Неврозоподобное состояние код по мкб 10 у детей
Исключены: связанные с расстройствами поведения, классифицированными в рубриках F91.-(F92.8)
Группа расстройств, при которых единственным или преобладающим симптомом является боязнь определенных ситуаций, не представляющих текущей опасности. В результате больной обычно избегает или страшится таких ситуаций. Беспокойство больного может быть сфокусировано на отдельных симптомах, таких, как дрожь от страха или обморочное ощущение, и часто ассоциируется с боязнью умереть, потерять над собой контроль или сойти с ума. Ожидание возможности попадания в фобическую ситуацию обычно вызывает преждевременную тревогу. Фобическая тревожность и депрессия часто сочетаются. Решение о постановке двух диагнозов (фобическое тревожное расстройство и депрессивный эпизод) или только одного определяется продолжительностью этих состояний и соображениями врача в отношении терапии во время консультации больного.
Расстройства, при которых проявление тревоги является основным симптомом и не ограничивается какой-либо конкретной внешней ситуацией. Могут также присутствовать депрессивные и навязчивые симптомы и даже некоторые элементы фобической тревожности при условии, что они несомненно являются вторичными и менее тяжелыми.
Существенной особенностью состояния является наличие повторяющихся навязчивых мыслей или вынужденных действий. Навязчивые мысли представляют собой идеи, образы или побуждения, которые вновь и вновь приходят больному в голову в стереотипном виде. Они почти всегда огорчительны, и пациент часто безуспешно пытается сопротивляться им. Тем не менее больной считает эти мысли своими собственными, даже если они непроизвольны и отвратительны. Навязчивые действия, или ритуалы, являются стереотипными манерами, которые больной повторяет вновь и вновь. Они не являются способом получить удовольствие или атрибутом выполнения полезных задач. Эти действия являются способом предотвратить возможность наступления неприятного события, которое, как опасается больной, в противном случае может произойти, нанеся вред ему или им другому лицу. Обычно такое поведение осознается больным как бессмысленное или неэффективное и делаются повторные попытки противостоять ему. Почти всегда присутствует тревожность. Если компульсивные действия подавляются, тревожность становится более выраженной.
Включены:
- ананкастический невроз
- обсессивно-компульсивный невроз
Исключена: обсессивно-компульсивная личность (расстройство) (F60.5)
Эта группа расстройств отличается от других групп тем, что в нее включены расстройства, идентифицируемые не только на основе симптоматики и характера течения, но также на основе очевидности влияния одной или даже обеих причин: исключительно неблагоприятного события в жизни, вызвавшего острую стрессовую реакцию, или значительной перемены в жизни, ведущей к продолжительным неприятным обстоятельствам и обусловившей нарушения адаптации. Хотя менее тяжелый психосоциальный стресс (жизненные обстоятельства) может ускорить начало или способствовать проявлению широкого спектра расстройств, представленных в этом классе заболеваний, его этиологическая значимость не всегда ясна, и в каждом случае будет признаваться зависимость от индивида, часто от его сверхчувствительности и уязвимости (т.е. жизненные события не являются обязательными или достаточными, чтобы объяснить возникновение и форму расстройства). Расстройства, собранные в этой рубрике, напротив, всегда рассматриваются как непосредственное следствие острого тяжелого стресса или продолжительного травмирования. Стрессовые события или продолжительные неприятные обстоятельства являются первичным или преобладающим причинным фактором и расстройство не могло бы возникнуть без их влияния. Таким образом, расстройства, классифицированные в этой рубрике, могут рассматриваться как извращенные приспособительные реакции на тяжелый или продолжительный стресс, при этом они мешают успешно справиться со стрессом и, следовательно, ведут к проблемам социального функционирования.
Общепринятыми положениями, на основе которых выделяются диссоциативные, или конверсионные, расстройства, являются полная или частичная потеря нормальной интеграции между памятью на прошлые события, способностью осознать себя как личность и непосредственными ощущениями и способностью управлять движениями тела. Все виды диссоциативных расстройств имеют тенденцию к исчезновению через несколько недель или месяцев, особенно если их возникновение связано с каким-либо травмирующем событием в жизни. Многие хронические расстройства, особенно параличи и потеря чувствительности, могут развиваться на основе существования неразрешимых проблем и межличностных сложностей. Эти расстройства ранее преимущественно классифицировались как различные виды «конверсионной истерии». Считается, что они имеют психогенную этиологию, поскольку по времени возникновения тесно связаны с травмирующими событиями, неразрешимыми и невыносимыми проблемами или нарушенными взаимоотношениями. Симптомы часто соответствуют представлению больного о том, как должно было бы проявляться психическое заболевание. Медицинский осмотр и обследование не выявляют каких-либо явных физических или неврологических нарушений. Кроме того, совершенно очевидно, что потеря функции является выражением эмоционального конфликта или потребностей. Симптомы могут развиваться в тесной связи с психологическим стрессом и часто проявляются внезапно. В эту рубрику включены только расстройства физических функций, в норме произвольно контролирующихся, и потеря чувствительности. Расстройства, включающие болевые ощущения и комплекс других физических ощущений, опосредованных через вегетативную нервную систему, классифицированы в рубрике психосоматических нарушений (F45.0). Всегда следует помнить о возможности развития в дальнейшем серьезных физических или психических расстройств.
Включены:
- конверсионная:
- истерия
- реакция
- истерия
- истерический психоз
Исключена: симуляция [сознательная симуляция] (Z76.5)
Главной особенностью является повторное предъявление соматической симптоматики одновременно с настойчивыми требованиями медицинских обследований, несмотря на повторные отрицательные их результаты и заверения врачей, что симптомы не имеют соматической природы. Если у больного имеются какие-либо соматические заболевания, они не объясняют природы и степени выраженности симптомов или страдания или жалоб пациента.
Исключены:
- диссоциативные расстройства (F44.-)
- выдергивание волос (F98.4)
- детская форма речи [лепет] (F80.0)
- сюсюканье (F80.8)
- кусание ногтей (F98.8)
- психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках (F54)
- сексуальная дисфункция, не обусловленная органическими нарушениями или болезнями (F52.-)
- сосание пальца (F98.8)
- тики (в детстве и подростковом возрасте) (F95.-)
- синдром де ла Туретта (F95.2)
- трихотилломания (F63.3)
Источник
Содержание
- Описание
- Симптомы
- Дифференциальная диагностика
- Причины
- Лечение
Названия
Неврозоподобные расстройства.
Описание
Неврозоподобные состояния (неврозоподобные расстройства, псевдоневротические состояния) — группа нервно-психических нарушений, внешне напоминающих неврозы (расстройства невротического уровня реагирования), но не обусловленных психогенными воздействиями. Они занимают промежуточное положение между органическими заболеваниями и неврозами, приближаясь к первым. В прошлом такие состояния обозначались как «органоиды».
Симптомы
Астеническое (псевдоневрастеническое) состояние у детей нередко проявляется гиперактивностью (синдром двигательной расторможенности). Истероформные и сенестопатически-ипохондрические состояния встречаются относительно редко. Фобические расстройства протекают в виде неврозоподобных страхов конкретного (например, страх смерти) или неопределенного содержания, ночных страхов и ночных кошмаров; депрессивно-дистимических состояний (плохое настроение, плаксивость, недовольство собой и окружающим при выраженных вегетативных расстройствах). Периодически на этом фоне могут возникать аффекты агрессивности. У детей особенно часто встречаются моносимптоматические двигательные и соматовегетативные расстройства в виде неврозоподобных тиков, заикания, энуреза, энкопреза. В отличие от соответствующих форм системных неврозов указанные моносимптомные Н. С. Характеризуются стереотипностью клинических проявлений, монотонностью течения, индифферентным отношением ребенка, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, к своему состоянию.
Дифференциальная диагностика
Неврозоподобные состояния необходимо дифференцировать от неврозов с аналогичными клиническими симптомами. При этом существенным и главным являются отсутствие связиневрозоподобные состояния с психотравмирующими конфликтными ситуациями, длительность течения, меньшая эффективность психотерапевтических воздействий (хотя последние при любом заболевании благотворно влияют на больного). Моносимптомные неврозоподобные состояния, например тики, следует отличать от тиков органического происхождения. При последних отмечается четкая причинно-следственная временная связь между перенесенным органическим поражением мозга и возникновением данного гиперкинеза, что отсутствует при неврозоподобном тике. Однако во многих случаях для окончательного решения вопроса о природе заболевания (органическое, психогенное, неврозоподобное) требуются длительное наблюдение, подробное клиническое и параклиническое обследование.
Причины
В основе неврозоподобных расстройств лежит легкая резидуальная церебральная патология (преимущественно компенсированная, реже — субкомпенсированная) вследствие дородового дизонтогенеза или перенесенных после рождения (чаще в раннем возрасте) заболеваний нервной системы травматической, инфекционной и другой этиологии, а также соматическая патология — очаги хронической фокальной инфекции, заболевания сердечно-сосудистой системы, легких, желудочно-кишечного тракта, аллергизация организма. При клинических исследованиях нередко обнаруживают у таких больных неврологические микроорганические нарушения и легкую дисфункцию глубинных структур мозга — гипоталамической области, ретикулярной формации, лимбической системы. Придается также значение врожденной, в том числе наследственной неполноценности определенных функциональных систем мозга, регулирующих психомоторную и вегетативную деятельность организма.
Лечение
Необходимо лечение основного заболевания в сочетании с психотерапией и симптоматическими средствами. Большую роль играет биологическая терапия, в частности, применение вегетотропных, десенсебилизирующих , нормализующих церебральный кровоток, рассасывающихи дегидратирующих и ноотропных препаратов, транквилизаторов, а так же физиотерапии. Физиотерапевтические средства и ИРТ особенно эффективны при астенических состояниях, вызванных хроническими гинекологическими заболеваниями («синдром малого таза»).
Источник
Утратил силу — Архив
РЦРЗ (Республиканский центр развития здравоохранения МЗ РК)
Версия: Архив — Клинические протоколы МЗ РК — 2007 (Приказ №764)
Категории МКБ:
Невротическое расстройство неуточненное (F48.9)
Общая информация
Краткое описание
Группа функциональных нервно-психических заболеваний с преобладанием эмоционально-аффективных, соматовегетативных расстройств в виде истощаемости, раздражительной слабости, утомляемости при отсутствии психотических симптомов. Неврозы проявляются в форме обратимых непсихотических нарушений нервной деятельности с доминированием эмоциональных и соматовегетативных расстройств, осознаваемых и переживаемых личностью.
Код протокола: P-P-008 «Неврозы у детей»
Профиль: педиатрический
Этап: ПМСП
Код (коды) по МКБ-10:
F44 Диссоциативные (конверсионные) расстройства
F48 Другие невротические расстройства
F50 Расстройства приема пищи
F95 Тики
F98 Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники. Стандарты лечения
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Мобильное приложение «MedElement»
— Профессиональные медицинские справочники
— Коммуникация с пациентами: вопросы, отзывы, запись на прием
Скачать приложение для ANDROID / для iOS
Классификация
Неврозы бывают общие и системные (моносимптомные).
1. Неврастения- F 48.
2. Невроз страха- F 40.2.
3. Истерический невроз-F 44.82.
4. Депрессивный невроз- F 41.2.
5. Невроз навязчивых состояний- F42:
— невроз навязчивых движений- F42.1;
— невроз навязчивых мыслей и страхов- F42.0;
— невроз навязчивых состояний смешанного типа- F42.2.
Системные (малосимптомные):
1. Невротическое заикание.
2. Тики.
3. Расстройства сна.
4. Расстройства аппетита.
5. Энурез.
6. Энкопрез.
7. Патологические привычные действия.
Факторы и группы риска
1. Биологические (осложнение течение беременности и родов, нервно-психическое и физическое перенапряжение, соматические болезни, травмы, неблагополучие в семье, психотравмирующие раздражители, индивидуальные особенности личности, характера, темперамента, отклонения в воспитании ребенка, церебральная органическая недостаточность).
2. Психологические.
3. Социальные.
4. Генетическая предрасположенность.
Диагностика
Диагностические критерии
1. Вялость, пассивность, раздражительность, истощение эмоций.
2. Двигательное беспокойство с суетливостью (астазия, абазия, истерическая слепота, припадки, сумеречное расстройство).
3. Отвлекаемость, истощаемость внимания, снижение настроения.
4. Усиление утомляемости к концу дня или недели.
5. Необоснованные страхи (темноты, одиночества, животных, закрытых помещений, школы, болезней).
6. Навязчивые действия, влечения, мысли, повторяющиеся гримасы и движения, тики.
7. Заикание.
8. Энурез.
9. Энкопрез.
10. Расстройство сна, аппетита.
11. «Дурные привычки».
Физикальное обследование патологии не выявляет.
Лабораторные исследования: нет.
Инструментальные исследования: на ЭЭГ — диффузные изменения, признаки дисфункции диэнцефальных структур мозга; РЭГ показывает негрубые сосудистые нарушения, может быть без особенностей.
Показания для консультации специалистов: невропатолог, в тяжелых случаях психиатр, психотерапевт, при необходимости – кардиолог, гастроэнтеролог.
Перечень основных диагностических мероприятий:
1. Общий анализ крови.
2. Общий анализ мочи.
3. Консультация невролога.
Перечень дополнительных диагностических мероприятий:
1. Эхоэнцефалография.
2. Компьютерная томография головного мозга.
3. Консультация психиатра.
4. Консультация психолога.
5. Консультация окулиста.
6. Консультация сурдолога.
7. Консультация уролога.
Дифференциальный диагноз
Диагноз | Клинические симптомы | Анамнез | Очаговые симптомы со стороны ЦНС | Эффект от лечения |
Неврастения | Раздражительность, повышенная утомляемость, бурные вспышки гнева с криком, плаксивость, тревожность, снижение работоспособности, истощение внимания, непереносимость шума, снижение памяти, расстройство сна, обостренная чувствительность к внешним раздражителям и в связи с этим головные боли, боли в сердце, ощущение боли в спине | Психическая травматизация, длительное перенапряжение нервной системы | Нет | Положи- тельный |
Астенический синдром соматогенного порядка | Повышенная физическая утомляемость, апатия, раздражительность, нарушение сна, головные боли и головокружения | Недавно перенесенные соматические или инфекционные заболевания | Нет | Положи- тельный |
Органическое заболевание гол. мозга (прогрессивный паралич, церебральный атеросклероз, энцефалиты, опухоль мозга) | Наряду с вышеуказанными м.б. снижение критики, объективные нарушение памяти, шум в голове, обмороки, колебания АД | Указание на другие признаки органического поражения ЦНС до этого | Чаще всего присутствуют | Эффекта нет |
Лечение
Цели лечения:
1. Снижение клинических симптомов заболевания.
2. Длительная ремиссия.
Немедикаментозное лечение:
1. Регулярное питание, строгий режим сна, пребывание в течение 1-2 часов на свежем воздухе.
2. Выключение из среды, спровоцировавшей заболевание.
3. Индивидуальная или групповая психотерапия.
4. Освобождение от учебы на 1-2 недели.
5. Физиотерапия: теплые солено-хвойные ванны, ножные ванны перед сном, душ Шарко, веерный душ.
1. Нейролептики: галоперидол* 1,5 мг, 5 мг, 10 мл дозе 0,25 табл. мг/сут. внутрь, затем добавляют по 0,25 мг/сут. еженедельно или один раз в 2 нед., подросткам назначают сначала 0,5 мг/сут., затем добавляют по 0,5 мг еженедельно или 1 раз в 2 нед.; в большинстве случаев улучшение наступает при дозе до 5 мг/сут.; пимозид — начальная доза детям — 0,5-1 мг/сут. внутрь, подросткам — 1 мг/сут. внутрь; в большинстве случаев не требуется более 10 мг/сут.
2. Психостимуляторы: метилфенидат в дозе 0,1-0,5 мг/кг.
3. Адаптол 300 мг в таблетке, per os, независимо от приема пищи, курс от нескольких дней до 2-3 мес., до 1 табл. 3 раза в день в зависимости от возраста.
4. Энцефабол по 1 табл.3 раза в день.
5. Ноофен 250 мг в таблетке, per os, до еды. Курс 4-6 недель. Детям до 8 лет по 50-100 мг 3 раза в день, от 8 до 14 лет – по 250 мг 3 раза в день.
6. Микстура Павлова по 1 ст. л. 3 раза в день.
Профилактические мероприятия
Профилактические курсы медикаментозной витаминотерапии, режим сна и отдыха, седативные травы — при провокационных ситуациях без клинических проявлений. Избегать повторных стрессовых ситуаций, перенапряжения, переутомления.
Дальнейшее ведение, принципы диспансеризации
Диспансеризация в течение 12 месяцев, осмотр невропатолога каждые 3 месяца.
Перечень основных медикаментов:
1. *Галоперидол 1,5 мг, 5 мг, 10 мг табл.; 5 мг/мл амп.
2. Адаптол 300 мг табл.
3. Пимозид 0,5-1 мг табл.
4. Энцефабол 0,25 мг табл.
5. Ноофен 250 мг табл.
Перечень дополнительных медикаментов:
1. Метилфенидат 100 мг, 500 мг табл.
2. Микстура Павлова 200 мл во флаконе
3. Фитопрепарат с седативным действием (валериана, пассифлора, зверобой, боярышник, мелиса, хмель, бузина) 5,0 мл во флаконе
Индикаторы эффективности лечения:
— снижение симптомов невроза;
— длительная ремиссия;
— психологическая реабилитация;
— социальная реабилитация в семье и обществе.
* – препараты, входящие в список основных (жизненно важных) лекарственных средств
Госпитализация
Показания к госпитализации
Большинство неврозов можно лечить амбулаторно, с последующей реабилитацией в санаторно-курортных условиях. Показанием к экстренной госпитализации являются тяжелые клинические проявления истерии, плановая госпитализация — при неэффективности амбулаторного лечения.
Информация
Источники и литература
- Протоколы диагностики и лечения заболеваний МЗ РК (Приказ №764 от 28.12.2007)
- Список использованной литературы:
1. «Справочник по неврологии детского возраста». Под ред. Лебедева Б.В. М.,
1995 г.;
2. «Справочник врача общей практики». Дж. Мерта,1998 г.;
3. «Детская психоневрология». Под ред. Булаховой Л.А. Киев, 2001 г.;
4. «Лечение заболеваний нервной системы». Учебное пособие Российская
Медицинская
5. Академия Последипломного Образования. Москва, 2002 г.;
6. «Клиническая психиатрия». Руководство для врачей. Каплан Г., Седок Б. М.,
1998 г.;
7. Tonge B. Behavioral emotional and psychosomatic disordes in children and adolec.
Sydney 1991- 92;
8. Jarman R. Sleep problems. In Australian Paediatric Review 1992. 2(2): 1-2;
9. Robinson M. Practical Paediatrics (2nd edition) Melbourne:1990;
10.Шамансуров Ш.Шс соавт. «Детская неврология». Ташкент, 1995 г.;
11. «Клинические рекомендации для практических врачей». Глав. ред. академик
РАМН Денисов И.Н. с соавт., 2002 г.;
12. Доскин В.А,.Тонкова–Ямпольская Р.В. Новый метод реабилитации детей с
различными нарушениями поведения. Вопросы современной педиатрии. №2.
2003. https://pdateam.ru/
13. Зыков В.П. Клиническая систематизация тиков у детей. https://pdateam.ru/
14. Коффи Б., Шейдер Р. Тик.Пер. с англ. – М., Практика, 1998. https://pdateam.ru/
15. Dr. IRENA KAFFEMANIENE. THE EMOTIONAL DEVELOPMENT OF
VISUALLY
16. IMPAIRED CHILDREN. SIAULIAI UNIVERSITY. https://www.icevi-europe.org/
17.Merced L. A. The Treatment of Female Hysteria in Fin-de-Siecle Spain: The
Discipline of Medical Control. University of Illinois, Urbana-Champaign.
https://www.history.uiuc.edu/hist.
18. В кн. Основы клинической психологии. Ч . 1 . , р . 5. www.bookap.net
19. Patrick D McGorry. Evidence based reform of mental health care. September, 2005.
www.bmj.com
20.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе лечения неврозов.
21. info2005logoped.info
22. Д. де Масо, Л. Раппопорт. Расстройства поведения. Пер. с англ. – М., Практика,
1997.
23. https://pdateam.ru/
- Список использованной литературы:
Информация
Список разработчиков:
д.м.н., проф. Лепесова М.М., заведующая кафедрой детской неврологии АГИУВ
Прикреплённые файлы
Внимание!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
- Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью.
- Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта», не может и не должна заменять очную консультацию врача.
Обязательно
обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов.
- Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может
назначить
нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного.
- Сайт MedElement и мобильные приложения «MedElement (МедЭлемент)», «Lekar Pro»,
«Dariger Pro», «Заболевания: справочник терапевта» являются исключительно информационно-справочными ресурсами.
Информация, размещенная на данном
сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача.
- Редакция MedElement не несет ответственности за какой-либо ущерб здоровью или материальный ущерб, возникший
в
результате использования данного сайта.
Источник