Никколо паганини болел синдромом марфана

Никколо паганини болел синдромом марфана thumbnail

Никколо ПаганиниНикколо Паганини, фото

С тех пор как великий скрипач Никколо Паганини последний раз коснулся смычком струн своей скрипки, прошло почти два столетия. Тем не менее легенды о необыкновенном даре маэстро живы и по сей день. Страницы полуистлевших в музейных архивах газет устами музыкальных критиков описывают необыкновенное впечатление, которое производила на слушателей музыка Паганини: “…Это дьявольское наваждение. Слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, когда начинаются эти звуки”.

Игра Паганини была столь виртуозной и ошеломляющей, что современники полагали, будто в обмен на музыкальный дар он продал душу дьяволу. Лишенные суеверий и романтики представители научной мысли XXI века выдвигают свою версию гениальности скрипача: необычайной ловкостью и подвижностью пальцев, способностью легко исполнять сложнейшие пассажи и композиции, равно как угловатой и уродливой внешностью, Паганини был обязан редкой врожденной болезни – синдрому Марфана.

Поломка в 15-й хромосоме (синдром Марфана)

Идея связать гениальность скрипача с его заболеванием принадлежит американскому врачу Майрону Шенфельду. В статье для “Журнала Американской медицинской ассоциации” ученый доказывает, что музыкант страдал редкой наследственной болезнью — так называемым синдромом Марфана. Впервые эту патологию спустя 56 лет после смерти Паганини (1782—1840) описал французский педиатр Антонио Марфан. Пациентов с диагнозом “синдром Марфана” объединял ряд внешних характеристик: длинные и тонкие конечности, арахнодактилия (“паучьи”, поразительной длины, пальцы) “птичье лицо” (большой нос и маловыраженный подбородок), повышенная подвижность суставов, вогнутая грудная клетка.

Сохранился дневник врача, лечившего Паганини, в котором описание недугов знаменитого пациента во многом совпадает с классическими симптомами синдрома Марфана. Конечно, в конце XIX века доктора могли только строить догадки по поводу происхождения столь необычных скелетных аномалий. Сегодня известно, что эту редкую наследственную болезнь соединительной ткани провоцирует повреждение гена 15-й пары хромосом, который отвечает за выработку белка фибриллина — важного компонента соединительной ткани, формирующего ее эластичность и сократимость. Судя по портретам, запискам лечащих врачей и отзывам о внешности Паганини, синдром Марфана основательно “подкорректировал” облик музыканта.

В детстве Никколо описывали не иначе как хилую маленькую обезьянку с выдающейся челюстью, очень длинным носом, впалой грудью, угловатыми плечами и руками, достававшими почти до вывернутых наружу коленных чашечек. Один из первых его учителей, маэстро Козио, отметил уродство пальцев юного Паганини: “Каждый из них похож на утиный нос. Но для игры такие пальцы лучше всего”. Превращению врожденного дефекта в преимущество немало поспособствовал отец Никколо.

Алчный Антонио Паганини запирал своего четырехлетнего сына в темном чулане и не выпускал до тех пор, пока тот не доводил исполнения музыкального упражнения до совершенства. Побои и подзатыльники вынуждали маленького мальчика изо дня в день водить смычком по струнам. Собственно, у Паганини не оставалось выбора — уже в раннем детстве он сросся с инструментом, и когда в 8 лет впервые выступил на профессиональной сцене, впечатление, производимое его игрой на публику, балансировало на грани между восторгом и суеверным страхом.

[message type=”info”]Скрипка Паганини могла издавать звуки близкие к пению птиц и даже к человеческим голосам. Люди на концертах думали, что где-то за сценой спрятана вторая скрипка, играющая вместе с инструментом мастера.[/message]

Сравнительная характеристика

Внешность маэстро в зрелые годы современники описывали приблизительно так: высокий рост и чрезвычайная худоба, сильная бледность, демонический взгляд, правая нога длиннее левой, левое плечо выше правого, ввалившаяся грудная клетка, ярко выраженная мышечная слабость при железной силе кистей рук. Пальцы необычайно тонкие, суставы гнутся во всех направлениях. Завистники Паганини распускали слухи, будто сверхгибкость его пальцев результат сложнейшей операции. А теперь сопоставим черты его внешности с симптомами болезни Марфана:

  • арахнодактилия — удлиненные кисти, “паучьи” пальцы рук и ног (параметры конечностей легендарного скрипача);
  • множественные костно-суставные аномалии (у Паганини — врожденный вывих коленной чашечки, кривая правая нога);
  • гипермобильность суставов (именно ею некоторые специалисты объясняют способность Паганини исполнять технически невероятно сложные произведения);
  • воронкообразная деформация грудной клетки (впалая грудь у маэстро);
  • высокий рост и худоба (“самые узкие костюмы висели на нем мешком, рукава болтались, как на палках, всякий ворот оказывался слишком широким”);
  • различные нарушения зрения: подвывих хрусталика, близорукость и сходящееся косоглазие (объяснение демонического взгляда Паганини);
  •  аномалии черепа и лица (череп маэстро Никколо был удлиненным и сплюснутым);
  • нарушения сердечно-сосудистой системы: поражение клапанного аппарата сердца, в итоге — разрыв аневризмы аорты (предполагаемая причина смерти музыканта).

[message type=”info”]После смерти Паганини в 1840 году папская курия не дала разрешения на его погребение. Лишь спустя 53 года прах великого скрипача обрел вечный покой в земле родной Генуи.[/message]

Роковой диагноз

Судя по внешности легендарного скрипача, у него действительно была редкая болезнь соединительной ткани — синдром Марфана, — говорят современные исследователи. Соединительная ткань —это основа, соединяющая клетки сосудов, мышц, связок. Когда в ней развиваются патологические процессы, происходят системные нарушения — поражаются оболочки спинного мозга, глаз, костей черепа, суставов и сухожилий. Это то, что мы видим у Паганини: сдавленный череп, глубоко посаженные глаза, длинные и гибкие паучьи пальцы, впалая грудь.

Читайте также:  Гидроцефальный синдром головного мозга что это такое

Со временем болезнь Марфана прогрессирует: соединительная ткань разрушается, мышцы, сухожилия и суставы становятся избыточно эластичными, человек ощущает слабость в руках и ногах — они фактически отказывают ему. Но наиболее грозное осложнение синдрома Марфана — расслоение аневризмы восходящей аорты, при котором соединительная ткань стенок этого широкого кровеносного канала постепенно истончается, разрушается и угрожает разрывом. Ранние признаки возникающей катастрофы — охриплость, боль за грудиной и в спине, кашель, одышка, рвота.

Приступы ревматических болей в суставах, кровавый кашель и слабость преследовали великого скрипача последние годы его жизни. Его неоднократно пытались лечить именитые врачи, но никто не мог поставить вразумительный диагноз. Известно, что за полгода до смерти Паганини практически утратил голос, а каждый публичный концерт стоил ему, по его собственному выражению, года жизни. Официально смерть маэстро принял от загадочной болезни горла, но, по всей видимости, причиной его кончины был разрыв аневризмы аорты фатальное осложнение синдрома Марфана.

Утверждать, будто своим гением и мировой славой Паганини обязан исключительно болезни, было бы несправедливо. Детство великого музыканта прошло в изнуряющих репетициях, уличных концертах и турне, которые организовывал отец, дабы заработать на таланте сына побольше денег. Недетский труд маленького скрипача окупился сторицей: в будущем он легко и виртуозно мог исполнять любое произведение.

Кроме того, у Никколо был удивительно тонкий слух — он слышал голоса пешеходов, проходящих за два квартала от его дома, крики и плач детей, доносящиеся из подвальных помещений соседних переулков. Эта необыкновенная чуткость казалась Паганини естественной, но она была еще одним подтверждением его редкостного музыкального таланта. Болезнь расширила технические возможности исполнения сложнейших пассажей, но она никак не могла повлиять на красоту музыки, которую сочинял великий маэстро. Дар Паганини имел мало общего с его телом — это было свойство его души.

Известные люди с синдромом Марфана

Ханс Кристиан АндерсенХанс Кристиан Андерсен (1805-1875)

На редкость нескладный и непривлекательный Андерсен был высок, длиннорук и длинноног, имел гротескно угловатое лицо. Но это не помешало ему стать одним из самых известных писателей мира.

Авраам Линкольн Авраам Линкольн (1809-1865)

Великий американский президент при всей своей безобразной худобе обладал огромной физической силой и выносливостью, острым умом и талантом оратора-импровизатора.

Корней Иванович ЧуковскийКорней Чуковский (1882-1969)

Внешность замечательного детского писателя была более чем своеобразной: высокий рост, длинные руки и ноги, крупные кисти и большущий нос. Чуковский — один из четырех русских писателей, удостоенных звания почетного доктора филологии Оксфордского университета.

Усама Бен ЛаденУсама Бен Ладен (1957-2011)

При росте 190 см его вес не превышает 72 кг. У главного террориста мира непропорционально длинные конечности, продолговатый череп и узкое лицо. Он всегда опирается на трость — вероятно, есть проблемы с позвоночником. Бен Ладен тоже знаменит, но едва ли этой славой можно похвастаться.

Источник

«Надо сильно чувствовать, чтобы другие чувствовали»

Н. Паганини.

Гений, обладавший даром завораживать публику звуками скрипки, родился в небольшом итальянском городке, а под конец жизни покорил всю Европу. Редкий артист пользовался такой популярностью как Никколо Паганини. Каждый, кто хоть раз слышал звуки его скрипки, сохранял это воспоминание до последних дней.

Два века спустя, трудно представить, как именно звучала скрипка самого искусного в мире скрипача: другого Паганини человечество до сих пор не получило. Описать игру виртуоза под силу разве что поэту. «Все вокруг развертывалось вширь и ввысь, образуя колоссальное пространство, доступное лишь духовному, но не телесному взору. В середине этого пространства носился сияющий шар, на котором высился гигантский, гордый, величественный человек, игравший на скрипке. Что это был за шар? Солнце? Я не знаю. Но в чертах человека я узнал Паганини. Это был человек-планета, вокруг которого с размеренной торжественностью, в божественном ритме вращалась вся Вселенная…», — писал Генрих Гейне.

Помимо необыкновенной любви к музыке, в жизни Паганини было достаточно места  для прозы жизни: многие не понимали его, многие завидовали, а некоторые и мстили.

Прожив недолгий век, гениальный скрипач оставил после себя множество слухов и легенд. Произошло это отчасти потому, что потрясенные его музыкой люди часто не могли дать рациональное объяснение способностям музыканта. Кто-то говорил, что его искусство — музыка небес, ангельские голоса, а недоброжелатели отвечали, что Паганини в сговоре с потусторонним миром.

Вплоть до XX века ходили слухи, что в юности Никколо прибег к помощи хирурга: тот сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Предположение это такое же фантастическое, как и все прочие легенды, собранные вокруг имени Паганини. Ведь, как известно, удивительные музыкальные способности он проявлял еще с первых лет жизни.

Читайте также:  Вестибулярный синдром и его лечение

Властный отец Никколо, осознав незаурядность своего ребенка, заставлял его заниматься музыкой дни напролет, оставляя без пропитания. Это потом много лет спустя страдающий от болезней музыкант будет вспоминать случай, оставивший след на всей его жизни. Никколо был так истощен, что впал в каталепсию, и родители едва не похоронили его, сочтя умершим.

Побывав однажды на грани жизни и смерти, Паганини обретает еще большую страсть к музыке.

Невероятную технику игры скрипача часто связывали с его строением кисти. Скрипка Паганини могла издавать звуки близкие к пению птиц или даже к человеческим голосам. Люди на концертах в толпе думали, что где-то за сценой спрятана вторая скрипка, играющая вместе с инструментом мастера.

Многим не давала покоя необычная внешность мастера.  Как считают современные исследователи, его тонкие сверхгибкие пальцы невероятной длины вполне могли быть внешним проявлением болезни. О ней знал только сам Паганини, да его единственный преданный доктор.

Современные врачи считают, что секрет скрипичной техники Паганини отчасти объясняется редчайшим заболеванием, которым страдал музыкант. В статье американского врача Майрона Шенфельда говорится, что Никколо Паганини страдал синдромом Марфана, вызванным наследственным пороком развития соединительной ткани. При этой болезни наблюдается поражение опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов.

Описание внешности музыканта совпадает с внешними проявлениями синдрома Марфана: бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, «паучьи» пальцы. Когда Никколо выходил на сцену, публика непосвященная пребывала в недоумении от его несуразной фигуры, но стоило ему начать играть, люди забывали о его несовершенствах.

Но сказать, что своим необычайным мастерством Паганини «обязан» болезни, было бы большой ошибкой. Синдром Марфана сам по себе вовсе не располагает к музыкальной одаренности. Среди больных им не было выдающихся музыкантов, исключением стал только Паганини. Болезнь под конец жизни отобрала у него самое главное — способность играть. Последние дни Никколо мог только с грустью перебирать струны, лежавшей рядом скрипки.

Пожалуй, единственный секрет, хранившийся в страстной душе Паганини, заключался в его безмерной любви к музыке.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

Врожденные заболевания костной и мышечной систем органов и тканей человека

С. Ю. АФОНЬКИН

Дефекты некоторых генов, влияющих на образование и развитие соединительной ткани у человека, нередко приводят к непропорциональному гигантизму. Болезнь эта была описана в 1896 г. французским педиатром А. Марфаном.

Антуан Марфан, французский педиатр

При наиболее ярком проявлении этой доминантной особенности на свет появляются люди с очень длинными руками и ногами и относительно коротким туловищем. Их вытянутые пальцы напоминают лапы огромного паука. Отсюда образное название этой диспропорции – арахнодактилия (от греч. dactyl – палец и Arachna – женщина, по легенде, превращенная Афиной в паука). Люди с подобными дефектами необычайно худы, их грудная клетка бывает деформирована, хрусталик глаза смещен.

Такая аномалия носит название синдрома Марфана и считается полулетальной, поскольку связана с пороками сердца. Синдром вызван наследственным пороком развития соединительной ткани и характеризуется также поражением опорно-двигательного аппарата, глаз и внутренних органов. Первопричины таких пороков недостаточно изучены.

Нередко люди с арахнодактилией умирают от аневризмы аорты – самый крупный сосуд, выходящий из правого желудочка сердца, не выдерживает давления выбрасываемой в него крови. Люди, у которых этот синдром проявляется не со всей жестокостью, доживают до зрелых лет. По счастью синдром Марфана встречается достаточно редко. Специалисты оценивают вероятность его появления как 1/50000.

Единственная компенсация, которую люди с синдромом Марфана получают от судьбы за свой порок, – повышенное содержание адреналина в крови. Как известно, этот гормон вырабатывается надпочечниками и выбрасывается в кровяное русло в момент опасности. В результате многие параметры человеческого организма (сердцебиение, давление крови) приводятся, так сказать, в боевую готовность. Таким образом, люди с синдромом Марфана всю жизнь находятся в возбужденном состоянии: адреналин постоянно подстегивает нервную систему и делает их невероятными трудоголиками.

Синдромом Марфана страдали несколько всемирно известных личностей, отличавшихся необычайной работоспособностью. Таков был лесоруб Авраам Линкольн, который благодаря постоянному самообразованию, выдающимся способностям и, главное, потрясающему трудолюбию стал президентом США. Он обладал высоким ростом – 193 см, огромными стопами и кистями рук, маленькой грудной клеткой и длинными гибкими пальцами – типичное телосложение при синдроме Марфана.

Авраам Линкольн

Очень похож на Линкольна по физическому складу был сын полунищего сапожника, ставший позже великим писателем XIX в., Ханс Кристиан Андерсен. Его необычайное трудолюбие проявилась еще в школе. Свои литературные произведения он переписывал до десяти раз, добиваясь в конечном счете виртуозной точности и одновременно легкости стиля.

Ханс Кристиан Андерсен

Современники так описывали его внешность: «Он был высок, худощав и крайне своеобразен по осанке и движениям. Руки и ноги его были несоразмерно длинны и тонки, кисти рук широки и плоски, а ступни ног таких огромных размеров, что ему, вероятно, никогда не приходилось беспокоиться, что кто-нибудь подменит его калоши. Нос его был так называемой римской формы, но тоже несоразмерно велик и как-то особенно выдавался вперед».

Читайте также:  Что делать если синдром артерии

Нервное напряжение, в котором, по-видимому, постоянно находился этот талантливый человек, порождало у него множество страхов. Он боялся заболеть холерой, пострадать от пожара, попасть в аварию, потерять важные документы, принять не ту дозу лекарства…

История знает случай, когда длинные, тонкие пальцы человека с синдромом Марфана вместе с впечатляющей работоспособностью помогли их обладателю сделать фантастическую карьеру. Речь идет о знаменитом скрипаче Никколо Паганини. Гете и Бальзак так описывают его внешность в своих воспоминаниях: мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и, самое главное, тонкие сверхгибкие пальцы, какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей. Эта чисто морфологическая особенность позволяла ему творить со скрипкой настоящие чудеса.

Никколо Паганини

В толпе, слушавшей импровизации Паганини на римских улицах, одни говорили, что он в сговоре с дьяволом, другие – что его искусство является музыкой небес, в которой звучат ангельские голоса. Он играл так, что слушателям казалось, будто где-то спрятана вторая скрипка, играющая одновременно с первой. Многие вплоть до XX в. верили слухам, что в молодости Никколо прибег к помощи хирурга, который сделал ему операцию, чтобы повысить гибкость рук. Теперь-то мы знаем, что, скорее всего, своим данными он был обязан редкому генетическому отклонению.

Впервые на связь мастерства Паганини с синдромом Марфана указал американский врач Майрон Шенфельд в статье, опубликованной в «Журнале Американской медицинской ассоциации». Он указал, что описание внешности Паганини – бледная кожа, глубоко посаженные глаза, худое тело, неловкие движения, «паучьи» пальцы – абсолютно точно совпадает с описанием облика людей с синдромом Марфана. Как известно, в конце своей жизни великий музыкант почти лишился голоса. Это лишнее свидетельство в пользу того, что у Паганини был синдром Марфана, поскольку нередким осложнением этой болезни является сильная хрипота или даже потеря голоса, вызванная параличом верхнего гортанного нерва.

Сохранился дневник врача, который лечил Паганини. Сделанные в нем записи подтверждают классические симптомы синдрома Марфана: астеническое сложение, явно выраженный сколиоз, «птичье» выражение лица, узкий череп, выступающий или срезанный подбородок, глаза с синими склерами, разболтанность суставов, диспропорции в величине туловища и конечностей, кисти и стопы длинные с тонкими «паукообразными» пальцами. Не удивительно, что не только игра Паганини, но и сама его необычная внешность производили впечатление на его современников, рождая подчас самые немыслимые легенды о музыканте.

Надо заметить, что сам по себе синдром Марфана не располагает к музыкальной одаренности. За исключением Паганини, среди больных с этим синдромом не было выдающихся музыкантов. Что же касается Паганини, то болезнь лишь придала ему большие технические возможности, а великим музыкантом, с огромным творческим наследием, включающим, кроме произведений для скрипки с другими инструментами и оркестром также более 200 пьес для гитары, он стал благодаря своему великому таланту и трудолюбию, тоже косвенно связанному с синдромом Марфана.

Наверняка вы припомните еще двоих знаменитых длинных, нескладных и талантливых «носачей». Это Шарль де Голль и Корней Иванович Чуковский. Деятельный характер будущего президента Франции настолько ярко проявлялся еще в молодости, что многие из его сослуживцев по армии до Второй мировой войны уже тогда прочили его в генералиссимусы. Голова де Голля всегда возвышалась над морем касок и беретов марширующих солдат. Вместе с тем, сидя за столом, он казался вполне обычным человеком. Секрет крылся в его непропорциональном сложении, столь характерном для синдрома Марфана.

Шарль де Голль

Выше всех в толпе был и любимый детьми автор «Мухи-цокотухи», «Мойдодыра» и «Тараканища». Его длиннорукость, длинноногость, большеносость и общую нескладность фигуры многократно обыгрывали в шаржах. «Я всю жизнь работаю. Как вол! Как трактор!» – писал о себе Корней Иванович Чуковский. И это действительно было так, хотя его титаническая работоспособность для многих читателей детских стихов писателя, не знакомых с его многочисленными специальными литературоведческими статьями и переводами, оставалась скрытой. Как и Ханс Кристиан Андерсен, Чуковский многократно переделывал каждую свою строчку. «Никогда я не наблюдал, чтобы кому-нибудь другому с таким трудом давалась сама техника писания», – замечал он про себя.

Корней Иванович Чуковский

Из наших современников синдромом Марфана, возможно, страдал биолог Г. В. Никольский. Ко времени окончания Московского университета он имел уже пять печатных трудов. За 30 последующих лет работы число его печатных публикаций превысило 300, причем среди них было около десяти книг. Такой потрясающей работоспособностью может похвастаться далеко не каждый даже очень способный ученый!

Георгий Васильевич Никольский

Можно ли после этого утверждать, что любые обусловленные генами нарушения в развитии являются безусловно вредными?

skeletos.zharko.ru

Источник