Обучение и воспитание детей с синдром дауна статьи

Инклюзивное образование. Обучение и воспитание детей с синдромом Дауна.

Слайд 1. В последние годы в России все чаще стали говорить об инклюзивном образовании, которое исключает любую дискриминацию в обучении детей. У образования нет и не может быть границ.

Слайд 2. В новом фе6деральном законе появилась статья об инклюзивном , на основании которой дети с ОВЗ имеют право обучаться в том образовательном учреждении, в которое они пришли, и мы обязаны обеспечить им условия и организовать их обучение.

На сегодняшний день в нашем районе 6 детей с этим генетическим отклонением. 5 их них находятся на семейном воспитании. И один ребёнок обучается в нашей школе.

Слайд 9. Имея дефектологическое образование – олигофренопедагог, учитель-логопед, с самого начала своей педагогической деятельности в каждом наборе у меня были  дети, имеющие ограниченные возможности или какие-то нарушения в развитии. Работала в коррекционном классе, с детьми-инвалидами, имеющими достаточно-сложные дефекты. Кроме этого на протяжении 12 лет работаю с детьми дошкольного возраста, требующими психолого-педагогической поддержки. Апробировала большое количество технологий, методов и приёмов в работе с аномальными детьми. Применение технологий дифференцированного обучения, учёт принципов коррекционного обучения  давало положительную или стабильную динамику. Все дети этой категории осваивали и осваивают рекомендованную им программу обучения, достаточно успешно сдают экзамены, обучаются в учреждения профессионального образования. А самое главное не пропускают школу, не совершают правонарушения. Можно сказать, за 20 лет работы в школе я накопила достаточно большой опыт работы с детьми с ОВЗ.

Слайд 10. Но когда на пороге моего класса появился ребёнок с синдромом Дауна, я поняла, что имеющегося опыта коррекционной работы в области коррекционной педагогики недостаточно. Я должна была, как мне казалось, либо научить его, либо доказать его необучаемость.

Свою работу с данным учеником я начала  с изучения теоретических основ самого синдрома, а также опыта работы с такими детьми. Можно сказать по крупицам собирала знания, которых явно не хватала. Опять в основном опора шла на опыт зарубежных стран, а он не всегда сочетался с нашими условиями.

Слайд 11. Затем я изучила нормативно-правовую базу как международного уровня,  слайд 12. так и документацию Российской федерации. Во всех документах права на образование на стороне ребёнка. Следовательно, учить мы его обязаны!

Слайд 13. Следующим этапом стало изучение медицинской документации, т.к как правило это генетическое заболевание сопровождается сопутствующими нарушениями здоровья: зрение, слух, двигательный аппарат, эндокринная и сердечно-сосудистая системы. Данные знания необходимы для установления способности организма выдерживать нагрузки в время обучения. Главная цель – не нанести вред здоровью!

Затем я изучила рекомендации ПМПК. Для обучения было рекомендовано пробное обучение по программе для С(к)ОУ 8 вида. Так же я проконсультировалась с работниками ДОУ, которое до школы посещал ребёнок. Моя цель была выяснить особенности готовности к общению в детском коллективе, так как первое знакомство ребёнка со школой было неадекватно ситуации.  Его пугала, присущая таким детям новизна ситуации, чужие люди и скопление народа.

Чтобы выяснить уровень готовности к обучению, уровень развития, необходимо было провести диагностический срез и составить индивидуальный маршрут.

Слайд 14. Поэтому следующим этапом в моей работе было установление контакта с ребёнком. Порядка 2 недель ушло на то, чтобы мой ученик стал воспринимать меня, детей и школу не как нечто враждебное, пугающее. Он боялся шума, звонка, любых резких звуков, большого скопления людей. Здесь очень помог метод – леготека «хранилище игрушек».  Дети 1 класса, как правило, часто в школу приносят свои игрушки, играют вместе, обмениваются друг с другом. Мой ученик каждый раз берёт в школу свою игрушку, друга, как он его называет. Я тоже принесла в школу игрушки и мы начали общаться от лица игрушек. И когда ребёнок понял, что здесь нет опасности для него, мы перешли к следующему этапу – диагностическому.

Слайд 15. Для диагностики я использовала традиционные методики на выявление уровня развития психических процессов – мышления, восприятия, внимания, памяти,  а так же речи, словарного запаса , готовность руки.

Слайд 16. В результате было установлено, что ребёнок имеет ряд нарушений. _ (на слайде, не читаю) Речь была очень невнятная и труднопонимаемая. Ребёнок произносил отдельные звуки и слова в них услышать было трудно. Однако о знал и узнавал большую часть букв алфавита и изолированно от слов их произносил достаточно чётко, считал до 5 и знал и узнавал цифры до 5, знал цвета, основные геометрические фигуры. Очень слабо развита была мелкая и общая моторика.

Слайд 17.Такое количество нарушений в принципе и следовало ожидать, исходя из имеющегося диагноза. Но какие-то нотки интеллекта прослеживались в нём уже тогда. И на основе имеющихся совсем небольших навыков я начала строить индивидуальный маршрут обучения. В основу взята программа для с(к)ОУ 8 вида для 1 класса.

Слайд 18. Обучение начиналось по следующим предметам, в соответствии с учебным планом. (на слайде, не читаю)

Слайд 19. Сложнее всего шло обучение письму, т.к ребёнок практически не умел держать в руке ручку, карандаш, отказывался от этого вида деятельности. Поэтому в течение первого полугодия мы занимались гимнастикой для пальчиков, массаж, лепка, вырезание. Всё это давалось с большим трудом. Учились держать ручку. Самым первым достижением в обучении письму было то, когда ребёнок смог в тетради сам поставить точку.

Слайд 20. Вот перед вами эта первая страница, где мы, играя вместе с ним ставили точки, затем учились эти точки обводить в кружочки, соединять точки и кружочки линиями, выстраивая цепочки. Вы не поверите, но от такой работы у ребёнка на лице появлялись капельки пота.

Читайте также:  Можно ли определить синдром дауна по узи

Слайд 21. Постепенно к концу первого года обучения мы научились штриховать, проводить линии, соединять по точкам. На данном этапе мы пишем элементы букв, пытаемся соединить эти элементы в буквы.

Слайд 22. Параллельно с этим шло обучение чтению. Обучение чтению мы осуществляли по логопедическому Букварю Жуковой. Много работали со слоговыми рядами, постепенно наращивая до маленьких слов. Понимание читаемого началось чтения имён: МА-ША, СА-ША и т д

Большая трудность была в том, что речь очень невнятная, звуки произносил отдельно, а при чтении слогов и слов всё было смазано, поэтому каждое занятие мы начинали обязательно с артикуляционной гимнастики:

Слайд 23. для губ, для языка, для челюсти. Используя леготеку мы играли в дразнилки, играли мимикой лица, издавали звуки животных. Пополняли словарный запас словами разных частей речи, т. Е работали над семантическими полями речи. Результатом работы можно на сегодняшний день отметить то, что речь ребёнка стала понятной не только родителям и мне, но и окружающим детям, они с ним общаются, играют и понимают. Ребёнок говорит небольшими фразами, может выразить свою просьбу и желание, ответы даёт небольшими предложениями. кроме этого мы читаем небольшие тексты и отвечаем на вопросы по содержанию. Прочитанное он понимает и пытается анализировать.

Слайд 24. Обучение математике и счёту идёт в пределах программы 8 вида с небольшой невелировкой. На данном этапе мы считаем в пределах 20, выполняем с помощью наглядности простые вычисления, сравниваем числа и предметы  Помогла нам очень методика в системе «Нумикон»,, по которой манипуляции ребенка с деталями приводят к тому, что действия с числами становятся наглядными и осязаемыми.

Слайд 25.  Данные пособия родители сделали своими руками.

Параллельно на всех занятиях большое внимание уделяется, конечно же, развитию основных психических процессов: внимание, память, особенно восприятие. Так как ребёнок с таким нарушением не может воспринимать объект целиком, не видит связи и закономерности, не видит в мельчайшие детали. Я заметила одну особенность  — мой ученик лучше воспринимает учебный материал, если он  идёт на основе наглядного материала либо в чёрно-белом варианте, либо, например при счёте, предметы одного цвета.

Слайд 26. Работа ведётся по программе, разработанной австралийскими учёными «Маленькие ступеньки. В её основе лежит наблюдение за маленькими успехами, опора на приобретаемый опыт, большой диагностический инструментарий, который позволяет ежеминутно отслеживать изменения и динамику развития. Очень много проверочных  тестов, с помощью которых можно отслеживать динамику и результативность

Слайд 27. Результатом комплекса мер является то, что если в начале обучения ребёнок с трудом выдерживал 10 минут работы, то сейчас мы спокойно работаем в течение всего урока, можем переключиться с одного вида деятельности на другой и продолжать свою работу.

Не реже одного раза в месяц я отмечаю наши успехи и достижения. Спланировать результаты обучения такого ребёнка достаточно сложно. Но динамика положительна, результат очевиден, следовательно я считаю, что иду в верном направлении.

Слайд 28. В своей работе я опиралась на следующие принципы, сформулированные в педагогике:_(на слайде, не читаю)_____

Но! В этом списке, как мне кажется, не хватает ещё двух, не менее важных! Мой ученик стал работать и появился результат только тогда, когда он почувствовал, что он успешен, когда он увидел свой результат: когда взял в руку ручку и поставил первую точку, когда прочитал своё первое слово. Следовательно ещё одним очень важным принципом является создание ситуации успеха. ЩЕЛЧОК. У ребёнка появляется мотивация, которой так не хватает не только детям с ОВЗ, но и всем нормально развивающимся детям! Я обучаю своего ученика с опорой на успешность, с опорой на его результат, каждое занятие мы находим то, чего у него ещё вчера не получалось. Ну и конечно обязательно стимулы – звёздочки, наклейки, снежинки, оценки. Всё это вселяет уверенность и у ребёнка и у родителей.

Слайд 29.  Связь и поддержка родителей – это ещё один немаловажный принцип в работе с такими детьми. Только сотрудничество в обучении, постоянное закрепление и правильная организация работы дома в кругу семьи помогает такому ребёнку достичь результатов.

Работа с таким ребёнком – это прежде всего огромный опыт для меня лично. Это как новая ступень в понимании детей, ведь даже нормально развивающийся ребёнок – он индивидуален. И мы обязаны учитывать именно его возможности и особенности.

Слайд 30. .Ещё одной немало важной задачей коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – это, конечно, социальная адаптация. Ребёнок находится, пусть не всё время, но в детском коллективе,  он общается, видит пример правильной организации обучения и правильного поведения. Помимо учебных занятий ребёнок посещает вместе со всем классом занятие по курсу «эти забавные животные», урок изобразительного искусства и классные часы.  Он не изолирован от общества, а является равноправным его членом. Может быть  мы не сможем вывести его на уровень обыкновенного ребёнка, но мы его социализируем.

Слайд 31.  В песпективе планируется его участие уже в этом году в интернет конкурсах для детей с ОВЗ: (в феврале – «Анатомия природы» — окр. Мир., в марте в конкурсе рисунков «Весенняя капель».)

Общаясь с родителями «даунят», я выяснила, что, например, в нашей области, кроме организованного «Даун-центра», практически ни одно образовательное учреждение не принимает таких детей, либо ставит огромное количество условий. В нашем районе это пока первый опыт и он результативный! Совсем недавно мы делились опытом на межмуниципальном семинаре с Сосновским районом. Проблемы есть и нам их придётся решать. Кроме детей с синдромом Дауна у нас есть и дети-аутисты, с тяжёлыми формами ДЦП и другие. И их не так мало!

Читайте также:  Синдрома вегетативной дисфункции у детей

Слайд 32. Благодаря таким современным программам, как «Доступная среда» , мы можем социализировать таких детей, помочь им стать не изолированными от общества, а нашему обществу научиться принимать таких людей!

Слайд 33. Ребёнка рожденного с синдромом Дауна называют «солнечным»…    настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напрочь лишены агрессии. Они не умеют обижаться и злиться. И , как все дети, они любят играть, танцевать, читать, шалить, узнавать что- то новое.

    Люди очень рады солнцу, так почему наше общество очень часто не принимает «солнечного» ребёнка?

У этого ребенка чего-то не хватает? У него есть то, чего нет у других – лишняя хромосома, которая делает его особенными.

Среди родителей детей с синдромом Дауна Существует поверье, «Бог сотворил мир за шесть дней, на седьмой Он отдыхал. А вот на восьмой день Бог создал особых детей, чтобы проверить сердца всех остальных людей! » я заметила одну особенность, дети моего класса перестали замечать в нём то, что он не такой, в общении с ним и даже в его присутствии они перестали грубить друг другу, дразнить друг друга. Быть может именно эти дети, дети с ОВЗ и сделают наше общество гуманнее и добрее.   

Источник

   На сегодняшний день одной из актуальных проблем является реализация инклюзивного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях дошкольного учреждения общеразвивающего вида.

  Согласно современному подходу к образованию и социокультурной политике в целом, право на образование принадлежит всем детям, включая детей — инвалидов независимо от причин инвалидности. Одним из процессов развития общего образования является инклюзивное образование, которое подразумевает доступность образования для всех, приспособление образования к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступность образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Л.С. Выготский большое внимание уделял вопросам своевременной коррекционной работы с умственно отсталыми детьми. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, на протяжении которых определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и характеризуются высоким уровнем внутреннего структурирования и богатыми межфункциональными взаимосвязями. Ни в какой другой период добиться такой полноценности практически невозможно .

    Запрос общества и государства об улучшении «качества жизни», социализации детей с ограниченными возможностями здоровья отражается в целом ряде документов: стратегическом направлении «Равные и разные», во введении ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты) дошкольного образования. Поскольку, Стандарт дошкольного образования исходит из принципа создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, то встает вопрос об определении понятия психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья как деятельности по формированию специфических компенсаторных умений, навыков и качеств, потребность в которых «возникает в связи с нарушениями в действии механизмов социального наследования», обусловленными ранним влиянием аномального фактора.

  Самая распространенная из всех известных на сегодняшний день форма хромосомной патологии. Характерной особенностью ребёнка с синдромом Дауна, является замедленное развитие.

 Дети с синдромом Дауна не умеют и не могут интегрировать свои ощущения:

– одновременно концентрировать внимание, слушать, смотреть и реагировать и, следовательно, не имеют возможности в отдельно взятый момент времени

обработать сигналы более чем от одного раздражителя. У некоторых детей с

синдромом Дауна овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена. Из-за трудностей выражения своих мыслей и желаний эти дети часто переживают и чувствуют себя несчастными. Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Детям с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики, то есть значений слов. Они долго не дифференцируют звуки окружающей речи, плохо усваивают новые слова и словосочетания

  При правильно организованной повседневной воспитательной работе дети Дауны все же продвигаются в своем развитии и приспосабливаются в дальнейшем к элементарным видам трудовой деятельности.

  Индивидуальная образовательная программа, адаптация и модификация развивающей среды как основные составляющие процесса включения ребёнка с синдромом Дауна в дошкольное образовательное учреждение.

  Основными критериями результативности работы я считаю: позитивную динамику в развитии ребёнка, которая определяется путём качественной оценки контрольных параметров и показателей развития: общая моторика, сенсорное развитие, пространственные представления, формирование предметноигровых действий, развитие речи, коммуникативное развитие, эмоциональное развитие; позитивную динамику адаптации семьи к проблемам. Но нельзя и забывать о развитии предметно-пространственной среды в детском саду, которая  выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

    Главным является воспитание и образования детей с синдромом Дауна в детских садах это сенсорное воспитание, которое одно из направлений работы по социальной адаптации детей с синдромом Дауна. Сенсорное воспитание – начальная ступень обучающего процесса и направлено на воспитание полноценного восприятия, это основа познания окружающего мира. В основе сенсорного восприятия лежит развитие чувственного ощущения. Восприятие оказывает воздействие на анализаторы чувств ребёнка. Накопление чувственных ощущений об окружающем мире способствует деятельности органов чувств ребёнка. Ребёнок начинает ощущать, позитивно воспринимать окружающую действительность через свою практическую деятельность.

  В обычном детском саду дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Очень полезно таким детям бывать в коллективе сверстников. Ориентируясь на комфорт ребенка, это может быть как специализированное учреждение, так и обычный детский сад. Главным условием социализации должно быть отсутствие у ребенка стремления «закрыться» от общения.

Читайте также:  Синдром поражения височной доли головного мозга

  Конечно, большая часть работы с данным ребенком ложится на плечи воспитателей группы. Поддержку воспитателей должны обеспечивать педагог-психолог и старший воспитатель ДОУ. Основная проблема, на мой взгляд, заключалась в отсутствии опыта работы воспитателей  в условиях инклюзии.

   Организация инклюзии во многих детских садах находятся на этапе зарождения, специалисты учатся координировать работу по инклюзивному образованию, изучают специальную литературу, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, включают всю диагностику в рамках комплексной программы общеразвивающей группы, а также дополнительную диагностику в рамках коррекционной программы для детей с синдромом Дауна. Ребенок  занимается образовательной деятельностью вместе со сверстниками, но т. к. на фронтальных занятиях ребенок чаще всего не справляется с заданиями без помощи взрослого, специалисты дополнительно индивидуально прорабатывают программные задачи с данным ребенком.

 Психологическая готовность педагогов к взаимодействию с детьми, имеющими синдром Дауна, является, на мой взгляд, основным условием успешной интеграции таких детей в дошкольное образовательное учреждение.

   Необходимо помнить, что сильной стороной «солнечных деток» является отличное зрительное и тактильное восприятие (им важно смотреть на объект и трогать его), поэтому обучение должно строиться с обязательным учетом этих факторов. Педагогам стоит максимально направить усилия на развитие мелкой моторики рук с помощью обучения ребенка письму, рисованию, игре на музыкальных инструментах, что в свою очередь будет способствовать дополнительному развитию мозга.

   Дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций). Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

  Дети с синдромом Дауна имеют не только слабые, но и сильные стороны, и, соответственно, им необходимо не только упрощенная система помощи в обучении и развитии, а скорее индивидуальная программа обучения, но только в обычных условиях интеграции с обычными детьми. «Солнечным детям» сложнее обобщать, доказывать, рассуждать, осваивать новые навыки и концентрироваться, зато они, могут обладать очень хорошими способностями к визуальному обучению.

  Ещё одной из важнейших задач в коррекционно-развивающей работе с детьми с синдромом Дауна является привлечение к активному сотрудничеству семей, т. к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся ему помочь. Поэтому специалисты детского сада консультируют родителей по проблемам развития их детей, знакомят с методами и приемами оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. В условиях любого специализированного детского сада осуществляется инклюзивное образование детей с синдромом Дауна в общеразвивающих группах.

Нужно отметить, что формирование речи детей с синдромом Дауна, а также их коммуникативных способностей — это весьма трудоемкий и длительный процесс, в котором задействованы все члены семьи и педагоги. Правильная и непрерывная работа по развитию коммуникативных навыков детей с синдромом Дауна в дальнейшем будет способствовать их социализации и интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.

   Таким образом, глубокие ограничения возможностей, естественно, сопровождаются значительным снижением качества жизни, отражается также на общении со сверстниками, обучении, трудовой деятельности, способности к самообслуживанию. Всё вышеперечисленное определяет значимость проблемы воспитание и образования детей с синдромом Дауна в ДОУ.

         Список литературы:

1.     Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ

2.     Федеральный  государственный стандарт дошкольного образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155.

3.     Закрепина, А. В. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста с умеренной умственной отсталостью: программа для детей, посещающих группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов / А. В. Закрепина, М. В. Браткова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  2012. № 4.

4.     Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной. Метод.пособие; рекомендовано Министерством образования Российской Федерации – 2-е изд. М.: Экзамен, 2004.

5.     Маллер А.Р. Родитеям о детях с глубокой умственной отсталостью //Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

6.     Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической  работы с семьей. Учебное пособие. Воронеж: ВГУ, 2008.

7.     Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.  104с.

8.     Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. СПб.: Речь, 2007.400 с.

9.     Регуш Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение (от рождения до пожилого возраста). СПб.: Речь, 2006. 320 с.

10.                        Сапожникова Т.В. Першина Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна и их семей в условиях реабилитационного центра. Учебно-методическое издание. Бийск.    2004.

11.                        Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений. М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.

12.                        Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста нарушениями психофизического развития // Дефектология, 2011. №1.

13.                        Хайртдинова, Л. Ф. Формирование первоначальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта.// Дефектология. 2002. № 1.С. 81—89.

https://mamotvet.ru/deti-s-sindromom-dauna-razvitie…

Источник