Оборудование для детей с синдромом дауна
Детей с синдромом Дауна часто называют «особыми» детьми. И это действительно так, поскольку данный недуг является врождённым, обусловленным нарушениями в хромосомном наборе, и в целом дефект имеет довольно сложную структуру. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна представляет собой комплексную задачу. Несмотря на тяжёлую генетическую аномалию, такие дети всё же весьма жизнерадостны, улыбчивы и ласковы. Именно поэтому их также называют «солнечными» детьми. Дети, родители и близкие ежедневно сталкиваются со сложностями.
Родителям таких деток необходимо приложить много усилий, терпения и упорства в воспитании их особенных детей, в поиске специалистов и подходящих методик развития. При должной заботе и постоянных занятиях такие малыши впоследствии смогут ходить в обычную школу, иметь много друзей, развить свои способности и таланты, а также стать самостоятельными личностями.
Что делать?
Опыт многочисленных специалистов по работе с детьми с синдромом Дауна показывает, что сенсорная комната очень подходит для развития сенсорных способностей таких малышей в составе комплексных мероприятий по всестороннему развитию их личности. В специально оборудованном помещении проводятся оздоровительные и развивающие занятия, подходящие как взрослым, так и детям. При этом в такой комнате ощущается полный покой, комфорт и безопасность, что очень важно для пациентов.
Первое знакомство ребёнка с оборудованием сенсорной комнаты должно происходить осторожно. В комнате должно быть светло; детям нужно дать время походить по помещению, осмотреться, потрогать мягкие покрытия и элементы оборудования. Когда ребёнок привыкнет к обстановке, можно включить тихую музыку. Иногда детям может потребоваться два или три посещения, чтобы окончательно привыкнуть к сенсорной комнате. Иными словами, знакомить ребёнка с элементами оборудования и задействовать их в работе необходимо постепенно.
Занятия с детьми
Занятия с детьми с синдромом Дауна в сенсорной комнате помогают создать у таких детей модель здорового поведения, получить знания об окружающей среде, реализовать творческий потенциал, а также установить тип мышления и личности. Сенсорная комната для «особых» детей – это уникальный инструмент по развитию их сенсорного восприятия, снижению уровня тревожности и развитию чувствительности. Психофизическое здоровье таких детей укрепляется. Задачи, которые решает сенсорная комната в работе с детьми с синдромом Дауна, состоят в следующем: это создание положительного эмоционального фона, профилактика перегрузок, становление адекватной самооценки, развитие воображения, речевой деятельности, памяти; профилактика и коррекция страхов.
Успех мероприятий, направленных на развитие умственных, физических и творческих способностей детей с синдромом Дауна, во многом зависит от уровня развития их сенсорного восприятия, то есть, от того, как они воспринимают окружающий мир, стимулы извне, насколько успешно они обрабатывают полученную информацию, а также каким образом могут выразить эти знания в речи. Сенсорное развитие детей с синдромом Дауна в сенсорной комнате осуществляется и использованием мультисенсорной среды.
При работе с «особыми» детьми в сенсорной комнате могут быть использованы следующие элементы оборудования:
- сухой душ (тренировка восприятия окружающего мира, вестибулярного аппарата);
- пузырьковые колонны (создают положительный эмоциональный фон, стимулируют общение и тренируют внимательность);
- пучки фиброоптических волокон (перебирая разноцветные волокна, дети развивают тактильные ощущения, моторику и зрение);
- сухой бассейн (развитие тактильных ощущений, вестибулярного аппарата, укрепление мышц и лёгкий массажный эффект);
- различные тактильные и световые панели (развитие воображения и внимания).
Результаты
В сенсорной комнате, в отличие от обычного, повседневного окружения ребёнка с синдромом Дауна, можно получить гораздо более широкий спектр ощущений и эмоций. Это уникальная возможность для «особых» детей расширить свой опыт общения с окружающим миром, а также обогатить свои эмоции и ощущения. Занятия с детьми в сенсорной комнате способствуют установлению доверительного общения между педагогом и воспитанником, настраивают на успех в работе и дарят положительные впечатления. Сенсорное пространство – это альтернативный метод работы по психологическому и педагогическому сопровождению детей с синдромом Дауна, дающий просто потрясающие результаты.
Источник
Спорт является важнейшей составляющей гармоничного развития детей с синдромом Дауна.
Физические упражнения закладывают фундамент для крепкого здоровья с самого детства. Они укрепляют иммунитет, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, помогают в развитии и совершенствовании базовых двигательных навыков.
Но уникальность спорта в том, что он воздействует не только на физическое развитие. Участие в спортивных программах улучшает познавательную деятельность ребенка с синдромом Дауна, развивает речь, оказывает положительное влияние на его социальную жизнь, эмоциональное состояние и, как следствие, психологическое развитие и становление характера. Любое достижение делает его более уверенным в себе, поднимает настроение, бодрит, мотивирует быть активным и добиваться новых успехов.
Кроме того, регулярные занятия спортом с самого детства могут стать для ребенка хорошим увлечением, которое будет приносить удовольствие, способствовать ощущению благополучия, самодостаточности и пригодится в будущем, например, при выборе профессии.
Многие дети с синдромом Дауна связывают жизнь со спортом, участвуют в соревнованиях, представляют свою страну на международных турнирах, в том числе на специальных олимпийских играх.
Развивающая гимнастика
Детям с синдромом Дауна присущи определенные особенности строения и восприятия информации, отрицательно сказывающиеся на сроках проявления двигательных навыков и их качестве.
К особенностям строения относятся: сниженный мышечный тонус; чрезмерная подвижность суставов, связанная со слабостью связок; недостаточность реакций равновесия; нарушение сенсорного восприятия, проприоцептивной, кинестетической, вестибулярной чувствительности, отвечающих за моторику и определение тела в пространстве.
К особенностям восприятия информации относятся: быстрая потеря интереса, концентрации внимания и мотивации. При обучении детей с синдромом Дауна рекомендуется использовать аудио-визуальный метод, затрагивающий несколько органов чувств, поскольку на слух они плохо воспринимают информацию. Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными.
Учитывая эти особенности, развивающая гимнастика в Европейском Гимнастическом Центре является наиболее подходящим видом спорта для детей с синдромом Дауна.
Преимущества развивающей гимнастики:
Во время обучения многим детям с синдромом Дауна нужно быть активными
— Занятия можно начинать с первых уверенных шагов;
— Многообразие упражнений для любых способностей;
— Развитие координации, вестибулярного аппарата, общего контроля движений;
— Укрепление мышц и снижение повышенной подвижности суставов;
— Тренировка выносливости;
— Коррекция ортопедических и неврологических нарушений;
— Развитие нервной системы и сенсорного восприятия;
— Формирование навыков крупной и мелкой моторики;
— Укрепление иммунитета;
— Развитие логики и мышления;
— Развитие эмоций и мотивации;
— Социальная адаптация.
Преимущества тренировочного процесса:
— Легкая адаптация к физическим нагрузкам;
— Увлекательный формат занятий;
— Разнообразное интересное оборудование;
— Тренировка на гимнастических снарядах (брусья, перекладина, кольца, бревно, батут, полоса препятствий, яма с поролоновыми кубиками);
— Занятие с гимнастическими предметами (мячи, обручи, скакалки, поролоновые кубики, тактильные круги).
Следует иметь в виду, что прежде, чем заниматься гимнастикой детям с синдромом Дауна, необходимо сделать рентгенологическое обследование шейного отдела позвоночника, чтобы исключить возможную атлантоосевую нестабильность. Если ее обнаружат, то нужно проконсультироваться с врачом о допустимых упражнениях, поскольку сильная нагрузка на шею и голову может привести к травме спины.
Развитие крупной и мелкой моторики
Крупная моторика – это все движения ребенка от младенческих навыков до умения ходить, бегать, прыгать и выполнять сложно-координационные упражнения.
Навыки крупной моторики составляют фундамент для формирования тонких движений рук — мелкой моторики. К ней относятся: завязывание шнурков, письмо, рисование, лепка, складывание кубиков, нанизывание бусин, развитие бытовых навыков, таких, как одевание, уход за собой.
Навыки мелкой моторики – это конечный результат долгой подготовки, происходящей в мышцах и нервной системе ребенка с синдромом Дауна. Они формируются в контексте целостного развития ребенка, включая подвижность, эмоциональную, познавательную, социальную сферы.
Процесс обучения навыкам мелкой моторики начинается в младенчестве и заканчивается в отрочестве. Эти движения возможны при хорошем развитии следующих компонентов: стабильности звеньев тела (умение сохранять равновесие), двусторонней координации (одновременное выполнение двумя руками разных движений), сенсорики.
Развитие эмоций и мотивации
Сенсорика – это способность человека получать информацию от органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. К мелкой моторике относится осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Например, это способность нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост.
Также к органам чувств относятся еще три чувствительности:
— кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;
—проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;
— вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).
На основе этих компонентов развивается ловкость движения рук и происходит обучение навыкам повседневной жизни.
Лечебные свойства гимнастических упражнений
Все гимнастические упражнения комплексно воздействуют на физическое развитие ребенка. Помимо тренировки силы и выносливости, они оказывают профилактику и коррекцию ортопедических нарушений (плоскостопие, неправильная осанка), развивают нервную систему и сенсорное восприятие, что очень важно для детей с синдромом Дауна.
В гимнастическом зале у ребенка есть возможность получать больше информации об окружающем мире от органов чувств. Благодаря этому улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве. Эти способности необходимы для освоения навыков крупной и мелкой моторики, обретения уверенности в себе.
Подробнее расскажем о пользе каждого гимнастического упражнения.
На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.
Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Они устраняют гипотонус мышц, избыточную подвижность суставов. Благодаря этому у детей с синдромом Дауна снижается риск травматизма. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.
Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, а также концентрацию внимания и смелость.
В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.
Улучшается координация, равновесие, ориентация в пространстве
Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.
Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, помогают детям в обучении прыжкам на двух ногах, а также учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.
Упражнения с гимнастическими предметами – это игры с мячами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме, упражнения на тактильных кругах. Из-за сниженного мышечного тонуса и повышенной подвижности в суставах детям с синдромом Дауна сложно брать и держать в руках предметы. Но разнообразие гимнастических упражнений поможет укрепить мышцы и суставы, развить двустороннюю координацию рук и пальцев. Помимо упражнений на снарядах, полезными будут задания с гимнастическими предметами.
Они могут быть простыми, например: бросить мяч другу и поймать его обратно; забросить мяч в корзину; построить башню из кубиков. К более сложным упражнениям относятся: ходьба, бег, прыжки с предметами, например: прыжки через скакалку, бег с мячом или кубиком, прыжки в обручи и многое другое.
Эти упражнения развивают сенсорику, точность движений, обучают детей держать, бросать, ловить, раскладывать крупные предметы, а также концентрировать внимание и быстро реагировать.
Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.
Рекреационные упражнения в Европейском Гимнастическом Центре помимо физического развития выполняют еще ряд других полезных функций:
— Приобретение полезных знаний — во время тренировки дети изучают счет, формы и цвета предметов;
— Организация поведения – важнейший аспект воспитания любого ребенка. На занятиях гимнастикой дети учатся дисциплине, концентрации, трудолюбию.
— Социальная адаптация – занятия проходят в группе со сверстниками. Для детей с синдромом Дауна общение со сверстниками и совместное выполнение заданий в форме игры является хорошей мотивацией к обучению.
Источник
Оборудование для сенсорной интеграции в НейроЛогопедическом центре “Выше радуги” включает в себя:
1. зал антигравитации
2.балансировочные сферы
3. тактильные доски, панели и поверхности
4.Эластичные чулки для тела
5. утяжелители – шарфы, жилеты, пледы
6. сенсорные коконы
7. тоннели
8.батуты
9.подвесные, веревочные лестницы и скалодромы
10. качели
11. гамаки
12. центрифуги
Огромное количество видов балансировочных досок и платформ
Всё это и многое другое нужно для стимуляции сигналов нервной системы, поступающей в мозг.
Сенсорная интеграция и стимуляция разработаны трудотерапевтом Jean Ayres из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, которая работала с детьми и взрослыми, имеющими неврологические нарушения. В России эта методика почему-то получила название «предметотерапия».
Сенсорная интеграция занимается, как можно догадаться, проблемами связанными с интерпретацией мозгом сигналов от нервной системы тела. Основная идея состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине. Один и тот же человек может любить яркие краски, но не выносить громких звуков. выносить громких звуков.
Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций – комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.
Сенсорные секвенции создаются на основе сенсорной диагностики индивидуально для каждого пациента. В совокупности включаются упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в затемненной комнате, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения чувствительности: гипо- или гиперчувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).
Упражнения постепенно усложняют, вводят новые виды раздражителей, а при достижении определенных успехов (возможность привлечения и недлительного удержания зрительного внимания, выполнение простых инструкций) вводят элементы когнитивного тренинга (упражнения на крупную моторику, зрительно-моторную координацию, подражание).
Наибольшую эффективность методика даёт в коррекции детей с синдромом Дауна, ЗПРР, ДЦП, аутизмом. Так, дети, страдающие аутизмом, часто бывают слишком или недостаточно чувствительными, а также не уметь интегрировать свои чувства.
Терапия сенсорной интеграции фокусируется на снижении чувствительности ребенка и оказании ему помощи в реорганизации чувственной информации. Например, если ребенок испытывает трудности с осязанием, терапия может включать обращение с большим количеством разных на ощупь предметов.
Например, ребёнок-аутист «не замечает» окружающих людей, не реагирует на просьбы. Ребёнка начинают приучать к разрозненному набору звуков, которые издаёт педагог и заставляют издавать ребёнка (музинструменты, постукивания, звуковые стимульные дорожки и т.д.) Затем, вместе с чувством ритма (по идее системы) обязательно приходит кратковременная память и возможность организовать звуки в последовательность. Ребёнок учится воспринимать несколько звуков одновременно и распознавать откуда исходит каждый. Учится издавать их сам, слышать, что получилось и подстраиваться. И вот уже он может говорить и ритмично стучать в барабан.
Источник
Прежде всего, постараемся понять, что значит полезно.
Не буду долго рассуждать об этом, приведу лишь один пример: если вы планируете научить ребенка нанизыванию колечек на стержень, то это не значит, что нужно заставлять ребенка собирать пирамидку, манипулируя его руками и впадая в отчаяние от того, что в знак протеста он швыряет кольца.
Той же цели вы можете достичь, нанизывая сушки на палочку или надевая браслеты на руку.
Создание безопасной и привлекательной для ребенка среды.
Игра ребенка не должна прерываться запретами и ограничениями по поводу того, что нельзя не открывать тот или иной ящик или не подходить к проводу. Все, что ребенку брать нельзя, уберите, ящики закройте.
Расположите в комнате игрушки, привлекательные для ребенка. Их должно быть немного.
Добавьте игрушки/предметы, которые входят в вашу программу занятий. Напоминаю, что среди них не должно быть того, что вызывает отторжение у ребенка. Например, если ребенку надоели кубики, то строить башню можно из рулонов туалетной бумаги.
Организуя игру, начните с имитации поведения ребенка
Дайте ребенку возможность самому выбрать себе игру.
Наблюдайте за его игрой и попытайтесь понять логику его действий.
Имитируйте слова и действия ребенка, используя сходные или одинаковые игрушки/предметы.
Имитируя поведение ребенка, ведите себя эмоционально, но не используйте словесных форм для привлечения внимания к своим действиям. Ждите, пока ребенок сам заинтересуется вашей игрой.
Играя, опуститесь на пол. Вы должны находиться на одном уровне с ребенком.
Расширяйте и усложняйте игру
Когда вы заметите, что ребенок обратил внимание на вашу игру, добавьте в нее новый элемент, который расширит игру, внесет в нее новый смысл. Например, ребенок катал машинку вперед и назад. Вы сначала повторяли его действия, а потом посадили в свою машинку мишку и катаете его. Мишка может выпасть из машины, заплакать и и вы его пожалеете.
Повторяйте новый сюжет несколько раз.
Если ребенок захочет продолжать играть вашими игрушками — соглашайтесь, но не предлагайте сами.
Если малыш начал играть, используя вашу игру, сделайте паузу, чтобы не отвлекать внимание ребенка.
Если вы заметили, что ребенок устал — прекратите игру. Предложите малышу съесть яблочко или почитать книжку.
Создавайте условия для сотрудничества
Часть игрушек поместите так, чтобы малыш мог получить, только их попросив вас об этом.
Играйте в игру, которая может побудить ребенка подключится, например, можно бросить мяч и подтолкнуть машину а направлении ребенка, ожидая его реакции. если реакции не последовало, повторите свои действия.
Так вы сможете ненавязчиво привлекать внимание ребенка к игре, но не предлагайте ему играть с вами форме инструкций или приказаний.
Если ребенок подключился к игре и начал бросать вам мяч обратно у вас получилась игра на чередование действий.
Вы можете сопровождать ее их словами, подчеркивающими очередность: а теперь бросит мама, а теперь Вася.
Используйте случайные эпизоды для пробуждения интереса к игре, например, мяч закатился под диван, как его достать?
Создавайте сами ситуации, которые могут вызвать удивление и интерес у ребенка.
Комментируйте свою игру и действия ребенка
Ваше речь должна быть краткой, понятной и соотнесенной с происходящим.
Это может послужить привлечением внимания и поощрением для ребенка.
Хвалите не только за результат, но и за попытки, не увенчавшиеся успехом. Покажите малышу, как вы цените его старание.
Помните, в игре вы не должны брать на себя роль лидера, но должны быть интересным и доброжелательным партнером малыша.
Мы надеемся, что эти рекомендации помогут вам организовать игру с ребенком.
Здесь ссылки на игры, игрушки и оборудование, которые сделаны правильно. Это совсем не значит, что вы должны покупать именно их и данной по ссылке. Просто нам так проще объяснить, что мы рекомендуем при проведении консультаций.
Сортер или ящик форм.
Для того, чтобы ребенок научился сортировать сам фигурки вкладыши не должны требовать от ребенка поиска нужного ракурса, а именно:
- шарик, а не цилиндр, кубик, а не кирпичик
- равносторонняя, а не равнобедренная призма.
Посмотреть можно здесь
Пластиковая пружинка «радуга»
Нравится всем детям. ее можно повесить поперек кровати и ребенок задевая ее сначала случайно, постепенно начнет тянуться намеренно. Найти можно здесь
Ходунки -тележка
Покупать их необязательно, но если вы все же решили купить, то не «сидунки», а ходунки, которые ребенок толкает перед собой
Колючий массажный коврик вы можете посмотреть здесь
Источник