Общий адаптационный синдром у детей
Важной задачей практических психологов и воспитателей является информирование и консультирование родителей по облегчению адаптации ребенка к условиям детского сада. Рассмотрим симптомы адаптационного синдрома и подумаем, как, совместно с родителями, помешать его развитию.
Даже незначительные изменения в жизни ребенка приводят к нарушению его эмоционального состояния, сна, аппетита и т.д., а такое важное событие, как вступление в дошкольное учебное заведение — это настоящее испытание адаптационных возможностей организма ребенка, которое может привести к развитию адаптационного синдрома.
Адаптационный синдром — это совокупность адаптационных реакций ребенка, возникающие как ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия.
В развитии адаптационного синдрома выделяют три стадии:
1. Тревожность, которая может длиться от нескольких часов до двух суток, включает в себя две фазы — шок и послешоковая реакция (на последней происходит мобилизация защитных реакций организма);
2. Сопротивляемость — устойчивость организма к различным влияниям повышается, что приводит либо к стабилизации, либо к истощению;
3. Истощение — защитные реакции организма ослаблены, организм и психика утомлены.
Во время адаптационного синдрома у ребенка могут наблюдаться похудение, падение кровяного давления, ухудшение аппетита и сна и тому подобное. Поэтому для недопущения острых реакций организма ребенка родители должны заранее, за несколько месяцев до вступления в детский сад, принять меры.
Анализируем симптоматический комплекс адаптации
В каком бы возрасте ребенок впервые не пришел в дошкольное учебное заведение, для него это сильное стрессовое переживание. На уровне физиологии в период адаптации определяют десинхронизующее влияние подкорки на кору больших полушарий головного мозга ребенка. В то же время происходит активизация отдела вегетативной нервной системы, который отвечает за реакцию и поведение ребенка в стрессовых ситуациях. Вследствие этих физиологических процессов у дошкольника-новичка наблюдают:
— реакцию тревожного ожидания;
— нарастание нервного напряжения;
— повышение мышечного тонуса;
— спазм периферических сосудов и тому подобное.
Выделяют у ребенка, только что пришедшего в детский сад, среди других, и такие внешние признаки, как:
— бледность или покраснение кожи;
— изменение частоты дыхания и пульса;
— выраженная настороженность и беспокойство.
В первые дни пребывания в детском саду новые дети практически не общаются и нечетко воспринимают то, что им говорят. Они обычно наблюдают за поведением других детей и взрослых, присматриваются и прислушиваются. Их деятельность, как правило, хаотична и непродуктивна.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Гораздо легче дети-новички воспринимают невербальные сигналы — интонацию говорящего, его мимику и жесты, чем словесные инструкции.
Следует отметить, что в период адаптации происходит слом привычного стереотипа жизни, в котором ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно. Кроме того, психику ребенка травмирует разлука с матерью и другими близкими взрослыми, которые беспокоились о нем с рождения. Особую роль в этой вынужденной ситуации играет тот факт, что маленький ребенок не умеет мыслить во временной перспективе, то есть ребенка преследует мысль: «Мама уходит навсегда!». Это порождает тревогу, неуверенность, незащищенность, к которым часто добавляются чувство одиночества, ненужности.
Во время периода адаптации к новым условиям жизни поведению детей характерны:
— повышенная возбудимость;
— раздражительность;
— несдержанность;
— капризность;
— крик и плач.
Ребенок пытается изменить положение вещей, которое его не удовлетворяет, и, одновременно, проверить, насколько может рассердиться мать, которая не хочет его больше видеть, и взрослые, с которыми его оставляют, а также определить таким образом, хорошие они или нет.
Возможен и другой вариант развития событий, ведь для некоторых детей, наоборот, характерны депрессивные реакции:
— заторможенность;
— отчужденность от окружающих;
— закрытость от окружающей среды.
Совсем необычным для ребенка является и пребывание в детском коллективе среди 15-20 сверстников, это значительная нагрузка для его нервной системы. Дошкольник входит в достаточно сложную систему отношений, распределение игрушек, внимание воспитателя, согласование намерений и желаний разных детей. Важно понимать, что даже повышенный уровень шума в группе сначала травмирует психику ребенка и только через некоторое время наступает привыкание.
Выделяют следующие причины стрессовых перегрузок ребенка:
— отличное от семьи демографическое положение — один взрослый и много детей;
— достаточно строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых ребенка могут отругать;
— игнорирование некоторых потребностей ребенка;
— общение сразу со многими взрослыми людьми, которые являются чужими и от которых ребенок зависит, часть из них может ему не нравиться;
— длительное пребывание в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна.
Важно, чтобы родители в этот период относились к ребенку очень внимательно, заботливо, пытаясь помочь ему пережить этот сложный период в жизни, а не были назойливыми наставниками и борцами с детскими капризами.
class=»eliadunit»>
Помогаем родителям облегчить адаптацию ребенка
Перед тем, как идти в детский сад, родители должны спокойно и просто объяснить ребенку, что в детском саду он, как и все дети, останется без родных, а также пообещать непременно очень скоро его забрать.
Чтобы ребенку было легче ориентироваться, целесообразно разделить его пребывание в детском саду на короткие промежутки времени: «Сначала ты поиграешь игрушками, потом позанимаешься, а когда вы с детьми пойдете на прогулку, я за тобой приду».
Вечером родителям следует договориться с ребенком о том, что завтра он побудет немного сам с воспитателем. Обязательно необходимо обосновать свое отсутствие «неотложными» делами. Если при первом же напоминании ребенок напрягается, лучше пока не рисковать, подождать некоторое время.
Первый день в детском саду не может продолжаться более 1,5-2 часов. В дальнейшем время пребывания ребенка в группе следует увеличивать осторожно и постепенно, ориентируясь на поведение ребенка и обсудив это с воспитателем.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Ребенок чувствует настроение родителей и также нервничает, если нервничают и переживают они. Поэтому, родителям стоит настроиться на позитивные мысли, на то, что все будет хорошо. Ребенок, не увидев тревожных, несколько растерянных, или же и вовсе испуганных глаз родителей, и сам убедится, что все хорошо.
Первый день пребывания в детском саду должен приходиться не на начало недели, а на среду или четверг — день, ближе к выходным. Сокращенная рабочая неделя и соответственно увеличенные выходные позволят ребенку полноценно восстановить силы организма.
Не следует забывать также и о такой особенности маленьких детей, как «заражение эмоциями» — заплакал один ребенок, и почти сразу начинают плакать еще двое-пятеро уязвимых, тех, кто находится в детском саду меньше времени. Такое «заражение», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому, прежде чем вести ребенка в детский сад, родители должны узнать, сколько новичков принимают в группу в течение недели, в какое время их приводят. Если одних новичков приводить в группу в утренние часы, то других следует принимать во второй половине дня. Если их больше чем три, то лучше вообще перенести первый день посещения детского сада на следующую неделю.
О продолжительности пребывания второго дня следует договориться с воспитателем, обсудив поведение ребенка в первый день. За первую неделю количество часов, проводимых ребенком в детском саду не должно превышать трех часов в день. Увеличивать время пребывания ребенка дошкольного возраста в новом коллективе можно только ориентируясь на его хорошее эмоциональное состояние.
Желательно, чтобы родители детей-новичков вечером дома обязательно отпраздновали радостное событие вступления в детский сад, рассказали всем домашним, как ребенок провел там время, с какими детьми там познакомился, в какие игры играл. Следует поделиться в ближайшем окружении положительными эмоциями о пребывании ребенка в детском саду.
В дальнейшем родители должны как можно чаще советоваться с воспитателем, совместно анализировать поведение, настроение и состояние ребенка. Возможно, через некоторое время у ребенка появятся признаки усталости. В таком случае необходимо несколько дней приводить его в детский сад только на прогулку или удлинить выходные за счет хотя бы понедельника. Если пренебречь симптомами усталости на начальном этапе адаптации, то это может привести к развитию адаптационного синдрома, ведь нервная система ребенка имеет довольно низкую работоспособность, а, находясь в стрессовой ситуации, становится еще более уязвимой. Чтобы избежать осложнений и обеспечить легкий адаптационный период следует обеспечить оптимальный постепенный переход ребенка из семьи в доу, и таким образом обеспечить одну из основных потребностей маленького ребенка — потребность в постоянном окружении.
Внимание к ребенку в период адаптации
Казалось бы, сделано много, ребенок установил контакт с воспитателем, свободно ориентируется на игровой площадке, в групповой комнате и в остальных помещениях. И все равно он страдает из-за разлуки с родителями. Ребенок плаксив, просится на руки ко всем домашним, вроде проверяет, любят еще его родные или нет. В этом случае ребенку полезно спокойно, без напряжения завтракать и обедать дома. Необходимо быть очень внимательным к ребенку, обеспечить телесный контакт, поскольку тактильные ощущения: объятия, ласки и т.д., действительно успокаивают ребенка.
Кроме того, следует обеспечить ребенку облегченный режим дня: раньше укладывать спать, дольше находиться с ним в момент засыпания, предлагать любимую еду, не кормить насильно. Дети в это время теряют много энергии, а нервное напряжение сказывается на многих процессах:
— кто только начал говорить, может перейти снова на лепет и жесты в общении;
— кто недавно пошел, может вернуться к ползанию;
— ребенок уже ел самостоятельно и довольно аккуратно, а теперь просит, чтобы его кормили.
Во время адаптационного периода родителям необходимо создать условия для спокойного отдыха ребенка дома.
Снижаем риск заболевания ребенка-новичка
Большинство детей действительно начинают болеть в период адаптации. Это связано с функциональной незрелостью организма маленького ребенка, поэтому ему нужна особая забота и попечение взрослых.
Эмоциональный шок, который переживает ребенок, резко снижает защитные силы организма. Однако действительными причинами такого болезненного состояния редко выступает непосредственное инфицирование или ошибки и упущение персонала детского сада. Часто болеть начинают именно те дети, которые не могут привыкнуть к изменениям в своей жизни, приспособиться к новым условиям, переживают сильный стресс из-за посещения детского сада. Именно стрессовая ситуация в период адаптации значительно ослабляет иммунную систему ребенка.
Следует отметить, что заболевания в период адаптации, в редких случаях действительно являются результатом инфицирования, в основном психосоматические, то есть они являются защитной реакцией на психологический дискомфорт, переживания ребенка. Нервная система ребенка претерпевает большие нагрузки, поэтому организм ребенка прибегает к «психосоматической защите»:
— повышение температуры;
— затрудненное дыхание;
— рвота;
— кишечно-желудочные расстройства;
— сыпь на коже.
Заболев, ребенок возвращается в привычную домашнюю обстановку, в которой он хорошо адаптирован. Такой «уход в болезнь» от стрессовой ситуации продолжаться до тех пор, пока ребенок окончательно не приспособится к условиям детского сада, не почувствует себя в безопасных и привычных для него условиях. Предотвратить этот «уход» можно путем снижения интенсивности нагрузки, то есть, сократив время пребывания ребенка в дошкольном учебном заведении или создав облегченные условия.
Изменения в эмоциональном состоянии, кроме резкого повышения заболеваемости, приводят также к нарушениям сна, резкого уменьшения веса, что у ребенка обычно приводит к ухудшению физического здоровья. И вместе со снижением речевой активности и игровой деятельности составляют симптоматический комплекс адаптации — показатели, по которым оценивают продолжительность адаптационного периода и его сложность.
Характерной реакцией ребенка в период адаптации является ощущение озноба, которое объясняют возрастными особенностями периферического кровообращения в ситуации стресса. У ребенка мерзнут ножки, ручки. Поэтому стоит позаботиться, чтобы в первые недели он обязательно носил теплые носки и кофточку. Так можно снизить вероятность простудных заболеваний. Также ребенок может легко заболеть из-за несоответствия температурных режимов дома и в детском саду.
В группе ребенок контактирует со многими детьми и взрослыми. Кто-то кашляет, у кого-то начинается насморк и тому подобное. Аэробная среда, конечно, отличная от той, к которой привык ребенок в домашних условиях. Учитывая это, в группе обязательно проводят одностороннее проветривание в присутствии детей, и сквозное — при их отсутствии в группе.
Стоит заметить, что даже легкое покраснение зева, небольшой насморк у ребенка являются противопоказаниями для посещения им группы, 3-4 дня его следует подержать дома. Как правило, все дети, которые впервые пришли в детский сад, на 5-7-й день заболевают острой респираторной инфекцией. Поэтому уместным будет перерыв в посещении доу с 4-го до 9-10-го дня.
Обеспечиваем физиологический комфорт ребенка
Обеспечение надлежащего физического и физиологического состояния ребенка достигают соответствием между двумя режимами: домашним и режимом детского сада. Домашний режим является ритмом жизни ребенка. Поэтому, прежде чем вести его в детский сад, следует приблизить домашний режим к тому режиму, по которому живет и возрастная группа в детском саду, в которую пойдет ребенок. Это уменьшит его физиологический дискомфорт во время пребывания там. Иначе возникнут проблемы:
— ребенку предлагают есть, когда он не голоден, потом через некоторое время у него появляется чувство голода, ребенок начинает капризничать, плакать;
— или хотеть спать и засыпает за обедом, а перед этим, на прогулке, плакал, потому что хотел есть.
Иногда совпадение ощущений голода и усталости может стать двойным источником гнева и раздражения ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — фактически реакция противостояния ситуации, которая не устраивает.
Однако ругать ребенка за его капризы, раздражительность, агрессию нельзя. Это не его вина. Физиологический дискомфорт приводит к эмоциональным срывам и нервному перенапряжению, что, в свою очередь, вызывает психосоматические заболевания.
Если режим, по которому ребенок живет дома, и тот, по которому живет детская группа в детском саду, кардинально отличные по времени и последовательности режимных моментов, то родителям есть над чем поработать. В этом случае родителям ребенка не помешает консультация с педиатром или медицинским работником детского сада.
Заметим, что придерживаться установленного режима необходимо постоянно: и в выходные и праздничные дни, и после окончания периода адаптации.
Итак, в период адаптации к условиям дошкольного учебного заведения и родители ребенка, и работники детского сада должны обеспечить ребенку психологический и физиологический комфорт, стараться уменьшать нагрузку на хрупкую детскую нервную систему, максимально облегчить переход ребенка в новое социальное пространство.
Источник
Адаптационный синдром — сложный симптомокомплекс, возникающий под воздействием на организм человека раздражающих факторов, причиняющих вред здоровью. Проще говоря, это особая реакция на стресс. В основе патологии лежат усилия организма, который приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. Впервые термин «адаптация» появился в 1936 году. В переводе с латинского языка adaptatio означает «приспособление».
О происхождении адаптационного синдрома повествует теория Селье. Этот ученый описал процесс активации защитных механизмов в ответ на воздействие экзогенных факторов. Студент университета Праги в 1926 году наблюдал за людьми с различными заболеваниями внутренних органов, которые проявлялись отсутствием аппетита, миастенией, гипертензией, апатией, слабостью, разбитостью. У всех больных имелись схожие изменения в структуре надпочечников, лимфоузлов, желудка. Спустя десятилетие Г. Селье доказал, что в ответ на стресс в организме развиваются неспецифические физиологические реакции, с помощью которых он приспосабливается к изменяющимся условиям среды.
Сначала в организме активизируются рефлексы – сосудодвигательные, секреторные, защитные, трофические. Постепенно к ним присоединяются гуморальные факторы — выброс в кровь биологически активных веществ: адреналина, гистамина. Они включают механизмы, обеспечивающие адаптацию организма – ретикулярную формацию головного мозга и гипоталамо—гипофизарно—надпочечниковую систему. Гипоталамус продуцирует рилизинг-гормоны, от концентрации которых зависит работа гипофиза и периферических эндокринных желез. Гипофизарные клетки выделяют в кровь кортикотропин, стимулирующий секрецию глюкокортикостероидов. В процесс одномоментно вовлекаются прочие нейрогуморальные механизмы и ЦНС в целом.
В человеческий организм природа заложила все возможные адаптационные механизмы. Человек считается живым существом с самой высокой степенью выживаемости. Его ресурсы и запас жизненной энергии просто потрясают. Симптоматика большинства заболеваний появляется и начинает беспокоить, только тогда, когда площадь пораженной ткани достигнет 70%. До этого больной чувствует лишь преходящие недомогания и легко с ними смиряется. Такое пренебрежение собственным здоровьем часто заканчивается плачевно.
Стадии
Этапы или стадии общего адаптационного синдрома:
- Тревога связана с нарушением равновесия гомеостатических механизмов и активизацией физических ресурсов организма. На стресс первоначально реагируют структуры эндокринной системы, особенно кортикотропный, тиреотропный и соматотропный механизмы. Эта стадия длится максимум двое суток. В крови повышается концентрация глюкокортикоидных гормонов и адреналина. Организм человека вынужден подстраиваться под подобные изменения. Сначала нарушается функционирование основных систем организма, что проявляется кислородным голоданием тканей, гипотензией, гипертермией, гипогликемией. Лимфоциты стремительно покидают вилочковую железу, селезенку и лимфоузлы, что приводит к их опустошению. В крови возникает эозинопения, а в желудке появляются эрозии и язвы. Шоковое состояние сменяется восстановлением работы внутренних органов благодаря выбросу надпочечниками кортикостероидов.
- Организм сопротивляется воздействию негативных факторов. На этой стадии все усилия направлены на поддержание равновесия внутренней среды при изменившихся внешних условиях. Благодаря устойчивости организма к различным раздражителям и патогенным факторам, его общее состояние нормализуется, работоспособность систем восстанавливается, наступает выздоровление. Стадия резистентности означает, что организм способен удерживать постоянство внутренней среды даже при значительно изменяющихся внешних условиях. При этом снижается секреция тиреоидных гормонов, гипертрофируется кора надпочечников, усиливается выработка глюкокортикостероидов. Благодаря этим процессам состояние организма остается стабильным. Вторая стадия заканчивается полным восстановлением функций или сменяется третьей стадией – истощением.
- Под непрекращающимся воздействием негативных факторов защитные механизмы ослабевают, и организм истощается. Когда внутренние силы полностью исчерпают себя, наступит летальный исход. Это связано со снижением функциональной активности коры надпочечников, приводящей к сбою в работе других органов и систем. Организм испытывает большую нагрузку, возникают симптомы первой стадии, с которыми он уже не может справиться, что приводит к физическому дефекту или гибели больного.
Если негативный фактор обладает силой, несовместимой с жизнью, организм не сможет долго находиться на стадии тревоги. Он погибнет в первые часы или дни патологии. Если организм справится, наступит стадия резистентности, на которой резервы расходуются сбалансировано. Процессы жизнедеятельности при этом протекают нормально. Но ресурсы человеческого организма не безграничны. Если негативный фактор не прекращает своего воздействия, запасы внутренней энергии иссякают, и наступает истощение.
Причины
Стресс — основной фактор, провоцирующий развитие общего адаптационного синдрома и способствующий появлению психосоматической симптоматики. На стресс реагируют все органы сердечно-сосудистой, эндокринной, пищеварительной, нервной, дыхательной систем.
Причиной патологии может стать любой экзогенный фактор, оказывающий неблагоприятное воздействие на организм человека. К таким факторам относятся: травматические повреждения, гипо- или гипертермия, физическое перенапряжение, кровопотеря, некоторые лекарственные препараты, инфекционные агенты — бактерии, вирусы, грибы, простейшие, гельминты, ионизирующее излучение, смена места жительства и часового пояса, семейный разлад, резкая перемена погоды, смерть или болезнь близких, финансовые трудности, рождение ребенка, хроническое недосыпание.
Адаптационный синдром чаще всего развивается у лиц, нервная система которых обладает низкой устойчивостью к стрессовому воздействию. Обычно это беспокойные и тревожные люди, не проявляющие инициативу и отрицающие общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности. В группу риска также входят лица, истощенные болезнью или тяжким трудом; имеющие в анамнезе патологии ЦНС; пожилые, особенно одинокие старики.
Селье изучал этиологические факторы и патогенетические основы общего адаптационного синдрома. Он установил, что в основе патологии лежит сложный механизм. При активации гипофизарных клеток выделяется АКТГ, и повышается функциональная активность коркового слоя надпочечников. Это происходит очень быстро – за считанные минуты или секунды. На клетки гипофиза прямое влияние имеет гипоталамус, который вырабатывает рилизинг-фактор – стимулятор гипофизарной секреции. Экспериментально доказано, что при дисфункции коры надпочечников снижается общая сопротивляемость организма, восстановить которую можно введением стероидных гормонов. Их Селье называл адаптивными.
Клиника
Проявлениями патологии являются:
- слабость — результат любого потрясения,
- дисфункция самого слабого органа,
- снижение иммунитета и развитие инфекционных патологий,
- одышка — при незначительном стрессовом воздействии,
- учащенное дыхание до пересыхания слизистой носоглотки — при длительном и сильном переживании,
- стеснение, дискомфорт, боль в груди — признак спастического сокращения дыхательных мышц,
- приступы удушья,
- головная боль и головокружение,
- тахикардия,
- бессонница ночью и сонливость днем,
- отсутствие аппетита,
- гипергликемия,
- всплеск эмоций, чувство неконтролируемой тревоги, страха, возбуждения, агрессии,
- отчаяние, безнадежность,
- тошнота, однократная рвота,
- гипергидроз,
- озноб и жар,
- боль в животе,
- тенезмы и диарея,
- онемение конечностей – «ватные» ноги,
- недержание мочи.
К тяжелым признакам патологии относятся желудочно-кишечные кровотечения, гиперфункция и гиперплазия коркового слоя надпочечников, дисбаланс гормонов в крови, нарушение кроветворной функции, инволюция селезенки, нарушение обмена веществ с преобладанием процессов распада.
Диагностика и лечение
Заподозрить адаптационный синдром у больного можно, если у него на протяжении трех месяцев неоднократно возникала одна и та же реакция на стресс, проявляющаяся характерными клиническими признаками. Кроме общей соматической симптоматики, у пациентов возникают психические отклонения и социальные проблемы.
Симптомы при адаптационном синдроме очень похожи на проявления заболеваний внутренних органов. Заподозрить синдром можно по тому факту, что клинические признаки у больного затрагивают сразу несколько систем организма. Для подтверждения диагноза проводят полное лабораторно-инструментальное обследование, включающее УЗИ внутренних органов ЭКГ, ФГДС, рентген, анализы. В крови определяют уровень гормонов — статинов и либеринов, адренокортикотропного, тиреотропного и соматотропного гормонов, глюкокортикостероидов. В результатах данных исследований не должно быть каких-либо отклонений от нормы. Подтвердить наличие патологии, вызванной сильным стрессом, может психотерапевт или психиатр после беседы с больным или специального тестирования. В пользу стрессовой реакции свидетельствует изменение концентрации в крови кортизола и адренокортикотропного гормона.
Лечение адаптационного синдрома начинают с немедикаментозного воздействия:
- Психотерапия. Чтобы реально помочь пациенту, врачу необходимо выявить фактор, ставший причиной стресса. В ходе доверительной беседы психотерапевт обращает внимание на страхи и переживания больного. К основным методам лечения относятся: гипноз, релаксация, тренинги.
- Физическая активность – прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, плавание, любимый вид спорта, посещение тренажерного зала.
- Коррекция образа жизни — правильное питание, исключение алкоголя, борьба с ожирением, оптимальный режим труда, полноценный отдых и сон.
- Справиться с адаптационным синдромом помогут также дыхательные техники, йога, общение с людьми, путешествия, позитивный настрой.
Медикаментозную терапию назначают в запущенных случаях, когда другие методы не дают положительного результата, когда нарастает страх, тревога и ухудшается общее состояние.
Лекарственную терапию назначают психоневрологи:
- витамины группы В: В1, В2, В3, В6, В12,
- успокоительные средства – «Валокордин», «Корвалол»,
- ноотропы — «Пирацетам», «Винпоцетин»,
- седативные препараты растительного происхождения – «Ново-Пассит», «Персен»,
- антидепрессанты – «Флуоксетин», «Азафен»,
- транквилизаторы – «Феназепам», «Алпразолам».
Профилактические мероприятия при адаптационном синдроме заключаются в ведении здорового образа жизни, включающего регулярные спортивные занятия, закаливающие процедуры, посещение аутотренингов, коррекцию рациона питания. Эти методики помогут организму адекватно реагировать на стрессы, травмы, инфекции. Чтобы избежать развития патологии, необходимо сознательно выработать психологические барьеры, защищающие от отрицательных эмоций и факторов, травмирующих психику.
Видео: лекция по адаптационному синдрому
Видео: синдром биологического стресса Селье
Видео: общий адаптационный синдром и стресс
Источник