Общетоксический синдром при инфекционных заболеваниях сестринский уход
Тема 5.23. Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
План :
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Цель:Сформировать у студентов знания об основных симптомокомплексах при инфекционных заболеваниях, в частности общетоксическом синдроме.
Задачи:
Познакомить учащихся с понятием, симптомами общетоксического синдрома.
Научить правилам организации сестринского ухода при заболеваниях , сопровождающих общетоксическим синдромом.
В результате изучения данной темы студент должен:
иметь представление:
— о роли комплексного ухода при общетоксическом синдроме.
— о механизме возникновения этого синдрома
знать:
— понятие «общетоксический синдром»,
— клинические проявления,
— типы температурных кривых,
— организацию сестринского ухода,
Синдром- закономерное сочетание симптомов, обусловленные единым патогенезом.
Организм человека при развитии инфекционного процесса реагирует комплексно, т.е. отвечает своеобразными реакциями со стороны различных органов и систем. Комплекс этих реакций и обуславливает в клинической картине инфекционных болезней общетоксического синдрома.
В клинике инфекционных болезней общетоксический синдром – один из наиболее часто встречающихся . соответствует генерализованному процессу с циркуляцией возбудителя в крови, его распадом, высвобождением и накоплением эндотоксинов. Наблюдается при среднетяжелом и тяжелом течении многих инфекционных болезней.
Признаки этого синдрома разнообразны. Клинически он представляет собой сочетание лихорадки с многочисленными симптомами интоксикации.
Симптомы интоксикации – это головная боль различной интенсивности, слабость, общая разбитость, мышечная слабость, боли в мышцах, суставах, снижение аппетита, нарушение сна, иногда тошнота и рвота. Кроме этого к симптомам интоксикации относятся нарушения психики больного : возбуждение, угнетение, расстройства сознания. У детей младшего возраста могут возникать судорожные приступы.
Самым частым проявлением общей интоксикации является лихорадка, которая относится к защитным реакциям организма. Лихорадка может возникать одновременно с другими признаками инфекционного заболевания , присоединятся к ним или появится значительно раньше. Лихорадка возникает в результате воздействия на клетки организма различных продуктов жизнедеятельности возбудителя – токсинов, антигенов, аллергенов. При повышенной температуре тела организма человека усиливаются фагоцитоз, выработка антител и образование интерферона.
ЦНС на начальных этапах лихорадки всегда характеризуется торможением коры, чувство разбитости, усталости, головная боль, бред, бессонница или сонливость. ЦНС при повышенной температуре тела может быть угнетена или, наоборот, активизирована. Например, лихорадящие больные при сыпном тифе бывают возбуждены, многословны, агрессивны; при брюшном тифе- угнетены, немногословны, пассивны.
ССС обычно реагирует на повышение температуры тела учащенным сердцебиением. На каждый 1 С подъема температуры пульс больного, как правило, увеличивается на 8-10 ударов. АД в начале лихорадки повышается за счет спазма периферических сосудов. Но при некоторых заболеваниях— при тифах ,бруцеллезе на фоне высокой температуры отмечается брадикардия .эти заболевания сопровождаются выраженной интоксикацией.
Лихорадка у больных с сердечнососудистой патологией нередко приводит к синусовой аритмии, изменениям на ЭКГ. При длительном течении лихорадки, при критическом снижении температуры тела может возникать падение артериального давления вплоть до коллапса; кроме того, детям с высокой лихорадкой могут угрожать сердечная недостаточность, микроциркуляторная недостаточность.
Система дыхания также реагирует на повышение температуры тела.
В первой стадии лихорадки частота дыхания незначительно снижается, а во второй – учащается, иногда в 2-3 раза, но глубина дыхания снижается. Повышение температуры головного мозга вызывает учащенное дыхание – тахипное.
При заболеваниях , сопровождающих лихорадкой, часто увеличивается выделение с мочой азотистых продуктов, в частности мочевины, а также происходит нарушение водно- электролитного обмена, что проявляется повышением или понижением диуреза, повышенной потливостью больных.
Большинство ИБ имеет острое начало, при этом температура тела у больных повышается очень быстро, в течении нескольких часов. Больной точно указывает не только день, но и час начала болезни (внезапное начало). Это наблюдается при менингококковой инфекции. Острое начало обычно сопровождается ознобом. Он может быть потрясающим при таких заболеваниях , как малярия, сепсис. При постепенное повышение температуры тела в течении нескольких дней больной не может указать день начала болезни. Это наблюдается при брюшном тифе, бруцеллезе.
Продолжительность лихорадки также важна для постановки диагноза. При многих острых ИБ лихорадки длятся менее 5 суток- грипп, дизентерия, дифтерия, сальмонеллез. Более длительная лихорадка в течение 6- 10 суток характерна для лептоспироза, инфекционного мононуклеоза, ГЛПС.
Обеспечение занятия
Наглядные пособия_________________________________________
Раздаточный материал_______________________________________
___________________________________________________________
Технические средства обучения_______________________________
Литература :
Основная:
1.Практика инфекциониста. В.С.Васильев, В.И.Комар.- 2-е изд. Выс.шк. Мн.1994
Дополнительная:
2.Инфекционные болезни в поликлинической практике: Руководство для врачей.-СПб:Гиппократ, 1993.
Ход занятия:
1.Организационный момент — 2 мин.
2.Формулировка и мотивация темы, цель занятия – 4 мин.
3.Проверка исходного уровня знаний 5мин.
4.Изложение нового материала 70мин.
5.Закрепление нового материала и подведение итогов 5 мин.
6. Задание на самоподготовку 2 мин.
7. Задание на дом 2мин.
Содержание занятия с методическим обоснованием
1. Организационный момент –преподаватель приветствует студентов, проверяет форму и внешний вид студентов, готовность аудитории к лекции.
2. Преподаватель формирует тему занятия: «Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции», объясняет необходимость изучения данной темы, ставит цели, которые предполагается достигнуть в ходе изучения материала.
3. Преподаватель проверяет исходный уровень знаний с помощью вопросов для фронтального опроса.
4. Преподаватель излагает новый материал, используя текст лекции в соответствии с планом лекции.
5. В заключении лекции преподаватель задает вопросы, направленные на закрепление нового лекционного материала, объясняет непонятные и наиболее сложные моменты лекции, отвечает на вопросы студентов, подводит итог лекции.
6. Преподаватель диктует задание на дом.
План занятия:
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Тема 5.23. Ведущие симптомокомплексы при инфекционных заболеваниях. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
План :
1. Понятие « Общетоксический синдром»
2. Симптомы интоксикации
3. Общетоксический синдром при тифо- паратифозных заболеваниях, бруцеллезе, менингококковой инфекции и других заболеваниях.
4. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции.
Цель:Сформировать у студентов знания об основных симптомокомплексах при инфекционных заболеваниях, в частности общетоксическом синдроме.
Задачи:
Источник
§1. Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции
Организм человека при развитии инфекционного процесса реагирует комплексно, то есть отвечает своеобразными реакциями со стороны многих органов и систем. Комплекс этих реакций и обуславливает появление в клинической картине инфекционных болезнейобщетоксического синдрома,признаки которого отличаются большим разнообразием. Это головная боль, слабость, общая разбитость, мышечная слабость, ломящие боли в мышцах, суставах, снижение аппетита, нарушение сна, иногда тошнота и рвота. К симптомам интоксикации относятся и нарушения психики инфекционного больного: возбуждение, угнетение, расстройства сознания. У детей младшего возраста могут возникать судорожные приступы.
Самым частым проявлением общей интоксикации является лихорадка, которая относится к защитным реакциям организма. Лихорадка может возникать одновременно с другими признаками инфекционного заболевания, присоединяться к ним или появиться значительно раньше. В основе ее развития лежит изменение нейрогуморальной регуляции, за счет которой происходит повышение теплообразования в печени и в мышцах и уменьшение теплоотдачи. Лихорадка возникает в результате воздействия на клетки организма различных продуктов жизнедеятельности возбудителя – токсинов, антигенов, аллергенов. При повышенной температуре тела организма человека усиливаются фагоцитоз, выработка антител и образование интерферона.
Центральная нервная система при повышенной температуре тела может быть угнетена или, наоборот, активизирована. Например, лихорадящие больные при сыпном тифе бывают возбуждены, многословны, агрессивны, при брюшном тифе — угнетены, немногословны, пассивны.
Сердечно-сосудистая система обычно реагирует на повышение температуры тела учащением сердцебиения. На каждый 1°С подъема температуры пульс больного, как правило, увеличивается на 8-10 ударов. АД в начале лихорадки несколько повышается за счет спазма периферических сосудов. Тахикардия не всегда бывает при лихорадке. При некоторых заболеваниях (брюшной тиф, возвратный тиф) на фоне высокой температуры отмечается брадикардия. Эти заболевания сопровождаются выраженной интоксикацией.
Отсутствие тахикардии может быть связано с дислокацией головного мозга, вызванной отеком мозга, и ущемлением ствола мозга в большом затылочном отверстии, что приводит к угнетению сердечно-сосудистого центра и вследствие этого к брадикардии.
Система дыхания также реагирует на повышение температуры тела. В первой стадии лихорадки частота дыхания незначительно снижается, а во второй – учащается, иногда в два-три раза. Повышение температуры головного мозга вызывает учащенное дыхание (тахипноэ).
Нарушение в системе пищеварения проявляется потерей аппетита. Снижается секреция слюны, язык становится сухим и обложенным. Нередко возникают запоры.
При заболеваниях, сопровождающихся лихорадкой, часто увеличивается выделение с мочой азотистых продуктов, в частности мочевины, а также происходит нарушение водно-электролитного обмена, что проявляется повышением или понижением диуреза, повышенной потливостью больных.
За счет ускоренного разрушения витаминов при выраженной и длительной лихорадке развивается гиповитаминоз.
Характеристика лихорадки имеет важное диагностическое значение. При ее оценке учитывается начало, выраженность, длительность лихорадки, тип температурной кривой, сроки появления и характер органных поражений, влияние лекарственных препаратов на лихорадку.
Большинство инфекционных заболеваний имеет острое начало, при этом температура тела у больных повышается очень быстро, в течение нескольких часов. Больной точно указывает не только день, но и час начала болезни (внезапное начало).
Острое начало обычно сопровождается ознобом. Он может быть потрясающим при таких видах болезней, как малярия, сепсис.
Постепенное повышение температуры тела в течение нескольких дней (больной не может указать день начала болезни) наблюдается при таких заболеваниях, как брюшной тиф, бруцеллез.
Снижение температуры тела также может быть различным.
Лизис –постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней.
Кризис– это быстрое снижение температуры в течение одного дня.
Чаще всего снижение температуры тела при разных инфекционных болезнях происходит лизисно. Критическое падение температуры тела в течение нескольких часов может наблюдаться, например, при малярии.
Высота лихорадки имеет определенное диагностическое значение. Некоторые инфекции (холера, вирусный гепатит) протекают вообще при нормальной температуре тела. Для ботулизма, парагриппа, риновирусной инфекции, краснухи характерен субфебрилитет (до 38°С). Умеренная лихорадка (38-39°С) присуща большинству инфекций (грипп, корь, рожа, сальмонеллез, шигеллез, тифы и др.). С высокой температурой тела (39-41°С) протекают геморрагические лихорадки, менингококковая инфекция, малярия, сепсис, легочные формы чумы, туляремия, сибирская язва.
Продолжительность лихорадки также важна для постановки диагноза. При многих острых инфекционных болезнях лихорадки длятся менее пяти суток (грипп, другие ОРВИ, дизентерия, дифтерия, детские инфекции, сальмонеллез). Более длительная лихорадка в течение 6-10 суток характерна для лептоспироза, инфекционного мононуклеоза, ГЛПС; лихорадка до 20 суток – для сыпного, брюшного тифов, паратифов А и В, бруцеллеза, малярии и др. Реже встречаются инфекционные болезни (сепсис, ВИЧ – инфекция) с длительностью лихорадки более 20 суток.
В диагностике инфекционных заболеваний большое значение имеют определенные типы лихорадок, соответствующие определенной температурной кривой. График этой кривой рисуется медсестрами в так называемом температурном листе, в котором ежедневно регистрируются показатели утренней и вечерней температуры тела больных.
Различают следующие типы лихорадок:
· постоянную,когда у больного длительно держитсявысокая температура тела с суточными колебаниями не более 1°С (при брюшном тифе, паратифах, сыпном тифе, псевдотуберкулезе и др.);
· послабляющую,когда суточные колебания температуры тела составляют 1–2°С и снижение её до нормы не происходит (при клещевом риккетсиозе, геморрагических лихорадках, вирусных энцефалитах);
· перемежающую (интермиттирующую), когда происходит правильное чередование высокой и нормальной температуры тела, суточные колебания ее составляют 3 – 4°С (при малярии, клещевом возвратном тифе;
· возвратную (реккурентную), когда происходит правильное чередование высоколихорадочных и безлихорадочных (апирексия) периодов длительностью 2–7 суток (при возвратном сыпном тифе, содоку – болезни укуса крыс);
· волнообразную (ундулирующую), когдапостепенное повышение температуры тела до высоких значений сменяется постепенным её снижением до субфебрильной, а иногда и нормальной; через 2–3 недели цикл повторяется (бруцеллёз, лейшманиоз);
· истощающую (изнуряющую, гектическую), когда длительно суточные колебания температуры тела составляют 3-5°С и происходит критическое снижение её до нормы (сепсис, генерализованные вирусные инфекции);
· неправильную (атипичную) лихорадку, когда суточный ритм нарушен, имеются повышения температуры тела по утрам и спады к вечеру.
Следует отметить, что при раннем применении антибиотиков и антипаразитарных средств температурная кривая может измениться
При большинстве инфекционных болезней общетоксический синдром протекает с одинаковыми симптомами: головная боль, разбитость, усталость, высокая утомляемость и т.д. Но при некоторых инфекционных заболеваниях проявления интоксикации имеют свои характерные особенности.
Источник
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей:
Общетоксический синдром. Сестринская помощь при нарушениях терморегуляции
Организм человека при развитии Самым частым проявлением общей интоксикации является лихорадка, которая Сердечнососудистая система обычно реагирует на повышение температуры тела Система дыхания также реагирует на повышение температуры тела. В первой стадии Характеристика лихорадки имеет важное диагностическое значение. При ее оценке Лизис — постепенное снижение температуры тела в течение нескольких дней. Чаще всего снижение температуры тела при разных инфекционных болезнях Продолжительность лихорадки также важна для постановки диагноза. При многих Конфигурация температурной кривой играет заметную роль в диагностике. Так, при | |
Категория: статьи | Добавил: cmc24 (22.03.2011) | |
Просмотров: 4913 | Рейтинг: 4.0/4 |
Источник