном и психическом развитии. Несмотря на первичную сохранность интеллекта, при отсутствии своевременной коррекции ОНР может возникнуть пограничная интеллектуальная недостаточность.
Диагностика
Логопедическое обследование включает изучение медицинского анамнеза, оценку состояния всех компонентов устной речи. На первой встрече с ребенком и родителями логопеду необходимо выяснить вероятные причины речевого недоразвития, степень понимания и владения ребенком речью, особенности моторного и психического развития. Диагностика устной речи включает изучение уровня сформированности:
- Связной речи. Ребенка просят пересказать прослушанный текст, составить рассказ по наглядным пособиям, ответить на вопросы. При этом выявляются семантические и синтаксические ошибки, неправильный порядок и связь слов в предложении, нарушение логики и последовательности изложения. Даже с помощью наводящих вопросов, подсказок логопеда ребенок не способен точно передать содержание рассказа.
- Лексико- грамматических процессов. При выполнении заданий заметны трудности в подборе нужных слов, незнание геометрических формы, цветов, обобщающих категорий, синонимов и антонимов. Одним и тем же аморфным словом ребенок может обозначать целый ряд предметов, близких по назначению или функции. Фраза строится аграмматично, с нарушениями согласования, неправильным изменением слов по числам и падежам.
- Слоговой структуры и фонетико-фонематических процессов. Сложные по звуконаполняемости и слоговому составу слова произносятся искаженно. Количество слогов сокращается до двух-трех. Высказывания малопонятны из-за множественных дефектов звукопроизношения. У детей с ОНР 2 уровня может быть нарушено до 15-20 звуков практически всех групп. Задания на звуковой анализ и синтез ребенку недоступны.
Второй уровень развития речи дифференцируют с другими степенями речевой недостаточности (ОНР 1 и ОНР 3 уровня), а также тугоухостью, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении. При проведении диагностики важно понять, какая именно речевая патология лежит в основе ОНР – от этого будут зависеть формы и приемы коррекционного процесса.
Коррекция ОНР 2 уровня
Логопедическая работа должна строиться в тесном контакте с медицинскими специалистами: педиатром, детским неврологом, челюстно-лицевым хирургом, реабилитологом. В связи с основным неврологическим нарушением ребенок должен получать курсы медикаментозной терапии, лечебного массажа, физиотерапии. При открытой ринолалии выполняется хирургическая коррекция деформаций лица («волчьей пасти», «заячьей губы»). С 3-4 летнего возраста дети зачисляются в логопедическую группу ДОУ на 3 года обучения. За это время речь ребенка должна стать грамматически и фонетически правильной и приблизиться к возрастной норме. Содержание работы включает:
- Активизацию и наращивания словаря. В соответствии с программой изучаются лексические темы, проводятся предметные и ролевые игры, ставятся инсценировки. Ребенка учат называть предметы, признаки и действия, понимать обобщающие слова, пространственные взаимоотношения между предметами.
- Развитие лексико-грамматических средств. В рамках направления ведется работа по выработке навыков словообразования, словоизменения, усвоению таких грамматических категорий, как число, падеж, род. К концу обучения ребенок должен безошибочно употреблять порядковые числительные, слова в родительном, дательном и творительном падежах, грамматически правильно отвечать на вопросы «куда?», «где?», «чей?», «сколько?» и др.
- Формирование фразовой и связной речи. Закрепляются навыки построения простых предложений, формируются умения составления коротких рассказов. С ребенком разучиваются потешки и двустишья. Его учат адекватно и полно отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно их формулировать.
- Совершенствование произносительных умений. На начальном этапе осуществляется работа над различением неречевых и речевых звуков, развитием артикуляции. При дизартрии, ринолалии показан логопедический массаж. После уточнения правильности произношения сохранных фонем начинается работа над постановкой звуков в той последовательности, в которой они появляются в онтогенезе. Автоматизация и дифференциация проводится по общепринятым правилам.
Прогноз и профилактика
В большинстве случаев речевой прогноз при ОНР 2 уровня благоприятный. В процессе коррекционного обучения происходит постепенное расширение вербальной активности и повышение уровня развития речи. При переходе в начальную школу дети должны продолжать заниматься на школьном логопункте, т. к. они составляют группу риска по формированию нарушений письма и чтения. Первичная профилактика ОНР заключается в предупреждении ранних повреждений речевых центров и органов, приводящих к тяжелой логопатологии. С целью предотвращения учебных трудностей и отставания в когнитивном развитии необходимо своевременное выявление тяжелых речевых дефектов и их коррекция.
Источник
Дизартрия часто бывает частью ОНР (общего недоразвития речи), поэтому нередко в заключении врача стоят сразу два диагноза: ОНР 2 степени и дизартрия, ОНР 3 степени и дизартрия, ОНР 2 уровня, стертая дизартрия и т.д.
Дизартрия является расстройством произносительной стороны речи, возникновение которого связано с иннервацией артикуляционного аппарата. Речь пациентов с дизартрией – нечеткая, смазанная, приглушенная.
ОНР диагностируется при общем недоразвитии всех компонентов речи. У больных не развито произношение, словарный запас, фонематический слух и восприятие.
Отличие дизартрии от ОНР состоит в том, что дизартрия может быть изолированным заболеванием (если нарушается только иннервация), либо сопровождаться нарушением фонематического слуха, тогда как для ОНР характерны разные нарушения.
ОНР поддается коррекции достаточно сложно, так как логопед должен решать проблему всесторонне – развивать артикуляцию, фонематическое восприятие и другие нарушенные функции. В то время как дизартрия является скорее медицинской, чем педагогической проблемой, поэтому заниматься её преодолением должен, прежде всего, невропатолог.
Для того, чтобы объединить детей с ОНР в группы для проведения специальной коррекционной работы в соответствии с тяжестью речевого дефекта, логопеды выделяют четыре уровня развития речи: ОНР 1 уровня, ОНР 2 уровня, ОНР 3 уровня и ОНР 4 уровня.
Что означает речевое заключение «ОНР 3 уровня, дизартрия»
ОНР 3 степени диагностируется при умеренных отклонениях в формировании разных сторон речи (сложные лексические и грамматические единицы). Для данного состояния характерно наличие развернутой фразы, аграмматичной речи, плохо дифференцированного звукопроизношения, отставание от нормы фонетических процессов. Для установления уровня развития речи необходима логопедическая диагностика. В ходе коррекции недоразвития речевой функции логопед учит пациента произносить связную речь, усваивать лексико-грамматические категории, совершенствовать фонетическую сторону речи.
ОНР 2 степени представляет собой грубую форму нарушения речи у детей, которые не могут самостоятельно продуцировать связные, четкие высказывания. Ребенок с ОНР 2 уровня может изъясняться только простыми фразами, допуская при этом вербальные ошибки, аграмматизмы.
Лексический запас у детей с ОНР 2 уровня скудный, навыки словообразования и словоизменения отсутствуют. Отмечается тяжелое нарушение звукопроизношения и фонематических операций. Для определения степени ОНР проводится психолого-логопедическое обследование.
Основными приоритетами коррекционной деятельности при ОНР и дизартрии являются следующие:
- совершенствовать восприятие речи;
- расширить словарный запас;
- формировать распространенную фразу;
- развивать грамматические языковые навыки.
Коррекция заболевания
Коррекционная работа по преодолению речевой дисфункции может проводиться как в индивидуальном, так и в подгрупповом и групповом формате (в условиях специализированных логопедических ДОУ).
Задачей логопеда в рамках коррекции ОНР 3 уровня и дизартрии является научить пациента справляться со следующими задачами:
- усваивать грамматические нормы языка. Прежде всего, речь идет о грамотном построении простой распространенной фразы, опираясь на вопросы логопеда и схему, а также об использовании в своей речи сложноподчиненных и сложносочиненных предложений;
- обогатить лексику. С этой целью изучаются различные лексические темы. Для того, чтобы расширить словарь пациент должен усвоить обобщающие понятия, признаки, действия, части и целое предметов, синонимы и антонимы. Необходимо научить ребенка образовывать слова при помощи приставок и суффиксов, изучать значение предлогов, которое отражают пространственное расположение предметов;
- совершенствовать фразовую речь. Пациент должен научиться давать развернутые ответы на вопросы. Особое внимание уделяется составлению рассказов по иллюстрациям, пересказу текстов, описанию событий;
- развивать произносительные навыки. Ребенку помогают уточнять артикуляционные звуки, автоматизировать трудные фонемы, поставить звук, дифференцировать смешиваемые звуки на слух;
- подготовиться к обучению грамоте. Пропедевтическую работу осуществляют для того, чтобы в последующем ребенок успешно освоил навыки письма и чтения. Он должен обучиться слоговому и звуковому анализу (выделению заданных звуков и слогов, ударных гласных), синтезу, преобразованию прямых и обратных слогов в друг друга.
Прогноз и профилактика
Дети с диагностированным ОНР третьей степени могут посещать обычные общеобразовательные школы, однако ввиду некоторых учебных трудностей им необходимо заниматься на школьном логопункте. Благодаря правильно организованному речевому режиму, регулярным занятиям с логопедами и точному выполнению их рекомендаций речь ребенка становится правильной и чистой.
Для профилактики отставания в речевом развитии необходимо предупреждать перинатальные и ранние постнатальные поражения центральной нервной системы, создавать благоприятную речевую среду и семейную обстановку, в которых растут дети.
Для того, чтобы своевременно выявить речевые дефекты, детям в возрасте от двух-трех лет рекомендуется посетить логопеда.
Как правило, речевой прогноз при ОНР 2 степени и дизартрии благоприятен. Грамотное коррекционное обучение позволяет постепенно расширить вербальную активность и повысить уровень речевого развития. При обучении в начальной школе детям необходимы занятия на школьном логопункте, так как они входят в группу риска по формированию нарушений чтения и письма.
В качестве первичной профилактики ОНР необходимо предупреждать ранние повреждения речевых органов и центров, вследствие которых развивается тяжелая логопатология. Для того чтобы предотвратить учебные трудности и отставание в когнитивном развитии следует своевременно выявлять тяжелые речевые дефекты и корректировать их.
Лечение
Построение логопедической работы при ОНР 2 степени и дизартрии предполагает тесный контакт с медицинскими специалистами: педиатрами, детскими неврологами, челюстно-лицевыми хирургами, реабилитологами.
В первую очередь проводятся мероприятия по лечению основного неврологического нарушения: медикаментозная терапия, лечебный массаж, физиотерапевтическое лечение. Открытая ринолалия требует проведения хирургической коррекции деформации лица («заячьей губы», «волчьей пасти»).
В возрасте трех-четырех лет детям рекомендуется посещать логопедические группы ДОУ, не менее трех лет. Это время необходимо для того, чтобы их речь стала фонетически и грамматически правильной, приблизилась к возрастным нормам.
Логопедическая коррекция нарушений речи при ОНР 2 степени и дизартрии ставит перед собой следующие задачи:
- активизировать и увеличить лексический запас – программа направлена на изучение лексических тем, проведение предметных и ролевых игр, постановку инсценировок. Дети учатся называть действия, признаки и предметы. Они приобретают навыки использования обобщающих слов, понимания пространственных взаимоотношений между предметами;
- развивать лексико-грамматические средства – логопеды учат детей словообразованию, словоизменению, пониманию грамматических категорий: числа, падежа, рода. В конце обучения ребенок должен приобрести навыки безошибочного употребления порядковых числительных, слов в различных падежах, грамматически правильных ответов на вопросы: «где?», «куда?», «сколько?», «чей?» и пр.;
- формировать фразовую и связную речь – проводятся упражнения на закрепление навыков построения простого предложения, формирование умений составления небольших рассказов. Ребенок должен научиться давать полный и адекватный ответ на поставленный вопрос, самостоятельно формулировать его;
- совершенствовать произносительные умения – в первую очередь ребенок учится различать неречевые и речевые звуки, развивает артикуляцию. Детям с дизартрией, ринолалией рекомендуется проведение логопедического массажа.
Клиника реабилитации Юсуповской больницы предлагает услуги высококвалифицированных логопедов для взрослых лиц, страдающих дизартрией после перенесенных инсультов головного мозга, черепно-мозговых травм и других заболеваний, которые привели к развитию нарушения речи. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа занятий, позволяющая восстановить речь в короткие сроки.
Автор
Невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Список литературы
- МКБ-10 (Международная классификация болезней)
Наши специалисты
Руководитель НПЦ болезни двигательного нейрона/БАС, кандидат медицинских наук, врач высшей категории
Невролог, ведущий специалист отделения неврологии
Руководитель НПЦ демиелинизирующих заболеваний, невролог, доктор медицинских наук, профессор
Невролог, кандидат медицинских наук
Невролог, доктор медицинских наук, профессор, руководитель центра диагностики и лечения нарушений памяти
Руководитель НПЦ болезни Паркинсона, врач-невролог, доктор медицинских наук, профессор
Невролог
Цены на услуги *
*Информация на сайте носит исключительно ознакомительный характер. Все материалы и цены, размещенные на сайте, не являются публичной офертой, определяемой положениями ст. 437 ГК РФ. Для получения точной информации обратитесь к сотрудникам клиники или посетите нашу клинику.
Скачать прайс на услуги
Мы работаем круглосуточно
Источник