Нод для детей с синдромом дауна
Валентина Лукьянова
Конспект НОД «К нам пришла весна» для детей 4 лет с ДЦП, синдромом Дауна, нарушениями опорно-двигательного аппарата
План – конспект
непосредственно образовательной деятельности.
Тема: «К нам пришла весна».
Группа: подгруппа детей среднего дошкольного возраста.
Возраст: 4г.
Контингент детей: дети с диагнозом ДЦП, синдром Дауна, нарушения опорно-двигательного аппарата;
Время проведения: 20 минут.
Цель: Уточнить знание детьми времени года за окном, и примет весны в процессе рисования солнышка.
Образовательная область: Художественное творчество.
Задачи:
1. Формировать умения использовать нетрадиционные формы рисования пальчиком для изображения солнца-главной приметы весны.
2.Закреплять последовательность использования приемов рисования:
выполнять действия способом «примакивания»;
менять цвета при рисовании солнышка и деталей лица;
вытереть пальчик о салфетку.
3. Аккуратно пользоваться краской «гуашь».
4. Развивать мелкую моторику, чувство цвета (красный, желтый) и формы.
Образовательная область: Познание
Задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о весне.
2. Создавать условия для применения зрительного-тактильного обследования при восприятии объемных предметов, (пушистая, мягкая, теплая);
цветов (коричневый)
3. Формировать у детей умение дифференцировать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и различать основные цвета.
4. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение ко всему живому.
Образовательная область: Физическая культура
Задачи:
1. Развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве.
2. Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке, по прямой дорожке с перешагиванием через предметы, прыжке с высоты
15-20см.
Образовательная область: Коммуникация
Задачи:
1. Создавать условия для свободного общения детей с взрослым.
2. Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Продолжать формировать умение отвечать на вопросы воспитателя простым предложением.
Образовательная область: Музыка
Задачи:
1. Развивать умение двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения с предметами (ленты).
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.
Материал и оборудование:
— мягкая игрушка медведь, солнышко;
— шишки;
— нарисованная сосна на большом зеркале,
-корзинка;
-нагрудные эмблемы цветов;
— скамейка гимнастическая, куб, цветные кубики, обруч с лентами;
— аудиозапись «Лунная соната» Бетховен Л. В., «Вальс цветов» П. И. Чайковского;
— гуашь, салфетка;
— лист бумаги с недорисованным солнцем.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию.
Воспитатель здоровается с детьми. Обращает внимание детей на то, что когда люди здороваются, желают друг другу здоровья, добра. И тогда у каждого человека прибавляется здоровье и сила. Вы хотите быть здоровыми и сильными?
Ответы детей
2. Упражнения на развитие мелкой моторики.
Воспитатель предлагает пальчиковую игру упражнение «Доброе утро, здравствуй». Дети выполняют упражнение согласовывая их с текстом (пальчики здороваются друг, с другом начиная с мизинца).
Доброе утро, здравствуй, Соня.
Доброе утро, здравствуй, Сафия.
Доброе утро, здравствуй, Женя.
Доброе утро, здравствуй, Катя.
Доброе утро, здравствуйте, Валентина Ивановна.
Воспитатель предлагает взяться за руки и передавать рукопожатие, как эстафету. Передается дружба от одного ребенка к другому. Обращает внимание детей, что дружба стала крепче, т. к. каждый из детей добавил частичку своей дружбы. Эта частичка дружбы будет согревать их весь день.
3.Затруднение в игровой ситуации:
Воспитатель спрашивает детям у детей какое время года? Что стало со снегом? Что стало с деревьями? Хотите узнать, что изменилось в природе весной?
Ответы детей
Предлагает отправиться на прогулку в лес. Предупреждает детей, что дорога будет трудная.
Воспитатель сопровождает выполнение упражнений детьми, художественным словом «Идем в лес».
Мы шагаем, мы шагаем!
По лесным дорожкам!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!
Через мостик!
Скок, скок, скок!
Появился вдруг лесок!
Дети самостоятельно выполняют ходьбу по гимнастической скамейке, прыжки, перешагивание через предметы.
Воспитатель приглашает детей к пенечку с мягкой игрушкой (медведь). Побуждает взять в руки игрушку, рассмотреть, ощупать, выделить характерные особенности. Акцентирует внимание детей на «шубку» животного (мягкая, пушистая, теплая, цвет (коричневый, он проснулся после зимней спячки.
Воспитатель обращает внимание на то, что мишка грустный. Ему на день рождение подарили игру, а он не знает, как в нее играть. Как можно помочь мишке?
Ответы детей
Воспитатель приглашает каждого ребёнка к столу. Уточняет, что геометрические фигуры необходимо разложить по своим окошечкам. Самостоятельная игровая деятельность. Подбери фигуру (активизация словаря, уточнение названия фигуры, развитие моторики)
Ответы детей
Отмечает, какие красивые получились картинки, каждая геометрическая фигура нашла свое окошко. Медведь дарит детям корзинку и приглашает набрать шишки у самой большой сосны.
Воспитатель акцентирует внимание на сосну (высокая, зеленая, иголки, шишки).
Хорошо гулять по лесу.
Вот высокая сосна.
К солнцу тянется она.
Дружно приседаем, шишки собираем. Побуждает взять в руки шишки, рассмотреть, ощупать.
4. «Открытие»нового знания или способа действий:
Воспитатель приглашает в «творческую мастерскую» (подводит детей к столам с подготовленными изобразительными материалами, усаживает).
Предлагает детям посмотреть на незаконченный рисунок. Какое у вас солнышко?
Ответы детей.
Воспитатель отмечает, что нужно дорисовать солнышку?
Ответы детей
Нацеливает на процесс рисования. Уточняет, что мы сегодня будем рисовать пальчиком. Акцентирует внимание на изображение лучиков, деталей лица (глаза, рот, нос). Напоминает последовательность приемов изображения (одним пальчиком макнуть в краску желтого цвета и прямыми линиями нарисовать лучики, затем вытереть пальчик влажной салфеткой, набрать краску красного цвета и нарисовать глазки и рот способом «примакивания». Воспитатель нацеливает детей на самостоятельную деятельность (рисование веселого солнышка).
Включение нового знания в систему знаний ребенка или воспроизведение нового способа действий в типовой ситуации:
Самостоятельная деятельность детей. Воспитатель подбадривает детей. Отмечает, какие веселые получились солнышки. Солнышко вышло из-за тучи и приглашает нас на танец.
Дети под музыку исполняют танцевальные движения с лентами.
Повторение и развивающие задания:
Воспитатель выявляет знания детей о весне. Акцентирует внимание детей на то, что наше лучистое солнышко проснулось, и появились цветы.
Предлагает поиграть в мини этюд «Цветы».
Предложить сесть на коврик (полянку).
Представьте себе, что стала тепло на улице. Ярко светит солнце и на полянке расцвело множество цветов. Они такие красивые, яркие, разноцветные!
Хотите быть красивым цветком на полянке?
-Каким цветком хочет быть Сафия, Софья, Катя, Женя?
-Солнышко ещё не взошло, цветочки спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно.
— Но вот: «Дзынь», — выглянул первый лучик солнышка. Погладил по головке цветочек – Сафию, цветочек Софью, Катю и Женю (погладить).
Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели глазками вниз, вправо, влево. Открыли глаза широко и улыбнулись солнышку, друг другу.
Вот как рады солнышку и теплу цветочки.
Итог деятельности.
Воспитатель спрашивает: «Где мы с вами сейчас находимся?»
Ответы детей (в лесу, на лесной полянке).
— Что вам понравилось больше всего в лесу? (ответы).
А теперь нам пора возвращаться, в следующий раз мы с вами отправимся в путешествие к лесным обитателям.
Воспитатель предлагает вернуться домой обратно по лесной дорожке и напоминает, что опять надо быть очень внимательными, преодолевать препятствия, помогать друг другу (дети идут под музыку, ориентируясь в пространстве)
Источник
Прыткова Алёна
Индивидуальное-коррекционное занятие для детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна
Занятие по развитию сенсомоторной сферы для младших дошкольников с синдромом Дауна. «Наши любимые друзья животные»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к животным формировать навыки сенсомоторной сферы.
Задачи:
1. Формировать представление о домашних животных.
2. Развивать звукоподражание.
3. Использовать художественную литературу для ознакомления с домашними животными.
4. Расширять активный и пассивный словарный запас ребенка.
5. Развивать зрительное внимание.
6. Закреплять умения ориентироваться на собственном теле и теле животного.
7. Учить прислушиваться к неречевым звукам, показать, что они могут сообщить нам о чем- то.
8. Развивать мелкую моторику рук.
9. Формировать понимание речи.
Материал: Игрушки (Кошка, собака, корова, картинки, коробочка с материалом для подарков.
Организационный момент: Ребенок заходит в кабинет, садиться за стол. Педагог словами “сейчас будем играть”, настраивает ребенка на игру.
За дверью раздается сигнал автомобиля несколько раз.
Педагог: (имя ребенка, послушай! Ты слышишь, что сигналит машина. Покажи, откуда раздается звук, посмотрим кто и что там?
Педагог вместе с ребенком смотрит, что находится за дверью.
Педагог : (имя ребенка) посмотри — это же машина, а кто в ней сидит, давай, мы сядем за стол и посмотрим, кто к нам приехал? (Педагог достает вместе с ребенком по одной игрушке и рассматривает ее). (Имя ребенка, кто это?Ребенок: — Мяу! (если не отвечает ребенок, то говорит педагог кошка).Педагог : Как она кричит?
Ребенок: Мяу — Мяу.
Педагог : Правильно (имя ребенка, а давай посмотрим, что есть у кошки? (Педагог читает стихотворение, ребенок во время чтения показывает, где у кошки хвост, лапы, нос, глаза, т. д).
“Котинька — Коток серенький лобок, (покажи, где у котика лоб).
Ласков котик да хитер, лапки бархатные (где лапки,
коготок остер
У Васютки, ушки чутки (где у котика уши покажи)
Усы длинные (покажи усы,
Шерстка шелковая (где шерстка,
Ласкается кот, выгибается,
Хвостиком виляет (покажи хвост,
Глазки закрывает (покажи глазки,
Песенки поет, а попалась мышка – не прогневайся!
Глазки то большие, лапки, что стальные,
Зубки то кривые, ногти выпускные.
Вот какой наш котик! А теперь давай посмотрим, кто еще приехал к нам в гости? (Та же система, что и с кошкой).
Физкультурная минутка,
Педагог: (имя ребенка) не забыла, где у нас глазки, носик. Сейчас узнаем. (Имя ребенка) вставай, поиграем.Песенка: “У жирафа ”.
Педагог: Молодец! Все показала. Имя ребенка, посмотри, что нам животные привезли? (Ребенок вместе с педагогом смотрят, что в машине)
Педагог: (имя ребенка, животные нам привезли коробочку, давай посмотрим что там? В ней колокольчик и ленточка, клубок и бусы, пуговка и шнурок. (Имя ребенка, наши зверята — просят, чтобы мы им сделали подарки, и чтобы они не потерялись. Коровке подарим колокольчик, давай проденем в его ленточку и оденем коровке. (Ребенок выполняет, если он затрудняется, педагог помогает).
Му-му-му говорит корова спасибо, она теперь среди других коров не потеряется.
Педагог : (имя ребенка) давай котику подарим клубок, чтобы она играла только, он немножко размотался, давай замотаем его. (Ребенок выполняет действия если он затрудняется, педагог помогает). Молодец (имя ребенка,Котик говорит спасибо: ‘’Мур — Мяу”, теперь ей будет с чем играть.
А собачке мы сделаем ошейник. Вот бусинки и пуговки, мы их будем нанизывать на шнурок (ребенок выполняет, если он затрудняется, педагог помогает). Молодец (имя ребенка) умница,собачка говорит спасибо: ”Ав-ав” теперь она будет красивой и хозяин ее не потеряет.
Педагог: Смотри (имя ребенка) тут еще есть картинки, давай посмотрим,что на них изображено: собачка ест, спит, играет. Покажи, что делает собака? (Ребенок демонстрирует действия, которые изображены на картинках).Педагог: Умница (имя ребенка) теперь давай посадим наших гостей в машину и попрощаемся с ними.До свидания: котик, коровка, собачка. (Ребенок машет рукой). Умница (имя ребенка, хорошо мы сегодня поиграли.
Ребенок и воспитатель уходят из кабинета.
Источник
Фания Гумерова
Конспект НОД по рисованию во второй младшей группе-инклюзивной (в группе ребёнок с синдромом Дауна) «Светит солнышко»
Конспект НОД по рисованию
во второй младшей группе-инклюзивной
(в группе ребёнок с синдромом Дауна — Кирилл)
Тема: «Светит солнышко»(рисование красками)
Цель:
— Учить создавать живописную композицию, с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный цвета);
— Развивать у детей воображение, интерес к рисованию;
— Доставить детям радость от тесного общения с красками и использования нетрадиционных способов рисования;
— Вызвать у Кирилла интерес к работам других детей.
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура», «Социализация».
Задачи:
— Учить передавать в рисунке образ солнышка округлой формы, располагая рисунок в середине листа;
— Продолжать учить детей правильно пользоваться кисточкой, ватной палочкой, краской, водой, салфеткой;
— Упражнять в умении создавать яркий выразительный образ из цветного пятна;
— Формировать способность, замечать прекрасное в окружающей нас жизни;
— Воспитывать в детях самостоятельность и творчество;
— Помочь Кириллу в передаче ему моторного стереотипа действия, движения (т. е. в манипуляции его руками) — вкладывает кисточку в его руку и ею рисуем;
— Формировать у Кирилла мотив достижения, подражая другим детям.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: «Краденное солнце» К. И. Чуковского, беседа, наблюдение за солнцем, подвижная игра «Солнышко и дождик»;
Индивидуальная работа по ИЗО: учить правильно держать кисточку:
Материалы и оборудование: магнитная доска, мольберт, гуашь желтая, оранжевая, красная, образец рисунка, альбомные листы для рисования А4, кисть № 5, ватные палочки, баночки с водой, салфетки для просушивания кисти, иллюстрация солнышка, зонтик, ширма, мягкая игрушка «Солнце», сюрпризный момент (конфеты,
для Кирилла — альбомный лист для рисования А3, тычок, гуашь — только жёлтая, резиночка на руку.
Содержание организованной деятельности детей.
Воспитатель: 1. Вступительная беседа.
Какая сегодня погода? (ответы детей)
Вы на прогулке видели как ярко светит солнце.
Неожиданно раздаётся стук в дверь.
Ой, ребята, к нам сегодня кто-то ещё пришёл. Вы тихо посидите, а я посмотрю. (Выхожу за дверь).
Воспитатель:- Сегодня к нам в гости пришел маленький зайка- Пух. Давайте с ним поздороваемся Посмотрите какой он грустный. Как вы думаете, что с ним произошло? (Дети строят различные предположения: его обидели, потерялся, замёрз, потерял игрушку и т. д.)
Воспитатель: Послушайте какая история произошла с нашим зайчиком: (читаю отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Краденое солнце»
«Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало,
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
“Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
“Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!”
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.»
Холодно, темно, страшно всем без солнышка.
А мы с вами можем помочь зверушкам спасти солнышко? Как? А мы все сейчас нарисуем солнышко. А как его нарисовать мы не знаем!
А вот давайте у себя в ВОЛШЕБНОМ БАССЕЙНЕ найдём что-то из чего можно собрать наше солнышко!
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать
Ищут что-то, что? непонятно.
Чтоб потом нарисовать!
(ищут и находят круг и палочки (счётные) и собирают из них солнышко).
Проведите по солнышку пальчиками
А Кирилл тоже что-то найдёт! (две карточки с изображением луны и солнца)
Кирилл, покажи нам солнышко! (показывает). Ай, какой молодец!
Показываю детям картинку с изображением солнца.
— Посмотрите, какого цвета солнце? (желтого)
— Какой формы солнце? (круглой)
Рисую пальчиком в воздухе солнышко (дети повторяют).
— А лучи у него прямые, как наши ручки.
У нас с вами две руки, а у солнышка много лучиков.
— Сколько у солнышка лучиков? (индивидуальные и хоровые ответы детей)
Лучики у солнышка везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Ему надо много лучиков, чтобы всех обогреть: и деток, и деревья, и травку, и цветы, и животных, и букашек.
Вот какое доброе у нас солнце!
А теперь давайте пальчики разомнём. Пальчиковая гимнастика
Вот мои пальчики,
Как у солнца лучики.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем лучики считать.
(Сгибаем поочередно пальцы на 2 руках одновременно)
Утро ясное придет.
Солнце красное взойдет.
(Поднять ручки над головой)
Просыпайся детвора,
Солнышко спасать пора!
Воспитатель: — Хотите нарисовать свое солнышко?
Ребята, давайте круглое солнышко мы с вами будем рисовать желтой краской (Размешиваем краску желтого цвета. Набираем её на кисточку, обмакивая кисточку о краешек баночки). Подношу кисточку к листу на большом мольберте. Касаюсь листа бумаги, оставляя заметное пятнышко, не отрывая кисти, начинает круговыми движениями увеличивать пятно – приговариваю:
Наше солнышко растет,
Наше солнышко встает,
Солнце просыпается,
Деткам улыбается!
Рисуем!
Дети приступают к работе. Воспитатель наблюдает за действиями детей, за последовательностью выполнения. Если в процессе работы возникают трудности, воспитатель оказывает помощь (подсказкой или, придерживая руку ребенка своей, направляет его дальнейшее рисование).
Как только солнышки будут нарисованы у всех детей, воспитатель предлагает солнышко нарядить, украсить его лучиками.)
Воспитатель: — Смотрите, лучики у солнца везде: и сбоку, и вверху, и внизу. Они могут быть короткими и длинными. Солнышку нужно много лучиков, чтобы всех – всех обогреть, ярким светом осветить, утром разбудить – всех птичек, животных, ребятишек. Вот какое доброе у нас солнце!
Воспитатель: — Давайте дорисуем ему лучи. Ребята, лучи можно нарисовать жёлтой и красной гуашью.
Воспитатель: — А давайте, мы лучики будем рисовать не кисточкой, а ватными палочками, хотите?
Дети: — Да!
Взяв ватную палочку, набираю жёлтую или красную краску, рисую прямые лучи на большом мольберте, то же самое продолжают выполнять дети.
А Кирилл берёт тычок и рисует им при помощи воспитателя лучики желтые
Воспитатель: — У меня получилось желтое солнышко, а лучи у него жёлтые и красные. А у вас получились лучи?
Дети: — Да!
Воспитатель: — Посмотрите, как светло стало в нашей группе от ваших солнышек. Какие удивительно красивые и весёлые рисунки! Какие они получились разные: яркие, нарядные, румяные!
Зайчик Пух очень рад, ему стало тепло, светло, теперь он найдет дорогу домой.
Зайчик, иди с в нами водить хоровод «Солнышко».
Источник
Наталия Фролова
Конспект индивидуальной игровой непосредственно-образовательной деятельности «Жил-был цыплёнок» с ребёнком с синдромом Дауна
Конспект индивидуальной игровой непосредственно — образовательной деятельности «Жил – был цыпленок» с ребенком с синдромом Дауна.
Программное содержание:
1. Закреплять умение определять причину и следствие в предложенной ситуации. Развивать понимание простых причинно- следственных отношений.
2. Развивать логическое мышление ребёнка, помогая объединять предметы между собой на основе какой- либо логической связи.
3. Закрепить умение закрашивать картинку, подбирая реальные цвета предмета и не выступая за его контур.
4. Закрепить умение действовать по сигналу.
Материал:Игрушки: Цыпленок, Курица; серия картинок «Как растет все живое?»; дидактическая игра «Логические пары»; шарики Марбл (червячки); иллюстрация «Цыплята гуляют на лугу»; раскраска «Цыпленок»; цветные карандаши; пособие- мотиватор «Бабочки и цветы»;звукозапись кудахтанье курицы,писк цыпленка ;пособие для проведения физкультминутки «Ладошки».
Ход непосредственно — образовательной деятельности:
1. Педагог рассказывает сказку «Жил был цыпленок», сопровождая её выкладыванием картинок с последовательно развивающимся сюжетом. Однажды одна пестренькая курочка зашла в курятник. Она снесла яички и села высиживать цыплят. Прошло немного времени и вдруг из гнездышка донёсся звук: «Тук, тук, тук!». Это цыпленок стукнул в стенку яичка и пробил её клювиком. А вот и сам он из скорлупок вывалился, мокрый, слабый. Потом он обсох, стал желтеньким, пушистеньким. Встал на ножки и побежал. Вот какой милый цыпленок!
Затем, педагог перемешивает картинки и предлагает Варе выложить их в правильной последовательности. В случае ошибок ребенка педагог подсказывает строчкой из сказки. Хвалит ребенка и просит приклеить бабочку на цветок за удачно выполненное задание.
2. Педагог водит по столу игрушку – цыпленок. Говорит, вышел цыпленок во двор на солнышке погреться. А там все куриное семейство гуляет, в земле червячков ищет. Предлагает ребенку покормить каждого изображенного цыпленка червячками. Хвалит за послушание и ловкость. Просит приклеить бабочку на цветок за удачно выполненное второе задание.
Угощает Варю червячком – мармеладкой.
3. Физкультминутка «Ладошки». Ребенок выполняет движения названные педагогом при показе ему цветной ладошки. Прекращает движение при показе ладошки красного цвета.
4. Дидактическое упражнение «Логические пары». Подбери,пожалуйста, что к чему подходит?
Трава-цветок.
Дерево-лист.
Ручеёк –кораблик.
Дождь –зонтик.
Скворечник – скворец.
Утка –утенок.
Если ребенок затрудняется помогает подобрать пару с помощью наводящих вопросов.
Просит приклеить бабочку на цветок за удачно выполненное четвертое задание.
5. Цыпленок – игрушка запищал (звукозапись): Пи-пи-пи! Я хочу к своей маме! Найдите мою маму!
Под звукозапись кудахтанье курицы появляется игрушка — курица. Она приносит раскраску «Цыпленок». Педагог просит Варю раскрасить его. Обращает внимание на окраску цыпленкаи напоминает правило : раскрашивать не выходя за контур.
Просит приклеить бабочку на цветок за удачно выполненное пятое задание.
Пальминг. Похвала ребенка.
Источник