Обучение детей с синдромом дауна в
Развитие ребенка с синдромом Дауна имеет несколько принципиальных отличий от особенностей обучения здоровых детей.
Среди «солнечных людей» немало талантливых художников и артистов. Раскрыть дарование «особого» ребенка можно, занимаясь по специальной программе.
Как воспитывать
Начинается воспитание «солнечного малыша» с реабилитации. Ее эффект зависит от того, насколько своевременно был поставлен диагноз.
Важнейшая роль в воспитании таких детей принадлежит семье.
Ребята с синдромом Дауна должны быть окружены любовью и заботой. Тогда и результат не заставит себя долго ждать.
Суть реабилитации заключается в том, что родители или специальные педагоги занимаются развитием мелкой моторики. Необходимо поощрять ребенка делать что-нибудь руками. Игрушки с самых ранних лет должны быть такими, чтобы малыш мог тщательно изучать их – крутить, щупать.
Дети обладают великолепной творческой интуицией. Они прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах и поют.
Самые сильные стороны таких малышей – механическая память и подражательная деятельность. Когда родитель желает донести до ребенка ту или иную мысль, он должен наглядно демонстрировать определенную модель поведения.
Например, мама хочет сказать, что перед едой необходимо тщательно мыть руки. Ребенок должен видеть все детали процесса: включить свет в ванной комнате, открыть воду, намылить руки, вымыть их, закрыть кран.
Механическая память предполагает заучивание материала на основании многократных повторений. Здесь следует соблюдать осторожность: если родитель допустит ошибку, ребенок заучит и ее.
Материал, заученный механическим путем, не учитывает возможных нюансов. Попав в сложную ситуацию, ребенок может растеряться. Поэтому нужно тренировать полученные навыки в различных ситуациях.
Тема наказаний должна присутствовать в жизни ребенка. Родитель обязан соблюдать последовательность действий и временной промежуток.
Если ребенок совершил дурной поступок, наказание должно последовать тут же, а не спустя некоторое время. Это обусловлено тем, что малыш не способен долго удерживать в памяти информацию. Если наказание последует на следующий день, он не поймет, почему недоволен родитель.
Как обучать
До 88% детей с этим диагнозом имеют отставание в интеллектуальном развитии. Уровень варьируется от низкого до среднего пределов. Степень отставания когнитивного развития колеблется от легкой до средней.
Дети с синдромом Дауна, вопреки распространенному мнению, успешно обучаются. Главное, найти правильный подход, учитывающий нюансы их развития и восприятия.
Вербальная память выражена хуже, чем кратковременная зрительная. Это означает, что занятия с детьми должны включать в себя как можно больше ярких образов. Зрительную информацию они воспринимают легче, чем слуховую.
Познавательный процесс должен быть медленным, регулярным и поэтапным. Самое главное – увлечь ребенка, заинтересовать его. Он должен понимать, что учеба – это не нудная и скучная обязаловка, а увлекательный и интересный процесс.
В программу обучения должны входить следующие направления:
- познавательная активность;
- социальная адаптация;
- эстетическое развитие;
- здоровье;
- физическое развитие и воспитание.
В основе занятий находятся специальные методики обучения, предназначающиеся для развития детей с нарушениями интеллекта.
Лучшего результата можно добиться при помощи интегрированного обучения.
Это касается как детских садов, так и школ. Суть заключается в том, что «солнечные дети» обучаются в одном коллективе вместе со здоровыми ребятами. При этом детям с синдромом Дауна обеспечиваются специальные условия, находясь в которых они благополучно проходят социальную адаптацию.
При подготовке к школе детей с синдромом Дауна обязательно учитываются индивидуальные возможности. На этом основании разрабатывается индивидуальный учебный план.
Фонд «Даунсайд Ап»
На территории РФ есть несколько организаций, занимающихся помощью «особым» детям. Одним из лучших коррекционных центров является «Даунсайд Ап».
Это благотворительная организация, в которой трудятся высококвалифицированные специалисты:
- логопеды;
- психологи;
- педагоги;
- детские неврологи.
Специалисты «ведут» человека начиная с рождения и до самого взросления. Обучение детей с синдромом Дауна осуществляется как на очной, так и на дистанционной основе.
Основные услуги предоставляются бесплатно.
Центр готов предложить следующие программы:
- Предоставление родителям методический литературы, которая поможет им получить достоверные знания об особенностях развития особенных детей.
- Психологическая поддержка. Ее оказывают психологи фонда, специализирующиеся на работе с семьями, где растут особенные дети. Получить поддержку можно как очно, так и дистанционно.
- Юридическая поддержка. Подборка актуальных материалов поможет решить распространенные проблемы с оформлением инвалидности, устройством в детские образовательные учреждения и др. Для родителей также работает консультативный форум, где можно обсудить конкретную ситуацию.
- Online-консультации. На форуме фонда «Даунсайд Ап» родители могут оперативно получить поддержку по любым вопросам.
- Очные консультации со специалистами. Семьи с детьми до трех лет консультирует специалист по раннему развитию – родители могут получить ответы на все вопросы, касающиеся воспитания, развития и ухода за ребенком. Семьи с детьми от 3 до 7 лет могут получить поддержку сразу нескольких специалистов: психолога, дефектолога и логопеда.
- Театральная мастерская.
- Групповые занятия (7–18 лет).
- Группы подготовки к школе.
- Группы социально-творческого развития.
- Группы поддерживающего обучения.
Одна из задач фонда – дать родителям достоверную и актуальную информацию о развитии «солнечных детей». Осведомленность снимает страхи и помогает им по максимуму использовать возможности развития детей с синдромом Дауна.
Родители малышей от рождения до трех лет могут подписаться на рассылку с рекомендациями, актуальными для возраста ребенка. Всем семьям доступна большая электронная библиотека с тщательно отобранными материалам.
Пройти регистрацию для участия в программах можно в режиме online.
Автор: Екатерина Николаева, детский психолог,
специально для Mama66.ru
Источник
Даты проведения курса: 30.06 – 14.06
Курс повышения квалификации на 72 часа
Форма обучения очная, очная с применением ДОТ
Набор на курс открыт.
В рамках предлагаемого курса специалисты поделятся своими знаниями и практическим опытом в реализации комплексного подхода к развитию и обучению детей с синдромом Дауна и сочетанными нарушениями (ТМНР) и организации специальных образовательных условий на уровне дошкольного и начального школьного образования.
Слушатели получат сведения о типичных нарушениях развития у детей с синдромом Дауна и ТМНР. Научатся рассматривать особенности их развития с точки зрения компетентностного подхода, смогут грамотно подходить к их обучению и коррекции поведения.
Также на курсу будут рассмотрены методики, которые могут быть эффективно применены в процессе индивидуальной работы для развития речи, развития познавательной деятельности, коррекции сенсомоторных нарушений у детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Категория слушателей
Педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, учителя начальных классов, в том числе, работающие по программе 9.1, 9.2.
Этот курс подойдет вам, если:
- в вашем учреждении есть дети с синдромом Дауна и дети с ТМНР
- вы планируете создание специальных образовательных условий для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы повысить качество образовательных услуг для детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР
- вы хотели бы развивать инклюзивное образование и включать детей с синдромом Дауна и детей с ТМНР в группы обычных сверстников.
Разработчик курса – Медведева Татьяна Павловна. Первое образование — высшее медицинское, второе — психологическое. Закончила магистратуру МГППУ по специальности «Педагог-психолог инклюзивного образования». Более 20 лет работает с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР.
Автор книги «Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна» и методического пособия по работе с родителями «Команда консультирует семью»,
многочисленных статей для родителей и специалистов.
Ведущие курса – специалисты, имеющие большой практический опыт работы с детьми с синдромом Дауна и детьми с ТМНР, авторы статей, посвященных развитию, обучению и поведению детей с синдромом Дауна и ТМНР.
Учебно-тематический план
Результаты обучения
- вы научитесь использовать методику и материал для развития навыков счета «Нумикон», позволяющие детям с синдромом Дауна и ТМНР получить представление о количестве, числе, составе числа, элементарных арифметических операциях на наглядном материале;
- вы научитесь использовать методику обучения грамоте по методу Манске, которая, благодаря мультисенсорному подходу, позволяет детям с синдромом Дауна и ТМНР в игровой форме легко и с удовольствие освоить буквы, и может быть использована как для групповых, так и для индивидуальных занятий;
- вы научитесь приемам и методам включения ребенка с синдромом Дауна и ТМНР в инклюзивную группу: проведению занятий направленных на взаимодействие между детьми, развитию социально-бытовых навыков.
- вы узнаете об особенностях работы с родителями детей с синдромом Дауна и ТМНР, организации командного взаимодействия между специалистами, методе командного консультирования для выстраивания партнерских отношений с семьей и единой стратегии работы с ребенком.
Стоимость курса 15 000 рублей. Данный курс может быть реализован на базе вашего образовательного учреждения. При обучении больших групп слушателей предусмотрены скидки.
Реестровый номер оферты курса на портале поставщиков № 1841521-20.
Шифр курса на портале ДПО 03287-19/20-В.
Требования к слушателям курса
- наличие высшего образования
- получение высшего образования в настоящее время.
Документы, необходимые для зачисления на курс
- скан диплома с приложением об имеющемся высшем образовании, либо справка от образовательного учреждения (для студентов)
- скан паспорта
- свидетельство о браке (в случае изменения фамилии)
- заявление слушателя
Если вы заинтересовались курсом – заполните заявку, мы обязательно свяжемся с вами и ответим на все ваши вопросы. Также с нами можно связаться по телефону +7(495)923-03-65 или почте info@iaba.ru
Преподаватели курса
Медведева Татьяна Павловна
педагог-психолог инклюзивного образования,
автор книг и статей по проблемам поведения и обучения детей с ОВЗ
Источник
Кузякина Надежда Викторовна
Педагогический подход к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна
Кузякина Н. В. учитель-дефектолог
ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения»
(дошкольное подразделение) г. Тамбова
Слово синдром обозначает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна — это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека лишней хромосомы. По статистике один младенец из 800 появляется на свет с синдромом Дауна.
Что значит лишняя хромосома для ребёнка? Малыш будет медленнее развиваться и несколько позже своих сверстников проходить общие для всех детей этапы развития, ему будет труднее учиться. И всё же сейчас дети с синдромом Дауна имеют больше возможностей для развития. Большинство из них могут научиться ходить, говорить, читать и писать. Они смогут ходить в детский сад и учиться в школе, и вообще, делать то, что умеют другие дети.
Важную роль в жизни детей с синдромом Дауна в период формирования личности играет положительный опыт обучения и воспитания в группе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. В группе ребенок приобретает разнообразные знания, умения, навыки. Ребёнок узнаёт, что существуют определённые правила и дисциплина. Пребывание в дошкольном учреждении — это возможность для ребёнка с синдромом Дауна быть вовлечённым в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более успешными в речевом развитии. Дети с синдромом Дауна в различных областях развития могут находиться на разных уровнях. Каждому из них полезно на опыте узнать, как нужно общаться с окружающими, каждому важно, как следует отработать навыки самообслуживания, общей и тонкой моторики, координацию движений, важно научиться жить с людьми разных типов и разного поведения. Одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает в дошкольном учреждении — это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то прямо в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать совместно с другими. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.
Чтобы процесс обучения и воспитания ребёнка с синдромом Дауна в группе дошкольного образовательного учреждения проходил продуктивно и плодотворно как для самого ребёнка, так и для специалистов, необходимо составление индивидуальной программы обучения, воспитания и развития.
Индивидуальная программа — это коррекционно-развивающая образовательная программа, которая составляется по итогам оценки уровня актуального развития ребёнка и определяет цели и задачи дальнейшей работы по его развитию.
Целью программы является создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом его индивидуальных возможностей и особенностей (структуры дефекта ребёнка).
Достижение поставленной цели происходит путём реализации следующих этапов индивидуальной программы развития:
1. Начальный этап сбора информации о ребёнке. Данный этап включает в себя изучение анамнеза и сети социальных контактов семьи и ребёнка.
2. Диагностический этап — это изучение когнитивных и эмоционально-личностных особенностей ребёнка, определение зоны актуального и ближайшего развития.
3. Основной этап — развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это реализация программы в процессе коррекционно-развивающих занятий.
4. Заключительный этап — анализ результатов эффективности психолого-педагогической работы, подведение итогов.
В программе формулируются чёткие и конкретные цели, посредством чего они будут достигаться, на занятиях у какого специалиста будут формироваться и закрепляться данные навыки. Индивидуальная программа развития ребёнка составляется сроком на три месяца, далее её содержание дополняется, изменяется. При составлении индивидуальной программы для ребёнка с синдромом Дауна необходимо учитывать не только актуальные на сегодняшний день проблемы и трудности в развитии ребёнка, но и прогноз его ближайшего развития. При реализации программы необходимо создавать благоприятные условия для наиболее полного раскрытия потенциальных возможностей ребёнка.
В коррекционно-педагогической работе выделяются сильные стороны развития ребёнка с синдромом Дауна,на которые можно опереться:
— готовность приступать к различным видам деятельности;
— подражательность действиям и поступкам других детей;
— способность учиться на примере сверстников и взрослых, стремление копировать их поведение;
— лёгкость вступления в контакт.
Однако необходимо учитывать структуру дефекта ребёнка:
— отставание в моторном развитии — в развитии мелкой и крупной моторики;
— возможны проблемы со слухом и зрением;
— как правило, существуют проблемы с развитием речи;
— имеются трудности с овладением и запоминанием новых понятий и навыков;
— трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
— сложности с определением последовательности действий, явлений.
Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению, которые можно использовать в процессе развивающих занятий, многие из них имеют нарушения зрения.
Индивидуальная программа составляется с опорой на примерную адаптированную основную общеобразовательную программу дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией E.A. Екжановой, E.A. Стребелевой.Включает в себя такие разделы: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование деятельности, эстетическое развитие, блок коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, блок коррекционно-развивающих занятий логопеда. Содержание программы варьируется в зависимости от особенностей конкретного ребёнка.
Важным моментом является включение родителей в процесс обучения и воспитания они закрепляют полученные ребёнком знания, умения и навыки в домашней обстановке.
Для родителей очень важно, что их ребёнок посещает дошкольное учреждение, взаимодействие со специалистами даёт дополнительный стимул к развитию и ребёнку, и семье. Открытое общение специалистов дошкольного учреждения с семьёй жизненно важно для оптимального развития ребёнка с синдромом Дауна.
Таким образом, дети с синдромом Дауна так же, как и все дети, могут решать задачи умственного и физического характера, могут приобщаться к жизни группы дошкольного образовательного учреждения, могут творчески выражать себя. В процессе обучения и воспитания они осознают возможности собственного тела, способны развивать мышечный тонус и координацию движений. Они находят новых друзей, получают удовольствие от совместной деятельности, испытывают удовлетворение от успеха при выполнении посильных упражнений и заданий. Для этого в работе специалистов и семьи необходима постановка чётких целей и задач, определение сроков их достижения с учётом особенностей развития ребёнка с синдромом Дауна.
Литература:
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. / Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта». – М. «Просвещение», 2005.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта//Дефектология. -2000.-№3.
Источник
Родители должны знать, что вне зависимости от особенностей ребёнка ему положена школа. Какая она будет — инклюзивная или специальная — это выбор семьи. 21 марта, в Международный день человека с синдромом Дауна, президент фонда «Обнажённые сердца» Анастасия Залогина рассказывает, почему инклюзивное образование полезно для каждого ребёнка.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Инклюзия предполагает, что потребности особенных детей в школе понимают все: и учителя, и гардеробщицы, и работники столовой, и охранники, и родители типично развивающихся детей. Конечно, преподавателям нужна помощь, чтобы они могли менять учебные материалы и задания, справляться с нежелательным поведением ребёнка, использовать альтернативную или дополнительную коммуникацию. Всё это могут и должны делать специалисты службы сопровождения.
Если у родителей на руках есть заключение психолого-медико-педагогической комиссии, что ребёнку необходим тьютор, то руководство школы обязано его предоставить. Тьютор — это такой коммуникационный мостик между учителем и учеником. Он помогает ребёнку, когда тот не услышал или не понял задание, адаптирует упражнение под него.
Однако реальность такова, что специалистов, как и достаточного финансирования на дополнительного сотрудника, просто не хватает. В этом случае родители, если у них есть такая возможность, сами нанимают тьютора, который сидит вместе с их ребёнком на уроках.
Что совместное обучение даёт типично развивающимся детям
Когда речь заходит о плюсах совместного обучения, обычно в первую очередь говорят о том, что это очень полезно для детей с особенностями развития. Иногда родители возмущаются, что это смещает вектор внимания со всех остальных в классе. На самом деле исследования показывают, что для типично развивающихся детей в инклюзии тоже много плюсов:
- снижение страха перед различиями развития, повышение осведомлённости (меньше страха перед людьми, которые выглядят или ведут себя по-разному);
- рост толерантности к людям с особенностями развития, более эффективное общение со всеми сверстниками, в том числе типично развивающимися;
- улучшение самооценки;
- развитие личных моральных и этических принципов (меньше предрассудков, более высокая отзывчивость к потребностям других);
- развитие дружеских отношений внутри класса.
Почему это хорошо для детей с синдромом Дауна
В первую очередь это даёт им много новых возможностей. Многим из них нужна помощь в развитии социальных навыков и самоконтроля. Трудности во взаимодействии, неумение понимать и контролировать собственные эмоции — все эти проблемы можно разрешить только в социальной среде.
Типично развивающиеся сверстники становятся прекрасными ролевыми моделями, а дети с синдромом Дауна учатся отстаивать свою точку зрения, завязывать дружбу, помогать другим и принимать помощь через подражание. Этим навыкам нелегко научиться у взрослых. «Детская субкультура» — важная часть того, к чему ребята приобщаются в школе.
Исследования показывают, что ученики с особенностями развития лучше учатся читать и считать в инклюзивных классах. У них выше показатели посещаемости, меньше поведенческих проблем. Они чаще заканчивают среднюю школу, чем те, кто учится в специализированных классах, и продолжают своё образование в вузах.
Для детей с синдромом Дауна школа становится моделью реального мира. Ведь независимо от того, имеет ли ребенок трудности в обучении или когнитивном развитии, он будет сталкиваться с разными людьми на протяжении своей жизни. Некоторые люди будут из схожих культур и социальных групп. Другие — нет. Школьная обстановка — идеальная среда, чтобы понять и приспособиться к этим различиям.
Какие проблемы могут возникнуть и как с ними справиться
Когда дети с синдромом Дауна подвергаются насмешкам со стороны сверстников, многим родителям кажется, что первое и вроде бы логичное решение — перейти на домашнее обучение. Но это никак не поможет ребёнку освоить социальные правила и научиться находить друзей. Причина подобных насмешек чаще всего кроется в дефиците знаний о синдроме Дауна.
Исследования показывают, что поведение взрослых (учителей, воспитателей, родителей) во многом определяет отношения между детьми, которые будут складываться в образовательных учреждениях.
Если взрослые позволяют себе негативные или унижающие комментарии о детях, которые отличаются от других, это становится неписаной нормой
Один из способов профилактики буллинга — выбор наставников для детей с особенностями. Он помогает ребёнку с особыми потребностями выполнять задания на уроке, вовлекает его в активности во время перемен и после школы. Наставничество — добровольный выбор, но обычно дети с удовольствием откликаются на это. Конечно же, ребёнку-наставнику нужна помощь и много одобрения со стороны взрослых в том, чтобы правильно выполнять свою задачу.
Если ребёнок не может справиться с тревожностью и испытывает проблемы в общении, стоит подумать о групповой когнитивно-поведенческой работе. В этом случае он становится частью группы ребят не обязательно с синдромом Дауна, но тех, у кого тоже есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками.
Детство, несмотря на его важность, занимает небольшую часть нашей жизни. Но учёба в школе готовит учеников к общению с миром. Исследования говорят, что инклюзивное образование ведёт к инклюзии в обществе в целом и на работе. И если ребёнок с синдромом Дауна ходил в специализированное учреждение, ему будет во много раз сложнее адаптироваться в дальнейшем.
Список организаций, оказывающих услуги семьям с детьми с синдромом Дауна — реабилитационные центры, дошкольные и школьные учреждения, спортивные и творческие студии и другие — можно посмотреть здесь.
Фото: Shutterstock
Источник