Обучение детей с церебрастеническим синдромом

Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)

Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.

Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).

Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.

Трудности ребенка при этом следующие:

• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;

• Значительная истощаемость;

• Снижение концентрации внимания;

• Снижение контроля за своей деятельностью;

• Замедленный темп усвоения учебного материала.

Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.

Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.

Такие дети выделяются среди сверстников:

• Увеличенными размерами головы;

• Выпуклым высоким лбом;

• Иногда удлиненной затылочной частью головы;

•Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;

• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.

Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:

• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;

• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;

• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.

При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.

Главной помехой в обучении этих детей является повышенная утомляемость при умственной нагрузке, собственно церебрастенические проявления. Даже при сохранной учебной мотивации, положительной ориентации на обучение дети с ЦС могут дать умственное напряжение лишь на очень короткий срок. Утомление в первую очередь в расстройстве внимания (неустойчивость и сужение объема, а также в недостаточном контроле за собственными учебными действиями. Через 8 -10 минут работы, а то и раньше, ребенок уже только присутствует на занятии, будучи неспособны принимать в нем участие. Дети не могут полноценно работать, на занятии отвлекаются, не слушают педагога, становятся возбужденными или апатичными. Все это становится способом защиты от непосильных трудностей, «ухода» из ситуации обучения.

Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.

Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.

Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:

• Препараты, понижающие внутричерепное давление;

• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;

• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;

• Легкие успокоительные средства.

Охранительный режим включает в себя:

• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;

• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;

• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;

• Индивидуальная дозированная помощь педагога.

Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:

• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;

• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.

Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.

Источник

Мы с вами завершаем разговор о церебрастении у детей и взрослых и обсужаем вопросы, касающиеся лечения данной патологии. В общих чертах мы уже обсудили принципы лечения, типичные для всех групп пациентов, однако, в лечении детей, равно как и ранее, в диагностике, есть свои нюансы, связанные с возрастом и особенностями деткой психики. Их нужно учитывать при планировании терапии и выборе тех или иных средств. Немалую роль в процессе лечения будут играть сами родители, которые могут помочь ребенку скорее и активнее справиться с недугом.

Что важно в лечении детей?
Детишкам, больным церебральной астенией, необходимо строгое соблюдение режима дня, а также увеличение длительности прогулок на свежем воздухе. Необходимо, по возможности, избегать сильного переутомления, а также чрезмерных нагрузок, постепенно и ненавязчиво увеличивая их количество по мере того, как ребенок выздоравливает от своего недуга. На время лечения стоит отказаться от поездок в общественном транспорте и длительных переездов на автомобиле. Также стоит исключать в привычной для него обстановке очень громкие звуки и яркий свет. Это щадит психику и чрезмерно истощенную нервную систему, приводя ее постепенно к нормальному ритму функционирования.

Дети, которые страдают от церебральной астении, должны постоянно находиться под наблюдением у невролога и периодически проходить курсы медикаментозного лечения. В любых случаях, когда у детей нарушается адаптация в коллективе или обучение в обычной школе, может потребоваться помощь со стороны психолога и разработка для такого ребенка специальной коррекционной программы по обучению. Возможно, что такого ребенка по медицинским показаниям и по решению специальной врачебно-педагогической комиссии направят для обучения в специализированную коррекционную школу, где работают специально подготовленные для работы с такими детьми специалисты.

Родители ребенка, страдающего церебрастеническим синдромом, должны всеми илами поддерживать малыша, помогать ему во всем и ободрять при малейших успехах, но при этом не стоит ругать ребенка при его неудачах. Важно создание у ребенка полноценной уверенности в своих силах и достижения положительного результата при любых видах деятельности. Особой группой пациентов с данным синдромом будут дети школьного возраста. Они будут крайне ранимыми и плохо воспринимающими неудачи, в то время как учитель по незнанию может занести такого ученика в ряды двоечников и лентяев. Если выявлена неуспеваемость по всем из предметов, это должно насторожить родителей уже в самых начальных этапах обучения, поскольку только проведение своевременного лечения и специальные программы обучения помогут правильному и полноценному развитию ребенка в дальнейшей жизни.

Применение особых методик и средств лечения.
Нередко в лечении церебрастенического синдрома применяют гомеопатические препараты. Наиболее действенными из тех, что предлагаются специалистами в лечении можно считать такие, как Аневро, препарат для помощи в восстановлении организма после инфекционных патологий. Он помогает налаживать работу нервной системы после травм или сотрясения головного мозга. Применяют препарат у детей от 1 года и взрослых, дозируют соответственно рекомендации врача. Препарат не дает передозировки и побочных эффектов, он практически полностью безопасен. Никаких противопоказаний к его приему и побочных эффектов не выявлено. Препаат Белландин помогает при сильной возбудимости и бессоннице, неврозах. Его можно делят с 7 лет и взрослым, побочных эффектов и передозировки не указывается.

Препарат Цефальгин, это гранулы, применяемые при мигренях, головной боли и вегетоневрозах. Данных по побочным эффектам и передозировке также не имеется. Препарат Церебрум композитум рекомендуется при нарушениях в работе головного мозга, сильном отставании в развитии детей и наличии рассеянного склероза. Водят препарат внутримышечно по схеме. Нет также данных по его передозировках и побочных эффектах.

Лечебная физкультура в лечении церебрастении.
Занятия лечебной физкультурой это целый комплекс из упражнений, которые направлены на восстановление и укрепление организма в целом и мышечной системы в частности. При воздействиях на определенные группы мышц создается укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, а также тренировка спины и позвоночника, нормализуется процесс кровообращения. Обычно лечебную физкультуру применяют в комплексе со всем основным лечением. Как отдельная процедура в лечении она применяется редко. Упражнения и длительность занятий разрабатываются индивидуально для каждого из пациентов. В редких случаях, если проявления патологии сходны у нескольких пациентов, может быть назначено групповое занятие.

Несколько первых занятий проходят всего на протяжении 10-15 минут, это могут быть всего несколько простых упражнений, которые повторяются до 10-20 раз, а также несколько комплексов растяжек и дыхательные упражнения. По окончании упражнений пациенты обычно ощущают прилив сил, эмоциональный подъем и бодрость. По мере тренировок нагрузки постепенно будут увеличиваться, а количество занятий в неделю не превышает трех раз. Если же тренировки проводятся без учета возможностей, при перенапряжении мышц пациент может ощущать упадок сил и угнетение. Это может плохо сказаться на общем его психологическом состоянии. В лечении применяют строго дозированные нагрузки и внимательно контролируют общее состояние.

Методы профилактики церебрастенического синдрома.
Наличие церебрастенического синдрома существенно влияет на состояние нервной системы, поэтому нужно заботиться об исключении всех возможных факторов и возникновения возбудителей. Профилактику церебрастенического синдрома проводят с исключением стрессовых ситуаций, полноценным и правильным питанием, прогулками на свежем воздухе, отдыхом за городом на природе и эмоциональным расслаблением, созданием положительных эмоций. На общее состояние нервной системы могу влиять слишком нервная работа и неблагоприятное стрессовое окружение, развитие постоянных конфликтов. Во избежание переутомления нервной системы нужно стараться как можно больше отдыхать, посещать тихие и спокойные места. К примеру, хотя бы раз в неделю стоит прогуляться оп парку или лесу, провести отдых сне интернета и телевизора. Также отличной профилактикой церебрастенического синдрома будет прием витаминов для того, чтобы укрепить нервную систему. Отлично для этого подходят витамины группы В и препараты магния. При формировании неврозов легкой степени можно воспользоваться народными средствами или рецептами.

Прогнозы при церебрастении.
В целом прогноз и ожидаемые последствия при церебрастеническом синдроме достаточно благоприятны. Важно только тщательно следить за самочувствием и состоянием больного, его поведением и не нарушать установленного режима дня, физической нагрузки и питания. Кроме того, крайне желательным будет исключение их окружения всех стрессовых факторов и раздражителей. У детей в школьном возрасте церебрастения может перерастать в отставание по отдельным дисциплинам, попадание детей под влияние дурных компаний, легкой ранимости и замкнутости в себе. Поэтому именно школьником, именно данной группе пациентов, стоит уделять наибольшее внимание. При некоторых из признаков регресса применятся ноотропные препараты. И таким детям нужны будут положительные эмоции и постоянная психологическая их поддержка.

Если ваш ребенок подрос и стоит вопрос о службе в армии, решение об этом принимается специальной врачебной комиссией в военкомате. Нередко при перемене обстановки, с обычной на стрессовую, может провоцироваться церебрастенический синдром с новой силой. Поэтому именно с этим диагнозом вопрос о службе стоит особо остро. Новобранцы, которые привыкли к спокойной и размеренной жизни, попадают в рамки жесткого контроля и ограничений о многом. Психика может отказаться принимать новые окружающие условия, и на фоне такого шока формируется заболевание или его обострение. Поэтому, нередко наличие церебрастенического синдрома является противопоказанием для службы в армии.

Еще статьи на тему «Расстройства нервной системы»:

Астения после родов. Самодиагностика астении.

Тестирование на астению, диагностика.

Лечение астении.

Профилактика и прогнозы при астении.

Инсульт — что это и чем опасно?

Признаки инсультов.

Особенности ишемического инсульта.

Ишемические атаки и геморрагический инсульт.

Основы реабилитации при инсульте.

Методы реабилитации при инсультах.

Восстановление основных функций после инсульта.

Основа профилактики инсультов.

Церебрастения — что это?

Виды астенического синдрома.

Церебрастения у детей и взрослых. Проявления.

Диагностика и лечение церебрастении.

Традиционное и нетрадиционное лечение церебрастении.

Оценка психического состояния — как это проводится?

Оценка неврологического профиля — как ее проводят?

Признаки психических отклонений — как их обнаружить?

На какие признаки отклонений в психике нужно обращать внимание?

Признаки опасного поведения. Оказание психиатрической помощи.

Что такое память и как она формируется?

Нарушения памяти. Феноменальная память — гипермнезия.

Типы нарушений памяти

Проблемы памяти у детей

Методы развития памяти у детей

Лечение проблем памяти у детей и взрсолых.

Болезни кожи, связанные с нервной системой

Что такое панические атаки? Откуда они?

Причины панических атак

Как проявляются панические атаки, как их распознать?

Когда панические атаки протекают тяжелее или легче?

ВСД и панические атаки, тактика поведения при атаке.

Как помочь себе при панической атаке. Как ставят диагноз?

Как справляться с паническими атаками самому или при помощи близких?

Панические атаки, лечение. Проявления у детей

Что такое эпилепсия?

Виды эпилепсии, их особенности

Особенности разных видов эпилепсии

Особые виды мигреней у детей

Что нужно при мигрени у детей?

Стрессы у малышей: причины развития

Профилактика стрессов у малышей

Методики борьбы со стрессами у малышей

Откуда берется синдром Дауна?

Как возникает синдром Дауна?

Причины энуреза у детей: почему кроватка мокрая?

Что нужно делать при энурезах у детей?

Неврологические препараты детям: когда применим пантогам?

У ребенка болит голова, что делать?

Причины болей в спине, их лечение и профилактика

Анорексия: опасность для мамы и дочки

Все болезни – от нервов

Гимнастика для позвоночника

Как вылечить повышенную потливость ног?

Причины мигрени, ее диагностика и лечение

Питание при стрессе: что стоит знать?

Причины и способы избавления от бессонницы

Источник

  • Дочке 9 лет учится во 2 классе. С детства её запустил невролог. Она у меня очень в школе скованна, зажата, отвечает на уроке тихо, да ещё учитель не понимает, а отыгрывается на ней. Хочу перевести дочь в др.школу . Скажите как правильно построить разговор с директором, как хорошо себя зарекомендовать учителю. Стоит ли говорить о проблемах по неврологии или как? Хочу чтоб учитель нас поняла, что с церебрастеническим синдромом ребенок требует больше похвалы со стороны учителя, что она медленнее решает, дольше думает, ну и вообще чтоб расположила учитель к себе. А в старой школе у нас учитель занизил ей самооценку, кричит и и вообще … ужас. Дочь жалко , плачу с ней когда она рассказывает, что с ней в классе ни кто не дружит и обижает.

  • Anonymous

    22.04 12:47

    #80370800

    А Вы в коррекционный класс не хотите ее перевести?Ей там легче и проще будет.А то так и будете школы менять….Как вариант,можно попробывать частную школу, если Вас возьмут, но вот там, уж точно про неврологию говорить НЕНАДО.Там таких не любят и не берут.

  • Anonymous

    22.04 12:57

    #80370989

    Вы имеете ввиду началку или вообще 10-ти летку? А потом клейма не будет на ребенке?

  • Сейчас — началку, а дальше — видно будет.
    7й вид — это не 8й, который не дает аттестата. Это обычная стандартная программа, просто мало детей в классе и специально подготовленные учителя.

  • Если Вы считаете, что часть проблем дочери можно снять похвалой и повышением самооценки — не надейтесь на учителя. Сами захваливайте, мотивируйте, поощряйте.
    У Вас как-то так от посторонних людей все проблемы — невролог запустил, учитель накричал.
    Если ребенок имеет серьезные объективные сложности со здоровьем и обучением — биться за адаптацию приходится в первую очередь родителям, совместно со специалистами, выбранными по отзывам.
    Школьный учитель мало что может сделать, даже если очень захочет. У него на Вашу дочь нет специального времени для занятий. Просто не ругать ребенка, который плохо тянет программу — не выход. Вы можете просить какое-то время не вызывать ребенка к доске или еще что-то, если это часть методики, помогающей скорректировать ситуацию. Но Вам придется убедить учителя, что это будет результативно.
    Учитель заинтересован в хорошей успеваемости детей и не может «просто оставить их в покое», даже по просьбе родителей.

  • Anonymous

    22.04 13:41

    #80371719

    А зачем ребенка со спазмом сосудов отправлять в школу для детей с ЗПР? С какой целью? Надо снять спазм и впредь следить за этим. И все. Вы сами попробуйте учиться с вечно «тяжелой» головой. Наладится кровообращение, ребенок оживет и все будет в порядке.

  • Для начала надо перестать сваливать на других проблемы.Это Вы-мама поздно ими озадачились, плохо работали над теми проблемами,что у нее были и есть.
    Не надо сваливать на учителя-общайтесь со своим ребенком сами,больше занимайтесь.Ну или действительно 7 вид,где такое отношение будет оправдано,ибо в общеобр.школе где 30 человек в классе индивидуального внимания вероятнее всего не будет.

  • Anonymous

    22.04 15:56

    #80374122

    А что это такое?

  • Аноним

    22.04 16:00

    #80374190

    Еще советую позаниматься с учителем-дефектологом и чтобы дочка походила в психологические группы, занятия с нейропсихологом.

  • А Вы думаете мы не ходим? И на занятия нейропсихологом и логопедом, но я не обвиняю во всем учителя, но она не расположила дочку к себе, она просто говорит что Вы от неё хотите? что за ответ .. такой деби….. Нейропсихолог тоже говорит что дочке желательно мягкого учителя. Она просто задалбивает её. И при всём классе (тем более).

  • Потому что церебрастения — это форма ЗПР.
    Мой с такими же сосудами вполне пристойно учится

  • Я бы перевела ребенка однозначно в другую школу, а на этого учителя написала бы жалобу, если она оскорбляет ребенка. Записала бы на диктофон и в инет еще выложила. Учитель не имеет права оскорблять ребенка, это ужасно. Очень жаль вашу дочь, переводите ее, конечно, тем более и друзей нет- ее в этом классе ничего не держит.
    В новом классе, имхо, в диагнозы лучше не вдаваться, человеку без медобразования порой трудно оценить ситуацию верно, а само наличие диагноза тут же накладывает клеймо. Лучше просто обозначить особенности ребенка и все, попросить более мягкого отношения, сказать, что сложно адаптируется, что до этого был излишне строгий учитель и т.п..

  • Я не знаю, где Вы территориально, но у нас в Лефортово есть прекрасная школа здоровья «Ковчег», она довольно известна в Москве. Там учатся вместе здоровые дети и дети с особенностями (как сейчас говорят), но школа не коррекционная, диплом обычной общеобраз. школы. Индивидуальный подход, классы по 10 чел., воспитатель на класс, логопеды-дефектологи, куча кружков. Я знаю, что туда со всей Москвы возят, но попасть сложно.

  • Спасибо большое за понимание

  • Anonymous

    23.04 09:41

    #80381399

    И я замечательно училась, раньше ведь подобные диагнозы не ставили.Я о своей проблеме узнала уже будучи взрослой.
    У одной из дочерей тоже проблемы с сосудами (астения), и она хорошо учится, мало того у нее просто огромная нагрузка, которая и для здорового ребенка сразу стала бы непосильной. Но занимаюсь я этим с ее 5-ти лет, и все введено постепенно при строгом режиме дня. Да, если вдруг что то появляется сверх и внезапно то ребенка «штормит», конечно.
    Тут просто мама узнала вдруг и начала метаться. Хотя по сути менять то ничего не надо, кроме того что таким ребенком надо заниматься.Сейчас мама прийдет в себя после известия, пройдет с ребенком обследования, врачи расскажут о необходимом образе жизни, она все организует, наладит, и все будет хорошо.

  • Вы пишете немного о другом. Астения — это не цереброастенический синдром. У сына он есть, и я прекрасно понимаю маму. Когда твой ребенок не может учиться, когда не можешь понять что такого сложного в элементарных школьных предметах, когда ребенок устает от обычной, не выше среднего нагрузки, и вдруг узнаешь, что этому всему есть объяснение… становится действительно не по себе. А если еще и учитель не идет навстречу, а даже напротив усугубляет проблему ребенка… тут просто волком выть хочется иногда
    Наш сын, к сожалению, огреб эту проблему после сотрясения мозга и через год 2,5-часового глубокого наркоза с ИВЛ и машиной сердце-легкие. Я представляю себе о чем пишет мама и насколько важен правильный подход к ее ребенку

  • Переводите однозначно.
    Если есть возможность, то хорошо бы в школу здоровья или что-то подобное с небольшим количеством детей в классе и психологическим сопровождением процесса

  • Anonymous

    23.04 10:55

    #80382367

    Я с этим синдромом с детства живу и прекрасно на своей собственной шкуре знаю все эти ощущения. Это как плыть в горячей воде, когда выкладываешься по полной, а продвигаешься еле еле, это как бегать в парной бане, когда каждый шаг дается с дикой нагрузкой. Вот так и учиться с этим синдромом. Это как сквозь вату продираешься. Но вот лечение все это улучшит.
    Да, мама внезапно узнала диагноз и ей надо время свыкнуться с ним. И учитель ведь тоже не знал, он считал что ребенок попросту ленив и небрежен. Но кто мешает все отладить теперь?
    А астения это тоже еще тот подарочек, это когда 10 примеров решил великолепно, а 11-ый уже нет, потому истощение наступает моментально и сразу. И после перегрузки надо очень длительное время на восстановление. Т.е. человек может нормально жить только в рамках, все что за этим для него нервный срыв и хаос, в котором он не может себя контролировать.

  • ИМХО, стоит перевести.
    Ищите учителя (по отзывам, по рекомендациям) с опытом работы с такими детьми.
    У моего сына астено-невротический синдром + минимальная мозговая дисфункция. Я просто объяснила это учителю, пояснила некоторые моменты особого поведения сына, заверила, что мы работаем над ситуацией, не запустили ситуацию и не бездействуем.

    Ищите хорошего невролога, который сможет подобрать оптимальную корректирующую терапию. Если возможно, выпросите для дочери т.н. «облегченный» режим, когда можно один день в неделю отдыхать дома, не посещая школу.

  • Учитель, позволяющий себе оскорблять детей, не подлежит отладке, увы

  • А кто вам сказал, что я ребенком не занимаюсь?
    Мы просто обходимся без «пропить таблеточки».

  • Когда я переводила ребенка у меня спрашивали не столько про успеваемость сколько про поведение ребенка. Подумайте о школьных недостатках и их озвучте в новой школе — причину смены спросят однозначно. Просто сказать, что моему ребенку нужен особый подход — не лучший вариант.

  • Спасибо большое за советы. А поясните у кого можно выпросить облегченный» режим? И ещё , а Вы где наблюдаетесь? Живём в Москве, посоветуйте невролога, или психоневролога, пожалуйста!!!!

  • Спасибо за Ваше понимание. Вы знаете хорошего невролога? Посоветуйте,

  • Просто поговорить с учителем. А вам с ЗПР в 7 виде и так он будет облегченный.

  • Не знаю невролога Сама регулирую нагрузку, да и с учителем повезло… не с первого раза

  • Anonymous

    26.04 22:33

    #80439299

    Вы спрашивали хорошего невролога. Посмотрите отзывы в интернете о Тяпкиной Светлане Николаевне. Ходила к ней по рекомендации в клинику на Приорова, 36, но судя по её графику работы она должна ещё где-то работать.

  • Anonymous

    29.04 12:40

    #80469522

    А Вы проходили лечение там ? Если кто может ещё посоветовать нейропсихолога и психолога чтобы социализировать ребенка, чтоб не боялась спросить у учителя, научили заводить друзей, быть более коммуникабельней. Доче 9 лет

  • Источник