Ольга богдашина вопросы коммуникации при аутизме и синдроме аспергера
Шоплер Э., Ланзинд М., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет): Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH
https://pedlib.ru/Books/1/0445/1_0445-9.shtml
Розитта Зюмалла. Обучение и сопровождение детей с аутизмом по программе ТЕАССН. Перевод с немецкого: А. Ладисов, О. Игольников
https://pedlib.ru/Books/6/0042/6_0042-1.shtml
—————————————-
Брюс Бейкер, Алан Брайтман: Путь к независимости. Обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам
https://pedlib.ru/Books/1/0451/1_0451-1.shtml
Сара Ньюмен: Игры и занятия с особым ребенком: Руководство для родителей
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/102048/
Никольская, Баенская, Либлинг
Аутичный ребенок. Пути помощи
https://www.labirint.ru/books/367500/
Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми
https://www.e-reading.me/bookreader.php/99879/Dimensht..
Ольга Рудик
«Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие»
https://www.labirint.ru/books/448396/
Ольга Рудик:
«Коррекционная работа с аутичным ребенком. Книга для педагогов. Методическое пособие»
https://www.labirint.ru/books/448397/
Елена Янушко: Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия
https://www.labirint.ru/books/102055/
———————————————————————————————-
Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция
www.childneurologyinfo.com/sensory-text-library1.php
Сенсорная интеграция в диалоге. Улла Кислинг
https://www.childneurologyinfo.com/sensory-text-librar..
Разбалансированный ребенок. Кэрол Сток Крановиц
https://id-redactor.ru/blog/?tag=rr
—————————————————————————————————
Фон, Мартинсен: Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей…
https://www.labirint.ru/books/460614/
Фрост, Бонди: Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)
https://www.labirint.ru/books/286870/
Виктория соловьева. Моя книга
https://eii.ru/filemanager/download/530/
————————————————————————————————-
Маленькие ступеньки.
«Маленькие Ступеньки» — это фундаментальная Программа ранней педагогической помощи детям с нарушениями умственного (физического) развития. Программа включает в себя комплект из восьми книг, дополненный учебными видеоматериалами.
https://www.chaconne.ru/author.php?id=25667
————————————————————————————————-
Эрнст Й.Кипхард
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития. От рождения до 4 лет
https://www.chaconne.ru/viewitem.php?id=2351510
https://www.labirint.ru/books/116009/
Хельга Зиннхубер
Как развивается ваш ребенок? Таблицы сенсомоторного развития, игры и упражнения
https://www.labirint.ru/books/193885/
VB-MAPP
https://www.aba-kurs.com/vb-mapp.html
—————————————————————————————————-
Августова Р.Т.
Говори! Ты это можешь: Книга для родителей
https://pedlib.ru/Books/5/0292/index.shtml?from_page=1
https://www.labirint.ru/books/504978/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/34802543/
Ромена Августова
В начале было слово. Авторский метод по обучению речи детей с трудностями развития
https://www.labirint.ru/books/477626/
Лариса Нуриева: Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки
https://www.labirint.ru/books/102046/
Екатерина Климонтович: Увлекательная логопедия. Учимся понимать речь. Для детей 2,5-4 лет
https://www.labirint.ru/books/352535/
есть электронный вариант Мэри Линч Барбера «Детский аутизм» ? Её раздавали бесплатно, может есть и сканированный экземпляр
Руслан, Сканированный экземпляр не встречал.
Александр, отсканировал, помогли люди, могу скинуть
Нейропсихологические основы понимания аутизма
https://autism-info.ru/catalog/dzhozef-robert-m-nejrop..
Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. В 2 томах. Том 1
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/189237/
Чарльз Ньокиктьен: Детская поведенческая неврология. Том 2
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://www.labirint.ru/books/244107/
Посицельская, Константинова, Бондарь: Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы
https://www.labirint.ru/books/299124/
Права людей с инвалидностью: теория, законодательство, практика
https://perspektiva-inva.ru/userfiles/pravo/publicatio..
«Права особого ребенка в России»
https://shop.terevinf.ru/catalog/books/lechebnaya-peda..
https://detiangeli.ru/book/child1rights2010.pdf
Ларикова, Дименштейн, Волкова
Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов
https://www.labirint.ru/books/486718/
ИНФОСЕТ
Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС)
у детей раннего возраста. Пособие для родителей, семьи и друзей.
https://psypress.ru/files/27376/A5_empty_fields.pdf
Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста.Пособие для врачей
https://psypress.ru/files/27376/morozov_210x297.pdf
Глеб Сенкевич: Компьютер для людей с ограниченными возможностями
https://www.labirint.ru/books/413346/
Марк Стидж, Т. Стюарт Уотсон «Введение в функциональную оценку поведения в школе. Учебно-методическое пособие.»
https://www.operant.ru/shop/vvedenie-v-funktsionalnuju..
Беррес Фредерик Скиннер: По ту сторону свободы и достоинства
https://www.operant.ru/shop/skinner-po-tu-storonu-svob..
Дайен Крон, Линн Хокен, Роберт Хорнер «Профилактика и коррекция проблемного поведения в школах. Практическое руководство.»
https://www.operant.ru/shop/profilaktika-i-korrektsija..
Ольга Богдашина «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/
«Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм»
https://autism-wp.kspu.ru/книги/
«Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/
«Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»: региональный опыт.
https://autism-wp.kspu.ru/книги/
«Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка».
https://autism-wp.kspu.ru/книги/
Руслан, простите, я по поводу книги Мари Линч Барбера. Можно попросить ее скан? Попросили позаниматься с ребенком аутистом…. а опыта конкретно таких занятий нет…. плиз!
Добрый день. Если у вас есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход» буду очень благадарна если вы мне ее перешлете. Наи эту книгу очень рекомендовали elena_kudriavtseva@gmail.com
Есть электронный вариант книги Мэри Линч Барбера «Детский аутизм и вербально поведенческий подход» и ТАРА ДЕЛАНИ РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ — однако они только отсканированы и не переработаны
Татьяна, можно мне книгу Тары Делани? Готова даже перенабрать ее в ворде!!
Татьяна, о да, это она!!! Спасибо огромное от нашей семьи!
Постараюсь поскорее привести в человеческий вид и выложить ))) да простят нас авторы, но реабилитация детишек важнее всех этих пресловутых авторских прав!
Руслан, отправьте мне пожалуйста элетронный вариант книги «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavior Approach). Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами» Барбера
и мне, пожалуйста, можно?
Руслан, скиньте мне пожалуйста книгу Мэри Линч Барьера «Детский аутизм»
Источник
Введение. Почему
появилась эта книга?
ГЛАВА 1. Аутизм:
история проблемы
ГЛАВА 2. Аутизм:
определения прошлые и настоящие
Нарушения в сфере
социального взаимодействия (Wing, 1992)
Нарушения в сфере
социальной коммуникации
Нарушения в сфере
воображения
Аутизм:рабочее
определение (общество содействия семьям
с детьми, страдающими аутизмом «От
отчаяния к надежде»)
Глава 3. Каковы
причины аутизма?
Генетические
факторы
Аутизм и умственная
отсталость (олигофрения)
Аутизм и эпилепсия
Пре-, пере-, и
постнатальные повреждения ЦНС
Вирусные и
инфекционные факторы
Структурные и
функциональные нарушения мозга
Биохимические
патологии мозга
ГЛАВА 4. Как
диагностируется аутизм?
Важность ранней
диагностики аутизма
ГЛАВА 5. Дифференциальная
диагностика
Умственная
отсталость
Шизофрения
Специфические
нарушения развития речи (элективный
мутизм, нарушения рецептивной речи и
т.д.)
Синдром Туретта
Синдром
Ландау-Клеффнера
Синдром Ретта
Другие состояния,
которые могут быть ошибочно приняты за
аутизм
ГЛАВА 6. Синдром
Аспергера
Синдром Аспергера
и высокофункциональный аутизм (ВФА)
Дифференциальная
диагностика
Словарь терминов
Введение
Почему появилась
эта книга?
Есть несколько
причин, которые заставили меня написать
эту книгу.
Прежде всего, в
Украине есть дети с аутизмом, хотя многие
украинские специалисты не признают
этого факта. В глубине души я надеюсь,
что это потому, что отсутствует информация
по этой проблеме, а не из-за недальновидности,
зашоренности, а то и про-сто «воинствующего
невежества», которое превращает
тысячи де-тей в «безнадежных».
Мне бы хотелось
поделиться своими знаниями по проблеме,
опытом работы с аутичными детьми, один
из которых мой сын. Я надеюсь, что, получив
эту информацию, многие специалисты
по-смотрят на этих детей другими глазами
и изменят свое отношение к ним. Я надеюсь,
что это поможет признать аутизм и понять
про-блемы и нужды аутичных детей. Я очень
хочу, чтобы некоторые специалисты
поняли, что, если они не диагностируют
аутизм, это не значит, что в Украине нет
аутичных детей.
Мне бы очень
хотелось, чтобы г-жа Мошенская (бывший
глав-ный психиатр г. Горловки), г-н
Самохвалов и г-н Трещев (ответ-ственные
работники управлений образования
Донецка и Горлов-ки) и некоторые другие
«специалисты» прочли эту книгу и
поня-ли, что аутизм — не изобретение
родителей детей, и что в Горлов-ке, увы,
больше 4-х (признанных ими) аутистов.
Вторая причина,
по которой я решила написать о проблеме
аутизма — это мое огромное желание помочь
родителям аутичных детей, которые,
возможно, потеряли надежду помочь своим
детям, после того, как их малыши получили
ярлыки «безнадежных» и «необучаемых».
Я знаю, что вы чувствуете, и хочу вооружить
вас информацией, которая, я надеюсь,
поможет вам понять ваших детей и помочь
им.
Это первая из 4-х
частей по проблеме аутизма. Она посвящена
истории, определению и проблемам
диагностики аутизма. Во II части
рассматриваются психологические аспекты
аутизма и мето-ды психологического
обследования и коррекции. III часть
посвящена проблемам обучения аутичных
детей. IV часть — для родите-лей, братьев
и сестер аутичного ребенка.
Чтобы облегчить
родителям и людям, не имеющим специаль-ного
образования, чтение этой книги, в конце
приводится Сло-варь терминов, встречающихся
в тексте.
Учитесь и учите
других. Удачи!
О. Богдашина.
Источник
Книги можно заказать по e-mail: autism.kspu@mail.ru
Если Вы из Красноярска — то можно будет забрать по адресу ул. Взлетная, 20,
каб. 3-13, Международный Институт Аутизма.
Если с другого города, то высылаем посылкой.
В любом случае, предварительно ждем письмо с заявкой на адрес:
autism.kspu@mail.ru
Книга Ольги Богдашиной «Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме» / под ред. Е.А. Черенёвой. Красноярск: Междунородный Институт Аутизма, КГПУ. 200 с | |
Книга Ольги Богдашиной «Расстройства аутистического спектра: введение в аутизм». Красноярск: Междунородный Институт Аутизма, КГПУ | |
«Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра». Книга издана авторским коллективом: Т.Ю. Галочкина, И.О. Баранова, О.Д. Веретнова, Т.С. Кузьмина, Л.И. Грачева, И.Н. Доронина. Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черенёва. Представлены рекомендации по созданию специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательном учреждении, региональный опыт разработки и использования психолого-педагогических технологий при обучении детей с расстройствами аутистического спектра. | |
«Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности». Книга издана авторским коллективом: О.Л. Беляева, Е.Ю. Левина, Е.Ю. Мозякова, Е.В. Реди, А.Ф. Гох, А.В. Мамаева. Ответственный редактор кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черенёва. Представлены рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Может быть полезна для педагогов, руководителей образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистов и учителей общеобразовательных школ, магистрантов, студентов педагогических вузов. | |
«Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра»: региональный опыт. Книга издана авторским коллективом: Н.Д. Вощенко, С.С. Иванчугова, Н.В. Баландина, О.В. Патрина, К.А. Ерошина, М.А. Петровская, Н.С. Белоусова, О.П. Макарова. Ответственные редакторы: доктор педагогических наук, профессор Т.В. Фуряева, кандидат педагогических наук, доцент Е.А. Черенёва. Представлен региональный опыт психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, накопленный и отрефлексированный практическими работниками учреждений социальной сферы и дополнительного образования, который реализуется в рамках авторских программ психолого-педагогического сопровождения процесса формирования коммуникативных умений в различных условиях жизнедеятельности детей с РАС. Книга полезна для практических работников, родителей и студентов. | |
«Тьютор в современной школе: сопровождение особого ребенка». Книга издана авторским коллективом: А.В. Мамаева, О.Л. Беляева, С.В. Шандыбо, Н.В. Пилипчевская, И.П. Цвелюх, Е.А. Черенёва. Представлены рекомендации по проектированию и реализации тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной организации. Книга полезна для начинающих тьюторов, руководителей образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику, специалистов и учителей общеобразовательных школ, магистрантов, студентов педагогических вузов. | |
«Модель обучения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра.»Галочкина Т.Ю., Черенёва Е.А. Представлена модель обучения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра. Даны рекомендации по организации психолого-педагогических условий для эффективного обучения обучающихся с РАС (на примере Красноярского края). Предназначено студентам, обучающимся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Выходные данные: Модель обучения и психолого-педагогического сопровождения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 116 с. | |
«Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстрой- ствами аутистического спектра.»Гох А.Ф., Черенёва Е.А., Черенёв Д.В. Представлена технология разработки и апробации адаптированной образовательной программы (АОП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования. Представлен практический опыт разработки и реализации АОП. Предназначено студентам, обучающимся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование. Выходные данные: Теория и практика инклюзивного образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2016. – 108 с. | |
« | |
« |
Источник
Цель данного руководства — дать краткий обзор особенностей восприятия, мышления и эмоций людей с аутизмом, способных проявиться на рабочем месте и потребовать их учёта при создании доступной среды. Также в нём даны рекомендации по организации инклюзивного пространства.
Хотя примерно у 1 % населения Земли есть расстройство аутистического спектра, трудоустройство людей с синдромом Аспергера является не до конца решённой проблемой даже в странах с развитой диагностикой аутизма и помощи при нём. И большинство людей с аутизмом всё ещё остаются безработными. Решение этой проблемы невозможно без повышения уровня понимания аутизма обществом.
Факты об аутизме
- Аутизм есть у 1 % населения Земли.
- Аутизм — разновидность устройства нервной системы.
- Существует по всему миру и среди людей любого возраста: как взрослых, так и детей.
- В 4 раза более распространён среди мужчин, чем среди женщин.
- Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера являются частью аутистического спектра (спектра аутизма).
- Распространённость аутизма в Соединённых Штатах Америки оценивается в 1 из 59 детей (данные 2018г.).
Аутизм и сфера занятости
В настоящее время даже в развитых странах трудоустройство людей с расстройствами аутистического спектра является весьма проблемным, и процент безработных среди них значительно выше как по сравнению с населением в целом, так и по сравнению с людьми с физической инвалидностью.
В США 35 % молодых людей с аутизмом (возраст от 19 до 23 лет) не имеют работы (Shattuck et al. 2012).
В Великобритании (NAS TMI Employment Report, 2016) большинство людей с аутизмом являются безработными:
- 16 % взрослых с аутизмом имеют постоянную работу,
- 77 % взрослых с аутизмом находятся вне рынка труда.
Особенности людей с аутизмом
Для того чтобы обеспечить эффективную работу людей с расстройствами аутистического спектра, необходимо знание их особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы. Следует помнить, что в отличие от физической инвалидности — вроде глухоты или невозможности ходить — характер проблем зачастую не очевиден (расстройства аутистического спектра нередко называют «невидимой инвалидностью»), и для предоставления адаптированной среды специальные знания становятся особенно важными.
Также следует помнить, что многие особенности, связанные с аутизмом, ближе по своей сути к специфическому стилю мышления со своими преимуществами и недостатками, чем к «нарушениям» или «дефектам».
Одной из лучших книг, посвящённых описанию особенностей мышления, восприятия и эмоциональной сферы людей с синдромом Аспергера, является англоязычная монография Tony Attwood «The Complete Guide to Asperger’s Syndrome». В ней также есть глава, посвящённая вопросам трудоустройства.
Ценные качества работника с синдромом Аспергера или аутизмом
- Настойчивость, постоянство.
- Способность легко находить ошибки.
- Стремление к справедливости и честность.
- Способность давать чёткие ответы на стандартные вопросы.
- Аккуратность.
- Внимание к деталям.
- Логичность.
- Добросовестность.
- Способность к приобретению знаний.
- Честность.
Когнитивные и сенсорные особенности людей с высокофункциональными формами аутизма
- Однозадачность.
- Буквальное понимание.
- Потребность в планировании.
- Сложности с пониманием этикета и неочевидных взаимоотношений.
- Непонимание намёков и подтекста.
- Перфекционизм.
- Обработка сенсорной информации.
Возможные конфликтные зоны
- Непонимание иерархии: трудности с сознанием авторитета, соблюдением субординации.
- Сложности со считыванием невербальной компоненты коммуникации: отсутствие зрительного контакта, невосприятие интонации и жестикуляции.
- Потребность делать вещи привычным способом: трудно переучиваться, импровизировать.
- Сенсорная чувствительность к шумам, запахам, освещению.
Доступная среда: рекомендации
Коммуникационные рекомендации
- Информирование персонала об аутизме (семинары, чтение литературы).
- Тактичное объяснение сотруднику с аутизмом личных границ и субординации.
- Чёткие инструкции и возможные варианты на случай перемен.
- Реальные сроки: «это надо срочно» — недопустимо.
- Принятие самостимулирующего поведения (раскачивание корпуса тела, тряска руками).
- Наличие наставника или лица, отвечающего за поддержку.
- Понимание отсутствия социальных жестов (рукопожатие, похлопывания по плечу).
Сенсорные рекомендации
- Наличие «тихой» комнаты — места, где работник с аутизмом может снять сенсорную перегрузку.
- Свободная форма одежды.
- Возможность находиться в наушниках на рабочем месте.
- Максимальное удаление от источников освещения, вызывающих перегрузку.
- Понимание чувствительности к запахам (парфюмерия, некоторые канцелярские принадлежности).
- Соблюдение очерёдности высказывания на совещаниях, где присутствует сотрудник с аутизмом.
Список полезной литературы
На данный момент (октябрь 2017 г.) литература по трудоустройству взрослых людей с синдромом Аспергера (высокофункциональным аутизмом) на русском языке отсутствует. Большинство книг по этой теме выходит на английском языке и издаётся издательством Jessica Kingsley Publishers. Полезная литература по трудоустройству взрослых людей с РАС на английском языке:
- Janine Booth «Autism Equality in the Workplace»,
- Carol Hagland and Zillah Webb «Working with Adults with Asperger Syndrome»,
- Gail Hawkins «How to Find Work that Works for People with Asperger Syndrome»,
- Michael John Carley «Unemployed on the Autism Spectrum»,
- Barbara Bissonnette «Helping Adults with Asperger’s Syndrome Get & Stay Hired»,
- Tony Attwood «The Complete Guide to Asperger’s Syndrome».
Источник