Охарактеризуйте синдром саванта укажите имеющиеся в статье признаки аутизма
Синдром саванта, иногда сокращённо называемый савантизм (от фр. Savant — «учёный») — редкое cостояние, при котором лица с отклонением в развитии (в том числе аутистического спектра) имеют «Остров гениальности» — выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний, контрастирующие с общей ограниченностью личности. Феномен может быть обусловлен генетически или же приобретён. Встречается довольно редко и обычно является вторичным явлением, сопровождающим некоторые формы нарушений развития, например, синдром Аспергера. В особо редких случаях может быть одним из последствий черепно-мозговой травмы или заболевания, затрагивающего головной мозг.
Общая для всех савантов интеллектуальная особенность — феноменальная память. Специализированные области, в которых чаще всего проявляются способности савантов: музыка, изобразительное искусство, арифметические вычисления, календарные расчёты, картография, построение сложных трёхмерных моделей.
Человек с синдромом саванта может быть способен с ходу повторить несколько страниц текста, услышанного им всего один раз. Или безошибочно выдать результат умножения шестизначных чисел, как будто результат ему просто известен (не исключено, что в некотором роде так оно и есть). Или запросто сказать, на какой день недели придётся 1 января 3001 года. Встречаются саванты, способные спеть все арии, выйдя из оперы, или начертить карту Лондона после полета над городом, как это сделал 29-летний савант Стивен Вилтшир. Помимо этого, среди зарегистрированных проявлений синдрома саванта есть способности к изучению иностранных языков, обострённое чувство времени, тонкое различение запахов и др. При этом, в областях, лежащих вне проявлений синдрома, такой человек может демонстрировать явную неполноценностъ, вплоть до умственной отсталости.
Именно за роль Рэймонда Бэббита, аутичного гения из фильма «Человек дождя», Дастин Хоффман получил одного из своих «Оскаров». Вживаясь в столь необычный образ перед началом съемок, актёр долгое время общался с одним из самых знаменитых савантов современности, Кимом Пиком.
- 1. Ким Пик — «уже в три года странный гений умел мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг, причем особую слабость питал к справочникам и статистическим таблицам».
- 2. Мэтт Сэведж — «он в состоянии запомнить сложное симфоническое произведение, лишь один раз услышав его, а по звуку работающего автомобильного мотора определить марку машины и даже степень износа двигателя. В возрасте 6 лет Сэведж доводил до белого каления своего учителя музыки, пытаясь исправлять «ошибки» в произведениях Моцарта и Шуберта».
- 3. Лесли Лемке — «уже в раннем детстве Лесли демонстрировал способность полностью запоминать разговоры. В 14 лет Мэй впервые услышала, как он играет на фортепиано, воспроизводя мелодию, которая недавно звучала по телевизору».
- 4. Сара Миллер — «зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования». Однако на деловых встречах ее неизменно сопровождает личный психолог, помогающий «переводить» слова бизнес-партнеров с общечеловеческого языка на причудливый бинарный язык аутиста».
- 5. Джеймс Генри Пуллен — «к 7 годам он выучил одно-единственное слово — искаженное «мама». Однажды по описанию в газете нарисовал осаду Севастополя в Крымской войне. Над своим главным шедевром-моделью корабля он работал 7 лет, выточив все детали, включавшие 5585 заклепок, 13 шлюпок и миниатюрную мебель салонов».
- 6. Донна Уильямс — «девочка ни на чем не могла сосредоточиться, не могла ответить на прямой вопрос и, как она написала позже, воспринимала мир хаосом звуков и цветов».
Источник
- Понятие синдрома савант
- Способности саванта
- Известные люди с синдромом саванта
- Савантизм: симптомы и признаки
- Синдром саванта у людей с аутизмом
- Как получить синдром саванта?
Понятие синдрома саванта
Синдром саванта или савантизм – достаточно редкое состояние, характеризующееся наличием так называемого «острова гениальности» у людей с особенностями психического развития – как приобретенными, так и генетическими (включая аутизм). Синдром саванта проявляется в различных выдающихся способностях, затрагивающих одну или несколько областей науки или искусства.
Термин «савант» происходит от французского слова savant (ученый). Впервые феномен савантизма описал в 1887 г. Д. Л. Даун – тот самый британский врач, который занимался изучением такого заболевания, как «монголизм», позже переименованного в синдром Дауна.
В наше время савантизм не включен в международные медицинские классификаторы, поэтому называть его «болезнь саванта» – некорректно: данное состояние официально признано редкой формой РАС либо побочным проявлением некоторых дефектов центральной нервной системы.
Способности саванта
Савант (человек с синдромом саванта) может иметь крайне низкую способность к «общеобразовательному» обучению. Однако при этом ему вполне по силам развивать свои незаурядные таланты даже без помощи учителя, подчас достигая поистине невероятных успехов в таких сферах, как:
- математика;
- музыка;
- рисование;
- механика;
- картография и т. д.
Кроме того, среди документально зарегистрированных проявлений савантизма значатся и феноменальная память, многократно обостренное чувство времени, высочайшие способности к изучению иностранных языков, очень тонкое обоняние и прочие «суперталанты».
В силу особенностей устройства своего мозга, саванты зачастую неспособны подвергать анализу и осмысливать полученные данные, вырабатывая некую единую концепцию познания, свойственную обычным людям (Д. Л. Даун дал этому феномену название «вербальная адгезия» или «словесное склеивание»). Именно эта особенность, по мнению ученых, и дает людям с синдромом саванта массу преимуществ в процессе усвоения информации.
Известные люди с синдромом саванта
Самым известным в мире человеком с савантизмом был американец Ким Пик (1951–2009 гг.), ставший живым прототипом главного героя кинофильма «Человек дождя». За свою буквально сверхчеловеческую эрудицию Ким получил такие неформальные прозвища, как «мегасавант» и «Ким-пьютер». Он мог за 8 секунд прочитать две страницы любой книги (одну правым, а вторую – левым глазом) и запомнить их содержание навсегда.
В течение жизни Ким Пик успел прочитать около 12 тысяч книг (включая разнообразные справочники, пособия и сборники таблиц) и мог дословно воспроизводить любые фрагменты из них, точно указывая номер страницы. Кроме того, Ким умел быстро и точно вычислять дни недели по числам месяцев в любых годах, имел незаурядные музыкальные способности, а также производил в уме сложнейшие математические вычисления, вплоть до извлечения кубического корня и перемножения четырехзначных чисел с дробями.
Среди других всемирно известных савантов нельзя не упомянуть таких людей, как:
- Стивен Уилтшир, савант аутист – художник-архитектор со зрительной сверхпамятью, который может с высочайшей точностью воспроизводить на холсте любые предметы и пейзажи, даже если видит их всего несколько секунд. Сам Стивен совершенно равнодушен к славе, однако благодаря стараниям педагогов, поддерживающих в художнике интерес к творчеству, уже издано несколько альбомов с его работами;
- Дерек Паравичини, слепой аутист с синдромом саванта – известнейший джазовый музыкант, заслуживший мировую славу своей уникальной способностью сыграть любое музыкальное произведение после единственного прослушивания. При этом Дерек страдает эхолалией (повторение всех услышанных звуков, свойственное 75% людей с аутизмом), а его интеллект находится на уровне 4-летнего ребенка;
- Дэниел Таммет (аутизм, эпилепсия) – савант, обладающий талантом к сложным математическим операциям, а также способностью к изучению любого языка в течение одной недели. В 2004 г. Дэниел побил европейский рекорд, записав по памяти 22 514 знаков после запятой числа пи. Для записи такого количества цифр Дэниелу потребовалось пять часов;
- Лесли Лемке (ДЦП, слепота) – выдающийся пианист, самостоятельно освоивший игру на фортепьяно уже будучи слепым – глаза мальчика были удалены хирургическим путем еще в детстве из-за врожденной глаукомы. Лесли часто выступает с концертами и способен безошибочно подобрать любую мелодию, прослушав ее один раз.
Изучение особенностей савантов пока не дало однозначного ответа на вопрос, чем можно объяснить их феноменальные способности. Однако уже известно, что объемы некоторых участков мозга этих людей превышают нормальные. А мозг Кима Пика даже не был поделен на полушария, представляя собой однородный «монолитный» блок без мозолистого тела, которое в норме разделяет правую и левую части мозга.
Савантизм: симптомы и признаки
Симптомы савантизма практически невозможно перепутать с признаками какого-либо другого состояния, настолько они специфичны. Являясь настоящим гением в какой-либо узкой сфере, в остальных областях жизни савант обычно демонстрирует явный недостаток способностей, включая:
- трудности с самообслуживанием (зачастую люди с савантизмом не могут поесть или одеться без посторонней помощи);
- невозможность самостоятельно решать какие-либо бытовые вопросы;
- неспособность взаимодействовать с незнакомыми людьми;
- нарушения двигательных функций;
- страх прикосновений, отсутствие зрительного контакта и т. д.
Большинство людей с синдромом саванта живут в собственных выдуманных мирах, будучи неспособны полноценно влиться в социум. При этом достаточно сложно научить ребенка с аутизмом зрительному контакту при проявлении других специфичных черт синдрома. Некоторые саванты, несмотря на наличие удивительных талантов, могут не знать своего имени или даты рождения, забывают названия простейших предметов, не умеют писать даже при высокой грамотности чтения и т. д.
Еще один распространенный «симптом саванта» – глобальные проблемы с речью. Люди с савантизмом часто испытывают лексические затруднения – например, савант-синдром у детей с аутизмом часто сопровождается нарушением слоговой структуры слов («перемешивание» слогов), аграмматизмами, ошибками при согласовании слов в предложениях, невозможностью произносить отдельные гласные или согласные звуки и т. д. Поэтому достаточно часто саванты предпочитают невербальные способы коммуникации при помощи картинок, табличек, музыки или каких-либо других альтернативных методов общения. И если ребенок аутист не говорит — есть вероятность, что его мозг просто работает другим образом, используя вместо слов — зрительные образы.
Синдром саванта у людей с аутизмом
Синдром саванта и аутизм – понятия, идущие рука об руку. Ранее считалось, что среди аутистов случаи савантизма распространены примерно в соотношении 1/10, но согласно результатам исследований последних лет эта пропорция была увеличена до 3/10, тогда как среди обычных людей «синдром гения» встречается лишь в одном случае из 2000.
Необычные таланты у детей с аутизмом могут начать проявляться уже в самом раннем возрасте. Например, способность к сложным математическим операциям может открыться у 3–5-летнего ребенка, лишь недавно познакомившегося с цифрами и предпочитающего их любым игрушкам.
Как получить синдром саванта?
Истинный савант синдром встречается лишь у людей с особенностями психического развития, однако в редких случаях состояния, напоминающие «синдром гения», были зафиксированы и после получения обычными людьми черепно-мозговых травм. Разумеется, не стоит стремиться к травмам ради получения сверхспособностей (тем более, что шанс получить их таким путем мал). Лучше воспользоваться менее травматичными способами – например, специальными программами, основанными на применении мнемотехники и включающими в себя множество эффективных упражнений, направленных на развитие памяти до уровня «выше среднего». Работе с такими пациентами помогает и АВА терапия в Москве, в том числе предлагая обучение наиболее эффективным методикам.
Источник
Синдром саванта (савантизм) — это состояние, при котором человек с расстройством развития (например, с аутизмом) проявляет выдающиеся способности или навыки в какой-то определенной сфере (например, в математике или музыке) [1].
История изучения
История исследований синдрома саванта описана в работах Дарольда Трефферта. В частности, в своей статье The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future («Синдром саванта: уникальное состояние. Синпсис: прошлое, настоящее, будущее») [2] автор пишет о том, что впервые состояние, похожее на синдром, было описано в 1783 году в немецком психологическом журнале Gnothi Sauton на примере случая Джедидайи Бакстона, человека с уникальными способностями к счету и феноменальной памятью. В 1798 году Бенджамин Раш описал еще один случай выдающихся способностей к счету у Томаса Фуллера. При том что Томас «едва ли мог понять что-то более сложное, чем счет — будь то теоретическая или практическая информация» [3], когда его попросили посчитать, сколько секунд прожил человек, которому было 70 лет, 17 дней и 12 часов, он дал абсолютно верный ответ и даже учел 17 високосных лет.
Первое точное описание синдрома было дано в 1887 году Джоном Лэнгдоном Дауном. Он представил 10 случаев людей с «особыми способностями», которых называл «учеными идиотами». Один из его пациентов дословно помнил огромные куски из «Расцвета и падения Римской империи» и мог цитировать их с любого места. Другие пациенты Дауна рисовали с большим мастерством, имели музыкальные и арифметические способности. Все это вписывается в клиническую картину синдрома саванта, как он понимается сегодня.
В 1914 году Уильям Тредголд в своем учебнике Mental Deficiency («Ментальная недостаточность») дал очень подробное описание синдрома, добавив более 20 случаев из клинического опыта различных специалистов. В 1978 году А. Л. Хилл составил обзор литературы с 1890 по 1978 годы, включающей в себя описание более 100 случаев савантизма. В тот же год Бернард Римленд опубликовал данные своего исследования, проведенного с участием 5400 детей с аутизмом, 531 из которых проявили «особые способности». В 1988 году Дарольд Трефферт опубликовал обновленную версию обзора, содержащую более детальную информацию об описанных ранее случаях, и предложил изменить термин «ученый идиот» на «синдром саванта». В 1989 году он же опубликовал монографию Extraordinary People («Выдающиеся люди»), в которой суммировал результаты исследований и описаний, за предыдущие 100 лет. В 2001 году Беата Хермелин в своей полубиографической книге Bright Splinters of the Mind: A Personal Story of Research with Autistic Savants («Блестящие островки разума: личная история исследований савантизма у людей с аутизмом») подвела итог 20 годам исследований, которыми занималась она сама и ее коллеги.
Определение
В 1887 году Джон Даун ввел для своих пациентов термин «ученый идиот» (idiot savant), который находился в употреблении в течении почти 100 лет. В то время «идиот» было приемлемым словом для обозначения людей с IQ ниже 25 баллов, а слово «ученый», savant, было образовано от французского глагола savoir — знать. При этом термин был ошибочным, потому что почти все случаи савантизма встречаются у людей с IQ выше 40. В целях соблюдения точности и из уважения к человеческому достоинству термин был заменен на «синдром саванта», который сегодня широко используется. Именно он считается предпочтительным, а не используемый иногда «аутичный савант»: поскольку синдром также встречается и при других расстройствах, нарушениях или травмах ЦНС.
В 1973 году Американская ассоциация по вопросам ментальной недостаточности (старое название Американской ассоциации по вопросам нарушений интеллекта и развития, AAIDD) дала следующее определение синдрома саванта: «Человек с низким уровнем интеллекта, который обладает необычайными навыками выполнения некоторых специальных заданий типа счета в уме, запоминания дат и чисел или в выполнении некоторых бытовых заданий на крайне высоком уровне». В 1983 году определение было пересмотрено и звучало так: «Человек с явными интеллектуальными нарушениями, имеющий при этом выдающиеся умения в узко ограниченных сферах (например, арифметика, высчитывание дат)». Несмотря на различия этих определений их роднит два соображения: 1. человек должен иметь некоторые необычайно развитые способности по сравнению с нормативной выборкой и по сравнению с общим уровнем способностей этого человека; 2. человек должен иметь интеллектуальные нарушения или/и сложности в адаптивном поведении.
В 1998 году Леон Миллер предложил употреблять термин «савант» ко всем людям, которые имеют выдающиеся навыки хотя бы в одной сфере, которые контрастируют с общим уровнем его функционирования. Это свидетельствовало о том, что исследователи приходят к пониманию: савантизм может встречаться у людей с IQ выше 70 (что является «порогом» интеллектуальной недостаточности) и характерен не только для аутизма (например, для синдрома Прадера-Вилли или синдрома Вильямса) [4].
Распространенность среди людей с РАС
Люди с РАС в кино, телепрограммах и литературе часто изображаются носителями синдрома саванта. Например, маленький ребенок, способный взламывать сложнейшие коды или взрослый с феноменальной памятью. Музыкант, который может сыграть любую мелодию на слух, лишь услышав ее. Некоторые изображения людей с аутизмом и синдромом саванта опираются на реальные истории (например, Ким Пик стал прототипом Рэймонда Бэббита, персонажа Дастина Хоффмана в «Человеке дождя»), некоторые — плод фантазии писателей и сценаристов. Иногда реальные случаи оказываются удивительнее любого вымысла и широко тиражируются СМИ и социальными медиа. Например, уже несколько лет в соцсетях то и дело появляются рассказы о поразительных способностях художника Стивена Уилтшира рисовать панорамы городов по памяти.
Но как часто савантизм на самом деле встречается в популяции людей с РАС? И как взаимосвязь аутизма и синдрома саванта, демонстрируемая в кино, влияет на жизнь людей с РАС и их близких?
Согласно последним исследованиям, савантизм не такое уж редкое явление при аутизме. Исследование 2009 года Патрисии Хоулин и коллег показало [6], что 1/3 взрослых людей с аутизмом демонстрировали выдающиеся навыки в одной или более сферах (на основании родительских отчетов и психометрических тестов). Как правило, особые способности характерны для ограниченного количества областей: согласно исследованию 2015 года Андре-Анн Меёр и коллег [4], более 70% детей и взрослых с аутизмом показали высоко развитые память (по сравнению с 52% в контрольной группе), визуально-пространственные способности (по сравнению с 32% в контрольной группе), способности к счету, рисованию или музыке (по сравнению с 17% в контрольной группе в каждой сфере). В то же время исследователи заметили, что хотя в ряде случаев особые изолированные навыки и могут теряться (в среднем у 12% участников исследования), но это скорее нетипичные случаи.
Интересно, что при исследовании, проведенном при участии 6000 близнецов 8-летнего возраста [7], было показано, что способности (о которых сообщали родители) к музыке, математике, искусству или запоминанию были связаны с наличием аутичных черт у ребенка, особенно — с устойчивыми и повторяющимися интересами и деятельностью, повышенным вниманием к деталям (также данные родительских отчетов). Результаты этого исследования показали, что генетический эффект двух переменных во многом пересекается. Исследователи обнаружили, что одни и те же генетические факторы могли отвечать за наличие у детей как выдающихся способностей, так и аутичных черт. Грубо говоря, гены «отвечающие» за таланты пересекались с теми, которые «отвечают» за аутизм. Авторы сделали предположение, что эти аллели, связанные с аутичностью, появились не случайно и что скорее всего они стали продуктом позитивного отбора в ходе эволиции, так как они положительно коррелируют с высоким интеллектом и развитой способностью к обучению в генеральной популяции [8].
Франческа Аппе пишет [9]: «Можно предположить, что внимание к деталям лежит в основе таланта к музыке или искусству у детей с аутизмом. Все музыканты с савантизмом, протестированные до сегодняшнего дня, показывали абсолютный слух. Но именно дети с аутизмом, даже без специального обучения, отлично запоминали информацию о нотах и сохраняли ее спустя дни и недели. В то время как их типично развивающиеся сверстники переключались от конкретных нот к мелодиям (которые могут быть представлены в разных переложениях), при аутизме способность поддерживать конкретное звучание сохранялась». Аппе пишет о случае, когда человек с аутизмом мог не только различать ноты на слух, но даже определять высоту звука в речи людей или шумах окружающей среды. Исследовательница также отмечает, что многие художники с аутизмом настолько восприимчивы к деталям, что способны рисовать набело участок за участком, вместо того чтобы сначала сделать набросок всей картины. Внимание к деталям и предпочтение обрабатывать информацию о частях, а не целом, характерны для аутизма, хотя могут встречаться и у нейротипичных людей. Некоторые когнитивные аспекты аутизма могут быть «внедрены» в различные генетические и неврологические основы. Это значит, что одаренные люди могут иметь общий когнитивный стиль с людьми с аутизмом, но при этом не разделять их социально-коммуникативные трудности — заключает Аппе.
Несмотря на то, что савантизм среди детей и взросых с аутизмом действительно иногда встречается, большинство людей с аутизмом не обладает выдающимися способностями. Это значит, что тиражируемые медиа стереотипы о «гениальных людях с аутизмом» часто негативно сказываются на жизни людей с аутизмом и их близких. Те, кто никогда не сталкивался с аутизмом в реальной жизни, ожидают, что люди с аутизмом будут иметь феноменальные таланты. Родителей это часто задевает. «Когда соседи спрашивают меня об особых талантах моего аутичного сына, я говорю им, что его талант — получить срыв в магазине из-за мерцания ламп!» — говорит мать мальчика с аутизмом.
С другой стороны, подчеркивание и привлечение внимания общества к специальным интересам, способностям и талантам может помочь повысить самооценку людей с РАС, дать им новые возможности и темы для взаимодействия и лучшие шансы на получение работы. Общественный деятель, социальный работник и женщина с синдромом Аспергера Дина Гасснер отмечает, что представление в медиа людей с аутизмом как суперодаренных — это иногда даже хорошо. «Люди видят проявления аутизма, о которых они не знали раньше. Правда, мне кажется в СМИ есть тенденция преувеличивать особенности людей с аутизмом для того, чтобы они были заметны и наглядны для зрителей. Общество стало более информированным об аутизме, чем когда-либо. С другой стороны, эти образы не похожи на типичного человека с синдромом Аспергера. Мне также кажется, что образы в СМИ создают искаженное представление о синдроме Аспергера. Мы не занимаемся целыми днями чем-то, что хорошо у нас получается. Нам все еще нужно делать уборку в доме, нам нужно планировать свой день, многие из нас заботятся о семьях, и эти задачи даются нам с большим трудом. Мне кажется, СМИ не отражают всех этих бытовых проблем, с которыми мы живем постоянно, как они не отражают и огромного истощения, которое мы испытываем, пытаясь их решить» [10].
Статью подготовил: Юля Азарова
Литература:
[1] Merriam-Webster Dictionary https://www.merriam-webster.com/dictionary/savant%20syndrome#medicalDictionary
[2] Treffert D. A. (2009). The savant syndrome: an extraordinary condition. A synopsis: past, present, future. Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences, 364(1522), 1351–1357. doi:10.1098/rstb.2008.0326
[3] Rush B. Account of a wonderful talent for arithmetical calculation in an African slave, living in Virginia. Am. Mus. 1789;5:62–63.
[4] Meilleur, A. A., Jelenic, P., & Mottron, L. (2015). Prevalence of clinically and empirically defined talents and strengths in autism. Journal of autism and developmental disorders, 45(5), 1354–1367. doi:10.1007/s10803-014-2296-2
[5] Bennett, Matthew & Webster, Amanda & Goodall, Emma & Rowland, Susannah. (2018). Life on the Autism Spectrum: Translating Myths and Misconceptions into Positive Futures. 10.1007/978-981-13-3359-0.
[6] Howlin P, Goode S, Hutton J et al. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci 2009;364:1359‐67.
[7] Happé F, Vital P. What aspects of autism predispose to talent? Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci 2009;364:1369‐75.
[8] Polimanti R, Gelernter Widespread signatures of positive selection in common risk alleles associated to autism spectrum disorder. J. PLoS Genet 2017;13:e1006618.
[9] Happé F. (2018). Why are savant skills and special talents associated with autism?. World psychiatry : official journal of the World Psychiatric Association (WPA), 17(3), 280–281. doi:10.1002/wps.20552
[10] https://outfund.ru/ya-ne-pererosla-svoj-autizm-ya-vrosla-v-nego/
Источник