Никишина в б синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей
На сегодняшний день в педиатрии, детской психологии и неврологии специалисты все чаще пользуются термином «гиперактивность». По статистике признаки этой патологии в той или иной мере присутствуют от 17 до 20% маленьких пациентов, которые приходят на первичный прием к педиатру. При этом отмечается, что всего несколько лет назад данная патология диагностировалась в единичных случаях.
В этой статье мы попробуем разобраться в симптомах, причинах и критериях диагностики синдрома гиперактивности и дефицита внимания в разные возрастные периоды.
Что такое синдром гиперактивности и дефицита внимания
Родители обращаются с жалобами повышение физической активности и неусидчивость малыша – это «бег без определенной цели», сочетающийся с рассеянностью внимания у ребенка. При появлении у ребенка комплекса этих симптомов невролог или психолог диагностирует у малыша – синдром гиперактивности и дефицита внимания или «СДВГ».
Многие родители и родственники ребенка не полностью осознают, что это не дефекты характера или воспитания, а именно болезнь, связанная с дисфункцией ЦНС и вызванная нарушением функционирования ретикулярной формации головного мозга.
Причинами развития у детей данной патологии в большинстве случаев является нарушение внутриутробного развития плода в результате хронической фетоплацентарной недостаточности и невозможности плаценты выполнять все ее функции в полном объеме.
Эту патологию, как и другие психоневрологические заболевания, нужно корректировать как можно раньше – именно от этого зависит дальнейшее психомоторное и речевое развитие и адаптация ребенка в социальной среде.
Кроме этого беспокойство вызывает и тот факт, что дети с СДВГ входят в группу риска. В связи с проблемами адаптации в коллективе, а в более зрелом возрасте и в обществе – такие дети зрелом возрасте в 80% имеют проблемы с законом, особенно те пациенты, которые не получали лечения и коррекцию психолога.
Дети с этим заболеванием не находят понимания дома из-за постоянных неприятностей в школе как с поведением, так и с успеваемостью. Они не получают необходимой им родительской поддержки и любви и часто находят поддержку и понимание в уличных компаниях.
С таким ребенком сложно – это неопровержимый факт, но дети в этом также не виноваты и это необходимо осознать.
Нельзя относиться к малышу с гиперактивностью как к непослушному ребенку – только внимание, забота и понимание поможет преодолеть эти проблемы и вместе преодолеть все сложности этого патологического состояния.
Поэтому чтобы как можно раньше заметить появление первых признаков дисфункции нервной системы ребенка – нужно их знать и своевременно обратиться к специалисту.
Доказанным фактом является утверждение, что при раннем уточнении диагноза и проведении медикаментозной и психологической коррекции признаки СДВГ значительно уменьшаются и в определенный момент психика крохи справляется с этими изменениями и не мешает ребенку в его дальнейшей полной адаптации и жизни.
Симптомы синдрома гиперактивности
Чаще всего эта патология выявляется у мальчиков – в 5 раз больше, чем у девочек.
В раннем возрасте, как родители, так и специалисты редко определяют признаки СДВГ, чаще всего первые проявления патологии проявляются после двух лет.
К ним относятся:
- значительное повышение активности и неусидчивость ребенка – малыш практически никогда не сидит или играет спокойно;
- при этом движения крохи не имеют определенной цели (бег ради бега) — ребенок постоянно что-то передвигает, двигает ногами или теребит руками;
- малыш очень разговорчив, даже с мало знакомыми людьми, отвечает, недослушав вопрос до конца;
- отмечаются нарушения сна – чаще ребенок спит мало и поверхностно с частыми пробуждениями с самого рождения и сложное засыпание;
- повышенная плаксивость, капризность и эмоциональная нестабильность с резкими переходами настроения (от смеха к плачу);
- отмечается рассеянное слуховое и зрительное внимание и это сопровождается двигательной активностью – малыш не может сконцентрировать внимание на определенных предметах, посмотреть мультфильм или прослушать сказку.
- у ребенка отмечается повышенная импульсивность, нервозность, суетливость;
- такие дети отличаются повышенной обидчивостью и конфликтностью, но быстро забывают обиды.
В дошкольном или раннем школьном возрасте признаками СДВГ добавляются другие проблемы:
- сниженная память и проблемы с усвоением материала в детском саду и начальной школе;
- повышенная конфликтность и агрессивность ребенка;
- выраженное стремление к лидерству, склонность к общению с младшими по возрасту;
- невосприимчивость к запретам и замечаниям;
- ребенок плохо контролирует свои действия, не признает установленных правил;
- отмечается отсутствие организованности, ребенок часто теряет и забывает личные вещи;
- дети не любят заданий, которые требуют сосредоточенности и умственного напряжения.
Кроме этого дети с синдромом гиперактивности предъявляют жалобы на частые головные боли напряжения.
Также существуют и половые отличительные особенности СДВГ у мальчиков и девочек.
Проявления этой патологии у девочек характеризуются яркими признаками дефицита внимания практически без изменения физической активности – дети часто живут в мире фантазий, придуманном мире. В данном случае родители также должны обращать на это внимание, а не одергивать и ругать ребенка.
Кроме этого важно знать, что появление только гиперактивности без дефицита внимания возникает при нарушении деятельности центральной нервной системы либо в связи с индивидуальными особенностями неровной системы малыша.
Причины возникновения
На сегодняшний день доказанным фактом считается, что это заболевание возникает в связи с нарушением газообмена между матерью и плодом и затруднением поступления кислорода и питательных веществ в организм ребенка.
Также нарушается и выделительная функция плаценты, что способствует накоплению продуктов обмена и токсическому действию на развивающийся мозг плода.
А если учесть, что это воздействие происходит на протяжении всего срока беременности и формирующийся мозг ребенка недополучает кислород, питательные вещества и подвержен негативному влиянию токсических продуктов обмена.
Также причинами возникновения у детей этого патологического состояния могут быть травматические факторы, возникающие в момент родов – кесарево сечение, родовые травмы и перинатальное поражение центральной нервной системы у новорожденного ребенка.
Чаще всего нарушение фетоплацентарного кровообращения вызывает хроническую внутриутробную гипоксию и поражение определенных структур головного мозга малыша.
Кроме этого причинами развития СДВГ связано с развитием:
- внутриутробных инфекций;
- тяжелых соматических заболеваний матери: сердечная недостаточность, почечная патология, сахарный диабет;
- сложной экологической обстановкой;
- интоксикациями – ранние и поздние токсикозы, профессиональные вредности, инфекционные заболевания, прием различных лекарственных средств, злоупотребление алкоголем, курение, прием наркотиков.
Диагностика
Уточнение диагноза синдрома гиперактивности и дефицита внимания проводиться в три этапа врачом – неврологом:
1 этап – это сбор информации
Он включает:
- наследственность;
- информация о течении беременности и родов.
Анализ жалоб родителей и словесный портрет ребенка.
Личное наблюдение специалиста за поведением малыша.
2 этап – проведение специальных обследований психологического характера
Для этого проводятся специальные тесты – только для детей старше 5 лет.
3 этап – проведение исследований на специальном оборудовании (при необходимости)
Этот этап позволит исключить органическую патологию, провоцирующую развитие признаков, похожих на синдром гиперактивности.
К ним относятся:
- электроэнцефалограмма;
- магнитно-резонансная томография;
- проведение других как лабораторных, так и инструментальных исследований, которые назначаются лечащим врачом;
- обследования узких специалистов (эндокринолог, нефролог, гастроэнтеролог, психолог).
В ряде случаев под проявлениями синдрома гиперактивности может маскироваться другая более сложная нервно-психическая патология, иногда в сочетании серьезным соматическим заболеванием и ребенку необходимо полное и комплексное обследование.
Нужно помнить, что это заболевание достаточно сложное и успех в лечении зависит от ранней диагностики.
Советы родителям
Важно уяснить изначально, что это сложная неврологическая патология, которая должна лечиться, как и все другие заболевания.
Это патология нервной системы и все симптомы, описанные выше – это проявления ее нестабильности связей и нервной регуляции, а все признаки спровоцированы повышенной возбудимостью нейронов головного мозга, которую усугубляют незрелость нервной и других систем организма.
Поэтому никакие угрозы и наказания не смогут исправить положение вещей, действовать нужно иначе и в полном объеме выполнять рекомендации специалистов.
При несвоевременной диагностике у ребенка развиваются задержка психомоторного и речевого развития.
Ребенок с этой патологией нуждается в длительном комплексном лечении, с вовлечением в процесс лечения психолога и невролога. Поэтому необходимо выполнять все рекомендации лечащего врача – прием лекарственных препаратов и народных успокаивающих средств.
При уточнении синдрома гиперактивности у малыша из жизни ребенка полностью исключают напряженность и стрессовые факторы – при стрессовых ситуациях симптомы нервного напряжения и нестабильности психики усугубляются.
Кроме этого нужно:
- всегда четко и конкретно формулировать задачи с наименьшим количеством слов – это облегчит их понимание ребенком;
- обязательно необходима организация определенного режима дня – это значительно упорядочит психические процессы у малыша;
- старайтесь создать максимально комфортные условия для жизни ребенка – без напряжения и стрессов, резких перепадов климатических и часовых поясов;
- постарайтесь упорядочить, а не ограничивать физическую активность ребенка – запишите его в спортивную секцию, на плавание.
Такие дети в большинстве случаев нуждаются в медикаментозной терапии, но в сложных случаях применяют также транскраниальную микрополяризацию, которая представляет собой воздействие слабого постоянного тока на участки головного мозга.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Полностью текст можно прочитать на сайте ezhikezhik.ru
© unsplash.com
СДВГ часто считают выдуманной болезнью, мол, строже с детьми надо быть – тогда и с поведением будет все в порядке. На самом же деле строгость тут бесполезна – ребенок с СДВГ просто физически не может долго сидеть на месте, сосредоточенно учиться и доводить начатое до конца. Как живется таким детям, в каких взрослых они вырастают и как им можно помочь выяснила журналист Юлия Усачева.
Синдром непоседы, модная болезнь, преувеличенная проблема – как только ни называют синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ или ADHD). Но неврологи и психиатры предупреждают, что не стоит относиться к СДВГ легкомысленно: это диагноз, который не лечится, но требует определенной коррекции. Во всем мире растет число детей с этим синдромом. Важно правильно помочь им в детстве, чтобы болезнь не мешала полноценно жить во взрослом возрасте.
Особенности поведения
«Дети с СДВГ уже на первом году жизни особенные: они более подвижны, чаще совершают хаотичные движения руками и ногами. Как правило, эти дети задерживаются в речевом развитии, более неуклюжие, невнимательные. Где-то в полтора-два года можно говорить, что есть предпосылки к этому синдрому», – рассказывает невролог Тушинской детской больнице имени З.А. Башляевой Маргарита Самигулина. «Но поставить этот диагноз мы имеем право только к шести годам, когда можно объективно по шкалам оценить невнимательность, гиперактивность, неусидчивость. Мы работаем вместе с психологом, он примерно час играет с ребенком на коврике, задает вопросы, дает задания. А до этого мы предполагаем синдром, акцентируем родителей на том, что дети более неусидчивые, расторможенные».
Маленькие дети с СДВГ своим поведением часто напоминают обезьянок, перескакивающих с дерева на дерево. Дети активно хватают то одну игрушку, то другую, быстро теряют к ней интерес, не могут сосредоточиться на каком-то занятии. При этом они очень активные. Все дети разные, этот синдром у кого-то может проявиться раньше, у кого-то позже, но чаще всего родители замечают проблему в полтора-два года.
7 сенсорных игр, которые успокоят ребенка и снимут стресс
Рассказывает детский невролог Нина Московкина: «По нормативам к полутора годам у ребенка должен созревать интерес, он должен уметь заниматься, строить домики из кубиков, собирать пирамидку, ему это должно быть интересно. А гиперактивный ребенок чуть-чуть позанимается и бросает. У таких детей снижен интерес, им ничего не интересно. Самое главное – не упустить тот момент, когда у ребенка появляется стремление к познанию мира. Мамы часто это пропускают, и так дети начинают входить в синдром гиперактивности с недостатком внимания. С ребенком все время нужно разговаривать, он должен слышать мамино слово. Даже когда вы идете просто по улице, обязательно что-то рассказывайте, еще лучше читайте детские стихи, это хорошо развивает память и внимание. Мама должна объяснять, что вот это снег, а это – снежинки, они холодные, годовалый ребенок это поймет. Часто родители в этот ответственный период жизни малыша все свободное время тратят на гаджеты, им некогда привить ребенку устойчивый интерес. Что мы нередко видим? Идет мама с ребенком, что-то судорожно набирает по телефону, а ребенок лишь бы не мешал».
Выдуманный синдром
Активный ребенок – это норма и не стоит называть всех активных детей гиперактивными. «К сожалению, у нас есть проблема гипердиагностики, когда родители приходят на прием к неврологу, психологу, говорят, что ребенок гиперактивный, и ему ставится этот диагноз – СДВГ, без оценки этой гиперактивности», – предупреждает Маргарита Самигулина. «Вообще, СДВГ – это диагноз психиатра, это нарушение в эмоционально-волевой сфере, дети не могут контролировать свои эмоции и поведение. Бывают выдуманные синдромы гиперактивности, когда ребенок дома бегает по потолку, потому что мама готовит, а папа лежит на диване и смотрит телевизор, ребенку скучно, и он своей активностью пытается привлечь внимание родителей. Такое поведение многие родители называют гиперактивностью. А это всего лишь манипуляция взрослыми в желании привлечь их внимание».
Детей с СДВГ все больше
Число детей с СДВГ выросло во всем мире, и в России тоже. По последним данным американских исследователей, в США 11 % школьников страдают этим синдромом. Причины разные, но Маргарита Самигулина основными считает проблемную беременность и роды: «Мы стали больше выхаживать недоношенных детей, у них незрелая нервная система, и они имеют различные поражения перинатальной нервной системы, это тоже сказывается. Проблемы беременности сейчас у многих женщин. Есть генетически обусловленные факторы, они не доказаны, но считается, что если мама с папой имеют этот синдром, то у ребенка он тоже будет. Но больше всего сказывается, как мне кажется, недоношенность, преждевременные роды, стимуляция родового процесса».
Очень часто у детей с СДВГ имеются родовые травмы шейного отдела позвоночника и головы. Гипоксия, асфиксия, тазовое предлежание, стремительные роды, длительный безводный период могут быть причиной СДВГ. Поэтому если все эти проблемы были, обязательно нужно посетить невролога.
Невролог Нина Московкина отмечает, что курение мамы во время беременности тоже может спровоцировать этот синдром – никотин сужает сосуды, ребенок получает меньше кислорода. «К гиперактивности может привести и неправильное питание. В идеале ребенок должен получать материнское молоко. Мама, которая кормит ребенка грудью, должна получать в нормальном количестве жиры, белки, углеводы, витамины, не питаться фастфудом. Если у мамы нет молока, ребенка нужно правильно кормить».
Лечение
Лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью нет. Раньше неврологи назначали ноотропные, успокаивающие препараты, но это была, скорее, терапия отчаяния в помощь родителям, вспоминает Маргарита Самигулина: «Сегодня есть только один препарат, который реально оказывает воздействие на этот синдром – это Страттера. Он дорогой, и разрешен только с 6-7 лет. Мы его назначаем, когда ребенок идет в школу, чтобы помочь ему втянуться в обучение, привыкнуть к урокам, научиться себя контролировать, в средней школе этот препарат мы снимаем и дети, как правило, учатся нормально. В детском саду этот синдром ребенку не мешает, он мешает окружающим, воспитателям, а ребенок чувствует себя замечательно. В школе другая ситуация – за счет своей невнимательности ученик не может обучаться, не может усваивать материал из-за своего синдрома, поэтому там уже требуется наша медикаментозная помощь».
Диагноз на всю жизнь
СДВГ – это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Взрослые к нему приспосабливаются, но у них остается забывчивость, частая смена настроения. Такие взрослые нередко страдают заниженной самооценкой, повышенной самокритичностью, у них отсутствует мотивация, они забывчивы, несобранны, невнимательны, рассказывает Маргарита Самигулина: «Но жить им это не мешает. Они так же ходят на работу, выполняют все, что нужно. Просто взрослые учатся жить с этим синдромом, приспосабливаются к нему. Но есть такая статистика, что большой процент людей с синдромом дефицита внимания становится наркоманами, алкоголиками, ведет асоциальный образ жизни. Это так проявляется синдром. Они же активные, и если их чем-то в детстве не заинтересовали, их бешеную энергию не направили в правильное русло, то потом они находят выход только в асоциальных поступках. Их не принимает общество, если родители не смогли помочь им в детстве».
У взрослых синдром проявляется по-разномун – некоторые грызут ногти, потому что не могут справиться со своей гиперактивностью. Им нужно постоянно искать занятие для рук, объясняет Нина Московкина: «Помогают мягкие игрушки с гранулами, их можно теребить в руках. Как правило, дети с СДВГ, когда вырастают, не идут на специальности, которые требуют усидчивости, а выбирают такие профессии, где руки работают, а голова при этом отвлекается. Хорошо подойдут ковка, лепка, резьба по дереву».
Спорт в помощь
Откорректировать излишнюю активность детям помогает спорт. Силовые виды спорта – не их вариант, рекомендован пеший, водный туризм, плавание, бег трусцой, катание на лыжах, коньках. Нагрузка должна быть умеренной, потому что дети могут перевозбудиться, а успокоиться самостоятельно им непросто. «Важно заниматься физкультурой, но противопоказаны профессиональные занятия спортом (школы олимпийского резерва). Важно, чтобы дополнительные занятия были интересны ребенку. Большая школьная нагрузка, обучение в специализированных школах, гимназиях, как правило, не по силам ребенку с СДВГ. Лучше, если ребенок будет учиться в обычной школе с адекватной нагрузкой. Если есть возможность, показано домашнее (семейное) обучение, хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми с СДВГ школы Монтессори», – рассказывает практикующий психолог, к.п.н., доцент кафедры психологии человека РГПУ им. А.И. Герцена Юлия Гусева.
Помощь психолога
Параллельно с наблюдением у невролога или психиатра Юлия Гусева рекомендует детям с СДВГ пройти курс психотерапии: «Обычно психологи в работе с детьми, страдающими СДВГ, используют игровую терапию. Ребенок в игре учится взаимодействовать с другими и самим собой, учится выражать свои эмоции и чувства в социально приемлемой форме, кроме того, психолог в рамках терапии устанавливает границы, если они нарушены в реальной жизни. Постепенно ребенок переносит полученные навыки общения из кабинета психолога в реальную жизнь».
Родитель ребенка с СДВГ – это его самый главный помощник и сопровождающий, отмечает психолог. Одна из серьезных проблем такого ребенка – это самоконтроль, волевая саморегуляция. Он не может сосредоточиться на уроках, отвлекается, не может собрать портфель, не может сдержать себя, например, дерется с другими детьми. «В связи с этим функция контроля должна быть взята родителем на себя. Быть рядом, когда ребенок выполняет уроки, перепроверить вместе с ребенком, все ли собрано на следующий день, напомнить, что пора идти на кружок. Не нужно бояться, что ребенок из-за такой опеки сам никогда не будет ничего делать. Дело в том, что у детей с СДВГ обычно наблюдается дисфункция лобных долей головного мозга, которые, собственно, и отвечают за самоконтроль и саморегуляцию. По мере созревания головного мозга, ребенок будет лучше контролировать себя. Обычно это происходит примерно в подростковом возрасте, если, конечно, проводилось соответствующее лечение».
Для ребенка с СДВГ очень важно соблюдение режима дня, спокойный ритм жизни и отсутствие переизбытка дополнительных занятий, в семье должны быть установлены рамки дозволенного поведения. «Эти дети не воспринимают критику, когда вы на них кричите, они, во-первых, не понимают, за что на них кричат, а, во-вторых, становятся более обозленными, стараются сделать что-то назло», – предупреждает невролог Маргарита Самигулина. «А когда к ним обращаются ласково, они слышат и так от них можно добиться результата. Кричать, бить, наказывать детей с этим синдромом бесполезно».
Что почитать родителям ребенка с СДВГ
«Ваш непослушный ребенок»
Рассел Баркли, Кристина Бентон
Многие родители детей с СДВГ отмечают, что это книга, уже ставшая классикой, очень им помогла. Авторы объясняют причины непослушания, рассказывают, как его можно преодолеть, объясняют, что нужно говорить ребенку и как. Учат, как через систему похвал, наград и мягких наказаний откорректировать поведение ребенка. В книге есть практические схемы, опросник для родителей, проверочные листы.
«Дети-«тюфяки» и дети-«катастрофы». Гиподинамический и гипердинамический синдром»
Екатерина Мурашова
Автор в увлекательной форме рассказывает, что же такое СДВГ, как часто этот синдром встречается, как выглядит на практике, как с ним борются врачи. Отвечает на наиболее частые вопросы, которые родители задают специалистам, рассказывает, что делать родителям дошкольника и школьника с СДВГ.
«Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций»
Людмила Ясюкова
Людмила Ясюкова всю жизнь посвятила проблеме СДВГ не только как психолог, но и как мама детей с этим синдромом. Она подробно описывает психологические особенности и поведенческие проявления СДВГ, объясняет неврологические причины. Дает практические рекомендации и конкретные методы обучения таких детей.
«Особенности включения в образовательный процесс детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в среде Монтессори»
Юлия Гусева
Детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивности сложно обучаться в детских садах, непросто подчиняться дисциплинарным требованиям, у них бывают сложности в общении со сверстниками. Психолог Юлия Гусева рассказывает, как можно помочь таким детям.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Еще интересное:
Почему брак – это не бизнес, или кто должен делать работу по дому
Как делать замечания чужим детям. 6 правил вежливости
Агрессия на площадке и туалетные разговоры. Психолог отвечает на вопросы родителей
Источник