Обучение ребенка с церебрастеническим синдромом

Обучение ребенка с церебрастеническим синдромом thumbnail

Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)

Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.

Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).

Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.

Трудности ребенка при этом следующие:

• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;

• Значительная истощаемость;

• Снижение концентрации внимания;

• Снижение контроля за своей деятельностью;

• Замедленный темп усвоения учебного материала.

Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.

Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.

Такие дети выделяются среди сверстников:

• Увеличенными размерами головы;

• Выпуклым высоким лбом;

• Иногда удлиненной затылочной частью головы;

•Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;

• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.

Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:

• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;

• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;

• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.

При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.

Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке, собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации, положительной ориентации на обучение дети с ЦС могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. Утомление в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и сужение объема, а также в недостаточном контроле за собственными учебными действиями. Через 8 -10 минут работы, а то и раньше, ребенок уже только присутствует на занятии, будучи неспособны принимать в нем участие. Дети не могут полноценно работать, на занятии отвлекаются, не слушают педагога, становятся возбужденными или апатичными. Все это становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» из ситуации обучения.

Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.

Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.

Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:

• Препараты, понижающие внутричерепное давление;

• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;

• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;

• Легкие успокоительные средства.

Охранительный режим включает в себя:

• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;

• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;

• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;

• Индивидуальная дозированная помощь педагога.

Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:

• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;

• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.

Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.

Источник

Речевое развитие ребенка с церебрастеническим синдромом центральной нервной системы.

Церебрастенический синдром (ЦАС, церебрастения) представляет собой сложный симптомокомплек, включающий разнообразные психоэмоциональные отклонения, нарушения поведения, сниженную умственную трудоспособность и способность к обучению.

Детский мозг подвержен поражению как в первые годы жизни, в момент рождения, так и в период внутриутробного развития во время формирования нервной системы. В основе ЦАС лежит органическое поражение головного мозга. Дети, страдающие легкими формами церебрастении, испытывают трудности с обучением, непослушны, капризны, но родители могут не придавать большого значения этим симптомам. Больные нуждаются не только в медикаментозном лечении, но и в особом образе жизни, отношении близких и педагогов.

Читайте также:  Ангиодистонический синдром с рук в руки

Развитие языка и речи является неотъемлемой частью психического онтогенеза. Сама структура языка тесным образом связана со структурой базовых психических процессов и поведения. (Корнев А.Н., 2006)

Наиболее выраженные признаки Церебрастенического синдрома наблюдаются при алалии – системном недоразвитии речи, вследствие поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Моторная алалия связана с проявлением оральной апраксии и характеризуется недоразвитием артикуляционной моторики, сенсорная алалия – вариант дизонтогенеза, обусловленный расстройством слухоречевого восприятия при сохранном физическом слухе. Существует возможность речевого развития по типу сенсомоторной алалии.

Формирование речи происходит с запаздыванием, нарушена как лексико-грамматическая сторона речи, так и фонетическая. Ребенок испытывает специфические трудности в построении фраз, искажает слоговую структуру слов (пропуски, замены и перестановки звуков и слогов) при этом отмечается недоразвитие экспрессивной и импрессивной речи. Дети затрудняются в подборе и использовании предлогов и союзов, в их речи нет четкости родовых и числовых окончаний, неправильно используются смыслоразличительны приставки.

У школьников при ЦАС на первый план выходит повышенная утомляемость и истощаемость при незначительной психической или физической нагрузке. В этих случаях, по словам С.С. Мухина речь идет о «резидуальной церебрастении с нарушениями развития школьных навыков». У детей отмечаются затруднения в анализе и синтезе пространственных отношений, нарушения праксиса, которые проявляются в затруднениях при выполнении проб на воспроизведение и дифференциацию ритмов, в недостаточности быстро изучить алфавит. Дети долго автоматизируют навыки чтения и письма. При письме под диктовку допускают дисграфические ошибки акустического и оптического характера (Ю.Г. Демьянов, Е.С. Иванов). Ученики перставляют буквы местами, заменяют их на оппозиционные, пишут в зеркальном отражении, вверх ногами.

Диагностика церебрастении требует комплексного обследования. Для постановки диагноза проводится: проверка рефлеков, физикальный осмотр, тестирование, МРТ головы, электроэнцефалограмма, доплерография сосудов шеи и головного мозга. Диагноз ставит невролог, но дополнительно пациент должен пройти обследование у педиатра и психиатра.

Терапия ЦАС состоит из медикаментозного лечения, проведения физиотерапевтических процедур, правильно организованного педагогического процесса, изменения или корректировка режима дня (труда и отдыха), ЛФК, психокоррекция. Педагоги и родители работают в команде на благо ребенка. Все проводится в охранительном режиме, что включает в себя: ограничение учебной нагрузки, особенно при признаках переутомления, вплоть до дополнительного выходного. Задания, предъявляемые ребенку, должны быть ограничены по времени и небольшими по объему. При их выполнении должна быть оказана организующая помощь.

Это позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у детей данной категории, и дает им возможность достаточно полного усвоения учебной программы.

Источник

Мы продолжаем разговор о церебрастении и ее проявлениях в детском и взрослом возрасте. Проявления и причины данного состояния у них могут различаться, и поэтому, важно вовремя отмечать первые признаки надвигающегося состояния. Итак, продолжаем обсуждение.

Проявление церебрастенического синдрома среди взрослых.
У взрослых людей церебрастенический синдром может развиваться как результат травм головы, менингитов, сотрясений или разного рода хирургических вмешательств. Обычно данный синдром среди взрослых проявляется в виде снижения переносимости физической и психологической нагрузки, рассеянности и снижения концентрации внимания, заметного ухудшения в запоминании информации. Самые простые вещи и важную информацию пациенты просто не могут вспомнить. Также могут быть нарушения со стороны вегетативного отдела нервной системы. Это может быть выражено в виде нарушения в работе кровеносной системы или лимфатической, сбое в работе желез внутренней секреции (эндокринной системы) или в работе других желез.

Может проявляться церебрастенический синдром и в виде бессонницы или наоборот, постоянного желания спать, отсутствующего аппетита или же, напротив, постоянного ощущения голода. У человека могут формироваться постоянные колебания давления, сильная потливость и головные боли. Люди с церебрастенией плохо переносят поездки в транспорте, их сильно укачивает, а также плохо переносится духота и яркий свет, сильный шум. Также церебрастенический синдром может быть выражен у взрослых и другими видами осложнений, что будет пагубно сказываться на сей их работе и общении с другими людьми. На резкие изменения в самочувствии влияет практически любое раздражение – изменения погоды, свет или шум, прогулки пешком или поездки. Именно поэтому, вождение автомобиля при наличии церебрастенического синдрома необходимо будет исключать в целях безопасности.

Читайте также:  Синдром шегрена какой врач лечит

Проявления церебрастенического синдрома у детей.
У детей церебрастенический синдром может проявлять себя по-разному, это во многом будет зависеть от возраста ребенка. Если ребенок грудничок, церебрастения будет выражаться беспокойством и перепадами в аппетите, формированием отставания в развитии. У детей в дошкольном возрасте это могут быть страхи и беспокойство, энурез. Школьникам будет намного сложнее в усвоении материала школьной программы. Кроме того, церебрастенический синдром у детей может проявляться и в виде невнимательности и снижения концентрации, головных болей, эмоциональной неустойчивости, перепадов в аппетите, бессоннице и пробуждениях ранее того времени, которое требуется для полноценного сна. Для детей становится невыносимой поездка на любых видах транспорта, им сильно мешает духота в помещении или автомобиле, раздражает шум и резкий свет вокруг. Также ребенка может сильно и быстро укачивать при катании на аттракционах или даже на качелях-каруселях во дворе.

Среди школьников или детей, которые уже студенты может быть ведущей снижение успеваемости по всем из дисциплин. Обычно церебрастенический синдром среди детей формируется после сильных травм или сотрясений, сильного страха и испуга, а также разного рода других стрессов. Необходимо будет тщательно следить за самочувствием ребенка, чтобы при первых же проявлениях церебрастенического синдрома обратиться к врачу и начать адекватное лечение.

Формирование осложнений и последствия синдрома.
Последствия церебрастенического синдрома могут сильно отличаться, исходя из того, какова причина их возникновения, а также от природы самой патологии. У взрослых людей это будет выражаться примерно таким образом – при посттравматическом церебрастеническом синдроме будет замечена резкая чувствительность к воздействию шума и света, возникновение раздражительности и беспокойства. Если это постинфекционный церебрастенический синдром, это будет давать чрезмерную ранимость с плаксивостью, неустойчивостью эмоционального состояния. Последствия церебрастенического синдрома среди детей в грудном и дошкольном возрасте могут иметь более сильные проявления. Отмечено отставание в психомоторном развитии новорожденных, а также физическом развитии, что будет требовать постоянного проведения поддерживающих и стимулирующих процедур. У детей в более старшем возрасте также будет замечаться отставание в восприятии учебного материала, а также низкая успеваемость, могут быть беспокойство по любым поводам и энурез. Продолжительность периода восстановления может занимать несколько недель, а иногда месяцев или даже лет. При этом пациенты должны проходить регулярные процедуры диагностики и осмотры у врача, чтобы можно было полноценно и комплексно восстановить работу нервной системы.

Осложнения церебрастенического синдрома.
Именно церебрастенический синдром будет считаться одним из самых сильных стрессовых влияний на нервную систему. Поэтому, как при любом из заболеваний, при нем могут быть не только разнообразные последствия, но и формирование осложнений. Главным образом, характер осложнений будет зависеть от того, насколько быстро пациент обратится к врачу за помощью, от того, в каком состоянии находится его нервная система и от того, насколько правильно будет выбран метод лечения. В основном, осложнения будут проявляться у детей в дошкольном и школьном возрасте. Они выражены таким образом – ребенок отстает в развитии, он не желает что-либо делать, если это будет требовать от него интеллектуальной нагрузки. Среди школьников осложнения проявляются таким образом, что ребенок не может успевать и усваивает материал из школьной программы. Для таких детей рекомендовано посещение специализированных детских учреждений.

При обнаружении врачами и родителями осложнений, необходимо тщательно наблюдать за поведением такого ребенка. Данный церебрастенический синдром может приводить к нарушениям в формировании личности. Именно поэтому таких детей стоит постоянно поддерживать и подбадривать, окружать только положительными эмоциями, а также исключать из их жизни стрессовые или сильные эмоциональные потрясения, реакции и страхи.

Читайте также:  Реферат остро коронарный синдром неотложная помощь

Методы диагностики церебрастенического синдрома.
Полноценная диагностика церебрастенического синдрома будет состоять из целого ряда исследований и проведения целой группы анализов. Прежде всего, необходимо проведение точного осмотра пациента, имеющего подозрение на церебрастению. Эта патология очень похожа на многие другие типичные осложнения со стороны психо-физического состояния детей и взрослых, таких как стрессы, неврозы и сильное переутомление, прочие состояния. Для того, чтобы точно определить состояние церебрастении среди детей или взрослых применяют современные методы диагностики, такие как инструментальное обследование и дифференциальная диагностика. Благодаря этим методам врачи могут намного быстрее определить истинное заболевание и назначить пациенту адекватное лечение.

Проведение полноценных анализов поможет в выявлении возможных инфекций, а также отклонений в соматическом здоровье, которые могли бы пагубно повлиять на нервную систему и на головной мозг взрослого или ребенка. внешнее обследование с тщательным изучением всех проявлений и тестирование самого пациента направлены на то, чтобы адекватно оценить состояние памяти, запоминание, внимательность и прочие качества. Диагностика церебрастенического синдрома в целом занимает не так много времени, но так как патология не всегда имеет конкретные очертания и признаки, диагностику иногда необходимо проводить не один раз, а повторно. Патологи такого типа должны лечиться строго систематически и очень тщательно, чтобы можно было, чтобы можно было избежать нежелательных повторных осложнений.
Завтра поговорим об этом подробнее.

Еще статьи на тему «Расстройства нервной системы»:

Астения после родов. Самодиагностика астении.

Тестирование на астению, диагностика.

Лечение астении.

Профилактика и прогнозы при астении.

Инсульт — что это и чем опасно?

Признаки инсультов.

Особенности ишемического инсульта.

Ишемические атаки и геморрагический инсульт.

Основы реабилитации при инсульте.

Методы реабилитации при инсультах.

Восстановление основных функций после инсульта.

Основа профилактики инсультов.

Церебрастения — что это?

Виды астенического синдрома.

Диагностика и лечение церебрастении.

Традиционное и нетрадиционное лечение церебрастении.

Лечение и профилактика церебрастении у детей.

Оценка психического состояния — как это проводится?

Оценка неврологического профиля — как ее проводят?

Признаки психических отклонений — как их обнаружить?

На какие признаки отклонений в психике нужно обращать внимание?

Признаки опасного поведения. Оказание психиатрической помощи.

Что такое память и как она формируется?

Нарушения памяти. Феноменальная память — гипермнезия.

Типы нарушений памяти

Проблемы памяти у детей

Методы развития памяти у детей

Лечение проблем памяти у детей и взрсолых.

Болезни кожи, связанные с нервной системой

Что такое панические атаки? Откуда они?

Причины панических атак

Как проявляются панические атаки, как их распознать?

Когда панические атаки протекают тяжелее или легче?

ВСД и панические атаки, тактика поведения при атаке.

Как помочь себе при панической атаке. Как ставят диагноз?

Как справляться с паническими атаками самому или при помощи близких?

Панические атаки, лечение. Проявления у детей

Что такое эпилепсия?

Виды эпилепсии, их особенности

Особенности разных видов эпилепсии

Особые виды мигреней у детей

Что нужно при мигрени у детей?

Стрессы у малышей: причины развития

Профилактика стрессов у малышей

Методики борьбы со стрессами у малышей

Откуда берется синдром Дауна?

Как возникает синдром Дауна?

Причины энуреза у детей: почему кроватка мокрая?

Что нужно делать при энурезах у детей?

Неврологические препараты детям: когда применим пантогам?

У ребенка болит голова, что делать?

Причины болей в спине, их лечение и профилактика

Анорексия: опасность для мамы и дочки

Все болезни – от нервов

Гимнастика для позвоночника

Как вылечить повышенную потливость ног?

Причины мигрени, ее диагностика и лечение

Питание при стрессе: что стоит знать?

Причины и способы избавления от бессонницы

Источник