Оценочные шкалы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
В данной статье представлены составленные на основе критериев МКБ-10 оценочные шкалы симптомов СДВГ (версия для родителей и версия для учителей). Проведенная оценка ретестовой надежности и эмпирической валидности шкалы оценки СДВГ – критерии МКБ-10 позволяет заключить, что данный инструмент диагностики отвечает требованиям, предъявляемым к опросным методикам, и может использоваться для определения базовых феноменов – невнимательности, гиперактивности и импульсивности в целях скрининговой диагностики СДВГ и оценки его выраженности, подтверждения клинического диагноза. Результаты популяционных исследований будут представлены в следующей статье.
Шкалы оценки СДВГ, основанные на критериях диагностики МКБ-10 В связи со сказанным, нами были разработаны оценочные шкалы, базирующиеся на критериях диагностики гиперкинетических расстройств МКБ-10. Как и вышеперечисленные оценочные шкалы, они основаны на анкетировании родителей (версия для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет) и учителей/воспитателей школы или детских садов (версия для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет). В версии для родителей оценивается поведение и эмоциональное реагирование в ситуациях, в которых ребенок находится вместе с родителями. Версия для учителей составлена с акцентом на те формы поведения и эмоционального реагирования, которые наблюдает учитель или воспитатель в период пребывания гиперактивного ребенка в школе или детском саду. В каждой шкале оценивается 18 симптомов, представленных в виде кратких характеристик особенностей поведения и эмоционального реагирования детей в различных ситуациях: в школе, дома, публичных местах. Диагностические шкалы включают субшкалы: «невнимательность», «гиперактивность», «импульсивность». Невнимательность в обеих версиях характеризуют пункты: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17. Гиперактивность в версии для родителей характеризуют пункты: 2, 4, 6, 8, 10; в версии для учителей – 2, 4, 6, 10, 14.
Поведение ребёнка должно быть нарушенным И дома, И в школе, И вне школы, в часы досуга. Если ребёнок ведёт себя неподобающим образом только в одной из сфер своей жизни, причины надо искать в психологии, а не в неврологии. Нарушениям на уровне неврологии всё равно, когда проявляться, в селе или в городе, в школе или дома, в квартире или во дворе.
Существует также риск, что взрослый, который оценивает поведение ребёнка, предвзято к нему относится. Поэтому диагностическое руководство требует, чтобы опросник заполняли И родители, И учителя в школе (существуют, к слову, любопытные исследования американских социальных психологов, кто больше искажает оценки, если найду его — процитирую, оно не так давно было. При сравнении двух групп оказалось, что родители более склонны сгущать краски).
Итак, представьте, что вам выдают бланк и просят отметить галочкой:
Никогда или очень редко;
Иногда;
Часто;
Очень часто
вы наблюдаете то или иное поведение у описываемого ребёнка
ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для родителей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
2. Проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть, часто в неприемлемых ситуациях.
3. Теряет свои вещи.
4. Не может тихо спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Способен концентрировать внимание только на вещах, представляющих интерес.
6. При необходимости сидеть на одном месте крутится, вертится, беспокойно двигает руками
или ногами.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Болтлив, часто говорит взахлеб, болтовнёй надоедает окружающим.
9. Легко отвлекается на посторонние раздражители.
10. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
11. Избегает (выражает недовольство) при выполнении заданий, требующих длительного сохранения внимания.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Неспособен придерживаться инструкций и выполнить до конца задание без организующей помощи взрослых.
14. Неспособен ждать, дожидаться своей очереди в различных групповых ситуациях.
15. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.
Процедура обработки результатов очень простая, подсчитываются галочки по каждой шкале и по итоговой сумме баллов делается вывод.
«Никогда или очень редко» даёт 0 баллов;
«иногда» – 1 балл,
«часто» – 2 балла;
«очень часто» – 3 балла.
Итоговый результат в опроснике для родителей,
0-8 баллов нет диагноза
9-17 нет диагноза
18-26 субпорог
27-35 СДВГ
35-43 СДВГ
ШКАЛА ОЦЕНКИ СДВГ – КРИТЕРИИ МКБ-10
Версия для учителей и воспитателей детей в возрасте от 6 до 13 лет
1. С трудом сохраняет внимание во время занятий, легко отвлекается на посторонние
раздражители.
2. Предпочитает подвижные игры, во время которых неадекватно шумен (кричит, топает нога ми, хлопает в ладоши и т.п.).
3. Теряет или забывает принести предметы, необходимые для школьных занятий.
4. Обнаруживает стойкий характер чрезмерной двигательной активности, особенно заметной во время перемен и в группе продлённого дня: бегает, прыгает, пытается кудато залезть и т.п.
5. Обычно избегает заданий, требующих длительного сохранения внимания.
6. Во время уроков или развивающих занятий встаёт со своего места, ходит по учебной
комнате.
7. Обычно не заканчивает начатое дело до конца.
8. Неспособен дожидаться своей очереди в играх или во время групповых занятий.
9. Неспособен придерживаться инструкций и без организующей помощи педагога справиться
до конца с выполнением школьной работы.
10. Сидя за партой, крутится, вертится, часто беспокойно двигает руками или ногами.
11. Забывчив в повседневной деятельности, без злого умысла нарушает одни и те же правила, требования распорядка дня.
12. На вопросы отвечает не задумываясь, часто не выслушав их до конца.
13. Временами не слушает обращённую к нему речь, кажется, что он не слышит.
14. Во время урока разговаривает с детьми, выкрикивает ответы, когда его не спрашивают,
подаёт реплики с места.
15. Неспособен удерживать внимание на деталях, из-за чего допускает ошибки при выполнении школьных заданий и других видах деятельности.
16. Вмешивается в разговоры старших или игры других детей, перебивает, мешает.
17. Теряет интерес к деятельности (игре), сталкиваясь с трудностями.
18. Нетерпелив, возникшее желание немедленно реализует или настаивает на выполнении другими.
Итоговый результат в опроснике для учителей и воспитателей,
0-8 нет диагноза
9-18 нет диагноза
19-28 субпорог
29-37 СДВГ
38-45 СДВГ
Источник
Каждую оценку нужно рассматривать в контексте того, какое утверждение является подходящим для возраста Вашего ребенка.
Вопросы:
1
2
3
1. Не придает значения деталям или делает ошибки, из-за небрежности (например, в домашнем задании)
2. Ему трудно поддерживать внимание или уровень активности.
3. Может создаваться впечатление, что ребенок не слышит, когда обращаются непосредственно к нему
4. При выполнении заданий не руководствуется инструкциями и не завершает начатое (В силу иных причин, чем неспособность понять инструкцию или оппозиционное поведение)
5. Ему трудно организовывать свое время
6. Избегает выполнять заданий, требующих усилий
7. Часто теряет свои вещи (школьные и спортивные принадлежности и проч.)
8. Легко отвлекается на внешние стимулы (раздражители), которые его не касаются (например, звук шагов за закрытой дверью, шум водопровода и т.п.)
9. Проявляет забывчивость в обыденных, ежедневных делах
10. Суетлив, беспокойно двигает руками и ногами при необходимости оставаться на одном месте
11. Покидает указанное для ожидания место (в магазине, на вокзале, на улице).
12. Не выносит ожидания
13. Ему трудно играть в спокойные игры
14. Ведет себя как заведенный («с моторчиком»)
15. Слишком много разговаривает
16.В классе или дома ребенок дает ответы на вопросы, не дослушав их до конца
17.Ему трудно терпеливо ожидать своей очереди
18. Иногда ребенок кажется назойливым. Он постоянно вмешивается в действия и беседы других людей.
19. Пререкается со взрослыми
20. Легко раздражается и выходит из себя
21. Активно сопротивляется или отказывается подчиниться правилам или требованиям взрослых.
22. Сознательно раздражает (провоцирует) людей
23. Обвиняет других в неправильном поведении, ошибках
24. Легко раздражается
25. Сердит или обижен
26. Может быть злобным и мстительным
27. Задирает, угрожает или запугивает окружающих
28. Становится инициатором драк
29. Притворяется больным, чтобы получить поблажки или избежать обязательств
30. Прогуливает уроки
31. Проявляет жестокость по отношению к людям
32. Крадет предметы, не представляющие значительной ценности
33. Сознательно уничтожает чужое имущество
34. Угрожал или использовал оружие, которое может причинить серьезный вред (нож, огнестрельное оружие, камень и т.п.)
35. Проявляет жестокость по отношению к животным
36. Осуществлял поджоги с целью нанесения ущерба
37. Наносил ущерб имуществу других людей (дома, на работе, в машине)
38. Уходил на ночь без разрешения
39. Уходил из дома по вечерам
40. Принуждал кого-либо к сексуальным отношениям
41. Боязливый, беспокойный, озабоченный
42. Опасается всего нового (ситуаций, людей) из-за возможных ошибок.
43. Чувствует себя недостойным, неполноценным.
44. Считает себя виновным в проблемах других людей.
45. Чувствует себя одиноким, нежеланным. Жалуется, что его никто не любит.
46. Грустит, чувствует себя несчастным, пребывает в угнетенном состоянии.
47. Застенчив, легко смущается
Оппозиционно-вызывающее расстройство — более 3-х положительных ответов из блока 19-26
Тревожное расстройство или депрессия — более 3-х положительных ответов из блока 41-47
Источник
Adult ADHD Self-Report Scale (ASRS) шкала для диагностики СДВГ у взрослых, разработанная совместно со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и исследователями из Медицинской школы Нью-Йоркского университета и Гарвардской медицинской школы. Данный опросник состоит из 18 критериев Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности DSM-IV-TR.
От 25 до 50% детей сохраняют симптомы во взрослом возрасте и от 2% до 5% взрослых имеют СДВГ.
Существует 3 типа (по DSM-5):
1. Преимущественно Рассеянный (невнимательный) тип (ADHD-PI или ADHD-I)
2. Преимущественно Гиперактивный или Гиперактивно-Импульсивный тип (ADHD-PH или ADHD-HI)
3. Комбинированный тип (ADHD-C)
С возрастом гиперактивно-импульсивный тип проявляется реже. Например чрезмерная физическая активность у детей с возрастом начинает переходить в избыточную разговорчивость, постоянное внутреннее чувство беспокойства, спешки или “гиперактивную” умственную активность.
СДВГ начинает проявляться в возрасте от 6 до 12 лет, поэтому для полноценной диагностики важно собрать информацию о поведении в этом возрасте. В этом может помочь следующий тест .
Если вам требуется помощь с поведенческой коррекцией симптомов, то свяжитесь со мной
Инструкция к тесту СДВГ у взрослых:
Ответьте на приведенные ниже вопросы исходя из того, как прошли ваши последние 6 месяцев
1.Как часто у вас возникают проблемы с доведением дела до конца, когда самая сложная часть сделана?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
2.Как часто у вас возникают трудости с приведением дел в порядок, когда задача требует организации?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
3.Как часто у вас возникают проблемы с запоминанием назначенных встреч или обещаний?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
4.Когда перед вам стоит задача, требующая много размышлений, как часто вы её избегаете или откладываете?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
5.Как часто вы ерзаете или дёргаете руками или ногами, когда вам приходится долго сидеть?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
6.Как часто вы чувствуете себя чрезмерно активными и испытываете нужду делать что-то, словно внутри вас заведенный мотор?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
7.Как часто вы совершаете неосторожные ошибки, когда приходится работать над скучным или сложным проектом?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
8.Как часто вы испытываете трудности с внимательностью, когда делаете скучную или повторяющуюся работу?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
9.Как часто вам сложно сосредоточиться на том, что люди говорят вам, даже когда они говорят с вами напрямую?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
10.Как часто вы кладёте вещи не на свои места или с трудом находите их дома/на работе?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
11.Как часто вы отвлекаетесь активностью или шумом вокруг?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
12.Как часто вы покидаете свое место на собраниях или в других ситуациях, в которых ожидается, что вы останетесь сидеть?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
13.Как часто вы чувствуете себя неусидчиво и неугомонно?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
14.Как часто вы испытываете трудности с отдыхом и расслаблением, когда у вас есть время для себя?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
15.Как часто вы замечаете, что слишком много говорите, когда находитесь в социальных ситуациях?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
16.Как часто вы заканчиваете предложения людей, с которыми разговариваете, прежде чем они смогут закончить их сами?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
17.Как часто вам с трудом удаётся дожидаться своей очереди?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
18.Как часто вы прерываете других, когда они заняты?
Никогда
Редко
Иногда
Часто
Очень Часто
Источник
Измерения | Признаки |
Нарушения внимания | 1.Ребенок не может сосредоточиться, делает много ошибок из-за невнимательности. |
2. Ему трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или во время игр. | |
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы | |
4. Не может до конца закончить поставленную задачу. | |
5. Слушает, но кажется, что не слышит. | |
6. Избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания | |
7. Плохо организован. | |
8. Часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, рабочие инструменты, игрушки). | |
9. Забывчив | |
II. Гиперактивность / импульсивность | |
Гиперактивность: | 1. Ребенок суетлив. |
2. Неспособен усидеть на одном месте. | |
3. Много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте). | |
4. Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге | |
5. Всегда нацелен на движение, ведет себя как «perpetuum mobile». | |
6. Болтлив. | |
Импульсивность: | 7. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос. |
8. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. | |
9. В разговоре часто прерывает, мешает (пристает) окружающим | |
Диагностика синдрома проводится по двум измерениям: нарушения внимания и гиперактивность/импульсивность. Для постановки диагноза необходимо присутствие 6-ти из 9 критериев в каждом измерении. При наличии повышенной невнимательности (присутствия шести и более признаков из 1-го измерения) и частичном соответствии критериям гиперактивности используется диагностическая формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием нарушений внимания». При наличии повышенной гиперактивности и импульсивности (т.е. шести и более признаков из 2-го измерения) и при частичном соответствии критериям нарушений внимания используется формулировка «синдром дефицита внимания с преобладанием гиперактивности и импульсивности». При соответствии клинической картины одновременно всем перечисленным в таблице критериям ставится диагноз «сочетанная форма СДВГ».
При диагностике необходимо обратить внимание на то, что симптомы расстройства должны:
· появляться до 8 лет;
· наблюдаться не менее 6-ти месяцев в 2-х сферах деятельности ребенка (в школе и дома);
· должны вызывать значительный психологический дискомфорт и дезадаптацию;
· не должны проявляться на фоне общего расстройства развития, шизофрeнии и других каких-либо нервно-психических расстройств.
Лечение детей с синдромом дефицита внимания должно быть «мультимодальным», т.е. в нем должны участвовать педиатр, психолог, педагог и родители. Учитывая, что этиология СДВГ до настоящего времени неясна, проводится патогенетическое лечение, состоящее из нескольких блоков: на первом месте – двигательная активность, затем – психотерапия (релаксационные методики), психолого-педагогическая коррекция и медикаментозное лечение.
I. Двигательная активность.
Обоснование необходимости повышенной двигательной активности для детей с СДВГ основано на результатах исследований И.П.Брязгунова и чешских ученых Тржесоглавы и Мачек (1973), которые выявили у детей с синдромом разбалансировку иннервации сердечно-сосудистой системы, снижение ортостатической адаптации (более высокая лабильность вегетативной нервной системы по сравнению с контрольной группой) и снижение физической работоспособности по тесту PWC-170 на велоэргометре: при физической нагрузке субмаксимальной интенсивности (определяемой по тестам) частота сердечных сокращений и другие изменения у детей с синдромом более выражены по сравнению с контрольной группой, а при максимальных нагрузках функциональные возможности системы кровообращения нивелировались.
Обоснованность повышенной двигательной активности обусловлена и другими данными (Касатикова и соавт., 1999) о нарушении катехоламинового обмена (высокий уровень норадреналина и адреналина в покое, что свидетельствует о гиперактивации симпатоадреналовой системы. Длительная физическая нагрузка приводит к опустошению катехоламинового депо, происходит гипометаболическая защита и у детей наступает двигательная уравновешенность.
Но не все виды физической активности полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга легкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде и другие.
Перед тем, как ребенок начнет заниматься физическими упражнениями, он должен пройти медицинский осмотр с целью исключения заболеваний, прежде всего сердечно-сосудистой системы.
II. Психотерапевтические методики.
1. Аутогенная тренировка. Упражнения, с помощью которых человек сознательно управляет функциями организма, а мышечное расслабление, достигаемое при этом, стимулирует резервные возможности коры мозга. Гиперактивные дети часто бывают напряжены и использование аутогенной тренировки способствует снижению расторможенности, эмоциональной возбудимости, улучшает координацию в пространстве, двигательный контроль и концентрацию внимания.
2. Гипноз, самогипноз. Эти методики являются релаксационными и способствуют обучению детей аутогенной тренировке.
3. Медитация. Применяется у подростков – сознательная фиксация внимания на моменте времени, при этом возникает состояние пассивной сосредоточенности, которое иногда называют альфа-состоянием, так как в это время мозг генерирует преимущественно альфа волны, так же как перед засыпанием. Медитация снижает активность симпатической нервной системы, способствует расслаблению и снижению тревожности.
4. Визуализация. Релаксация, мысленное слияние с воображаемым предметом, картиной или процессом. Показано, что визуализация определенного символа, картины, процесса оказывает благоприятный эффект, создает условия для восстановления умственного и физического равновесия у детей с СДВГ.
III. Психолого-педагогическая коррекция.
Ключевой момент программы коррекции – изменение окружения ребенка в школе и дома. Используются конкретные рекомендации для родителей, основные из которых приведены в конце статьи.
IV. Медикаментозная терапия
Мы рекомендуем медикаментозную терапию лишь в крайнем случае, за рубежом же лекарственная терапия СДВГ используется широко. Но до сих пор нет единого мнения о результативности принимаемых препаратов, нет и единой схемы их приема. Чаще назначают психостимуляторы. Впервые они стали применяться для лечения двигательной расторможенности и нарушений внимания с 1937 года и до сих пор являются самыми эффективными препаратами при этом заболевании: во всех возрастных группах (дети, подростки, взрослые) улучшение наблюдается в 75% случаев. К этой группе препаратов относится метилфенидат (коммерческое название риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). При их приеме у гиперактивных детей улучшается поведение, когнитивные и социальные функции (Spencer T.J., Biederman J.). Высокая эффективность психостимуляторов объясняется широким спектром их нейрохимического действия, которое направлено в первую очередь на дофамин- и норадренергические системы мозга. Существует несколько стратегий лечения заболевания. Лекарственная терапия может проводиться непрерывно или используется метод «лекарственных каникул», то есть в выходные дни и в каникулярное время лекарство не принимается. Препараты этой группы противопоказаны детям до 6 лет, а в нашей стране они пока не зарегистрированы и не используются. Кроме того, прием стимуляторов ЦНС может сопровождаться побочными эффектами. Наиболее частые: потеря аппетита, бессонница, увеличение частоты пульса и давления, лекарственная зависимость. Менее частые: боли в животе, головокружение, головные боли, сонливость, сухость во рту, запоры, раздражительность.
Других высокоэффективных медикаментозных препаратов пока не создано. В России проведено несколько исследований по изучению влияния ноотропов на симптомы СДВГ. В работе Н.Ю.Сувориновой показана эффективность лечения СДВГ у детей в возрасте 6-8 лет: церебролизином, фенибутом, пирацетамом. Но доказательных исследований с двойным слепым методом с плацебо еще не проводилось. Нами в лечении детей с СДВГ изучается эффективность естественных метаболитов: Глицин, Биотредин, Лимонтар – соединений, вырабатываемых самим организмом. Препараты характеризуются отсутствием побочных эффектов. Дальнейшими исследованиями по этой проблеме должны быть:
Источник