Общение родителей и детей синдром
Мама, папа и ребенок – счастливая семья? К сожалению, иногда гармоничные отношения в этом трио рушатся по причине поведения одного или обоих родителей, которые отстраняются от ребенка. Почему так происходит? И какими последствиями это обернется для детей? Разбираемся вместе с психологом.
Конфуций говорил: «Счастье – когда тебя понимают, большое счастье – когда любят, а настоящее счастье – когда любишь ты». Было бы замечательно, если бы наши отношения с окружающим миром складывались именно таким идеальным образом. Но это получается далеко не у всех. Иногда человек очень хочет изменить свою жизнь, но снова и снова попадает в одну и ту же травмирующую ситуацию. Отчего так происходит? Давайте разберемся.
Родом из детства
Большинство наших сценариев поведения закладываются в детстве. Мама и папа были для нас целым миром, из которого мы и черпали свои ориентиры – как взаимодействовать с окружающими, как получать желаемое, как оценивать происходящее. И как относиться к самому главному человеку своей жизни – к себе.
Отношения, царящие в семье, не могут не влиять на миропонимание ребенка. Тут имеет значение и то, как родители относятся именно к нему, и то, как они общаются между собой.
Вариант 1. Каждый сам по себе
Мама и папа отстранены друг от друга и от ребенка. Отец приходит вечером с работы, и родные его не беспокоят. Мама поглощена соцсетями, а дети смотрят мультики.
В природе детеныш, исключенный из стаи, просто погибнет, ведь ему не у кого научиться механизмам выживания. То же происходит с человеком – на эмоциональном уровне он чувствует оторванность от окружающего мира. Если ребенок не видит, как его родители общаются и решают свои проблемы, ему неоткуда взять схему взаимодействия с людьми. Такие дети предпочтут общение с природой и животными.
Вариант 2. Папа + я
Это тип отношений, в которых мама изолирована, а ребенок общается только с отцом. Папа отстраняется от мамы, демонстрирует открытое неуважение к ней. Такое поведение родителя одинаково опасно для детей, независимо от их пола: девочка в будущем будет подсознательно подавлять свою женственность, чтобы не стать мишенью, как мама, а мальчик – копировать отношение и поступки отца (читайте также: «Сын за отца: дети знаменитых спортсменов (и кем они хотят стать в будущем)»).
Вариант 3. Мама + я
Отец изолирован, ребенок общается только с матерью, а мама отстранена от папы. В такой семье девочка на эмоциональном уровне будет считать себя продолжением матери, а значит, не сможет достичь своей женственности. Поскольку значение мужчины будет постоянно преуменьшаться, выросшая дочь не сможет построить полноценных интимных отношений, т.к. подсознательно мать запрещает ей иметь «взрослую сексуальность». Мальчик же вырастает инфантильным, тесно связанным со своей матерью.
Вариант 4. Мама, папа, но не я
Родители общаются между собой, но отстраняются от ребенка. Так бывает, когда семью создают совсем молодые люди, и воспитание малыша полностью возложено на бабушку и дедушку. Отсутствие родительского поведения со стороны отца приводит к тому, что ребенок подсознательно ищет себе наставника или учителя. Непроявленное материнство чревато проблемами с идентификацией женской составляющей у детей, негативным отношением к собственному телу.
Судьба ребенка может сложиться двояко:
если он воспитывался бабушкой и дедушкой, впоследствии он выберет партнера значительно старше себя или вовсе откажется от любовных отношений;
ребенок берет на себя ответственность за своих инфантильных родителей, быстро взрослеет. У него как бы украли детство, и он может пытаться восполнить это через игры, компьютерные или азартные.
Вариант 5. Мы вместе только из-за тебя
Родители конфликтуют между собой и хотят развестись, но остаются вместе из-за ребенка. При этом каждый из них общается с малышом. Подсознательно ребенок чувствует свою вину, и это укрепляет в нем установки «я никого не могу сделать счастливым», «я во всем виноват». Вместе с тем, он может испытывать глубокую подавленную злость на своих родителей. Из такого типа отношений вырастают очень хорошие переговорщики – дипломаты, учителя и т.п.
Вариант 6. Папа – всему голова
Центральным звеном отношений является отец. Он общается и с ребенком, и с матерью, но между мамой и малышом нет близости. Это приводит к идеализации отца. В таких отношениях на подсознательном уровне начинается женское противостояние между матерью и дочерью за внимание главного в их жизни мужчины (читайте также: «Конкуренция между матерью и дочерью, или Когда победа означает поражение»).
Сыну же отец подсознательно запрещает быть лучшим и даже равным, поддерживая соперничество и вражду. Вырастая, такой мальчик будет проявлять точно такой же агрессивный настрой по отношению ко всем окружающим мужчинам.
Вариант 7. Наша мама лучшая на свете
Связующим звеном в семье является мама. Она общается с ребенком и с отцом, но доступ малыша к папе осуществляется только через мать. Девочка из таких отношений вынесет подсознательное ограничение на общение с мужчинами, а мальчик будет ненавидеть отца, поскольку воспринимает себя единственным достойным партнером матери.
Хотя эти типы отношений никогда не встречаются в чистом виде, они существенно влияют на человека во взрослой жизни. Единственный выход из этой ситуации – осознанность. Нужно понять, какие эмоции и чувства вы подавили по отношению к своим родителям, вербализировать их, дать им выход.
Мы не можем менять других людей, своих родителей – и подавно. Но мы всегда в силах изменить свое отношение к ним. Осознать, что они нас любили. Дать им право на ошибки. И построить внутри себя новый гармоничный образ своей семьи. Именно это позволит создать конструктивные отношения с окружающим миром.
Наталья Брага – перинатальный психолог, карьерный коуч.
Фото: Getty Images
Источник
Семья – один из важнейших элементов современного общества. От благополучия и
гармонии в семье зависит в том числе психологическое состояние всех ее членов.
В современных условиях развития общества особую значимость приобрела семья и
внутрисемейные отношения, обострилась проблема общения в семье, поскольку
семейные взаимоотношения носят менее эмоциональный и духовный характер. В
современном быстроменяющемся мире у людей всё меньше времени остаётся для
общения друг с другом, а общение с детьми, подчас, сводится лишь к
удовлетворению элементарных потребностей.
Многие родители не знают, чем живут их дети, что происходит в их внутреннем
мире. Но дети – это будущее. И от того, как их воспитывают, зависит очень многое
в жизни. Каждая эпоха, каждая культура всегда оказывала и оказывает своё
специфическое, более или менее благоприятное влияние на развитие детей. В
прежние времена жизнь ребёнка была в большей степени предопределена нормами и
традициями и т. к. жизненный путь был уже изначально предопределён, практически
не существовало выбора и возможности что-либо изменить. В последнее время
действительность меняется так стремительно, что условия жизни отдельно взятой
семьи в значительной степени влияют на формирование и развитие детей.
Большинство современных семей не может обеспечить в достаточной мере
потребность детей в общении и в обществе. Семья всё больше превращается в
сообщество «по интересам», где лишь живут, едят и спят. Порой индивидуализм
настолько возрастает, что члены семьи зачастую лишь сосуществуют друг с другом.
В таких семьях практически не остаётся проблем, которые семья должна решать
сообща, что лишает детей и родителей опыта совместных эмоциональных переживаний.
Конечно, родители стремятся дать своим детям всё лучшее, оградить их от излишних
тревог, обеспечить им «светлое будущее». Но в погоне за благами цивилизации, они
порой забывают о необходимости простого, доверительного общения.
Младший школьный возраст – это первый этап осознанного отношения ребенка к
общению и совместной деятельности, в это время происходит укрепление его чувства
успешности. При этом психика ребенка наиболее уязвима и чувствительна, младшие
школьники зачастую теряют присущую дошкольникам эмоциональную активность и
жизнерадостность, испытывают трудности в обучении и поведении. Основная роль
взрослого в этот период – это защитник, поэтому очень важным моментом является
максимальное доверие между родителями и детьми, способность взрослого не только
слышать, но и слушать волнения и переживания своего чада.
Как уже говорилось, многие родители считают, что у маленьких детей не может
быть проблем. Психологическая практика показывает, что ребенок, испытывая
внутреннее напряжение, не всегда может описать словами, что его беспокоит. И
часто родители обращаются к психологу при проявлении негативных симптомов, таких
как агрессивность, конфликтность, повышенная эмоциональность, застенчивость.
Такие дети часто испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми. А
общение – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с
собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и
жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а также осознание
особенностей себя и других людей и учёт их в ходе общения. Всему этому ребенок
научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми.
Возникновение детских проблем зачастую связано со стереотипностью
родительских представлений о воспитании. Например, некоторые родители стараются
выполнять все требования и малейшие капризы ребенка, развивая тем самым эгоизм и
потребительское отношение к окружающим, или покупают своим детям много подарков,
как бы компенсируя недостаток общения со своим ребенком.
Общение – это главное условие для развития в жизни человека
Общение – это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на
взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий
взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию
совместной деятельности.
В возрасте 3-7 лет ведущей является игровая деятельность, а ведущими
потребностями становятся потребность в самостоятельности, новых впечатлениях и в
общении.
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися, умеющими
общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в
сложном мире взаимоотношений со сверстникам и взрослыми. Задача взрослых –
помочь ему в этом.
Как известно, существуют следующие стили общения:
1. Авторитарный. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их
ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень
категоричны и неуступчивы. Закрыты для постоянного общения с детьми,
устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения,
позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как
правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны. Девочки на
протяжении подросткового возраста остаются пассивными и зависимыми. Мальчики
могут стать неуправляемыми и агрессивными.
2. Либеральный. Родители слишком высоко ценят своего ребёнка,
Считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во
всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли
ребёнку такая свобода? Детям предоставлен избыток свободы, т. е. руководство
родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети
склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно,
не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и
решительными, творческими людьми.
3. Индифферентный. Проблемы воспитания не являются для родителей
первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится
решать самому.
4. Авторитетный. Родители осознают важную роль в становлении личности, но за
ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо
диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию
детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети
превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся,
обладают высокой самооценкой.
Помните!
- Ребенка постоянно критикуют – он учится ненавидеть.
- Ребёнок живёт во вражде – он учится быть агрессивным.
- Ребёнок живёт в упрёках – он учится жить с чувством вины.
- Ребенок растет в терпимости – он учится понимать других.
- Ребенка хвалят – он учится быть благородным.
- Ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.
- Ребенка поддерживают – он учится ценить себя.
- Ребёнка высмеивают – он учится быть замкнутым.
- Ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в
этом мире.
Доверительность общения
Самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении,
Оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее,
разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты
сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение
минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои
чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Подумайте и ответьте
1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
2. С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
3. Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с
вами?
Сделаем вывод…
Вывод
- Чаще улыбаться;
- Общаться с детьми не меньше 3 часов в сутки;
- Радоваться успехам ребенка. Не раздражаться в момент его временных
неудач; - Терпеливо, с интересом слушать рассказы ребенка о событиях в его жизни;
- Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации;
- Создавать в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Помня о том, что в этом возрасте для ребенка ведущей является игровая
деятельность, мы можем делать шаги к взаимопониманию с ним, просто играя! Игра,
с одной стороны, дарит сиюминутную радость, а с другой – всегда направлена в
будущее, так как в ней моделируются либо какие-то жизненные ситуации, либо
закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности,
необходимые личности ребенка.
Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда
практическими действиями – показать, научить, направить – ему не поможешь. В
таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли.
Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе
его называют «активным слушанием».
Что же это значит – активно слушать ребенка?
Техника активного слушания
1. Занять правильное положение по отношению к собеседнику (глаза должны
находиться на одном уровне). Психологические исследования показали, что человек
воспринимает преимущественно невербальную информацию, поэтому наша поза является
для детей самым сильным сигналом о том, насколько мы готовы его слушать и
услышать.
2. Повтор услышанного. Повторяя то, что вы слышите от ребенка, вы выражаете
готовность принять ту информацию, которую он до вас пытается донести (будь то
рассказ о действиях, или о мыслях, или о чувствах).
3. Делать паузы между фразами. Паузы помогают говорящему разобраться в своих
переживаниях и одновременно почувствовать, что рядом с ним – понимающий их
человек.
4. Обозначение чувств. Называйте чувство, которое ребенок пытается выразить
рассказом.
5. Чувства – в утвердительной форме. Ответы должны отражать сочувствие и
звучать не в вопросительной, а в утвердительной форме.
Правила активного слушания
1. Полностью сконцентрируй свое внимание на собеседнике. Обращай внимание не
только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.
2. Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.
3. Не давай советов.
4. Не давай оценок.
5. Поза (Необходимо сидеть напротив человека; корпус наклонен немного
вперед.)
6. Взгляд (доброжелательный, смотреть в глаза).
7. Стимуляция собеседника к рассказу (Угу, Ага и т.д.).
Итак, что может дать техника активного слушания?
– Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка,
(разделенная радость удваивается, а разделенное горе уменьшается);
– Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает больше
рассказывать о себе;
– Ребенок учится сам решать свои проблемы;
– Ребенок начинает активно слушать родителей.
– Родители становятся более чувствительными к проблемам и нуждам ребенка,
легче принимают его «отрицательные» чувства, то есть меняются и сами родители!
Вот некоторые упражнения, игры, направленные на снятие напряжения,
успокоение, мышечное расслабление, релаксацию дыхания.
1. Упражнение «Воздушный шарик»
Упражнение проводится сидя или стоя. Родитель: «Представь себе, что сейчас мы
с тобой будем надувать шарик. Вдохни воздух, поднеси воображаемый шарик к губам
и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувай его. Следи глазами за
тем, как твой шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут
узоры на нем. Представил? Я тоже представила наши огромные шары. Дуй осторожно,
чтобы шарик не лопнул. А теперь покажем их друг другу». Упражнение можно
повторить 3 раза.
2. «Игра без правил»
Цель: создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения,
активного слушания и т.д.
Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая
начало фразы: «Мне нравится, что ты…» и добавляя к ней свое утверждение. Тем
самым возникает позитивный диалог.
3. «Зеркало»
Цель: эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения,
формирование умения подчиняться требованиям другого.
Участники становятся в две шеренги. Один человек в паре – водящий и
показывает разные движения, другой – зеркало, все повторяет. Затем меняются
ролями.
4. «Машины»
Цель: налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие
тактильных ощущений.
Работа в парах (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины», родитель – в
роли «мойщика машины». В течение 5 минут машину приводят в порядок: моют,
протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используя как можно больше
ласковых слов.
Затем меняются ролями.
5. «Только вместе!»
Цель: физический контакт, возможность почувствовать друг друга,
сотрудничество. Работа в парах (родитель и ребенок). Надо встать спина к спине и
попробовать медленно, не отрываясь от партнера, сесть на пол. И точно также
встать.
6. Упражнение «Хвасталки»
«Я …, мой ребенок…» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен
охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за
тебя!»
В заключение можно сказать, что необходимо заниматься со своими детьми, хотя
бы полчаса в день, находить время для совместных занятий и чтобы они приносили
радость и Вам и ребенку! Хотелось бы закончить словами известного педагога о
том, что дети – это наше будущее, правильное их воспитание – это наше счастливое
будущее, плохое воспитание – это наше горе и слезы.
Источник