Обучение детей с синдромом дауна в школе 8 вида

Обучение детей с синдромом дауна в школе 8 вида thumbnail

Школьным педагогам сегодня как никогда необходимо

учиться гибкости,  нестандартности мышления, трудному

преодолению его ригидности, ибо слишком сложен,

необычайно многогранен взаимозависимости мир человечества,

формирующий молодое поколение по своему образу и подобию.

Поэтому такими ценными становятся, сегодня для учителей

острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность                                                                                                                            

к пересмотру привычной педагогической философии,

 несостоятельность, которой дорого обходиться обществу.

 У.Глассер  

«Школа без неудачников»

     В ходе преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития.

    Главной задачей на прошедшем в минувшем году городском родительском собрании было обозначено достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.

     В связи с этим главными принципами содержания образования должны стать: принцип жизненной необходимости

           принцип практической значимости

           принцип доступности

     Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, которые стоят перед коррекционным обучением страны, а значит и перед Специальной (коррекционной) школой-интернатом VIII вида №29. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.

     Педагогическим коллективом во главе с директором Кмытюк Людмилой Владимировной в стенах Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №29 ВОУО ДО г. Москвы восьмой год ведётся обучение детей с синдромом Дауна.

     На современном этапе полноценное развитие ребёнка с синдромом Дауна требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели, осуществляя неотъемлемое право человека и одну из важнейших задач образования. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом. До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах нашей жизни. Эти изменения обусловлены, несколькими важными факторами: во-первых, у детей с синдромом Дауна сейчас появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более близкий к общепринятому. Во-вторых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, изменилось к лучшему отношение общества к подобным людям.

     Поступающим в школу детям с синдромом Дауна присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. С течением времени ситуация меняется, у  детей появляется мотивация к обучению.

                                           

     Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

     Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры  дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.

     У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения  в  речевом развитии разной степени выраженности. У детей с синдромом Дауна имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень   развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации  человека,  у рассматриваемого контингента детей  крайне низкий, овладение  монологической речью  является для них  чрезмерно  сложной  задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашем интернате:  логопедов, дефектологов и психологов.                                    

Читайте также:  Семиотика и синдромы поражения органов пищеварения у детей

    В работе с детьми с синдромом Дауна необходимо для  усиления яркости, эмоциональности, динамичности обучения применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся.

      Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии. Их внедрение предполагает использование уникальных возможностей во всех областях специального образования, помогает в решении задачи максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Информатизация образования в школе-интернате №29 проходит по следующим направлениям:

  1. использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет ресурсов, и т. д.);
  2. проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
  3. осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ.

     Труд является составной частью воспитания детей с синдромом Дауна. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.

    Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.

    Таким образом, трудовое обучение в специальной коррекционной школе — это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно большее, нежели других предметов.

     В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего учебного заведения показывает, что учащиеся  школы-интерната способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.

     Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на личность в целом. Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности учреждения. Нет такого мероприятия или любого другого коллективного дела, где бы ни участвовали наши «даунятки».  

   Цель коррекционного обучения ясна, задачи определены, это говорит о том, что  мы продолжаем работать, используя всевозможные методы и приёмы обучения,  ориентируясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяя оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами; создавая оптимальные условия для реализации  потенциальных возможностей каждого учащегося.  

     На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Это высказывание в полной мере отражает тенденции, сложившиеся в СКОШИ VIII вида №29 в работе с детьми с синдромом Дауна.

Источник

Голубева М.С

к.пс.н. старший методист

Ерохова В.А

учитель- дефектолог

г. Кострома

ОГКОУ«Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа

VIII вида №3 Костромской области»

msu_3@mail.ru

Описание модели обучения учащихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вид

В статье представлена модель и описаниеобучения и сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях «Специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида №3 Костромской области».

hello_html_m1a793124.jpg

Обучение и сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии является одним из стратегических направлений современной специальной педагогики. Благодаря развитию социальной политики и появлению общественных инициатив, возникла потребность в поиске специальных решений для включения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в единое образовательное пространство.

В областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида №3 Костромской области» разработана модель обучения детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС).

Данная модель отражает возможности включения лиц данной категории в процесс социализации и образования через разные формы обучения и психолого-педагогического сопровождения в условиях, отвечающих их индивидуальным особенностям и учитывающим сложность структуры нарушений в развитии.

Модель представлена следующими смысловыми единицами:

— диагностико-прогностический модуль;

— модуль обучения и психолого-педагогического сопровождения;

— модуль планируемых (возможных результатов);

— дополнительные составляющие модели: взаимодействие с родителями и сотрудничество с социальными партнерами.

Диагностико-прогностический модуль – предполагает оценку возможностей лиц с ТМНР на входе в образовательное пространство школы. Обучающийся поступает в образовательную организацию (учреждение) с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации. С целью дополнительного выявления особенностей нарушенного развития и определения зон актуального и ближайшего развития специалисты школьного ПМПк осуществляют дополнительную комплексную диагностику. На основании, которой определяются особые образовательные потребностиобучающегося и составляется специальная индивидуальная программа развития (СИОП). Данная программа включает в себя общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; условия реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Читайте также:  Синдром раздраженного кишечника после инфекции

Модуль обучения и психолого-педагогического сопровождения отражает наличие необходимых условий в образовательном пространстве школыдля реализации процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС), соответствующих возможностям развития и социализации данной категории лиц.

Модуль представлен следующими структурными компонентами:

формы обучения детей с ТМНР

— условия реализации обучения и сопровождения;

— предметные и коррекционно- развивающие области.

С учетом сложности структуры нарушения, сопутствующих заболеваний и психолого-педагогических возможностей обучающихся, предлагаются следующие формы обучения и сопровождения:

1. Индивидуальное обучение в школе или на дому реализуется в том случае, когда учащийся по причине сложности нарушения в развитии и сопутствующих отклонений, а также в силу своих адаптационных возможностей, не может обучаться в группе или в классе вместе с другими детьми.

2. Объединение в подгруппы (до 2-3 человек), когда 2-3 педагога объединяют в подгруппы обучающихся индивидуальной формы, готовых к взаимодействию в группе, для проведения занятий.

3. Инклюзия в классы. На разных этапах обучения учащиеся с ТМНР могут быть включены либо в классы для детей с легкой степенью нарушения интеллекта, либо в классы «Особый ребенок». Форма включения определяется динамикой развития и степенью адаптации ребенка. Вариант включения предполагает как самостоятельное обучение ребенка в классе, так и в сопровождении педагога (тьютора).

4. Специально организованные классы «Особый ребенок» (до 5 обучающихся), где обучение реализуется по сниженной программе в соответствии с учебным планом.

Также мы предусмотрели введение новых форм сопровождения, которые выстраивают вертикаль системы обучения и психолого-педагогической помощи лицам с ТМНР: группа кратковременного пребывания для дошкольников и группа постшкольного сопровождения.

Группа кратковременного пребывания для дошкольников с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС). Группа создается в соответствии с основными направлениями деятельности школы (образовательная и коррекционно-развивающая деятельность) на основе социального заказа родителей, для детей с ТМНР, не посещающих дошкольные учреждения и наиболее полного охвата данной категории детей обучением и психолого-педагогическим сопровождением.

Группа постшкольного сопровождения лиц с ТМНР от 18 до 23 лет. Группа призвана обеспечить максимально благоприятные условия для развития и социализации молодых инвалидов с ТМНР, включая, в первую очередь, организацию их социокультурной и элементарно-трудовой занятости.

Система специальных образовательных условий, необходимых для обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР:

Организационное обеспечение:

— нормативно-правовая база:

Конвенция о правах ребенка; Президентская инициатива «Наша новая школа»; Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012); Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015; Письмом Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24.01.03 г. N 01-50-25/32-05; Государственная программа Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 — 2020 годы»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Устав школы; Положение об индивидуальном обучение и сопровождении детей с ТМНР; Положение о группе кратковременного пребывания; Положение о школьном ПМПк; Положение о методическом объединении педагогов, работающих с детьми с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС).

— внешние социальные партнеры:

городская ПМПК, организации здравоохранения: «Романовский РЦ инвалидов», психиатрический диспансер, «Центр практической психологии и психотерапии»; общественные организации: клуб инвалидов «Белый дельфин», фонд Марины Гутерман, молодежный центр «Кострома», организации социальной защиты: отдел охраны прав детства, отдел социальной защиты; научно-образовательные организации: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Костромской областной институт развития образования.

— питание;

— финансово-экономические условия;

— информационное обеспечение:

оборудование компьютерами и ноутбуками рабочих мест педагогов; наличие компьютерного класса, выход в интернет через «Wi-Fi»; применение ИКТ, наличие интерактивных досок, документ-камеры.

Материально-техническое обеспечение:

санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении:

водоснабжение, канализация, освещение, воздушно тепловой режим соответствуют требованиям;

возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР к объектам инфраструктуры образовательного учреждения:

санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении:

имеются в наличие оборудованные гардеробы, санузлы, места личной гигиены;

социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ТМНР, обучающегося в данном учреждении

имеются специализированные кабинеты, учебные классы, мастерские;

пожарная и электробезопасность, с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении.

Организационно-педагогические условия:

атмосфера эмоционального комфорта:

принятие особенностей ребенка, толерантное отношение со стороны всех участников процесса обучения;

— адекватные возможностям и потребностям обучающихся с ТМНР современные технологии, методы и формы организации обучения:

компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии (утренняя гимнастика с элементами логоритмики; физкультурные занятия в физкультурном зале и на свежем воздухе; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; физкультминутки; упражнения на развитие мелкой моторики; босохождение по массажным коврикам; упражнения на релаксацию; упражнения дыхательной гимнастики); LEGO – технологии; АРТ-технологии; ЛЁБ –система и система PECS; система Глена Домана; система М.Монтессори; метод базальной стимуляции ( вибрационная, вестибулярная, соматическая); метод сенсорной интеграции; метод эрготерапии; метод совместно-разделённых действий в обучении самообслуживанию;

— адаптированная основная образовательная программа, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с ТМНР;

Читайте также:  Экзогенно органический синдром при алкоголизме

— достаточное для заказчика и возможное для школы количество и качество образовательных услуг ( бесплатных по нормативам, утверждённым Минобрнауки РФ, по желанию родителей и возможностям школы);

адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов;

организация внеучебных и внеклассных мероприятий:

занятия в кружках («Изотерапия», «Веселые нотки», «Спортивные танцы», «Гончарное дело»), спортивных секциях (бассейн, конный спорт, тренажерный зал), клубе «Белый дельфин», центре «Романовский фонд социальной реабилитации».

использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса:

— доступ специалистов сопровождения к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР);

— наличие в библиотеке научно-методической литературы по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике;

— детская художественная и научно-популярная литература;

— фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТМНР в образовательном учреждении:

— наличие специалистов по сопровождению детей с ТМНР;

— наличие школьного ПМПк;

— разработка СИОПР.

Интегративным результатом реализации указанных условий является: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР, физически и эмоционально комфортной, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.

Содержание обучения и сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями реализуется в определенных предметных и коррекционно- развивающих областях. Все они имеют своей задачей социализацию обучающегося и формирование навыков практической деятельности, что является приоритетным направлением в обучении и воспитании детей с ТМНР.

Предметные и коррекционно-развивающие области для детей с ТМНР

Предметные области и предметы

Коррекционно- развивающие области

Язык и речевая практика (речь и альтернативная коммуникация)

Коррекционные курсы (сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникации)

Математика (Математические представления)

Коррекционно-развивающие занятия

Окружающий мир (Окружающий природный мир. Человек .Домоводство.

Окружающий социальный мир.)

Искусство ( Музыка и движение . Изобразительная деятельность)

Физическая культура (Адаптивная физкультура)

Технологии (Профильный труд)

Модуль планируемых (возможных) результатов включает перечень необходимых жизненных компетенций для социализации обучающихся с ТМНР.В результате психолого-педагогического сопровождения у обучающихся с ТМНР формируются представления о себе, о природных и социальных компонентах окружающего мира, навыки самообслуживания, коммуникативные навыки, навыки игровой, предметно- практической, бытовой и трудовой деятельности. Таким образом, обучающийся получает возможный уровень жизненных компетенций в разных социальных сферах.

Одними из структурных звеньев модели обучения и сопровождения обучающихся с ТМНР является взаимодействие с родителями обучающихся и лицами их заменяющими и сотрудничество с социальными партнерами.

Обязательной составляющей обучения и сопровождения учащихся с ТМНР является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы, в т.ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Для этого необходима организация взаимодействия специалистов и его семьи. Основной целью такого сотрудничества является создание условий для формирования педагогической среды единомышленников (педагоги — родители — социум) в интересах социализации детей. Родители, детей с ТМНР, вовлечены в процесс обучения, на протяжении всего психолого-педагогического сопровождения. Приглашаются на заседаниешкольного ПМПк для определения и составления специальной индивидуальной программы развития обучающегося. Сопровождают детей в образовательном процессе.

Информируют педагогов об изменениях поведения обучающихся внешкольного пространства. Участвуют в успешной реализации личностных, предметных и социализирующих программ развития. Сопровождают обучающихся к месту дополнительного образования для получения вышеназванных навыков. От взаимодействия с родителями, в значительной мере, зависит успех реализации психолого-педагогического сопровождения и введение в культуру общества и нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания.

Во внешнем образовательном пространстве «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области» сотрудничает с учреждениями-партнёрами, социальными Службами, учреждения дополнительного образования и другими учреждениями. Использование потенциала внешнего образовательного пространства является одним из условий успешной реализации задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Деятельность по расширению сферы партнёрских отношений и развитию сотрудничества осуществляется целенаправленно, контролируется администрацией школы.

Партнерство мы понимаем как равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Сотрудничество с организациями и учреждениями осуществляется в различных формах и направлениях: волонтерское движение, консультирование специалистов, педагогов и родителей по вопросам обучения, диагностики и развития детей; участие в культурно-досуговых мероприятиях, обмен информацией и т.д.

Система партнерских отношений

Планетарий,

ст. юных техников,

ст. юннатов, поисковое

объединение «Щит»,

музей военной истории,

детская библиотека

им. А. Гайдара

2.

Профилактическое

ПДН, КДН, ГИБДД, МЧС,

ФСКН, ОПОП №6, центр

психотерапии, музей

пожарного дела, центр

матери и ребенка

3.

Спортивно-

оздоровительное

Романовский РЦ инвалидов,

психиатрический диспансер,

ипподром, ЦДОД «Чудь»

4.

Культурно-досуговое

драмтеатр, ДТЮ, муз.

колледж, музей природы,

театр кукол, детский

фонд, фонд Марины

Гутерман, ценр дух.-нрав.

просвещения«Кострома»,

клуб инвалидов

«Белый дельфин», музей

театрального костюма,

молодеж. центр «Кострома»

5.

Охранно-защитное

отдел охраны прав

детства, отдел соц.

защиты

Таким образом, представленная модель обучения учащихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях специальной (коррекционной) школы VIIIвида отражает движение обучающегося внутри специального образовательного пространства, в котором создаются условия, необходимые для овладения доступными данному обучающемуся навыков социализации; включение обучающегося в систему внешкольной жизни, способствующей его дополнительному развитию и самоопределению; выход обучающегося в социум с возможным уровнем жизненных компетенций в разных социальных сферах.

Источник