Обучения и воспитания детей с синдромом дауна курсовая работа



39

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра дефектологии и специальной психологии

Оценка по результатам

Защиты: ___________________

Секретарь комиссии:

___________________________

«____»________________2010 г.

На правах рукописи

МАНДРЫКА СОФИЯ РОМАНОВНА

3 курс ОФО

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Специальность: 050715 Логопедия

Курсовая работа

                                                                           Научный руководитель

                                                                                    В.В.Патюков, к.мед.н._____

          Нормоконтролер

        И.В. Лаврентьева ________

Краснодар 2010 г.

Введение

Актуальность темы исследования. Описанный более ста лет назад как самостоятельная нозологическая  форма, синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных. Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9–10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.

Одной из самых значимых проблем оказания помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Однако система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе — специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными (Л.Б. Баряева, М.Б. Браткова, И.М. Бгажнокова, Г.В. Пантюхина, Т.Н. Исаева, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.), так и зарубежными специалистами (Э. Бра, С. Кернс, Д. Лейн, М. Питерси, Б. Стрэтфорд, Р. Трилор, Д. Ютер и др.). В основу этих программ положен принцип индивидуального подхода, то есть учета структуры нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно данный подход, по мнению учёных, позволяет достичь оптимальных результатов у данной категории детей и способствует максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Так же, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам появляется возможность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество.

Таким образом, все это указывает на актуальность  данной проблемы.

Цель исследования: изучение особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна и организации индивидуальной коррекционно — развивающей работы.

Объектом исследования является особенности психического развития ребёнка с синдромом Дауна.

Предмет исследования: коррекцинно-развивающая работа, направленная на развитие и воспитание ребёнка с синдромом Дауна.

Гипотеза:. оптимальные условия для оказания помощи данной группе детей создаются при организации коррекционно-развивающей работы с опорой на индивидуальные программы развития, разрабатываемые с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.

Задачи:

1.Изучение отечественных и зарубежных исследований, посвященных

вопросам обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.

2.Исследование особенностей различных сторон психической деятельности ребёнка с синдромом Дауна.

3.Экспериментальное обоснование разработки индивидуальной коррекционной программы по воспитанию, обучению и развитию ребёнка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:

анализ литературы, сбор анамнеза, наблюдение, количественный и качественный анализ статистических данных.

База исследования. Исследование проводилось на основе данных, предоставленных центром реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказка».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (23 источника), 2 приложений на 8 страницах. В работе 3 таблицы, текст представлен на 38 страницах.

1. Теоретические основы  обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с Синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет.      Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune), — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Своё название синдром получил по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна (Down), впервые описавшего его признаки в 1866 году.

Тело человека состоит из миллионов клеток, каждая из которых обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы расположены парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, вследствие чего, в клетках, оказывается, по 47 хромосом. Дополнительная хромосома появляется либо в результате генетической случайности при образовании яйцеклетки или сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением. Что значит для ребенка лишняя хромосома? Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и всё же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети. В 1866 году в своей первой статье Дж. Лэнгдон Даун описал некоторые характерные черты людей с синдромом Дауна. Он отметил, в частности, Такие специфические особенности лица как: плоский профиль, узкие, широко расставленные раскосые глаза. Такие очертания лица типичны для людей азиатского происхождения. Даун отметил большое сходство между своими пациентами и описал их как «монголов». Спустя десять лет появились протесты против «привязки» этого синдрома к группе населения, называемого монголами. Несмотря на это, авторы журнальных статей и научных публикаций настойчиво употребляли этот термин, вплоть до 1970-х годов.

В настоящее время никто не знает, что приводит к появлению лишней хромосомы в яйцеклетке или сперматозоиде. Но одним из факторов риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна является возраст матери. В 20 лет эта вероятность составляет примерно 1 на 2000, в возрасте 30 лет – 1 на 1000, в 35 лет – 1 на 500, в 40 лет – 1на 80, в 45 лет – 1 на 18 (Hook & Lindsjo, 1978).

Примерно у 40% детей отмечаются пороки сердца, иногда требующие хирургического вмешательства. В большинстве случаев с помощью операции удается улучшить состояние детей, и они продолжают вести активную жизнь, однако некоторые пороки сердца неизлечимы и действительно сокращают продолжительность жизни ребенка. Так же у детей с синдромом Дауна повышен риск нарушений слуха и зрения в раннем возрасте [20].

Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие отличительные внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): «плоское лицо» — 90%, микрогирия (измельчение извилин коры головного мозга), уменьшение объема и веса мозга (микроцефалия, брахицефалия (аномальное укорочение черепа и шеи) — 81%, скошенный затылок, кожная складка на шее у новорожденных — 81%, эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80%, гиперподвижность суставов — 80%, мышечная гипотония — 80%, плоский затылок — 78%, брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счет недоразвития средних фаланг) — 70% , катаракта в возрасте старше 8 лет — 66%, открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65%, зубные аномалии — 65%, клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60%, аркообразное («готическое») нёбо — 58%, плоская переносица — 52% ; бороздчатый язык — 50%, поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45%, тонкие, редкие и прямые волосы; сухая, утолщенная, потресканная кожа, характерный румянец на щеках, короткий нос — 40%; характерный разрез глаз: страбизм (косоглазие) — 29%, пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда — 19%; деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27%; комплекс соматических изменений: эписиндром — 8%, стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8%, врождённый лейкоз — 8%, ВПС (врождённый порок сердца) — 40%.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника обострение осенью

Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна несколько короче продолжительности жизни людей со стандартным набором хромосом. Одно исследование, проведённое в США в 2002 году, показали, что средняя продолжительность жизни больных — 49 лет. Тем не менее, нынешняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с 25 годами в 1980-х годах. Причины смерти также изменились со временем, хронические нейродегенеративные заболевания становятся всё более распространены по мере старения населения. Большинство людей с синдромом Дауна, которые доживают до возраста 40-50 лет, начинают страдать более тяжелыми психическими расстройствами, например, болезни Альцгеймера.[14]. Однако зависит это от условий их жизни: в семье, где о ребенке заботятся, развивают его, обеспечивают необходимое содержание, лечение, они могут дожить до 50-60 лет.  В приютах, как правило,  они  живут недолго, несмотря на уход, питание, лечение. Таким образом, на продолжительность жизни детей с синдромом Дауна влияет близость и любовь семьи.

1.2.  Особенности психического дизонтогенеза при синдроме Дауна и история организации социальной помощи  и воспитания

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно [9].

Величайшей ошибкой, приведшей практику и теорию воспитания к опаснейшим заблуждениям, является тот факт, что мы тщательно изучаем крупицы дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей,- столько-то слепоты, столько-то глухоты и т. Д. – и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал. До сих пор воспитание на 9/10 ориентируется на болезнь, а не на здоровье [10].

Поскольку дети с синдромом Дауна в онтогенезе относятся к умственной отсталости, то интеллектуальные возможности ребенка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивали. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до выраженной. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем не многие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Еще одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше [12].

Психическое  развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как хорошо будет обучаться ребенок, и развиваться физически. Определение оптимальных методов проводится после рождения при помощи раннего вмешательства. Так как дети имеют широкий спектр возможностей, их успех в школе по стандартной программе обучения может сильно варьироваться. Проблемы в обучении присутствующие у детей с синдромом Дауна могут встречаться и у здоровых, поэтому родители могут попробовать использовать общую программу обучения преподаваемую в школах.

В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств. Некоторые дети могут начать ходить уже в два года, а некоторые только на 4-м году после рождения. Обычно назначают физиотерапию, чтобы ускорить этот процесс.

Часто скорость развития речи и коммуникативных навыков задерживается и помогает выявить проблемы со слухом. Если они присутствуют, то при помощи раннего вмешательства это лечат либо назначают слуховые аппараты.

Дети с синдромом Дауна отличаются пониженной обучаемостью, значительно отстают от сверстников. Требования в науках, искусстве, истории других предметах могут быть для больных детей недостижимыми или достигнуты значительно позже обычного, по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс. В некоторых европейских странах, как Германия и Дания существует система «двух учителей», в которой второй учитель берёт на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребёнку развивать коммуникативные способности ещё и самостоятельно.

Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, что бы не отвлекать остальных учеников, а различные мероприятия, такие как: прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание проводятся совместно.

Источник

Ïñèõîôèçèîëîãè÷åñêèå îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ñîâåòû ïî âîñïèòàíèþ äëÿ ðîäèòåëåé. Çíà÷åíèå ïðàêòè÷åñêèõ çàíÿòèé äëÿ ðàçâèòèÿ ñîöèàëüíî-ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ïðèìåíåíèå íåòðàäèöèîííûõ ìåòîäîâ ðåàáèëèòàöèè.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè ïîìîãàåò ðàçâèòü âíèìàíèå, òâîð÷åñêîå è ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, ïàìÿòü, ðå÷ü, âîîáðàæåíèå, ìîòîðèêó. Ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè óäåëÿåò îñîáîå âíèìàíèå êîëëåêòèâíûì èãðàì è çàäàíèÿì, ïîìîãàþùèì îñâîèòü íàâûêè îáùåíèÿ, à òàêæå îñâîåíèþ áûòîâîé äåÿòåëüíîñòè, ÷òî ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ ñàìîñòîÿòåëüíîñòè. Îäíà èç íàèáîëåå çíà÷èòåëüíûõ ðàáîò Ìàðèè Ìîíòåññîðè íàçûâàåòñÿ «Äåòè — äðóãèå».

Îñíîâíûå ïðèíöèïû è ïîëîæåíèÿ ìåòîäèêè Ìîíòåññîðè ñîñòîÿò â ñëåäóþùåì:

* îáó÷åíèå â ôîðìå èãðû, ñàìîñòîÿòåëüíàÿ ðàáîòà íàä óïðàæíåíèÿìè;

* âíèìàòåëüíûé è èíäèâèäóàëüíûé ïîäõîä ê êàæäîìó ðåáåíêó;

* êàæäûé ðåáåíîê ðàçâèâàåòñÿ ïî èíäèâèäóàëüíîìó ãðàôèêó, ñàìîñòîÿòåëüíî ïîäáèðàåò ñåáå äèäàêòè÷åñêèå èãðóøêè è ðåãóëèðóåò ïðîäîëæèòåëüíîñòü çàíÿòèé;

* ñîçäàíèå ñïåöèàëüíîé ðàçâèâàþùåé ñðåäû Ìîíòåññîðè, ãäå äåòè ìîãóò è õîòÿò ïðîÿâëÿòü ñâîþ èíäèâèäóàëüíîñòü;

* ðîëü ïåäàãîãà ïî ìåòîäèêå Ìîíòåññîðè íå îáó÷àòü, à ðóêîâîäèòü ñàìîñòîÿòåëüíîé äåÿòåëüíîñòüþ ðåáåíêà;

* ðåáåíêó äàþò âîçìîæíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî íàéòè è èñïðàâèòü ñâîè îøèáêè;

* ìàòåðèàëû è ìåòîäèêà Ìîíòåññîðè ïîìîãàåò ðàçâèâàòü ïàìÿòü, âíèìàíèå, òâîð÷åñêîå è ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå, ðå÷ü è ìîòîðèêó;

* êîëëåêòèâíûå Ìîíòåññîðè-èãðû è çàíÿòèÿ ïîìîãàþò îñâîèòü íàâûêè îáùåíèÿ, áûòîâîé äåÿòåëüíîñòè, ðàçâèâàþò ñàìîñòîÿòåëüíîñòü äåòåé;

Ãëàâíîå â ñèñòåìå Ìîíòåññîðè — ýòî íå ìàòåðèàëû è ïîñîáèÿ, à ñàì ðåáåíîê íåïîâòîðèìûé è óíèêàëüíûé.

2. Ìåòîä Ãëåíà Äîìàíà

Ìåòîä Äîìàíà — ñåðèÿ âîññòàíàâëèâàþùèõ è îáó÷àþùèõ ìåòîäèê äëÿ äåòåé ñ çàäåðæêàìè ðàçâèòèÿ è äëÿ äåòåé ñ ïîëíîöåííûì ðàçâèòèåì, ðàçðàáîòàííûõ Ãëåíîì Äîìàíîì è îñíîâàííûì èì Èíñòèòóòîì ðàçâèòèÿ ÷åëîâå÷åñêîãî ïîòåíöèàëà (The Institutes for the Achievement of Human Potential, IAHP).

Ïî ìíåíèþ Äîìàíà íà÷èíàòü çàíÿòèÿ ïî ðàçâèòèþ ñâîåãî ìàëûøà íóæíî ñ ìîìåíòà åãî ðîæäåíèÿ, òîãäà îí áóäåò õîðîøî ðàçâèâàòüñÿ è ôèçè÷åñêè, è óìñòâåííî. Ãëåí Äîìàí ïðåäëàãàåò ðîäèòåëÿì, êîòîðûå èñïîëüçóþò åãî ìåòîä ðàííåãî ðàçâèòèÿ, â ïåðâûé æå ìåñÿö æèçíè ìàëûøà íà÷èíàòü àêòèâíî çàíèìàòüñÿ ñ íèì.

Ðàçâèòèå ìàòåìàòè÷åñêèõ è ëèíãâèñòè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé ðåáåíêà, ïî ìíåíèþ Ãëåíà Äîìàíà, íóæíî íà÷èíàòü ñ 1 ãîäà.  ýòîì âîçðàñòå ìàëûø íàèáîëåå âîñïðèèì÷èâ.

3. Ìåòîä Ñåñèëü Ëóïàí

Îñíîâíîé ïðèíöèï ìåòîäèêè Ñåñèëü Ëóïàí — îáó÷åíèå äîëæíî ïðèíîñèòü ðàäîñòü è ìàëûøó, è ðîäèòåëÿì. Ó÷èòüñÿ äåòÿì äîëæíî áûòü ëåãêî è èíòåðåñíî.

Îñíîâíàÿ èäåÿ ìåòîäèêè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî äåòè òðåáóþò íå âíèìàíèÿ-îïåêè, à âíèìàíèÿ-èíòåðåñà. ×ðåçìåðíàÿ îïåêà ìîæåò çàãëóøèòü òâîð÷åñòâî, à íàâÿç÷èâàÿ ðîäèòåëüñêàÿ ïîìîùü ñòàíåò âîñïðèíèìàòüñÿ êàê íàðóøåíèå ãðàíèö ëè÷íîñòíîãî ïðîñòðàíñòâà. «Íå ñòàðàéòåñü äîáèâàòüñÿ ýôôåêòèâíîñòè ëþáîé öåíîé. Íå íóæíî ñ÷èòàòü, ÷òî âû îáÿçàíû èñïîëüçîâàòü êàæäîå ìãíîâåíèå, ïðîâåäåííîå ñ ìàëûøîì, «ñ ìàêñèìàëüíîé ïîëüçîé». Íåîáõîäèìî ïî÷àùå ïðåäîñòàâëÿòü ðåáåíêà ñàìîìó ñåáå è ïîçâîëÿòü åìó ñàìîñòîÿòåëüíî çàíèìàòüñÿ äåëàìè», — ñ÷èòàåò Ëóïàí.

Îñíîâíûå ïðèíöèïû ñîãëàñíî ìåòîäèêå Ñåñèëü Ëóïàí:

* åñëè âû çàìå÷àåòå, ÷òî âàø ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ îñâîèòü íîâîå, ïîìîãèòå åìó;

* íå îãðàíè÷èâàéòå ãîðèçîíò âàøåãî ðåáåíêà;

* îáó÷åíèå — ýòî èãðà, êîòîðóþ ñëåäóåò ïðåêðàùàòü ðàíüøå, ÷åì ðåáåíîê óñòàíåò;

* íå íàäî ïðîâåðÿòü ñâîåãî ðåáåíêà;

* ëþáîçíàòåëüíîñòü ïîääåðæèâàåòñÿ áûñòðîòîé è íîâèçíîé.

4. Ìåòîäèêà Íèêèòèíûõ

Ïåäàãîãàìè Åëåíîé è Áîðèñîì Íèêèòèíûìè áûëè ðàçðàáîòàíû íåñêîëüêî ìåòîäèê ðàííåãî ðàçâèòèÿ äåòåé, ñðåäè êîòîðûõ íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåíû çàíÿòèÿ ñî ñïåöèàëüíûìè ðàçâèâàþùèìè êóáèêàìè.

Îñíîâíûìè ïðèíöèïàìè ìåòîäèêè Íèêèòèíûõ ÿâëÿþòñÿ:

1) ñâîáîäà òâîð÷åñòâà ðåáåíêà â çàíÿòèÿõ. Äåòè íå äîëæíû ñïåöèàëüíî çàíèìàòüñÿ, äåëàòü óðîêè è çàðÿäêó. Îíè çàíèìàþòñÿ ïî æåëàíèþ, ñêîëüêî èì íóæíî;

2) îäåæäà äîëæíà áûò ëåãêîé, îáñòàíîâêà â äîìå — ñïîðòèâíîé, ò.å. íàðÿäó ñ ìåáåëüþ è äðóãèìè ïðåäìåòàìè áûòà â êâàðòèðå äîëæíû áûòü ñïîðòèâíûå ñíàðÿäû è òðåíàæåðû, íóæíî ðåãóëÿðíî çàêàëèâàòü ðåáåíêà. Òîëüêî òàê åãî ôèçè÷åñêîå ñàìî÷óâñòâèå ïîçâîëèò ñ áîëüøîé îõîòîé ðàçâèâàòü óæå åãî èíòåëëåêò;

3) ðîäèòåëè äîëæíû íàáëþäàòü çà æèçíüþ äåòåé, îáðàùàòü âíèìàíèå íà èõ óñïåõè, ñîâìåñòíî ó÷àñòâîâàòü â èãðàõ. Îíè íå äîëæíû ïðåïÿòñòâîâàòü ðàçâèòèþ ðåáåíêà è ñîçäàâàòü áëàãîïðèÿòíûå óñëîâèÿ äëÿ èõ ðàçâèòèÿ. Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ðåáåíêà äîëæíû áûòü íåñêîëüêî îïåðåæàþùèìè. Ê ïðèìåðó, ðåáåíîê òîëüêî íàó÷èëñÿ ãîâîðèòü, â åãî èãðóøêàõ óæå äîëæíû ïðèñóòñòâîâàòü áóêâû è öèôðû.

Ãëàâíàÿ îñîáåííîñòü ðàçâèâàþùèõ èãð Íèêèòèíûõ òî, ÷òî â íèõ óäàëîñü îáúåäèíèòü îäèí èç îñíîâíûõ ïðèíöèïîâ îáó÷åíèÿ îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó ñ âàæíûì óñëîâèåì òâîð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè — äåëàòü âñ¸ ñàìîñòîÿòåëüíî. Ðàçðàáîòàííûå Áîðèñîì Íèêèòèíûì ðàçâèâàþùèå èãðû îïèñàíû èì â êíèãå, êîòîðàÿ òàê è íàçûâàåòñÿ — «Èíòåëëåêòóàëüíûå èãðû». Íàèáîëåå ïîïóëÿðíûå èç íèõ — ðàçâèâàþùèå èãðû «Ñëîæè êâàäðàò», «Ñëîæè óçîð» è «Óçåëêè».

Ïðåæäå ÷åì ïðèñòóïàòü ê âûïîëíåíèþ óïðàæíåíèé âìåñòå ñ äåòüìè, ïåäàãîãè Íèêèòèíû ðåêîìåíäóþò ïðèäåðæèâàòüñÿ ðÿäà ïðàâèë:

* ïîäáèðàòü çàäàíèÿ äëÿ ðåáåíêà íåîáõîäèìî, èñõîäÿ èç ïðèíöèïà îò ïðîñòîãî ê ñëîæíîìó è äàâàÿ â ñàìîì íà÷àëå çàíÿòèé íàèáîëåå ëåãêèå çàäàíèÿ;

* çàñòàâëÿòü âûïîëíÿòü óïðàæíåíèÿ íå íóæíî, ðåáåíêó äîëæíî áûòü èíòåðåñíî ñàìîìó. Åñëè èíòåðåñ îòñóòñòâóåò, íåîáõîäèìî ïîäîæäàòü ïîêà îí ïðîÿâèòñÿ èëè æå ñïîñîáñòâîâàòü ýòîìó;

* íå íóæíî î÷åíü ÷àñòî âûïîëíÿòü ñ ðåáåíêîì óïðàæíåíèÿ, èçáûòîê èõ ïðèâåäåò ê äëèòåëüíîé ïîòåðå èíòåðåñà ê òàêîé èãðå.

5. Ìåòîäèêà Íèêîëàÿ Çàéöåâà

Ìåòîäèêà Çàéöåâà, à òî÷íåå, ìåòîä îáó÷åíèÿ ÷òåíèþ Íèêîëàÿ Çàéöåâà îñíîâàí íà èñïîëüçîâàíèè

* ñïåöèàëüíûõ êóáèêîâ, òàê íàçûâàåìûõ «Êóáèêîâ Çàéöåâà»,

* òàáëèö, ðàçðàáîòàííûõ àâòîðîì ìåòîäèêè;

* è àóäèîçàïèñåé ñ ïðîïåâêàìè ñòîëáèêîâ è ñòðî÷åê òàáëèö ïîä ìóçûêàëüíîå ñîïðîâîæäåíèå.

Ìåòîäèêà Çàéöåâà îáó÷åíèÿ ÷òåíèþ ÿâëÿåòñÿ î÷åíü ïîïóëÿðíîé, îíà îòëè÷íî ïîäõîäèò äëÿ ðàííåãî ðàçâèòèÿ äåòåé, è, êðîìå òîãî, îíà íðàâèòñÿ ñàìèì äåòÿì.

Âåäü âñå, ÷òî îò íèõ òðåáóåòñÿ — ýòî èãðàòü èíòåðåñíûìè, ðàçíîöâåòíûìè è î÷åíü óâëåêàòåëüíûìè êóáèêàìè, ïåòü ïåñåíêè. Âñå îáó÷åíèå è çàïîìèíàíèå ïðîèñõîäèò êàê áû ñàìî ñîáîé, áåç îñîáåííûõ óñèëèé è òðóäîçàòðàò.

Òàêèì îáðàçîì, ýòàïû îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ïî ìåòîäèêå Íèêîëàÿ Çàéöåâà:

1) ïðèîáðåòàåì (èëè èçãîòàâëèâàåì ñàìîñòîÿòåëüíî) ìàòåðèàë äëÿ çàíÿòèé (êóáèêè, òàáëèöû, àóäèîçàïèñè), ðàçâåøèâàåì òàáëèöû;

2) ïîåì ïåñåíêè-ïîïåâêè, èãðàåì â êóáèêè, ïèøåì ñëîâà (êóáèêàìè è íà òàáëèöàõ), ÷òåíèå ïðèõîäèò ñàìî.

Ïëþñû ìåòîäèêè Çàéöåâà:

1) ñèñòåìà ïîçâîëÿåò ó÷èòü ðåáåíêà ÷èòàòü òàê ðàíî, êàê âàì ýòîãî õî÷åòñÿ. Ïðè ýòîì îíà ïîäõîäèò è äåòÿì ïîñòàðøå, ñ êîòîðûìè òîæå ìîæíî ïðåêðàñíî ïî íåé çàíèìàòüñÿ;

2) äåòè ìîãóò î÷åíü ëåãêî è áûñòðî íàó÷èòüñÿ ÷èòàòü, ïðè ýòîì ÷èòàòü îíè áóäóò áåãëî, áåç çàïèíîê, áåç èçëèøíèõ òðóäîçàòðàò. Ïðè ýòîì çàíèìàþòñÿ îíè îáû÷íî ñ áîëüøèì èíòåðåñîì è óäîâîëüñòâèåì;

3) åñëè ðåáåíîê íèêàê íå ìîæåò îñâîèòü ÷òåíèå, òî çàíÿòèÿ ïî ýòîé ìåòîäèêå ìîãóò ïîçâîëèòü ìàëûøó áûñòðî ïðèîáðåñòè íóæíûå íàâûêè è âñå-òàêè íà÷àòü ÷èòàòü. Ìåòîäèêà ïîäõîäèò äëÿ ñëàáîâèäÿùèõ, ñëàáîñëûøàùèõ äåòåé, à òàêæå äëÿ äåòåé è âçðîñëûõ, äëÿ êîòîðûõ ðóññêèé ÿçûê íå ÿâëÿåòñÿ ðîäíûì;

4) ìåòîäèêà âûðàáàòûâàåò îïðåäåëåííûå íàâûêè ãðàìîòíîãî ïèñüìà;

5) ñèñòåìà îáó÷åíèÿ, ðàçðàáîòàííàÿ Íèêîëàåì Çàéöåâûì, ðàçâèâàåò îðãàíû ÷óâñòâ ìàëûøåé, è òðåíèðóåò ãëàçíûå ìûøöû. Ýòî îáóñëîâëåíî òåì, ÷òî òàáëèöû ðàñïîëîæåíû â ðàçíûõ ìåñòàõ ïîìåùåíèÿ, îíè äîâîëüíî êðóïíûå è òðåáóþò ïðè ðàáîòå àêòèâíîãî äâèæåíèÿ ãëàç. Çàíÿòèÿ ñ íèìè ÿâëÿþòñÿ ïðåêðàñíîé ïðîôèëàêòèêîé ðàçâèòèÿ ñêîëèîçà è äðóãèõ áîëåçíåé ïîçâîíî÷íèêà, à ïåñåíêè è ïî-ðàçíîìó çâåíÿùèå êóáèêè ïðè ýòîì ðàçâèâàþò ìóçûêàëüíûé ñëóõ è ÷óâñòâî ðèòìà.

6. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: äâèãàòåëüíûå íàâûêè è íàâûêè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ

Æèçíü — ýòî äâèæåíèå, ïîýòîìó îñíîâíûì àêöåíòîì â ðàçðàáîòêå ñèñòåìû âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ó íåãî äâèãàòåëüíûõ ôóíêöèé. Êîãäà-òî ýòîò ìåòîä ïðåäëîæèë ãîëëàíäñêèé ôèçèîòåðàïåâò Ïåòåð Ëàóòåñëàãåð. Îí ñ÷èòàë, ÷òî íåîáû÷íûì äåòÿì ñîöèàëüíàÿ ñðåäà íóæíà â ïåðâóþ î÷åðåäü.

Âðà÷ ïðåäëîæèë ïðèìåíÿòü ñâîé ìåòîä íà äåòÿõ ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà: ñ 3 ìåñÿöåâ æèçíè äî 3-4 ëåò. Ïðè÷åì â ïðîöåññ ðàçâèòèÿ ìîòîðèêè è êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ ó ðåáåíêà äîëæíû áûòü âîâëå÷åíû âçðîñëûå (ðîäèòåëè, áàáóøêè, äåäóøêè).

Êðîìå òîãî, äàííûé ìåòîä îáó÷àåò íàâûêàì ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà çíàêîìÿòñÿ ñ áûòîì, ó÷àòñÿ óõàæèâàòü çà ñîáîé è çà äîìîì. Ýòî ðàçâèâàåò ó ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîñòü è íåçàâèñèìîñòü, êîíöåíòðèðóåò âíèìàíèå, ðàçâèâàåò ìîòîðèêó. Ìàëûøè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà ïîëó÷àþò âîçìîæíîñòü ðàçâèâàòüñÿ êàê ëè÷íîñòü.

7. Èïïîòåðàïèÿ äëÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

 ðàçâèòèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà î÷åíü ïîìîãàåò îáùåíèå ñ æèâîòíûìè, íàïðèìåð âåðõîâàÿ åçäà.  åå îñíîâó ëåãëà ìåòîäèêà èïïîòåðàïèè. Ýòîò ìåòîä áîëüøå êîððåêöèîííûé, íî íå ìåíåå óñïåøíûé.

Çàíÿòèÿ ïî èïïîòåðàïèè îáû÷íî ïðîâîäÿò ñïåöèàëüíî îáó÷åííûå ïåäàãîãè. Ìåòîäèêà âêëþ÷àåò âñå ýòàïû îáó÷åíèÿ â øêîëå âåðõîâîé åçäû.

Äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìîãóò óõàæèâàòü è çàáîòèòüñÿ î ëîøàäÿõ, ýòî ðàçâèâàåò â íèõ ÷óâñòâà. Áëàãîäàðÿ îáùåíèþ ñ ëîøàäüìè òàêèå äåòè ñòàíîâÿòñÿ äîâåð÷èâûìè, òåðïåëèâûìè, ñïîêîéíûìè è ðàñêîâàííûìè. Èïïîòåðàïèÿ ðàçâèâàåò äâèãàòåëüíûå, ñåíñîðíûå, ýìîöèîíàëüíûå è ïñèõîëîãè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè äåòåé.

8. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïî ìåòîäèêå «Ìàëåíüêèå ñòóïåíüêè»

Ýòà ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà â àâñòðàëèéñêîì óíèâåðñèòåòå Ìàêêóýðè. Îíà ïðèìåíÿåòñÿ òàêæå âî ìíîãèõ ñòðàíàõ.

Ïðîãðàììà îõâàòûâàåò îïðåäåëåííûå îáëàñòè ðàçâèòèÿ:

· îáùóþ ìîòîðèêó;

Читайте также:  Синдром рея что это такое

· ðå÷ü;

· äâèãàòåëüíóþ àêòèâíîñòü;

· íàâûêè òîíêîé ìîòîðèêè, ñàìîîáñëóæèâàíèÿ, ñîöèàëüíûå íàâûêè ðåáåíêà.

Ìåòîäèêà îáó÷åíèÿ ïîçâîëÿåò ôîðìèðîâàòü êàêîé-ëèáî íàâûê, óìåíèå, çíàíèå ïîýòàïíî.  íåå æå âêëþ÷åíî òåñòèðîâàíèå ìàëûøåé.

9. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïî ìåòîäèêå Ïîðòàæ

Ìåòîä ðàññ÷èòàí íà ðàçâèòèå íå òîëüêî ìàëûøåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, íî è äðóãèõ äåòåé-èíâàëèäîâ.

Îñíîâíîé àêöåíò äåëàåòñÿ íà ñåìüþ. Åå ðåãóëÿðíî ïîñåùàåò ñïåöèàëèñò, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ ñ ðåáåíêîì è ñ ðîäèòåëÿìè. Îí îáó÷àåò èõ íàáëþäåíèþ çà ìàëûøîì, ÷òîáû âîâðåìÿ ïîîùðÿëè óñïåõè è ïëàíèðîâàëè ñîâìåñòíî ñ ðåáåíêîì íîâûå öåëè.

Ïî ýòîé ìåòîäèêå ñåìüå ïîìîãàåò öåëàÿ êîìàíäà, ñîñòîÿùàÿ èç ðóêîâîäèòåëåé ïðîåêòà, ñïåöèàëèñòîâ, âëàäåþùèõ ìåòîäèêîé, è ñïåöèàëüíî ïîäãîòîâëåííûõ âîëîíòåðîâ èç ÷èñëà ñòóäåíòîâ, áóäóùèõ ìåäèêîâ, ïñèõîëîãîâ è ïåäàãîãîâ.

Ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïðè èñïîëüçîâàíèè äàííîé ìåòîäèêè ðàçâèâàåòñÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, ðå÷ü, íàâûêè ñàìîîáñëóæèâàíèÿ.

10. Îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ìàòåìàòèêå è ðàçâèòèå ðå÷è «Íóìèêîí»

«Íóìèêîí» — ñïåöèàëüíî ðàçðàáîòàííàÿ ìåòîäèêà äëÿ îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îñíîâàì ìàòåìàòèêè.  åå îñíîâó ëåãëè èãðîâûå ìîìåíòû.  íàáîð äëÿ çàíÿòèé âõîäÿò îáû÷íûå ïðåäìåòû äëÿ îáó÷åíèÿ, íî â ÿðêîì ðàñêðàøåííîì âèäå: öâåòíûå ïàíåëüêè, êàðòî÷êè, øòûðüêè è ò.ä.

ßðêèå êðàñêè, êîòîðûìè ðàñïèñàíû öèôðû, ïðèâëåêàþò âíèìàíèå ðåáåíêà è óëó÷øàþò åãî âîñïðèÿòèå: îí ìîæåò ñàì òðîãàòü öèôðû,ñêëàäûâàòü è âû÷èòàòü èõ. Îñÿçàåìàÿ è íàãëÿäíàÿ ìàòåìàòèêà — ñàìûé óñïåøíûé ìåòîä îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

Îäíèì èç âàæíûõ ýòàïîâ â ðàçâèòèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ îáó÷åíèå ðå÷è. Ñóùåñòâóåò ñïåöèàëüíàÿ ìåòîäèêà Àâãóñòîâîé, ïî êîòîðîé ðàñêðûâàþòñÿ òâîð÷åñêèå ñïîñîáíîñòè ó ðåáåíêà. Æèâàÿ è ëåãêàÿ ïîäà÷à ïîçâîëÿåò ðåáåíêó îâëàäåòü íå òîëüêî íàâûêàìè ðå÷è, íî è ÷òåíèåì.

11. Îáó÷åíèå èãðîâûì ìåòîäîì

Читайте также:  Синдром дауна центр в нижнем новгороде

Åùå îäèí ìåòîä îáó÷åíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íàçûâàåòñÿ ëåêîòåêà — «õðàíèëèùå èãðóøåê». Ìåòîäèêà ðàçðàáîòàíà øâåäñêèìè ó÷åíûìè. Îíà âêëþ÷àåò â ñåáÿ ðàçâèòèå íå òîëüêî äåòåé, íî è âçðîñëûõ.

Ðîäèòåëè äîëæíû áûòü òàêæå ïîñâÿùåíû â ïåäàãîãè÷åñêèå òîíêîñòè äàííîé ìåòîäèêè. È åñëè ñíà÷àëà ðàçâèâàþùèå èãðû ñ äåòüìè ïðîâîäÿò ïåäàãîãè, òî ïîñëå ýñòàôåòó ìîãóò ïîäõâàòèòü áëèçêèå è ðîäèòåëè. Ïîýòîìó è ïðîâîäÿòñÿ äëÿ âçðîñëûõ ãðóïïîâûå òðåíèíãè.

Ëåêîòåêó ìîãóò ïîñåùàòü äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ðàííåãî âîçðàñòà äî 7 ëåò.

3.3 Íåòðàäèöèîííûå ìåòîäû ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

1. Èïïîòåðàïèÿ — åçäà íà ëîøàäÿõ, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ õîðîøèì ñðåäñòâîì âîçäåéñòâèÿ íà äâèãàòåëüíûå ðåôëåêñû ðåáåíêà, ïðè ýòîì âûðàáàòûâàåòñÿ ïðàâèëüíàÿ îñàíêà è ðàçâèâàåòñÿ ìóñêóëàòóðà. Îáÿçàòåëüíîå óñëîâèå äëÿ èïïîòåðàïèè — åçäà íà íåîñåäëàííîé ëîøàäè ïîä ðóêîâîäñòâîì èíñòðóêòîðà. Êðîìå ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, îáùåíèå ñ ëîøàäüþ âëèÿåò íà ïñèõîýìîöèîíàëüíûé óðîâåíü ðåáåíêà.

2. Ýôôåêòèâíûì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ éîãà. Îäíàêî èç-çà ÷ðåçìåðíîé ïîäâèæíîñòè ñóñòàâîâ äàóíÿò, ñïåöèàëèñò ïî éîãå áîëüøå âíèìàíèÿ óäåëÿåò óâåëè÷åíèþ ìûøå÷íîé ñèëû, ðàçâèòèþ êîîðäèíàöèè äâèæåíèé è ñèëå íîã. Éîãà îêàçûâàåòñÿ çàìå÷àòåëüíûì ñðåäñòâîì äëÿ ðàçâèòèÿ âíèìàíèÿ, îáðåòåíèÿ çíàíèé, îáó÷åíèÿ ñ÷åòó. Áëàãîäàðÿ çàíÿòèÿì éîãîé äåòè ó÷àòñÿ ïðàâèëüíî äûøàòü, êîíöåíòðèðîâàòü âíèìàíèå, ÷óâñòâîâàòü ñâîå òåëî è îùóùàòü ñåáÿ â ïðîñòðàíñòâå. Ïðè ýòîì äàóíÿòà ïîëó÷àþò íåîáõîäèìóþ ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó â èãðîâîé ôîðìå.

3. Ìóçûêîòåðàïèÿ — ýòî ëå÷åíèå ìóçûêîé. Ê ìóçûêå íåâîçìîæíî îñòàòüñÿ ðàâíîäóøíûì, åå ëþáÿò âñå, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íå ÿâëÿþòñÿ èñêëþ÷åíèåì. Áëàãîäàðÿ äâèæåíèþ ïîä ìóçûêó ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà óëó÷øàåòñÿ êîîðäèíàöèÿ äâèæåíèé, âûðàáàòûâàåòñÿ âíèìàíèå, ðàçâèâàåòñÿ ïàìÿòü. Âëèÿíèå ìóçûêè íà ìîçã ÷åëîâåêà èçó÷àåòñÿ, è óæå óñòàíîâëåíî, ÷òî îíà îêàçûâàåò íà íåãî áëàãîòâîðíîå âîçäåéñòâèå, ÿâëÿåòñÿ ïðåêðàñíûì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè.

4. Êàíèñòåðàïèÿ — ëå÷åíèå ñïåöèàëüíî îáó÷åííûìè ñîáàêàìè îïðåäåëåííîé ïîðîäû, êîòîðûå æèâóò â ñåìüå ñ áîëüíûì ðåáåíêîì, äëÿ ïîìîùè åìó. Îáùåíèå ñ ñîáàêîé ïîìîãàåò ðåáåíêó ðàñêðûòüñÿ, îáðåñòè óâåðåííîñòü â ñåáå. Îí íà÷èíàåò áîëüøå äâèãàòüñÿ è ãîâîðèòü.

5. Äåëüôèíîòåðàïèÿ — ìåòîä ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ñ ïîìîùüþ äåëüôèíîâ. Äåëüôèíû î÷åíü äðóæåëþáíûå ñóùåñòâà. Îíè ïîäòàëêèâàþò ðåáåíêà ê îáùåíèþ, èñïîëüçóÿ âåñü èìåþùèéñÿ ó íèõ àðñåíàë çâóêîâ, êîòîðûå âîçäåéñòâóþò íà îðãàíèçì óëüòðàçâóêîâûìè, âèáðîàêóñòè÷åñêèìè âîëíàìè.  ðåçóëüòàòå òàêîãî âîçäåéñòâèÿ ïðîèñõîäèò ìàññàæ íà êëåòî÷íîì óðîâíå. Âëèÿíèå äåëüôèíîòåðàïèè îêàçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó ðåáåíêà. Îí ñòàíîâèòñÿ áîëåå îòêðûòûì è îáùèòåëüíûì, ðàçâèâàåòñÿ ïàìÿòü, âíèìàíèå, ðå÷ü.

Âìåñòå ñ òåì, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíèìàòüñÿ ëþáûì íåòðàäèöèîííûì ìåòîäîì ðåàáèëèòàöèè ñ ðåáåíêîì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íåîáõîäèìî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñî ñïåöèàëèñòàìè.

1. Àâãóñòîâà Ð.Ò. Ãîâîðè! Òû ýòî ìîæåøü. — Ì.: «Èçäàòåëüñòâî «Îëèìï», «Èçäàòåëüñòâî ÀÑÒ», 2002. — 298 ñ.

2. Áàåíñêàÿ Å.Ð., Ðàçåíêîâà Î.À., Âûðîäîâà Î.À. Íàó÷èòåñü îáùàòüñÿ ñ ìëàäåíöåì: ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2008. — 129 ñ.

3. Áàêê À., Ãðþíåâàëüä Ê., Çàáîòà è óõîä: êíèãà î ëþäÿõ ñ çàäåðæêîé óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ / Ïåð. ñî øâåäñêîãî ï/ðåä. Þ. Êîëåñîâîé. — ÑÏá.: ÈÐÀÂ, 2001 — 360 ñ.

4. Áåëÿåâà Ì.À., Êóçíåöîâ È.Å. Ñîöèàëüíî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ðàáîòà ñ ñåìüåé ðåáåíêà-èíâàëèäà: Ó÷åá. Ïîñîáèå. — Åêàòåðèíáóðã: ÀÌá, 2001. — 120 ñ.

5. Êîøíîâà Å. Ãèìíàñòèêà äëÿ ðàçâèòèÿ ðå÷è. — Ì.:. Ýêñìî, 2003. — 64 ñ.

6. Ãîëûøåâ Ñ. Ìîé ñûí — äàóí. — Ì.: Ñìèðåíèå, 2009. — 144 ñ.

7. Ãðàáåíêî Ò.Ì., Çèíêåâè÷ Ò.Ä. Êîððåêöèîííûå, ðàçâèâàþùèå è àäàïòèðóþùèå èãðû. — Ì.: Èçä. ÄÅÒÑÒÂÎ-ÏÐÅÑÑ, 2004. — 64 ñ.

8. Ãðîìîâà Î.Å. Ïóòü ê ïåðâûì ñëîâàì è ôðàçàì: Ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 2008. — 96 ñ.

9. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå âàøåãî ðåáåíêà / Ñîñò. Å.Â. Ïîëå. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2003. — 288 ñ., èë. — (Ñåðèÿ êíèã î ñèíäðîìå Äàóíà).

10. Äîñêèí Â.À. Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ ðåàáèëèòàöèè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. // Ðîññèéñêèé ïåäèàòðè÷åñêèé æóðíàë. — 2001. — ¹ 3. — Ñ. 35-37.

11. Æèÿíîâà Ï.Ë. Ñîöèàëüíàÿ àäàïòàöèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ì.: «Äàóíñàéä Àï», 2002. — 197 ñ.

12. Æèÿíîâà Ï.Ë., Ïîëå Å.Â. Ìàëûø ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Êíèãà äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Ìîíîëèò, 2007. — 208 ñ.

13. Æèÿíîâà Ï.Ë. Ôîðìèðîâàíèå íàâûêîâ îáùåíèÿ è ðå÷è ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïîñîáèå äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2010. — 140 ñ.

14. Èíòåãðàòèâíîå îáó÷åíèå è âîñïèòàíèå äåòåé ñ îñîáåííîñòÿìè â ðàçâèòèè. Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. Ñîñòàâèòåëè: Å. È. Øàïèðî, Å. Å. Àëåêñååâà, Â. Ë. Ðûñêèíà è äð. — ÑÏá.: Èíñòèòóò ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà, — 2005. — 104 ñ.

15. Êîçëîâà Ñ.È., Ñåìåíåâà Å.Ñ., Äåìèêîâà Í.Ñ. Íàñëåäîâàííûå ñèíäðîìû è ìåäèêî-ãåíåòè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå. — Ä.: Ìåäèöèíà, 1987. — 320 ñ.

16. Êîìïëåêñíîå ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: ãðóïïîâûå è èíäèâèäóàëüíûå çàíÿòèÿ. Ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï» ïðè ó÷àñòèè Ãóìàíèòàðíîãî öåíòðà «Ìîíîëèò», 2004. — 264 ñ.

17. Ëàóòåñëàãåð Ïåòåð Å.Ì. Äâèãàòåëüíîå ðàçâèòèå äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: Áðîøþðà äëÿ ñïåöèàëèñòîâ. — Ì.: «Äàóíñàéä Àï», 2003. — 26 ñ.

18. Ìàëûøåâà Ã.Â. Îïûò ñîçäàíèÿ ðåãèîíàëüíîé ñèñòåìû ñëóæá ðàííåãî âìåøàòåëüñòâà // Ðàííÿÿ ïñèõîëîãî-ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ ïîìîùü äåòÿì ñ îñîáûìè ïîòðåáíîñòÿìè è èõ ñåìüÿì: Ìàò-ëû êîíô. (Ìîñêâà, 1819 ôåâðàëü 2003 ã.). — Ñ. 103-111.

19. Ïàòðèöèÿ Ñ. Óèíäåðñ. Ôîðìèðîâàíèå íàâûêîâ êðóïíîé ìîòîðèêè ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé è ñïåöèàëèñòîâ. Ïåð. ñ àíãë. Í.Ñ. Ãðîçíîé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï» ïðè ó÷àñòèè ÎÎÎ «Àëüâàðåñ Ïàáëèøèíã», 2003. -288 ñ., èë. — (Ñåðèÿ êíèã î ñèíäðîìå Äàóíà).

20. Ïèëþãèíà Ý.Ã. «Ñåíñîðíûå ñïîñîáíîñòè ìàëûøà», èãðû íà ðàçâèòèå âîñïðèÿòèÿ öâåòà, ôîðìû è âåëè÷èíû ó äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà. — Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1996. — 112 ñ.

21. Ïèòåðñè M., Òðèëîð Ð. Ìàëåíüêèå ñòóïåíüêè. Ïðîãðàììà ðàííåé ïåäàãîãè÷åñêîé ïîìîùè äåòÿì ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè. Ïåð ñ àíãë. — Ì.: Àññîöèàöèÿ Äàóí Ñèíäðîì, 1998. — ×. 1-8.

22. Ïîëå Å.Â., Æèÿíîâà Ï.Ë., Íå÷àåâà Ò.Í. Ôîðìèðîâàíèå îñíîâíûõ äâèãàòåëüíûõ íàâûêîâ ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Ïðàêòè÷åñêîå ðóêîâîäñòâî äëÿ ðîäèòåëåé. — Ì.: Áëàãîòâîðèòåëüíûé ôîíä «Äàóíñàéä Àï», 2010. — 68 ñ.

23. Ïðîãðàììà âîñïèòàíèÿ è îáó÷åíèÿ â äåòñêîì ñàäó / Ïîä ðåä. Ì.À. Âàñèëüåâîé, Â.Â. Ãåðáîâîé, Ò.Ñ. Êîìàðîâîé. — 3-å èçä., èñïð. è äîï. — Ì.: Ìîçàèêà-Ñèíòåç, 2005. — 208 ñ.

24. Õðåñòîìàòèÿ äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè çäîðîâüÿ/Ñîñò. Î.Þ.Ïèñêóí, Ò.Â.Âîëîøèíà. — Íîâîñèáèðñê,: ÍÃÏÓ, 2009.- 150 ñ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник