Обморока от предметов искусства синдром

Обморока от предметов искусства синдром thumbnail

Флорентийский синдром

Многим знакомо состояние особого рода «нагруженности» и усталости, появляющееся после посещения знаменитых музеев. Оказывается, что это одно из проявлений так называемого синдрома Стендаля или флорентийского синдрома…        

«Созерцание произведений искусства может быть опасно для вашего психического здоровья» — такие указания, схожие с теми, что мы видим на пачках сигарет, можно смело ставить рядом с шедеврами мирового искусства. Специалисты уверяют: пока мы наслаждаемся сюжетом картины, мазком мастера, игрой света и тени, полотно незаметно действует на наше подсознание.

Даже люди с крепкими нервами могут ощутить легкую дрожь. А уж обладатели более тонкой душевной организации и вовсе могут грохнуться в обморок прямо подле шедевра. Все это — проявление так называемого синдрома Стендаля, когда психологический шок от восприятия того или иного произведения искусства сопровождается физиологическими симптомами. Быть может, эти «мины замедленного действия» великие мастера закладывали в свои произведения сознательно?

От обморока до паники

Французский писатель Стендаль, чьим именем названо загадочное состояние человеческой души, стал первым, кто рассказал о странном влиянии великих шедевров эпохи Возрождения на тело и разум зрителя. В книге «Рим, Неаполь и Флоренция» он подробно описал свои ощущения от пребывания в этих городах в 1817 году. Есть в ней рассказы о том, как автор едва не лишился чувств после посещения церкви Санта-Кроче во Флоренции, и вдруг ощутив свою незначительность перед бессмертными творениями. «Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…» — писал француз в своей книге.

Все это можно было бы принять за фигуры речи, если бы в последующие десятилетия в галерее Уффици и других музеях Флоренции у посетителей не выявлялись явные признаки недомогания или неадекватного поведения. То, что речь идет о массовом явлении, первой отметила психиатр флорентийской клиники «Санта-Мария Нуова» Грациелла Магерини. С 1977 по 1986 год она занималась изучением феномена, а в 1989 году выпустила книгу «Синдром Стендаля», где подробно описала недуг.

Увидев, что симптомы ее пациентов во многом совпадают с теми, что описал автор «Пармской обители», она дала синдрому имя французского классика. Некоторые исследователи называют его флорентийским синдромом, поскольку чаще всего он наблюдался именно в колыбели Ренессанса. «Среди моих пациентов был студент, приехавший из Праги, — приводит пример из своей практики Грациелла Магерини. — Он провел во Флоренции много дней. Он посетил Санта-Кроче, Дуомо и, конечно, Уффици. В один из последних дней своего визита он отправился в собор Санта-Мария дель Кармине полюбоваться фресками Мазаччо.

Сначала он почувствовал легкое недомогание, а потом понял, что вот-вот упадет в обморок. Юноша из последних сил вышел из церкви и осел прямо на церковных ступеньках. Когда он попал ко мне, он не разговаривал, а первые связанные предложения начал произносить лишь спустя несколько месяцев регулярных сеансов психотерапии. Он, как оказалось, потерял ощущение самоидентичности, ощутил себя разобранным на куски».

Вообще же проявление симптомов синдрома Стендаля разнообразно — бурная пульсация в висках, головокружение, тошнота, чувство угнетенности, учащенное сердцебиение, дрожь и даже галлюцинации. У каждого человека они проявляются по-своему. До «клиники» все же доходит редко: так, за последние 10 лет практики Грациеллой Магерини было зафиксировано немногим более ста случаев. К чему же тогда шум-гам? Происходившее с людьми можно списать и на вялотекущую шизофрению, и на гипертонический криз, и на элементарный перегрев на солнце. Но дело в том, что именно синдром Стендаля считают причиной большинства случаев вандализма, когда одержимые люди пытались уничтожить шедевры живописи. Достаточно вспомнить неоднократные покушения на «Джоконду» Леонардо да Винчи. Это и заставило ученых докапываться до глубинных причин синдрома.

Двойное дно

В одном из музеев Флоренции — Палаццо Медичи-Риккарди — этим летом проводился занятный эксперимент. Специальное оборудование считывало физиологические данные посетителей экспозиции — температуру тела, пульс, частоту дыхания. Предполагалось, что это исследование поможет вычислить процент людей, подверженных синдрому Стендаля. Увы, результаты исследования свет так и не увидели — то ли датчики дали сбой, то ли эксперимент оказался рекламной акцией. Прозвучала и другая версия — по концентрации знаменитых полотен Палаццо уступает другим флорентийским «очагам культуры». Проще говоря, до синдрома Стендаля недотянули.

Читайте также:  Как развиваются дети с синдромом дауна по месяцам

Главной причиной, провоцирующей синдром Стендаля, психотерапевты считают чрезмерное переживание собственного культурного опыта. Сталкиваясь лицом к лицу с Джокондой или Пьетой, о которых мы читали в школьных учебниках и хрестоматиях по искусству, мы испытываем сильное эмоциональное потрясение. Синдрому Стендаля, по мнению Грациеллы Магерини, в меньшей степени подвержены жители Азии и Северной Америки, у которых собственный культурный код, а также сами флорентийцы, получившие своего рода эстетический иммунитет от рождения.

«В нашем мозгу сильные бесконтрольные эмоции превращаются в символы, — объясняет Магерини. — Символы формируют блоки мыслей, с помощью которых начинается процесс мышления. Это можно объяснить на примере ребенка, который только учится превращать эмоции в связную речь. Когда трансформации эмоции в мысль не происходит, возникают психологические проблемы». Получается, что мозг, получив передозировку прекрасного, иногда не в состоянии переработать все эмоции — отсюда и нервозность, и переутомление. И все же оспаривать тот факт, что одни полотна действуют на человека сильнее, а другие слабее, не приходится. Иначе чем объяснить, что актам вандализма чаще подвергаются творения художников Ренессанса или эпохи барокко? На этот счет есть своя теория.

«На впечатление от картины влияет не только наше сознание, которое реагирует на сюжет, цвета, но и подсознание, — говорит главный научный сотрудник Эрмитажа доктор исторических наук Борис Сапунов. — Если сделать фотографию с картины и увеличить ее раз в двадцать, то можно разглядеть микромазки. Наше сознание их уловить не в состоянии, а вот на подсознание они могут воздействовать».

По одной из версий в каждом из полотен может быть спрятан аналог 25-го кадра, тайно навязывая человеку определенное состояние. Какое сообщение, какой сигнал для нашего подсознания он может нести? По словам Бориса Сапунова, сегодня графологическая экспертиза может рассказать о художнике по мазкам так же, как о любом человеке по почерку. Эксперт полагает, что если авторы картин находились в нервозном состоянии, то спустя века это настроение через подсознание передается особо чувствительному зрителю.

Скептики ехидничают: согласно этой теории в зоне риска должны находиться полотна Ван Гога. Однако исследователи не исключают, что специфический мазок не что иное, как изобретенный в эпоху великих мастеров эффект, позволявший программировать поведение зрителя. «Возрождение — в том числе эпоха экспериментаторства, тогда художники занимались постоянным поиском во всем, — говорит Борис Сапунов, — в составе краски, цветах, символах, новых способах передачи эмоций».

Косвенно эту идею подтверждает и тот факт, что одной из главных особенностей Ренессанса был всплеск интереса к человеческой природе — от его анатомии до сознания. Философия Ренессанса обращалась к идеям неоплатонизма, эксплуатировала религиозную мистику. Все живописцы той эпохи были одновременно и философами, и учеными, и естествоиспытателями. Они вкладывали свои тайные знания в картины, статуи, мозаики. Достаточно вспомнить великого Леонардо или гениального Микеланджело. Возможно, что в шедеврах великих итальянцев есть не только «второе дно», напичканное культурными и мистическими символами, которое с таким воодушевлением исследовал автор «Кода да Винчи», но и третий слой, взывающий к самым тонким материям. Эта тайна еще ждет своего Дэна Брауна.

Источник

Анастасия

1 августа

0/10

0

28

Известно, что произведения искусства могут оказывать значительное влияние на эмоциональное и даже физическое состояние человека: от красоты у нас порой в буквальном смысле перехватывает дыхание. А некоторые люди настолько чувствительны к воздействию предметов искусства, что у них развивается психосоматическое расстройство, называемое синдром Стендаля.

Синдром Стендаля — это психосоматическое расстройство, при котором влияние, оказываемое произведениями искусства на психику человека, выражается в физиологических симптомах. Типичные симптомы этого синдрома — учащенное сердцебиение, головокружение, возможна потеря сознания и даже галлюцинации. Появляются они в тот момент, когда человек находится под воздействием произведений искусства.

Именно поэтому чаще всего синдром Стендаля проявляется в картинных галереях, в музеях, на выставках — то есть там, где сосредоточено сразу много произведений искусства. Однако симптомы могут быть вызваны не только предметами искусства, но и чрезмерной красотой природы: вид красивого пейзажа или природного явления, животного или невероятно прекрасной женщины также может спровоцировать возникновение синдрома Стендаля.

Несложно догадаться, что синдром Стендаля получил свое название по имени Стендаля, известного французского писателя 19 века (настоящее имя писателя — Анри-Мари Бейль). В своей книге «Неаполь и Флоренция: путешествие из Милана в Реджио» он описал свои ощущения во время посещения церкви Святого Креста во Флоренции в 1817 году.

Читайте также:  Фенотипические признаки синдрома дауна у новорожденного

Согласно книге, на выходе из церкви у писателя начало сильно биться сердце, он боялся, что может рухнуть на землю. Ему показалось, что «иссяк источник жизни», после знакомства с шедеврами искусства «все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным».

Существует много описаний того, как люди чувствовали головокружение и даже падали в обморок при виде флорентийских произведений искусства, особенно в галерее Уффици, самые ранние из них датируются началом 19 столетия. Несмотря на это, синдром Стендаля получил свое название только в 1979 году, когда он был описан был описан итальянским психологом Грациеллой Магерини.

Магерини исследовала и описала более ста одинаковых случаев среди туристов во Флоренции. В своей книге «Синдром Стендаля» она не только описала возможные проявления синдрома, но и классифицировала жителей разных стран по степени их подверженности синдрому.

Так, жители Флоренции и туристы из других городов Италии имеют своего рода иммунитет к этому синдрому, потому что с самого детства находятся в этой атмосфере и привыкают к ней. Также синдрому не подвержены туристы из Азии и Северной Америки, потому что их культура слишком далека от итальянской. Среди остальных туристов синдром Стендаля чаще всего проявляется у одиноких людей с религиозным или классическим образованием (пол в данном случае значения не имеет).

Впервые подобный диагноз был поставлен в 1982 году. Разумеется, синдром Стендаля может проявляться не только во Флоренции, но чаще всего кризис наступает именно во время визита в один из пятидесяти музеев колыбели Ренессанса. Внезапно посетителя поражает глубина чувств, вложенных художником в произведение, восприятие эмоций необычайно обостряется, посетитель будто бы переносится в пространство изображения.

При этом реакция жертвы синдрома достаточно непредсказуема, зафиксированы были даже случаи истерии и попытки разрушить произведение искусства. Поэтому всех охранников музеев во Флоренции учат тому, как вести себя с жертвами синдрома Стендаля, несмотря на то, что синдром встречается относительно редко.

Синдром Стендаля нашел свое отражение в кино: в 1996 году вышел одноименный триллер итальянского режиссера Дарио Ардженто. Главная героиня фильма, Анна, страдает этим синдромом, и маньяк-убийца пользуется ее слабостью. Действие фильма, естественно, происходит во Флоренции. Основой для фильма послужила вышеупомянутая книга Грациеллы Магерини.

Синдром Стендаля имеет «родственников» — Иерусалимский синдром и Парижский синдром. Иерусалимский синдром, как можно понять из названия, связан с посещением Иерусалима. Страдающие этим синдромом паломники или туристы воображают, что они наделены пророческими и божественными силами, могут считать себя воплощениями библейских героев. Парижский синдром наблюдается в основном у японских туристов, посещающих Францию, связан он со значительными различиями в культурах двух стран.

Синдром Стендаля

Источник

Синдром Стендаля возникает в тот момент, когда человек впервые знакомится с произведениями искусства великих мастеров. Естественно, каждый из нас испытывает радость, неприкрытое удивление, счастье от возможности видеть эту красоту. Но у особо впечатлительных людей развивается патологическое состояние, для которого характерно появление ряда неприятных симптомов. Почему так случается? И что делать в таком случае?

История синдрома Стендаля

Анри Мари Бейль

О синдроме Стендаля рассказала итальянский психиатр Грациэлла Магерини в 1979 году. Назван он по имени французского писателя Анри Мари Бейля, который вам известен под псевдонимом Стендаль. Он описал свои ощущения от посещения Италии. Они собраны в книге «Рим, Неаполь и Флоренция». Писатель отразил то, что испытал, когда увидел шедевральные произведения искусства в храмах Флоренции. Отсюда, кстати, и второе название — флорентийский синдром.

Знакомство с искусством состоялось 22 января 1817 года. Стендаль рассказывал, что очень волновался, осознавая рядом с какими мастерами живописи он находился (там были гробницы великих деятелей эпохи Возрождения). Он не только видел, но и ощущал красоту вокруг себя. Это привело к появлению небывалого внутреннего напряжения.

Когда Стендаль покинул храм, он ощущал себя полностью обессиленным. Он практически не мог двигаться и боялся упасть. При этом его сердце билось быстрее, чем обычно.

Что способствует развитию синдрома

удивление от увиденного

Научного обоснования причин, почему возникает синдром Стендаля, до сих пор так и не нашли. Однако психологи предположили, что он может быть спровоцирован несколькими факторами:

  1. Долгое ожидание путешествия или поездки.
  2. Самостоятельное путешествие.
  3. Первое в жизни знакомство с работами великих мастеров.
  4. Хорошо развитое воображение, повышенная чувствительность. Во втором случае эмоции быстро достигают и долго остаются на высоком уровне.
  5. Высокий уровень культуры, образованность. Получение классического или религиозного образования.
  6. Возраст от 25 до 40 лет. У женщин синдром проявляется чаще, чем у представителей мужского пола.
  7. Совпадение того, что изображают произведения искусства, с тем, что находится во внутреннем мире человека.
Читайте также:  Лечение синдрома центрального апноэ сна

Чаще всего флорентийский синдром возникает у тех, кто испытывает особое отношение к объектам, которые видит. Если человек воспринимает их как настоящее сокровище, историческую или моральную ценность, он безоговорочно доверяет и впускает объект в свой внутренний мир.

просмотр картины

Интересно! У американских и азиатских туристов синдром Стендаля развивается крайне редко, потому что произведения искусства во Флоренции не имеют никакого отношения к их культуре. А вот у итальянцев его вообще нет, потому что они с раннего детства знакомы с ними.

Примечательно, что ученые выделили 2 состояния, которые по клиническим проявлениям очень похожи на флорентийский синдром. Первое носит название Парижского. В большинстве случаев оно возникает у японцев, которые отличаются повышенной чувствительностью и восприимчивостью. Но встречается и у других туристов. Они сталкиваются с недружелюбием у французов, грязными улицами, неприветливостью. В результате этого случается расстройство психики, для которого характерен бред, выпадение из реальности, деперсонализация.

Второе похожее состояние — Иерусалимский синдром. Развивается у туристов и паломников, посетивших Иерусалим. В какой-то момент у них появляется ощущение, что они наделены божественной силой. Встречается патология крайне редко.

Главные проявления

чувство эйфории

Как и любое другое расстройство психики, синдром Стендаля сопровождается рядом характерных симптомов:

  • головокружение;
  • галлюцинации;
  • тахикардия;
  • обморок;
  • утрата контроля над телом;
  • частичная потеря памяти;
  • трудности с дыханием;
  • чувство эйфории, абсолютного счастья;
  • немотивированная агрессия;
  • паника;
  • дрожь в руках и ногах;
  • чрезмерное потоотделение.

Перечисленные симптомы можно спутать с проявлениями шизофрении, банального перегрева или повышенным артериальным давлением. Но эти заболевания возникают и в другое время, а не только при рассматривании предметов искусства.

Можно сказать, что человек с синдромом Стендаля становится одержимым. Не имея возможности справиться с нахлынувшими чувствами, он пытается уничтожить объект созерцания. Именно этим объясняются сотни покушений на «Джоконду».

Суть проблемы

реактивный психоз

Синдром Стендаля — эпоним. Так называют патологии, носящие имя в честь человека, который описал их. Либо автор сам может назвать ее в честь любого из популярных персонажей (литературные, мифические). Но стоит сказать, что их нет в Международной классификации болезней.

По мнению медиков, этот синдром — психосоматическое расстройство. Но есть одно «но». У него практически нет проявлений, связанных с работой внутренних органов и систем. Нельзя назвать его и видом панических атак. Они неожиданно появляются и так же неожиданно исчезают, сопровождаясь при этом удушьем, сумасшествием и страхом смерти.

Что же тогда такое синдром Стендаля? Скорее всего это реактивный психоз или реакция организма на стресс. По-другому называется аффективно-шоковой реакцией. Это состояние, которое появляется у человека, не имеющего видимых психических патологий. Это физический или психологический стресс. Ситуация нормализуется через несколько часов или дней.

Провоцирующим фактором в случае с синдромом Стендаля является визуальный контакт с произведениями искусства.

Диагностика и лечение синдрома Стендаля

Если у человека появились признаки синдрома Стендаля, нужно как можно быстрее увести его из помещения, где он находится. Если он потерял сознание, нужно немедленно вызвать скорую помощь.

Если реакция кратковременная, достаточно амбулаторного лечения. Тяжелые нарушения психики лечат в условиях психиатрических клиник.

Из медикаментозных препаратов чаще всего назначают нейролептики, которые устраняют тревогу, страх, перевозбуждение. В острой стадии лекарства вводят внутримышечно. Позже их принимают внутрь.

Если состояние больного осложняется галлюцинациями и бредом, нейролептики вводят в виде капельниц.

Помощь психотерапевта

гипноз

Психотерапия играет такую же важную роль, как и медикаментозное лечение. При болезни Стендаля используют такие методы:

  • гипноз;
  • убеждение;
  • рациональные и когнитивно-поведенческие техники.

Главная задача психотерапевта — выяснить, что спровоцировало развитие патологии. После он подберет необходимые в каждом отдельном случае способы защиты.

Заключение

Синдром Стендаля в психологии — это ответ организма на прикосновение к прекрасному, в данном случае к шедевральным произведениям искусства, вышедшим из-под руки известных деятелей культуры. Реакция сопровождается резким ухудшением общего самочувствия. Если вы или кто-то из ваших близких столкнулись с синдромом, не медля, покидайте помещение, в котором это произошло. А после обратитесь к врачу. Ни в коем случае не занимайтесь самолечением.

Источник