Олигофрения в степени дебильности код мкб
Состояние задержанного или неполного умственного развития, которое характеризуется прежде всего снижением навыков, возникающих в процессе развития, и навыков, которые определяют общий уровень интеллекта (т.е. познавательных способностей, языка, моторики, социальной дееспособности). Умственная отсталость может возникнуть на фоне другого психического или физического нарушения либо без него.
Степень умственной отсталости обычно оценивается стандартизованными тестами, определяющими состояние пациента. Они могут быть дополнены шкалами, оценивающими социальную адаптацию в данной окружающей обстановке. Эти методики обеспечивают ориентировочное определение степени умственной отсталости. Диагноз будет также зависеть от общей оценки интеллектуального функционирования по выявленному уровню навыков.
Интеллектуальные способности и социальная адаптация со временем могут измениться, однако достаточно слабо. Это улучшение может явиться результатом тренировки и реабилитации. Диагноз должен базироваться на достигнутом на настоящий момент уровне умственной деятельности.
При необходимости идентифицировать состояния, связанные с умственной отсталостью, такие, как аутизм, другие нарушения развития, эпилепсия, расстройства поведения или тяжелый физический недостаток, используют дополнительный код.
Для идентифицикации степени умственной недостаточности рубрики F70-F79 употребляются со следующим четвертым знаком:
- .0 С указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения
- .1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения
- .8 Другое нарушение поведения
- .9 Без указаний на нарушение поведения
Умственная отсталость легкой степени
Ориентировочный IQ составляет 50-69 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 9-12 лет). Вероятны некоторые трудности обучения в школе. Многие взрослые будут в состоянии работать, поддерживать нормальные социальные отношения и вносить вклад в общество.
Включены:
- слабоумие
- умственная субнормальность умеренной степеньи
F71
Умственная отсталость умеренная
Ориентировочный IQ колеблется от 35 до 49 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 6-9 лет). Вероятно заметное отставание в развитии с детства, но большинство может обучаться и достичь определенной степени независимости в самообслуживании, приобрести адекватные коммуникационные и учебные навыки. Взрослые будут нуждаться в разных видах поддержки в быту и на работе.
Включена: умственная субнормальность средней тяжести
F72
Умственная отсталость тяжелая
Ориентировочный IQ колеблется от 20 до 34 (в зрелом возрасте умственное развитие соответствует развитию в возрасте 3-6 лет). Вероятна необходимость постоянной поддержки.
Включена: резко выраженная умственная субнормальность
F73
Умственная отсталость глубокая
Ориентировочный IQ ниже 20 (в зрелом возрасте умственное развитие ниже развития в трехлетнем возрасте). Результатом является тяжелое ограничение самообслуживания, коммуникабельности и подвижности, а также повышенная сексуальность.
Включена: глубокая умственная субнормальность
F78
Другие формы умственной отсталости
F79
Умственная отсталость неуточненная
Включены: умственная:
- недостаточность БДУ
- субнормальность БДУ
Источник
Содержание
- Описание
- Дополнительные факты
- Причины
- Диагностика
- Лечение
- Основные медицинские услуги
- Клиники для лечения
Названия
Название: F70 Умственная отсталость легкой степени.
Вид больной с гипотиреозом до (справа) и после (слева) лечения
Описание
Дебильность. Самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики. Типичным для дебильности является наглядно-образное мышление, невозможность построения сложных умозаключений, затруднение в улавливании внутренних связей между предметами и событиями, недоразвитие нравственных и волевых качеств, безынициативность, легкая внушаемость. Наряду с проведением специфической, корригирующей и симптоматической терапии пациентам с дебильностью необходима социальная адаптация, правильное психологическое воспитание, специальное школьное и трудовое обучение.
Дополнительные факты
Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия. Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей. Она составляет около 75% всех случаев умственной отсталости. Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность».
Следует отличать дебильность от пограничной умственной отсталости (пограничного интеллекта), формирующегося в результате задержки психического развития ребенка, вызванной внешними факторами: неблагоприятными условиями жизни ребенка (например, грубым обращением с детьми или отсутствием заботы о них в семье), интеллектуальной депривацией, врожденными или приобретенными в раннем детстве физическими дефектами (например, слепотой, глухотой), ограничивающими познавательные возможности ребенка и препятствующими его корректному умственному развитию.
В зависимости от степени недоразвития интеллектуальных и психических способностей дебильность классифицируют на легкую, средней тяжести и тяжелую. Как и другие варианты олигофрении, по преобладающим проявлениям дебильность подразделяют на атоническую, астеническую, дисфорическую и стеническую формы.
Социальная адаптация при дебильности.
Над проблемой социальной адаптации пациентов с дебильностью совместно работают специалисты в области педиатрии, социальной психологии, педагогики, детской неврологии и психиатрии. Задача состоит не только в том, чтобы приспособить пациентов с дебильностью к самостоятельной жизни в обществе, но и уберечь их от вовлечения в преступные группировки, где их используют как послушных и легко управляемых исполнителей.
Чрезвычайно важным в социальной адаптации является правильная организация обучения, трудовой деятельности и быта пациентов с дебильностью. Дети должны проходить обучение в специализированных школах, где учебный процесс будет соответствовать их умственным возможностям. В дальнейшем они способны освоить несложную специальность и выполнять простую работу, не требующую быстрого переключения внимания, инициативности или самостоятельности. По некоторым данным при адекватном воспитании и обучении до 70% пациентов с дебильностью благополучно адаптируются в обществе, ведут трудовую деятельность и даже создают семьи.
Причины
Среди причин возникновения дебильности в первую очередь выделяют наследственные факторы (ферментопатии, эндокринопатии, микроцефалия) и различные неблагоприятные влияния на плод в период внутриутробного развития. К последним можно отнести инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуху, токсоплазмоз, корь, цитомегалию, сифилис); резус-конфликт, фетоплацентарную недостаточность, гипоксию плода; токсические воздействия на плод, при употреблении беременной наркотических веществ, алкоголя, табака, некоторых медикаментов.
Дебильность может возникнуть как следствие родовой травмы, асфиксии новорожденного, врожденной гидроцефалии, перенесенных в раннем детстве инфекционных поражений ЦНС (энцефалита, гнойного менингита, менингоэнцефалита) и тяжелых черепно-мозговых травм.
Диагностика
В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе. Такой ребенок должен быть осмотрен неврологом, психологом и психиатром, при нарушениях речи — логопедом. Диагностировать дебильность помогает проведение психометрии, психологических тестов с сюжетными картинками и экспериментов по классификации изображений. В зависимости от степени дебильности IQ пациента может находиться в диапазоне от 69 до 40%.
В неврологическом статусе у страдающих дебильностью обычно не выявляются какие-либо патологические отклонения, в том числе и нарушения моторики. В большинстве случаев отмечается недостаточно выразительная мимика и ограничение мелких дифференцированных движений. Для более глубокой оценки состояния ЦНС имеющим дебильность пациентам проводится электроэнцефалография, эхоэнцефалография и реоэнцефалография, по показаниям — МРТ головного мозга.
Устанавливая диагноз «дебильность» ребенку, врач должен исключить наличие у него пограничной умственной отсталости, обусловленной задержкой нервно-психического развития на фоне нормального умственного потенциала. Кроме того, дебильность необходимо дифференцировать от снижения интеллекта, развивающего на фоне шизофрении и эпилепсии раннего детского возраста.
Лечение
Дети с диагнозом «дебильность» должны наблюдаться у психоневролога. Если дебильность развивается на фоне эндокринопатии, то дополнительно необходимо диспансерное наблюдение у эндокринолога. В тех случаях, когда можно установить и устранить причину, обусловившую дебильность, проводится специфическая терапия. При выявлении токсоплазмоза или врожденного сифилиса назначается соответствующее этиотропное лечение, при наличии ферментопатии необходимо соблюдение диеты, при эндокринопатии — гормональная терапия.
Симптоматическая терапия при дебильности может включать противосудорожные препараты, дегидратационные средства, общеукрепляющее лечение, ноотропы (гамма-аминомасляную к-ту, пирацетам), нейропротекторы и метаболиты (глутаминовую кислоту, витамины группы В), психотропные препараты. При повышенной утомляемости и астении показан прием психостимуляторов (амфетамина, пемолина), при чрезмерной эмоциональной возбудимости — хлордиазепоксид, хлорпромазин, галоперидол.
Наряду с медикаментозной терапией дети с дебильностью нуждаются в корригирующем лечении с применением педагогических, психологических и логопедических методик. Основная цель корригирующего лечения дебильности заключается в психологической поддержке, коррекции нарушений поведения и обучении, а для детей более старшего возраста — приобретении навыков и умений, необходимых для самостоятельной бытовой и профессиональной деятельности. По показаниям при дебильности проводятся логопедические занятия по коррекции системного недоразвития речи, коррекции брадилалии, коррекции заикания и пр.
Основные медуслуги по стандартам лечения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Клиники для лечения с лучшими ценами
|
Источник
Перечень заболеваний для определения инвалидности:
Олигофрения
4.8. Олигофрения МКБ-10 (F70-79) | |||
Олигофрения (умственная отсталость) — различные по этиологии и патогенезу случаи врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) недоразвития психики, характеризующегося преобладанием интеллектуального дефекта и отсутствием прогредиентности. | |||
Степень нарушения функций организма | Клинико-функциональная характеристика нарушений | Степень ограничения жизнедеятельности и способность к: | Группа инвалидности |
---|---|---|---|
I степень | Олигофрения в степени дебильности (легкая умственная IQ (интеллектуальный коэффициент) 50 — 70 I. Легкая дебильность Могут формально обучаться в общеобразовательных школах, дублируют 1) Основной тип — легкое снижение интеллекта без 2) Психопатоподобный тип: a)возбудимый вариант, b) торпидный вариант с психомоторной заторможенностью, c) астенический вариант. | Ограничений жизнедеятельности нет | Ограничение по линии ВКК |
II степень | 3) Осложненный тип легкой дебильности — наличие сопутствующих эпилептических припадков, умеренно выраженной резидуальной неврологической симптоматики, ликвородинамических расстройств. II. Умеренная дебильность Могут оканчивать 6 — 8 классов вспомогательной школы, приобретают 1) Основной тип — умеренное снижение интеллекта без | ориентации — I ст.; общению — I ст.; контролю своего поведения — I ст.; обучению — I ст.; трудовой деятельности — I ст. | III группа |
III степень | II. Умеренная дебильность 2) Психопатоподобный тип 3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических III. Выраженная дебильность Выраженное недоразвитие интеллекта, могут оканчивать несколько 1) Основной тип — выраженное снижение интеллекта без 2) Психопатоподобный тип — с выраженными 3) Осложненный тип — наличие сопутствующих эпилептических | самообслуживанию — I ст.; ориентации — I-II ст.; общению — II ст.; контролю своего поведения — II ст.; обучению — II-III ст.; трудовой деятельности — II- III ст. | II группа |
III степень | Нерезко выраженная имбецильность. (Умеренная умственная отсталость по МКБ-10) JQ 35 — 49 Более выраженная интеллектуальная недостаточность, чем при | самообслуживанию — II ст.; ориентации — II ст.; общению — II ст.; контролю своего поведения — II ст.; обучению — III ст.; трудовой деятельности — III ст. | II группа |
III степень | Резко выраженная имбецильность. (Тяжелая умственная отсталость по МКБ-10) IQ меньше 35 Глубокий интеллектуальный дефект, мышление грубо конкретное, круг | самообслуживанию — II ст.; передвижению — I-II ст.; ориентации — II ст.; общению — II ст.; контролю своего поведения — II ст.; обучению — II ст.; трудовой деятельности — III ст. | II группа |
IV степень | Идиотия. (Глубокая умственная отсталость по МКБ-10). Полное отсутствие интеллекта, выраженное недоразвитие речи или ее | самообслуживанию — III ст.; передвижению — I- III ст.; ориентации — III ст.; общению — III ст.; контролю своего поведения — III ст. | I группа |
Перечень заболеваний
для определения инвалидности первой, второй и третьей группы
Источник
В 1992 году была пересмотрена основная классификация умственной отсталости принята в медицине МКБ-10 (международная классификация болезней 10 пересмотра).
Она представлена в разделе /F70-F79/ «Умственная отсталость» (определение «умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе 1) рекомендуется использовать следующие рубрики:
□ умственная отсталость легкой степени (F-70);
□ умственная отсталость умеренная (F-71);
□ умственная отсталость тяжелая (F-72);
□ умственная отсталость глубокая (F-73).
Таким образом каждая рубрика делятся на определенную умственную отсталость:
0 нет нарушений
1 отсутствие или слабая выраженность нарушения поведения или особенность поведения.
2 обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.
3 обусловлена фенилкетонурии
4 хромосомное нарушение
5 гипертереозом
6 гипорториозом
7 недоношенность
8 другие уточненные причины (нарушения обмена веществ, микроцефалия)
9 не уточненные причины
Пример:
Диагнозов может быть несколько:
F70.01 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.
Клинико-физиологическая классификация умственной отсталости
Клинико – физиологическая классификация умственной отсталости Исаев. МКБ – 10 (характеризует легкую и умеренную умственную отсталость)
1 астеническая форма
2 стеническая
3 атоническая
4 дисфорическая
Астеническая наблюдается умственная отсталость у детей 50% — недоразвитие речи. Дети отличаются неустойчивым и легко истощаемым вниманием. В школе неусидчивы плохо сосредотачиваются на объяснения учителя и решения задач. Эмоциональная неустойчивостью, то есть капризны, обидчивы, легко раздражительны, не приносят шума и суеты. Незначительная похвала или учеба в подвижных играх – бурная веселее, которое исчезает при смене ситуации. Часто срывают уроки и оскорбляют учителей. Протест: крики, плачь, разрушительные действия, быстро истощаемость, быстро успокаиваются. Если верно образуются не дают бурной реакции. 20% психопаты (нарушение личности), более 50% неуклюжая моторика затруднена в тонкой координации движения (особенно пальцы рук). Долго не могут научиться самостоятельно есть, одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. В школе страдает письмо на уроках труда не справляются с инструкциями, не могут научиться хорошо шить. Сужен круг пространственно представления. Путают часто правую и левую руки.
Стеническаяхарактеризуется только наличием интеллектуального дефекта. Дети характеризуются равномерным недоразвитием интеллектуальных и эмоционально — волевых функций, хорошо приспособляются к семейным ситуациям школьным коллективам наличие социальной адаптации. Лучше овладевают навыками письма, чтения, счета. Их поведения в некоторой степени мотивированно, все же в целом оно лишено творческой инициативы и любознательности в той физической и умственной деятельности, которая им посильно, они проявляют вполне удовлетворяют выполнении и прилежания. У 50% отставании в развитии речи,. Расстройства внимания, значит расстройства внимания у них есть, но менее тяжёлая, чем у других форм умственной отсталости. Фон настроения добродушный и беспечный. Степень моторного развития корригируется с степенью психического развития.
Атоническая.Не способны к психическому напряжению, что проявляется в нарушении внимания. У части внимание вообще не привлекается. У других – сильная отвлекаемость. Они не отвечают на зов, вопросы. Первоначально ответ случайный, затем правильный. ¼ — редкое использование речи из-за недостатка активности.
Дисфорическая. Эмоциональное нарушение (постоянное эмоциональное напряжение, иногда эмоциональные всплески). Большинство детей в состоянии дисфории. Внешне: капризность, плаксивость, раздражительность, недовольствие всем окружающим и частые жалобы. Все злобны, легко возбудимы и склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Постоянно ссорятся, другие наносят увечья, угрожают расправой. У меньшего числа детей – нелепые эйфории. Наблюдается двигательная расторможенность они назойливы. Если отпор резкий, то эффект возбуждения – часто с агрессией. Такое поведения препятствует освоению программы вспомогательной школы, по интеллектуальным возможностям позволяем им это сделать. Значит часть детей госпитализируются.
Основным критерием создания этого вида классификаций являются особенности нейродинамических сдвигов как основы клинических симптомов. Данная классификация широко используется как клиницистами, так и специальными педагогами и психологами, так как в ней рассмотрены особенности развития познавательной, эмоциональной и личностной сфер детей.
Астеническая и стеническая формы умственной отсталости
Астеническая наблюдается умственная отсталость у детей 50% — недоразвитие речи. Дети отличаются неустойчивым и легко истощаемым вниманием. В школе неусидчивы плохо сосредотачиваются на объяснения учителя и решения задач. Эмоциональная неустойчивостью, то есть капризны, обидчивы, легко раздражительны, не приносят шума и суеты. Незначительная похвала или учеба в подвижных играх – бурная веселее, которое исчезает при смене ситуации. Часто срывают уроки и оскорбляют учителей. Протест: крики, плачь, разрушительные действия, быстро истощаемость, быстро успокаиваются. Если верно образуются не дают бурной реакции. 20% психопаты (нарушение личности), более 50% неуклюжая моторика затруднена в тонкой координации движения (особенно пальцы рук). Долго не могут научиться самостоятельно есть, одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать обувь. В школе страдает письмо на уроках труда не справляются с инструкциями, не могут научиться хорошо шить. Сужен круг пространственно представления. Путают часто правую и левую руки.
Стеническаяхарактеризуется только наличием интеллектуального дефекта. Дети характеризуются равномерным недоразвитием интеллектуальных и эмоционально — волевых функций, хорошо приспособляются к семейным ситуациям школьным коллективам наличие социальной адаптации. Лучше овладевают навыками письма, чтения, счета. Их поведения в некоторой степени мотивированно, все же в целом оно лишено творческой инициативы и любознательности в той физической и умственной деятельности, которая им посильно, они проявляют вполне удовлетворяют выполнении и прилежания. У 50% отставании в развитии речи,. Расстройства внимания, значит расстройства внимания у них есть, но менее тяжёлая, чем у других форм умственной отсталости. Фон настроения добродушный и беспечный. Степень моторного развития корригируется с степенью психического развития.
Атоническая и дисфорическая формы умственной отсталости
Атоническая.Не способны к психическому напряжению, что проявляется в нарушении внимания. У части внимание вообще не привлекается. У других – сильная отвлекаемость. Они не отвечают на зов, вопросы. Первоначально ответ случайный, затем правильный. ¼ — редкое использование речи из-за недостатка активности.
Дисфорическая. Эмоциональное нарушение (постоянное эмоциональное напряжение, иногда эмоциональные всплески). Большинство детей в состоянии дисфории. Внешне: капризность, плаксивость, раздражительность, недовольствие всем окружающим и частые жалобы. Все злобны, легко возбудимы и склонны к агрессивным и разрушительным действиям. Постоянно ссорятся, другие наносят увечья, угрожают расправой. У меньшего числа детей – нелепые эйфории. Наблюдается двигательная расторможенность они назойливы. Если отпор резкий, то эффект возбуждения – часто с агрессией. Такое поведения препятствует освоению программы вспомогательной школы, по интеллектуальным возможностям позволяем им это сделать. Значит часть детей госпитализируются.
Источник