Оборудование для работы с детьми синдромом дауна
Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.
Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.
Что делать?
Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.
Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.
Занятия с детьми
Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.
Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.
При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:
- сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
- пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
- пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
- сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
- различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).
Результаты
В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.
Источник
По признаку модальности эмоциональные состояния делятся на позитивные и негативные. Основные проявления – это удовольствие и неудовольствие. Как и дети первого года жизни, дети с болезнью Дауна переживают событие, воздействующее на их эмоции, глобально (плач, смех).
Проявление удовольствия можно определить по следующим признакам: улыбка, довольное гуление, спокойное, безмятежное выполнение задания. Неудовольствие проявляется следующим образом: крик, плач, проявление протестных реакций.
Каждая из эмоций может усилить или ослабить действие другой, кроме того, проявление эмоций должно быть сбалансировано, так как постоянное удовольствие может привести к расслаблению, а неудовольствие к гневу. И то, и другое может вызвать отказ работать у ребенка.
Эмоциональная система функционирует в тесной связи с сенсорной, познавательной, двигательной системами. Предлагая ребенку задания, необходимо наблюдать за проявлениями его эмоций, за его отношением к действию. Эмоциональное отношение к действию (как положительное, так и отрицательное) активизирует психические процессы.
Рассмотрим вариант проектирования индивидуальной коррекционно развивающей программы для обучающегося с синдромом Дауна с опорой на эмоциональное состояние.
Андрей.
Из психологопедагогической характеристики: Ребенок обучается во 2м классе, состоящем из 7 человек. Значительно отстает в физическом развитии. Взгляд на педагоге фиксирует, выборочно проявляет интерес к игрушкам. Чаще всего на уроке сидит, но может бесцельно встать и побежать. Речи нет, обращенную речь не понимает даже на уровне простых инструкций, но знает значение нескольких жестов. Повторяет за педагогом некоторые действия. Типичным для Андрея является эмоциональное состояние, негативно влияющее на учебную деятельность (плач, апатия и т.д.). Агрессию не проявляет.
Находясь на уроке, дети взаимодействуют, наблюдают друг за другом, вступают в социальные контакты. Детский коллектив оказывает весьма позитивное влияние на развитие ребенка. В этом проявилось очевидное преимущество в организации коррекционной работы с Андреем.
Для Андрея была разработана индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Но время, выделенное для индивидуальных занятий, было ограничено, поэтому основными выбраны следующие направления:
1. Развитие умения смотреть, развитие умения хватать, развитие умения манипулировать предметами, развитие умения повторять действия за учителем, развитие умения адекватно использовать дидактические игры;
2. Прикладная деятельность: рисование, лепка, аппликация;
3. Музыкальные игры: музыкальные игрушки, игры с музыкальным сопровождением;
4. Речевые игры: игры с куклой, игры с машинками, игры с муляжами животных.
По каждому направлению ребенку были предложены несколько видов работ с целью определения эмоционального отношения к ним. Качество и результативность выполнения задания не учитывались. Результаты наблюдения за эмоциональным отношением обучающегося к той или иной деятельности заносятся в таблицу
Для организации коррекционной работы по каждому направлению использовались следующие приемы:
– развитие умения смотреть: фиксация взгляда на лице, фиксация взгляда на игрушке, фиксация взгляда на звучащем предмете;
– развитие умения хватать: захват горстью, щипковый захват, перекладывание из одной руки в другую, бросание;
– развитие умения манипулировать предметами: игры с крупой, игры с водой, закручивание крышек, перекладывание предметов, опускание монеток в копилку;
– развитие умения повторять действия за учителем: хлопки в ладоши, махи руками, поднятие рук, топанье ногами, вращение;
– развитие умения адекватно использовать дидактические игры: игры с кубиками, игры с разноразмерными стаканчиками, игры с пирамидками, «втыкалочки», игры со шнурками;
– рисование: рисование кисточкой, рисование пальчиками, рисование различными предметами (губкой, зубной щеткой, ватными палочками, штампование);
– лепка: катание шариков, раскатывание «колбасок»;
– аппликация
– музыкальные игры и игрушки: барабан, колокольчик, дудочка, металлофон, музыкальные игрушки с кнопками;
– игры с музыкальным сопровождением: хоровод, «Гуси» (махи рука
ми), «Солнечный зайчик» (прыжки), «Гномик» (бег), «Пальчики – ручки»;
– игры с куклой: «Напои куклу чаем», «Уложи куклу спать», «Одень (раздень) куклу», «Покажи, где у куклы глазки (ротик и т. д.)»;
– игры с машинками: «Скати машинку с горки», «Толкни машинку», «Закати машинку в горку», «Покажи колесо (дверь, фары и т. Д.)»;
– игры с муляжами животных: «Зайка прыгает», «Собачка бегает», «Покажи глазки (носик, ротик и т. д.)».
Отношение ребенка к заданиям было неоднозначным: Андрей проявлял как позитивные, так и негативные эмоции.
Чтобы не вызывать у ребенка негативные реакции в самом начале обучения, а, напротив, оптимизировать эмоциональное состояние обучающегося, применялись только задания, вызывающие положительные эмоции (графа «удовольствие»), постепенно они усложнялись упражнениями, к которым учащийся интереса не проявил. Например, при развитии умения хватать, ребенок захватывал предмет горстью, а перекладывание из руки в руку не вызывало интереса. Соединение этих двух действий дало положительный эмоциональный отклик, что, в свою очередь, привело к появлению нового умения.
Упражнения, вызывающие негативные эмоции, были отложены на более поздний срок обучения, так как на данном уровне интеллектуального и психического развития ребенка наблюдается низкий уровень мотивации к обучению.
В течение одного урока Андрею предлагается 3–4 вида работ, время выполнения одного упражнения – 3–4 минуты. Одновременно с другими учащимися, Андрей занимался самостоятельным изучением, исследованием предложенных игрушек.
В некоторых видах фронтальной работы Андрей участвовал. Например, он выполнял часть упражнений, предложенных детям для физкультурных минуток, с удовольствием по просьбе педагога выходил к доске.
Анализируя результаты мониторинга, можно сделать вывод о том, что коррекционная работа ведется в правильном направлении: наметилась положительная динамика в формировании прикладных умений (на 15%), речевом развитии (7%). Кроме того, в качестве проявления позитивных эмоций, ребенок начал использовать смех.
При отборе содержания коррекционного обучения автор статьи опирался на зону ближайшего развития ребенка. На наш взгляд, самыми доступными видами обучения учащихся с тяжелой умственной отсталостью являются предметная деятельность и музыка. Именно эти направления работы вызывают эмоциональный отклик у детей с синдромом Дауна.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)
Источник
Нажанетдинова Сямия Махсутовна
Коррекционная работа с детьми с синдромом Дауна
Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Ленгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году.
В 1959 году, французский профессор Лежен доказал, что синдром Дауна связан с генетическими изменениями.
Синдром Дауна нельзя предотвратить и нельзя вылечить.
Работа с такими детьми – дело не безнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Эти дети при правильном обучении и воспитании могут приспособиться к жизни в семье и обществе.
Поведение детей с Синдромом Дауна в основном характеризуется послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, ласковостью.
В эмоциях преобладает положительный тонус – это хорошая основа для воспитательной работы. У них сохранено восприятие пространственных отношений и цветоразличие. Многие из них соотносят предметы по форме и величине. Все это может служить основой для обучения детей с синдромом Дауна простейшим видам игровой и учебной деятельности.
Существует достаточно большое количество методик, позволяющих эффективно обучать и развивать детей с синдромом Дауна. Но этот процесс более труден и занимает больше времени, чем усвоение аналогичных умений и знаний обычным ребенком. Основным дидактическим принципом в обучении таких детей является задействование разных каналов восприятия, то есть разных органов чувств. В первую очередь необходимо обеспечить наглядность обучения, а для улучшения результата подключить осязание, слух и кинестетические ощущения. Процесс усвоения новых знаний должен идти мелкими шагами, более целесообразно разбивать одно задание на несколько частей. Для решения вопроса о степени интеллектуального развития ребенка с синдромом Дауна и разработки плана коррекционных мероприятий необходимо помнить об особенностях психического развития этих детей. Постоянно соотнося их с возрастными нормативами.
Для достижения максимально возможных успехов в развитии познавательных способностей, обучении и социальной адаптации детей с Синдромом Дауна родителям необходимо ежедневно делать с ними различные упражнения по развитию слуха и зрения. Однако надо помнить, что главным недостатком этих детей является нарушение обобщенности восприятия. Им требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. д.).
ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ
-Отставание в моторном развитии – в развитии тонкой и общей моторики;
-Возможные проблемы со слухом и зрением;
-Проблемы с развитием речи;
-Слабая кратковременная слуховая память;
-Более короткий период концентрации;
-Трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;
-Трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;
-Трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);
Проблемы со зрением. Хотя дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению могут использовать их для прохождения учебной программы, многие имеют тот или иной недостаток зрения 60-70%. Дети в возрасте до 7 лет должны носить очки.
Проблемы со слухом. Многие дети с синдромом Дауна испытывают некоторый недостаток слуха, особенно в первые годы жизни. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва.
Уровень слухового восприятия может меняться в течение дня.
Проблемы с развитием речи.
Общие черты отставания в развитии речи:
*меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;
*пробелы в освоении грамматических конструкций;
*способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;
*большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;
*трудности в понимании заданий.
Мышление.
Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.
Память.
Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти, требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.
Внимание.
Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.
Воображение.
Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.
Поведение.
Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, повысить качество их жизни и жизни их родителей.
Достижением поставленных целей обеспечивается решение следующих основных задач:
• Развитие психических функций детей в процессе работы и как можно более ранняя коррекция их недостатков;
• Воспитание детей с синдромом Дауна, формирование у них правильного поведения. Основное внимание направлено на воспитание привычек. Они должны уметь выражать просьбу, уметь защитить себя или избежать опасности. Большое необходимо уделить внешним формам поведения;
• Трудовое обучение. Выработка навыков самообслуживания и подготовка к посильным видам хозяйственно- бытового труда. Необходимо вырабатывать навыки самообслуживания;
• Сенсорное воспитание является одним из направлений коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна. Сенсорное восприятие развивает у ребенка ориентировочную деятельную деятельность в окружающем мире, так как ребенок знакомится с признаками, а именно эта деятельность нарушается у детей с синдромом Дауна Коррекционное обучение детей с синдромом Дауна может привести к значительным сдвигам в развитии ребенка, что должно повлиять на качество его жизни и его дальнейшую судьбу.
Да, с такими детьми нужно постоянно, упорно заниматься, изо дня в день повторять, закреплять изученный материал. Но усилия не пропадут даром. Нужен только толчок, опытный педагог и родные люди со своей безграничной любовью и преданностью! При таких условиях обязательно вырастет ребенок, который не будет отставать в развитии от сверстников.
Специалисты убеждены, что Даунят можно научить практически всему, главное – заниматься ими, верить в них, искренне радоваться их успехам.
Главное правило реабилитации детей с синдромом Дауна – не лечение или коррекция в специальных учреждениях, а вовлеченность в «обычную» жизнь – общение с близкими и сверстниками, учеба и занятия в кружках. Целенаправленная система социально-педагогических мероприятий, включение ребенка в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, комплексная психологическая помощь детям с синдромом Дауна повышает уровень развития, способствует социальной активности ребенка.
Источник