Невротический синдром симптомы у детей
Астенический невроз или неврастения является на сегодняшний день одной из самых распространенных форм неврозов и составляет около 34 % в общей структуре заболеваемости неврозами у детей и взрослых.
Это патологическое состояние возникает в результате истощения нервной системы и появления ее стойкого дисбаланса.
Заболевание в большинстве случаев возникает в результате длительных физических и/или психоэмоциональных нагрузок.
В медицине термин «астения» обозначал «слабость нервов».
Он был предложен Джоном Брауном и описан Георгом Бирдом еще в 18 веке.
Патология характеризуется:
- повышенной нервной возбудимостью;
- высокой истощенностью нервной системы в виде повышенной утомляемости и снижения работоспособности;
- стойкими головными болями;
- нарушениями сна;
- приступами одышки и сердцебиения;
- беспокойством и тревогой.
Неврастения у детей является пограничным заболеванием, характеризующимся временными нарушениями нервных функций.
Чаще всего эта патология в детском возрасте возникает у школьников и подростков в связи с длительным перенапряжением (физическим или психоэмоциональным), при частых конфликтах в семье или организованном коллективе и/или после стрессовых ситуаций.
Причины астенического невроза
Главными факторами, провоцирующими развитие этого патологического состояния, являются:
- истощение нервной системы, вызванное высокими нагрузками в школе, загруженностью ребенка (занятия в нескольких кружках, изучение нескольких иностранных языков, занятия с несколькими репетиторами, усиленное занятие спортом);
- воздействие острого или хронического психоэмоционального фактора (испуг, некорректное отношение близких или педагогов, непонимание в коллективе, постоянный страх наказания, развод родителей, смерть близкого, изменение места жительства или школы, у детей раненого возраста – начало посещения детского сада);
- стресс и эмоциональные потрясения (в том числе и положительные).
Большое значение в формировании неврастении у ребенка имеют:
- наследственность;
- незрелость нервной системы малыша, особое значение имеет преобладание процессов возбуждения над торможением;
- неуравновешенное эмоциональное состояние матери в период беременности;
- воздействие на плод различных патогенных факторов (интоксикации, инфекционные заболевания, прием различных лекарств);
- развитие хронической внутриутробной гипоксии у плода, особенно во втором и третьем триместре беременности;
- ослабление иммунитета в определенные возрастные периоды или после перенесенных инфекционных, воспалительных или соматических заболеваний;
- сбой процессов формирования характера с преобладанием определенных черт;
- дефицит витаминов и микроэлементов;
- гормональные перестройки организма или дисфункции;
- нарушение цикличности сна, режима сна и бодрствования;
- длительный просмотр телевизора, компьютерные игры;
- вредные привычки.
Виды
Во взрослой неврологии выделяют три основные клинические формы астенического невроза, которые без своевременного и адекватного медикаментозного лечения и полноценного отдыха переходят одна в другую.
Поэтому часто заболевание протекает в виде последовательных стадий (фаз):
- гипертоническая форма неврастении;
- раздражительная слабость;
- гипостеническая форма.
При этом стадии заболевания имеют определенные признаки в виде неврологической симптоматики и вегетативных расстройств.
Симптомы астенического невроза у детей разного возраста
Но в детском возрасте проявления астенического невроза зависят от возраста ребенка.
У детей раннего возраста неврастения проявляется:
- характерные особенности поведения: гиперактивность или наоборот адинамия, вялость, плаксивость, излишняя впечатлительность;
- страхи, развитие фобий, нервных тиков и навязчивых движений;
- различные виды нарушений сна;
- изменения отношений к пище – отказ от еды, которое вызывает разные и иногда даже незначительные раздражители (кишечная колика, прорезывание зубов).
Астенический невроз у дошкольников характеризуется:
- выраженная вялость, снижение активности или наоборот раздражительность со склонностью к истериоидным припадкам с бурным проявлением эмоций;
- эмоциональная нестабильность и быстрая смена настроения;
- нарушения стула (чаще склонность к запорам);
- логоневрозы – чаще быстрая речь с нечетким произношением звуков;
- ночной энурез, неконтролируемые мочеиспускания;
- нарушения сна.
У детей школьного возраста и подростков симптомы этой патологии практически идентичны проявлениям заболевания у взрослых и отличаются разнообразием с переходом одной стадии в другую.
К характерным признакам гипертонической формы неврастении, которая является первой стадией астенического невроза, относятся:
- высокая возбудимость и повышенная раздражительность;
- быстрая утомляемость;
- слезливость;
- рассеянность, снижение работоспособности, снижение успеваемости в школе;
- различные виды нарушения сна (частые ночные пробуждения, тревожные сновидения и трудности засыпания);
- давящая головная боль, в виде «обруча» или «тяжелой шапки» («каска неврастеника»).
Следующей стадией развития неврастении является – раздражительная слабость.
Она возникает:
- при отсутствии лечения в первой стадии;
- при усилении воздействия провоцирующего патологического фактора;
- как первая стадия заболевания у пациентов с сильной нервной системой и у холериков.
Основным признаком этой стадии болезни считается — выраженная раздражительность, которая быстро трансформируется в нервное истощение.
Пациенты склонны испытывать противоречивые эмоции, быстро сменяющие друг друга: на смену возбуждению и крику приходит ощущение бессилия, обиды, переходящие в плач, реже истероидный припадок.
Быстрая утомляемость приводит к невозможности сконцентрироваться на работе, нарастанию общей слабости и головных болей.
Перерыв в работе не позволяет отдохнуть, усилия справиться с начатым делом приводят к усугублению слабости и нервному истощению.
Гипостеническая форма неврастении развивается:
- при отсутствии терапии второй стадии болезни;
- при значительном усилении воздействия причинного фактора;
- может развиваться как первая стадия болезни у астеников или у пациентов со слабой нервной системой.
Эта стадия астенического невроза характеризуется появлением:
- синдрома хронической усталости;
- постоянной сонливости;
- слезливости;
- постоянной тревоги и тоски.
Иногда возникает периодическая неврастения – при этой форме болезни признаки астенического невроза, чаще его гипостенической фазы неоднократно повторяются, периоды болезни учащаются и удлиняются, симптомы становятся более тяжелыми и устойчивыми к медикаментозному лечению.
Кроме этого у ребенка могут возникать психосоматические расстройства, которые самопроизвольно излечиваются после терапии астенического невроза.
Они проявляются как:
- стойкие боли в суставах и позвоночнике;
- снижение зрения и слуха;
- выпадение волос и повышенная ломкость ногтей;
- появление или усиление признаков хронических кожных заболеваний (экземы, псориаза, аллергических дерматитов);
- обострение герпеса и других вялотекущих или скрытых инфекционных процессов.
Диагностика
Диагностика данной патологии проводится врачом — неврологом на основании:
- сбора жалоб и анамнеза заболевания;
- уточнения причины заболевания;
- данных осмотра;
- определения неврологического статуса;
- лабораторных и инструментальных методов;
- консультации смежных специалистов.
Дополнительными инструментальными методами диагностики являются:
- УЗИ;
- МРТ — или КТ головного мозга;
- ЭЭГ, реоценцефалография;
- рентгенография;
- ЭКГ.
Подтверждение диагноза неврастении — постепенное прогрессирование симптомов и стадий болезни, отсутствие изменений в неврологическом статусе и органической неврологической, соматической и психиатрической патологии у пациента.
Лечение астенического невроза
Тактика лечения заключается в определении причинного фактора, его устранении и восстановлении нормального функционирования нервной системы пациента:
- полноценный отдых и сон;
- витаминизированное питание;
- смена обстановки;
- физиотерапевтические процедуры (электросон, массаж, аромотерапия);
- санаторно-курортное лечение или климатотерапия.
Дополнительно назначаются:
- общеукрепляющие препараты;
- витамины и минеральные комплексы + препараты кальция с железом и магнием;
- кофеин;
- препараты с пустырником и валерианой;
- растительные адаптогены;
- нейропротекторы;
- Омега-3;
- вегетостабилизирующие препараты (тенотен и грандаксин).
Кроме медикаментозного лечения назначается консультация психолога, аутогенные тренировки.
При развитии гипостенической формы лечение пациентов осуществляется в стационаре с применением транквилизаторов и антидепрессантов в индивидуальной дозировке.
Часто полноценный отдых, смена обстановки, нормализация ритма учебы или работы, сна и бодрствования, снижение психоэмоциональных и физических нагрузок позволяет полностью избавиться от проявлений болезни.
врач — педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник
Астено-невротический синдром у детей – распространенная патология нервной системы, которая возникает в результате переутомления и сильных эмоциональных потрясений. При неврастении дети выглядят здоровыми, но уставшими.
Симптомы астено-невротического синдрома у детей схожи с клиническими проявлениями депрессии, вегетососудистой дистонии, хронической усталости.
Люди, далекие от медицины, не знают, что такое астено-невротический синдром у детей и как это заболевание лечить. Часто родителям сложно заподозрить у ребенка расстройство нервной системы, так как капризность, утомляемость, плаксивость они объясняют особенностями характера малыша. В результате вместо оказания помощи ребенку, страдающему невротическим расстройством, родители ругают и наказывают его, усугубляя ситуацию.
Общие сведения о патологии
Неврастения у детей – это симптомокомплекс, который возникает в результате истощения нервной системы. Симптомы неврастении у детей отличаются от признаков неврастении у взрослых.
Медики называют это заболевание синдромом раздражительной усталости. Астеноневроз встречается не только у детей, но и у подростков. Данное расстройство является одной из распространенных причин снижения школьной успеваемости ребенка, конфликтности в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Астеноневроз может быть следствием внутриутробной патологии развития нервной системы, родовой травмы или инфекции, перенесенной малышом в ранний постнатальный период. В этом случае признаки недуга появляются в 2–3 года. Также заболевание может развиться в школьном возрасте в результате избыточной нагрузки на нервную систему.
Симптомы и признаки неврастении у детей должны стать поводом для визита к врачу. Без своевременного лечения они приведут к необратимым изменениям психики ребенка.
Симптомы заболевания
Симптомы заболевания связаны с нарушениями в работе нервной системы. Клинические психологи и психиатры классифицируют признаки заболевания на 2 группы:
- Симптомы, обусловленные нарушениями в работе вегетативной нервной системы. К симптомам данной группы относятся все физиологические проявления неврастении: повышенное потоотделение, физиологическая зависимость от сладкого, энурез, отклонение сердечного ритма от средних показателей возрастной нормы, снижение артериального давления, снижение иммунитета к простудным заболеваниям.
- Симптомы, обусловленные нарушениями в работе мозга. К этой группе симптомов относят поведенческие проявления неврастении: беспричинные смены настроения, неадекватные реакции на слова и действия окружающих, слабый контроль эмоциональных проявлений, нарушения сна, преобладание сниженного фона настроения, депрессия, снижение произвольного запоминания и концентрации внимания, двигательная расторможенность, появление различных фобий.
Симптомы у детей 2–6 лет
Астено-невротический синдром у дошкольников проявляется в виде:
- пугливости, фобий, излишней впечатлительности;
- логоневроза в виде быстрой речи и нечеткого звукопроизношения
- плаксивости, капризности;
- раздражительности и вспыльчивости;
- немотивированной агрессии по отношению к сверстникам, аутоагрессии;
- жестокого обращения с игрушками;
- склонность рвать, ломать, портить вещи, книги;
- неугомонности и суетливости, двигательной расторможенности, навязчивых движений;
- депрессивного настроя;
- судорожного синдрома и нервных тиков;
- беспокойного сна;
- потери интереса к любимым играм, вялости;
- психосоматических проявлений (боли в шее и руках, запор).
Симптомы у школьников
Симптомами астено-невротического синдрома у детей школьного возраста являются:
- раздражительность и нервная возбудимость;
- ранимость, обидчивость;
- замкнутость;
- быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
- повышение ситуативной и личностной тревожности и беспричинного беспокойства;
- перепады настроения;
- панические атаки и фобии;
- снижение концентрации произвольного внимания;
- резкое снижение успеваемости;
- головная боль;
- проблемы со сном;
- расстройство аппетита;
- яркие эмоциональные вспышки в виде крика, падения на пол, истерики.
Стадии астено-невротического синдрома
В развитии невротического расстройства выделяются следующие стадии:
- Гипертоническая неврастения. На данной стадии у больного отмечается повышенная возбудимость и раздражительность, эмоциональная впечатлительность, снижение эффективности выполнения умственного или физического труда, рассеянность, опоясывающая головная боль, проблемы со сном.
- Раздражительная слабость. Недуг переходит на вторую стадию в том случае, если больной игнорировал начальные признаки заболевания и не обратился за медицинской помощью. Данная стадия характеризуется тем, что свою раздражительность человек уже не может скрывать, его нервная система быстро истощается. Больной не может сконцентрироваться на стоящих перед ним производственных или учебных задачах из-за постоянной головной боли, слабости в теле. Человек чувствует себя разбитым с самого утра.
- Гипостеническая неврастения. Если на второй стадии не последовало обращения к врачу, недуг перерастает в 3 стадию. У больного появляется хроническая усталость, тоскливое настроение, апатия, сонливость. Появляются психосоматические нарушения: кожный зуд, выпадение волос, ломкость ногтей, боли в позвоночнике и суставах, снижение остроты слуха и зрения, обострение хронических заболеваний.
Разновидности синдрома
Специалисты пришли к выводу, что астено-невротический синдром у детей это заболевание, которое может обнаружиться в таких формах, как:
- Церебрастенический астеноневроз – врожденная патология, обусловленная органическими поражениями головного мозга.
- Резидуальная астения – врожденный вид невроза, возникающий в результате патологии нервной системы или в результате родовой травмы головы. Проявлениями данной разновидности болезни являются плаксивость, энурез, нарушения мелкой и крупной моторики.
- Соматогенная астения – разновидность психосоматического недуга. Как правило, данная разновидность невроза формируется у детей, имеющих в анамнезе нарушения в функционировании пищеварительной системы в виде гастритов, язвенного поражения двенадцатиперстной кишки.
- Дизонтогенетическая астения, основными признаками которой являются хроническая усталость, низкая работоспособность и слабая концентрация внимания на интеллектуальной задаче.
- Психосоциальная неврастения – это невроз, возникающий как следствие неблагоприятной обстановки в семье. В подростковом возрасте данная форма астении может развиться в результате неприятия ребенка обществом сверстников. Эта разновидность болезни проявляется бессонницей и частыми головными болями.
- Гипердинамическая астения – это форма невротического расстройства детей дошкольного возраста. Она проявляется в виде двигательной расторможенности, неусидчивости, суетливости ребенка.
- Гиподинамическая астения – это вид невроза, при котором процессы торможения в нервной системе преобладают над процессами возбуждения. Ребенок пассивен, малоподвижен, погружен в собственный внутренний мир, избегает общения со сверстниками и подвижных игр. Главной причиной этого типа заболевания является дефицит массы тела или избыточный вес, слабый мышечный тонус, склонность к простудным заболеваниям.
Причины нервного расстройства
Астения может возникнуть по следующим причинам:
- генетическая предрасположенность к расстройствам нервной системы;
- меланхолический или холерический тип темперамента у ребенка;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- асфиксия в процессе родов или кислородное голодание плода во время внутриутробного развития;
- сильные эмоциональные потрясения матери во время беременности;
- ярко выраженный токсикоз в период вынашивания плода;
- воздействие на плод токсичных веществ в результате употребления матерью медицинских препаратов, алкоголя или курения во время беременности;
- резус-конфликт у матери и ребенка;
- нарушение обменных процессов в коре больших полушарий в результате нейронных патологий и заболеваний мозговых оболочек;
- ДЦП;
- травмы позвоночника;
- ослабленный иммунитет ребенка;
- черепно-мозговая травма или инфекционные заболевания в период раннего детства;
- повышенное внутричерепное давление;
- менингит, арахноидит и энцефалит;
- онкология головного мозга;
- аномалии в работе почек и печени;
- дефицит в организме витаминов группы В;
- гормональный дисбаланс, патология эндокринной системы;
- дисфункция щитовидной железы;
- сахарный диабет;
- длительное пребывание в стрессовом состоянии или сильное эмоциональное потрясение;
- неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, конфликты в отношениях с близкими;
- излишняя строгость родителей, применение в отношении ребенка жестоких методов воспитания;
- низкий социально-психологический статус ребенка в коллективе сверстников;
- сложности социализации и адаптации ребенка к новому коллективу и месту жительства;
- физическое переутомление, обусловленное нарушением режима труда и отдыха;
- избыточное количество занятий у детей в сфере дополнительного образования;
- подростковая игромания;
- бесконтрольный просмотр детьми телепередач и фильмов, оказывающих негативное влияние на психику;
- употребление подростком психотропных веществ, алкоголя, наркотиков.
Диагностика
Диагностика астеноневроза осуществляется с помощью таких методов, как:
- Опрос пациента, сбор анамнеза. Выявление факторов, спровоцировавших недуг. Сопоставление данных психиатра, невролога и терапевта.
- Диагностика состояния внутренних органов пациента с помощью ЭЭГ, ЭКГ, компьютерных технологий, рентгенографии и УЗИ. Оценка реакции больного на яркий свет, различные звуки. Оценка сохранности рефлекторной деятельности. Соотнесение актуального состояния развития психики пациента со средними показателями возрастной нормы.
- Лабораторная диагностика. Общий анализ крови и биохимическое исследование образца крови позволяют исключить наличие у пациента различных инфекционных, иммунологических, гематологических заболеваний.
- Психологическая диагностика. Оценка уровня произвольного внимания, памяти, выявление особенностей логического мышления. Как правило, у пациентов, имеющих астеноневроз, через 10–15 минут обследования появляются признаки утомления.
Окончательный диагноз ставится на основе комплексного анализа информации о пациенте и клинической симптоматики. В некоторых случаях для определения неврологического статуса пациента требуется консультация смежных специалистов.
Лечение астено-невротического синдрома
Эффективным в лечении неврастении является комплексный подход. Пациенту назначают курс медикаментозной терапии, психокоррекционные и психотерапевтические занятия.
В качестве основных медицинских препаратов для лечения неврастении назначают транквилизаторы, ноотропы, седативные препараты, средства для нормализации кровообращения, аминокислоты, антидепрессанты. В особо тяжелых случаях пациента госпитализируют.
Положительное действие на нервную систему оказывают УВЧ, бальнеотерапия, общеукрепляющий массаж, светотерапия.
С 4 лет детям для лечения различных форм астении назначают психотерапию. В ходе занятий врач-психотерапевт обучает ребенка понимать и контролировать свои эмоции, выражать свои эмоциональные переживания социально-приемлемым способом. Параллельно осуществляется психологическая коррекция, направленная на исправление негативных черт характера, преодоление страхов, нормализацию психоэмоционального состояния. Арт-терапевтические техники помогают ребенку познать и принять себя, найти личностные ресурсы. Все это облегчает процесс социализации у ребенка.
Условиями скорейшего выздоровления являются:
- соблюдение ребенком режима дня;
- систематические занятия спортом, выполнение комплекса упражнений утренней гимнастики;
- контрастный душ, ванны с мятой и лавандой;
- рациональное питание и употребление витаминно-минеральных комплексов, рекомендованных врачом;
- ежедневные пешие прогулки продолжительностью 1–2 часа;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, внимательное и уважительное отношение к ребенку со стороны родителей.
Помимо работы с ребенком, консультация психолога необходима родителям неврастеника. В процессе психологического консультирования специалист учит родителей конструктивному внутрисемейному взаимодействию, формирует у родителей запас эффективных копинг-стратегий и обучает приемам бесконфликтного общения.
Осложнения заболевания
Распространенными осложнениями астено-невротического расстройства являются:
- гормональные нарушения, повышающие риск возникновения патологии пищеварительного тракта, ускорение или замедление темпов полового созревания;
- отсутствие во взрослой жизни репродуктивной способности;
- трудности социализации;
- депрессия, суицидальные мысли;
Если начать терапию невротического расстройства на начальной стадии, негативных последствий и осложнений удается избежать.
Мои рекомендации
Детям, столкнувшимся с невротическими расстройствами, необходимы занятия с психологом. Продолжительность курса занятий составляет 3–6 месяцев. Это необходимо для формирования у детей адекватной самооценки, предотвращения рецидива заболевания.
Детей с астенией необходимо учить правилам межличностного взаимодействия и работе в группе. Поэтому в ходе психологической реабилитации проводятся как индивидуальные занятия, так и групповые тренинги.
Занятия арт-терапией помогают детям найти хобби. Обретая возможность самореализации, дети находят занятие по душе – творчество действует на них исцеляюще.
Укрепить семейные отношения и нормализовать психологический климат дома можно посредством совместного досуга детей и родителей, посещения театра и кино. Однако организуя содержательный досуг, следует помнить, что избыток ярких впечатлений – это тоже нагрузка на нервную систему, которая может оказаться для истощенного организма непосильной.
Заключение
Таким образом, не всегда неврастения обусловлена физиологическими причинами и патологиями в развитии. Практически половина случаев заболевания обусловлена социальными причинами и ошибками в воспитании.
Для того, чтобы лечение астено-невротического синдрома было эффективным, необходимо устранить причину, которая его спровоцировала. При этом родителям важно понимать, что лечение неврологии – процесс длительный. Только соблюдение всех клинических рекомендаций, прохождение полных курсов психотерапии и психокоррекции гарантируют полное выздоровление ребенка. Четкое следование указанием врача поможет предотвратить осложнения и негативные последствия невротического расстройства.
Психолог репетиторского центра “ВМЕСТЕ”
Источник