Обучение и воспитание детей с синдромом
Инклюзивное образование. Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна.
Слайд 1. В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любую дискриминацию в обучении детей. У образования нет и не может быть границ.
Слайд 2. В новом фе6деральном законе появилась статья об инклюзивном , на основании которой дети с ОВЗ имеют право обучаться в том образовательном учреждении, в которое они пришли, и мы обязаны обеспечить им условия и организовать их обучение.
На сегодняшний день в нашем районе 6 детей с этим генетическим отклонением. 5 их них находятся на семейном воспитании. И один ребёнок обучается в нашей школе.
Слайд 9. Имея дефектологическое образование – олигофренопедагог, учитель-логопед, с самого начала своей педагогической деятельности в каждом наборе у меня были дети, имеющие ограниченные возможности или какие-то нарушения в развитии. Работала в коррекционном классе, с детьми-инвалидами, имеющими достаточно-сложные дефекты. Кроме этого на протяжении 12 лет работаю с детьми дошкольного возраста, требующими психолого-педагогической поддержки. Апробировала большое количество технологий, методов и приёмов в работе с аномальными детьми. Применение технологий дифференцированного обучения, учёт принципов коррекционного обучения давало положительную или стабильную динамику. Все дети этой категории осваивали и осваивают рекомендованную им программу обучения, достаточно успешно сдают экзамены, обучаются в учреждения профессионального образования. А самое главное не пропускают школу, не совершают правонарушения. Можно сказать, за 20 лет работы в школе я накопила достаточно большой опыт работы с детьми с ОВЗ.
Слайд 10. Но когда на пороге моего класса появился ребёнок с синдромом Дауна, я поняла, что имеющегося опыта коррекционной работы в области коррекционной педагогики недостаточно. Я должна была, как мне казалось, либо научить его, либо доказать его необучаемость.
Свою работу с данным учеником я начала с изучения теоретических основ самого синдрома, а также опыта работы с такими детьми. Можно сказать по крупицам собирала знания, которых явно не хватала. Опять в основном опора шла на опыт зарубежных стран, а он не всегда сочетался с нашими условиями.
Слайд 11. Затем я изучила нормативно-правовую базу как международного уровня, слайд 12. так и документацию Российской федерации. Во всех документах права на образование на стороне ребёнка. Следовательно, учить мы его обязаны!
Слайд 13. Следующим этапом стало изучение медицинской документации, т.к как правило это генетическое заболевание сопровождается сопутствующими нарушениями здоровья: зрение, слух, двигательный аппарат, эндокринная и сердечно-сосудистая системы. Данные знания необходимы для установления способности организма выдерживать нагрузки в время обучения. Главная цель – не нанести вред здоровью!
Затем я изучила рекомендации ПМПК. Для обучения было рекомендовано пробное обучение по программе для С(к)ОУ 8 вида. Так же я проконсультировалась с работниками ДОУ, которое до школы посещал ребёнок. Моя цель была выяснить особенности готовности к общению в детском коллективе, так как первое знакомство ребёнка со школой было неадекватно ситуации. Его пугала, присущая таким детям новизна ситуации, чужие люди и скопление народа.
Чтобы выяснить уровень готовности к обучению, уровень развития, необходимо было провести диагностический срез и составить индивидуальный маршрут.
Слайд 14. Поэтому следующим этапом в моей работе было установление контакта с ребёнком. Порядка 2 недель ушло на то, чтобы мой ученик стал воспринимать меня, детей и школу не как нечто враждебное, пугающее. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Здесь очень помог метод – леготека «хранилище игрушек». Дети 1 класса, как правило, часто в школу приносят свои игрушки, играют вместе, обмениваются друг с другом. Мой ученик каждый раз берёт в школу свою игрушку, друга, как он его называет. Я тоже принесла в школу игрушки и мы начали общаться от лица игрушек. И когда ребёнок понял, что здесь нет опасности для него, мы перешли к следующему этапу – диагностическому.
Слайд 15. Для диагностики я использовала традиционные методики на выявление уровня развития психических процессов – мышления, восприятия, внимания, памяти, а так же речи, словарного запаса , готовность руки.
Слайд 16. В результате было установлено, что ребёнок имеет ряд нарушений. _ (на слайде, не читаю) Речь была очень невнятная и труднопонимаемая. Ребёнок произносил отдельные звуки и слова в них услышать было трудно. Однако о знал и узнавал большую часть букв алфавита и изолированно от слов их произносил достаточно чётко, считал до 5 и знал и узнавал цифры до 5, знал цвета, основные геометрические фигуры. Очень слабо развита была мелкая и общая моторика.
Слайд 17.Такое количество нарушений в принципе и следовало ожидать, исходя из имеющегося диагноза. Но какие-то нотки интеллекта прослеживались в нём уже тогда. И на основе имеющихся совсем небольших навыков я начала строить индивидуальный маршрут обучения. В основу взята программа для с(к)ОУ 8 вида для 1 класса.
Слайд 18. Обучение начиналось по следующим предметам, в соответствии с учебным планом. (на слайде, не читаю)
Слайд 19. Сложнее всего шло обучение письму, т.к ребёнок практически не умел держать в руке ручку, карандаш, отказывался от этого вида деятельности. Поэтому в течение первого полугодия мы занимались гимнастикой для пальчиков, массаж, лепка, вырезание. Всё это давалось с большим трудом. Учились держать ручку. Самым первым достижением в обучении письму было то, когда ребёнок смог в тетради сам поставить точку.
Слайд 20. Вот перед вами эта первая страница, где мы, играя вместе с ним ставили точки, затем учились эти точки обводить в кружочки, соединять точки и кружочки линиями, выстраивая цепочки. Вы не поверите, но от такой работы у ребёнка на лице появлялись капельки пота.
Слайд 21. Постепенно к концу первого года обучения мы научились штриховать, проводить линии, соединять по точкам. На данном этапе мы пишем элементы букв, пытаемся соединить эти элементы в буквы.
Слайд 22. Параллельно с этим шло обучение чтению. Обучение чтению мы осуществляли по логопедическому Букварю Жуковой. Много работали со слоговыми рядами, постепенно наращивая до маленьких слов. Понимание читаемого началось чтения имён: МА-ША, СА-ША и т д
Большая трудность была в том, что речь очень невнятная, звуки произносил отдельно, а при чтении слогов и слов всё было смазано, поэтому каждое занятие мы начинали обязательно с артикуляционной гимнастики:
Слайд 23. для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку мы играли в дразнилки, играли мимикой лица, издавали звуки животных. Пополняли словарный запас словами разных частей речи, т. Е работали над семантическими полями речи. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала понятной не только родителям и мне, но и окружающим детям, они с ним общаются, играют и понимают. Ребёнок говорит небольшими фразами, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт небольшими предложениями. кроме этого мы читаем небольшие тексты и отвечаем на вопросы по содержанию. Прочитанное он понимает и пытается анализировать.
Слайд 24. Обучение математике и счёту идёт в пределах программы 8 вида с небольшой невелировкой. На данном этапе мы считаем в пределах 20, выполняем с помощью наглядности простые вычисления, сравниваем числа и предметы Помогла нам очень методика в системе «Нумикон»,, по которой манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.
Слайд 25. Данные пособия родители сделали своими руками.
Параллельно на всех занятиях большое внимание уделяется, конечно же, развитию основных психических процессов: внимание, память, особенно восприятие. Так как ребёнок с таким нарушением не может воспринимать объект целиком, не видит связи и закономерности, не видит в мельчайшие детали. Я заметила одну особенность — мой ученик лучше воспринимает учебный материал, если он идёт на основе наглядного материала либо в чёрно-белом варианте, либо, например при счёте, предметы одного цвета.
Слайд 26. Работа ведётся по программе, разработанной австралийскими учёными «Маленькие ступеньки. В её основе лежит наблюдение за маленькими успехами, опора на приобретаемый опыт, большой диагностический инструментарий, который позволяет ежеминутно отслеживать изменения и динамику развития. Очень много проверочных тестов, с помощью которых можно отслеживать динамику и результативность
Слайд 27. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.
Не реже одного раза в месяц я отмечаю наши успехи и достижения. Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно я считаю, что иду в верном направлении.
Слайд 28. В своей работе я опиралась на следующие принципы, сформулированные в педагогике:_(на слайде, не читаю)_____
Но! В этом списке, как мне кажется, не хватает ещё двух, не менее важных! Мой ученик стал работать и появился результат только тогда, когда он почувствовал, что он успешен, когда он увидел свой результат: когда взял в руку ручку и поставил первую точку, когда прочитал своё первое слово. Следовательно ещё одним очень важным принципом является создание ситуации успеха. ЩЕЛЧОК. У ребёнка появляется мотивация, которой так не хватает не только детям с ОВЗ, но и всем нормально развивающимся детям! Я обучаю своего ученика с опорой на успешность, с опорой на его результат, каждое занятие мы находим то, чего у него ещё вчера не получалось. Ну и конечно обязательно стимулы – звёздочки, наклейки, снежинки, оценки. Всё это вселяет уверенность и у ребёнка и у родителей.
Слайд 29. Связь и поддержка родителей – это ещё один немаловажный принцип в работе с такими детьми. Только сотрудничество в обучении, постоянное закрепление и правильная организация работы дома в кругу семьи помогает такому ребёнку достичь результатов.
Работа с таким ребёнком – это прежде всего огромный опыт для меня лично. Это как новая ступень в понимании детей, ведь даже нормально развивающийся ребёнок – он индивидуален. И мы обязаны учитывать именно его возможности и особенности.
Слайд 30. .Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе, он общается, видит пример правильной организации обучения и правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает вместе со всем классом занятие по курсу «эти забавные животные», урок изобразительного искусства и классные часы. Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом. Может быть мы не сможем вывести его на уровень обыкновенного ребёнка, но мы его социализируем.
Слайд 31. В песпективе планируется его участие уже в этом году в интернет конкурсах для детей с ОВЗ: (в феврале – «Анатомия природы» — окр. Мир., в марте в конкурсе рисунков «Весенняя капель».)
Общаясь с родителями «даунят», я выяснила, что, например, в нашей области, кроме организованного «Даун-центра», практически ни одно образовательное учреждение не принимает таких детей, либо ставит огромное количество условий. В нашем районе это пока первый опыт и он результативный! Совсем недавно мы делились опытом на межмуниципальном семинаре с Сосновским районом. Проблемы есть и нам их придётся решать. Кроме детей с синдромом Дауна у нас есть и дети-аутисты, с тяжёлыми формами ДЦП и другие. И их не так мало!
Слайд 32. Благодаря таким современным программам, как «Доступная среда» , мы можем социализировать таких детей, помочь им стать не изолированными от общества, а нашему обществу научиться принимать таких людей!
Слайд 33. Ребёнка рожденного с синдромом Дауна называют «солнечным»… настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И , как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.
Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка?
У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными.
Среди родителей детей с синдромом Дауна Существует поверье, «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей! » я заметила одну особенность, дети моего класса перестали замечать в нём то, что он не такой, в общении с ним и даже в его присутствии они перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.
Источник
Янчевская Мария Валентиновна
Воспитание ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (часть 1)
Часть 2
Воспитание ребенка с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) – дело хлопотное и очень ответственное. Самым сложной частью, на наш взгляд, является родительское самопожертвование – готовность отказаться от собственного спокойствия ради спокойствия ребенка. Способны на это не все. Некоторым проще шлепнуть и прикрикнуть. Легче, конечно, становится. Но не надолго.
Если вы всё таки решили встать на тропу войны за счастье своего дитя, то вот вам наша поддержка!
Родителям СДВиГушат достаточно рассмотреть несколько вполне логичных общих правил, которые способны категорично облегчить жизнь как старшему,так и младшему поколению в вашей семье:
1. Пока ваш ребенок чем-то занят, НЕ ТРОГАЙТЕ ЕГО!
Дефицит внимание на то и дефицит, чтобы ловить за хвост те моменты, когда ребенок что-то сконцентрировано делает, еще и самостоятельно! Конечно, если только он не ест все подряд таблетки из аптечки или отпиливает коту лапу.
Просто наблюдайте за ним.
Всё, что он делает априори верно, во всяком случае, пока он в это верит. Вы можете показать ему «правильный» пример,но не затрагивая его чувств: собрал кубики не так, как вы считаете нужным (ведь у него на этот счет могут быть другие представления, всё равно молодчина!– Теперь можно папе? Папа вот соберет иначе! А ты так сможешь?
2. Никаких посторонних раздражителей!
Повторимся, но дефицит внимания на то и дефицит, что растрачивать его на глупости мы права не имеем. Никаких телевизоров и радио на фоне. Если вы занимаетесь с ребенком – занимайтесь. Если вы смотрите телевизор — смотрите. Нельзя слушать радио, сидеть в инете, при том требуя от ребенка с СДВГ, что бы он «выдавал продукт» (играл, читал, писал, рисовал на заданную тему).
Любой посторонний звук, движение – зеленый свет для шаткой нервной системы ребенка, чтобы сорваться с места и бросить начатое дело.
Замечали, как дети реагируют на рекламу? Быстрая смена картинки и звука – на подобии того, что творится у него в голове. Даже вникать не надо. Если повзрослевший ребятенок с подобным синдромом и сможет «под телик» сделать уроки,то: во первых, это еще не значит, что сделает их хорошо; во вторых, не значит, что нервная система «проглотит» это без последствий (как механизм инерционной машинки: пока держишь – стоит, отпустишь – рванет)
3. По-настоящему ребенка развивает только то, что ему интересно в данный момент. Закон из педагогики Монтессори.
В случае детей с СДВГ, он оправдан на все 100%.
Если вы заставите такого ребенка сесть на стул и слушать то, что вы ему читаете (рассказываете и т. д., в лучшем случае, отвечая на ваши вопросы по тексту, он сможет вспомнить название. Попросите его нарисовать, когда он хочет кувыркаться, он, конечно, нарисует… но ровно так, как будет быстрее отделаться, чтобы продолжить своё дело.
Выход? Пока дело не дошло до школы, он есть.
Наберитесь терпения и вперед – соединяйте желаемое с действительным, полезное с приятным! Хочет кружиться, а надо изучать фигуры? – покружитесь вместе… по треугольнику, выложенному веревкой на полу! Хочет катать машинки, а надо считать? – Запускайте автомобиль и отсчитывайте шагами проделанный путь! И т. д. Сложно. Но можно.
Все ваши старания в раннем возрасте, как семя, брошенное в почву, принесут плоды позже –в школе: отличником он может и не станет, но вот находить нестандартный подход, что-то интересное в рутинном привыкнет. Потом в жизни пригодится!
4. Если вашему ребенку действительно тяжело справиться с чем-то и он готов принять от вас помощь — помогите ему, проявляя неподдельный интерес к тому, чем он занят. Дети чувствуют фальшь. Поэтому всегда будьте максимально честны и открыты эмоционально. Устали и сил нет реагировать достойно? – Тогда вместо того, чтобы выжимать из себя, просто отвлеките его беззаботной веселой игрой! (например, дайте толстый журнал и урну – пусть вырывает страницы и бросает в «кольцо» — вот вам и развивалка, пока мама пьет кофе)
ВАЖНО: Спешить на помощь нужно ТОЛЬКО в том случае, когда ребенок ЧЕСТНО попробовал справиться сам (а лучше два раза, и у него искренне не получилось.В обратном случае получится как в мультике: «А вы что, и есть за меня будете? – АГА!»
Отказывается даже пытаться? – значит это задание сейчас не для него (не интересно) – меняйте! Очень нужно именно сейчас? — Докажите!
Всё по честному. (И фраза: «Потому что я сказал…» здесь не аргумент).
Не менее ВАЖНО позволять вашему ребенку столкнуться с негативными последствиями его действий (или его бездействий). Только тогда он осознает всю ответственность за свои поступки. Не спешите жить за своего ребенка. Как там говорится, опыт – сын ошибок трудных? Упал?- Встанет! Больно?- Больше не полезет! Помните, что всё что не убивает – делает сильнее (ну или хотя бы опытнее!
С взрослением уменьшайте ваше участие в делах ребенка, постепенно передавая их под его контроль.
Разольет? Рассыплет? Сломает? – Да ничего страшного! Это всего лишь повод взяться за метлу и тряпку! К слову, приучать ребенка убирать за собой важно не столько с позиции чистоты вашего дома, сколько с точки зрения воспитания усидчивости: убрать за собой значить доделать дело до конца, чему для детей с СДВГ сложно, но необходимо учить.
Еще одна традиция — «чинить сломанное». Во-первых, научит ребенка бережнее обращаться с вещами, что очень важно в наш век потребительского отношения к жизни в целом. Во-вторых,позволит ему узнать больше об устройстве вещей: в процессе ремонта случайно пострадавшей игрушки ребенок познает её «изнутри», что лишит необходимости разбирать её при возникновении интереса в будущем. В-третьих, это еще один вид совместной деятельности с родителями!
5. Не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Лучше расскажите ему весело и незатейливо, почему надо сделать именно так. Ребенок еще не усвоил причинно-следственные связи между вещами и событиями. Он еще этого не пробовал! Не хотите, чтобы узнал на своей «шкурке», — поделитесь опытом в красочном рассказе! (Только не питайте иллюзий по поводу того, что ребенок вас понял и услышал)
Насчет унижений, обзывательств и оскорблений можно было бы отдельную статью выпускать. Сколько талантливых людей так и не раскрылись в этой жизни от одного неумело подобранного в детстве слова.Классика: «Словом можно убить, словом можно спасти…» Что бы ни делал ребенок – он остается человеком. Вашим продолжением. Назовете один раз лентяем – лентяем и вырастет. Он ведь верит вам!
Держать в себе эмоции опасно, но “выпускать” их тоже надо с умом. Ребенок должен видеть и понимать ваше ВАШЕ СОСТОЯНИЕ, а НЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ. Например, правильно кричать “Я расстроена”, а вот “Ты меня расстроил”.
Если иногда хочется эмоциональных междометий… чтобы заменить нецензурщину,как вариант: придумайте свою безобидную семейную «ругалку» (наподобие «редиски» из знаменитого фильма).Двойная польза: вы выругались и выпустили пар, ребенок услышал КРАЙНЮЮ степень вашего негодования и заодно еще раз убедился, что вы крепкая и дружная семья – окружающие-то семейную «ругалку» не знают!
Источник