Обучение и воспитание детей с синдромом дауна курсовая



39

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Кубанский Государственный университет»

Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики

Кафедра дефектологии и специальной психологии

Оценка по результатам

Защиты: ___________________

Секретарь комиссии:

___________________________

«____»________________2010 г.

На правах рукописи

МАНДРЫКА СОФИЯ РОМАНОВНА

3 курс ОФО

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Специальность: 050715 Логопедия

Курсовая работа

                                                                           Научный руководитель

                                                                                    В.В.Патюков, к.мед.н._____

          Нормоконтролер

        И.В. Лаврентьева ________

Краснодар 2010 г.

Введение

Актуальность темы исследования. Описанный более ста лет назад как самостоятельная нозологическая  форма, синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных. Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9–10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.

Одной из самых значимых проблем оказания помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Однако система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе — специальные программы раннего развития детей, разработанные как отечественными учеными (Л.Б. Баряева, М.Б. Браткова, И.М. Бгажнокова, Г.В. Пантюхина, Т.Н. Исаева, Е.М. Мастюкова, А.Р. Маллер, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др.), так и зарубежными специалистами (Э. Бра, С. Кернс, Д. Лейн, М. Питерси, Б. Стрэтфорд, Р. Трилор, Д. Ютер и др.). В основу этих программ положен принцип индивидуального подхода, то есть учета структуры нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно данный подход, по мнению учёных, позволяет достичь оптимальных результатов у данной категории детей и способствует максимальной реализации имеющихся у них потенциальных возможностей. Так же, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам появляется возможность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и интеграции ребёнка с особыми потребностями в общество.

Таким образом, все это указывает на актуальность  данной проблемы.

Цель исследования: изучение особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна и организации индивидуальной коррекционно — развивающей работы.

Объектом исследования является особенности психического развития ребёнка с синдромом Дауна.

Предмет исследования: коррекцинно-развивающая работа, направленная на развитие и воспитание ребёнка с синдромом Дауна.

Гипотеза:. оптимальные условия для оказания помощи данной группе детей создаются при организации коррекционно-развивающей работы с опорой на индивидуальные программы развития, разрабатываемые с учётом психофизиологических особенностей ребёнка.

Задачи:

1.Изучение отечественных и зарубежных исследований, посвященных

вопросам обучения и воспитания детей с синдромом Дауна.

2.Исследование особенностей различных сторон психической деятельности ребёнка с синдромом Дауна.

3.Экспериментальное обоснование разработки индивидуальной коррекционной программы по воспитанию, обучению и развитию ребёнка с синдромом Дауна младшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами были использованы следующие методы:

анализ литературы, сбор анамнеза, наблюдение, количественный и качественный анализ статистических данных.

База исследования. Исследование проводилось на основе данных, предоставленных центром реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья «Сказка».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (23 источника), 2 приложений на 8 страницах. В работе 3 таблицы, текст представлен на 38 страницах.

1. Теоретические основы  обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

1.1. История описания синдрома Дауна: этиология и патогенез

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с Синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, цвета кожи, национальности. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет.      Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен (Lejeune), — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Своё название синдром получил по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна (Down), впервые описавшего его признаки в 1866 году.

Тело человека состоит из миллионов клеток, каждая из которых обычно содержит 46 хромосом. Хромосомы расположены парами – половина от матери, половина от отца. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома, вследствие чего, в клетках, оказывается, по 47 хромосом. Дополнительная хромосома появляется либо в результате генетической случайности при образовании яйцеклетки или сперматозоида, либо во время первого деления клетки, которое следует за оплодотворением. Что значит для ребенка лишняя хромосома? Наличие этой дополнительной хромосомы обусловливает появление ряда физиологических особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и несколько позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития. Малышу будет труднее учиться, и всё же большинство детей с синдромом Дауна могут научиться ходить, говорить, читать, писать, и вообще делать большую часть того, что умеют делать другие дети. В 1866 году в своей первой статье Дж. Лэнгдон Даун описал некоторые характерные черты людей с синдромом Дауна. Он отметил, в частности, Такие специфические особенности лица как: плоский профиль, узкие, широко расставленные раскосые глаза. Такие очертания лица типичны для людей азиатского происхождения. Даун отметил большое сходство между своими пациентами и описал их как «монголов». Спустя десять лет появились протесты против «привязки» этого синдрома к группе населения, называемого монголами. Несмотря на это, авторы журнальных статей и научных публикаций настойчиво употребляли этот термин, вплоть до 1970-х годов.

В настоящее время никто не знает, что приводит к появлению лишней хромосомы в яйцеклетке или сперматозоиде. Но одним из факторов риска появления на свет ребенка с синдромом Дауна является возраст матери. В 20 лет эта вероятность составляет примерно 1 на 2000, в возрасте 30 лет – 1 на 1000, в 35 лет – 1 на 500, в 40 лет – 1на 80, в 45 лет – 1 на 18 (Hook & Lindsjo, 1978).

Примерно у 40% детей отмечаются пороки сердца, иногда требующие хирургического вмешательства. В большинстве случаев с помощью операции удается улучшить состояние детей, и они продолжают вести активную жизнь, однако некоторые пороки сердца неизлечимы и действительно сокращают продолжительность жизни ребенка. Так же у детей с синдромом Дауна повышен риск нарушений слуха и зрения в раннем возрасте [20].

Обычно синдрому Дауна сопутствуют следующие отличительные внешние признаки (согласно данным из брошюры центра «Даунсайд Ап»): «плоское лицо» — 90%, микрогирия (измельчение извилин коры головного мозга), уменьшение объема и веса мозга (микроцефалия, брахицефалия (аномальное укорочение черепа и шеи) — 81%, скошенный затылок, кожная складка на шее у новорожденных — 81%, эпикантус (вертикальная кожная складка, прикрывающая медиальный угол глазной щели) — 80%, гиперподвижность суставов — 80%, мышечная гипотония — 80%, плоский затылок — 78%, брахимезофалангия (укорочение всех пальцев за счет недоразвития средних фаланг) — 70% , катаракта в возрасте старше 8 лет — 66%, открытый рот (в связи с низким тонусом мышц и особым строением нёба) — 65%, зубные аномалии — 65%, клинодактилия 5-го пальца (искривлённый мизинец) — 60%, аркообразное («готическое») нёбо — 58%, плоская переносица — 52% ; бороздчатый язык — 50%, поперечная ладонная складка (называемая также «обезьяньей») — 45%, тонкие, редкие и прямые волосы; сухая, утолщенная, потресканная кожа, характерный румянец на щеках, короткий нос — 40%; характерный разрез глаз: страбизм (косоглазие) — 29%, пигментные пятна по краю радужки = пятна Брушфильда — 19%; деформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная — 27%; комплекс соматических изменений: эписиндром — 8%, стеноз или атрезия двенадцатиперстной кишки — 8%, врождённый лейкоз — 8%, ВПС (врождённый порок сердца) — 40%.

Читайте также:  Дифференциальная диагностика синдром стивенса джонсона

Средняя продолжительность жизни людей с синдромом Дауна несколько короче продолжительности жизни людей со стандартным набором хромосом. Одно исследование, проведённое в США в 2002 году, показали, что средняя продолжительность жизни больных — 49 лет. Тем не менее, нынешняя продолжительность жизни значительно возросла по сравнению с 25 годами в 1980-х годах. Причины смерти также изменились со временем, хронические нейродегенеративные заболевания становятся всё более распространены по мере старения населения. Большинство людей с синдромом Дауна, которые доживают до возраста 40-50 лет, начинают страдать более тяжелыми психическими расстройствами, например, болезни Альцгеймера.[14]. Однако зависит это от условий их жизни: в семье, где о ребенке заботятся, развивают его, обеспечивают необходимое содержание, лечение, они могут дожить до 50-60 лет.  В приютах, как правило,  они  живут недолго, несмотря на уход, питание, лечение. Таким образом, на продолжительность жизни детей с синдромом Дауна влияет близость и любовь семьи.

1.2.  Особенности психического дизонтогенеза при синдроме Дауна и история организации социальной помощи  и воспитания

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно [9].

Величайшей ошибкой, приведшей практику и теорию воспитания к опаснейшим заблуждениям, является тот факт, что мы тщательно изучаем крупицы дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей,- столько-то слепоты, столько-то глухоты и т. Д. – и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал. До сих пор воспитание на 9/10 ориентируется на болезнь, а не на здоровье [10].

Поскольку дети с синдромом Дауна в онтогенезе относятся к умственной отсталости, то интеллектуальные возможности ребенка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивали. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до выраженной. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем не многие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Еще одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления. На основании последней информации можно заключить, что сейчас на будущее детей с синдромом Дауна можно, безусловно, взглянуть более оптимистично, чем когда-либо раньше [12].

Психическое  развитие детей с синдромом Дауна в разных случаях сильно различается. На данный момент невозможно до рождения определить, как хорошо будет обучаться ребенок, и развиваться физически. Определение оптимальных методов проводится после рождения при помощи раннего вмешательства. Так как дети имеют широкий спектр возможностей, их успех в школе по стандартной программе обучения может сильно варьироваться. Проблемы в обучении присутствующие у детей с синдромом Дауна могут встречаться и у здоровых, поэтому родители могут попробовать использовать общую программу обучения преподаваемую в школах.

В большинстве случаев у детей есть проблемы с речью. Между пониманием слова и его воспроизведением проходит некоторая задержка. Поэтому родителям рекомендуется водить ребёнка на обучение к логопеду. Мелкая моторика задерживается в развитии и значительно отстаёт от других двигательных качеств. Некоторые дети могут начать ходить уже в два года, а некоторые только на 4-м году после рождения. Обычно назначают физиотерапию, чтобы ускорить этот процесс.

Часто скорость развития речи и коммуникативных навыков задерживается и помогает выявить проблемы со слухом. Если они присутствуют, то при помощи раннего вмешательства это лечат либо назначают слуховые аппараты.

Дети с синдромом Дауна отличаются пониженной обучаемостью, значительно отстают от сверстников. Требования в науках, искусстве, истории других предметах могут быть для больных детей недостижимыми или достигнуты значительно позже обычного, по этой причине распределение положительно влияет на обучение, давая детям шанс. В некоторых европейских странах, как Германия и Дания существует система «двух учителей», в которой второй учитель берёт на себя детей с коммуникационными проблемами и умственной отсталостью, однако это происходит в пределах одного класса, что препятствует увеличению умственного разрыва между детьми и помогает ребёнку развивать коммуникативные способности ещё и самостоятельно.

Как альтернатива методу «двух учителей» существует программа сотрудничества специальных и общеобразовательных школ. Суть этой программы заключается в том, что основные занятия для отстающих детей проводятся в отдельных классах, что бы не отвлекать остальных учеников, а различные мероприятия, такие как: прогулки, занятия искусством, спортом, перемены и перерывы на питание проводятся совместно.

Источник

Îñíîâíûå ïðè÷èíû íàðóøåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è ó äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà: ñíèæåííàÿ ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, íàðóøåíèÿ ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ è âíèìàíèÿ, îãðàíè÷åííîå îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè. Ïðèíöèïû è ïîäõîäû ê âîñïèòàíèþ äåòåé ñ äàííûì îòêëîíåíèåì.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ñëîæíî îïèñàòü ñëîâàìè, ÷òî çíà÷èò äëÿ ðîäèòåëåé ðîæäåíèå ðåáåíêà-èíâàëèäà. Íå ó êàæäîé ìàìû íàõîäÿòñÿ ñèëû âûäåðæàòü è íå îòêàçàòüñÿ îò ñâîåãî ðåáåíêà, íå êàæäûé îòåö ñìîæåò ñìèðèòüñÿ ñ òåì, ÷òî åãî äî÷ü íèêîãäà íå âûçäîðîâååò, à ñûí íå äàñò ïîòîìñòâà.

Ñèíäðîì Äàóíà — ýòî, âîïðåêè îáûäåííîìó ìíåíèþ, íå áîëåçíü, íî òàêîå ãåíåòè÷åñêîå ñîñòîÿíèå, (îáóñëîâëåííîå íàëè÷èåì ëèøíåé õðîìîñîìû), êîòîðîå ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèþ îïðåäåëåííûõ çàáîëåâàíèé.

×àùå âñåãî èçìåíåíèå êëåòî÷íîãî ñîñòàâà ÷åëîâåêà ñîïóòñòâóåò âîçíèêíîâåíèþ ïîðîêà ñåðäöà, êàòàðàêòû, ïðîáëåì ñëóõà è ðå÷è. Îò ýòîãî ñèíäðîìà íåëüçÿ çàñòðàõîâàòüñÿ. Ó÷åíûå çíàþò, êàê îí îáðàçîâûâàåòñÿ, êàêèå åãî òèïû ñóùåñòâóþò, íî äî ñèõ ïîð íåèçâåñòíî ÷òî ñïîñîáñòâóåò åãî îáðàçîâàíèþ. Ìîæåò áûòü, îäíàæäû íàéäåòñÿ îòâåò íà ýòîò âîïðîñ, à ïîêà äëÿ ðîäèòåëåé ýòèõ äåòåé îñòàåòñÿ íàñóùíûì äðóãîé âîïðîñ — êàê âîñïèòûâàòü ñâîåãî îñîáîãî ðåáåíêà?

Ïðèíöèïû âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà òàêèå æå, êàê è äëÿ äðóãèõ äåòåé, òîëüêî âîò ìåõàíèçìû èõ äîñòèæåíèÿ ðàçíûå.

Ãëàâíûé ïðèíöèï âîñïèòàíèÿ ëþáîãî ðåáåíêà çàêëþ÷àåòñÿ â ïðîÿâëåíèè ëþáâè è çàáîòû î íåì.

Ëþáèòü ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íåïðîñòî. Ïî ìåðå åãî âçðîñëåíèÿ, âñå áîëüøå ñòàíîâÿòñÿ çàìåòíû êàê âíåøíèå îñîáåííîñòè, òàê è îòñòàâàíèå â ðàçâèòèè íà ôîíå ïðèñòóïîâ èñòåðèê.  ñîöèóìå æå ïðèíÿòî îöåíèâàòü ðîäèòåëüñêóþ óñïåøíîñòü è ñîñòîÿòåëüíîñòü ïî äâóì êðèòåðèÿì: âíåøíèé âèä ðåáåíêà è óðîâåíü åãî ðàçâèòèÿ. Íå ïîëó÷àÿ òàêîé ïîääåðæêè îò îáùåñòâà ðîäèòåëè äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íå èìåþò ïîçèòèâíîãî ïîäêðåïëåíèÿ ñâîåãî îòöîâñòâà è ìàòåðèíñòâà, ýòî âíóòðåííåå íåäîâîëüñòâî ëåãêî ìîæåò âûïëåñíóòüñÿ íà áîëüíîãî ðåáåíêà â âèäå îáâèíåíèÿ â òîì ÷òî îí íå çäîðîâ. Ïîñëåäóþùåå ÷óâñòâî âèíû ïåðåä íèì íà÷íåò ìåøàòü ïðîÿâëåíèþ è òå÷åíèþ åñòåñòâåííîé ðîäèòåëüñêîé ëþáâè. ×òî æå äåëàòü?

Ïðåæäå âñåãî, âû, êàê ðîäèòåëè äîëæíû ïîíÿòü, ÷òî äëÿ âàøèõ äåòåé ðàáîòàþò äðóãèå íîðìû ðàçâèòèÿ è îðèåíòèðîâàòüñÿ íàäî èìåííî íà íèõ, à íå íà îáùåïðèíÿòûå çàêîíîìåðíîñòè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ. Òàê äëÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà áóäåò íîðìàëüíûì íà÷àòü ïîëçàòü íà ÷åòâåðåíüêàõ è â 9-10 ìåñÿöåâ, è â 1.5-2 ãîäà è äàæå íåìíîãî ïîçæå. È íå ñòîèò íà÷èíàòü ñðàâíèâàòü ýòè íîðìû ñ îáùåïðèíÿòûìè ïîêàçàòåëÿìè. Ýòî ïóòü óõîäà îò ðåàëüíîñòè, è, ñëåäîâàòåëüíî, íå ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Äà, âàøåìó ðåáåíêó ïîòðåáóåòñÿ áîëüøå âðåìåíè íà îñâîåíèå îïðåäåëåííûõ óìåíèé è íàâûêîâ, íî âåäü ãëàâíîå, ÷òî îí ðàçâèâàåòñÿ! Ïóñòü èíà÷å è íåïðèâû÷íî äëÿ îêðóæàþùèõ, íî ðàçâèâàåòñÿ. Çàïîìíèòå ýòó ìûñëü, ïóñòü îíà âñïëûâàåò â âàøåì ñîçíàíèè âñÿêèé ðàç, êîãäà âû ïî÷óâñòâóåòå óñòàëîñòü îò îæèäàíèÿ î÷åðåäíîãî âîçðàñòíîãî íîâîîáðàçîâàíèÿ.

Читайте также:  Синдромы у детей до года

Óñïåøíîñòü âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âî ìíîãîì çàâèñèò îò èíôîðìèðîâàííîñòè ðîäèòåëÿ î âîçìîæíîñòÿõ ñâîåãî ðåáåíêà è ïðàâèëüíîñòè ïðèìåíåíèè ýòèõ çíàíèé. Ïîìèìî ÷èñòî ôèçèîëîãè÷åñêèõ îãðàíè÷åíèé ïî ìåäèöèíñêèì ïîêàçàíèÿì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü è óðîâåíü èíòåëëåêòóàëüíîãî ðàçâèòèÿ. Ê ôèçèîëîãè÷åñêèì îãðàíè÷åíèÿì îòíîñÿòñÿ íàëè÷èå èëè îòñóòñòâèå òóãîóõîñòè, ïîðàæåíû ëè âíóòðåííèå îðãàíû è êàêèå, åñòü èëè íåò ïðîáëåìû ñî çðåíèåì, ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ìûøå÷íîé ãèïîòîíèè, ïîäâèæíîñòü ñâÿçîê è ò.ä. Ôîðìû òÿæåñòè èíòåëëåêòóàëüíûõ íàðóøåíèé ìîãóò âàðüèðîâàòüñÿ, íî ó âñåõ äåòåé îòìå÷àåòñÿ íåäîñòàòî÷íîñòü ëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âíèìàíèÿ.

Êàê æå îáúÿñíèòü ðåáåíêó, ÷òî òàêîå õîðîøî, è ÷òî òàêîå ïëîõî? Êàê äîíåñòè äî íåãî ìûñëü ÷åãî íåëüçÿ äåëàòü, ÷òîáû ñàìîìó íå ïîñòðàäàòü è áûòü ïðèíÿòûì â ñîöèóìå?

Íåñìîòðÿ íà äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî îãðàíè÷åíèé, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà õîðîøî îâëàäåâàþò ìåõàíè÷åñêîé ïàìÿòüþ, à òàêæå ó íèõ ðàçâèòà ïîäðàæàòåëüíàÿ äåÿòåëüíîñòü.

Ïîýòîìó, ÷òîáû îáúÿñíèòü è äîíåñòè íóæíóþ ìûñëü äî ñâîåãî ðåáåíêà ðîäèòåëþ íóæíî ïî ìåðå âîçìîæíîñòåé íàãëÿäíî äåìîíñòðèðîâàòü íåîáõîäèìóþ ìîäåëü ïîâåäåíèÿ è ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé. Îñîáåííîñòè ìåõàíè÷åñêîé ïàìÿòè çàêëþ÷àþòñÿ â òîì, ÷òî äëÿ çàó÷èâàíèÿ íåîáõîäèìû ìíîãîêðàòíûå ïîâòîðåíèÿ îäíîãî è òîãî æå ìàòåðèàëà. Åñëè â ñâîèõ îáúÿñíåíèÿõ âû äîïóñòèòå îøèáêó, ðåáåíîê åå çàó÷èò è áóäåò ñ òî÷íîñòüþ âîñïðîèçâîäèòü åå. Ïîìèìî ýòîãî ðîäèòåëþ íóæíî ìàêñèìàëüíî ïðîäóìûâàòü ôîðìóëèðîâêè, ò.ê. ìåõàíè÷åñêè çàó÷åííûé ìàòåðèàë íå ó÷èòûâàåò âîçìîæíûõ íþàíñîâ ñèòóàöèè. È òîãäà ðåáåíîê ìîæåò ïðîñòî íå çíàòü, ÷òî äåëàòü.

Åñòåñòâåííî, íåâîçìîæíî ïðåäóãàäàòü âñåõ ñèòóàöèé, âñåõ óñëîâèé. Ïîýòîìó òàê âàæíî, ÷òî ó ýòèõ äåòåé âûñîêî ðàçâèòî ñòðåìëåíèå ê ïîäðàæàíèþ ïîâåäåíèÿ è âçðîñëûõ, è äåòåé.

Åùå îäíîé îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ÿâëÿåòñÿ èõ íåîáû÷àéíàÿ äîáðîòà è ëàñêîâîñòü. Ìíîãèì ðîäèòåëÿì ïðèõîäèòñÿ íåìàëî ïîòðóäèòüñÿ, ÷òîáû íàó÷èòü ðåáåíêà áûòü äîáðûì, ïðåîäîëåòü ïðèðîäíóþ ýãîöåíòðè÷íîñòü (ïðåäñòàâëåíèå î ìèðå ÷åðåç ïðèçìó ñâîèõ æåëàíèé, äåéñòâèé è ìûñëåé). Âàø æå ðåáåíîê óìååò áûòü èì ñ ðîæäåíèÿ. Çà÷àñòóþ îêðóæàþùèå îòìå÷àþò, ÷òî îáùàÿñü ñ îñîáûì ðåáåíêîì, îíè ñàìè ñòàíîâÿòñÿ áîëåå çàáîòëèâûìè, ÷óòêèìè è ìåíåå ýãîèñòè÷íûìè.

Êàê è ëþáîé ÷åëîâåê, äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà ïîäâåðæåíû èçìåíåíèÿì â íàñòðîåíèè. Íî èç-çà íåðàçâèòîñòè ðå÷è íå âñåãäà ìîãóò îá ýòîì ñêàçàòü â îáùåïðèíÿòîé ôîðìå. Ïîýòîìó âûðàæàþò åãî â äîñòóïíîé äëÿ íèõ ôîðìå — èñòåðèêå. Êàê ïîìî÷ü ðîäèòåëþ ñâîåìó ðåáåíêó â ýòèõ ñèòóàöèÿõ?

Îñíîâíûìè ïðè÷èíàìè íàðóøåíèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ðå÷è ó ýòèõ äåòåé ÿâëÿþòñÿ ñíèæåííàÿ ïîçíàâàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü, íàðóøåíèÿ ñëóõîâîãî âîñïðèÿòèÿ è âíèìàíèÿ, îãðàíè÷åííîå îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè. Âñå ýòè ïðè÷èíû ìîæíî ñêîððåêòèðîâàòü ñî âðåìåíåì äî îïðåäåëåííîãî óðîâíÿ, íî ñîâñåì èñêëþ÷èòü èñòåðèêè íå ïîëó÷èòñÿ, ÷òî, ê ñëîâó ñêàçàòü, âïîëíå äîïóñòèìî äëÿ ïîâåäåíèÿ ëþáîãî ÷åëîâåêà. Îäíàêî ìàêñèìàëüíî ñîêðàòèòü êîëè÷åñòâî èñòåðè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ âïîëíå ðåàëüíî.

Àëãîðèòì äåéñòâèé â ñèòóàöèÿõ íåäîïóñòèìîãî ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà áóäåò åäèí:

1. Íóæíî ïîíÿòü êàêèì îáðàçîì äåìîíñòðèðóåìîå ðåáåíêîì ïîâåäåíèå ïîìîãàåò åìó óäîâëåòâîðèòü åãî ïîòðåáíîñòü.

2. Ïðîäóìàòü è ïðåäëîæèòü äðóãîé ñïîñîá äîñòèæåíèÿ öåëè, èñïîëüçóÿ ìåòîä ïîçèòèâíîãî çàêðåïëåíèÿ æåëàòåëüíûõ ïîâåäåí÷åñêèõ ðåàêöèé.

Íàáëþäàòåëüíîñòü — êà÷åñòâî, íåîáõîäèìîå âñåì ðîäèòåëÿì äëÿ ïðàâèëüíîãî âûñòðàèâàíèÿ ïðîöåññà âîñïèòàíèÿ ðåáåíêà. À äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îíî ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâíûõ ñïîñîáîâ ïîëó÷åíèÿ èíôîðìàöèè î ñâîåì ðåáåíêå. Ñ ðàçâèòèåì íàáëþäàòåëüíîñòè ðàçâèâàåòñÿ ÷óâñòâîâàíèå è êàê ñëåäñòâèå ïðåäóãàäûâàíèå æåëàíèé è ïîòðåáíîñòåé ðåáåíêà — î÷åíü âàæíîå óìåíèå äëÿ ðîäèòåëåé äåòåé ñ ïðîáëåìàìè ðå÷è.

Ãîâîðÿ î âîñïèòàíèè íåâîçìîæíî íå çàòðîíóòü òåìó íàêàçàíèé. Íóæíî íå òîëüêî ïîëîæèòåëüíî ïîäêðåïëÿòü õîðîøåå ïîâåäåíèå, íî è íåãàòèâíî ôèêñèðîâàòü ïëîõîå. Äåòÿì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà äîñòóïíû ýëåìåíòàðíûå ïåðåæèâàíèÿ è ýìîöèè, ïîýòîìó åñëè â âèäå íàêàçàíèÿ âû ëèøèòå åãî êàêèõ-òî âûó÷åííûõ óæå èì ïîîùðåíèé, îí âïîëíå îùóòèò ñåáÿ íàêàçàííûì. Ãëàâíîå ñîáëþäàòü ïîñëåäîâàòåëüíîñòü äåéñòâèé è âðåìåííîé ïðîìåæóòîê. Åñëè âû ðåøàåòå, ÷òî ïîñòóïîê òðåáóåò íàêàçàíèÿ, òî ïóñòü îíî ñëåäóåò íåïîñðåäñòâåííî çà ïðîñòóïêîì, à íå ñïóñòÿ âðåìÿ. Ðåáåíîê íå óäåðæèâàåò â ïàìÿòè íà äîëãèé ïåðèîä âðåìåíè èíôîðìàöèþ. Ïîýòîìó ëèøèâ åãî, íàïðèìåð, âå÷åðîì ëþáèìîãî ïå÷åíüÿ çà ñîáûòèå, êîòîðîå ïðîèçîøëî äíåì, âû íå äîñòèãíèòå æåëàåìîãî ðåçóëüòàòà. Áîëåå òîãî ðåáåíîê ñîîòíåñåò âàøè äåéñòâèÿ ñ õîðîøèì ïîâåäåíèåì.

Ðîäèòåëü äîëæåí ïîìíèòü è íàñòðîèòü ñåáÿ íà òî, ÷òî çàêðåïëåíèå æåëàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ ó ðåáåíêà íå ïðîèñõîäèò çà îäèí ïðèåì. Íå çàáûâàéòå, ÷òî âàøåìó ðåáåíêó ñëîæíî óñâîèòü íå òîëüêî öåïî÷êó ïîñëåäîâàòåëüíûõ äåéñòâèé, íî è îäíî äåéñòâèå, äëÿ âûïîëíåíèÿ êîòîðîãî òðåáóåòñÿ íåñêîëüêî ïîñëåäîâàòåëüíûõ äâèæåíèé. Ïîòðåáóåòñÿ íåñêîëüêî ðàç íàãëÿäíî ïðîäåìîíñòðèðîâàòü íóæíûå äåéñòâèÿ, ïðåæäå ÷åì ìåõàíèçì çàïîìèíàíèÿ è ïðèíÿòèÿ ñðàáîòàåò.

Ñòðîãî ãîâîðÿ, ðàçëè÷èé â ìåòîäàõ âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îò îáû÷íûõ äåòåé íåò. Òîëüêî åñëè ðîäèòåëè áóäóò ïîìíèòü, ÷òî íàäî îïèðàòüñÿ íå íà âîçðàñò ðåáåíêà ïî äîêóìåíòàì, à íà åãî ôàêòè÷åñêîå ðàçâèòèå ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè, äâèãàòåëüíîå è èíòåëëåêòóàëüíîå ðàçâèòèå.

×òî æå êàñàåòñÿ îñîáåííîñòåé âíåøíåãî âèäà äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ïðåäñòàâüòå, ÷òî âàø ðåáåíîê îòíîñèòñÿ ê îñîáîé íàöèîíàëüíîñòè. Îñíîâíûìè ÷åðòàìè òàêîé íàöèè â ðàçíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè áóäóò îêðóãëîñòü ãîëîâû, ïëîñêîå ëèöî, îñîáîå ñòðîåíèå ãëàçíûõ ùåëåé, ìàëåíüêèé íîñ, ïðèîòêðûòûé ðîò ñ âûñóíóòûì ÿçû÷êîì, êîðîòêèå ïàëüöû è øåÿ. Ìîãóò áûòü è äðóãèå âíåøíèå ïðèçíàêè, êàê è â ëþáîé äðóãîé íàöèè, à ìîæåò ÷åãî-òî è íå áûòü. Íî ãîâîðèòü, ÷òî ýòè äåòè íà «îäíî ëèöî» íåëüçÿ. Ðîäèòåëüñêèå ãåíû äîñòàòî÷íî ÷åòêî ïðîÿâëÿþòñÿ â îáëèêå ðåáåíêà. ×òî, âïðî÷åì, è åñòåñòâåííî äëÿ ëþäåé îïðåäåëåííîé ýòíè÷åñêîé ãðóïïû (íå çàáûâàéòå, î ÷åì ìû óñëîâèëèñü): íàëè÷èå íàöèîíàëüíûõ îñîáåííîñòåé ñòðîåíèÿ ñ âûðàæåííîé ãåíåòè÷åñêîé ïðèíàäëåæíîñòüþ ê ñâîåìó ðîäó (ñåìüå).

 çàêëþ÷åíèå íåñêîëüêî ñëîâ î âîñïèòàíèè ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà â ñåìüå, ãäå óæå åñòü äðóãèå äåòè.

Íå çàáûâàéòå, ÷òî âñå âàøè äåòè íóæäàþòñÿ â ðîäèòåëüñêîì ó÷àñòèè: ëþáâè è çàáîòå. Íåîáõîäèìîñòü óäåëÿòü áîëüøå âíèìàíèÿ îäíîìó îñîáåííîìó ðåáåíêó íå îçíà÷àåò ëèøèòü åãî äðóãèõ äîìî÷àäöåâ. Ïóñòü îíî áóäåò ìåíüøå, íî ïî êîëè÷åñòâó, à êà÷åñòâó. Áîëüøîé ïîìîùüþ äëÿ ðîäèòåëÿ áóäåò ïîääåðæêà ñóïðóãà / ñóïðóãè è äðóãèõ áëèçêèõ åìó ëþäåé. Åñëè òàê ñëó÷èëîñü, ÷òî âàì íå ó êîãî ïîïðîñèòü ïîìîùè, íå ñ êåì ðàçäåëèòü ñâîè âçðîñëûå çàáîòû, îáÿçàòåëüíî ñâÿæèòåñü ëþáûì äîñòóïíûì ñïîñîáîì ñî ñïåöèàëèçèðîâàííûìè ãðóïïàìè ïîääåðæêè ðîäèòåëåé äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

È ïóñòü âîñïèòàíèå îñîáåííîãî ðåáåíêà áóäåò íàïîëíåíî äëÿ âàñ ðàäîñòíûìè ïåðåæèâàíèÿìè è îòêðûòèÿìè, à íå ðîäèòåëüñêèì ñàìîáè÷åâàíèåì.

Ðàíåå áûëî ïðèíÿòî ñ÷èòàòü, ÷òî âñå äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íå ïîääàþòñÿ îáó÷åíèþ, òàê êàê èì ïðèñóùà òÿæåëàÿ ñòåïåíü óìñòâåííîé îòñòàëîñòè. Êàê ïîêàçûâàþò ñîâðåìåííûå èññëåäîâàíèÿ, äåéñòâèòåëüíî, ïðàêòè÷åñêè âñå áîëüíûå ýòîé áîëåçíüþ èìåþò îòñòàâàíèÿ â èíòåëëåêòóàëüíîì ðàçâèòèè. Îäíàêî èíòåëëåêòóàëüíûé óðîâåíü ïàöèåíòîâ âíóòðè ýòîé ãðóïïû çíà÷èòåëüíî ðàçëè÷àåòñÿ è ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ îò íåçíà÷èòåëüíîãî îòñòàâàíèÿ äî òÿæåëîé åãî ñòåïåíè.

Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ

Íî âñå æå ìíîãèå äåòè ñ áîëåçíüþ Äàóíà â ñîñòîÿíèè íàó÷èòüñÿ õîäèòü, ãîâîðèòü, ïèñàòü, ÷èòàòü è äåëàòü ïðàêòè÷åñêè âñå òî, ÷òî ìîãóò èõ çäîðîâûå ñâåðñòíèêè. Íî äëÿ òîãî ÷òîáû äîñòè÷ü ýòîãî, ðîäèòåëÿì íåîáõîäèìî îáåñïå÷èâàòü ñâîèì áîëüíûì äåòêàì ñîîòâåòñòâóþùèå ïðîãðàììû îáó÷åíèÿ è àäåêâàòíóþ ñðåäó æèçíè.

Читайте также:  Пэп гидроцефальный синдром у детей

Ïðè äèàãíîçå ñèíäðîì Äàóíà ðàçâèòèå ðåáåíêà èìååò ñâîè îñîáåííîñòè. Òàê, ðå÷ü ïîÿâëÿåòñÿ ïîçäíî è îñòàåòñÿ íåäîðàçâèòîé íà ïðîòÿæåíèè âñåé æèçíè, ïîíèìàíèå ðå÷è äàåòñÿ ñ òðóäîì, ñëîâàðíûé çàïàñ âåñüìà ñêðîìíûé, ÷àñòî íàáëþäàþòñÿ çâóêîïðîèçíîøåíèÿ â âèäå äèñëàíèè èëè äèçàðòðèè.

Ïîäîáíûå ñëîæíîñòè â îñâîåíèè ðå÷è îáóñëîâëåíû ñíèæåíèåì îñòðîòû ñëóõà, ìàëåíüêîé ïîëîñòüþ ðòà, ïîíèæåííûì ìûøå÷íûì òîíóñîì. Òàêæå ó áîëüíûõ äåòîê óçêèå è ìàëåíüêèå óøíûå êàíàëû, ÷òî îòðèöàòåëüíî ñêàçûâàåòñÿ íà óìåíèè ñëóøàòü. Áîëüøîå çíà÷åíèå ïðè ðàçâèòèè ðå÷è îòâîäèòñÿ òàêòèëüíûì îùóùåíèÿì âíóòðè ðîòîâîé ïîëîñòè. Áîëüíûå ñ òðóäîì ìîãóò ðàñïîçíàòü ñâîè îùóùåíèÿ, ïëîõî ïðåäñòàâëÿÿ, êóäà íåîáõîäèìî ïîìåñòèòü ÿçûê äëÿ ïðîèçíîøåíèÿ çâóêîâ.

Çðèòåëüíîå âîñïðèÿòèå ó äåòåé ñ òàêèì äèàãíîçîì òàêæå ðàçâèòî íåïîëíîöåííî. Ìàëåíüêèå ïàöèåíòû ïðåäïî÷èòàþò èçáåãàòü ñëîæíûõ èçîáðàçèòåëüíûõ êîíôèãóðàöèé è ôèêñèðóþò ñâîå âíèìàíèå, êàê ïðàâèëî, ëèøü íà åäèíè÷íûõ çðèòåëüíûõ îáðàçàõ. Äåòè íå â ñîñòîÿíèè èñêàòü è íàõîäèòü äåòàëè, âíèìàòåëüíî ðàññìàòðèâàòü êîíêðåòíûå ïðåäìåòû.

Íåñìîòðÿ íà ñòîëü òÿæåëûé èíòåëëåêòóàëüíûé äåôåêò, ýìîöèîíàëüíàÿ ñôåðà îñòàåòñÿ ñîõðàíåííîé. Äåòè-äàóíû ìîãóò áûòü äîáðîæåëàòåëüíûìè, ïîñëóøíûìè, ëàñêîâûìè. Îíè ñïîñîáíû ëþáèòü, îáèæàòüñÿ, ñìóùàòüñÿ, íî âìåñòå ñ òåì áûâàþò è óïðÿìûìè, çëîáíûìè ðàçäðàæèòåëüíûìè. Ìíîãèå ìàëûøè ëþáîïûòíû è èì ïðèñóùà õîðîøàÿ ïîäðàæàòåëüíàÿ ñïîñîáíîñòü, ÷òî èìååò áîëüøîå çíà÷åíèå äëÿ ïðèâèòèÿ òðóäîâûõ ïðîöåññîâ è íàâûêîâ ñàìîîáñëóæèâàíèÿ. Óðîâåíü óìåíèé, êîòîðîãî ñïîñîáíû äîñòè÷ü äåòêè ñ òàêèì äèàãíîçîì, ìîæåò áûòü ðàçëè÷íûì è çàâèñèò îò ãåíåòè÷åñêèõ ôàêòîðîâ è ñîöèàëüíîé ñðåäû ìàëûøà.

21-ÿ äîïîëíèòåëüíàÿ õðîìîñîìà, ÿâëÿþùàÿñÿ ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ äàóíèçìà, îáóñëàâëèâàåò âîçíèêíîâåíèå íåêîòîðûõ ôèçèîëîãè÷åñêèõ îñîáåííîñòåé, ââèäó êîòîðûõ ðàçâèòèå ðåáåíêà ïðîèñõîäèò çíà÷èòåëüíî ìåäëåííåå, íåæåëè ó çäîðîâûõ ìàëûøåé.

Îñîáåííîñòè îáó÷åíèÿ

Ðàçðàáîòàíî ìíîæåñòâî ðàçëè÷íûõ ìåòîäèê, ïîçâîëÿþùèõ ðàçâèâàòü è ýôôåêòèâíî îáó÷àòü äåòåé-äàóíîâ. Íî ðîäèòåëÿì ñòîèò íàñòðîèòü ñåáÿ íà òî, ÷òî îáó÷åíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà — äîâîëüíî ñëîæíûé ïðîöåññ, çàíèìàþùèé ìíîãî âðåìåíè. ×åì ðàíüøå áûëè íà÷àòû çàíÿòèÿ ñ ìàëûøîì, òî òåì âûøå øàíñû äîáèòüñÿ óñïåõîâ. Îñíîâíîé äèäàêòè÷åñêèé ïðèíöèï îáó÷åíèÿ òàêèõ ïàöèåíòîâ — çàäåéñòâîâàíèå ðàçëè÷íûõ êàíàëîâ âîñïðèÿòèÿ (îðãàíîâ ÷óâñòâ). Ïðîöåññ ïîçíàíèÿ äîëæåí èäòè äîñòàòî÷íî ìåäëåííî, à ñàìè çàíÿòèÿ äîëæíû áûòü ïðèÿòíûìè è èíòåðåñíûìè äëÿ ðåáåíêà.

Ðàííÿÿ ïîìîùü. Îíà äîëæíà îêàçûâàòüñÿ ñ ìîìåíòà ïîñòàíîâêè ñîîòâåòñòâóþùåãî äèàãíîçà è äî ïîñòóïëåíèÿ ìàëåíüêîãî ïàöèåíòà â îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå. Îñíîâíàÿ åå öåëü — îáåñïå÷åíèå ìàêñèìàëüíîé ðåàëèçàöèè âîçìîæíîñòåé ðåáåíêà, ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ âòîðè÷íûõ íàðóøåíèé, âêëþ÷åíèå ìàëûøà â îáùèé îáðàçîâàòåëüíûé ïîòîê.

Äîøêîëüíîå îáó÷åíèå. Ìàëûøè-äàóíû ìîãóò ñòàòü ó÷àùèìèñÿ äîøêîëüíîãî ó÷ðåæäåíèÿ êîìïåíñèðóþùåãî âèäà, ñîçäàííîãî äëÿ äåòîê ñ íàðóøåíèÿìè èíòåëëåêòà.  ïðîãðàììó îáó÷åíèÿ âõîäÿò ñëåäóþùèå îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ: «Ñîöèàëüíîå ðàçâèòèå», «Çäîðîâüå», «Ôîðìèðîâàíèå äåÿòåëüíîñòè», «Ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå è ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå», «Ýñòåòè÷åñêîå ðàçâèòèå» è «Ïîçíàâàòåëüíîå ðàçâèòèå». Âñå çàíÿòèÿ ïðîâîäÿò êâàëèôèöèðîâàííûå ïåäàãîãè, îñíîâûâàÿñü íà îáùåïðèçíàííûõ ìåòîäèêàõ îáó÷åíèÿ è ðàçâèòèÿ äåòîê ñ íàðóøåíèÿìè èíòåëëåêòà.

 ñîâðåìåííîå âðåìÿ âñå áîëüøóþ ïîïóëÿðíîñòü ïðèîáðåòàåò èíòåãðèðîâàííîå îáó÷åíèå â ó÷ðåæäåíèÿõ îáðàçîâàíèÿ (êàê øêîëüíûõ, òàê è äîøêîëüíûõ), êîòîðîå ïðåäóñìàòðèâàåò ñîâìåñòíîå îáó÷åíèå çäîðîâûõ äåòåé è äåòåé ñ îãðàíè÷åííûìè âîçìîæíîñòÿìè, îáåñïå÷èâàÿ ïîñëåäíèì ñîöèàëüíóþ àäàïòàöèþ è ñïåöèàëüíûå óñëîâèÿ. Ïðè ïîñåùåíèè ðåáåíêîì-äàóíîì èíòåãðèðîâàííûõ ãðóïï â äåòñêèõ ñàäàõ â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî âîçìîæíîñòÿìè ðàçðàáàòûâàþòñÿ èíäèâèäóàëüíûå ó÷åáíûå ïëàíû, ÷òî, íåñîìíåííî, äàåò ïîëîæèòåëüíûå ðåçóëüòàòû îáó÷åíèÿ.

Øêîëüíîå îáó÷åíèå. Îáó÷åíèå ïàöèåíòîâ ñ äèàãíîçîì ñèíäðîì Äàóíà ìîæåò ïðîõîäèòü â ñïåöèàëüíûõ êîððåêöèîííûõ øêîëàõ, ãäå çàíÿòèÿ îðãàíèçóþòñÿ ïî ñïåöèàëüíîé ïðîãðàììå äëÿ äåòîê ñ íàðóøåíèÿìè èíòåëëåêòà. Òàêæå øêîëüíèêè ìîãóò îáó÷àòüñÿ è â èíòåãðèðîâàííûõ êëàññàõ, ãäå òàê æå, êàê è â äåòñêîì ñàäó, äëÿ êàæäîãî ó÷åíèêà, â ñîîòâåòñòâèè ñ åãî óðîâíåì ðàçâèòèÿ, ðàçðàáàòûâàåòñÿ îòäåëüíûé ó÷åáíûé ïëàí.

Ñèíäðîì Äàóíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ðàñïðîñòðàíåííîå ãåíåòè÷åñêîå íàðóøåíèå. Íà 600 — 800 íîâîðîæäåííûõ ïðèõîäèòñÿ 1 ðåáåíîê, ñòðàäàþùèé ýòèì íåäóãîì. Çàáîëåâàíèå âïåðâûå áûëî îïèñàíî Äæîíîì Ëàíãäîóíîì Äàóíîì â 1866 ãîäó è ïîëó÷èëî ñâîå íàçâàíèå îò ôàìèëèè ýòîãî èçâåñòíîãî ïðîôåññîðà. Ëèøü ñïóñòÿ ïî÷òè ñòîëåòèå (â 1959 ãîäó) ôðàíöóçñêîìó ó÷åíîìó Æåðîìó Ëåæåíó óäàëîñü âûÿâèòü ïðè÷èíó ñèíäðîìà, êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå ëèøíåé õðîìîñîìû.

Ðåàáèëèòàöèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, íåñîìíåííî, íåïðîñòîé è äëèòåëüíûé ïðîöåññ. Çàäà÷à ðîäèòåëåé — ìàêñèìàëüíî ïîìî÷ü ñâîåìó ÷àäó è ñîçäàòü äëÿ íåãî òàêèå óñëîâèÿ, â êîòîðûõ îí áû ÷óâñòâîâàë ñåáÿ òàêèì æå, êàê âñå — ïîëíîöåííûì ÷ëåíîì îáùåñòâà. È òîãäà, íåñîìíåííî, ìàëûø ñìîæåò äîñòè÷ü áîëüøèõ óñïåõîâ.

Ïå÷àëüíî, íî ôàêò, êàæäûé 700-é ìàëûø, êîòîðûé ïîÿâëÿåòñÿ íà ñâåò, èìååò îäíó ëèøíþþ õðîìîñîìó, êîòîðàÿ è îïðåäåëÿåò âñþ åãî äàëüíåéøóþ æèçíè — æèçíü ÷åëîâåêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà. Òàêèå äåòêè ñ äåòñòâà îêðóæåíû çàáîòîé ðîäèòåëåé è íåïðèÿòèåì ñî ñòîðîíû îáùåñòâà. Íî, âñå æå, ïðè ïðàâèëüíîì óõîäå è ðàçâèòèè ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îí ñìîæåò ñòàòü ïîëíîöåííûì ÷ëåíîì ñîöèóìà, ó÷èòüñÿ, îáùàòüñÿ, çàíèìàòüñÿ ñïîðòîì è ðàäîâàòüñÿ êàæäîìó äíþ ñâîåé æèçíè.

Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà âûçâàíû çàäåðæêàìè ïñèõîìîòîðíîãî è óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ. Òàê, íàïðèìåð, ó ìàëûøåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà íàáëþäàþòñÿ ïðîáëåìû â ìîòîðíîì ðàçâèòèè, ðàçâèòèè ðå÷è, çðåíèÿ, ñëóõà, êðàòêîâðåìåííîé ñëóõîâîé ïàìÿòè, ïðîáëåìû ñ çàïîìèíàíèåì íîâûõ óìåíèé è íàâûêîâ, ñïîñîáíîñòüþ îáîáùàòü, ðàññóæäàòü. Òàêèå äåòêè ïîçæå íà÷èíàþò óëûáàòüñÿ, ñèäåòü, ïîëçàòü, õîäèòü ãîâîðèòü. Íî ýòî âîâñå íå çíà÷èò, ÷òî îíè íå ñïîñîáíû íà âñå òî, ÷òî ìîãóò äåëàòü îáû÷íûå äåòè.

Íî åñòü è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, êîòîðûå âûãîäíî èõ îòëè÷àþò îò ïðîñòûõ äåòîê. Íàïðèìåð, ó ýòèõ ìàëûøåé áîëåå ðàçâèòà ñïîñîáíîñòü ñîïåðåæèâàòü, ïðîÿâëÿòü ÷óâñòâî þìîðà, óâëå÷åííî îáùàòüñÿ ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè.

Ëå÷åíèå è ðàçâèòèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

Ñî âðåìåí îòêðûòèÿ ñèíäðîìà àíãëèéñêèì âðà÷îì Äæîíîì Äàóíîì â 1866 ãîäó ïîäõîäû è ìåòîäû â âîñïèòàíèè è ðàçâèòèè òàêèõ äåòîê ñóùåñòâåííî ïðîãðåññèðîâàëè. Òàê, íàïðèìåð, ïðè íàëè÷èè äîëæíîãî óõîäà çà ðåáåíêîì ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ñïåöèàëüíîãî ïîäõîäà â îáó÷åíèè ìîæíî äîáèòüñÿ îãðîìíûõ ðåçóëüòàòîâ. Óæå ñåãîäíÿ ñóùåñòâóþò ïðèìåðû, êîãäà äåòè ñ ñèíäðîìîì Äàóíà óñïåøíî ïîëó÷àëè âûñøåå îáðàçîâàíèå, íàõîäèëè ñâîå ìåñòî â îáùåñòâå, ñòàíîâèëèñü êâàëèôèöèðîâàííûìè ñîòðóäíèêàìè êîìïàíèé, òàëàíòëèâûìè ñïîðòñìåíàìè è äàæå èçâåñòíûìè àêòåðàìè.

 áîðüáó ñ âíåøíèìè ïðîÿâëåíèÿìè ñèíäðîìà âñòóïèëè àìåðèêàíñêèå è èçðàèëüñêèå ïëàñòè÷åñêèå õèðóðãè. Îíè åæåäíåâíî óñïåøíî âûïîëíÿþò îïåðàöèè ïî êîððåêöèè âíåøíîñòè ëþäåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà, ÷òî ñïîñîáñòâóåò áîëåå áûñòðîìó ïðîöåññó àäàïòàöèè â îáùåñòâå. Òàêèå ïëàñòè÷åñêèå îïåðàöèè âêëþ÷àþò â ñåáÿ óäàëåíèå ñêëàäîê ìåæäó íîñîì è ãëàçàìè, âûïðÿìëåíèå ñëåãêà êîñûõ ãëàçíûõ ùåëåé, èìïëàíòàöèþ õðÿùåé â îáëàñòè ïåðåíîñèöû, ù¸ê è ïîäáîðîäêà è óäàëåíèå ÷àñòè êîí÷èêà ÿçûêà.  ðåçóëüòàòå âíåøíèå ïðîÿâëåíèÿ ñèíäðîìà ñòàíîâÿòñÿ åäâà çàìåòíûìè.

Ïðîöåññ âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà

Îãðîìíîé îøèáêîé ÿâëÿåòñÿ îòñòðàíåíèå äåòåé ñ ñèíäðîìîì Äàóíà îò îáùåíèÿ è ðàçâèòèÿ â êðóãó çäîðîâûõ ñâåðñòíèêîâ. Äîêàçàíî ÷òî äåòè ñ ñèíäðîìîì, êîòîðûå ïîñåùàëè îáû÷íûé ñàäèê, à çàòåì îáû÷íóþ øêîëó äîñòèãëè çíà÷èòåëüíî áîëüøèõ ðåçóëüòàòîâ â ëå÷åíèè è ñîöèàëüíîé àäàïòàöèè. Âîçðàñò äåòñêîãî ñàäà — îò 3 äî 6 ëåò èìååò êëþ÷åâîå çíà÷åíèå äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðàâèëüíîé ìîäåëè ïîâåäåíèÿ. Äåòè, êîòîðûå ïîñåùàþò ñàäèê, õîäÿò íà çàíÿòèÿ ê ëîãîïåäó ïðåîäîëåâàþò ïðîáëåìû ñ îáùåíèåì, è óæå ê âîçðàñòó øêîëû ìîãóò äîãíàòü çäîðîâûõ äåòåé ïî÷òè ïî âñåì ïîêàçàòåëÿì ðàçâèòèÿ. Ïðè âûáîðå øêîëû òàêæå æåëàòåëüíî îòäàòü ïðåäïî÷òåíèå îáû÷íîìó îáðàçîâàòåëüíîìó ó÷ðåæäåíèþ, à íå ñïåöèàëèçèðîâàííîìó. Îáó÷åíèå â óñëîâèÿõ, êîãäà ðåáåíêó íóæíî áóäåò ñòàðàòüñÿ äîòÿíóòüñÿ äî óðîâíÿ îäíîêëàññíèêîâ, áóäåò ñòèìóëèðîâàòü åãî ê ðàçâèòèþ, ñîâåðøåíñòâîâàíèþ. Ïðè ýòîì âàæíî óäåëèòü âíèìàíèå ó÷åáíîé ïðîãðàììå. Íåîáõîäèìî ÷òîáû øêîëüíûé ïåðñîíàë è êëàññíûé ðóêîâîäèòåëü ñêîððåêòèðîâàëè ó÷åáíûé ïðîöåññ è ìàòåðèàë, ó÷èòûâàÿ èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ðåáåíêà ñ ñèíäðîìîì Äàóíà.

äàóí âîñïèòàíèå ïîçíàâàòåëüíûé îáó÷åíèå

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник