О политика дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью скачать

Шпаргалка для взрослых

1. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

8. Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12 Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Литература

  1. Гасанов Р.Ф. Формирование представления о синдроме дефицита внимания у детей.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
  4. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания.
  5. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей.
  6. Чутко Л.С., Пальчик А.Б. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
  7. Шеффер Э. Хорошо вести нельзя капризничать.

Составитель: педагог-психолог С.А. Шурыкина

Государственное областное бюджетное образовательное

учреждение для  детей, нуждающихся в психолого — педагогической и медико — социальной помощи,

центр психолого – педагогической

реабилитации и коррекции № 12

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

г. Великий Новгород

2013

 Если Ваш ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а  бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, Ваш ребенок – гиперактивный.

 Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.

2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

 Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.      

  1. Низкая успеваемость — типичное явление для

гиперактивных детей. Она обусловлена особенностями их поведения, которое не соответствует возрастной норме и является серьезным препятствием для полноценного включения ребенка в учебную деятельность. Во время урока этим детям сложно справляться с заданиями, так как они испытывают трудности в организации и завершении работы, быстро выключаются из процесса выполнения задания. Навыки чтения и письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников. Их письменные работы выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые являются результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых.

  1. Нарушения поведения гиперактивных детей во

многом определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.

  1. Большинству таких детей свойственна низкая

самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

 В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.

   В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются:

  1. пренатальные факторы (токсикозы, гестозы,

угроза прерывания беременности, родовая травма, внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, курение матери и др.);

  1. постнатальные факторы (недоношенность,
Читайте также:  У ребенка с синдромом дауна высунут язык

задержка внутриутробного развития, искусственное вскармливание и др . );

  1. генетический фактор;
  2. социальные факторы.

 Психологи И.Лангмейер и З.Матейчик  относят к социальным факторам: недостаточное образование родителей, неполную семью, депривацию или деформацию материнского ухода.

   Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.

   Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Источник

Слайд 1

Синдром дефицита внимания Афанасьева Т.М., педагог-психолог ЦПМСС Красносельского района

Слайд 2

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ) — англ. Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder ( ADHD ) — н еврологическо -поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте . С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром . Проявляется такими симптомами , как трудности концентрации внимания , гиперактивность и плохо управляемая импульсивность . Впервые описание заболевания, характеризующегося двигательной расторможенностью, дефицитом внимания и импульсивностью, появилось около 150 лет назад. Из-за клинической гетерогенности терминологию синдрома многократно меняли . СДВГ является одним из самых сомнительных и спорных расстройств. СДВГ и его лечение ставятся под сомнение по меньшей мере с 1970-х годов. В существовании СДВГ сомневаются многие врачи, учителя, высокопоставленные политики, родители и средства массовой информации. Спектр мнений о СДВГ довольно широк — от тех, кто не верит, что СДВГ существует, до тех, кто верит, что существуют генетические или физиологические предпосылки этого состояния.

Слайд 3

Эпидемиологические исследования, проведённые в США, Великобритании, Германии, Чехословакии, Китае и других странах мира, свидетельствуют, что синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), относится к числу наиболее распространенных болезней у детей. Вариабельность данных по распространённости СДВГ: в США эти цифры колеблются от 4 до 20%, в Великобритании — 1-3% , Германии — 9-18 %, Италии — 3-10 %, Чехословакии — 2-12 %, Китае — 1-13 %, Австралии – 7 – 10%, в России — 4 – 18%, при этом в Москве и Московской обл . — 15-28 %. По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ встречается у 3-7% детей школьного возраста .

Слайд 4

Такой широкий диапазон колебаний цифр обусловлен, прежде всего, отсутствием единых диагностических критериев и методов оценки симптомов СДВГ. Американские и канадские специалисты при диагностике СДВГ используют классификацию психиатрических болезней (DSM — Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders ) , в Европе и Великобритании принята Международная классификация болезней (ICD — International Classification of Diseases ) с жесткими критериями, позволяющими более реально оценивать распространённость синдрома. СДВГ среди мальчиков 7-12 лет диагностируют в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. По другим данным, мальчиков среди детей с СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.

Слайд 5

Классификация Выделяют три типа расстройства : случаи с дефицитом внимания (СДВГ-ПДВ или СДВГ-ДВ), гиперактивностью и импульсивностью (СДВГ-ГИ или СДВГ-Г), смешанный тип (СДВГ-С), который включает в себя все три симптома . Согласно последней редакции Международной классификации болезней — ICD-10 (1992), выделяют две подгруппы: с наличием гиперактивности («синдром дефицита внимания с гиперактивностью» — СДВГ) и без неё («синдром дефицита внимания без гиперактивности», или СДВ.

Слайд 6

Содержание симптомов СДВГ Симптомы невнимательности: — Дети с СДВГ легко отвлекаются, с трудом сосредотачивают свое внимание , — для этих детей характерны нарушения памяти, — сниженная умственная работоспособность, повышенная утомляемость . — цикличность умственной деятельности . Время , в течение которого они могут продуктивно работать на занятии, уроке, не превышает 5-15 минут , по его истечении они теряют контроль над умственной активностью, 3-7 минут мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В моменты «отключения» ребёнок занимается посторонними делами, а на слова взрослого (учителя, воспитателя, родителя) не реагирует . Складывается впечатление, что он не слушает , когда ему что-то говорят. Затем умственная активность восстанавливается, и ребёнок опять может продуктивно работать какое-то время, после чего мозг снова «отключается ». У детей возникают проблемы с выполнением заданий, организацией и соблюдением инструкций. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, в школе теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.

Слайд 7

Симптомы гиперактивности : — повышенная двигательная расторможенность. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. Им трудно следовать инструкциям, придерживаться в поведении общепринятых рамок. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. — «мягкая» неврологическая симптоматика: дискоординация движений по типу статико-локомоторной и динамической атаксии, тики и навязчивые движения. — недостаточная сформированность мелкой моторики и навыков самообслуживания. — слабая моторная координация , характеризующаяся неловкими беспорядочными движениями. — постоянная внешняя болтовня при несформированности внутренней речи , контролирующей социальное поведение.

Слайд 8

И мпульсивность — недостаток контроля поведения в ответ на конкретные требования . Клинически дети с СДВГ характеризуются как — быстро реагирующие на ситуации, не дожидаясь указаний и инструкций, позволяющих выполнять задание, а также неадекватно оценивающие требования задания ; — очень часто на занятиях дети с СДВГ выкрикивают ответ до того, как учитель (воспитатель) закончит свой вопрос; — постоянно перебивают, когда говорят другие; — им трудно дождаться своей очереди; — они очень небрежны, невнимательны, беспечны и легкомысленны; — зачастую не могут рассмотреть потенциально негативные, вредные или разрушительные (и даже опасные) последствия, которые могут быть связаны с определёнными ситуациями или их поступками ; — часто они подвергают себя необоснованному, ненужному риску, чтобы показать свою смелость, капризы и причуды, особенно перед сверстниками; — с детьми с СДВГ нередки несчастные случаи с отравлениями и травмами; — они не в состоянии отложить получение удовольствия — если они чего-то хотят, то они должны получить это в тот же момент, не поддаваясь не разнообразные уговоры. Симптомы импульсивности

Читайте также:  Дочь ксении алферовой и егора бероева с синдромом дауна

Слайд 9

Причины СДВГ Причинами возникновения органических нарушений могут быть: Общее ухудшение экологической ситуации. Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, алкоголя, наркотиков, курения в этот период. Иммунологическая несовместимость (по резус-фактору ). Угрозы выкидыша. Хронические заболевания матери. Преждевременные, скоротечные или затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом, кесарево сечение. Родовые осложнения (неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) ведут к травмам позвоночника плода, асфиксиям, внутренним мозговым кровоизлияниям. Любые заболевания младенцев с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств. Астма, пневмонии, сердечная недостаточность, диабет, заболевания почек могут выступать как факторы, нарушающие нормальную работу мозга.

Слайд 10

Генетические факторы В основе механизма развития СДВГ лежит дефицит определенных химических веществ (дофамина и норадреналина) в некоторых областях головного мозга. Учёные США, Голландии, Колумбии и Германии выдвинули предположение, что на 80 % возникновение СДВГ зависит от генетических факторов. Из более чем тридцати генов-кандидатов выбрали три — ген переносчика дофамина (Это вещество регулирует процессы торможения в ЦНС) , а также два гена дофаминовых рецепторов. Не исключено, что в ближайшем будущем генетики выделят гены, регулирующие обмен норэпенефрина , также участвующего в процессах формирования СДВГ. Однако генетические предпосылки к развитию СДВГ проявляются во взаимодействии со средой, которая может эти предпосылки усилить или ослабить.

Слайд 11

Какие заболевания могут сопровождать СДВГ? Расстройства развития учебных навыков , которые приводят к тому, что успеваемость у ребенка значительно ниже, чем у сверстников . По статистике дети с СДВГ в 66 % случаев имеют дисграфию и дислексию , 61% — дискалькулию . Вызывающее оппозиционное расстройство , которое проявляется умышленным непослушанием, враждебным и даже буйным поведением. Эмоциональные расстройства , когда ребенок чувствует упадок сил, становится нервным, плаксивым. У беспокойного ребенка может пропадать желание играть с другими детьми. Такой ребенок может быть слишком несамостоятельным. Тики также могут сопутствовать СДВГ. Проявление тиков разнообразно: подергивание мышц лица, длительное сопение или подергивание головой и т. д. Иногда при сильных тиках могут возникать внезапные выкрикивания, что нарушает социальную адаптацию ребенка.

Слайд 12

Сопутствующие заболевания Факторы , нарушающие нормальную работу мозга( Ясюкова Л.А ., 2003) — а стма , — пневмонии, — сердечная недостаточность , — диабет , — заболевания почек

Слайд 13

Как лечить СДВГ? Наиболее оптимальным является комбинированное лечение, заключающееся в сочетании лекарственной терапии и психологической коррекции В настоящий момент есть несколько подходов к методам лечения СДВГ Первый подход, распространенный за рубежом — это корковые стимуляторы ( ноотропы ), вещества, улучшающие работу мозга, обмен, энергетику, увеличивающие тонус коры. Также назначаются препараты, состоящие из аминокислот, которые улучшают обмен веществ мозга. Второй подход – нейропсихологический . Когда с помощью различных упражнений мы возвращаемся на предыдущие этапы онтогенеза и заново простраиваем те функции, которые сформировались архаично неправильно и уже закрепились. Для этого их нужно, как любой другой неэффективный патологический навык, целенаправленно раскрыть, растормозить, разрушить и создать новый навык, который более соответствует эффективной работе. И это осуществляется на всех трех этажах мыслительной деятельности. Это трудоемкая многомесячная работа. Ребенок вынашивается 9 месяцев. И нейропсихологическая коррекция рассчитана на этот срок. И тогда мозг начинает работать более эффективно, с меньшими энергетическими затратами. Старые архаичные связи, отношения между полушариями нормализуются. Энергетика, управление, активное внимание простраиваются . Третий подход – синдромальный . Представим, что зрелый личностно ребенок хочет вести себя в соответствии с нормами, хочет учиться, воспринимать знания. Его родители хорошо воспитали. Он должен сидеть спокойно на уроке. Должен быть внимательным и слушать, контролировать себя. Три трудные задачи одновременно. Ни один взрослый человек три работы, трудные для него, не в состоянии выполнить. Поэтому синдромальная работа заключается в том, что ребенку дается интересная деятельность (произвольная). Но в этой деятельности идет постпроизвольное внимание (когда мы чем-то заинтересовались и вникли, мы уже напрягаемся без дополнительных затрат). Поэтому, когда говорят, что дети с СДВГ в состоянии просидеть за компьютером очень долго, то это совсем другое внимание. Существуют подвижные игры, которые требуют только напряжения внимания. Ребенок движется по условиям игры, он может быть взрывчат , импульсивен. Это может помогать ему выигрывать. Но игра рассчитана на внимание. Тренируется эта функция. Затем тренируется функция сдержанности. При этом он может отвлекаться. Каждая задача решается по мере поступления. Так улучшается каждая функция по отдельности

Читайте также:  Синдрома внезапной смерти у младенцев

Слайд 14

Психолого-педагогическая коррекция Бихевиоральная или поведенческая психотерапия акцентируется на тех или иных поведенческих шаблонах, либо формируя, либо гася их с помощью поощрения, наказания, принуждения и вдохновления . Семейная психотерапия , работа с личностью, которая формирует личность и которая определяет, куда направить такие качества, как расторможенность, агрессивность, повышенная активность. СДВГ — это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери , которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Частота большой и малой депрессии среди матерей, имеющих гиперактивных детей, встречается в 18 и 20% случаев (по сравнению с 4-6% среди матерей обычных детей). Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.

Слайд 15

Программа психолого-педагогической коррекции включает: изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй); организацию режима дня и места для занятий; специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание позитивных методов воспитания.

Слайд 16

Литература Альтхерр П., Берг Л., Вельфль А., Пассольт М. Гиперактивные дети. Коррекция психомоторного развития. — М: Издательский центр «Академия», 2004 Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребёнок или все о гиперактивных детях. — М.: Издательство института Психотерапии, 2002 Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей. — М.: Медпрактика -М, 2002 Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 Заваденко Н. Н. Как понять ребёнка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. — Школа-Пресс, 2001 Заваденко Н. Н., Суворинова Н. Ю., Румянцева М. В. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. — Дефектология, 2003, № 6 Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого-педагогическая коррекция. — СПб.: Речь, 2007 Мурашова Е. В. Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004 Рассел А. Баркли , Кристина М. Бентон . Ваш непослушный ребёнок. — СПб.: Питер, 2004 Ратнер А.Ю. Неврология новорождённых: острый период и поздние осложнения. 4-е изд., М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 Чутко Л. С., Пальчик А. Б., Кропотов Ю. Д. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью у детей и подростков. — СПб.: Издательский дом СПбМАПО , 2004 Чутко Л. С. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и сопутствующие расстройства.- СПб.: Хока, 2007

Слайд 17

1. Бабинцев М.В. Особенности состояния здоровья юношей, перенесших перинатальные поражения ЦНС на этапе подготовки к военной службе // автореф . дисс . канд.мед.наук . — Смоленск, 2006. — 24 с. 2. Громова О.А. Красных Л.М., Лиманова О.А. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью — возможности коррекции // Российский педиатрический журнал.- № 2. -2005. — С. 17-22. 3. Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьёв О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей // — М.: ЭБЕВЕ. — 1997. — 73.с. 4. Косницкая Е.А. Оценка адаптационных возможностей у детей с использованием современной автоматизированной технологии // автореф . дисс … канд.мед.наук . — М. — 2006. — 18 с. 5. Кучма В.Р., Платонова А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России. Распространённость, факторы риска и профилактика // М.: РАРОГЬ, 1997. — 200 с. 6. Ноговицына О.Р. Левитина Е.В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью6 распространенность. Диагностика и коррекция у детей // Российский педиатрический журнал. — № 3. — 2005. — С. 18-21. 7. Потапчук А.А. Средства лечебной физкультуры в управлении физическим состоянием дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата // автореф . дисс … докт.мед.наук . — Спб ., 2005. — 43 с. 8. Суворинова Е.В. Лечение ноотропами детей с минимальными мозговыми дисфункциями // // автореф . дисс … канд.мед.наук . — М.- 2000. — 24 с. 9. Тржесоглава З. Лёгкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М.- Медицина. — 1986. — 256 с. Литература

Источник