Обучение в школе детей с синдромом аспергера в школе

Обучение в школе детей с синдромом аспергера в школе thumbnail

Материалы об учёбе в школе аутичных детей и связанных с этим проблемах.

Темпл Грандин: «Советы по обучению детей и взрослых с аутизмом»

Хорошие учителя помогли мне добиться успеха. Я смогла преодолеть аутизм, потому что у меня были хорошие учителя. В возрасте 2,5 лет меня отдали в структурированный детский сад с опытными учителями. С раннего возраста меня учили хорошим манерам и поведению за обеденным столом. Дети с аутизмом должны иметь структурированный день и учителей, которые знают, как быть твёрдым, но деликатным.

Ида Орин: «Проблемы, с которыми довелось столкнуться в средней и старшей школе»

Первая проблема, которая сопровождала меня всю школьную жизнь — трудности с построением дружеских отношений. Попытавшись общаться с одноклассниками в начальных классах, я потерпела неудачу. Дети говорили обо мне друг другу: «Не общайся с ней», порой пытались злобно подшучивать, натирали лицо снегом и заставляли произносить матерные слова. К средней школе я почти перестала пытаться разговаривать с одноклассниками. Приходила на занятия, садилась за свою парту и сидела так до окончания уроков. Завидовала киноактёрам: у них есть сценарий, они знают, что говорить в любой ситуации фильма, даже в самой неприятной — а у меня «сценария» нет, и как общаться с другими детьми, было непонятно.

Джим Синклер: «Опасения по поводу инклюзии со стороны сообщества инвалидов»

Я не знаю ни одного активиста-правозащитника из сообщества инвалидов, который бы считал, что инклюзия не должна быть доступна как один из возможных вариантов. Защитники прав инвалидов полагают, что инвалидам должна быть предоставлена возможность пойти куда угодно и делать что угодно в обычном обществе. Среди инвалидов даже самые ярые критики инклюзии будут, возможно, возражать против того, чтобы школам и другим общественным учреждениям было позволено исключать или сегрегировать людей, которые желают инклюзии. Инклюзия ДОЛЖНА быть доступна как один из вариантов выбора. Однако среди сообщества инвалидов есть некоторые опасения по поводу того, что инклюзия — не всегда наилучший вариант для любого человека с любой формой инвалидности и что принудительная инклюзия является такой же проблемой, как и принудительная сегрегация.

Дети с синдромом Аспергера: характеристика, стили обучения и стратегии помощи

Все, кто вступает в контакт с ребенком, у которого диагностирован синдром Аспергера (как школьный персонал, так и сверстники), должны получить информацию об особенностях и учебных потребностях таких детей. Необходимо учитывать следующие характеристики и особенности обучения, связанные с синдромом Аспергера, и особенно их влияние на обучение и планирование подходящей образовательной программы для ребенка. Дети с синдромом Аспергера имеют трудности с обработкой входящей информации. Их умственные способности к усвоению, сохранению и использованию информации заметно отличаются от нейротипично развивающихся детей. Это формирует несколько необычный взгляд на мир. Поэтому обучающие стратегии для детей с синдромом Аспергера должны отличаться от стратегий, используемых для нейротипично развивающихся детей.

Руководство учителя по синдрому Аспергера

Organization for Autism Research

Образование является важнейшим вопросом для каждого родителя, а в случае ребёнка с расстройством аутического спектра (РАС) оно приобретает ещё большую значимость. Данное руководство предназначено дать учителям и другим специалистам введение в синдром Аспергера, некоторые из его характерных черт и предоставить информацию об отдельных учительских стратегиях, которые могут применяться в классе. Эта книга поможет вам узнать о специфических проблемах, с которыми сталкиваются дети с синдромом Аспергера в школе, и о том, как подходящим образом организовать их обучение.

Должен ли я называть себя аутичным?

В статье обсуждается «от первого лица», стоит ли рассказывать о своём диагнозе окружающим. Особое внимание уделено школьному возрасту и проблеме интеграции аутичного ребёнка с остальным классом. Материал может быть полезен подросткам, их родителям, а также учителям.

Синдром Аспергера: руководство для учителей, составленное родителями

Это руководство было подготовлено участниками форума по синдрому Аспергера OASIS, его составила и отредактировала Элли Такер. Цель этого руководства – предоставить семьям краткое описание СА и видов поведения, связанных с ним, чтобы они смогли объяснить их учителям ребёнка. Поскольку все дети разные, вы можете оставить только те пункты, которые подходят именно вашему ребёнку и/или вносить изменения и дополнения в случае необходимости. Вырезайте и копируйте, сделайте эту инструкцию максимально индивидуальной. Родители детей с СА, которые составили этот список, надеялись, что он поможет учителям лучше понять некоторые особенности наших детей.

Как понять ученика с синдромом Аспергера: руководство для учителей

Дети, у которых диагностирован синдром Аспергера, сталкиваются с особыми трудностями в системе школьного образования. Цель данной статьи – предоставить учителям краткие описания семи основных характеристик синдрома Аспергера, а также предложить стратегии и подходы к этим симптомам в условиях класса. Автор предлагает поведенческие и академические меры, основываясь на личном опыте обучения детей с синдромом Аспергера.

Страницы

Источник

У меня аутичный синдром, и я сначала ходил в обычный детский сад, а потом в обычную школу. Сейчас я заканчиваю вуз, но хочу рассказать о своем опыте ученичества, потому что знаю: в школах хватает детей с такими же особенностями, как у меня, и знаю по своему опыту, насколько им нелегко.

подросток

Начальная школа

Диагноз Синдром Аспергера (нет, это не болезнь, это особенности развития аутичного плана) мне поставили врачи, когда мне было уже 9 лет. До этого, по рассказам родителей, врачи утверждали, что у меня просто есть особенности характера.  Я к тому моменту учился в начальной школе, в которой мне очень повезло с учителем: она, как должное, принимала все мои «особенности», не давила и вообще делала самое главное – не очень меня донимала. 

Сейчас я понимаю, что «особенностей» у меня тогда хватало. Я пришел в первый класс, умея бегло читать, хорошо считать и писать печатными буквами. Я к тому моменту прочитал несколько «Авантовских» энциклопедий и был страстно увлечен астрономией. На уроках мне было очень скучно, как правило, я на них либо спал, либо читал свои книги. Поскольку память у меня хорошая, то уроки я делал минут 15 в день. В начальной школе учился на все пятерки. Но за 4 года так и не запомнил имена своих одноклассников,  не научился играть в коллективные игры, не понял, что такое субординация, а самое главное – не научился учиться. И все это мне сильно вышло боком в средней школе.

Первые сложности

После окончания начальной школы я поступил в гимназию, в которой было обучение с 5 по 11 класс. В гимназии был школьный психолог, и моя мама обратилась к нему в самом начале. Психолог ничего не знала про синдром Аспергера, а мамины объяснения не стала слушать, спросив только, точно ли я психически нормален? 

Читайте также:  Дети с синдромом дефицита внимания доклад

Пятый класс я продержался на базовых знаниях, мне их вполне хватило, чтобы, совсем не напрягаясь, проучиться год на «четыре» и «пять». 

С одноклассниками я не общался, я не знал, как это делать, а главное – зачем. Меня, конечно, донимали. И смеялись надо мной, и издевались. Меня это сильно не трогало, я лишь раздражался, что вся эта возня меня отвлекает. На переменах я либо читал, либо обдумывал то, что прочитал до этого.  

Самое сложное для меня было – социальные ситуации. Я никогда не понимал, как себя надо вести, что говорить, а что нет, почему нужно слушаться учителей, почему я не могу положить голову на парту на уроке и поспать, если хочется спать. Я не понимал шуток. Все принимал за чистую монету. У меня были странные, по общему мнению, привычки: я не мог говорить, стоя на одном месте, мне обязательно нужно было прохаживаться (я и сейчас не могу говорить, не двигаясь), поэтому с ответами у доски были проблемы: все учителя требовали, чтобы я не шевелился, не ходил, отвечал, «как положено».  

Вот это «как положено» были для меня самыми страшными словами, потому что я никогда не знал, «как положено» вести себя в той или иной ситуации. По вечерам мы с мамой составляли для меня учебник приемлемого обществом поведения: она расписывала какие-то ситуации, объясняла, как лучше всего себя в них вести, а я для себя записывал. Наши эти вечерние разговоры иногда затягивались на часы, потому что я не понимал, протестовал, требовал логического обоснования каждому, приведенному мамой рецепту.  

Почему в столовой нужно обязательно сидеть со своим классом, а не в одиночестве, если есть свободные столы?

Почему учителю нельзя на уроке сказать, что он ошибся, если он и вправду ошибся?

Почему здороваться всегда первым должен младший со старшим, даже если старший увидел младшего первым, а младший еще старшего не видит?  

Почему, если ученик опоздал на урок, его ругают, а, если учитель опоздал, то ему ничего на эту тему нельзя сказать?

Почему я должен тратить время и учить песню для урока музыки, если я не люблю и не хочу петь? И т.д.

Я всего этого искренне не понимал. И таких вопросов у меня возникало множество.

Проблемы в учебе

В шестом классе я скатился на «тройки» и «двойки», потому что базовых знаний уже не хватало, а учиться я так и не научился. Я по привычке не особо утруждал себя выполнением домашних заданий, а хорошая память в одиночку уже не спасала. Родители пытались со мной бороться, взывали к моему самолюбию, но у меня не было самолюбия. Меня не задевали «двойки», они меня расстраивали только потому, что они огорчали родителей. Методом проб и ошибок я подобрал для себя режим учебы, который и меня устраивал, и результаты которого устраивали учителей и родителей. Я первые месяцы четверти не учился, за 2-3 недели до окончания четверти откладывал на потом все свои интересы и «спасал» положение с оценками по всем предметам. В отличники я, конечно, не выбивался, но хорошистом по итоговым оценкам был. 

С одноклассниками я все также не общался. Друзей у меня не было (и сейчас нет). Я постоянно попадал впросак в вопросах взаимодействия с людьми. 

И да, у меня были интересы, которые никак не были связаны с учебой, но которые захватывали меня полностью. Много лет меня интересовала тема транспорта. Я прочитал много книг, я изучил множество сайтов на эту тему, я «знал в лицо» все модели поездов, электричек, вагонов, автобусов, трамваев и т.д. Я знал, в каком году какая станция московского метро была открыта.  Мне это было интересно, поэтому, вернувшись после школы домой, я до ночи читал, смотрел, изучал, рисовал схемы железнодорожных путей и составлял расписания. Какие уж тут уроки?

В начале 7 класса моим учителям наскучил мой режим учебы, и начались с ними конфликты. Решение нашла мама: она посоветовала мне извлечь выгоду из моих разнообразных интересов и включиться в проектную деятельность. Я это сделал, и этот совет помог мне без особых проблем доучиться до конца 11 класса. Несколько раз в год я делал разнообразные проекты, от гимназии меня с ними отправляли на всякие окружные, городские и всероссийские конкурсы, я получал на них призовые места и привозил в гимназию грамоты и награды. Поэтому меня оставили в покое и позволили учиться так, как я хотел. Забежав вперед скажу, что я прилично сдал ЕГЭ, поступил на бюджет в выбранный вуз и через год получу диплом переводчика.

Взгляд назад

Я не могу сказать, что 11 лет учебы в школе были для меня 11 мучительными годами. Не так уж сильно я и страдал. Но было нелегко. Нелегко, когда донимали одноклассники, а я не понимал, зачем они это делают и как себя вести, чтобы они прекратили. Нелегко, когда учителя злились на меня за то, что я делаю что-то не так, «как положено». Нелегко, когда по три недели в конце каждой четверти приходилось разбираться в том, что было совсем неинтересно, учить то, от чего было скучно, набивать руку на решении задач, которые, я точно знал, мне в дальнейшем никогда не придется решать.  

А сложнее всего было регулярно находиться внутри ситуаций, которые казались мне совершенно абсурдными при том, что все остальные воспринимали их как само собой разумеющееся.  Самый яркий пример – открытые уроки. Сначала мы несколько уроков репетируем, потом приходят какие-то люди, мы делаем вид, что нам все в новинку, что нам очень интересно, что мы – умные и продвинутые дети, которые ловят все на лету, жутко мотивированы и активны, а сидящие на задних партах гости делают вид, что нам верят. Можно ли придумать более абсурдное занятие на 45 минут, чем вот это? Мне  каждый раз было ужасно неловко, стыдно от идиотизма происходящего и я чувствовал себя ущербным, потому что все остальные свои роли разыгрывали почти с удовольствием.

Подводя итог

Школьникам с разнообразными синдромами и особенностями жизненно необходима помощь профессионального школьного психолога, который мог бы поддерживать и направлять ребенка, объяснять учителям, что то или иное поведение такого ученика – это не дурь, а проявления его синдрома. Без такой помощи возможно, как показывает мой пример, но очень непросто. 

Читайте также:  Как вывести человека с похмельного синдрома лекарствами

Источник

Какие трудности в обучении испытывают подростки с таким синдромом.

Моя гимназия специализируется на обучении детей с синдромом Аспергера, за это школа получает дополнительные деньги из бюджета. Таких учеников у нас примерно 20%, они обучаются вместе с остальными.

https://www.lakeviewhealth.com/blog/mental-health-and-aspergers-syndrome/

Синдром Аспергера — это легкая форма аутизма, при которой у ребенка наблюдаются проблемы в социализации.

Проявления синдрома разнообразны, поэтому к каждому ученику должен быть индивидуальный подход. Для работы с такими учениками у нас в школе есть два специалиста, которые занимаются только ими. Они регулярно встречаются со своими подопечными и помогают им организовать учебу: объясняют, какие домашние задания и в каком порядке нужно решать, как нужно работать в группе, почему обязательно участвовать во всех видах учебной деятельности. Специалисты также объясняют учителям, какие особенности имеет конкретный ученик, и что нам нужно делать, чтобы ему было комфортно и болезнь не обострялась.

По моим наблюдениям, каждый такой ученик обладает своим набором особенностей и между собой они мало похожи. Опишу несколько случаев:

Ученик А.: высокий интеллект и хорошие аналитические способности. Хорошо излагает мысли в письменном виде и решает математические задачи на высоком уровне нестандартными способами. Но если его попросить рассказать что-нибудь у доски, он начинает путаться, перескакивать с одной мысли на другую. Заметно, что его мысли далеко впереди его рассказа. От волнения начинает ходить туда-сюда. На уроке обычно сидит на задней парте один и занимается самостоятельно. Иногда издает громкие звуки — сморкается или рыгает. Обычно всегда в хорошем настроении, практически всегда улыбается. Контактов с одноклассниками у него нет, но они к нему относятся с пониманием.

Однажды он хотел уйти домой с моего урока, потому что я попросила его подготовить небольшой доклад по его проекту. Он не хотел этого делать, но сказать об этом мне не мог. Тогда его одноклассник привел его ко мне, и я отменила доклад. Проблемы такого рода он сам решить не мог.

С этим учеником у меня проблем не было, по математике он получил самую высокую оценку. Главное, на него не нужно раздражаться и требовать от него невозможного, например, перестать ходить во время разговора.

Ученик Н.: высокий интеллект и хорошие аналитические способности. Любимый предмет — математика, он же и единственный, которым этому ученику хочется заниматься. Никогда не смотрит в глаза, говорит тихо. Не может понять, зачем записывать решение, если он уже решил в голове. Не может понять некоторых форм работы в классе, например: каждый ученик получает листочек с вопросами, они должны ходить по классу и спрашивать ответы у своих товарищей. Н. может сам ответить на все вопросы, но вступать в контакт с разными людьми для него тяжело. Однако если его посадить в группу с 2-3 одноклассниками, то он может прекрасно объяснить теорему или решение задачи, поэтому одноклассники любят работать с ним в группе.

Проблемы с этим учеником были только потому, что он на контрольных вычислял ответ в голове и не хотел писать решение, за что получал низкие оценки. Его папа писал мне много раз, в конце концов ментору этого ученика удалось его убедить, что писать решение надо.

Ученица Г.: Всегда сидит одна, дичится всех остальных, держится в стороне. Увлекается фотографией, на все школьные праздники приходит с профессиональной камерой и делает фотографии, но сама участия ни в чем не принимает. Учится в профильном классе коммуникация и ИТ(!).

Проблема с ученицей была в том, что она наотрез отказывалась работать в группе или что-то рассказывать при классе. Мне пришлось на уроках выделять время для беседы с ней за дверью кабинета. Математику она знала на неплохом уровне, могла решать задачи самостоятельно.

Это те ученики, у которых данный диагноз проявляется особенно ярко. У других учеников синдром не так заметен, и я иногда думаю о том, как невелика грань между тем, что мы принимаем за норму, и отклонения от этой «нормы». Возможно, мне легче работать с такими учениками, потому что они любят математику, обладают хорошим аналитическим мышлением и их трудности в общении в математике не важны. А то, что их воспринимают «странными» — это следствие стереотипов о том, каким должен быть человек в общении с другими.

Источник

Как подготовить ребенка с синдромом Аспергера к учебному году

 Автор: Диана Адреон,

 Центр аутизма.

 Значительное число учеников с синдромом Аспергера (СА) сталкиваются с серьезными проблемами в адаптации к школьной обстановке. «Хотя некоторые ученики начинают испытывать трудности еще в детском саду или подготовительных классах, почти все они в той или иной степени сталкиваются со сложностями в начальных классах школы»

 1. Заранее установите дома режим «учебного года». Многим ученикам с синдромом Аспергера трудно адаптироваться к новому режиму дня. Поэтому за несколько недель до начала учебного года бывает полезно постепенно переходить на тот режим, который характерен для школьников. Например, можно перенести время сна и подъема с учетом того, когда ребенку нужно будет идти в школу. Вы можете сфокусироваться на том, чтобы помочь ребенку привыкнуть к раннему подъему по утрам. Для многих детей очень важно соблюдать четкий распорядок по утрам. Это поможет предотвратить «тяжелые утра», о которых сообщают многие родители, собирающие детей в школу.

2. Установите режим по выполнению домашних заданий. Установите режим «домашней работы», чтобы ваш ребенок привык к тихим занятиям в одно и то же время, в одном и том же месте каждый день. До начала учебного года ребенок может посвятить это время повторению пройденного, чтению, ведению дневника, решению кроссвордов или схожим занятиям. Однако будьте осторожны – не позволяйте ребенку посвящать это время своим самым любимым занятиям, не забывайте, что это «репетиция» выполнения домашней работы.

3. Определите, чем вы будете мотивировать вашего ребенка. Планируйте использование внешних мотивационных систем, чтобы внедрить подобные изменения. Ученики с синдромом Аспергера редко воспринимают «наши цели» как важные или необходимые. В качестве мотивации можно использовать те занятия/предметы, которые мы часто предоставляем просто так (просмотр телепередач; любимые игры; поход в любимый магазин; баллы/значки, которые ребенок может обменять на то, что ему хочется). Помните, ключ успешной мотивации – награда должна быть очень желанной и предоставляться немедленно!

 4. Рассмотрите вопрос о школьной одежде. Если ваша школа требует ношение формы, то вам нужно дать ребенку время, чтобы он привык носить ее каждый день. В некоторых случаях полезно постирать школьную форму несколько раз с кондиционером, чтобы снизить «сенсорные» трудности. Составьте план, чтобы ваш ребенок носил школьную форму все более продолжительное время как минимум за несколько дней до начала школы. Даже если в вашей школе нет формы, все равно вам понадобится «подходящий костюм», который может отличаться от одежды, которую ваш ребенок предпочитал летом. Пусть ваш ребенок попрактикуется в ношении подходящей школьной одежды до своего первого дня в школе. Если ваш ребенок идет в новую школу, и вы не уверены, в чем там обычно ходят ученики, то лучше спросить об этом – вам важно помочь ребенку ходить в той одежде, которую «одобрят» ровесники.

Читайте также:  Синдром дефицита внимания как лечить

5. Заложите основу для хороших отношений. Оказывайте дружеские знаки внимания сотрудникам школы, чтобы заложить основу для сотрудничества с ними. Если вы зашли в школу до начала учебного года, захватите домашнее печенье, чтобы угостить сотрудников главного офиса. Еще лучше – если вы пришли с ребенком, то позвольте ему попрактиковаться в социальных навыках и угостить взрослых. Помните, что сотрудники школ в норме перегружены работой и чувствуют, что их никто не ценит! «С самого начала ищите возможности, чтобы проявить свою благодарность и выразить поддержку всем без исключения сотрудникам школы, которые помогают вашему ребенку добиться успеха. Для этого можно угощать их время от времени (чем-нибудь домашним или покупным), дарить магазинные сертификаты, пожертвовать оборудование для класса, оплатить участие учителя в конференции, пригласить учителя на обед или ужин, вызваться добровольцем для организации школьных мероприятий, писать благодарственные письма их вышестоящему начальству»

6. Проведите ориентацию ученика в школе. Если ваш ребенок будет посещать новую школу, то посмотрите, не сможете ли вы с ним несколько раз посетить школу до начала учебного года. Возможно, вы найдете возможность познакомить ребенка с кем-нибудь из сотрудников школы до начала учебы. Чем более знакомыми будут все аспекты обстановки для ребенка, тем комфорте ему будет в школе. Если ребенок просто возвращается в старую школу, то интенсивная ориентация ему не потребуется. Тем не менее, ему может быть полезно встретиться со своим новым учителем и осмотреть класс. Одна мать такого ребенка рассказала, что она заказала годовой альбом школы, чтобы познакомить ребенка со зданием, фотографиями и именами сотрудников школы, а также рассказать о доступных занятиях во внешкольное время. Ориентация ученика в школе — Пройдите с ребенком по школе в соответствии со школьным расписанием. Позвольте ребенку попрактиковаться в передвижениях по школе в соответствии с разными возможными расписаниями дня. Если это возможно, то его дружественные одноклассники должны пройти по школе в соответствии с расписанием вместе с учеником .

 Вот несколько предложений для такой прогулки по школе:

 a) Заранее предоставьте ученику визуальное/письменное расписание, чтобы он передвигался по школе в соответствии с ним.

b) Запишите продвижение по школе в соответствии с расписанием на видео, чтобы ребенок смог просматривать его дома.

c) Попрактикуйтесь с ребенком, как добираться из разных классов в туалет, медкабинет, к выходу из школы и так далее.

 d) Познакомьте ребенка со всеми учителями и другими значимыми сотрудниками школы.

e) Перед ориентацией предоставьте ученику фотографии всех учителей и сообщите их имена.

 f) Предоставьте ученику фотографии и имена других сотрудников, например, сотрудников столовой, школьной медсестры и т. д.

 g) Предоставьте ученику фотографии и имена его одноклассников. h) Покажите ученику, за какой в партой в классе он будет сидеть

. i) Узнайте информацию о школьных правилах и режиме (обед, туалет, до/после школы, транспорт).

 j) Предоставьте ребенку четкую инструкцию о том, как найти безопасного человека или отправиться домой.

 k) Попрактикуйтесь в том, куда идти после окончания занятий с помощью ролевой игры.

7. Свяжитесь с школой и договоритесь об обучающей встрече с сотрудниками. Если это не было сделано раньше, помните, что последняя неделя перед началом учебного года – это крайне напряженное время для сотрудников. Ваша задача – предоставить учителям простую и важную информацию, например, о том, как уменьшить тревожность ребенка. Учителям не нужно стать «экспертами» по синдрому Аспергера до того как ваш ребенок войдет в их класс. Если устроить специальную встречу с учителями оказалось невозможным, подготовьте и распечатайте памятку о вашем ребенке для каждого учителя.

Такая памятка должна включать:

a) Проблемы ребенка, которые могут быть не очевидны.

 b) Признаки стресса у ребенка.

c) Факторы, которые обычно вызывают у него стресс.

 d) Предложения о том, как можно уменьшить тревожность ребенка, и

e) Сильные стороны и интересы ребенка – как учитель сможет использовать их для успешной учебы. «В идеале, все взрослые в школе должны знать, что у данного ребенка СА, и вовлекать его в позитивные короткие диалоги, чтобы он почувствовал комфорт и поддержку. Даже стандартное приветствие, например: «Привет, Джерри», сказанное с улыбкой, может стать позитивным и важным социальным опытом для такого ученика».

 8. Запланируйте время на телефонные разговоры/встречи с учителями в течение осени. Вам важно поддерживать постоянный контакт с сотрудниками школы, чтобы вовремя выявить проблемы в начале учебного года. В частности, вы должны особенно тщательно следить за поддержкой/проблемами в неструктурированных ситуациях (на переменах), следить за признаками стресса у вашего ребенка, отслеживать любые насмешки или травлю и как можно чаще обсуждать с ребенком его домашнюю работу.

 9. Организуйте социальное общение для вашего ребенка. Развитие позитивных социальных отношений – это огромная помощь для вашего ребенка. Еще до начала учебного года вам следует подумать о том, чтобы «разыскать» одного или двух детей, которые будут учиться вместе с вашим ребенком. Обычно успешный социальный опыт можно организовать только с одним ребенком, а не с группой детей. Иногда родители добиваются еще больших успехов, когда они начинают поддерживать отношения с родителями «толерантного» сверстника и заручаются поддержкой родителей (и школьника), что другой ученик возьмет их ребенка «под опеку».

 10. Запланируйте день на релаксацию только для вас! Ваша работа по защите интересов своего ребенка никогда не заканчивается. Всегда слишком многому надо научить и слишком многое надо сделать. Обычно школьный год приносит большой стресс – не только детям с СА, но и их родителям. Помните, что вы должны прилагать отдельные усилия, чтобы позаботиться о собственных потребностях, иначе у вас просто не будет времени и энергии на потребности других.

Источник