Обучение глобальному чтению детей с даун синдромом

Обучение глобальному чтению детей с даун синдромом thumbnail

Светлана Кукушкина
Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

В своей работе с детьми с синдромом Дауна использую пособие по развитию речи «Начинаем говорить», разработанное специалистами Даунсайд Ап с учетом особенностей развития детей с синдромом Дауна. Оно предназначено не только для профессиональных педагогов, но и для родителей, которые хотели бы помочь своему малышу начать разговаривать.

Программа «Начинаем говорить» опирается на сильные стороны детей с синдромом Дауна – зрительное восприятие и зрительную память. В ее основе лежит метод глобального чтения. Комплект «Начинаем говорить» включает предметные и сюжетные картинки, таблички со словами, лото, а также специальные карты, которые помогут ребенку проговаривать слова по слогам и составлять фразы. В наборе даны рекомендациями, которые помогут организовывать интересные и эффективные занятия с ребенком. Систематические занятия с использованием этой методики дают положительную динамику в развитии речи.

Использование метода глобального чтения для развития речи детей с синдромом Дауна

Публикации по теме:

Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Использование сенсорных игр для развития речи детей Для развития речи большое значение имеют сенсорные игры, основная цель которых – дать.

Конспект занятия «Развитие общей моторики и координации у детей с нарушениями аутистического спектра и синдромом Дауна»
Муниципальное бюджетно дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №46 компенсирующего вида» 660077 г. Красноярск, ул. Взлетная 22.

Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР
На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического.

Использование метода проекта в развитии связной речи детей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №131 «Снегурочка» г. Мурманск 2017 «Использование метода проекта в развитии.

Использование сенсорных игр для развития речи детей
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием. Процесс восприятия, который является.

Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
1. Дидактический синквейн как метод обучения Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях.

Игры и упражнения по формированию КГН для индивидуальной работы с ребенком с синдромом Дауна
В моей группе есть ребенок с Синдромом Дауна. Для индивидуальной работы с ним были подобраны игры и упражнения по КГН. Надеюсь, кому-то.

Статья «Использование загадки как метода развития связной речи детей старшей группы»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Требования современной действительности предполагают наличие у детей.

Использование метода сказкотерапии для адаптации и развития дошкольников
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно развивать.

Источник

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ МЕТОДОМ ПОСЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Булгаирова Р.Р., учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 с.Мраково МР Кугарчинский район

В нашей стране в течение долгих лет дети с синдромом Дауна признавались необучаемыми. Теперь, когда отношение к этим детям стало меняться, как специалисты, так и родители столкнулись с такой проблемой, как отсутствие методик, специальной литературы, положительного опыта работы с такими детьми. Обучение чтению и письму детей с синдромом Дауна является одной из актуальных проблем в современной педагогической и специальной литературе. Общепринятый во всех образовательных учреждениях аналитико-синтетический метод обучения чтению бывает не всегда эффективен, особенно, когда речь идёт о детях с выраженной речевой патологией, или о детях с отклонениями в умственном развитии. Звуковой метод для таких детей совершенно недоступен, так как он опирается на полностью сформированную устную речь [1]. Следовательно, что детей с тяжёлыми нарушениями речи, с отклонениями в развитии, чтению необходимо обучать с помощью другого метода. Так как в моей логопедической практике впервые появился ребёнок с синдромом Дауна, я озадачилась поиском подходящего метода обучения чтению. Если исключить звуковой подход, то в моём распоряжении имели место два метода — метод целых слов (метод глобального чтения) и метод послогового чтения.

По методу глобального чтения не учат ни названиям букв, ни звукобуквенному соотношению. Ребёнка учат узнавать слова как целое, не дробя их на буквы и слоги [2]. Я взяла элементы метода глобального чтения, так как этот метод рассчитан для развития и обучения детей с рождения или с 3-4 лет. В моём случае он был использован для активизации мозговых функций (для развития внимания, мышления, памяти), для закрепления словарного запаса, коррекции лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения. После того, как ребёнок научился сопоставлять примерно 25-30 слов с картинками (мама, баба, каша, суп, чай, кукла, машина, бусы, сани, дом, мак, суп, кошка, луна и т.д.), мы перешли к чтению слов послоговым методом.

Сущность метода послогового чтения заключается в том, что ребенка не знакомим с буквами и правилами чтения, а просто показываем и называем слог. Очень важно в рамках этой методики соблюдать определённый порядок введения этих слогов и параллельное чтение слов с изученными слогами. Изучая литературу по данной теме, я пришла к выводу, что наиболее систематизированным считается метод послогового чтения по Т.С.Резниченко . Он был разработан в процессе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и лег в основу «Занимательного букваря» Т.С. Резниченко[5]. Данное пособие было рекомендовано Министерством образования РФ для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Послоговой метод обучения используется и является действенным при дошкольном обучении чтению, при ТНР таких, как дизартрия, алалия, заикание, а также при тугоухости и сниженном интеллекте.

При обучении чтению и письму послоговым методом по Т.С.Резниченко, вся работа делится на несколько этапов. На начальных этапах мы знакомим ребёнка с графическим обозначением гласных букв А, У, О, И, Я, Ю, Е, Ё. Учимся находить эти буквы в напечатанных словах, фразах. После знакомства с гласными буквами переходим к знакомству и чтению слогов, образованных из согласных и уже знакомых гласных букв. В соответствии с гласными буквами составляется 10 слоговых таблиц. Каждой слоговой таблице соответствует определённый цвет. Например для слогов с буквой А — белый цвет, для слогов с гласной У — жёлтый цвет и т.д Сначала знакомимся и читаем прямые слоги, образованные из согласных букв и буквы А: БА, ВА, ГА, ДА, ЖА, ЗА, КА, ЛА, МА, НА, ПА, РА, СА, ТА, ФА, ХА, ЦА, ЧА, ША, ЩА. После того, как ребёнок запомнил слоги с гласной А, переходим к слогам, которые образованы с другой гласной буквой, например с буквой О: БО, ВО, ГО, ДО и т.д.. Основной задачей при работе со слоговыми таблицами является научить произносить слог, а не каждую букву в отдельности. На одном занятии можно знакомить с 4-5 слогами, из которых одновременно складываем и читаем слова. Для быстрого запоминания слогов рядом со слогом можно наклеить картинку, название которой начинается на соответствующий слог Например, на слог -МА можно наклеить рисунок машины, на слог -ГА рисунок газеты. Когда начинаем читать, используем слова из 2 слогов, типа: МАМА, ВАТА, ЯМА, ПАША, затем трёхсложные слова и короткие фразы: ПАНАМА, МАКАКА. МАМА РАДА. ВА-ЗА У-ПА-ЛА. У Е-ЖА Е-ЖА-ТА. Незнакомые слова или сложные слова для ребёнка, можно заменить картинками, мелкими игрушками. Постепенно изучая новые слоги, количество фраз читаемых ребёнком увеличивается, и отпадает необходимость показывать рисунок или предмет. После того, как ребёнок научился читать прямые слоги и слова, образованные из 2-3 слогов, переходим к чтению слов с закрытыми слогами и со стечением согласных. Над каждой новой изучаемой согласной буквой ставим точку. Каждая обозначенная точкой буква произносится отрывисто. Вначале изучаем глухие согласные, только затем переходим к звонким согласным. Согласная буква располагается сначала в конце слова, потом в середине, и в начале. Например: ЛАК, ТЫКВА, КРАБ. Предлагаемые слова : МАК, БАК, КУ-СОК, КА-БА-ЧОК, КЛУ-БОК, РЮК-ЗАК, КРУ-ЖЕ-ВА. Далее от самостоятельного чтения отдельных слов карточках можно переходить к книжкам, лучше сюжетным, с множеством цветных иллюстраций и с большим шрифтом. Через некоторое время ребенок сможет самостоятельно прочитать более сложные тексты. Также необходимо поощрять стремление детей писать. Пусть они пишут отдельные буквы, слова, а также списывают их с текста.

Читайте также:  А может ли на узи здоров ребенка синдром дауна

Следующий этап обучения заключается в формировании звукобуквенного анализа слов, так как звукобуквенный анализ необходим для осмысленного письма ребенка с синдромом Дауна. Для формирования звукобуквенного анализа и синтеза я применяю различные дидактические игры и упражнения. Все эти игры направлены на формирование фонематического восприятия, слуха, на закрепление умения определять наличие заданного звука в слове, его позицию, соотносить звук с буквой, определять последовательность звуков в словах.

Нужно отметить, что по послоговому методу обучения не предусмотрена работа по формированию звукобуквенного, звукослогового анализа, поэтому она является дополнительным способом обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и не заменяет классическую методику обучения.

Сколько времени требуется на освоение того или иного этапа обучения? На этот вопрос трудно ответить. Во многом это зависит от степени тяжести речевого нарушения, от умения заинтересовать ребёнка, от участия родителей в процесс обучения.

Обучая чтению и письму послоговым методом ребёнка с синдромом Дауна, я сделала вывод:

1) дети с синдромом Дауна могут научиться читать, писать и понимать прочитанное;

2) у детей развивается речь, т.е. обогащается словарный запас, формируется слуховое и зрительное восприятие, фонематический слух, повышается активность внимания и улучшаются все виды памяти.

Метод послогового чтения можно назвать универсальным методом, так как он подходит как для обычных детей, так и для детей с ОВЗ, можно заниматься с детьми в возрасте от 3 до 6 лет, как индивидуально, так и в подгрупповой форме.

Список литературы:

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. -Москва, 2002.- 52 с.

2. Маниченко А.А. Как научить ребёнка читать. Центр Раннего Развития «Умница», 2003. -71 с.

3. Мовчанский К. Учимся читать по слогам. ООО «Издательство ЭКСМО», 2015. -32 с.

4. Новикова Е. В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах: книга вторая. От слова к предложению. — М.:Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с.

5. Резниченко Т.С. Занимательный букварь -М.: Издательство ГНОМ, 2015.

-144с.

6. Федин С.Н. Как научить ребёнка читать . -М: АЙРИС-пресс, 2015. — 176 с.

hello_html_5853ee04.jpghello_html_m4f7d5a2a.png

Булгаирова Расима Равиловна — 05.03.1970 г.р.

Место работы — учитель-логопед МБОУ СОШ №1 с.Мраково, МАДОУ детский сад «Родничок» МР Кугарчинский район

Образование: высшее, высшая квалификационная категория, БГПИ 1992 г. учитель немецкого и англ языков; СФПК БИПКРО 1993 г. учитель-дефектолог (олигофренопедагог и логопед)

КПК — ИРО РБ, 2016 г.

Стаж работы — 25 лет

Источник

Глобальное чтение

Подробности

Категория: Формирование Навыков

Опубликовано 01.07.2013 21:33

Автор: turist

Просмотров: 13178

Как мы занимаемся с Варей глобальным чтением.

Возможности ребенка не ограничены, если самой искусственно их не ограничивать…

Татьяна Зобова, мама девочки с синдромом Дауна

Как мы занимаемся глобальным чтением
Глобальное чтение
У моей Вари уже достаточно богатый словарный запас. Однако речь никак не появится, а то, что есть, речью не назовешь, это звуки, слоги, жесты. Учить читать обычным способом, то есть буквенно-слоговое чтение нам не подходит. Читать вообще не горит. Нам нет даже 2 с половиной лет. Но современные методические наработки в голос говорят, что когда у ребенка проблемы с речью, то обучение чтению может дать толчок в нужном направлении. 

На этом английском сайте изложена программа «Чтение и речь», предназначенная для обучения детей с синдромом Дауна.

https://www.seeandlearn.org/en/gb/language-reading/

Там же выложены карточки и прочие материалы. Я уже писала, что узнала об этой методике из книги П.Л. Жияновой «Формирование навыков общения и речи у детей с синдромом Дауна.» В этой книге первые шаги переведены, скачать можно здесь. Проблема в том, что русский и английский язык сильно отличаются, и те слова, которые по-английски звучат элементарно, по русски оказываются зачастую очень сложными. 

Карточки
Итак, как мы занимаемся глобальным чтением. На самом деле все похоже на фокус. Что-то невероятное. Мы печатаем два раза в неделю по 4 карточки. На листе А4. На одном листе картинки, на другом слова. Я их обычно вечером склеиваю. На картон приклеила с двух сторон, потом вырезала, и скотчем с двух сторон, потому что иначе краски потекут. Первая карточка была мама, папа, Варя и зайка (из них 3 слова она уже знала как пишутся). Потом Алеся, баба, деда и мяч.

Занятия
Утром, собираю Варю в сад, пока заплетаю, подсуну, чтобы руки у ребенка были заняты. Сначала раскладываю картинками вверх, смотрим. Спрашиваю, где что нарисовано. Где мяч? Где мишка? Где зайка? Варя показывает нужные картинки. Потом слова почитаем. Нашли, например зайку, я карточку переворачиваю и говорю: «Читай!». Конечно, Варя читать не умеет, по слогам, медленно, показывая своим пальцем буквы, прочитываю слово сама. Теперь раскладываю уже картинками вниз, прошу найти зайку, мишку, мяч. Она ищет, я медленно проговариваю слово, чтобы все звуки слышались. Если откроет не ту, сама видит, что ошиблась, я называю карточку, проговариваю слово, прочитываю опять медленно тыча в буквы. «Это не зайка, это мишка! Ми-ш-ка!» и снова кладу на то же место буквами вверх. Продолжаем искать зайку. Еще до начала этих занятий мы с ней играли в такую игру на внимание. Я переворачивала 4 какие-нибудь карточки (из обычных лото), предварительно с ней все рассмотрев и назвав. Она должна была угадать кто где лежит. Ее это действо всегда очень забавляло. Думаю, что угадывание слов с перевернутыми картинками показалось ей продолжением той увлекательной игры, поэтому она так активно включилась. Так как я положение карточек не меняю, вскоре все четыре правильно определяются. Пока заканчиваем.

После сада приходит — я словами вверх кладу, прошу угадать где какая лежит. Ошибается, но редко. Если ошиблась — я медленно читаю слово по слогам, показываю Варе каждую букву. Когда все найдет, перемешиваю и повторяем.

Первоначально слова запомнились. Теперь отрабатываем. Добавляю старые карточки, уже изученные. Прошу найти нужные слова. Это в фильме хорошо видно, где перед Варей лежит 6 карточек, она их переворачивает. Варя ищет из шести, но если ребенку сложно, то давать можно по четыре, или даже по две карточки за один раз. Если ошиблась — тактика та же, что и при запоминании.  Я же карточку, в которой она ошиблась, откладываю отдельно и подсовываю еще раз, чтобы закрепить. Так мы «кровать» недели две гоняли, ну никак она ее не могла выучить. То покажет, то забудет.

Лото

Мы сделали большие карты, формата А4. На них те же картинки, что и на карточках. Расположили на одной карте 9 штук. Думаю, что это много, лучше бы по шесть. К ним карточки с написанными словами, без картинок. Варя раскладывает надписи, закрывая ими нужные картинки. Обыграть можно, сказав, что слова потерялись, нужно на место положить. Я здесь не читаю, прошу Варю читать. Она когда пытается сказать слово, когда просто кладет карточку на нужное место. В идеале бы нужно с нее требовать произнесения, но я не настаиваю, потому что охота играть тут же отбивается.

Так за 3 месяца выучили уже больше 70 слов. У Вари очень хорошая память. Методики по глобальному чтению рекомендуют слов по 10 за месяц, но мой ребенок начинает скучать, отказывается работать, если не добавляются новые картинки.

Карточки я смотрю на английском сайте, но и добавляю другие, исходя из особенностей русского языка, выбирая легкие для произношения. Так появились вода, коза, вата, каша… Еще есть карточки с глаголами. Из двух карточек можно построить предложения, что мы и делаем. Варя купается. Мама купается. Деда ест. Зайка ест. и т.д.

Примечание. Варя знает отлично буквы, и когда ей говоришь прочитай, она пытается назвать изолированно именно буквы. Думаю, что это ей помогает при запоминании и при последующем поиске.

Эксперимент
(хочу разобраться как Варя слова запоминает)
Сделала 4 новые карточки. Нога, рука, ухо, коса. Нарочно короткие. Варя не видела картинок, не знала о чем речь на карточках, я ей выложила сразу словами вверх и медленно внятно читала, просила дать мне. Она все эти 4 слова нашла правильно. Она как-то по звукам ориентируется.
Положила рядом козу и косу (в куче с еще 4 карточками). Тоже не спутала, все правильно подала. Никак не пойму как она «читает». Стол и стул тоже безошибочно находит.

Источник

И говорим с синдромом Дауна. Да, такие дети могут говорить. И такие дети довольно часто приходят на занятия к логопеду. Я Ольга, многомама и логопед, и на своем канале начинаю цикл статей под рабочим названием «Не только буква РЭ» ???? Расскажу о сложных случаях в работе логопеда.

Для начала — немного о генетических заболеваниях вообще. В студенчестве увесистый томик под названием «Наследственные болезни и медико-генетическое консультирование», полный устрашающих фотографий, был моим излюбленным чтением.

С тех пор считаю данную дисциплину обязательной для изучения в школе, не для того, чтобы навсегда отбить охоту рожать, нет. А для того, чтобы никто, никогда и ни от кого не услышал распространенную ныне сентенцию вроде «Что ж вы его такого родили, УЗИ что ли не делали?»

После прочтения данного труда я приобрела здоровый фатализм и твердое знание о том, что генетических болезней — тысячи, часть из этих тысяч при рождении вообще никак не проявляется, зато потом с возрастом приводит к тяжелейшей инвалидности и даже смерти, а на УЗИ видны — единицы. Поэтому рождались, рождаются и рождаться будут дети с разнообразными генетическими нарушениями. И за очередное «а что же УЗИ -то не сделали?», людям, которые мало-мальски в теме, хочется кинуть в говорящего чем-нибудь тяжёлым.

Часть наследственных болезней и генетических нарушений на интеллекте и речи никак не отражается, часть, к счастью, вообще проявляется лишь своеобразным внешним видом и не влияет ни на продолжительность жизни, ни на ее качество.

Но огромное множество подобных заболеваний влияет на развитие очень существенно, и дети с разнообразными генетическими состояниями приходят в том числе и к логопеду. И об этих состояниях логопеду тоже надо иметь представление, чтобы наметить общую канву коррекционной работы, найти сильные стороны ребенка и развить слабые .

Также логопеду полезно в принципе иметь представление о так называемых стигмах дизэмбриогенеза — некоторых минимальных особенностях внешности, совокупность которых может навести на мысли о каком-либо генетическом нарушении. Своевременная консультация генетика может очень помочь в коррекционной работе .

Синдром Дауна встречается чаще других генетических заболеваний, и почти каждый логопед, наверное, такого ребенка хоть раз в жизни в своей практике встречал. А если встречал — знает, что категория далеко не безнадёжная.

Есть такой известный в логопедических кругах специалист — Романа Августова. Дети с синдромом Дауна после ее занятий не только разговаривают, но и читают, пересказывают, пишут сочинения, свободно рассуждают на практически любые темы. Поэтому желающих полнее углубиться в тему отсылаю к ее книге «Говори! Ты это можешь!» Книга отличная, кстати. Написана живым и лёгким языком, читается как популярная литература.

Дети с синдромом Дауна при рано начатой и постоянной коррекционной работе практически все способны к активной речи. Брошенные же на произвол судьбы — практически все неспособны совсем.

Клеймо глубоко умственно отсталых и безречевых стоит на таких детях со времён советской традиции оставлять «даунят» в роддомах. Воспитанный в детдоме ребенок с синдромом Дауна именно таким и будет, без вариантов, сам — не разовьётся. Это в тему моих статей про норму и ее норму. Норму можно не трогать вообще — сама заговорит, читать, писать, считать научится. Ребенок же с синдромом Дауна нуждается в постоянном подталкивании и стимуляции извне, без этой стимуляции его развитие стоит на месте. Оттого и не развиваются такие дети в детдомах, и умирают рано.

При постоянной же работе с таким ребенком результаты могут быть очень впечатляющими, вплоть до овладения им общеобразовательной программы и успешной профессиональной реализации.

Какова же специфика именно логопедической работы с детьми с синдромом Дауна. Понимание речи у таких детей, растущих в условиях семьи, относительно сохранно, активная лексика значительно отстает от пассивной, наблюдается выраженная гипотония мышц органов артикуляции, а также заметная апраксия. Зная эти особенности, строим коррекционную работу.

Как и с любым другим ребенком, при работе логопеда с ребенком с синдромом Дауна, необходимо учитывать его сильные стороны и на них опираться. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, абсолютно сохранная эмоциональная сфера, хорошо развитая подражательность и, значит, потенциал для развития игры. А на базе подражания и игры можно уже строить и речь!

Но все было бы очень просто, если бы кроме сильных сторон не было бы слабых. У детей с синдромом Дауна это, в первую очередь, гипотония мышц и слабый контроль за положением и движением органов артикуляции. Контроль вообще функция, развивающаяся довольно поздно даже в норме, а у детей обсуждаемой категории он вообще не развивается без специального обучения. Поэтому нормализация тонуса и обучение контролю за органами артикуляции — основная задача логопеда .

Реализация этой задачи происходит параллельно с работой над пониманием речи, которое находится в прямой зависимости от состояния интеллекта. С такими детьми очень хорошо идёт любимая мной игровая логопедия, разумеется, после создания базы для речевого подражания. Дети нуждаются в многочисленных опорах для осознания звука как результата определенного положения органов артикуляции, массаж и артикуляционная гимнастика тоже совершенно необходимы .

Зрительное восприятие и зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно хорошо развиты и, значит, можно смело вводить раннее обучение чтению глобальным способом и альтернативную коммуникацию при помощи письма и чтения. Даже при специальном обучении дети с синдромом Дауна начинают говорить поздно, но а общении нуждаются, поэтому альтернативная коммуникация — этап необходимый .

Также дети с синдромом Дауна хорошо осваивают жестовую речь, при отсутствии обучения — изобретают собственные жесты и общаются с их помощью. Этот момент тоже надо использовать на пользу коммуникации на этапе безречия, и не стоит бояться закрепления общения таким образом — ребенок сам откажется от жестов, когда речь при помощи органов артикуляции станет для него возможной .

В целом прогноз для развития речи при синдроме Дауна благоприятный, как я уже писала. При обучении практически все дети с этим синдромом говорят и общаются при помощи речи.

Источник