Обучение плаванием детей с синдромом дауна
Санкт-Петербургское Государственное
Казенное Учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический дом ребенка № 13
Адмиралтейского района»
Методическая разработка
конспекта индивидуального занятия по плаванию
с ребенком с синдромом Дауна
Выполнила:
Инструктор по физической культуре
Александрова Юлия Анатольевна
Санкт-Петербург, 2018
Актуальность
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является чрезвычайно актуальной. Дети с синдромом Дауна, с первых месяцев жизни получавшие специализированную помощь, направленную на стимуляцию их двигательного развития, к трем годам овладевают базовыми навыками крупной моторики, но качественные показатели их двигательных навыков все равно снижены. Каждый ребенок с синдромом Дауна развивается в соответствии со своей собственной заложенной в нем природой программой, но их двигательные навыки формируются несколько иначе, нежели у обычного ребенка. Это обусловлено специфическими особенностями развития и, прежде всего, особенностями развития постурального контроля. Поскольку у детей с синдромом Дауна из-за гипотонии нарушена мышечная коконтракция, очень важно постоянно тренировать неверно работающие группы мышц, то есть, фактически, предлагать детям игры и задания, требующие умения правильно ставить ноги при ходьбе, вставать, садиться или ложиться, выстраивая последовательность движений правильным образом, а также осваивать более сложные, с точки зрения сохранения равновесия и координации, движения. Для детей с синдромом Дауна характерно отсроченное реагирование, поэтому следует помнить о темпе занятия и о времени, необходимом ребенку на реакцию. Нельзя сказать, что это время одинаково, иногда один и тот же ребенок может быть более быстрым или медленным, а порой приходится по ходу занятия снижать темп и даже исключать одно из запланированных заданий, поскольку иначе ребенку трудно усвоить необходимое. Правильно поставленная работа по развитию двигательной активности у детей с синдромом Дауна подразумевает под собой не только работу на занятиях лечебной физической культуры, но и другие виды деятельности, такие как обучение плаванию. Плавание и другие физические упражнения в воде оказывают не только общеукрепляющее, но и мощное лечебное воздействие на организм детей. Механизм этого воздействия обусловлен многими особенностями водной среды (плотность, теплоемкость). В частности, условия пребывания в воде похожи на условия невесомости: сила земного притяжения значительно уменьшается, и активное движение может быть выполнено при минимальном мышечном усилии, что немаловажно при развитии двигательных навыков и при гипотонии, характерным заболеванием у детей с синдромом Дауна. Необходимость преодолевать сопротивление воды напрямую связана с ритмичной работой мышц. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных групп мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В процессе занятий в воде с применением подобранных упражнений у детей происходит развитие ряда двигательных навыков (равновесие, координация), что просто необходимо в развитии двигательной активности у детей с синдромом Дауна. Так же немаловажна эмоционально – психологическая разрядка, присущая занятиям плаванием.
Контингент: дети с синдромом Дауна
Цель:
Восстановление, закаливание и укрепление детского организма в условиях водной среды, обеспечение всестороннего развития психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитуемых
Задачи:
- Адаптация организма к внешним раздражителям
( водная среда);
- Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы, профилактика плоскостопия;
- Развитие дыхательной мускулатуры;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде руками;
- Освоение элементарных плавательных движений в воде ногами (подготовительные – «кроль»);
- Развитие координации движений и вестибулярного аппарата;
- Эмоционально-психологическая разрядка.
Материалы и оборудование:
- Дорожки для выполнения заданий на суше, туннель.
- Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров
- Игрушки и предметы, тонущие разных форм и размеров
- Круги для плавания
Ход занятия
Подготовительная часть
На суше.
1.ходьба по дорожке вокруг бассейна:
цель:
профилактика деформации стоп
укрепление мышц нижних конечностей
координация зрительного анализатора и вестибулярного аппарата
развивать навыки лазания
а) ходьба по ребристой дорожке;
б) перешагивание (горизонтальная лестница);
в) проползти в тоннель;
г) ходьба с опорой на руки по зрительному ориентиру.
Методические рекомендации: Следить за правильностью выполнения ребёнком заданий, помогать при двигательных затруднениях.
Дозировка: 3-4 минуты
2. Заход и спускание по лестнице в воду, держась за перила, с помощью инструктора.
Основная часть
На воде.
1. упражнение «У кого больше пузырьков» (вместе с педагогом)
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Ребенок делает вдох и выдыхает в воду.
Методические рекомендации: Руки убрать за спину, вдох выполнять, наклонившись вперед. Выдох медленнее вдоха.
Дозировка: 4-5 раз
2. упражнение «Сделаем дождик»
цель: адаптация к водной среде
Поливать себя водой, стараясь не вытирать лицо руками.
Дозировка:3-4 раза
3. упражнение« Плаваем ручками»
цель: развитие силы мышц рук
Подготовительные движения рук в воде для развития базовых движений при плавании
Методические рекомендации: Ребенок, наклоняясь вперед, выполняет
(повторяет за педагогом) движения рук влево – вправо, вперед-назад.
Дозировка: по 5-6 раз в разном направлении
4. упражнение «Фонтанчики»
цель: отработка движений ногами при плавании способом «кроль»
Движения ногами в воде сверху – вниз (плавательный круг).
Методические рекомендации: Ребенок удерживает равновесие, держась за плавательный круг и выполняя движения ногами сверху — вниз; старается выпрямлять ноги при движении.
Дозировка: 2-3 минуты
5.отталкивание от бортика ногами
цель: укрепление мышц тазобедренного сустава
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, подходит к бортику, опираясь на круг ставит одну (или две) ногу на стенку бортика и отталкивается назад.
Методические рекомендации: От силы толчка зависит дальность скольжения, обращать на это внимание ребенка.
Дозировка: 4-5 раз
6. упражнение «Покрутись»
цель: развитие вестибулярного аппарата
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, совершает поворот на 360 градусов вокруг оси своего тела.
Методические рекомендации: Следить за темпом выполнения, количеством поворотов влево и вправо.
Дозировка: 2-3 минуты
7. упражнение « Отдыхаем»
цель: расслабление основных групп мышц, разгрузка позвоночника
Ребенок, страхуемый плавательным кругом, ложиться на спину, закрывает глаза, расслабляется.
Дозировка: 1 минуту
8. бег по дну бассейна
цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие основных движений
Передвижение по дну бассейна, помогая себе руками
Дозировка: 1 бассейн
9. упражнение «Буксировка» (поддержка педагога)
цель: развитие координации движений; освоение элементарных плавательных навыков в горизонтальном положении тела
Плавание на груди и спине с работой ног сверху – вниз (кроль); рук – (брасс).
Методические рекомендации:
Указывать ребенку «На груди», «На спине».
Дозировка: 2 бассейна
10. упражнение «У кого больше пузырьков» — повтор упражнения 1.
цель: развитие дыхательной мускулатуры.
Дозировка: 4-5 раз
Заключительная часть
Свободная игра с плавательным инвентарём, игрушками.
цель: эмоциональная разрядка
Методические рекомендации: предлагать ребенку варианты игр.
На суше.
Выход по лестнице из воды, держась за перила (помощь инструктора), обтирание.
Выводы:
- В результате работы с детьми на воде прослеживается значительная динамика двигательной активности, улучшается координация в движениях детей, что несомненно сказывается на уровне физического развития детей. Дети легче справляются с последствиями двигательных нарушений.
- Правильно поставленная инструктором, работа на воде — по развитию двигательной активности у детей, с применением специально подобранных упражнений, даёт положительную динамику и у детей с ограниченными возможностями (синдром Дауна).
Заключение
Положительные результаты при проводимых занятиях на воде у детей с синдромом Дауна и дальнейшее их закрепление облегчает работу специалистов в развитии двигательной активности детей с ОВЗ.
Список литературы:
1.Белозерова Л.М. (и др.) Лечебная физическая культура в педиатрии. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 222с. (Медицина для вас).
2.Большакова И.А. Маленький дельфин- АРКТИ, 2005
3.Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на воде, под водой- М.: Физкультура и спорт, 2000
4.Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. – М.:
Физкультура и спорт, 1986. – 80 с.
5.Еремеева Л.Ф. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – СПб: Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС»,2005. –112с.
6.Милюкова И.В. Как научить ребенка плавать: быстро и эффективно
(И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. – М.АСТ; СПб: Сова, 2006. –59, (5) с.
7.Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн – фитобар – сауна: Методическое пособие / Коллектив авторов, под ред. Б.Б.Егорова. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. –160с.
8.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей / Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина. – М.: Просвещение, 1991. – 159с.: ил.
9.Малыши, физкульт-привет! Система работы по развитию основных движений детей раннего возраста. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. – 120с.
10.Медведева Т.П., Панфилова И.А., Поле Е.В.
Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Метод. Пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд АП», 2004, -368с., ил.
11.Янушанец Никита
Плавать раньше, чем ходить. – СПб: Питер, 2003. –192 с.: ил.
Источник
Причины в непонимании со стороны медиков, неготовности общества к принятию ребёнка, недостаточности информации. Может, пришло время что-то переосмыслить, задаются вопросом родители.
«Наш нежный цветочек»
35-летняя Эльза Мельникова – мама особенной дочки. О диагнозе она узнала после родов. Во время беременности ничто не предвещало такого поворота событий: все УЗИ и анализы женщина прошла вовремя. Ни одна диагностика не показала отклонений. Роды были преждевременные, очень долгие, и когда малышка впервые закричала, казалось, что все мучения позади, нужно лишь немного прийти в себя. Поэтому когда впервые в родильном зале врачи сообщили матери, что у ребёнка есть подозрения на синдром Дауна, её мир буквально перевернулся.
«Я будто провалилась в другую реальность. Отказаться от ребёнка и мысли не возникло. Но с первых мгновений, как я услышала о диагнозе, меня не покидал страх за будущее Кати, за то, что станет с ней после моей смерти, — признаётся Эльза. – Мужу тоже потребовалось время, чтобы осознать произошедшее. Позже мы оба плакали в кабинете генетика. Я очень благодарна своим родным за поддержку и за то, что они приняли Катю с её «запасной» хромосомой. Мы любим Катю, она у нас нежный цветочек».
Сейчас девочке годик. В семье растут ещё две дочки — 11 и 4 лет. Только после появления на свет Кати супруги узнали, что такое «нормотипичный» и «ненормотипичный» ребёнок. Детей с синдромом Дауна нужно учить всему, тогда как обычные дети этому учатся сами, быстро всё схватывают. Поэтому Катю водят на раннее плавание, дополнительные развивающие занятия. Как говорит Эльза, особый ребёнок требует внутреннего ресурса. Но, как и все дети, он приносит радость, улыбается, светится от счастья, когда его берут на ручки.
Больше всего супругов беспокоит будущее ребёнка. В какой садик, школу будет ходить Катя, адаптируется ли? За рубежом есть учреждения и методики для адаптации и социализации. В Германии, например, есть специализированная школа для таких детей с бассейном, верховой ездой, сенсорной релакс-комнатой, гончарной мастерской, с классами, оборудованными специальной мебелью. В России пока нет элементарного: психологической поддержки родителей. За редким исключением – например, Свердловской области, где с перинатального до пожилого возраста курируют людей с синдромом и семьи, в которых есть такие дети. Психолог начинает работу с мамами сразу, как те узнали диагноз малыша.
Да что там поддержка! Не хватает информации: ошарашенным мамам и папам никто не спешит объяснить, как жить в новой реальности. На приёмах у врача родители сталкиваются с непониманием, стереотипами о заболевании. Узконаправленных специалистов по заболеванию днём с огнем не найти.
Благо семье Кати повезло с генетиком. По сарафанному радио родители узнали о благотворительном Центре ранней помощи в Казани. Они не сдались и мечтают создать в столице РТ сообщество для родителей детей с синдромом Дауна, куда можно было бы прийти, чтобы пообщаться, обменяться информацией, обрести силы. Детей с синдромом рождается всё больше, и родителям нужна поддержка в адаптации на социальном и бытовом уровнях. А недавно сняли трогательный ролик об отцах, которые не изменили своего отношения к семье, когда в ней появился особый малыш. Озвучивал его папа Кати.
Любовь как терапия
«Для ребёнка с синдромом Дауна нет более важного фактора ранней помощи, чем эмоционально сбалансированные, позитивно настроенные и уверенные в своих силах родители, — говорит директор благотворительного фонда «Звезда» Гульнара Данильченко. — Поэтому одним из главных фокусов внимания нашей службы ранней помощи стала психологическая поддержка родителей».
По её словам, важно сразу дать родителям всю информацию о том, что будущее их ребёнка отнюдь не безрадостное, что его жизнь может быть интересной и наполненной смыслом при правильной психолого-педагогической поддержке и социализации. Но родители до сих пор периодически слышат от врачей об отсутствии перспектив для их ребёнка, что порождает страх и отчаяние.
Задача педагога – объяснить, какие у малыша сильные стороны развития, как их использовать, помогая ребёнку быть более успешным. Эти дети очень разные, как и обычные. У них разные предпочтения и склонности. Важно воспитывать в ребёнке личность собственными предпочтениями.
Несмотря на развитие концепции ранней помощи, наличие методической литературы по синдрому Дауна, до сих пор основное, чем занимаются в центрах реабилитации — это развитие академических навыков, например, учат различать цвета и формы. А ключевой фактор — установление и развитие правильных отношений с мамой, семьёй, налаживание повседневной жизни ребёнка. С таким контактом успешнее пойдёт и развитие речи, умственное развитие.
«Хорошо, когда в шаговой доступности есть центры, оказывающие комплексную раннюю помощь детям с синдромом Дауна и их родителям, — рассуждает Гульнара Данильченко. — Но пока их недостаточно не только в Казани, но и в Москве, Санкт-Петербурге. Мы в фонде планируем открыть службы ранней помощи в каждом районе Казани. Уже работаем в этом направлении – обучаем специалистов, готовим документы. Мы много сил тратим на информирование родителей и педиатров о ранней помощи и о том, что она может дать для развития малыша».
Топ-5 мифов о синдроме Дауна
Из-за недостатка информации о людях с синдромом Дауна есть несколько распространённых мифов.
Главный из них заключается в уверенности, что есть семьи, в которых не может родиться особый ребёнок. Увы, он может появиться на свет в любой семье, это генетическая случайность. А какие ещё есть мифы?
Миф №1. Синдром Дауна — это болезнь, её нужно лечить. Нет, это генетическое состояние, которое определяется наличием в клетках дополнительной хромосомы. Лишняя, 47-я хромосома, обуславливает появление ряда физиологических особенностей, из-за которых ребёнок будет медленнее развиваться, чем сверстники. Люди с синдромом Дауна не больны в общепринятом понимании: они не «страдают» от синдрома Дауна, не «поражены» им.
Миф №2. Люди с синдромом Дауна не способны к обучению. Этот миф поддерживают исследования, которые проводили в специализированных учреждениях. Но там любой ребёнок не может эффективно развиваться, потому что лишён родительской любви — основного стимула для малыша.
В то же время, живя в семье, «бесперспективный» (по словам врачей) малыш в годик сам садится, в два — ходит, к двум с половиной года ест ложкой и произносит первые слова. В четыре — показывает свой характер, учится помогать по дому, готов пойти в детский сад, а потом и в школу. Он может научиться говорить на иностранном языке, освоить компьютер, заниматься спортом.
Миф №3. Ребёнок с синдромом Дауна — плод асоциального поведения родителей. По статистике один из 700 новорождённых в мире появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, питания, достатка, образования, цвета кожи или национальности. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой. Родители при этом имеют нормальный набор хромосом.
Миф №4. Люди с синдромом Дауна представляют опасность для общества: половая агрессия, неадекватное поведение, добродушное поведение сменяется приступами ярости.
На самом деле люди с синдромом Дауна способны показать пример искренней любви. Обычно они ласковы и дружелюбны. Но у каждого свой характер и настроение, как и у обычных людей, бывает переменчивым. Мужчины с синдромом Дауна лишены репродуктивной функции. Мы не слышали о преступлениях, совершённых такими особыми людьми.
Миф №5. Ребёнку с синдромом Дауна лучше находиться в спецучреждении под наблюдением специалистов. Существует специальный термин, описывающий то, что происходит с ребёнком в специальных учреждениях, — синдром госпитализма. Это нарушение детского психического и личностного развития, вызванное отделением младенца от матери. Госпитализм накладывает негативный отпечаток на все сферы личности ребёнка, тормозя интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие даже у здоровых детей. С любым ребёнком, оторванным от родителей и общества, происходит гораздо большая трагедия, чем отставание в развитии и лишение человеческих радостей: он не знает, что такое любовь.
Источник
Более 1,2 млн рублей собрали триатлеты IRONSTAR в поддержку региональных групп плавания для детей синдромом Дауна. О стартах, финишах, видеороликах и фиолетовых шарах, которые меняют мир к лучшему, вспоминаем накануне нового спортивного сезона.
О чём кино?
Апрель 2018 года. Москва. Ранее утро. Открытый бассейн. На бортике, в махровом халате и шапочке Артем Силин, спортсмен с синдромом Дауна. Он немножко мерзнет, но терпеливо слушает указания режиссера. Мы снимаем эпизод совместного ролика благотворительного фонда «Синдром любви» и триатлонного проекта IRONSTAR. Над водой туман. И мы ещё не знаем, какое продолжение будет у этой съемки и нашего партнерства вообще. Пока всё происходящее кажется слишком невероятным: и то, что через пару минут Артём нырнёт в бассейн, когда вокруг не растаял снег; и то, что звезда отечественного триатлона Степан Вахмин 30 раз подряд поплывет через полбассейна за игрушкой, которую со смехом бросает в воду маленькая актриса с синдромом Дауна; и то, что самые «железные» люди страны посвятят главные старты сезона – 2018 благотворительности… Но самое невероятное – это цель впереди. Вместе с IRONSTAR мы запланировали собрать 1,5 миллиона рублей в поддержку групп плавания для детей с синдромом Дауна в регионах!
— Как фонд и IRONSTAR нашли друг друга? Я думаю, после успеха нашего проекта #ПЛЫВИВОБЛАГО, в котором приняли участие многие триатлонисты, о нас пошла молва и фонд «Синдром любви» стал ассоциироваться со спортивными начинаниями, — вспоминает Олеся Маркина, руководитель специальных проектов фонда. – И IRONSTAR обратились к нам с предложением стать их благотворительным партнером на детских забегах STARKIDS. Чтобы все взносы участников детского забега поступали в счет одной из программ нашего фонда. Это было очень классное предложение!
— Когда мы встретились, и я сама познакомилась с фондом «Синдром любви», произошла синергия, — говорит Ольга Романец, директор по маркетингу IRONSTAR, — я сразу поняла, что с этими людьми можно добиться результатов, было видно желание и главное — возможность построения взаимодействия win—win. Мы наметили план действий совместными усилиями и начали двигаться по плану.
Разминка во благо
Премьера видеоролика, который получил название #ТРИАТЛОНВОБЛАГО https://youtu.be/QeXL8ujhqWM случилась сразу на большом экране – на фестивале ROSA RUN в Красной Поляне. В начале мая более 2 тысяч триатлетов и бегунов собрались здесь на «разминку» перед сезоном. И тогда мы отчетливо поняли, какие добрые сердца скрываются за «железными» мышцами. А уже через насколько дней в фонд «Синдром любви» позвонил Степан Вахмин и сказал, что хочет стать нашим «Атлетом во благо». Он придумал серию тренировок для тех, кто планирует выходить на дистанции IRONSTAR, а все собранные деньги будет перечислять в поддержку начинающих пловцов из регионов. И мы даже растерялись от того, как круто и стремительно начали развиваться события!
— Я чувствую определенную обязанность – признался нам Степан, – У меня тоже есть среди знакомых люди, которые нуждаются в помощи, но я не могу всегда быть рядом с ними. Мне важно, чтобы они знали: я хочу помогать. Я могу помочь. Почему нет? Быть «Атлетом во благо» – это интересно, это дополнительно мотивирует.
Мечтать, чтобы поплыть
В благотворительную программу помощи группам по плаванию для детей с синдромом Дауна попали сразу 5 регионов страны. Это и пилотные проекты, которым нет и года, и настоящие спортивные секции, уже воспитавшие чемпионов!
Зачастую, они появились, как объединения родителей, желающих просто научить своих ребят держаться на воде… Но дети с синдромом Дауна удивили всех!
БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ.
В Белгороде бум «грудничкового» плавания. В городе работает сеть маленьких бассейнов, в которых занимаются многие дети, в том числе с синдромом Дауна. А вот «взрослых» бассейнов на всех не хватает, так же, как и тренеров, умеющих работать с «особенными» пловцами. На помощь пришли родители. Они сами арендовали бассейн и уговорили «грудничковых» тренеров продолжать заниматься уже с большими учениками – «ведь Вы понимаете, наших детей лучше всех». Так появился проект «На большой воде». Сейчас в группе постоянно тренируются 10 ребят, все старше 6 лет, а в феврале именно Белгород стал площадкой для Всероссийского семинара «Адаптивное плавание для людей с интеллектуальными нарушениями».
— Вся короткая история нашей группы плавания – это история успеха! – рассказывает Анастасия Иванькова, руководитель АНО «Солнце в руках». – Есть ведь дети, которые вообще не занимались плаванием до этого. Один мальчик, например, в 10 лет впервые оказался в бассейне! Мы думали, он даже зайти побоится, но уже на втором-третьем занятии он сам плавал под водой, ничего не боялся…Он удивил всех!
Доказано, что вода, занятия в воде очень развивают мозг. Это у всех. Даже у нормотипичных людей. И, конечно, это очень важно для детей с синдромом Дауна.
Вода – это их стихия! Они все любят воду, они настолько комфортно себя чувствуют в воде! Эти занятия очень большое удовольствие им доставляют. Они улыбаются, смеются, на это можно смотреть бесконечно!
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Иркутске пока всё только начинается – работают 2 оздоровительные группы по плаванию, в которых занимаются 12 дошколят. Самое важное сейчас для педагогов и родителей – укрепить хрупкий иммунитет детей с синдромом Дауна.
— Наши группы по плаванию появились, благодаря поддержке фонда «Синдром любви», — говорит Наталья Попова, директор ИОООРДОВ «Радуга». — Всего за 2 месяца занятий малыши научились выполнять все упражнения, которые им предлагает тренер, и с удовольствием очень шумно учатся плавать. А мы с родителями, конечно, уже мечтаем провести соревнования между двумя группами юных пловцов.
АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Благовещенске сразу в шести реабилитационных центрах и бассейнах работают группы гидрореабилитации. Здесь учатся плавать, в том числе, и ребята с синдромом Дауна.
— Никто не приходит сразу в спорт, все приходят в реабилитацию, — объясняет тренер по плаванию Александр Ярошев, — ребенка нужно реабилитировать, социализировать, чтобы он мог общаться со сверстниками. Ну а потом уже смотреть по результату. И те дети, кто показывает более-менее хороший спортивный результат, с ними начинаем заниматься по отдельной программе.
Опыт благовещенских тренеров уже признан коллегами по всей стране. Тем более, что тренеру Александру Ярошеву удалось воспитать настоящего чемпиона. Дмитрий Маскаев – пловец с синдромом Дауна, в 2018 году взял серебро Всероссийского турнира «Победим вместе» в Казани. И это только старт его спортивной карьеры!
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Калининграде плавание – пока единственный вид спорта, доступный детям с синдромом Дауна. Ровно полгода назад Мария Лерман твердо решила научить дочку плавать, а заодно всех ее друзей:
— Когда стало понятно, что наших ребят никто никуда не берет, я нашла возможность арендовать дорожку в университете, сама нашла тренера и уже в мае мы начали постоянные занятия. Сейчас у нас в группе 13 ребят. Гордится можно всеми, потому что те, кто даже к воде не подходил, сейчас успешно погружаются и учатся дышать, опускать голову под воду. А те, у кого были навыки плавания, осваивают технику — на спине плывут, кролем на груди…
Чтобы попасть в благотворительный проект IRONSTAR и фонда «Синдром любви» калининградским пионерам плавания пришлось даже создать общественную организацию – «Звёздочки на земле». Хотя, конечно, первые звёзды здесь зажглись именно в бассейне.
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ
В Брянске дети с синдромом Дауна воды не боятся с 2015 года. Занятия проходят в небольшом школьном бассейне, причем поначалу тренеры со всеми ребятами занимаются индивидуально, всего по полчаса.
— Мы начинаем заниматься с малышами 4-5 лет, — рассказывает Евгения Орачевская, руководитель АНО «Специальный центр развития детей «Гармония», — кто-то учится не бояться воды. Кто-то учится делать то, что ему говорит взрослый, а не то, что он хочет сам. Кому-то нырять хочется, кому-то баловаться, кому-то плескаться. У нас нет цели научить детей профессионально плавать. Мы хотим просто играть в воде. Здорово, когда вдруг появляются первые результаты – кто -то вытянул руки в воде, кто-то ноги, кто-то на воду лег, начал дышать правильно.
Недавно в Брянске решили попробовать объединить спортивных детей в небольшие группы. Вместе проще тренировать волю к победе и мечтать о медалях. А они – точно будут!
Цель оправдывает средства
Конечно, все региональные группы обучения плаванию ребят с синдромом Дауна очень разные. Но все они – созданы энтузиастами и на чистом энтузиазме. Средств на оплату дорожек в бассейне, инвентарь, зарплату и повышение квалификации тренеров, на поездки к морю и соревнования не хватает ни в одном регионе. Чтобы помочь решить хотя бы часть этих проблем, IRONSTAR объявили благотворительными все детские забеги STARKIDS сезона – 2018.
Сотрудничество благотворительного фонда и спортивной машины, вроде IRONSTAR – это всегда непростая история. Мало быть просто хорошим фондом и иметь отличную финансовую репутацию (с этим у «Синдрома любви» всё в порядке), нужно еще постараться вписать благотворительность в календарь событий, органично стать частью спортивной жизни на целый сезон.
Об уровне организации событий IRONSTAR ходят легенды. И мы их тоже слышали. Здесь всегда продумана каждая мелочь – от фотозон до мерча, от медалей до развлекательной программы. Каждый участник стартов – самый лучший друг и самый дорогой гость. При этом, в среднем, на старт выходит более тысячи! триатлетов. А на детские благотворительные забеги STARKIDS – не менее 100 юных спортсменов.
— Выстраивать партнерские отношения поначалу было непросто. Потому что всё, что в первый раз – это всегда сложно, — вспоминает Ольга Романец. — Это был уникальный опыт, но мы нашли самые эффективные инструменты, которые позволят и IRONSTAR двигаться вперед, и благотворительному фонду набирать необходимые суммы денег для программ, которые они планируют реализовать для детей с синдромом Дауна. Было и веселое. Например, каждый раз накануне детского забега STARKIDS мы искали актёра, который бы согласился надеть костюм льва, который развлекает детишек в жаркую погоду.
Спортивная география
Географическая карта благотворительной акции развернулась от Сочи до Казани! Вместе с IRONSTAR мы целое лето плыли, крутили педали и бежали! И, кажется, сами немножко стали триатлетами.
— Один из символов нашей благотворительной истории – фиолетовый воздушный шарик. Эти шарики мы надували сотнями перед каждым детским забегом STARKIDS и раздавали участникам вместе с медалями и мармеладом, — рассказывает Олеся Маркина, — всякий раз, после детского забега, наши шарики рассеивались по городам, и это выглядело очень здорово. Фиолетовая облачность!
О каждом старте и его ярких участниках мы подробно рассказывали на сайте www.синдромлюбви.рф и на страницах фонда в социальных сетях. До сих пор мы обожаем перечитывать те залитые солнцем горячие спортивные новости. И вам советуем!
КРАСНАЯ ПОЛЯНА
Все началось на ROSA RUN. В грандиозном забеге приняли участие сразу несколько «Атлетов во благо» благотворительного фонда «Синдром любви». А самый любимый фотографами FUN RUN вместе с сыном Семеном пробежала ангел нашего фонда Эвелина Бледанс. Причем, звездная парочка выдержала дресс-код забега – Сема бежал в костюме дракончика!
СОЧИ
Первые дни лета мы встречали у Черного моря! Более 2 тысяч сильнейших триатлетов России в первый уикенд лета съехались в Сочи, чтобы плыть, катиться на велосипеде и бежать не только ради личных рекордов, но и во благо. В эти дни с нами (и за нас) была телеведущая Тутта Ларсен и сочинские семьи, где растут малыши с синдромом Дауна.
Соревнования официально открыли историю партнёрства компании IRONSTAR и благотворительного фонда «Синдром любви».
— Железные люди удивили силой воли, — вспоминает Олеся Маркина, — они разного возраста, у них есть работа, семья, и все- равно они находят время, чтобы принимать участие в соревнованиях, которые требуют неимоверных физических затрат. При этом, такое чувство, что от подготовки к соревнованиям и от самих соревнований они получают двойную порцию энергии. И этой энергии хватает на все большее количество дел и проектов, в том числе, благотворительных.
ЗАВИДОВО
В Завидово на старт в забеге STARKIDS вышла девочка с синдромом Дауна — Ника Кириллова. Впервые в жизни она бежала 1,5 километра. Эта потрясающая девочка давно разрушила массу стереотипов о людях с синдромом Дауна – она занимается легкой атлетикой, танцует, катается на велосипеде и… даже снялась в главной роли в клипе Димы Билана.
А ещё в этот день нас поддержал певец Родион Газманов. В Завидово он привез премьеру песни «Маяк» и настроение, которым можно хоть звезды зажигать!
— Я всегда стараюсь откликаться и участвовать в хорошем деле, — сказал нам Родион, — а ваше дело – очень хорошее! Потому, что даже один человек, который стал волонтером, помог какому-то фонду, человек, который откликнулся – это уже хорошо!
КАЗАНЬ
В Казани разминку для участников STARKIDS провела легендарная Лейсан Зарипова! У девушки синдром Дауна, а ещё она… лауреат международных танцевальных конкурсов, серебряный призер чемпионата по настольному теннису и сертифицированный инструктор Zumba Fitness! После забега Лейсан сама вручала медали юным спортсменам и, кажется, весь этот день прошел под знаком ее прекрасной улыбки!
А на следующий день команда «Атлетов во благо» фонда «Синдром любви» — ROSNEFT Triathlon Team вышла на «железные» дистанции IRONSTAR 113 и SPRINT. Впервые такая многочисленная команда, состоящая из 18! «Атлетов» бежала в поддержку людей с синдромом Дауна. Конечно, у нас захватило дух от восхищения!
Благотворительный сезон «Синдром любви» & IRONSTAR мы закрывали соревнованиями в СОЧИ и МОСКВЕ, но…не заканчивали. Тем более, что с нами теперь команда новых «Атлетов во благо».
Триатлеты во благо
— Идея движения «Атлет во благо» оказалась очень близка и понятна триатлонистам, — говорит Олеся Маркина,
— и даже организаторы сами вдохновились, что они могут быть «Атлетами во благо», и открыли собственные поступки. Это и Андрей Кавун, и Оля Романец… Это был хороший порыв!
Директор по маркетингу IRONSTAR Ольга Романец на «поступок» решилась после личного знакомства с подопечными фонда «Синдром любви». Мы снимали эпизод того самого видеоролика «ТРИАТЛОНВОБЛАГО на велотреке, где маленький Стёпа Головкин, ради кадра, впервые в жизни сел на шоссейный велосипед. Мы даже не успели толком объяснить ему, как управлять рулем и педалями…
— Для меня это был трогательный момент с ребенком с синдромом Дауна, — вспоминает Ольга, — Стёпа поражал своим усердием, ведь это ребенок, ему возможно не нравилось, но тем не менее, он продолжал сьемки. Даже взрослым было тяжело, но он не сдавался. С ним был забавный момент, съемки проходили на велотреке, и когда он уставал, то просто уезжал сделать круг на велосипеде.
В детстве дети с синдромом Дауна мне казались сложными в коммуникации. Они всегда были несчастными и грустными. Сейчас я вижу, что синдром Дауна не приговор, а современный подход действительно помогает им адаптироваться в обществе. Я вижу, что теперь они могут общаться, тренироваться, и даже обниматься — это очень круто.
А генеральный директор IRONSTAR Андрей Кавун стал «Атлетом во благо», чтобы закрыть срочный сбор — помочь 10 спортсменам синдромом Дауна из Уфы поехать на Открытый турнир по плаванию в Казань. Хотя, лично мы почти не сомневаемся, в душе Андрей давно был нашим человеком! О бизнесе, благотворительности и любви, которая в основе всего – Андрей Кавун рассказал нам в большом интервью, в перерыве между стартами и финишами:
https://www.sindromlubvi.ru/news/andrey-kavun-istoriya-s-detmi-ochen-chuvstvitelnaya-vsegda/?sphrase_id=18738
Когда мечты становятся планами
1 миллион 263 тысячи рублей – эту впечатляющую сумму команде IRONSTAR и «Синдрома любви» удалось собрать благотворительными забегами STARKIDS и поступками «Атлетов во благо». Все деньги уже перечислены группам плавания для детей с синдромом Дауна в регионы, и уже израсходованы на год вперед – на оплату аренды дорожек и бассейнов, зарплаты тренерам, а некоторые даже смогли «выкроить» из заветной суммы бюджет на соревнования! И как же здорово слышать в телефонных разговорах с тренерами и родителями ребят не только мечты, но планы и на?