Неврозоподобный синдром у ребенка 2 лет
Малыш тревожный, пугливый и беспокойный. Плаксивый и плохо спит, ночами мучается от кошмаров. Обеспокоенные родители ищут причину: вероятно, его что-то напугало? Ребенок пережил какой-то стресс? Чаще всего невротические симптомы действительно возникают на почве психологической травмы. Но бывают исключения, когда не «болезни – от нервов», а наоборот «нервы – от болезни». Речь о неврозоподобных состояниях: все симптомы невроза налицо, но причина их не снаружи, источник проблемы в самом организме ребенка.
Неврозоподобные состояния у детей – это группа нервно-психических нарушений у ребенка, которые внешне очень напоминают невроз, но не имеют психологических причин возникновения. Специалисты считают этот синдром неким промежуточным состоянием, между органической патологией и неврозом, причем все-таки ближе к органической патологии. Чаще всего, неврозоподобный синдром возникает у детей в возрасте от 2 до 7 лет, и имеет органическую природу (в основе лежит нарушение работы головного мозга).
Отчего нарушается работа мозга
Неврозоподобный синдром у ребенка может возникнуть под воздействием таких факторов:
- нарушение внутриутробного развития ( а также негативные факторы во время беременности – алкоголизация родителей, и.т.п.);
- перенесенные в раннем возрасте заболевания нервной системы (они могут иметь различное происхождение: травматическое, инфекционное, и.т.д.);
- соматические нарушения (очаги хронической инфекции, нарушения работы сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, аллергия);
- наследственная неполноценность определенных систем мозга.
Факторы могут быть разные, но как результат – возникает определенное нарушение в работе мозга ребенка. У детей, имеющих неврозоподобный синдром, при обследованиях обнаруживают небольшие органические нарушения и дисфункцию некоторых глубинных структур мозга.
Такие нарушения иногда могут сопровождать и серьезные психические заболевания (шизофрения, эпилепсия). Но в последнем случае ребенка с детства наблюдает психиатр, и лечение назначает именно он. Здесь патологию ни с чем не спутаешь.
В остальных случаях, когда у ребенка обнаруживается неврозоподобный синдром, лечение осуществляет невропатолог.
Признаки заболевания
Этот синдром действительно имеет симптомы, очень похожие на невроз:
- чрезмерная эмоциональная возбудимость, гиперактивность, дефицит внимания;
- страхи, фобии, ночные кошмары;
- депрессия, плаксивость, иногда – агрессия;
- тревожность, беспокойство;
- общая слабость, сниженный тонус;
- энурез, логоневроз (заикание), тики;
- нарушения стула (запор или диарея);
- тошнота или рвота, нервная анорексия;
- чрезмерная потливость, или наоборот – сухость кожи.
Чтобы отличить неврозоподобный синдром от невроза, нужна квалифицированная врачебная диагностика. Поскольку психологической причины для возникновения этого состояния нет, то методы психотерапии оказываются менее результативны, чем при неврозах. Пока не найдена органическая причина заболевания – симптомы никуда не денутся.
Лечение
Неврозоподобный синдром у детей требует комплексного индивидуального лечения. Ведь причина возникновения болезни у каждого ребенка своя. Возможно, сначала придется пролечить хроническую инфекцию, или аллергические состояния, и только потом лечить сам синдром.
Лечение неврозоподобных состояний у детей осуществляет детский невропатолог. Чтобы определить диагноз, он назначит специальные обследования (электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография мозга и другие). В любом случае, комплекс мероприятий, с помощью которых лечат неврозоподобный синдром, должен включать в себя:
- Медикаментозное лечение – направлено, в первую очередь на устранение причины заболевания, и в дальнейшем – на восстановление нормальной работы мозга.
- Физиотерапия (по назначению невропатолога).
- Психологическая помощь. Она необходима ребенку в любом случае. Хоть его заболевание и не вызвано психологической травмой, но сами последствия и симптомы заболевания могут восприниматься ребенком тяжело.
- Создание спокойной, благожелательной домашней атмосферы для успешной реабилитации ребенка. Здесь тоже могут быть полезны советы психолога, особенно в области выработки оптимальной модели воспитания.
Источник
Психопатологические синдромы
Неврозоподобный синдром — расстройство, возникающее на фоне органической патологии и имеющее симптомы, которые свойственны неврозам. Это заболевание появляется у детей и взрослых. Лечение этого расстройства осуществляет врач-невролог и психиатр в амбулаторных условиях. Препараты назначаются в зависимости от патологии головного мозга и жалоб больного. Прогноз болезни благоприятный. Чтобы избежать появления неврозоподобного синдрома, нужно обратиться к врачу за рекомендациями.
1
Описание заболевания
Неврозоподобный синдром — расстройство невротического круга, возникающее у детей и взрослых и относящееся к пограничному состоянию между неврозом и резидуально-органическим фоном. Это заболевание не имеет психологических причин возникновения. Неврозоподобный синдром проявляется при таких патологиях, как:
- аллергические заболевания (бронхиальная астма, кожная или пищевая аллергия);
- эндокринные патологии (диабет);
- гормональные нарушения в организме (гипертириоз);
- поражения головного мозга;
- заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ);
- сердечно-сосудистые болезни;
- психические заболевания (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз).
Неврозоподобный синдром встречается у детей в возрасте от 2 до 7 лет. У них это расстройство возникает на фоне нарушений внутриутробного развития, употребления алкоголя и курения матери. Родовые травмы и неполноценность отделов и структур головного мозга, перенесенные нервные заболевания также влияют на формирование неврозоподобного расстройства у подростков и детей.
Синдром отмены: описание заболевания, симптомы недуга и способы лечения
2
Основные клинические проявления и виды
Клиническая картина этого заболевания отличается разнообразием. У взрослых людей отмечаются перепады настроения (эмоциональная лабильность), злость и раздражительность. Пациент с трудом контролирует свои чувства и агрессию.
Отмечаются жалобы на быструю утомляемость и снижение концентрации внимания. У больных возникают нарушения сна, запоры и жидкий стул, рвота. Наблюдается отсутствие аппетита, которое приводит в некоторых случаях к анорексии.
Возникают слезливость, перепады давления и пульса. Среди вегетативных проявлений отмечается повышенное потоотделение. Пациенту, страдающему неврозоподобным синдромом, свойственны такие личностные особенности, как тревога, страх и повышенная мнительность.
У детей при этом состоянии отмечаются плаксивость и высокий уровень агрессии. Наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который проявляется в виде неусидчивости и нарушения концентрации. Возникают тошнота, рвота и отказ от приема пищи.
Дети жалуются на постоянные страхи, кошмары и фобии. Возникают энурез (недержание мочи), тики и заикание. Из вегетативных проявлений отмечается повышенная потливость или сухость кожных покровов. Симптомы отличаются в зависимости от вида заболевания:
Вид | Характеристика |
Астенический | Отмечаются повышенная усталость и раздражительность. Настроение характеризуется неустойчивостью (эмоциональная лабильность). Наблюдаются нарушения сна, трудности с засыпанием. Симптомы развиваются в течение дня и достигают своей яркой выраженности в вечернее время суток. Возникают учащенное сердцебиение (тахикардия), неритмичность пульса, перепады артериального давления. Наблюдаются рассеянность, снижение концентрации внимания, заторможенность, высокий уровень тревожности и беспокойство. Пациенты предъявляют жалобы на непереносимость громких звуков и яркого света. Отмечаются снижение аппетита, болевые ощущения в области кишечника и запоры. Иногда возникают головные боли |
Обсессивный (синдром навязчивых состояний) | Наблюдаются навязчивые мысли (непроизвольно возникающие идеи, представления, страхи). Перед появлением этой патологии у пациента отмечаются пониженное настроение, астенические признаки и вегетативные расстройства. Наблюдаются побледнение/покраснение кожных покровов, учащенное или замедленное сердцебиение, ощущение нехватки воздуха. Иногда развиваются головокружения |
Истерический | Возникает у эгоцентричных и незрелых личностей. Для этого синдрома характерна демонстративность поведения, неустойчивость эмоциональной сферы. Мимика и движения пациентов выразительны и театральны. Наблюдаются вегетативные расстройства, такие как: тахикардия (учащенное сердцебиение), перепады артериального давления, одышка, рвота, покраснение/побледнение кожи. Возникают тремор (дрожание) конечностей, частичная или полная потеря речи и заикание. Иногда встречаются истерическая слепота, повышение кожной чувствительности и ее отсутствие |
Ипохондрический | Пациент беспокоится за свое здоровье и боится появления тяжелых смертельных заболеваний. Он постоянно ходит к врачам, проводит обследования с целью найти симптомы какой-то патологии и требует вылечить ее |
Что такое парафренный синдром: симптомы и лечение
3
Диагностика
Диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые включают в себя выявление причины развития недуга и жалоб пациента. Нужно уметь дифференцировать невроз от неврозоподобного состояния. В зависимости от жалоб необходимо пройти обследование, которое включает в себя МРТ (магнитно-резонансная томографию) и ЭЭГ (электроэнцефалографию).
Если по результатам этих инструментальных методов исследования не обнаружено поражений головного мозга, то выставляется предположительный диагноз — невроз, пациента направляют на дальнейшую диагностику у психолога и психиатра. При неврозоподобных состояниях у больного будут выявлены нарушения в работе головного мозга. В этом случае пациента отправляют на обследование к врачу-неврологу.
Что такое синдром Диогена: симптомы и лечение
4
Лечение
Терапия этой болезни проводится в условиях дневного стационара. Лечение расстройства назначается неврологом с целью устранения патологии головного мозга. Используется медикаментозная терапия (применяются ноотропные препараты, такие как Ноотропил и др.). Если у больного наблюдаются нарушения сна, то ему назначают снотворные и успокоительные (Персен, Ново-Пассит).
Применяются физиопроцедуры (массаж, лечебная физкультура). Иногда прибегают к помощи психолога для облегчения психоэмоционального состояния больного. Таким пациентам рекомендуется отказаться от вредных привычек и стараться избегать стрессовых ситуаций. Для детей важно, чтобы в семье была благоприятная обстановка.
5
Профилактика и прогноз
Прогноз заболевания благоприятный при своевременно начатом лечении. При первом появлении симптомов следует обратиться за помощью к врачу. В качестве профилактики важно, чтобы у будущей матери не было вредных привычек и недолеченных гинекологических заболеваний. Эти меры способствуют сохранению здоровья ребенка.
Рекомендуется применять методы релаксации с целью абстрагирования от стрессовых и конфликтных ситуаций. Нужно ежедневно совершать пешие прогулки на свежем воздухе и заниматься активными видами спорта. Психологи рекомендуют слушать каждый день по 30 минут классическую музыку, т. к. она способствует успокоению нервной системы.
Источник
Непомерная нагрузка в школе, дополнительные секции и кружки, вечно занятые родители, увлечённость «ужастиками» и кровавыми компьютерными играми — в таком мире приходится жить современному ребёнку. Поэтому нет ничего удивительного в статистике, согласно которой, к окончанию начального звена только 50% младших школьников являются психически и неврологически здоровыми. У остальных наблюдаются различного рода расстройства.
Особенно часто диагностируются неврозы. Причём их жертвами становятся как малыши, которые ещё только в детский сад ходят, так и подростки на пороге выхода во взрослую жизнь.
Что это такое
Детский невроз — это целая группа нервно-психических расстройств, возникающих из-за постоянных стрессовых ситуаций и психотравм. Проявляет себя астенией, навязчивыми состояниями и истерией. Может сопровождаться временным снижением интеллекта и физической работоспособности. Однако при таком диагнозе отсутствуют качественные изменения психической деятельности. Поэтому данное заболевание именно в детском возрасте не отличается глубиной и относится к быстро излечимым при надлежащей психотерапевтической помощи.
Другие термины для обозначения диагноза: психоневроз, невротическое расстройство.
Впервые диагноз «невроз» был введён в психотерапевтическую практику в 1776 году шотландским врачом-химиком Уильямом Калленом. С тех пор содержание термина неоднократно подвергалось критике и пересматривалось. Так, в биологии это собирательное название для всевозможных функциональных нарушений высшей нервной деятельности. В США, начиная с 1980 года, его и вовсе не употребляют.
У детей нередко диагностируется неврозоподобный синдром, и родители ошибочно полагают, что это то же самое, что и невроз. Да, у них много общего, но есть и существенные отличия. Невроз — следствие затяжной стрессовой ситуации, которая не отпускает ребёнка. Она обусловлена внешними факторами: нехваткой родительской любви, проблемами в школе. Тогда как неврозоподобное состояние — результат внутреннего сбоя организма. Причиной становится врождённая или приобретённая патология. Это могут быть:
- шизофрения;
- органические поражения головного мозга;
- хронический тонзиллит;
- эпилепсия;
- порок сердца;
- следствия родовых травм и патологий беременности;
- хронические заболевания ЖКТ, печени.
Если первое заболевание успешно и быстро лечится, то со вторым, как правило, приходится бороться всю жизнь.
Происхождение термина. Слово «невроз» восходит к древнегреческому «νεῦρον», что переводится как «нерв».
Причины
Основной фактор, способствующий возникновению неврозов у детей, — затяжной стресс или постоянно повторяющаяся психотравмирующая ситуация. Причём причины такого состояния могут быть обусловлены и внешними событиями, и внутренними переживаниями ребёнка, и проблемами со здоровьем.
Психологические причины:
- чувствительный, нервный, мнительный тип личности;
- ошибки воспитания, неблагополучная семья (алкоголики, наркоманы), нехватка родительской любви, физические наказания, постоянные скандалы родителей или их развод;
- неудачные отношения, постоянные конфликты с окружающими, социальная дезадаптация, склонность к аутизму;
- чрезмерные нагрузки в школе, множество дополнительных занятий;
- неудачи в школе, неуспеваемость, авторитарный стиль преподавания;
- повышенный уровень притязаний и ожиданий к себе и окружающим, низкая самооценка.
Когда на ребёнка постоянно давит какая-то из вышеперечисленных проблем, которую он не может разрешить в течение длительного времени, начинается невроз. Вторая предпосылка — разные, но ежедневные стрессы (вчера двойку получил, сегодня мама несправедливо наказала, завтра надо ехать на соревнования и т. д.).
Биологические факторы:
- функциональная недостаточность нейромедиаторных или нейрофизиологических систем;
- слабый иммунитет, постоянные инфекции;
- врождённые патологии;
- хронические заболевания.
Выявление провоцирующего фактора является основной частью терапевтического курса, так как без его устранения лечение будет неэффективным.
Симптомы
Заметить у ребёнка невроз могут родители и учителя без специальных диагностических методик. Симптомы отличаются яркими проявлениями.
Психические признаки:
- постоянно плохое, удручённое состояние вплоть до отчаяния;
- нерешительность;
- нежелание общаться с другими, социальная изоляция, стремление к одиночеству;
- заниженная или завышенная самооценка;
- повышенный уровень тревожности, чувство постоянного страха, развитие фобий, панические атаки, мнительность;
- раздражительность, капризность;
- агрессия, конфликтность;
- плаксивость;
- зацикленность на психотравме, навязчивые состояния;
- обидчивость, ранимость.
Помимо этого, можно заметить признаки астении:
- быстрая утомляемость;
- снижение работоспособности;
- ухудшение памяти;
- невозможность сконцентрировать внимание;
- временное снижение IQ;
- нетерпеливость, неусидчивость;
- повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, резким перепадам температуры.
Всё это приводит к проблемам с успеваемостью в школе.
Физические признаки:
- болевые синдромы разной локализации и силы: головные, сердечные, в области живота.
- головокружение;
- проблемы с вестибулярным аппаратом: невозможность удержать равновесие;
- пищевые расстройства, недоедание или чрезмерный аппетит;
- невротический энурез и энкопрез;
- бессонница, ночные кошмары, лунатизм;
- дефекты речи: трудность в подборе слов, заикание.
Могут также наблюдаться различные вегетативные нарушения:
- повышенная потливость;
- учащённое сердцебиение;
- скачки давления;
- диспепсические расстройства;
- нервный кашель.
У некоторых можно заметить патологические действия невротического характера:
- онихофагия (грызёт ногти);
- онанизм или простое подёргивание половых органов (чаще всего мальчики);
- трихотилломания (выдёргивание волос на голове, ресниц, бровей);
- ритмичные раскачивания тела.
Особое внимание родители должны уделить жалобам на боль разной локализации. Ребёнок сообщает о том, что у него болит живот, или сердце, или голова, хотя нигде не ударялся, хронических заболеваний не имеет, инфекций не подхватывал. Большинство взрослых склонно игнорировать подобные сетования, объясняя всё детской фантазией и желанием привлечь к себе внимание. На самом деле это может быть один из первых и важных признаков невроза.
Виды
Тревожный
Приступообразно возникающий страх, чаще всего — в момент засыпания. Может сопровождаться галлюцинациями. В дошкольном возрасте это боязнь темноты, остаться одному, какого-то фантастического существа или конкретного персонажа сказки или фильма. У младших школьников — страх школы, учителей, плохих оценок.
Невроз навязчивых состояний
Имеет два подтипа: фобический (фобии) и двигательный (обсессивный, невроз навязчивых движений), но чаще всего они идут в совокупности.
Фобический проявляется навязчивым, патологическим страхом — замкнутого пространства, высоты, собак, смерти.
Двигательный можно распознать по непроизвольным движениям: шмыганию носом, частому миганию, нервному вздрагиванию, наморщиванию носа, топанью ногами, нервному покашливанию. Усиливается при эмоциональном напряжении, во время стресса. Невротические тики чаще всего диагностируются у мальчиков в возрасте с 5 до 12 лет.
Депрессивный
Чаще всего диагностируется у подростков. Для него характерны постоянно плохое настроение, стремление к одиночеству, суицидные мысли, бессонница, потеря аппетита.
Истерический
Обычно наблюдается у детей дошкольного возраста. Именно они чаще всего подвержены истерическим припадкам: падают на пол, кричат, топают ногами, бьются головой об стенку, бросаются на окружающих.
Астенический
Проявляет себя, начиная со школьного возраста. Основной провоцирующий фактор — чрезмерные нагрузки в сочетании с физической слабостью. Симптомы: плаксивость, нарушения когнитивных функций, раздражительность, неуспеваемость в школе, плохой аппетит, бессонница, быстрая утомляемость.
Ипохондрический
Поражает подростков, которые слишком концентрируются на собственной персоне, в частности — начинают преувеличенно переживать из-за своего здоровья. Придумывают себе различные заболевания, бегут к родителям жаловаться на любую царапину.
Пищевой
В дошкольном возрасте причиной становятся элементарное перекармливание, насильное кормление, совпадение приёма пищи с каким-то неприятным событием: громким криком, скандалом между родителями, сильным испугом. Проявляется снижением аппетита, отказом от конкретного продукта, показной медлительностью во время еды, у совсем маленьких — срыгиванием или даже рвотой. У подростков чаще всего диагностируется у девушек, которые, желая похудеть и выглядеть, как известные голливудские актрисы, доводят себя до анорексии.
Дыхательный
Диагностируется редко. Во время испуга, тревожной или стрессовой ситуации, когда ребёнок не получает того, чего хочет, он может начать задыхаться. Внешне похоже на приступ бронхиальной астмы, но это так называемое мнимое удушье, которое проходит в течение нескольких минут без всяких последствий для здоровья.
Возрастные особенности
Возрастные особенности неврозов у детей во многом обусловлены кризисами 3, 7 и 13 лет.
У детей дошкольного возраста
2 года
В этом возрасте чаще всего диагностируется неврозоподобный синдром на фоне выявленного врождённого или приобретённого хронического заболевания. Что касается непосредственно самого невроза, то он в 2 года может быть обусловлен отлучением от груди или адаптацией к детскому саду.
3 года
Основная причина — возрастной кризис 3 лет. Чаще всего диагностируется истерический. Проявляется невротическим энурезом или заиканием.
4-5 лет
Относительно спокойный период, когда риск невротических реакций минимален. Основной причиной становится либо неблагополучная обстановка дома, либо не совсем удачный переход из младшей группы детсада в среднюю.
У детей младшего школьного возраста
7 лет
Основная причина — возрастной кризис 7 лет. Адаптация к школьной жизни, трудности в общении с одноклассниками, авторитаризм первого учителя, недостаточное внимание со стороны родителей приводят к тому, что ребёнок ничего не ест, плохо спит, часто плачет и отказывается ходить в школу.
8-9 лет
Детские невротические расстройства этого возраста чаще всего связаны с чрезмерными нагрузками. Во 2-3 классе многие родители записывают маленьких школьников в различные кружки и секции. К сожалению, нередко они не учитывают ни физические силы, ни интересы ребёнка.
У подростков
На фоне полового созревания, когда с гормонами справиться всё труднее, любая проблемная ситуация для подростка может обернуться психотравмой. Ощущение мнимой взрослости, неконтролируемые эмоции, первая любовь (часто неразделённая), категоричность суждений — всё это приводит к ежедневным нервным срывам и затяжным стрессам. Результат — невроз в виде анорексии, патологических движений (чаще всего трихотилломании), ипохондрии и астении. Именно невроз часто провоцирует вегетососудистые нарушения у подростков.
Возрастные особенности неврозов у детей и подростков помогают понять причины, спровоцировавшие развитие заболевания, и выбрать правильную тактику лечения.
Статья в тему: Кризисы детского возраста
Диагностика
Детские неврозы требуют своевременной и тщательной диагностики. Первый шаг — обращение к неврологу и педиатру, чтобы исключить органические причины заболевания. Второй шаг — психолог или психотерапевт, которые:
- из разговора с родителями получают сведения о жизни ребёнка;
- проводят психологическое тестирование родителей для выявления микроклимата в семье;
- назначают серию бесед с маленьким пациентом в игровой форме, чтобы определить внутреннее состояние и возможные факторы-провокаторы;
- создают непринуждённые условия (дают игрушку или бумагу с карандашами) и наблюдают за его деятельностью, анализируют рисунки.
Для подтверждения диагноза может быть проведено психологическое тестирование ребёнка на уровень тревожности. Часто используются проективная диагностика «Выбери нужное лицо» (авторы — Тэммл, Дорки, Амен), тест Филлипса (работает для учащихся 3-7 классов), CMAS (Шкала явной тревожности).
На основании полученных данных устанавливается тип, степень и особенности невроза для назначения правильного лечения.
Лечение
Лечение детских неврозов проводится в двух направлениях — медикаментозном и психотерапевтическом.
Медикаментозное лечение
Обычно назначаются седативные препараты, имеющие успокаивающий эффект. Они снижают остроту проявлений заболевания. Это могут быть ноотропы и лекарственные травы. Применение антидепрессантов и транквилизаторов при таком диагнозе многими специалистами не приветствуется. Однако они могут быть назначены подросткам в крайне запущенных ситуациях.
Помогает наладить функционирование нервной системы витаминотерапия. Особую роль в лечении неврозов играют аскорбиновая кислота и витамины группы В. Они могут быть назначены как отдельно, так и в поливитаминном комплексе.
Помимо этого, проводится лечение того заболевания, которое послужило причиной развития неврозоподобного синдрома. Назначаются препараты для устранения симптомов (энуреза, диспепсии).
Психотерапия
Психотерапевтические методики, занимающиеся в первую очередь устранением причин заболевания, называются патогенетическими. К ним относятся:
- психодинамика;
- экзистенционализм;
- гештальт-терапия;
- интерперсональная психотерапия;
- когнитивная (ведущая техника — обучение адаптивности);
- системная;
- интегративная.
Психотерапевтические методики, занимающиеся устранением основных проявлений заболевания, называются симптоматическими. Они являются вспомогательными, идут как дополнение к патогенетическим. Без них оказывают лишь временный эффект. К ним относятся:
- арт-терапия;
- гипноз (имеет возрастные ограничения, определяемые индивидуально);
- музыкотерапия;
- дыхательные гимнастики;
- телесно-ориентированная;
- экспозиционная.
Формы занятий могут быть разными: индивидуальные, групповые, семейные.
Работа с родителями
Важная роль в лечении детских неврозов отводится родителям. Без их непосредственного участия выздоровление невозможно. Во-первых, они не должны стесняться обращаться за помощью к специалисту, если увидели, что с ребёнком не всё в порядке. Во-вторых, весь терапевтический курс нужно пройти до конца. Некоторые родители, видя первые изменения в поведении, прекращают посещение психотерапевтических консультаций, не понимая, что вскоре заболевание проявится с новой силой. В-третьих, именно семья должна поддерживать начатое лечение в домашних условиях.
Психотерапевты дают родителям рекомендации, как помочь ребёнку быстрее избавиться от невроза:
- набраться терпения, не наказывать и не ругаться за то, что он боится спать один, описался, грызёт ногти или стал плохо учиться;
- оказывать ему всяческую поддержку;
- вызывать как можно больше положительных эмоций подарками, праздниками, поездками;
- окружить заботой и вниманием;
- проводить больше времени вместе;
- наладить контакт, установить доверительные отношения, ежедневно разговаривать по душам;
- исключить психотравмирующие ситуации.
Если у ребёнка диагностировали невроз, психотерапевты советуют родителям хотя бы на время отложить такие серьёзные изменения в жизни, как развод или рождение второго ребёнка. Они могут ухудшить состояние.
Если детский невроз начать лечить своевременно, прогноз обычно благоприятный. При соблюдении всех врачебных рекомендаций по окончании терапевтического курса наблюдается полное выздоровление.
Профилактика
Чтобы избежать детского невроза, родители должны знать, как проводится его профилактика. Она может быть первичной, когда у ребёнка ещё не было подобного диагноза, но уже появились какие-то предпосылки. Предпринимаемые в её рамках действия должны быть систематическими:
- С раннего детства правильно воспитывать в соответствии с возрастными особенностями.
- Выбрать единую систему воспитания, которой будут придерживаться все члены семьи и родственники, общающиеся с ребёнком.
- Создать благоприятную атмосферу в семье — без криков и скандалов.
- Разговаривать с ребёнком по душам, чтобы он мог доверить родителям свои страхи.
- Не давать смотреть фильмы ужасов и играть в слишком жестокие компьютерные игры.
- Приобщать к здоровому образу жизни.
- Хвалить за достижения. Наказывать только за серьёзные проступки и ошибки.
- Регулярно проходить врачебные осмотры.
- Быть на постоянной связи с воспитателем из детского сада, а впоследствии — с классным руководителем в школе.
Если ребёнка уже лечили от невроза, родители в обязательном порядке должны проводить вторичную профилактику во избежание рецидивов:
- Дважды в год водить ребёнка на консультации к психотерапевту для исключения скрытого течения заболевания.
- Исключать психотравмирующие ситуации, которые в прошлый раз привели к неврозу.
- Следить за соблюдением особой диеты, чтобы в детском рационе отсутствовал кофеин и было больше витаминосодержащих продуктов.
- Своевременно лечить любые заболевания.
- Исключить у подростков увлечение алкоголем и наркотиками, курение.
- Запрещать смотреть фильмы и играть в игры, которые вызывают слишком нездоровый эмоциональный отклик.
- Не нагружать ребёнка физической и интеллектуальной работой.
Невроз — хоть и поддающееся лечению, но серьёзное заболевание, доставляющее дискомфорт ребёнку и немало хлопот родителям. Поэтому гораздо проще его предупредить, чем потом избавляться от него.
Читайте также: СДВГ у детей
Источник