Обучение детей с синдромом дауна в школе 8 вида
Школьным педагогам сегодня как никогда необходимо
учиться гибкости, нестандартности мышления, трудному
преодолению его ригидности, ибо слишком сложен,
необычайно многогранен взаимозависимости мир человечества,
формирующий молодое поколение по своему образу и подобию.
Поэтому такими ценными становятся, сегодня для учителей
острое чувство нового, отказ от консерватизма, готовность
к пересмотру привычной педагогической философии,
несостоятельность, которой дорого обходиться обществу.
У.Глассер
«Школа без неудачников»
В ходе преобразований в обществе и модернизации системы специального (коррекционного) образования произошла смена приоритетов в задачах самой системы. Главной становится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития.
Главной задачей на прошедшем в минувшем году городском родительском собрании было обозначено достижение ситуации в обучении, когда дети испытывают радость от посещения школы, когда им комфортно в стенах учреждения.
В связи с этим главными принципами содержания образования должны стать: принцип жизненной необходимости
принцип практической значимости
принцип доступности
Организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития – одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, которые стоят перед коррекционным обучением страны, а значит и перед Специальной (коррекционной) школой-интернатом VIII вида №29. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
Педагогическим коллективом во главе с директором Кмытюк Людмилой Владимировной в стенах Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида №29 ВОУО ДО г. Москвы восьмой год ведётся обучение детей с синдромом Дауна.
На современном этапе полноценное развитие ребёнка с синдромом Дауна требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели, осуществляя неотъемлемое право человека и одну из важнейших задач образования. Защита прав человека на охрану и укрепление здоровья, на свободное развитие в соответствии с индивидуальными возможностями становится областью деятельности, в которой тесно переплетаются интересы различных специалистов: различных социальных институтов, всего общества в целом. До недавнего времени считалось, что дети с синдромом Дауна имеют тяжёлую степень умственной отсталости и, вырастая, становятся зависимыми людьми с серьёзными трудностями в обучении. Существовала точка зрения, что только в редких, исключительных случаях такие дети смогут немного научиться читать, выполнять простую работу и сумеют достичь некоторой независимости. Однако с каждым годом появляется всё больше и больше сообщений о молодых людях, которые живут самостоятельно, работают, учатся водить машину, выступают на сцене и успешно трудятся в самых различных сферах нашей жизни. Эти изменения обусловлены, несколькими важными факторами: во-первых, у детей с синдромом Дауна сейчас появилась возможность приобрести семейный и социальный опыт, более близкий к общепринятому. Во-вторых, медицинское обслуживание и услуги специалистов в области ранней помощи стали лучше. В-третьих, в настоящее время у детей с особыми потребностями появилось больше возможностей для получения образования; и, наконец, изменилось к лучшему отношение общества к подобным людям.
Поступающим в школу детям с синдромом Дауна присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. С течением времени ситуация меняется, у детей появляется мотивация к обучению.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. У детей с синдромом Дауна имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической речью является для них чрезмерно сложной задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашем интернате: логопедов, дефектологов и психологов.
В работе с детьми с синдромом Дауна необходимо для усиления яркости, эмоциональности, динамичности обучения применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся.
Одними из прогрессивных технологий последних лет, принятых на вооружение всеми педагогами российской школы, позволяющих оптимизировать процесс обучения и максимально сконцентрироваться на проблемах специальной педагогики и психологии, найти наиболее подходящие пути их решения являются информационные технологии. Их внедрение предполагает использование уникальных возможностей во всех областях специального образования, помогает в решении задачи максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Информатизация образования в школе-интернате №29 проходит по следующим направлениям:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование Интернет ресурсов, и т. д.);
- проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной деятельности школьников с использованием ИКТ.
Труд является составной частью воспитания детей с синдромом Дауна. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.
Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников.
Таким образом, трудовое обучение в специальной коррекционной школе — это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно большее, нежели других предметов.
В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего учебного заведения показывает, что учащиеся школы-интерната способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.
Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на личность в целом. Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности учреждения. Нет такого мероприятия или любого другого коллективного дела, где бы ни участвовали наши «даунятки».
Цель коррекционного обучения ясна, задачи определены, это говорит о том, что мы продолжаем работать, используя всевозможные методы и приёмы обучения, ориентируясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяя оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами; создавая оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося.
На вопрос, как ученикам преуспеть, Аристотель ответил: «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто сзади». Это высказывание в полной мере отражает тенденции, сложившиеся в СКОШИ VIII вида №29 в работе с детьми с синдромом Дауна.
Источник
Голубева М.С
к.пс.н. старший методист
Ерохова В.А
учитель- дефектолог
г. Кострома
ОГКОУ«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа
VIII вида №3 Костромской области»
msu_3@mail.ru
Описание модели обучения учащихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вид
В статье представлена модель и описаниеобучения и сопровождения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях «Специальной (коррекционной) образовательной школыVIII вида №3 Костромской области».
Обучение и сопровождение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии является одним из стратегических направлений современной специальной педагогики. Благодаря развитию социальной политики и появлению общественных инициатив, возникла потребность в поиске специальных решений для включения детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в единое образовательное пространство.
В областном государственном казенном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида №3 Костромской области» разработана модель обучения детей с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС).
Данная модель отражает возможности включения лиц данной категории в процесс социализации и образования через разные формы обучения и психолого-педагогического сопровождения в условиях, отвечающих их индивидуальным особенностям и учитывающим сложность структуры нарушений в развитии.
Модель представлена следующими смысловыми единицами:
— диагностико-прогностический модуль;
— модуль обучения и психолого-педагогического сопровождения;
— модуль планируемых (возможных результатов);
— дополнительные составляющие модели: взаимодействие с родителями и сотрудничество с социальными партнерами.
Диагностико-прогностический модуль – предполагает оценку возможностей лиц с ТМНР на входе в образовательное пространство школы. Обучающийся поступает в образовательную организацию (учреждение) с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации. С целью дополнительного выявления особенностей нарушенного развития и определения зон актуального и ближайшего развития специалисты школьного ПМПк осуществляют дополнительную комплексную диагностику. На основании, которой определяются особые образовательные потребностиобучающегося и составляется специальная индивидуальная программа развития (СИОП). Данная программа включает в себя общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи; условия реализации потребности в уходе и присмотре; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИОП; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов; средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Модуль обучения и психолого-педагогического сопровождения отражает наличие необходимых условий в образовательном пространстве школыдля реализации процесса обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС), соответствующих возможностям развития и социализации данной категории лиц.
Модуль представлен следующими структурными компонентами:
— формы обучения детей с ТМНР
— условия реализации обучения и сопровождения;
— предметные и коррекционно- развивающие области.
С учетом сложности структуры нарушения, сопутствующих заболеваний и психолого-педагогических возможностей обучающихся, предлагаются следующие формы обучения и сопровождения:
1. Индивидуальное обучение в школе или на дому реализуется в том случае, когда учащийся по причине сложности нарушения в развитии и сопутствующих отклонений, а также в силу своих адаптационных возможностей, не может обучаться в группе или в классе вместе с другими детьми.
2. Объединение в подгруппы (до 2-3 человек), когда 2-3 педагога объединяют в подгруппы обучающихся индивидуальной формы, готовых к взаимодействию в группе, для проведения занятий.
3. Инклюзия в классы. На разных этапах обучения учащиеся с ТМНР могут быть включены либо в классы для детей с легкой степенью нарушения интеллекта, либо в классы «Особый ребенок». Форма включения определяется динамикой развития и степенью адаптации ребенка. Вариант включения предполагает как самостоятельное обучение ребенка в классе, так и в сопровождении педагога (тьютора).
4. Специально организованные классы «Особый ребенок» (до 5 обучающихся), где обучение реализуется по сниженной программе в соответствии с учебным планом.
Также мы предусмотрели введение новых форм сопровождения, которые выстраивают вертикаль системы обучения и психолого-педагогической помощи лицам с ТМНР: группа кратковременного пребывания для дошкольников и группа постшкольного сопровождения.
Группа кратковременного пребывания для дошкольников с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС). Группа создается в соответствии с основными направлениями деятельности школы (образовательная и коррекционно-развивающая деятельность) на основе социального заказа родителей, для детей с ТМНР, не посещающих дошкольные учреждения и наиболее полного охвата данной категории детей обучением и психолого-педагогическим сопровождением.
Группа постшкольного сопровождения лиц с ТМНР от 18 до 23 лет. Группа призвана обеспечить максимально благоприятные условия для развития и социализации молодых инвалидов с ТМНР, включая, в первую очередь, организацию их социокультурной и элементарно-трудовой занятости.
Система специальных образовательных условий, необходимых для обучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ТМНР:
Организационное обеспечение:
— нормативно-правовая база:
Конвенция о правах ребенка; Президентская инициатива «Наша новая школа»; Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2012); Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015; Письмом Минобразования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» от 24.01.03 г. N 01-50-25/32-05; Государственная программа Костромской области «Развитие образования Костромской области на 2014 — 2020 годы»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Устав школы; Положение об индивидуальном обучение и сопровождении детей с ТМНР; Положение о группе кратковременного пребывания; Положение о школьном ПМПк; Положение о методическом объединении педагогов, работающих с детьми с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС).
— внешние социальные партнеры:
городская ПМПК, организации здравоохранения: «Романовский РЦ инвалидов», психиатрический диспансер, «Центр практической психологии и психотерапии»; общественные организации: клуб инвалидов «Белый дельфин», фонд Марины Гутерман, молодежный центр «Кострома», организации социальной защиты: отдел охраны прав детства, отдел социальной защиты; научно-образовательные организации: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Костромской областной институт развития образования.
— питание;
— финансово-экономические условия;
— информационное обеспечение:
оборудование компьютерами и ноутбуками рабочих мест педагогов; наличие компьютерного класса, выход в интернет через «Wi-Fi»; применение ИКТ, наличие интерактивных досок, документ-камеры.
Материально-техническое обеспечение:
— санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении:
водоснабжение, канализация, освещение, воздушно тепловой режим соответствуют требованиям;
— возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ТМНР к объектам инфраструктуры образовательного учреждения:
— санитарно-бытовые условия с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении:
имеются в наличие оборудованные гардеробы, санузлы, места личной гигиены;
— социально-бытовые условия с учетом конкретных потребностей ребенка с ТМНР, обучающегося в данном учреждении
имеются специализированные кабинеты, учебные классы, мастерские;
— пожарная и электробезопасность, с учетом потребностей детей с ТМНР, обучающихся в данном учреждении.
Организационно-педагогические условия:
— атмосфера эмоционального комфорта:
принятие особенностей ребенка, толерантное отношение со стороны всех участников процесса обучения;
— адекватные возможностям и потребностям обучающихся с ТМНР современные технологии, методы и формы организации обучения:
компьютерные технологии; здоровьесберегающие технологии (утренняя гимнастика с элементами логоритмики; физкультурные занятия в физкультурном зале и на свежем воздухе; прогулки с включением подвижных игр; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; физкультминутки; упражнения на развитие мелкой моторики; босохождение по массажным коврикам; упражнения на релаксацию; упражнения дыхательной гимнастики); LEGO – технологии; АРТ-технологии; ЛЁБ –система и система PECS; система Глена Домана; система М.Монтессори; метод базальной стимуляции ( вибрационная, вестибулярная, соматическая); метод сенсорной интеграции; метод эрготерапии; метод совместно-разделённых действий в обучении самообслуживанию;
— адаптированная основная образовательная программа, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с ТМНР;
— достаточное для заказчика и возможное для школы количество и качество образовательных услуг ( бесплатных по нормативам, утверждённым Минобрнауки РФ, по желанию родителей и возможностям школы);
— адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов;
— организация внеучебных и внеклассных мероприятий:
занятия в кружках («Изотерапия», «Веселые нотки», «Спортивные танцы», «Гончарное дело»), спортивных секциях (бассейн, конный спорт, тренажерный зал), клубе «Белый дельфин», центре «Романовский фонд социальной реабилитации».
— использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса:
— доступ специалистов сопровождения к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР);
— наличие в библиотеке научно-методической литературы по специальной психологии и коррекционной (специальной) педагогике;
— детская художественная и научно-популярная литература;
— фонд дополнительной литературы по актуальным проблемам обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ТМНР в образовательном учреждении:
— наличие специалистов по сопровождению детей с ТМНР;
— наличие школьного ПМПк;
— разработка СИОПР.
Интегративным результатом реализации указанных условий является: создание среды, адекватной общим и особым образовательным потребностям обучающихся с ТМНР, физически и эмоционально комфортной, открытой для его родителей (законных представителей); гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся.
Содержание обучения и сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями реализуется в определенных предметных и коррекционно- развивающих областях. Все они имеют своей задачей социализацию обучающегося и формирование навыков практической деятельности, что является приоритетным направлением в обучении и воспитании детей с ТМНР.
Предметные и коррекционно-развивающие области для детей с ТМНР
Предметные области и предметы
Коррекционно- развивающие области
Язык и речевая практика (речь и альтернативная коммуникация)
Коррекционные курсы (сенсорное развитие, предметно-практические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникации)
Математика (Математические представления)
Коррекционно-развивающие занятия
Окружающий мир (Окружающий природный мир. Человек .Домоводство.
Окружающий социальный мир.)
Искусство ( Музыка и движение . Изобразительная деятельность)
Физическая культура (Адаптивная физкультура)
Технологии (Профильный труд)
Модуль планируемых (возможных) результатов включает перечень необходимых жизненных компетенций для социализации обучающихся с ТМНР.В результате психолого-педагогического сопровождения у обучающихся с ТМНР формируются представления о себе, о природных и социальных компонентах окружающего мира, навыки самообслуживания, коммуникативные навыки, навыки игровой, предметно- практической, бытовой и трудовой деятельности. Таким образом, обучающийся получает возможный уровень жизненных компетенций в разных социальных сферах.
Одними из структурных звеньев модели обучения и сопровождения обучающихся с ТМНР является взаимодействие с родителями обучающихся и лицами их заменяющими и сотрудничество с социальными партнерами.
Обязательной составляющей обучения и сопровождения учащихся с ТМНР является специальная организация всей жизни ребенка для реализации его особых образовательных потребностей в условиях дома и школы, в т.ч. обеспечение за ним присмотра и ухода. Для этого необходима организация взаимодействия специалистов и его семьи. Основной целью такого сотрудничества является создание условий для формирования педагогической среды единомышленников (педагоги — родители — социум) в интересах социализации детей. Родители, детей с ТМНР, вовлечены в процесс обучения, на протяжении всего психолого-педагогического сопровождения. Приглашаются на заседаниешкольного ПМПк для определения и составления специальной индивидуальной программы развития обучающегося. Сопровождают детей в образовательном процессе.
Информируют педагогов об изменениях поведения обучающихся внешкольного пространства. Участвуют в успешной реализации личностных, предметных и социализирующих программ развития. Сопровождают обучающихся к месту дополнительного образования для получения вышеназванных навыков. От взаимодействия с родителями, в значительной мере, зависит успех реализации психолого-педагогического сопровождения и введение в культуру общества и нормализация жизни детей в процессе их обучения и воспитания.
Во внешнем образовательном пространстве «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №3 Костромской области» сотрудничает с учреждениями-партнёрами, социальными Службами, учреждения дополнительного образования и другими учреждениями. Использование потенциала внешнего образовательного пространства является одним из условий успешной реализации задач психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Деятельность по расширению сферы партнёрских отношений и развитию сотрудничества осуществляется целенаправленно, контролируется администрацией школы.
Партнерство мы понимаем как равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Сотрудничество с организациями и учреждениями осуществляется в различных формах и направлениях: волонтерское движение, консультирование специалистов, педагогов и родителей по вопросам обучения, диагностики и развития детей; участие в культурно-досуговых мероприятиях, обмен информацией и т.д.
Система партнерских отношений
Планетарий,
ст. юных техников,
ст. юннатов, поисковое
объединение «Щит»,
музей военной истории,
детская библиотека
им. А. Гайдара
2.
Профилактическое
ПДН, КДН, ГИБДД, МЧС,
ФСКН, ОПОП №6, центр
психотерапии, музей
пожарного дела, центр
матери и ребенка
3.
Спортивно-
оздоровительное
Романовский РЦ инвалидов,
психиатрический диспансер,
ипподром, ЦДОД «Чудь»
4.
Культурно-досуговое
драмтеатр, ДТЮ, муз.
колледж, музей природы,
театр кукол, детский
фонд, фонд Марины
Гутерман, ценр дух.-нрав.
просвещения«Кострома»,
клуб инвалидов
«Белый дельфин», музей
театрального костюма,
молодеж. центр «Кострома»
5.
Охранно-защитное
отдел охраны прав
детства, отдел соц.
защиты
Таким образом, представленная модель обучения учащихся с ТМНР (в том числе с синдромом Дауна и РАС) в условиях специальной (коррекционной) школы VIIIвида отражает движение обучающегося внутри специального образовательного пространства, в котором создаются условия, необходимые для овладения доступными данному обучающемуся навыков социализации; включение обучающегося в систему внешкольной жизни, способствующей его дополнительному развитию и самоопределению; выход обучающегося в социум с возможным уровнем жизненных компетенций в разных социальных сферах.
Источник