Неврозоподобный синдром код по мкб 10 у детей

Неврозоподобный синдром код по мкб 10 у детей thumbnail

Группа расстройств, характеризующихся ранним началом (обычно в первые пять лет жизни), отсутствием упорства в деятельности, требующей умственной сосредоточенности, и склонностью к перескакиванию с одних дел на другие без доведения их до конца. Одновременно с этим отмечается неорганизованная, нерегулируемая и чрезмерная активность. Могут присоединяться и некоторые другие нарушения. Дети с гиперкинетическими расстройствами часто бывают отчаянными и импульсивными, подвержены несчастным случаям и дисциплинарным взысканиям вследствие необдуманных нарушений правил, прежде чем осознают свое вызывающее поведение. Их взаимоотношения со взрослыми часто социально расторможены, без обычной предусмотрительности и сдержанности. Они не пользуются любовью других детей и могут оказаться в изоляции. Недостаточность познавательных функций является распространенным явлением, и специфические задержки моторного и языкового развития несоразмерно часты. Вторичные осложнения включают диссоциальное поведение и низкую самооценку.

Исключены:

  • тревожные расстройства (F41.-)
  • расстройства настроения (аффективные) (F30-F39)
  • общие расстройства психологического развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)

Расстройства, характеризующиеся повторяющимися, устойчивыми образцами необщительного, агрессивного или вызывающего поведения. Такое поведение можно было бы расценить как наивысшее проявление возрастных социальных нарушений, тем не менее оно может быть более тяжелым, чем обычное детское непослушание или подростковая недисциплинированность, и длиться значительное время (6 месяцев и дольше). Черты такого расстройства поведения могут также быть симптомами других психических состояний, и в этом случае предпочтение следует отдавать основному диагнозу.

Примеры поведения, на которых базируется диагноз, включают чрезмерную драчливость и вздорность, жестокость по отношению к другим людям и животным, тяжелую порчу имущества, поджоги, воровство, постоянную лживость, прогуливание занятий в школе и побеги из дома, обычно частые и тяжелые вспышки раздражения, непослушание. Наличие любого из вышеуказанных признаков, если он ярко выражен, достаточно для постановки диагноза, однако отдельные диссоциальные действия не могут служить для него основанием.

Исключены:

  • расстройства настроения [аффективные] (F30-F39)
  • общие нарушения развития (F84.-)
  • шизофрения (F20.-)
  • расстройства поведения, связанные с:
    • эмоциональными расстройствами (F92.-)
    • гиперкинетическими расстройствами (F90.1)

Группа расстройств, характеризующихся сочетанием устойчивого агрессивного, диссоциального или вызывающего поведения с явно выраженной депрессией, тревогой или другими эмоциональными расстройствами. Эти состояния должны соответствовать критериям расстройств поведения в детском возрасте (F91.-), эмоциональных расстройств в детском возрасте (F93.-), невротических расстройств взрослого типа (F40-F48) или расстройств настроения (F30-F39).

Это скорее преувеличенная выраженность обычных тенденций развития, чем качественная аномальность самих отклонений. Свойственность периоду развития является ключевым диагностическим признаком при дифференциации этих эмоциональных расстройств, обычно начинающихся в детском возрасте, от невротических расстройств (F40-F48).

Исключены: связанные с расстройством поведения (F92.-)

До некоторой степени разнородная группа расстройств, общей чертой которых являются отклонения в социальном функционировании; эти расстройства возникают в период роста и развития, но в отличии от общих расстройств развития не характеризуются главным образом явно органической социальной неспособностью или дефектностью, охватывающей все сферы деятельности. Во многих случаях в этиологии этих расстройств решающую роль играют серьезные извращения или лишения, связанные с окружающей обстановкой.

Синдромы, преимущественным выражением которых являются некоторые формы тиков. Тик представляет собой непроизвольное, быстрое, повторяющееся, неритмичное движение (обычно вовлекающее ограниченную группу мышц) или голосовой звук, которые внезапно возникают и не служат определенной цели. Тики имеют тенденцию переживаться как непреодолимые, но обычно они могут подавляться на различные промежутки времени. Тики усиливаются при стрессе и исчезают во время сна. Обычные простые двигательные тики включают мигание, судорожное подергивание шеей, пожимание плечами и гримасы лица. Обычные простые голосовые тики включают откашливание, вздохи, фырканье, свист. Обычные сложные двигательные тики включают удары по себе, подпрыгивание, подскакивание на одной ноге. Сложные голосовые тики — повторение специфических слов и иногда использование социально неприемлемых (часто непристойных) слов (копролалия) и повторение своих собственных звуков или слов (палилалия).

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

Источник

Логоневроз – это судорога-образные движения, которые распространяются по гортанной и артикуляционной мускулатуре, появляются они в начале речи или в ее середине. Больной на определенном звуке запинается, делает паузу или тянет звук.

Клиническая картина патологии напоминает тонические или клонические судороги. При тоническом логоневрозе пациент делает звуковую остановку, а при клоническом повторяет слова или звуки. Заболевание имеет 4 фазы развития, это достаточно серьезная личностная проблема, которая вносит ограничения в способность человека полноценно общаться.

Читайте также:  Развиваем речь ребенка с синдромом дауна

Логоневроз нарушает ритмичность и плавность речи человека. Речь начинает формироваться у детей до года, а заканчивается к 7 годам. Начальные стадии логоневроза проявляются в повторении букв и протягивании слогов.

Причины заболевания у детей

Логоневроз не связан с нарушениями или патологиями речевого аппарата – это невротическая форма заболевания.

Справка! Логоневроз часто сопровождается дрожанием челюсти, мышечным напряжением лица, частым морганием.

Логоневроз становится более выраженным когда ребенок волнуется и не может выразить свои мысли. На какое-то время признаки речевого невроза могут отступать, и тогда речь ребенка становится плавной, однако, в сложной психологической ситуации проблема обостряется, и интенсивность клинической картины усиливается.

Закономерность – чем сильнее нервничает ребенок, тем ярче признаки логоневроза, в результате формируется стойкая цепочка.

Факторы, которые провоцируют логоневроз в детском возрасте:

  1. Лабильная нервная система. Ребенок тревожный, плаксивый, раздражительный.
  2. Недостаточность центральной нервной системы, возникавшая в результате нарушений при внутриутробном развитии, травм при родах, а также недугов, перенесенных в раннем возрасте.
  3. Особенности развития речи индивидуального характера. Слишком интенсивное развитие фазовой речи, слишком резкое введение второго языка в момент, когда малыш еще не полностью освоил свой родной язык.
  4. Наследственная слабость центральных речевых механизмов.
  5. Патогенное внешнее влияние, которое подкрепляет предрасполагающие факторы для развития речевого невроза.
  6. Расторможенность нервной системы ребенка, что приводит к скомканности и размытости речи, позднее становление речи.
  7. Некоторые физические недостатки, формирующие комплексы и чувство неполноценности.

В группе риска дети:

  • к которым взрослые предъявляют слишком завышенные требования;
  • родители которых излишне строги, постоянно их контролируют, выставляют противоречивые требования и не имеют единой стратегии воспитания;
  • которые не имеют должного эмоционального контакта, поддержки и заботы;
  • перенесшие острые стрессы или психологические травмы.

Симптомы у детей

Речевой невроз характеризуется паузами во время разговора, кроме того, признаки патологии могут быть следующими:

  • ребенок несколько раз повторяет определенные звуки, слоги или слова;
  • имеются проблемы с произношением определенных слогов или слов;
  • наблюдаются спазмы гортани;
  • нехватка воздуха.

Вместе с перечисленным признаками у ребенка отмечается наличие дыхательных и артикуляционных судорог, а также наблюдается:

  • чувство страха;
  • повышенная тревожность;
  • низкая самооценка;
  • усиленное потоотделение;
  • беспокойный сон.

В некоторых случаях при произношении слогов или слов у ребенка меняется выражение лица, возможно появление гримас, тиков.

Лечение у детей

Диагностикой и лечением логоневроза занимается логопед, кроме того необходима консультация с психологом, психиатром и терапевтом. Очень важно изучить наследственность малыша и обстоятельства, которые спровоцировали развитие патологии. После того, как форма речевого отклонения и его первопричина определена, врач исследует фонематический слух, лексико-грамматическую речь и звукопроизношение.

Лечение направлено на купирование слишком сильного возбуждения нервной системы ребенка. Для этого используются разные подходы – фитотерапия, физиотерапия, рефлексотерапия.

Если после курса лечения в психологическом состоянии ребенка наблюдаются улучшения, восстановление нормальной работы речевого аппарата становится возможным.

Медикаментозное лечение ребенка подбирается с учетом степени неврологического заболевания. Возможно врач назначит препараты, которые влияют на активность мозговых процессов, транквилизаторы, успокоительные средства, витамины.

Важно! Выписывать препараты может только врач, самостоятельное медикаментозное лечение категорически противопоказано.

Слишком уповать на медикаменты не стоит, часто наблюдается возвращение патологии, как только терапевтический курс закончится. Поэтому во время лечения недуга крайне важно найти и устранить первопричины патологии.

Массаж при логоневрозе могут проводить только логопеды, поскольку очень важно знать механизм работы аппарата речи. Неплохие результаты показывает точечный массаж, если после массажа заикание усиливается, это свидетельствует о тяжелой патологии.

Дыхательная гимнастика позволяет нормализовать дыхательный ритм, а также укрепить мускулатуру ребенка. Физические нагрузки показаны в утреннее время суток.

Важно! Не стоит думать, что логоневроз вылечится самостоятельно когда ребенок подрастет. К большому сожалению, такое явление достаточно редко, чаще всего без лечения речевой невроз остается у ребенка на всю жизнь, и существенно снижает его самооценку.

Чтобы предупредить патологию необходимо создавать в семье умиротворенную обстановку, желательно не повышать голос на ребенка, и на ошибки указывать дружеским тоном. Родителям рекомендуется говорить спокойно и плавно. Важно соблюдать режим дня, вечером не стоит включать ребенку мультики, играть в шумные игры. Нужно исключить прочтение страшных сказок, которые могут напугать ребенка.

Причины заболевания у взрослых

Как правило, речевой невроз формируется в детском или подростковом возрасте, причины, которые провоцируют заболевание индивидуальны и способствовать ему могут как наследственные, так неврологические факторы.

Предпосылками для развития логоневроза во взрослом возрасте могут быть:

  1. Неврологические или органические причины – поражения головного мозга, при которых образуются очаги размягчения. Речевой невроз может развиться после травмы, инсульта, нарушения кровообращения в мозге или инфекционного поражения. В некоторых случаях лечение основного заболевания устраняет логоневроз, но сказать, что это происходит всегда нельзя.
  2. Невротические или психогенные факторы – проявляются в связи с психической травмой, а также при разбалансировке нервной системы. Такие логоневрозы относятся к сложной группе недугов, которые требуют индивидуального подхода, и единого рецепта для избавления от заболевания не существует.
Читайте также:  Минимальная мозговая дисфункция гипердинамический синдром

Клиническая картина у взрослых

Признаки речевого невроза можно объединить одним понятием «заикание»:

  • повторение слогов или слов, которое человек не может контролировать или прервать усилием воли;
  • растягивание букв и слогов, удлинение слов;
  • усиление громкости речи, пациенту с трудом дается первый слог, поэтому он пытается произнести его максимально громко;
  • напряжение мышц лица;
  • спазм дыхания;
  • дополнительные движения рук или туловища, человек как будто помогает себе произнести слово;
  • повышение интенсивности мимики.

Характерным признаком речевого невроза является спастическое дыхание. Поскольку дыхательный аппарат тесно связан с голосовым, судорожное сжатие гортани приводит к тому, что речь становится прерывистой. При попытке ускорить речь, положение усугубляется, и речевые заминки становятся более выраженными.

Интересно, что мысли и внутренняя речь пациента не страдает – никаких остановок нет, все произнесенные слова «про себя» плавные и четкие. С проблемами человек сталкивается только при попытке произнести мысль вслух, такое явление подтверждает невротический характер патологии. Проблемы с речью безусловно влияют на поведение человека, он сторонится общества и незнакомых людей, а вот в кругу близких и родных, где ему не надо опасаться насмешек или непонимания, проблемы с речью становятся практически незаметными.

Лечение у взрослых

Лечение направлено на восстановление правильной работы нервной системы, поэтому врачи применяют фитотерапию, рефлексотерапию, физиотерапию, медикаментозные средства (Глицин, Ново-пассит).

Каким будет лечение определяет невролог после тщательного осмотра пациента. Часто используется комплексное лечение – прием седативных препаратов, народная медицина, мануальная терапия, массаж, иглорефлексотерапия.

Перечисленные методы существенно улучшают эмоциональный фон пациента, способствуют нормализации нервных импульсов, снижают возбуждение вегетативной нервной системы, улучшают настроение и сон.

Логопедическое лечение тоже назначается в обязательном порядке. С помощью логопеда пациент учится правильному дыханию, что значительно купирует симптомы заболевания.

В некоторых случаях проблема устраняется частично, либо заикание возвращается после курса терапии. Тогда необходимо более серьезное лечение. Нужна помощь психотерапевта, который покажет пациенту приемы релаксации и аутотренинга, поможет победить страхи и минимизировать последствия психологической травмы. Используются:

  • групповая терапия;
  • аутогенные тренировки;
  • когнитивно-поведенческая терапия;
  • гештальт-терапия.

Могут быть назначены медикаментозные средства:

  • Пантогам;
  • Пирацетам;
  • Фенибут;
  • Фенотропил;
  • Ноофен;
  • Анвифен;
  • Гопантам и прочие ноотропные препараты.

Чем логоневроз отличается от заикания?

Логоневроз – это один из видов заикания. Вообще существуют две большие группы заиканий:

  • невротическое – логоневроз;
  • неврозоподобное или органическое.

При невротическом заикании патологии со стороны невралгии не наблюдаются, также не наблюдаются нарушения при исследовании головного мозга и его функциональности. Чаще всего пациенты с логоневрозом в спокойной обстановке практически не заикаются, проблемы начинаются при беспокойстве и волнении.

Что касается неврозоподобного или органического заикания, оно является последствием яркой неврологической патологии, при этом врачи часто выявляют отклонения в функциональности головного мозга.

В детском возрасте у ребенка плохо развивается моторика, что безусловно отражается на артикуляции. При органическом заикании речь судорожная, сопровождающаяся навязчивыми движениями и яркими нервными тиками.

Однако, надо сказать, что подобное деление весьма условно, и практически всегда человек с логоневрозом страдает соматическими расстройствами. Поэтому при лечении обеих групп заикания в основном используются одинаковые методы.

Можно ли получать права при логоневрозе?
Логоневроз не является противопоказанием для получения автомобильных прав, причем любой категории. Но только в том случае, если речевое нарушение – это основной и единственный недуг.

Код по МКБ-10

Согласно Международной классификации болезней логоневрозу присвоен код F-98.5.

Коррекция невротического заикания – сложный и достаточно длительный процесс, лечение должно проводится не только логопедом, но и психотерапевтом, неврологом и психологом.

Так как в основе развития патологии лечит психотравма, отдельная работа логопеда будет неэффективной до тех пор, пока психотравмирующая ситуация продолжает воздействовать на пациента.

Если в семье ребенка с логоневрозом имеются проблемы, очень кстати будет помощь психотерапевта, который поможет наладить микроклимат в семье, что даст ребенку возможность расслабиться и чувствовать себя более спокойно и уверенно. Психолог объяснит как избавиться от провоцирующих психологических факторов, а невролог назначит лечение, которое купирует судорожную готовность.

Видео

Про логоневроз, его причины, методы лечения.

При своевременном обращении за помощью и при комплексном подходе к лечению, прогноз заболевания благоприятный, но многое зависит не только от грамотности и квалификации врача, но и от желания самого пациента избавиться от проблемы.

Источник

Разнородная группа расстройств, имеющих общую характерную черту — начало в детском возрасте, но, с другой стороны, отличных по многим параметрам. Некоторые из них являются точно обозначенными синдромами, другие представляют собой не более чем комплексы симптомов, которые требуют включения в эту рубрику вследствие своей частоты и связи с психосоциальными проблемами и вследствие того, что они не могут быть объединены с другими синдромами.

Читайте также:  Орви с абдоминальным синдромом что это такое

Исключены:

  • приступы задержки дыхания (R06.8) расстройство половой идентификации в детском возрасте (F64.2)
  • синдром Клейне-Левина (G47.8)
  • обсессивно-компульсивное расстройство (F42.-)
  • расстройства сна вследствие эмоциональных причин (F51.-)

F98.0

Энурез неорганической природы

Расстройство, характеризующееся непроизвольным мочеиспусканием днем или ночью (что не соответствует возрасту индивида), которое не является результатом недостаточного контроля функции мочевого пузыря вследствие какого-либо неврологического заболевания, приступа эпилепсии или структурной аномалии мочевых путей. Энурез может отмечаться с рождением или может возникнуть после периода приобретенного пузырного контроля. Энурез может ассоциироваться (но не всегда) с более глубоким эмоциональным расстройством и расстройством поведения.

Энурез (первичный) (вторичный) неорганической природы

Функциональный энурез

Психогенный энурез

Недержание мочи неорганического происхождения

Исключен: энурез БДУ (R32)

F98.1

Энкопрез неорганической природы

Повторяющееся произвольное или непроизвольное отхождение кала обычно нормальной или почти нормальной консистенции в местах, не предназначенных для этой цели социально-культурным окружением индивида. Расстройство может представлять собой аномальную продолжительность нормального для младенца недержания кала; оно может проявляться в потере контроля над действиями кишечника у индивида, ранее имевшего навык такого контроля, или может включать умышленную дефекацию в неподходящих местах. несмотря на нормальный психологический контроль над действиями кишечника. Состояние может встречаться как моносимптоматическое расстройство или может являться частью более обширного расстройства, главным образом эмоционального расстройства (F93.-) или расстройства поведения (F91.-).

Функциональный энкопрез

Недержание кала неорганической природы

Психогенный энкопрез

При необходимости идентифицировать причину сосуществующего с энкопрезом запора используют дополнительный код.

Исключен: энкопрез БДУ (R15)

F98.2

Расстройство приема пищи в младенческом и детском возрасте

Расстройство приема пищи различных проявлений обычно характерно для младенческого и раннего детского возраста. Основным проявлением расстройства является отказ от пищи и крайняя степень баловства ребенка, не имеющего никакого органического заболевания, в ответ на предложение ему адекватной пищи разумным и компетентным лицом, осуществляющим уход за ним. К этому может присоединяться состояние «жевания жвачки» (повторное отрыгивание пищи без тошноты и наличия какого-либо желудочно-кишечного заболевания).

Расстройство срыгивания у младенцев

Исключены:

  • нервная анорексия и другие расстройства приема пищи (F50.-)
  • трудности вскармливания и введения пищи (R63.3)
  • проблемы новорожденного (P92.-)
  • поедание несъедобного младенцами или детьми (F98.3)

F98.3

Поедание несъедобного младенцами и детьми

Устойчивая тяга к поеданию непищевых продуктов (таких, как земля, краски, стружки и т.д.). Этот симптом может быть частью более глубокого психического расстройства (такого, как аутизм); он также может проявляться как относительно самостоятельное психопатологическое поведение. Только в этом, последнем случае можно использовать данную рубрику. Извращенный аппетит более распространен среди умственно отсталых детей. Случаи с одновременным наличием умственной отсталости следует кодировать рубриками F70-F79 в соответствии с основным диагнозом.

F98.4

Стереотипные двигательные расстройства

Произвольные, повторяющиеся, стереотипные, не имеющие функциональной значимости движения (часто ритмичные), которые не являются составной частью какого-либо диагностированного психического или неврологического заболевания. Но в том случае, если такие движения являются симптомами какого-либо заболевания, кодировать следует только последнее. Такие движения, не приводящие к самоповреждению, включают раскачивание тела, кивание, выдергивание и накручивание волос, постукивание пальцами, шлепки ладонями. Стереотипные, наносящие больному травмы действия включают повторяющиеся удары головой, шлепки по лицу, тыканье в глаза, кусанье рук, губ или других частей тела. Расстройства с такими стереотипными движениями чаще всего связаны с умственной отсталостью (когда такое случается, следует кодировать оба состояния). Если тыканье в глаза имеет место у ребенка с недостатком зрения, необходимо кодировать оба этих состояния: тыканье в глаза кодируется данной рубрикой, а нарушение зрения — кодом соответствующего соматического заболевания.

Привычная стереотипия

Исключены:

  • аномальные непроизвольные движения (R25.-)
  • двигательные расстройства органической природы (G20-G25)
  • кусание ногтей (F98.8)
  • ковыряние в носу (F98.8)
  • стереотипии, являющиеся частью более глубокого психического заболевания (F00-F95)
  • сосание пальца (F98.8)
  • тики (F95.-)
  • трихотилломания (F63.3)

F98.5

Заикание [запинание]

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Исключены:

  • тики (F95.-)
  • речь взахлеб (F98.6)

Быстрый темп речи с распадом плавности, но без повторений или запинаний, выраженный настолько, что уменьшается ее внятность. Речь беспорядочна, неритмична, быстра, в виде отрывистых толчков и неправильных фраз.

Исключены:

  • заикание (F98.5)
  • тики (F95.-)

F98.8

Другие уточненные эмоциональные расстройства и расстройства поведения с началом, обычно приходящимся на детский и подростковый возраст

  • Дефицит внимания без гиперактивности
  • Неумеренная мастурбация
  • Кусание ногтей
  • Ковыряние в носу
  • Сосание пальца
  • F98.9

    Эмоциональное расстройство и расстройство поведения с началом, обычно приходящемся на детский и подростковый возраст, неуточненное

    Источник