Обучение плаванию ребенка с синдромом дауна

Обучение плаванию ребенка с синдромом дауна thumbnail

Санкт-Петербургское Государственное

Казенное Учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13

Адмиралтейского района»

Методическая разработка

 конспекта индивидуального занятия по плаванию

с ребенком  с синдромом Дауна

Выполнила:

Инструктор по физической культуре

Александрова Юлия Анатольевна

Санкт-Петербург, 2018

Актуальность

Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды   напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.  

Контингент: дети с синдромом Дауна

Цель:

Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых

Задачи:

  • Адаптация  организма к внешним раздражителям

    ( водная среда);

  • Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
  • Развитие дыхательной мускулатуры;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
  • Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
  • Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
  • Эмоционально-психологическая разрядка.

Материалы и оборудование:

  • Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
  • Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
  • Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
  • Круги для плавания

Ход занятия

Подготовительная часть

На суше.

1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:

цель:

профилактика деформации стоп

укрепление мышц нижних конечностей

координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата

развивать навыки лазания   

а) ходьба по ребристой дорожке;

б) перешагивание (горизонтальная лестница);

в) проползти  в тоннель;

г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.

Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.

Дозировка: 3-4 минуты

2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.

Основная часть

На  воде.

1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.

Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.

Дозировка: 4-5 раз

2. упражнение «Сделаем дождик»

цель: адаптация к водной среде

Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.

Дозировка:3-4 раза

3.  упражнение« Плаваем ручками»

цель: развитие силы мышц рук

Подготовительные  движения рук в воде для развития базовых движений при плавании

Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет

(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.

Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении

4. упражнение «Фонтанчики»

цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль» 

Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).

Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху — вниз; старается выпрямлять ноги при движении.

Читайте также:  Все о синдром кандинского клерамбо

Дозировка: 2-3 минуты

5.отталкивание от бортика ногами 

цель: укрепление мышц тазобедренного сустава

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.

Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.

Дозировка: 4-5 раз

6. упражнение «Покрутись»

цель: развитие вестибулярного аппарата

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.

Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.

Дозировка:  2-3 минуты

7. упражнение « Отдыхаем»

цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника

Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.

Дозировка: 1 минуту

8. бег по дну бассейна

цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений

Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками

Дозировка: 1 бассейн

9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога) 

цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела

Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).

Методические рекомендации:  

Указывать ребенку «На груди», «На спине».

Дозировка: 2 бассейна

10. упражнение «У кого больше пузырьков» — повтор упражнения 1.

цель: развитие дыхательной мускулатуры.

Дозировка: 4-5 раз

Заключительная часть

Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.

цель: эмоциональная разрядка

Методические рекомендации:  предлагать ребенку варианты игр.

На суше.

Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.

Выводы:

  • В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
  • Правильно поставленная инструктором, работа на воде — по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).

Заключение

Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности  детей с ОВЗ.

Список литературы:

1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов        н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).

2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005

3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000

4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:

Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.

5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.

6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно

(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.

7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.

8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.

9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.

10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.

Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.

11.Янушанец Никита

Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.

Источник

Все чаще и чаще от специалистов, работающих с ребятами, с синдромом Дауна, можно услышать, что такие детки практически ничем не отличаются от обычных. Те же потребности, те же эмоции, разве что для их обучения требуется немного больше времени.

Этого мнения придерживается и Галина Евгеньевна Шамина, специалист из Нижнего Новгорода, посетившая наш центр на прошлой неделе.

Галина Евгеньевна окончила Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, является педагогом высшей квалификационной категории, работает в центре «Диво» с дошкольниками, обучает их плаванию.

-Наш центр сотрудничает с недавнего времени с организацией «Сияние», которая занимается обучением и развитием ребят с синдромом Дауна. Таким образом, и мы приобщились к помощи этим деткам. -говорит Галина Евгеньевна. -Сначала было страшно. И дело не столько в психологическом барьере, сколько просто в отсутствии знаний о том, как работать с такими ребятами. Вроде бы дети и дети, но подход-то к ним нужен особый. Однако, затем понимаешь, что разница только во времени обучения. Показываешь что-то большее количество времени, отрабатываешь дольше…и все! У детей наблюдается динамика развития. Им очень нравится «общаться » с водой.

А вода, как известно, творит чудеса. Придешь к бассейну усталым- выйдешь набравшимся энергии, а если наоборот, некуда будет силы тратить- вода и эту проблему решит.

Читайте также:  Отморожения ожоги и синдром длительного сдавления

А еще рассказала Галина Евгеньевна о том, что помимо общеукрепляющей и оздоравливающей функции, вода помогает …. умственному развитию. Среди профессиональных пловцов много интеллектуалов. Специалист нашего центра Надежда Александровна Яковлева объяснила это так : «Кожа — самый большой орган, следовательно, на нем находится самое большое количество рецепторов по сравнению с остальными. Раздражение этих рецепторов стимулирует развитие коры головного мозга».

-А еще, находясь в воде, человек испытывает чувство объемной невесомости, двигается правильным образом. Так же как и когда катаешься на лошади — движение получается объемным, не двух плоскостях, а в трех .-добавила Галина Евгеньевна.

Дети с синдромом Дауна- обычные дети, и также как и остальные дети они иногда боятся воды. Порой приходит ребенок в группу, а подойти к бассейну страшно,- пусть посидит около него, ничего страшного. Через два-три занятия он сам попросится в воду, насмотревшись на то, как весело и интересно другим. А какую эмоциональную отдачу получает педагог после занятия!

-Если ребенок просто смотрит, следит за действиями, это значит, что на 90% он эти движения повторил, уже находится в самом процессе ,- замечает специалист,- «на занятиях в «Даунсайд Ап» ребятам интересно, они внимательны. За три часа дети не чувствуют раздражения, не устают. Наверное, благодаря квалифицированным педагогам, уроки которых имеют грамотную структуру и не несут в себе ничего лишнего».

В день нашего разговора с Галиной Евгеньевной на фестивале «Протеатр» был показан спектакль труппы из Новосибирска «Я такое дерево». Спектакль в жанре «черного театра», где одежда актеров – черная, фон — черный, а на руках белые перчатки. Иногда-отдельные актеры одеты во все белое. И из освещения — ультрафиолет. Выражения эмоций можно добиться за счет пластики тел, рук, движений. За полчаса на сцене родились удивительные образы Адама и Евы, Пигмалиона и Галатеи, инсценировка песни Владимира Высокого и детской «Коробки с карандашами». Но финальным аккордом стал монолог на музыку М.Таривердиева и стихи Г. Поженяна «Я такое дерево»

…..Говорят, если деревья долго лежат в земле,
То они превращаются в уголь, в каменный уголь,
Они долго горят, не сгорая, и это дает тепло.
А я хочу тянуться в небо.
Не потому что я лучше других деревьев, нет.
А просто, я другое дерево.
Я такое дерево…..

Актерами были слабослышащие студенты из реабилитационного центра. И каждый из них мог выразить себя жестами, движениями. Те же эмоции, но чуть-чуть по-другому. Они — «ТАКИЕ деревья». Как и ребята из нашего центра- «другие деревья», просто другие и все…

Пусть они тянутся ввысь, к солнцу….

Источник

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения». Мир без границ ( Адаптация детей с синдромом Дауна к окружающему миру через обучение плаванию. Особенности работы.) Воробьева О.В. Инструктор по физической культуре.

Слайд 2

Во все времена рождались дети с синдромом Дауна, но впервые этот синдром описал английский врач Джон Даун в 1886 году. А уже тайну этого синдрома – лишней сорок седьмой хромосомы открыл в 1959 году французский генетик Жером Леженом. Лишняя хромосома является результатом нарушения созревания половых клеток. Эта патология не является редкостью. В среднем один случай на 700 новорожденных, но благодаря дородовой диагностики рождение детей с синдромом Дауна уменьшилось до одного случая на 1100 малышей.

Слайд 3

Внимание. Характеризуется неустойчивостью активного внимания, повышенной утомляемостью и истощаемостью, коротким периодом концентрации внимания, дети легко отвлекаются. Память. Характеризуется гипомнезией(уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка, однако, соединять их в целое изображение не могут. Мышление Испытывает затруднения к рассуждению и выстраиванию доказательств . Труднее переносят навыки и знания из одной ситуации в другую. Затруднено умение решать практические проблемы. Абстрактные понятия , в учебных дисциплинах недоступны для понимания. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА С СИНДРОМОМ ДАУНА Поведение. Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства. Личность. Свойственна внушаемость, подражательность . У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешенны. Эмоции. Отмечается сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Доступны страх, радость, грусть.

Читайте также:  Синдром гиперактивности у ребенка симптомы

Слайд 4

ФАКТОРЫ ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ Возможные проблемы со слухом и зрением; Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики; Проблемы с развитием речи; Слабая кратковременная слуховая память; Более короткий период концентрации; Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков; Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать; Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.); Слабый мышечный тонус; Ограниченная координация; Сниженный иммунитет.

Слайд 5

ДОШКОЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт пребывания в детском саду. Его влияние можно сравнить с влиянием программ ранней педагогической помощи для развития этих детей. Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении. Кроме того, детей необходимо в максимальной степени адаптироваться к условиям жизни нормальных людей, следовательно, интеграция в общество, пребывание в котором будет для ребенка с синдромом Дауна приобретение наилучшего опыта. Возраст от 3 до 6 лет имеет большое значение и для формирования правильной модели поведения. Годы, проведённые в детском саду, дают возможность ребёнку активно участвовать в жизни более широкого мира.

Слайд 6

В нашем детском саду у детей с особыми образовательными потребностями имеется возможность в разнообразных видах деятельности (режимные моменты, занятия, прогулки) или межгрупповые (праздники, театр) находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

Слайд 7

Для достижения наивысших результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. С детьми ведут работу такие специалисты, как: воспитатели, музыкальный работник, преподаватели физкультуры, психолог, логопед. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Я, как инструктор по физической культуре (плавание), скорректировала свой план работы, для организации оптимальных условий адаптации ребенка к условиям ДОУ и успешной социализации в коллективе воспитанников.

Слайд 8

Анвар 5 лет. Поступил в наш детский сад в 2013 году. Индивидуальные занятия по обучению плаванию проводились два раза в неделю с октября 2014 года по май 2015 года. Все занятия проходят в присутствии мамы и медицинского персонала.

Слайд 9

Актуальность работы заключена в том, что дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. Цель: Научить самостоятельно передвигаться и ориентироваться в воде. Обучить держаться на воде с кругом ( на груди и на спине). Через игровые упражнения, освоить элементарные движения, способствующие дальнейшему обучению плаванию с группой.

Слайд 10

Задачи 1 этапа: 1. Приучить не боятся воды и свободно ориентироваться в ней. 2. Учить действовать по сигналу. 3. Адаптировать к работе в группе. Ожидаемые результаты : 1. Самостоятельно передвигается и ориентируется в воде. 2. Собирает игрушки со дна и с поверхности воды. 3. Держаться с кругом на груди и на спине.

Слайд 11

Задачи 2 этапа: 1. Научить выполнять упражнения на суше и в воде с подгруппой детей. Ожидаемые результаты: 1. Выполняет все команды наряду со всеми детьми.

Слайд 12

Организация работы проходила следующим образом: 1. Разминка 1-2 мин. а) Упражнение «Цапля» 2. Основная часть 10-13 мин. а) Упражнение «Фонтан» б) Упражнение «Лошадка» в) Упражнение «Погреми» г) Упражнение «Мячики» д) Упражнение «Крокодил» е) Сбор игрушек со дна бассейна. ж) Плавание с кругом на груди и на спине. 3. Заключительная часть 2-5мин. а) Игра с мячом. б) Самостоятельная деятельность.

Слайд 13

Самостоятельно входит в воду.

Слайд 14

Разминка. Упражнение «Цапля».

Слайд 15

Упражнение «Крокодил».

Слайд 16

Упражнение «Лошадка».

Слайд 17

Упражнение «Погреми».

Слайд 18

Упражнение «Фонтан».

Слайд 19

Упражнение «Мячики»

Слайд 20

Сбор игрушек со дна бассейна.

Слайд 21

Плавание с кругом на спине.

Слайд 22

Плавание с кругом на груди.

Слайд 23

Игра с мячом.

Слайд 24

Занятие закончено.

Слайд 25

Пинеда Пабло Пабло Пинеда— испанский актёр. В 2009 году получил «Серебряную раковину» кинофестиваля в Сан-Себастьяне за лучшую мужскую роль в фильме «Я тоже» — роль университетского преподавателя с синдромом Дауна. Пабло живёт в Малаге и работает на муниципалитет. У него есть диплом преподавателя, бакалавра искусств и диплом в области педагогической психологии. Он первый в Европе человек с синдромом Дауна, получивший университетское образование.

Слайд 26

Спасибо за внимание!

Источник