Нозологическая специфика отдельных симптомов и синдромов

  • Главная
  • ->

  • Клиническая психология
  • ->

  • Вопросы к экзамену

Симптом, с которого начинается диагностика психического заболевания, является в психиатрии клинической единицей первого порядка. Как и во всех других клинических специальностях, в психиатрии симптом является фундаментом распознавания болезней и вне симптомов невозможна их диагностика. Однако ограничиваться только симптомами недостаточно. На пути к обоснованию конечного нозологического диагноза очередным этапом более сложного синтеза клинического знания о больном является группа симптомов, составляющая определенное единство. В синдроме, который в данный момент определяет психический статус больного, составляющие его симптомы не есть случайно совпавшая группа признаков психического расстройства. Напротив, поскольку такое сочетание их постоянно воспроизводится (и в структуре разных заболеваний), его можно определить как типичную совокупность закономерно связанных между собой симптомов. Синдром, таким образом, является клинической единицей второго порядка. И эта закономерная связь существенна, она отражает патогенетические механизмы болезни. Синдром, представляющий психический статус больного в данный момент, таким образом, непосредственно отражает патогенетические механизмы заболевания и в этом заключается его огромное значение в познании сущности болезни. Как известно, Е. Kraepelin (1883) еще в конце прошлого века писал, что изучение психспатслогических синдромов приобретет особое значение с тех пор, когда удастся доказать их связь с мозговыми расстройствами. Однако в ту пору это было невозможно, так как в связи с недостаточным развитием биологических наук тогда еще не были сформулированы основные законы высшей нервной деятельности. В наше время благодаря развитию нейрофизиологии и ее высшего достижения — учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности для ответа на этот капитальный вопрос психиатрии сложились самые благоприятные условия. Так, использование экспериментальных приемов исследования работы головного мозга уже позволило получить богатый фактический материал, анализ которого с позиций объективного ней-родинамического метода способствовал установлению точных знаний о расстройствах мозговой деятельности, лежащих в основе различных психопатологических синдромов (наличие обширного запредельно-охранительного торможения в коре головного мозга при синдромах помрачения сознания; преимущественное сосредоточение этого торможения в двигательных отделах мозга — при ступорозно-кататонических синдромах; больные пункты коры головного мозга — при паранойяльных бредовых синдромах).

Нозологический принцип группировки болезней в свете эволюционной биологической концепции о развитии болезни.

В психиатрии решение проблемы классификации болезней всегда встречало больше затруднений, чем в других медицинских дисциплинах. Еще в XVIII в. классификация психических болезней представляла собой простое перечисление отдельных симптомов. Симптоматический принцип группировки психозов сохранился и в XIX в. Лишь в конце прошлого века была построена классификация психических болезней на основе нозологического принципа. В основу этой классификации легло то положение, что в психиатрии, как и в соматической медицине, существуют самостоятельные болезненные единицы, различие которых заключается в том, что каждая из них обусловливается определенным патологическим процессом, имеющим свою причину и свой болезненный субстрат. Начало нозологического направления в психиатрии следует рассматривать как шаг вперед, как прогресс психиатрической науки. Основным преимуществом нозологической концепции являлось то, что она подчеркнула значение самого понятия «процесс», выдвинула при объяснении причин многообразия клинической картины психоза, вместо статического, динамический критерий «течения» болезни. (Классификация психозов Крепелина.)

Основоположником нозологической классификации в отечественной психиатрии является С. С. Корсаков. Эта классификация получила большое распространение как в отечественной психиатрии, так и в зарубежных странах. Однако еще и в настоящее время некоторые психиатры высказывают сомнения в правильности нозологического принципа деления психических заболеваний. Так, например, одни из них не считают возможным рассматривать эпилепсию и шизофрению как единую нозологическую единицу, другие утверждают, что искание болезненных единиц, однородных по этиологии и патогенезу, представляет собой не что иное, как погоню за «фантомом», что в психиатрии можно выделить лишь только типы болезней, только ведущие синдромы (синдромологический критерий).

Источник

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

В данной связи на первый план выступают такие фундаментальные понятия, определяющие использование клинического метода, как симптом, синдром, нозологическая форма. Симптомы
— это выступающие вовне и фиксируемые исследователем (врачом) признаки, на основе которых судят о характере болезненного процесса. Синдром — это закономерная связь симптомов. Нозологическая форма — совокупность выявляемых в клиническом исследовании особенностей настоящего состояния (статуса) и динамики (течения) болезненного процесса, включая прогноз, позволяющая соотнести данный случай с принятой в науке классификацией болезней (диагнозов — в узком значении термина). При анализе специфических особенностей клинического метода необходимо не ограничиться приведенными определениями, а остановиться на содержании этих понятий более подробно.

Симптом — представляет собой суммарный результат большего или меньшего числа «стоящих за ним» факторов. Это — и сам болезненный процесс, и особенности патогенеза, и личностная реакция на болезнь (стеническая и астеническая, в направлении компенсации или, наоборот, декомпенсации). Он не существует самостоятельно. Обычно он встречается в более или менее закономерных сочетаниях с другими симптомами, составляя интегральную часть более сложного образования — синдрома.

Читайте также:  Астено депрессивный синдром народные средства лечения

«Характерная черта Синдрома– оН м. б. следствием влияния на организм различных патогенных причин, т. е. организм реагирует на различные вредности, отвечает ограниченным числом общих типовых реакций. Один и тот же синдром может наблюдаться при разных заболеваниях, и одно и то же заболевание может проявиться различными синдромами». Понятие синдрома чрезвычайно важно для психопатологии, ибо первое умозаключение, которое делается в ходе психопатологического исследования это о наличии того ИЛИ иного синдрома. А. В. Снежневский: понятия синдрома и статуса совпадают. Синдром — основная оперативная единица в мышлении психопатолога, звено, соединяющее два необходимых для формирования суждения о сущности болезни — симптомов и нозологических форм. Понятие синдрома диалектично: синдром это и срез, т. е. на данном этапе процесса исследования нечто стабильное, с другой стороны, синдром динамичен «это этап развития болезни или звено цепной патогенетической, вернее патокинетической реакции, звено, которое господствует в данный момент.

Понятие Нозологической формы– следующая диалектическая ступень от явления к сущности, от конкретного к более абстрактному, поскольку нозология более абстрактна, чем синдром. В то же время это есть и движение в сторону более конкретного, поскольку она связана с установлением места данного заболевания в общей их классификации. Вместе с тем для уровня нозологической формы характерны новые качества, обусловленные спецификой применения именно клинического метода. Здесь концентрируются все практические заключения и выводы, диагноз и прогноз, на этой основе составляется план терапевтического воздействия. Оперируя понятиями симптома, синдрома, нозологической формы, клиницисты имеют в виду исторически изменчивый характер их содержания. Сущность клинического метода в узком значении термина — как метода психологического исследования внутри более широкого общемедицинского метода определяется не отдельными вспомогательными схемами, но особенностями используемой при этом системы понятий. Последняя определяется изменениями уровневой структуры целей и средств, которая в норме порождается деятельностью (акциональные структуры), а в случаях патологии претерпевает определенные изменения, обусловленные конкретной ее природой.

Структура МКБ-10 разработана на основе классификации, предложенной Уильямом Фарром. Его схема заключалась в том, что для всех практических и эпидемиологических целей статистические данные о болезнях должны быть сгруппированы следующим образом:

— эпидемические болезни;

— конституциональные или общие болезни;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— местные болезни, сгруппированные по анатомической локализации;

— болезни, связанные с развитием;

— травмы.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Ïîíÿòèå î ñèìïòîìàõ è ñèíäðîìàõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé

Êàê óêàçûâàëîñü ðàíåå, ïñèõèàòðèÿ ðàçäåëÿåòñÿ íà äâà îñíîâíûõ ðàçäåëà – îáùóþ ïñèõîïàòîëîãèþ è ÷àñòíóþ ïñèõèàòðèþ.

×àñòíàÿ ïñèõèàòðèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ïñèõè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ, èõ êëèíè÷åñêèå ïðîÿâëåíèÿ, ïðè÷èíû, ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ, äèàãíîñòèêó è ëå÷åíèå.

Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ – ýòî ðàçäåë ïñèõèàòðèè, öåëü êîòîðîãî – èçó÷åíèå îáùèõ çàêîíîìåðíîñòåé è ïðèðîäû ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâ. Îáùàÿ ïñèõîïàòîëîãèÿ èçó÷àåò îòäåëüíûå ñèìïòîìû è ñèìïòîìîêîìïëåêñû, èëè ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò íàáëþäàòüñÿ ïðè ðàçíûõ ïñèõè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ. Åå ïðåäìåò – âûäåëåíèå è èçó÷åíèå äèàãíîñòè÷åñêîãî çíà÷åíèÿ îòäåëüíûõ ïðèçíàêîâ è èõ ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé. Îïèñàíèå è îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðèçíàêîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ñ ïîìîùüþ ñèñòåìû ñèìïòîìîâ.

Ñèìïòîì – àáñòðàêòíîå ïîíÿòèå (ðåçóëüòàò âðà÷åáíîãî ñóæäåíèÿ èëè óìîçàêëþ÷åíèÿ), îáîçíà÷àþùåå ñòðîãî ôèêñèðîâàííîå ïî ôîðìå îïèñàíèå ïðèçíàêà, ñîîòíåñåííîãî ñ îïðåäåëåííîé ïàòîëîãèåé. Ýòî – òåðìèíîëîãè÷åñêîå îáîçíà÷åíèå ïàòîëîãè÷åñêîãî ïðèçíàêà. Íå êàæäûé ïðèçíàê ÿâëÿåòñÿ ñèìïòîìîì, à òîëüêî íàçâàííûé ïðè óñòàíîâëåíèè åãî ïðè÷èííî-ñëåäñòâåííîé ñâÿçè ñ ïàòîëîãèåé.

Âûÿâëåíèå ñèìïòîìîâ â áîëüøèíñòâå ñëó÷àåâ ïîçâîëÿåò ëèøü êîíñòàòèðîâàòü ôàêò íàëè÷èÿ áîëåçíè âîîáùå è îòíåñòè åå ê òîé èëè èíîé îòðàñëè ìåäèöèíû, òàê êàê êàæäàÿ êëèíè÷åñêàÿ íàóêà èìååò èõ îñîáûé íàáîð. Ñïåöèôè÷åñêèìè äëÿ ïñèõèàòðèè ÿâëÿþòñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèìïòîìû. Îíè äåëÿòñÿ íà ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå.

Ïîçèòèâíûå îáîçíà÷àþò ïðèçíàêè ïàòîëîãè÷åñêîé ïðîäóêöèè (âíîâü âîçíèêàþùèå äåçàäàïòèâíûå ïðèçíàêè) ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (ñåíåñòîïàòèè, ãàëëþöèíàöèè, áðåä, òîñêà, ñòðàõ, òðåâîãà, ýéôîðèÿ, ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå è ò. ä.).

Íåãàòèâíûå âêëþ÷àþò ïðèçíàêè îáðàòèìîãî èëè ñòîéêîãî, ïðîãðåññèðóþùåãî, ñòàöèîíàðíîãî èëè ðåãðåññèðóþùåãî óùåðáà, âûïàäåíèÿ, èçúÿíà, äåôåêòà òîãî èëè èíîãî ïñèõè÷åñêîãî ïðîöåññà (ãèïîìíåçèÿ, àìíåçèÿ, ãèïîáóëèÿ, àáóëèÿ, àïàòèÿ è ò. ï.).

Ïîçèòèâíûå è íåãàòèâíûå ñèìïòîìû â êëèíè÷åñêîé êàðòèíå áîëåçíè âûñòóïàþò â åäèíñòâå, ñî÷åòàíèè è èìåþò, êàê ïðàâèëî, îáðàòíî ïðîïîðöèîíàëüíîå ñîîòíîøåíèå: ÷åì áîëåå âûðàæåíû íåãàòèâíûå ñèìïòîìû, òåì ìåíåå, áåäíåå è ôðàãìåíòàðíåå – ïîçèòèâíûå.

Читайте также:  Тест на синдром дауна при беременности в опц

Ôåíîìåí áîëåçíè ïðîÿâëÿåòñÿ íå åäèíè÷íûì ïðèçíàêîì è ñèìïòîìîì, à èõ íàáîðîì. Ñòðóêòóðà è õàðàêòåðèñòèêè ïîñëåäíåãî çàâèñÿò îò ðîäà çàáîëåâàíèÿ (ýêçî-, ýíäî-, ïñèõî– è ñîìàòîãåííîå ïðîèñõîæäåíèå èëè èõ ñî÷åòàíèå), õàðàêòåðà ïîâðåæäåíèÿ (âîñïàëåíèå, èíòîêñèêàöèÿ, äåãåíåðàöèÿ è ò. ä.), îñîáåííîñòåé íåéðîãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìîâ, ñâÿçàííûõ ñ ôîðìèðîâàíèåì êîìïëåêñà ïðèçíàêîâ áîëåçíè è ò. ä.

Ñîâîêóïíîñòü âñåõ ñèìïòîìîâ, âûÿâëåííûõ â ïðîöåññå îáñëåäîâàíèÿ êîíêðåòíîãî áîëüíîãî, îáðàçóåò ñèìïòîìîêîìïëåêñ. Âûäåëåíèå åãî – ñëåäóþùèé, áîëåå âûñîêèé ïî ñðàâíåíèþ ñ îïðåäåëåíèåì ñèìïòîìîâ óðîâåíü ïîçíàíèÿ áîëåçíè. Íî è ýòîò óðîâåíü åùå äàëåêî íå äîñòàòî÷åí äëÿ îïðåäåëåíèÿ áîëåçíè, òàê êàê íàáîð ñèìïòîìîâ ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí ðàçíîîáðàçíûìè ôàêòîðàìè (ïàòîãåíåòè÷åñêèìè, êîíñòèòóöèîíàëüíî-èíäèâèäóàëüíûìè, ñîöèàëüíûìè, ìîäèôèöèðóþùèìè è ïðî÷.).

Ñèìïòîìîêîìïëåêñ îòðàæàåò ðåàëüíóþ êàðòèíó áîëåçíè íà ìîìåíò îáñëåäîâàíèÿ è ÿâëÿåòñÿ êîíêðåòíûì ïðîÿâëåíèåì èìåþùåéñÿ ó áîëüíîãî ñîâîêóïíîé ïàòîëîãèè.  íåì âûäåëÿåòñÿ ðÿä çàêîíîìåðíî ñî÷åòàþùèõñÿ äðóã ñ äðóãîì ñèìïòîìîâ, îáðàçóþùèõ ñèíäðîì.

Ñèíäðîì – óñòîé÷èâûå çàêîíîìåðíûå ñî÷åòàíèÿ ñèìïòîìîâ, êîòîðûå ñâÿçàíû ìåæäó ñîáîé åäèíûì ïàòîãåíåçîì è ñîîòíîñÿòñÿ ñ îïðåäåëåííûìè íîçîëîãè÷åñêèìè ôîðìàìè. Îïðåäåëåíèå ñèìïòîìîêîìïëåêñà ïðîèñõîäèò ïðè íåïîñðåäñòâåííîì âîñïðèÿòèè êîíêðåòíîé ïàòîëîãèè. Ñèìïòîìîêîìïëåêñ ìîæåò íå ñîâïàäàòü ïî êîëè÷åñòâó ñèìïòîìîâ ñ ñèíäðîìîì, âêëþ÷àòü ñèìïòîìû, íå âõîäÿùèå ïîêà íè â îäèí ñèíäðîì, à òàêæå ïðåäñòàâëÿòü ñîáîé ñî÷åòàíèå íåñêîëüêèõ ñèíäðîìîâ (ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèõ, âåãåòîâèñöåðàëüíûõ, íåâðîëîãè÷åñêèõ, ñîìàòè÷åñêèõ).

Èññëåäîâàíèå ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, ò. å. îöåíêà ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé êàðòèíû, ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîæíûé ïðîöåññ – îò îöåíêè ÿâíûõ ïðèçíàêîâ äî ïîçíàíèÿ ñóùíîñòè ðàññòðîéñòâà, êîòîðîå íå ìîæåò áûòü âîñïðèíÿòî íåïîñðåäñòâåííî, à îïðåäåëÿåòñÿ â ðåçóëüòàòå íàáëþäåíèÿ è îáîáùåíèÿ ïðèçíàêîâ è ïîñòðîåíèÿ íà ýòîé îñíîâå ëîãè÷åñêîãî âûâîäà. Âûäåëåíèå îòäåëüíîãî ïðèçíàêà – ñèìïòîìà – ÿâëÿåòñÿ òàêæå ìíîãîñòóïåí÷àòûì ïðîöåññîì, â êîòîðîì ñóùåñòâåííîå ìåñòî çàíèìàåò îáúåäèíåíèå åãî ñ äðóãèìè áëèçêèìè ïî ñâîåé âíóòðåííåé ñòðóêòóðå ïðèçíàêàìè. Îñíîâíàÿ åäèíèöà îáùåé ïñèõîïàòîëîãèè – ñèíäðîì – çàêîíîìåðíîå ñî÷åòàíèå îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ, ïðåäñòàâëÿþùåå ñîáîé ñâîåîáðàçíóþ èíòåãðàöèþ ïðåäøåñòâîâàâøåãî òå÷åíèÿ çàáîëåâàíèÿ è ñîäåðæàùåå ïðèçíàêè, ïîçâîëÿþùèå ñóäèòü î äàëüíåéøåé äèíàìèêå ñîñòîÿíèÿ è çàáîëåâàíèè â öåëîì. Îòäåëüíûé ñèìïòîì íå ìîæåò, íåñìîòðÿ íà ñâîþ çíà÷èìîñòü, ñ÷èòàòüñÿ ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé åäèíèöåé, òàê êàê îí ïðèîáðåòàåò çíà÷åíèå òîëüêî â ñîâîêóïíîñòè è âçàèìîñâÿçè ñ îñòàëüíûìè ñèìïòîìàìè – â ñèìïòîìîêîìïëåêñå èëè â ñèíäðîìå.

Ñîâîêóïíîñòü ñèìïòîìîâ è ñèíäðîìîâ, íàáëþäàåìûõ â äèíàìèêå, ñêëàäûâàåòñÿ â êëèíè÷åñêóþ êàðòèíó çàáîëåâàíèÿ, êîòîðàÿ, ñ ó÷åòîì ýòèîëîãèè (ïðè÷èí), òå÷åíèÿ, èñõîäà è ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè îáðàçóåò îòäåëüíûå íîçîëîãè÷åñêèå åäèíèöû áîëåçíåé.

Íàðóøåíèÿ ïñèõèêè áîëüíîãî ÷åëîâåêà ìîãóò çàòðàãèâàòü ïðîöåññû âîñïðèÿòèÿ, ìûøëåíèÿ, âîëè, ïàìÿòè, ñîçíàíèÿ, âëå÷åíèé, ýìîöèé. Ýòè íàðóøåíèÿ âñòðå÷àþòñÿ ó áîëüíûõ â ðàçëè÷íûõ ñî÷åòàíèÿõ è òîëüêî êîìïëåêñíî.

Источник

Ãàëëþöèíàòîðíûé ñèíäðîì (ãàëëþöèíîçû)

Ãàëëþöèíàöèè – ýòî âîñïðèÿòèÿ, ïîÿâëÿþùèåñÿ áåç íàëè÷èÿ äåéñòâèòåëüíîãî îáúåêòà, èìåþùèå õàðàêòåð îáúåêòèâíîé ðåàëüíîñòè, ÷óâñòâåííî ÿðêèå, ïðîåöèðóþùèåñÿ âîâíå, âûòåñíÿþùèå äåéñòâèòåëüíûå âïå÷àòëåíèÿ è âîçíèêàþùèå íåïðîèçâîëüíî.

Ìíîãèå ñîñòîÿíèÿ, êîòîðûì ñâîéñòâåííû íàïëûâû ãàëëþöèíàöèé, íå ìîãóò áûòü ðàñöåíåíû êàê ãàëëþöèíîçû (äåëèðèé, ãàëëþöèíàòîðíûå âàðèàíòû ñóìåðå÷íûõ ñîñòîÿíèé), òàê êàê îíè ðàçâèâàþòñÿ â êàðòèíå ñîñòîÿíèé, êâàëèôèöèðóåìûõ êàê ñèíäðîìû ïîìðà÷åíèÿ ñîçíàíèÿ.

Äàííûé ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèé ñèíäðîì ïðîÿâëÿåòñÿ îáèëüíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè, âîçíèêàþùèìè â îäíîì, ðåæå – â äâóõ è áîëåå àíàëèçàòîðàõ. Êðîìå ãàëëþöèíàöèé ÷àñòî âîçíèêàþò àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà, îñòðûé ÷óâñòâåííûé áðåä è ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, ñîîòâåòñòâóþùèå ïî ñîäåðæàíèþ ãàëëþöèíàöèÿì.  êàðòèíå ãàëëþöèíîçîâ ìîãóò ðàçâèâàòüñÿ áðåäîâûå èäåè, èäåíòè÷íûå ïî ôàáóëå ñîäåðæàíèþ ãàëëþöèíîçà (ãàëëþöèíàòîðíûé áðåä). Ðàçâèòèå áðåäà â ýòèõ ñëó÷àÿõ ÿâëÿåòñÿ îñîáåííîñòüþ ñàìîðàçâèòèÿ ãàëëþöèíàòîðíîãî ñèíäðîìà. Ïðè ýòîì ìíîãèå ãàëëþöèíîçû íåñìîòðÿ íà ìíîãîëåòíåå òå÷åíèå ÷àñòî íå ñîïðîâîæäàþòñÿ ðàçâèòèåì ãàëëþöèíàòîðíîãî áðåäà.

Ó áîëüíûõ ìîãóò âîçíèêàòü ïñèõîñåíñîðíûå ðàññòðîéñòâà, ñåíåñòîïàòèè. Ãàëëþöèíîçû âîçíèêàþò íà ôîíå ôîðìàëüíî ÿñíîãî ñîçíàíèÿ. Ãàëëþöèíîçû äåëÿòñÿ ïî äèíàìèêå íà äâå áîëüøèå ãðóïïû – îñòðûå è õðîíè÷åñêèå.

Îñòðûé ãàëëþöèíîç èìååò íåïðîäîëæèòåëüíûé (äî íåñêîëüêèõ ñóòîê) ïðîäðîìàëüíûé ïåðèîä, â êîòîðûé âîçíèêàþò ýìîöèîíàëüíî-ãèïåðåñòåòè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà â âèäå òðåâîæíîñòè, áåçîò÷åòíîãî ñòðàõà, ïîäàâëåííîñòè, ðàçäðàæèòåëüíîñòè, íàðóøåíèÿ ñíà, ïñèõè÷åñêîé ãèïåðåñòåçèè. Âîçíèêàþò ãàëëþöèíîçû îñòðî, êîãäà ÷àùå â âå÷åðíå-íî÷íîå âðåìÿ îòìå÷àåòñÿ íàïëûâ ôàáóëüíûõ, èìåþùèõ îäíó ñþæåòíóþ ëèíèþ, èñòèííûõ ãàëëþöèíàöèé. Îäíîâðåìåííî ïîÿâëÿþòñÿ îáÿçàòåëüíûå ñèìïòîìû – îäíîòåìàòè÷åñêèå îñòðûé ÷óâñòâåííûé áðåä, ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, ãàëëþöèíàòîðíûé âàðèàíò ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ. Ñîçíàíèå îñòàåòñÿ ôîðìàëüíî ÿñíûì, îäíàêî ïðîèñõîäèò ïñèõîòè÷åñêîå ñóæåíèå ñîçíàíèÿ, êîòîðîå ïðè îñîáî áóðíîì òå÷åíèè çàáîëåâàíèÿ äîñòèãàåò ìàêñèìàëüíîé ñòåïåíè âûðàæåííîñòè – ãàëëþöèíàòîðíîé çàãðóæåííîñòè. Ïðè ýòîì áîëüíûå ïîëíîñòüþ ñîñðåäîòî÷åíû íà ñâîèõ ïàòîëîãè÷åñêèõ ïåðåæèâàíèÿõ, ïî÷òè íå çàìå÷àþò îêðóæàþùåãî, êîíòàêò ñ ïàöèåíòàìè ðåçêî çàòðóäíåí, ïîðîé íåâîçìîæåí. Âûäåëÿþòñÿ ñëóõîâûå, çðèòåëüíûå, îáîíÿòåëüíûå, òàêòèëüíûå ãàëëþöèíîçû.

Îñòðûé ñëóõîâîé ãàëëþöèíîç ïðîÿâëÿåòñÿ âåðáàëüíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè, ïîýòîìó îí íîñèò åùå íàçâàíèå «âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç». Âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç èìååò ñöåíîïîäîáíûé õàðàêòåð – áîëüíîé ñëûøèò ìîíîëîã, äèàëîã èëè ãîëîñ, îáðàùåííûé íåïîñðåäñòâåííî ê íåìó. Ãîëîñà ïðèíàäëåæàò ðîäñòâåííèêàì, çíàêîìûì, ïîðîé óæå óìåðøèì, íåçíàêîìûì, âçðîñëûì èëè äåòÿì, ãðîìêèå èëè òèõèå. Îíè ðàçäàþòñÿ ÷àùå âñåãî èç-çà ñòåíû, èç äðóãîé êîìíàòû, ñ óëèöû, èç-çà ñïèíû, äîíîñÿòñÿ ñ äðóãîãî ýòàæà. Îáúåêòîì îáñóæäåíèÿ îáû÷íî ÿâëÿåòñÿ ñàì áîëüíîé èëè åãî áëèçêèå. Ãàëëþöèíàöèè ÷àùå âñåãî óãðîæàþùèå, ðóãàþùèå, îáâèíÿþùèå, êîììåíòèðóþùèå, èìïåðàòèâíûå. Ê îáÿçàòåëüíûì ñèìïòîìàì îòíîñÿò ÷óâñòâåííûé, îáðàçíûé, íåñèñòåìàòèçèðîâàííûé, îäíîòåìàòè÷åñêèé áðåä, ñîîòâåòñòâóþùèé ïî ñîäåðæàíèþ ãàëëþöèíàöèÿì (ïðåñëåäîâàíèÿ, îòðàâëåíèÿ), àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà â âèäå ýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, çëîáû, ñòðàõà, òðåâîãè, óãíåòåííîñòè. Áîëüíûå ïðèñëóøèâàþòñÿ, ÷òî-òî êîìó-òî îòâå÷àþò, èíîãäà çàòûêàþò óøè, áàððèêàäèðóþòñÿ, ñïàñàþòñÿ áåãñòâîì, ïðÿ÷óòñÿ, ñîâåðøàþò ñóèöèäàëüíûå ïîïûòêè, â öåëÿõ ñàìîîáîðîíû âîîðóæàþòñÿ, ïðîÿâëÿþò àãðåññèþ è ïðî÷.

Читайте также:  Синдром жильбера код по мкб

Ïðè áóðíîì ðàçâèòèè âåðáàëüíîãî ãàëëþöèíîçà ÷åðåç ýòàï ãàëëþöèíàòîðíîé ñïóòàííîñòè ñ ðàñòåðÿííîñòüþ ìîæåò âîçíèêíóòü ãàëëþöèíàòîðíûé ñòóïîð, ÷òî ñâèäåòåëüñòâóåò îá óòÿæåëåíèè ñîñòîÿíèÿ.

Îñòðûé âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç âñòðå÷àåòñÿ ïðè èíòîêñèêàöèîííûõ (àëêîãîëüíûé, ãàøèøíûé, áàðáèòóðàòàìè è ïðî÷.) ïñèõîçàõ, îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà, øèçîôðåíèè, ñîñóäèñòûõ çàáîëåâàíèÿõ ìîçãà.

Çðèòåëüíûé ãàëëþöèíîç Ëåðìèòòà ïðîÿâëÿåòñÿ çðèòåëüíûìè èñòèííûìè ãàëëþöèíàöèÿìè ñ ýêñòðàïðîåêöèåé íà íåáîëüøîì óäàëåíèè îò ãëàç, ÷àùå ñáîêó (ñïðàâà èëè ñëåâà), ðåæå – ïðÿìî ïåðåä ãëàçàìè. Ãàëëþöèíàöèè èìåþò ïàíîðàìè÷åñêèé èëè êèíåìàòîãðàôè÷åñêèé õàðàêòåð, ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé ñëîæíûå äèíàìè÷åñêèå êðàñî÷íûå êàðòèíû. ×àùå âñåãî ýòî ïîëèîïòè÷åñêèå ìèêðîïñèè â âèäå çîîïñèé (çìåè, ïòèöû, ðûáû è ò. ï.), ðåæå – ÷åëîâå÷êîâ. Êàê ïðàâèëî, ýòè ãàëëþöèíàöèè ïîäâèæíû, áåççâó÷íû, ýìîöèîíàëüíî íåéòðàëüíû, ÿâëÿþòñÿ ïðîñòûìè ãàëëþöèíàöèÿìè. Ó áîëüíûõ îòìå÷àåòñÿ àôôåêò çàèíòåðåñîâàííîñòè, ëþáîïûòñòâà, óäèâëåíèÿ, êðèòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ãàëëþöèíàòîðíûì ïåðåæèâàíèÿì.

Âñòðå÷àåòñÿ ïðè îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà – îïóõîëè, ëåïòîìåíèíãîýíöåôàëèòå â ðåçèäóàëüíîé èëè ïîäîñòðîé ñòàäèè, ñèôèëèñå ìîçãà, òîêñîïëàçìîçå, òðàâìàòè÷åñêîé áîëåçíè ìîçãà, ñîñóäèñòûõ ïîðàæåíèÿõ ìîçãà è äð. Ïðè ýòîì ëîêàëèçàöèÿ ïîðàæåíèÿ òàêîâà, ÷òî ïðèâîäèò ê ðàçäðàæåíèþ íîæåê ìîçãà.

Õðîíè÷åñêèé ãàëëþöèíîç õàðàêòåðèçóåòñÿ ãàëëþöèíàöèÿìè, êîòîðûå ïîñòåïåííî óïðîùàþòñÿ, ñòàíîâÿòñÿ ñòåðåîòèïíûìè. Ó áîëüíûõ èñ÷åçàåò âîçáóæäåíèå, äåçàêòóàëèçèðóåòñÿ è ïðîïàäàåò áðåä, ïîâåäåíèå óïîðÿäî÷èâàåòñÿ, íåðåäêî ïîÿâëÿåòñÿ êðèòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê ãàëëþöèíàöèÿì, êîòîðûå êàê áû ïåðåñòàþò çàìå÷àòüñÿ ïàöèåíòîì, îí ê íèì ïðèâûêàåò (èíêàïñóëÿöèÿ ãàëëþöèíàöèé). Õðîíè÷åñêèé ãàëëþöèíîç ñîñóùåñòâóåò ñ îáû÷íîé ïñèõè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ, íå îêàçûâàÿ íà íåå ñóùåñòâåííîãî âëèÿíèÿ è íå ìåøàÿ ïàöèåíòó.

Õðîíè÷åñììé âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç âñòðå÷àåòñÿ â äâóõ ðàçíîâèäíîñòÿõ.

Íàèáîëåå ÷àñòî îòìå÷àåòñÿ õðîíè÷åñêèé âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç êàê íåáëàãîïðèÿòíûé èñõîä îñòðîãî âåðáàëüíîãî ãàëëþöèíîçà. Âûõîä èç îñòðîãî ñîñòîÿíèÿ ïîñòåïåííûé, ñîïðîâîæäàåòñÿ óìåíüøåíèåì íàïðÿæåííîñòè àôôåêòà, îñëàáåâàåò è èñ÷åçàåò ñòðàõ, óìåíüøàåòñÿ ñòåïåíü âûðàæåííîñòè ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ, êîòîðîå ïîñòåïåííî ñìåíÿåòñÿ óïîðÿäî÷åííûì ïîâåäåíèåì. Ïàðàëëåëüíî äåçàêòóàëèçèðóåòñÿ è èñ÷åçàåò áðåä. Ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè ïîñòåïåííî òåðÿþò ÿðêîñòü, èíòåíñèâíîñòü, íåðåäêî ïåðåõîäÿò â øåïîòíûå, êàê áû ïðèáëèæàþòñÿ ê óõó áîëüíîãî. Ó áîëüíûõ ïîÿâëÿåòñÿ âíà÷àëå ôîðìàëüíîå, à çàòåì ïîëíîå êðèòè÷åñêîå îòíîøåíèå ê íèì. Èõ ñîäåðæàíèå ñòàíîâèòñÿ ñòåðåîòèïíûì, îáû÷íî áåçðàçëè÷íûì äëÿ ïàöèåíòà, îíè èíêàïñóëèðóþòñÿ. Áîëüíûå ïîñòåïåííî ê íèì ïðèâûêàþò, ïðèñïîñàáëèâàþòñÿ, ïðèó÷àþòñÿ íå îáðàùàòü íà íèõ âíèìàíèÿ. ×àñòî ñîõðàíÿþòñÿ ñåìåéíûé, ñîöèàëüíûé, ïðîôåññèîíàëüíûé ñòàòóñû.

Õðîíè÷åñêèé âåðáàëüíûé ãàëëþöèíîç áåç ýòàïà îñòðîãî ïñèõîòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ íà÷èíàåòñÿ ñ ýïèçîäîâ ñëóõîâûõ ãàëëþöèíàöèé, êîòîðûå ïîñòåïåííî ó÷àùàþòñÿ, óñèëèâàþòñÿ, ñòàíîâÿòñÿ ïîñòîÿííûìè. Áîëüíîìó ëåãêî âíóøèòü ñëóõîâûå ãàëëþöèíàöèè â ñâåòëûå ïðîìåæóòêè, ñòîèò ëèøü ïðåäëîæèòü åìó ïðèñëóøàòüñÿ. Êðèòè÷åñêîå îòíîøåíèå ôîðìàëüíîå. Èíîãäà òàêîé ãàëëþöèíîç ñîïðîâîæäàåòñÿ ìàëîàêòóàëüíûì èíòåðïðåòàòèâíûì áðåäîì. Èìååòñÿ òåíäåíöèÿ ê óñëîæíåíèþ ñ òðàíñôîðìàöèåé â ãàëëþöèíàòîðíî-ïàðàíîèäíûé ñèíäðîì, â ñèíäðîì Êàíäèíñêîãî.

Òå÷åíèå õðîíè÷åñêîãî âåðáàëüíîãî ãàëëþöèíîçà îáû÷íî ñòàöèîíàðíîå ëèáî ðåãðåññèðóþùåå. Ïðè àëêîãîëèçàöèè, ñîìàòîãåíèè, ïñèõîãåíèè, àëèìåíòàðíîì èñòîùåíèè è òàê äàëåå îí ìîæåò ïðèíÿòü âèä ðåöèäèâèðóþùåãî ãàëëþöèíîçà, ïðè êîòîðîì ïåðèîäû õðîíè÷åñêîãî è îñòðîãî âåðáàëüíîãî ãàëëþöèíîçà ïåðåìåæàþòñÿ.

Õðîíè÷åñêèé ñëóõîâîé ãàëëþöèíîç âñòðå÷àåòñÿ ïðè èíôåêöèîííûõ è èíòîêñèêàöèîííûõ ïîðàæåíèÿõ ãîëîâíîãî ìîçãà, åãî îðãàíè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ òðàâìàòè÷åñêîãî, ñîñóäèñòîãî, ñèôèëèòè÷åñêîãî ïðîèñõîæäåíèÿ. Òðàíñôîðìàöèÿ åãî â ñèíäðîì Êàíäèíñêîãî íàáëþäàåòñÿ ïðè ãàëëþöèíàòîðíîì âàðèàíòå íåïðåðûâíî òåêóùåé øèçîôðåíèè.

Çðèòåëüíûé ãàëëþöèíîç Âàí Áîãàðòà ïðîÿâëÿåòñÿ íåïðåðûâíûìè öâåòíûìè, ÿðêèìè èñòèííûìè çðèòåëüíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè â âèäå ìíîæåñòâà êðàñèâûõ áàáî÷åê, ðûáîê, æèâîòíûõ. Âíà÷àëå âñå ýòî ïðîèñõîäèò íà íåéòðàëüíîì ýìîöèîíàëüíîì ôîíå, îäíàêî âñêîðå ïîÿâëÿþòñÿ àôôåêòèâíîå íàïðÿæåíèå, ñòðàõ, òðåâîãà, ïñèõîìîòîðíîå âîçáóæäåíèå, îäíîòåìàòè÷åñêèé áðåä, óáåæäåííîñòü â èñòèííîñòè è áëèçêîì ðàñïîëîæåíèè ãàëëþöèíàòîðíûõ îáðàçîâ. Ïî ìåðå óòÿæåëåíèÿ çàáîëåâàíèÿ ïðîèñõîäèò óñëîæíåíèå ñèìïòîìàòèêè, çðèòåëüíûé ãàëëþöèíîç ñìåíÿåòñÿ äåëèðèåì, êàê ïðàâèëî, òÿæåëûì è ñ ïîñëåäóþùåé àìíåçèåé. Õàðàêòåðíî, ÷òî ðàññìàòðèâàåìîìó ãàëëþöèíîçó ïðåäøåñòâóåò ýòàï ñîìíîëåíöèè è íàðêîëåïòè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ, ÷òî îòëè÷àåò åãî îò çðèòåëüíîãî ãàëëþöèíîçà Ëåðìèòòà. Âñòðå÷àåòñÿ ïðè âèðóñíîì ýíöåôàëèòå.

Òàêòèëüíûé ãàëëþöèíîç õàðàêòåðèçóåòñÿ òàêòèëüíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè ñ ïîñòîÿííûì ÷óâñòâîì ïîëçàíèÿ, ïåðåìåùåíèÿ íàñåêîìûõ ïî êîæå, âíóòðè íåå è ïîä íåé. Êàê ïðàâèëî, ó áîëüíûõ âîçíèêàåò îäíîòåìàòè÷åñêèé îáðàçíûé äåðìàòîçîèäíûé áðåä (áðåä êîæíûõ ïàðàçèòîâ), ìðà÷íîñòü, ïîäàâëåííîñòü, íàïðÿæåííûé àôôåêò, ãàëëþöèíàòîðíûé âàðèàíò ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ, ñîäåðæàíèåì êîòîðîãî ÿâëÿåòñÿ æåëàíèå ïàöèåíòà èçáàâèòüñÿ îò ìíèìûõ ïàðàçèòîâ, íåðåäêî ñ ñàìîïîâðåæäåíèåì. Èíîãäà ýòîò ñèíäðîì íàçûâàþò äåðìàòîçîèäíûì ãàëëþöèíîçîì Ýêáîìà èëè ãàëëþöèíîçîì Áåðñà-Êîíðàäà.

Âñòðå÷àåòñÿ ðåäêî ïðè ñåíèëüíûõ è ïðåñåíèëüíûõ ïñèõîçàõ, öåðåáðàëüíîì àòåðîñêëåðîçå, îðãàíè÷åñêèõ ïîâðåæäåíèÿõ òåìåííî-âèñî÷íîé äîëè.

Îáîíÿòåëüíûé ãàëëþöèíîç ïðîÿâëÿåòñÿ îáîíÿòåëüíûìè ãàëëþöèíàöèÿìè â âèäå çàïàõà ãíèëè, òëåíèÿ, ôåêàëèé, èñõîäÿùåãî, êàê ïðàâèëî, îò èõ ñîáñòâåííîãî òåëà. Ó áîëüíûõ âîçíèêàåò èïîõîíäðè÷åñêèé îáðàçíûé áðåä, ýìîöèîíàëüíîå íàïðÿæåíèå, ïîäàâëåííîñòü, ìðà÷íîñòü, ãàëëþöèíàòîðíûé âàðèàíò ïñèõîìîòîðíîãî âîçáóæäåíèÿ. Íà ýòîì ôîíå ìîãóò îòìå÷àòüñÿ ñåíåñòîïàòèè, ïàðåñòåçèè, îòäåëüíûå ýïèçîäè÷åñêèå òàêòèëüíûå ãàëëþöèíàöèè.

Âñòðå÷àåòñÿ êðàéíå ðåäêî â âèäå èçîëèðîâàííîãî îáîíÿòåëüíîãî ãàëëþöèíîçà Ãàáåêà ïðè îðãàíè÷åñêîì ïîðàæåíèè áàçàëüíî-âèñî÷íûõ è âèñî÷íî-òåìåííûõ îòäåëîâ ãîëîâíîãî ìîçãà.

Источник