Неврологический синдром у детей принципы наблюдения и ухода

Неврологический синдром у детей принципы наблюдения и ухода thumbnail

Синдром – это сочетание проявлений и закономерность повторения симптомов, взаимно между собою связанных. Например, повышение тонуса мышц, частый плач и чрезмерная пугливость — все эти проявления можно отнести к синдрому гипервозбудимости малыша.

Синдромы неврологического характера пугают родителей, хотя в большинстве своем они являются только характеристикой болезни, так как сопровождают некоторые заболевания или являются их осложнениями.

Синдромы не являются диагнозом, они являются лишь поводом для особого внимания, так как со временем могут исчезать.

В детской неврологии особенного внимания заслуживают:

  • синдром гипервозбудимости;
  • гипертензионно-гидроцефальный синдром;
  • судорожный синдром;
  • церебрастенический синдром.

Синдром гипервозбудимости

Проявления данного неврологического синдрома складываются у детей из проявлений двигательного беспокойства, эмоциональной неустойчивости и нарушений сна. При осмотре могут быть выявлены усиление рефлексов врожденного характера, повышение рефлекторной возбудимости, патологические движения и снижение порога судорожной готовности.

Данный синдром возникает у детей с родовыми травмами, неблагоприятным течением внутриутробного периода, генетическими отклонениями, наследственными ферментными нарушениями и других. Синдром не сопровождается отставанием в психическом развитии, отклонения вполне укладываются в рамки физиологических колебаний.

В дальнейшем, по мере роста ребенка, могут быть нарушения внимания, торможения и вспыльчивость, эмоциональность, скачкообразное развитие познавательных функций. Дети с этим синдромом имеют яркие двигательные, эмоциональные и сенсорные реакции на внешние раздражители, но они быстро истощаются.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром

В основе данного синдрома лежит повышение внутричерепного давления с расширением ликворных пространств черепа в результате избыточного скопления в них цереброспинальной жидкости. Синдром имеет право на существование только при наличии клинических проявлений, одних данных УЗИ о расширении желудочков недостаточно.

Повышение внутричерепного давления может проявляться гидроцефалией с усиленным ростом головы и выбуханием родничка. Возникает диспропорция между мозговым и лицевым черепом.

Клинические проявления ВЧД:

  • «мозговой» крик;
  • закатывание глаз;
  • рвота и сильные срыгивания;
  • нарушение психического развития.

Судорожный синдром

Этот синдром сопровождает многие неврологические и соматические заболевания ребенка, свидетельствует о поражении мозговой ткани с раздражением особых участков мозга. Проявляется в зависимости от возраста локальными или генерализованными судорогами лицевой мускулатуры, глаз, конечностей.

Судороги могут быть тоническими и клоническими, следуют от одной части тела к другой, либо захватывают все тело. Сопровождаются прикусыванием языка или нарушениями дыхания, отхождением мочи и стула. Могут быть локальные судороги по типу гримас, причмокивания или жевания.

Церебрастенический синдром

В основе данного синдрома лежит быстрое нервно-психическое истощение в результате воздействия сильных стимулов – физических или психологических (нагрузки, эмоции, стрессы, болезни).

При этом возникает нарушение активного внимания, эмоциональная неустойчивость, нарушения процесса игровой деятельности и манипуляций с предметами, преобладание гиперактивности или, наоборот, гиподинамии.

В зависимости от нагрузки может проявляться различной степенью истощения нервных процессов в разное время года или при разных видах нагрузки.

Проявления симптомов усиливаются к концу дня, дети метеозависимы, проявления обостряются при простудных или хронических болезнях. Возможна задержка психомоторного развития, особенно при гиповозбудимости и апатии.

Источник

Инсульт, эпилепсия, рассеянный склероз … Заболевания неврологического профиля чрезвычайно разнообразны в своих проявлениях, и в этом заключается их ключевое отличие от болезней прочих систем. Связано это с тем, что нервная система не однородна по составу и представляет уникальное соединение множества систем. Нарушение нервных функций существенно влияет на работу «соседних» органов.

Поражения нервов могут быть вызваны инфекционными, травматическими, опухолевыми, сосудистыми, дегенеративными и наследственными причинами, а также происходить вследствие интоксикации разнообразными химическими веществами. Проявляются неврологические патологии такими симптомами как:

  • Двигательные нарушения – паралич, парезы, тремор, акатазия.
  • Потеря тактильной чувствительности.
  • Сильная головная и мышечная боль.
  • Эпилептические припадки.
  • Потеря сна, сознания – кома.

Специфика ухода за неврологическими больными обусловлена высоким риском полной либо частичной потери мышечной силы, которая неизбежно ведет за собой атрофию мышц. Всего за 3-4 месяца при параличе нормальный объем мышечной массы может уменьшиться на 70-80%. У некоторых больных наблюдается полная ли частичная потеря речи, судорожные припадки. Симптомы могут иметь различную степень выраженности.

Основные принципы ухода за больными с неврологическими заболеваниями

Поражения нервной системы затрагивают фундаментальные базовые функции человеческого организма – мышление, движение, речь, чувство равновесия. В легких случаях можно облегчить состояние больного при помощи успешной реабилитации и ортопедических приспособлений, в тяжелых – усилия врачей и медицинского персонала направлены на то, чтобы максимально полно задействовать сохранившиеся функциональные возможности больного. При прогрессирующих заболеваниях уход, как и программа лечения, зависят от степени выраженности симптоматики и скорости нарастания патологических процессов.

В любом случае уход за неврологическими больными – очень кропотливое и ответственное дело, требующее системного подхода, много сил и времени. При этом правильная организация ухода имеет первостепенное значение для эффективной реабилитации.

Ведущая роль в организации надлежащего ухода принадлежит медсестрам, сиделкам и санитаркам. На них возлагается обязанность обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия в помещении, где находится больной, проводить мероприятия по профилактике пролежней, опрелостей, легочных осложнений, контрактур, воспалений мочевыводящих путей.

Сестринский процесс делится на вмешательства двух типов: зависимые и независимые. Первые выполняются в строжайшем соответствии с предписаниями врача, вторые включают в себя обязанности, не требующие одобрения доктора.

Особенности ухода за больными с заболеваниями неврологического профиля

Уход за больными представляет собой комплекс мероприятий, цель которых – подержать и направить больного на восстановление сил, создать для него максимально благоприятные условия в бытовом и психофизическом плане, исключить появление осложнений. Чрезвычайно важными в этом плане являются следующие моменты:

  • Общегигиенический уход

Следует не менее 2-х раз в день умывать и подмывать больного, мыть ему руки несколько раз в течение дня. Постоянно ухаживать за полостью рта, носом, ушами, регулярно стричь ногти. При наличии выделений, склеивающих ресницы, протирают глаза марлевым тампоном, смоченным в теплом растворе антисептика.

  • Уход при нарушении функции тазовых органов
Читайте также:  Рассеянный склероз и синдром беспокойных ног

Задержка в естественных отправлениях организма и своевременном выведении из организма мочи и кала могут привести к дополнительной интоксикации организма. При задержках мочеиспускания врачи предписывают 2 раза в сутки проводить катетеризацию мочевого пузыря с использованием стерильного катетора.

Для профилактики запоров и задержек дефекации в рацион больного включают растительные продукты, богатые клетчаткой, калием, магнием. По назначению врача дают слабительное, ставят очистительные клизмы. Сиделка или медсестра во время дефекации больным помогают ему занять физиологическую позу.

При недержании мочи и кала используют подгузники для взрослых и впитывающие простыни. На сестринский персонал возлагается ответственность по их своевременной замене по мере необходимости. После смены памперса обязательно проводится гигиеническая обработка загрязненных участков теплым мылом и водой.

  • Профилактика контрактур

Чтобы предупредить образование контрактур поврежденной конечности проводят регулярный легкий массаж и пассивные движения во всех сегментах. Подобную «гимнастику» специалисты рекомендуют делать каждые 1,5-2 часа.

Поврежденной конечности придается правильное положение, препятствующее появлению контрактур: руку отводят и супинируют, ногу выпрямляют и обеспечивают упор для ступни, под колено подкладывается валик.

  • Предупреждение пролежней

Подобное осложнение вызывается обездвиженностью, поэтому для его предупреждения больного переворачивают в постели каждые 2-3 часа. Проводится регулярная гигиеническая обработка кожи, подбирается легкая, пропускающая воздух одежда.

  • Кормление больных

В основу питания больных заложены принципы диетического меню. Блюда готовят таким образом, чтобы количество животного жира было минимальным, также исключают или сводят к минимуму содержание в пище «легких» углеводов, сахара, поваренной соли. Предпочтение отдается вареным неострым блюдам, от жареной, печеной пищи лучше отказаться.

Если больной находится в сознании, то он принимает пищу самостоятельно либо с помощью сестры или сиделки, подносящей ложку. Пища должна быть вкусной, теплой. Кормить следует неторопливо, чтобы избежать поперхиваний. При затрудненном глотании консистенция пищи подбирается индивидуально.

При полном нарушении функции глотания или нарушении сознания больного кормление осуществляется через назогастральный зонд.

  • Питьевой режим

Больным неврологического профиля рекомендуется давать частое обильное питье. Достаточное потребление жидкости поможет обеспечить частое мочеиспускание, что в свою очередь является доказанным профилактическим средством против инфекций в мочевом пузыре.

Зачастую больные, страдающие недержанием мочи, в стремлении избежать «конфуза» сознательно ограничивают потребление жидкости. Задача медицинского или ухаживающего персонала – вовремя заметить подобную тенденцию и разъяснить пациенту ошибочность подобной точки зрения.

  • Нарушения речи

Нередко неврологические заболевания сопровождаются нарушениями речи разной степени выраженности. При этом больные сохраняют сознание и определенный круг интересов.

Задача медицинской сестры или сиделки – установить контакт с больным с помощью средств мимики, жестов, в некоторых случаях – письма.

Если диагностирована моторная афазия, то вопросы следует ставить таким образом, чтобы существовала возможность односложного ответа – «да» или «нет». При сенсорной афазии больные утрачивают способность понимать речь, но способны распознавать смысл действий. Поэтому просьбы о выполнении каких-либо действий рекомендуется подкреплять соответствующими движениями –поднять руку, наклонить голову и т.п.

  • Судороги

Непроизвольные сокращения мышц могут носить генерализированный (общий) либо местный (локальный) характер. Напряжение отдельных мышц может привести к писчему спазму, кривошее и т.п. Проявляться судороги могут медленным тоническим напряжением либо же быть быстрыми и ритмичными.

При наступлении судорог пациента освобождают от стесняющей одежды, обеспечивают доступ свежего воздуха, проводят мероприятия по предупреждению асфиксии и прикусывания языка.

Психологическая поддержка больных с заболеваниями неврологического профиля

Очень важно помочь создать позитивный психологический настрой не только непосредственно самому больному, но и его родственникам, членам семьи. Неврологические заболевания нередко очень тяжело переносятся пациентами, ввергая их в депрессию, провоцируя мрачные мысли. Поэтому задача сиделки или медсестры – оказать психологическую поддержку. С этой целью следует:

  • Поощрять больного на выполнение как можно более широкого круга самостоятельных действий. Это создаст условия для обретения утраченного чувства независимости.
  • Помогать налаживать социальные связи и контакты с членами семьи и друзьями вне дома. Это позволит хоть частично преодолеть изолированность и отчужденность больного от общества.
  • Убеждать пациента в том, что он не представляет обузы для своих родных, обращать его внимание на проявления заботы и внимания со стороны родственников.
  • Организовать досуг пациента занятиями, соответствующими его физическим и психическим возможностям.
  • Не давать ложных обещаний. Многие заболевания неврологического профиля вроде рассеянного склероза или болезни Паркинсона на сегодняшний день неизлечимы. Поэтому не стоит внушать больному напрасных надежд.

Ухаживающий и медицинский персонал должен иметь опрятный приветливый вид, располагающий к общению. Недопустимо обращаться к пациенту «больной», такое обращение создает ошибочную и огорчительную иллюзию утраты имени и отчества. Залогом успешных реабилитационных мероприятий и качественного ухода служат партнерские доверительные отношения между медсестрой и больным. Патронажная служба «Лаванда-мед» поможет подобрать сиделку для ухода за больным с неврологическим заболеванием, которая обладает необходимыми званиями, опытом, чтобы помочь пациенту и его родственникам справиться с непростыми жизненными обстоятельствами.

Источник

Неврология у новорожденных: симптомы и признаки заболеваний

Неврологические симптомы у детей имеют различный характер. В каждом возрастном периоде они могут отличаться, но всегда свидетельствуют о нарушениях в работе нервной системы.

В этой статье рассмотрим симптомы неврологических заболеваний и признаки нарушений в области неврологии у новорожденных и детей постарше.

Почему важно вовремя заметить признаки заболеваний у ребенка?

Неврология у новорожденных: симптомы и важность их своевременного обнаруженияНеврологические заболевания не всегда проявляются яркой симптоматической картиной. Нередко заметить отклонение способен только врач.

Мозговые структуры созревают в определенные сроки. Если этого не происходит, появляются маркирующие признаки, по которым невролог может предположить наличие патологии.

Читайте также:  Норма анализа крови синдром жильбера

Игнорирование неврологических симптомов у детей приводит к неутешительным последствиям. Как правило, заболевание прогрессирует и вызывает еще более серьезные патологии. Это чревато нарушением в работе психомоторного аппарата.

Ряд проявлений неврологической патологии требует немедленного вмешательства, так как несет угрозу для жизни.

Ребенок рождается с незрелой нервной системой. Ее становление продолжается вплоть до подросткового периода. Однако наиболее активные процессы происходят в первый год жизни.

Особенно важно не пропустить признаки патологии сразу после рождения и до годовалого возраста, так как в это время нервная система ребенка имеет большие компенсаторные способности.

Среди неврологических заболеваний, которые можно диагностировать по симптоматике, отмечают такие:

  • энцефалопатия;
  • эпилепсия;
  • невралгия;
  • расстройства вегетативной нервной системы;
  • гидроцефалия;
  • нарушения психического и речевого развития;
  • энурез;
  • патологии зрения и слуха;
  • аутизм.

На какие проявления неврологических нарушений необходимо обращать внимание?

У грудных детишек до 28 дней жизни?

Часть симптомов в первое время после рождения может быть вариантом нормы. Например, гипертонус мышечной ткани проявляется должен насторожить родителей, если он не ослабевает спустя неделю после появления крохи на свет.

Большое значение при осмотре новорожденных уделяется оценке рефлексов. Их отсутствие или ослабление свидетельствует о неврологической патологии:

    Неврология у новорожденных: симптомы до 28 дней жизни

  1. Отсутствие сосательного рефлекса. Умение совершать сосательные движения является жизненно необходимым навыком младенца. Без этого рефлекса ребенок не сможет питаться или будет получать пищу в недостаточном количестве.

    Редукция сосательного рефлекса свидетельствует о патологии, локализованной в продолговатом мозге. Именно этот отдел отвечает за данный рефлекс. Также в этом центре находятся рецепторы языкоглоточного и подъязычного нервов, обеспечивающих сосательные движения.

  2. Защитная реакция. Если в положении лежа на животе малыш не поворачивает голову набок, это является сигналом нарушения в работе нервной системы. Характер движения головы также может внести ясность в картину неврологического статуса ребенка. Если малыш первого месяца жизни на долгое время поднимает голову и откидывает ее назад в положении на животе, это говорит о повышенном тонусе разгибательных мышц шейной зоны. Такое встречается при ДЦП.
  3. Угнетение рефлекса автоматической ходьбы и опоры или его полное отсутствие наблюдается при наследственных заболеваниях нервно-мышечной системы, а также у детей, перенесших родовую травму. Она обычно встречается у малышей, рожденных в глубокой недоношенности или слишком крупных.
  4. Верхний хватательный рефлекс. Не фиксируется у новорожденных с органическим поражением центральной нервной системы. Если ребенок уже с первых дней жизни не зажимает предмет или палец, вложенный ему в ладонь, то с большой вероятностью можно говорить о церебральных повреждениях, поражении периферических нервов или шейного отдела спинного мозга.
  5. Сгибательный рефлекс нижних конечностей. Здесь обращается внимание не только на наличие ответной реакции на раздражитель, но и на симметричность проявления рефлекторного ответа в обеих ногах. Если одна из конечностей реагирует слабее, это может свидетельствовать о ее паретичности.
  6. Отсутствие рефлекса Бауэра (рефлекс ползания). Данный неврологический симптом встречается у малышей, перенесших мозговое кровоизлияние, асфиксию, повреждение отделов позвоночника во время рождения.
  7. Рефлекс Моро проверяется сразу после рождения младенца. Асимметричное раскидывание рук может происходить по разным причинам: перелом ключицы с одной стороны или паралич конечности.
  8. Отсутствие хоботкового рефлекса говорит о поражении ствола головного мозга.
  9. «Комплекс оживления» оценивается с третьей недели жизни новорожденного.
  10. Оценивается состояние родничка. Его выпирание свидетельствует о внутричерепном давлении. Еще одним симптомом такой патологии является запрокидывание головы назад.

У грудничка до года

У грудничка до года рефлексы также проверяются во время осмотров. Но с течением времени обращают внимание уже на их затухание. Многие рефлекторные движения, по норме, не остаются с человеком на всю жизнь. Они нужны только в первые месяцы после рождения:

    Неврология у новорожденных: симптомы у детей до года

  1. Яркое проявление хватательного рефлекса после полугода обычно сочетается с гипертонусом мышц и позволяет диагностировать патологию центральной нервной системы.
  2. Рефлекс ползания Бауэра. Время угасания – 4-5 месяцев. Сохранение до полугода и даже до года говорит о поражении полушарий головного мозга.
  3. Рефлекс Моро долго не редуцирует при церебральной патологии и может сохраняться у детей старше 5-6 месяцев. Часто возникает внезапно при волнении.
  4. Перекрещивание ног при проверке рефлекса опоры и автоматической ходьбы у грудничка в 4-6 месяцев может свидетельствовать о наличии спастической диплегии.

Кроме рефлекторных движений, у грудничка до года должна насторожить следующая симптоматика:

  1. Тремор подбородка и конечностей, мраморность кожи. В первый месяц жизни такие симптомы могут быть физиологичными. Сохранение их более длительное время свидетельствует о наличии неврологических нарушений вследствие перенесенной травмы или в родовом периоде или уже после рождения.
  2. Слишком быстрый рост головы. Он может происходить из-за увеличения цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах. Подтвердить это можно при помощи нейросонографии. В особо тяжелых случаях чрезмерное количество ликвора свидетельствует об отмирании клеток головного мозга. Спасти ребенка может только операция по шунтированию.
  3. Косоглазие. Эта проблема носит не только офтальмологический, но и неврологический характер. Причиной косоглазия бывает недостаточность функционирования III, IV, VI черепных нервов, иннервирующих глазодвигательные мышцы. Итогом нарушения становится паралич глазного яблока.
  4. Отставание в моторном, психическом и речевом развитии. Существуют определенные сроки, в которые у ребенка появляются новые навыки (умение держать голову, переворачиваться, сидеть, стоять, ходить, проявлять соответствующую возрасту речевую активность). Отсутствие прогресса по одному или нескольким направлениям может быть следствием поражения ЦНС.
  5. При опоре на стопу сильно поджимаются пальцы. Этот признак является индикатором повышенного мышечного тонуса, причиной которого является патология в работе нервной системы.

10 признаков нарушения нервной системы у новорожденного, которые Вы можете определить самостоятельно:

Читайте также:  Половые органы людей с синдромом дауна

У дошкольника

  1. Аффективно-респираторные приступы. Закатывания во время плача происходят, когда у ребенка перехватывает дыхание, и он не может совершить ни выдох, ни новый вдох. Они свидетельствуют о несогласованности реакций возбуждения и торможения в нервной системе. Обычно наблюдаются у детей до 2 лет. Наличие приступов после этого возраста указывает на отставание в развитии нервной системы.
  2. Задержка речи ставится ребенку до 3 лет. После трехлетнего возраста диагностируется общее недоразвитие речи. Речевая функция напрямую связана с работой нервной системы. Даже при минимальном органическом поражении головного мозга и замедленном нервно-психическом развитии страдает речь. Это проявляется как на уровне понимания речи, так и на уровне речепроизводства. Проблемы с речевой деятельностью могут проявляться у дошкольников в виде логоневроза (заикания).
  3. Неврология у новорожденных: симптомы у дошкольников

  4. Энурез. Все физиологические процессы, в том числе и мочеиспускание, контролируются головным мозгом. Если нарушается поступление сигнала от органов мочевыделения к мозгу и обратно, это приводит к недержанию.
  5. Нарушения сна. Если ребенку тяжело уснуть, он часто просыпается среди ночи, это также учитывается как неврологический симптом.
  6. Тики. Повторяющиеся движения могут быть как произвольного, так и непроизвольного характера. Выражаются не только подергиванием мускулатуры, но и в виде повторения слов и фраз. Могут быть причиной как нервных перегрузок, так и заболеваний головного мозга. К последним относятся инфекционные и опухолевые поражения, болезни сосудов головного мозга, отклонения в развитии психики (ранний детский аутизм), вегето-сосудистая дистония.
  7. Ребенок жалуется на головные боли. Если жалобы не сопровождаются повышением температуры и другими острыми симптомами, то такой признак может свидетельствовать о повышении внутричерепного давления.

У школьника

Описание неврологического статуса ребенка школьного возраста во многом опирается на те же симптомы, что и у дошкольника. Обращают на себя внимание:

  1. Головные боли и головокружения, носовые кровотечения, обмороки, слабость. Если эти симптомы или некоторые из них не проходят в течение суток, либо повторяются часто, родителям необходимо показать ребенка неврологу. Такие признаки могут быть проявлением внутричерепного давления или даже предвестниками инсульта, который в последнее время все чаще встречается и у молодых людей.

    Особенное внимание нужно уделить тем детям, в анамнезе которых уже был диагноз ВЧД в раннем детстве. Кроме того, подобные симптомы могут быть индикаторами других заболеваний нервной системы. Например, вегето-сосудистой дистонии. Она также проявляется внезапными скачками температуры или длительным субфебрилитетом, повышенной потливостью без видимых причин.

  2. Неврология у новорожденных: симптомы у школьников

  3. Чрезмерная активность, повышенная возбудимость. Часто у детей с этими признаками в медицинской карте стоит диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенности патологического состояния мешают школьнику учиться.

    Ему тяжело концентрировать внимание, заучивать информацию. За обычной неусидчивостью может стоять серьезное нарушение в работе нервной системы, связанное с функционированием коркового слоя лобной доли головного мозга. В крайней степени проявления патология характеризуется агрессивным поведением.

  4. Эпилептические приступы. Он может проявиться не только в раннем детстве, но и в школьном возрасте. Бывает связан с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, резкими скачками физического развития. Кроме того, что судороги создают неблагоприятный психологический фон для ребенка, они оказывают губительное действие на клетки головного мозга.

    С каждым приступом часть клеток отмирает. Самой подверженной эпилепсии структурой мозга является гиппокамп, отвечающий за память и обучение. Поэтому школьники, страдающие недугом, испытывают трудности в школе. Причиной появления судорог становится нарушенный баланс между реакциями возбуждения и торможения в определенном участке мозга. Судороги будут иметь различный характер в зависимости от места локализации сбоя.

  5. Тики. Избыточные движения появляются у школьников как симптом детского невроза. Чаще всего это связано с повышенными нагрузками психологического, умственного и физического характера. Ситуацию также усугубляют взаимоотношения между членами семьи.

Методы лечения

Только родившихся малышей

В тяжелых случаях при наличии гематомы и диагностированной гидроцефалии ребенку требуется хирургическое вмешательство.

Если ситуация ограничивается проявлением неврологической симптоматики без критической картины по результатам инструментального обследования, назначается медикаментозное лечение.

Оно включает:

    Неврология у новорожденных: симптомы и лечение грудничков

  • диуретики, уменьшающие объем циркулируемой ликворной жидкости;
  • препараты, улучшающие передачу нервных импульсов к мышцам (при мышечной патологии и парезах);
  • противосудорожные антиконвульсанты;
  • препараты, увеличивающие активность умственной деятельности, нормализующие мозговой кровоток, имеющие способность к образованию новых межклеточных связей (При психомоторном отставании).

Ванны с успокаивающими отварами ромашки, пустырника помогают малышу успокоиться.

Грудничковое плавание практикуется с двухнедельного возраста. Упражнения, выполняемые в водной среде, снимают мышечные зажимы.

В возрасте от 1 до 12 месяцев

После первого месяца жизни к медикаментозной терапии и плаванию добавляется массаж. Во время сеанса специалист определяет состояние мышечного тонуса и выполняет соответствующие массажные движения.

При гипертонусе необходимо расслабить напряженные мышцы, поэтому движения должны быть плавными, поглаживающими, спокойными. При гипотонусе стоит противоположная задача, с которой справляются более активные похлопывания.

Во время массажного сеанса проводится грудничковая гимнастика. Она необходима для укрепления мышечного корсета. Это особенно важно при слабых мышцах спины, патологии в шейном отделе позвоночника.

Дошкольников и школьников

Неврология у новорожденных: симптомы и лечение дошкольников и школьниковВ дошкольном и школьном возрасте при устранении неврологической симптоматики также применяется медикаментозное лечение, физиопроцедуры, массаж и водные процедуры.

Также важно, чтобы ребенок соблюдал режим дня, который часто нарушается после выпуска из детского сада. Одним из способов профилактики невроза у дошкольников и школьников является смена видов деятельности.

Важное значение имеет ограничение пребывания перед компьютером и телевизором.

В отличие от периода новорожденности и грудничкового возраста, неврологическую симптоматику у дошкольников и школьников можно предупредить профилактическими мероприятиями.

Неврологические отклонения имеют разный характер и причину появления. Часть из них поддается лечению и проходит совсем, другие можно скомпенсировать при своевременно начатом лечении.

Источник