Невежин в а синдром наступательной войны
Владимир Невежин
Стратегические замыслы Сталина накануне 22 июня 1941 года
(По итогам «незапланированной дискуссии» российских историков)
Долгое время в историографии преобладало убеждение, что Сталин в канун германо-советской войны, вплоть до 22 июня 1941 г., готовился исключительно к обороне, но делал это недостаточно эффективно и в результате оказался жертвой внезапного и вероломного нападения Гитлера. Фюрер представлялся как активный участник Большой игры, которая велась тогда на международной арене, а советский лидер — как пассивная жертва его коварства.
Подобная точка зрения не объясняла причин небывалой в истории трагедии лет 1941 г., обрушившейся на СССР и его народы, повергшей в шок партийное, государственное и военное руководство, приведшей к огромным людским, материальным и территориальным потерям, отступлению Красной армии, переходившему в бегство. Но любые попытки анализа этих причин за рамками стереотипных представлений, предпринимавшиеся в СССР, немедленно пресекались [1].
Благодаря избавлению от пресса коммунистической идеологии, а также расширению источниковой базы исследований, создались условия для более беспристрастного изучения проблемы. Среди российских историков развернулась полемика о событиях кануна германо-советской войны 1941-1945 гг., опирающаяся главным образом на введенные в научный оборот новые, ранее неизвестные документы. Началась она с публикаций М.И. Мельтюхова [2], вызвавших широкий резонанс [3]. Вышли в свет статьи других авторов, где в той или иной степени затрагивался вопрос о стратегических замыслах Сталина накануне 22 июня 1941 г. Наиболее значимые из них перепечатывались как в России, так и за рубежом [4]. О дальнейшем расширении полемики свидетельствует отражение проблемы на страницах монографических [5] и диссертационных исследований [6], появление документальных публикаций по названной теме [7].
Достижению взаимопонимания между оппонентами, опирающимися даже на один и тот же фактический материал, зачастую мешают не только политические взгляды или приверженность к той или иной научной школе, но и излишне эмоциональное восприятие исторических фактов и дефиниций, которыми они оперируют в ходе полемики. Наглядным подтверждением тому является трактовка историками термина «превентивная война». Из-за превратного его восприятия возникло множество недоразумений и разногласий в ходе полемики о событиях мая-июня 1941 гг.
Термин «превентивная война» активно использовался пропагандой Гитлера и Геббельса. Мотивы поведения фюрера, начавшего войну против СССР, отличались заданностью: это была явная агрессия. Ведомство же Геббельса имело целью оправдать захватническую вооруженную акцию нацистского руководства, для чего и прибегло к введению чисто пропагандистского жупела «превентивная война».
В современной конфликтологии проблема «превентивности» рассмотрена с достаточной полнотой. В ситуации назревания и развития конфликта (например, между двумя державами, как в случае с Германией и СССР), по мере его нарастания закономерно возникает ощущение, что противная сторона имеет большую свободу в выборе своих действий. Поэтому собственные акции воспринимаются как превентивные, ответные, вынужденные, вызванные тщательно и коварно спланированной провокацией потенциального противника [8].
По мнению большинства исследователей, «превентивная война» — это операция для упреждения действий противника, готового реализовать свои политические цели военными средствами. Однако стала превалирующей тенденция перенесения данного понятия в сферу идеологического противоборства. Все сводится к доказательству того что, используя тезис о «превентивной войне» в своей пропаганде, нацисты стремились не только снять с Германии, но и переложить на Советский Союз ответственность за начавшиеся между обеими державами боевые действия.
Историографическая ситуация усугубилась после публикации работ В. Суворова (псевдоним В.Б. Резуна — сотрудника ГРУ Генерального штаба Советской армии, перебежавшего в Англию), где проводилась мысль о подготовке СССР к нападению на Германию (сталинского варианта «превентивной войны»), которое якобы планировалось на 6 июля 1941 г. [9].
Однако российские историки отмечали, что В. Суворов (В.Б. Резун) слабо использует документальную базу, тенденциозно цитирует мемуарную литературу, которая сама по себе требует тщательного источниковедческого анализа [10], искажает факты произвольно трактует события [11]. Западные ученые также предъявили большие претензии к автору «Ледокола» [12]. Так, германский историк Б. Бонвеч отнес эту книгу к вполне определенному жанру литературы, где просматривается стремление снять Германии вину за нападение на СССР [13].
В первой половине 90-х гг. «антисуворовский бум» достиг своего апогея. Однако оппоненты В.Б. Резуна в пылу полемики не учитывают простой вещи. Приводя все больше и больше доказательств наличия у Гитлера реальных планов нападения на СССР, они вольно или невольно усиливают «суворовские» позиции. Ведь исходя из историографии трактовки «превентивной войны», нельзя не прийти к очевидному выводу: Сталин имел не меньше, чем фюрер, оснований для начала боевых действий.
Можно лишь присоединиться к мнению тех, кто считает необходимым внести ясность в терминологию, используемую в ходе полемики о событиях 1939-1941 гг. Например, германская исследовательница Б. Пиетров-Энкер указывала на нечеткость понятийного аппарата, из-за чего нельзя использовать сам термин «превентивная война» «применительно к каким-то частным случаям» [14]. Коллеги Пиетров-Энкер (Б. Вегнер, Г.-Г. Нольте, Г. Юбершер, Ю. Ферстер) солидарны с ней в данном вопросе [15].
Заслуживает внимания и вывод М.И. Мельтюхова о научной беспредметности дискуссии о «превентивной войне», ибо, как правило, в ней все сводится к «поиску стороны, первой начавшей подготовку к нападению. Одни (их большинство) возлагают вину на Гитлера, другие, в числе которых и автор «Ледокола», — на Сталина [16].
Между тем, объективный российский исследователь, пытающийся непредвзято разобраться во всех хитросплетениях внешнеполитических сталинских замыслов накануне 22 июня 1941 г., чтобы пересмотреть установившиеся в историографии взгляды, рискует быть подвергнутым остракизму за… апологию Геббельса, Гитлера, «псевдоисторика с Тезмы» (В. Суворова), его могут назвать «жертвой пропаганды», «ревизионистом» или обвинить в нарушении «этики научной полемики», чему уже есть конкретные примеры [17].
Подобного рода морально-психологическое давление отнюдь не способствует раскрытию истинной роли Сталина в событиях преддверия советско-германской войны. Диктатор, обладавший многомиллионной армией, опиравшийся на мощь сверхмилитаризированной советской экономики, гигантский партийно-политический, пропагандистский аппарат, продолжает изображаться в историографии как нерешительный и даже трусливый деятель, якобы покорно ожидавший нападения со стороны Гитлера.
вернуться
1
[1] Кулиш В.М. О некоторых актуальных проблемах историографии Великой Отечественной войны // История и сталинизм. М., 1991. С. 307-310, 320-340; его же. Советская историография Великой Отечественной войны // Война 1939-1945: два подхода. Ч. 1. М., 1995. С. 34-47; «Дело A.M. Некрича» (Из истории гонений на советскую интеллигенцию) // Кентавр. 1994. №4. С. 94-114, № 5. С. 82-97; Некрич A.M. 1941, 22 июня. Изд. 2, доп. и перераб. М., 1995. Прилож. I, II.
вернуться
2
[2] Мельтюхов М.И. Споры вокруг 1941 года: опыт критического осмысления одной дискуссии // Отечественная история. 1994. № 3. С. 4-22; его же. Оценка советским руководством событий Второй мировой войны (По идеологическим документам мая — июня 1941 г.) // Отечественная история. 1995. № 2. С. 70-85.
вернуться
3
[3] С заседания редколлегии // Отечественная история. 1994. №4-5. C. 277-283; Полканов В.Д. «Ледокол» исследовательской неряшливости и отсебятины. Омск, 1996; Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война. М., 1998.
вернуться
4
[4] Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? Незапланированная дискуссия. Сборник материалов. М., 1995; Война 1939-1945: два подхода. М., 1995; 1939-1945. 1 сентября — 9 мая. Пятидесятилетие разгрома фашистской Германии в контексте начала Второй мировой войны. Новосибирск, 1995; Другая война, 1939-1945. М., 1996; Russian Studies in History. 1997. Vol. 36. № 2; Война и политика, 1939-1941. М., 1999 и др.
вернуться
5
[5] Гареев М.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах истории Великой. Отечественной войны). М., 1995; Горьков Ю.А. Кремль. Ставка. Генштаб. Тверь, 1995; Анфилов В.А. Дорога к трагедии сорок первого года. М., 1997; Сиполс В.Я. Тайны дипломатические. Канун Великой Отечественной. 1939-1941. М., 1997; Невежин В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии «священных боев», 1939-1941 гг. М., 1997; Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Сталинизм и война и др.
вернуться
6
[6] Мельтюхов М.И. Современная отечественная историография предыстории Великой Отечественной войны (1985-1995 гг.). Дис. … к.и.н. М., 1995; Фролов М.И. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Историко-сравнительный анализ российской и немецкой литературы. Автореф. дис…. докт. ист. наук. СПб., 1996.
вернуться
7
[7] «Современная армия — армия наступательная». Выступления И.В. Сталина на приеме в Кремле перед выпускниками военных академий. Май 1941 г. // Исторический архив. 1995. № 2; Секреты Гитлера на столе у Сталина: Разведка и контрразведка о подготовке герм, агрессии против СССР, март-июнь 1941 г. М., 1995; 1941 год. Документы. Кн. 2. М., 1998 и др.
вернуться
8
[8] Лебедева М.М. От конфликтного восприятия к согласию // Полис (Политические исследования). 1996. №5. С. 165.
вернуться
9
[9] Суворов В. Ледокол: Кто начал Вторую мировую войну; День-«М»: Когда началась Вторая мировая война. М., 1994; его же. Последняя Республика: Почему Советский Союз проиграл Вторую мировую войну. М., 1995.
вернуться
10
[10] Достаточно напомнить, что издание мемуарной литературы, «освещающей историю строительства боевых действий Советской армии и Военно-Морского Флота», находилось под строжайшим контролем ЦК КПСС, Министерства обороны СССР и ГлавПУРа (См., напр.: История советской политической цензур. Документы и комментарии. М., 1997. С. 208-209).
вернуться
11
[11] Еще одним подтверждением истинности подобных выводов стал новый «бестселлер» В. Суворова «Очищение» (1998). Подробнее об этом см.: Невежин В.А. Проблема репрессий в Красной армии и «второе пришествие» Виктора Суворова // Отечественная история. 1999. № 1. С. 184-186.
вернуться
12
[12] Городецкий Г. Миф «Ледокола». Накануне войны. М., 1995; его же. Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз. М., 1999.
вернуться
13
[13] Борозняк А.И. Историки ФРГ о нацизме // Новая и новейшая история. 1997. № 1. С. 72.
вернуться
14
[14] Пиетров-Энкер Б. Германия в июне 1941 г. — жертва советской агрессии? О разногласиях по поводу тезиса о превентивной войне // Вторая мировая война: Дискуссии. Основные тенденции. Результаты исследований. М., 1996. С. 472, прим. 14.
вернуться
15
[15] Борозняк А.И. 22 июня 1941 года: взгляд с «той» стороны // Отечественная история. 1994. № 1. С. 150-151.
вернуться
16
[16] Мельтю хов М.И. Споры вокруг 1941 года… С. 18.
вернуться
17
[17] Готовил ли Сталин наступательную войну против Гитлера? С. 110-121; Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Довольно о войне? Воронеж, 1992. С. 74-75; их же. Сталинизм и война; Полканов В.Д. Указ. соч. С. 32-41; Фролов М.И. Указ. соч. С. 24; Вишлев О.В. Речь И.В. Сталина 5 мая 1941 г. Российские документы // Новая и новейшая история. 1998. № 4. С. 77-89.
Источник
Поделиться с друзьями в соцсетях
Невежин В.А. Синдром наступательной войны. Советская пропаганда в преддверии «священных боев», 1939-1941 гг. М.: АИРО — XX, 1997. — 288 с.
Монография российского историка Владимира Невежина освещает пропагандистский аспект советской внешней и военной политики с момента заключения пакта Риббентропа-Молотова и до нападения Гитлера на СССР.
Одним из важнейших направлений пропаганды была подготовка и армии, и гражданского населения к будущей войне, неизбежной, короткой и победоносной для Советского Союза. Как показывает Владимир Невежин, накануне второй мировой войны господствовал стереотип: СССР первым ни на кого не нападет, а сперва отразит империалистическую агрессию, а потом добьет врага на его собственной территории при активной помощи местного пролетариата. После ее начала, ознаменовавшегося советским вторжением в Польшу и нападением на Финляндию, пропагандистские установки постепенно стали меняться. Теперь требовалось внушить населению, что любая война, наступательная или оборонительная, которую предстоит вести Красной Армии, всегда будет справедливой.
Большое внимание в книге уделено знаменитым сталинским выступлениям 5 мая 1941 г. перед выпускниками военных академий, текст которых до последнего времени неизвестен. Автору удалось по всем доступным ныне источникам реконструировать с наибольшей степенью достоверности, что же именно сказал Сталин в тот день. Исследователь говорит не об одном, а о нескольких выступлениях Сталина 5 мая 1941 г., поскольку после Кремлевского приема был большой банкет, на котором Иосиф Виссарионович неоднократно брал слово. Вождь указал, что германская армия не является непобедимой и обязательно потерпит поражение в «захватнической, завоевательной» войне, и что «в Европе нет ресурсов — они у США и СССР. Эти мировые силы и определят исход борьбы». Интересно приводимое Владимиром Невежиным сообщение советского посольства в Румынии, направившего послам нейтральных стран и Великобритании «заявление ТАСС», где утверждалось: союз между СССР и США «будет представлять собой величайшую военную и экономическую силу в мире». На банкете же Сталин в ответ на тост одного из генералов «за мирную сталинскую внешнюю политику» сказал: «Мирная политика — дело хорошее. Мы до поры до времени проводили линию на оборону — до тех пор, пока не перевооружили нашу армию, не снабдили армию современными средствами борьбы. А теперь, когда мы нашу армию реконструировали, насытили техникой для современного боя, когда мы стали сильны — теперь надо перейти от обороны к наступлению. Проводя оборону нашей страны, мы обязаны действовать наступательным образом. От обороны перейти к военной политике наступательных действий. Нам необходимо перестроить наше воспитание, нашу пропаганду, агитацию, нашу печать в наступательном духе. Красная Армия есть современная армия, а современная армия — армия наступательная«.
Автор показывает, что буквально накануне германского нападения в Главном управлении политической пропаганды Красной Армии (ГУППКА) разрабатывались директивы, ориентировавшие войска на наступательную войну против не абстрактного, а вполне конкретного врага — Германии.
Вопрос, действительно ли Сталин 6 июля 1941 г. готовился напасть на Гитлера, как утверждает автор нашумевшей книги «Ледокол» Виктор Суворов, Невежин не рассматривает и оставляет его открытым. Думаю, найти стопроцентно убедительные доказательства этой или какой-либо иной даты предполагаемого советского нападения вообще невозможно. Что же касается намерений Сталина вести наступательную войну, то книга Владимира Невежина предоставляет достаточно тому подтверждений.
Со своей стороны замечу, что если Сталин планировал вторжение на Запад, то в любом случае должен был начать его до, а не после предполагаемого немецкого вторжения в Англию. Ведь если бы вермахт высадился на Британские острова, существовала бы вероятность крушения английской армии. В этих условиях Гитлер мог временно уступить Красной Армии значительные территории на Востоке, чтобы успеть разделаться с «гордыми британцами» на Западе, а потом всей мощью обрушиться на советские войска. Если скачать книги в формате fb2 по истории периода Второй мировой, то все выглядит именно так. Сталин не мог не учитывать такой возможности и должен был планировать начало советского вторжения на срок до, а не после фактической высадки вермахта на территорию Англии. А что в июне 41-го г. до советского наступления на Западе оставались считанные недели, если не дни, доказывается уже тем, что согласно приводимым в книге Владимира Невежина материалам именно в этом месяце до политработников в устной форме начали доводить содержание еще не утвержденных окончательно директив, требовавших «решительного поворота в пропагандистской работе, воспитания личного состава в духе пламенного советского патриотизма, революционной решимости и постоянной готовности перейти в сокрушительное наступление на врага». При этом разоблачались «имеющиеся неправильные представления о германской армии, как о якобы непобедимой». Тогда же в воинских частях начали вновь демонстрировать запрещенные после советско-германского пакта о ненападении антифашистские фильмы.
О том, что эти пропагандистские усилия начали давать свои результаты свидетельствует приводимый в книге эпизод: младший лейтенант запаса, призванный на большие учебные сборы, 11 июня 1941 г. писал домой приятелю, что приедет в родные места только в случае, если «не будет предпринята прогулка в Берлин». Прогулки, как известно, не получилось. Не исключено, что безвестному лейтенанту вместе с товарищами пришлось отступать до Сталинграда, а в Берлин спустя четыре года попали лишь немногие уцелевшие.
Кстати сказать, в труде Невежина показано, что численность Красной Армии накануне 22 июня 1941 г. росла ускоренными темпами. Кроме 800 тысяч запасных, призванных на сборы, в войска прибывали 400 тыс. чел. из дополнительного («скрытого») призыва (забрали тех, кто по каким-то причинам не призывался в прошлые годы). Так что традиционные показатели численности Красной Армии к моменту германского вторжения должны были увеличиться по меньшей мере на 1,2 млн. чел. Другое дело, что запасные и вновь призванные даже не успели в ряде случаев прибыть в свои части и большой боевой ценности в момент немецкого нападения не представляли. Но за несколько недель Сталин мог рассчитывать влить их в боевые соединения и бросить вперед на Запад. Гитлер, сам того не зная, его опередил.
В целом новое издание способствует заполнению «белых пятен» отечественной истории кануна советско-германской войны 1941-1945 гг.
Борис СОКОЛОВ.
© elibrary.com.ua
Постоянный адрес данной публикации:
https://elibrary.com.ua/m/articles/view/Пропаганда-как-зеркало-реальной-политики
Похожие публикации: LRussiaLWorldY G
Источник
ВОЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА —[ Исследования ]— Невежин В. А. «Если завтра в поход…»
Елене Дорофеевой (Квасоле)
От автора
Проблема, сформулированная в заголовке данной книги, с той или иной степенью полноты освещалась в раде предыдущих работ ее автора{1}, которые вызвали интерес у специалистов. Одни оппоненты с одобрением отнеслись к его концепции, другие, наоборот, выступили с резкой критикой{2}. Все это дало возможность по-новому переосмыслить, проблему, в результате чего и появилась на свет монография, которая представлена на суд читателей.
Предлагаемая книга первая часть дилогии о деятельности советских пропагандистских органов в преддверии вооруженного столкновения с Германией. Вторая часть носит название «Синдром наступательной войны-2».
Особую благодарность хотелось бы высказать всем тем, кто откликнулся на публикации автора. Конструктивные предложения и критические замечания являлись стимулами в работе. Искренняя признательность научным сотрудникам Института российской истории РАН и других исследовательских центров, принимавшим на разных этапах активное участие в обсуждении рукописи предлагаемой монографии. [6]
Введение
Изучение характера и содержания советской пропаганды второй половины 1930-х начала 1940-х гг. представляется актуальным по ряду причин. Прежде всего, всесторонняя разработка этой проблемы дает ключ к пониманию роли пропагандистской сферы как составного звена советской политической системы, формировавшей общественные представления о грядущей войне как о чем-то неизбежном. Ее исследование выводит на вопрос об идеологическом обосновании советской военной доктрины указанного периода. В результате разработки данной тематики имеется возможность уточнить направленность пропагандистских установок советского руководства по обеспечению интересов СССР в условиях обострения международной обстановки, а также конкретизации процесса формирования внешнеполитических стереотипов в общественном сознании, в первую очередь представлений о потенциальных военных противниках. Наконец, анализ функционирования пропагандистской машины большевистского государства накануне и в начальный период Второй мировой войны в какой-то степени позволяет реконструировать систему взглядов на нее советского руководства.
В настоящее время одним из наиболее острых вопросов, с которым сталкиваются историки при проведении своих исследований, является вопрос о методологии. В условиях существования советской политической системы марксизм-ленинизм являлся официальной государственной идеологией, определявшей содержание и направленность гуманитарного, в частности исторического, знания. В постсоветский [7] период марксизм-ленинизм по объективным причинам (запрещение деятельности Коммунистической партии Советского Союза после падения СССР и прекращение ее идеологического воздействия на общество и гуманитарную науку) перестал играть роль всеобъемлющего методологического инструментария. Это не только привело к бурным дискуссиям о необходимости «изменения методологии» истории, но и активизировало процесс поиска новых универсальных методологических принципов познания прошлого. С одной стороны, существует неписаное правило: историк должен опираться в своих исследованиях на определенную методологию. Под методологией понимается совокупность основополагающих подходов и принципов, на основании которых вырабатываются и выбираются конкретные методы исследования, правила и процедуры его проведения, т.е. методики и соответствующие материальные и духовные орудия и инструменты{3}. С другой стороны, наблюдается плюрализм в отношении методологии исследования в исторической науке, ибо она (методология) «остается только на уровне гипотез, а не законов»{4}.
Представляется плодотворным применение в качестве методологического инструментария любых, не противоречащих логике науки авторских концепций: синтеза макро и микроподходов к историческому процессу; анализа феномена тоталитаризма; построений социальной истории и т.д. и т.п. Главное условие чтобы сохранялся (естественно, в рамках разумного) принцип плюрализма в изучении событий и явлений прошлого, оставалась возможность для любого ученого самостоятельно определиться в выборе методологии. Есть надежда, что та эпоха, когда методологические принципы (вернее, единственная методологическая установка [8] марксистско-ленинская) бесцеремонно навязывались «сверху», безвозвратно канула в Лету.
Вопрос о методологии исследования не единственный, который встает при изучении проблемы. Ее разработка осложнена по ряду причин объективного и субъективного характера. Достижению взаимопонимания между оппонентами, опирающимися порой на один и тот же фактический материал, мешают не только различия в политических взглядах, принадлежность к той или иной научной школе, но и неоднозначное восприятие дефиниций, которыми они оперируют в своих исследованиях.
В первую очередь это относится к понятию «идеология». Идеология трактуется как форма общественного сознания, которая представляет собой относительно систематизированную совокупность идей и взглядов, а также вытекающие из них цели и средства воздействия на действительность. Обычно она отражает специфические интересы определенных классов либо социальных групп{5}.
Целенаправленное распространение и утверждение в общественном сознании тех или иных идей, взглядов, суждений и оценок является основной задачей пропаганды. Латинское слово propaganda в переводе на русский язык означает «подлежащее распространению». Основная цель пропаганды формирование на основе соответствующей информации системы представлений, выражающих отношение человека к миру и его готовность действовать, опираясь на сформированные идеалы и принципы.
Для пропаганды характерно то, что она широко используется прежде всего при выработке определенного курса управления внутри страны и на международной арене. Именно поэтому пропаганда оперирует преимущественно информацией политического характера, которая способна повлиять на образ мыслей и на поступки людей в соответствии с политическими [9] интересами общества в целом либо отдельных его групп (например, правящей элиты) в частности{6}.
В качестве синонимов понятия «пропаганда» порой используются термины «ложь», «искажение», «манипуляция», «промывание мозгов»{7}. Однако поскольку конечной задачей пропагандистской деятельности в условиях любой социально-политической системы является внедрение в общественное сознание определенных идеологических установок для достижения заранее сформулированной цели{8}, дискуссия о «правильности» методов, которые при этом используются, представляется малопродуктивной.
С усложнением и углублением человеческих отношений в политической области происходит все более тесное сближение политики и пропаганды. Пропаганда не только становится орудием проведения курса того или иного режима с целью достижения определенных целей, но и имеет тенденцию приспособления к практической политике{9}.
К началу 1940-х гг. в большинстве развитых стран мира была создана система технических средств массовой информации, включавшая прессу, радиовещание, кинематограф, книгоиздательское дело. В СССР, где в роли правящей выступала большевистская партия, определяющим принципом политического информирования являлась строгая идеологическая направленность. Весь информационный поток был жестко подчинен политико-пропагандистским установкам. Отбиралась и сообщалась с надлежащей детализацией лишь та информация, которая согласовывалась с соответствующей мировоззренческой позицией либо с очередными и перспективными пропагандистскими задачами. Информация иного рода официальными политико-пропагандистскими структурами замалчивалась или умышленно подвергалась отрицательным оценкам. [10]
Руководство пропагандистской деятельностью оказалось возведенным в ранг государственной политики советского режима. Этот режим отличали: тщательно разработанная идеология, являвшаяся официальной доктриной, которая охватывала все жизненно важные стороны человеческого существования и поддерживалась по крайней мере большинством членов общества; единственная массовая партия во главе с одним лидером, вождем (в описываемое время Сталиным), включающая относительно небольшой процент всего населения; система террора, физического и психологического, осуществляемая через партийный и полицейский контроль; технологически обусловленный, практически монопольный диктат партии и государства над всеми средствами массовой коммуникации.
Для советского режима была характерна особая система тотальной пропаганды, которая характеризовалась следующими основными признаками:
подавление любых альтернативных источников пропагандистского влияния (внутренних и внешних), прежде всего запрет на свободный ввоз иностранной, причем не только пропагандистской, литературы и других носителей информации;
централизация пропагандистской деятельности, которая выражалась в партийно-государственном руководстве и контроле над всеми вопросами пропагандистской стратегии и тактики; предельная идеологизация пропаганды, заключавшаяся в массированном распространении средствами информирования мировоззренческих постулатов, превращения этих средств в орудие обеспечения идеологических установок{10}.
Тесно связано с дефиницией «пропаганда» понятие «политико-идеологическая кампания». Как представляется, под политико-идеологической кампанией можно понимать инициируемое режимом сосредоточение внимания на той или иной группе вопросов внутриполитического (внешнеполитического) характера для достижения заранее определенных целей. Процесс этот в конкретных условиях конца 1930-х начала 1940-х гг., когда в СССР уже существовала [11] система тотальной пропаганды, осуществлялся путем активного воздействия на общественное сознание с помощью всех имеющихся политико-пропагандистских инструментов, начиная от устной агитации и кончая средствами массовой информации и печати.
Развертыванию политико-идеологической кампании, как правило, предшествует начальный импульс, когда публично провозглашается установка высшего партийно-политического руководства о ее характере и содержании. Получив подобный импульс (или «посыл сверху»), органы политической пропаганды и агитации начинают проводить организационные мероприятия по перестройке своей работы в соответствии с полученными «руководящими указаниями». Затем в дело последовательно вступают высшее, среднее и низовое звенья пропагандистской структуры. Именно таким образом и осуществляется «начальная стадия процесса».
Второй этап политико-идеологической кампании состоит в непосредственном внедрении в общественное сознание тех или иных конкретных установок внешнеполитического характера, сформулированных высшим политическим руководством страны и подхваченных агитацией и пропагандой. На этом этапе, как принято говорить, «идея овладевает массами» (или «масса овладевает идеей»). Такова общая модель осуществления политико-идеологической кампании, сложившаяся в СССР{11}. [12]
В монографии также используется понятие наступательная война. По мнению российского военного историка М. А. Гареева, наряду с дефиницией «оборонительная война» оно имеет публицистический подтекст. «В прошлом», считал Гареев, определение «наступательная война» служило для выявления того, «какая сторона начинает войну». В ходе же самого вооруженного столкновения противоборствующие стороны «вынуждены были сочетать как наступательные, так и оборонительные действия»{12}. С М. А. Гареевым солидарен Г. В. Костырченко. Он писал, что «наступательные войны далеко не всегда являются захватническими, довольно часто они преследуют оборонительные цели, направленные на предотвращение уже подготовленной агрессии»{13}.
В данной связи следует напомнить, что идеологи большевизма, прежде всего В. И. Ленин, вкладывали свой особый смысл в определение сущности наступательной войны. Ленин считал, что к пониманию войн нельзя подходить «с общим шаблоном». «Войны вещь архипестрая, разнообразная, сложная» это ленинское определение относится к январю 1917 г., когда большевики еще не захватили власть в России. Один из главных типов войн, как представлял Ленин, вытекал из взаимоотношений между «угнетенной» и «угнетающей» нациями. Для него являлось аксиомой утверждение немецкого военного теоретика К. Клаузевица, что «всякая война есть продолжение политики». «Политика есть отношение между нациями, классами и пр.», разъяснял Ленин, выводя из этого «общее правило»: война законна со стороны угнетенной нации, будь она оборонительной или наступательной в военном смысле{14}.
После появления в 1917 г. на карте мира Советского государства и создания Коммунистического Интернационала (1919 г.), который превратился в «штаб мировой революции», большевистское руководство оказалось охваченным своеобразной эйфорией. Оно слепо уверовало в возможность [13] ускорения с помощью военных акций «советизации» соседних стран.
Одной из неудавшихся попыток осуществления на практике этого замысла явилась советско-польская война 1920 г. Хотя Красная Армия потерпела в ней поражение, для Ленина и его ближайшего окружения, а также для руководства Коминтерна стала аксиомой неизбежность накопления Советским государством достаточных сил для перехода от пассивной обороны к наступлению на капиталистический мир с целью уничтожения последнего. В том, что такой момент обязательно наступит, они не сомневались. В Политическом отчете ЦК РКП(б) на IX Всероссийской партконференции 22 сентября 1920 г. Ленин уверял: «Основная политика наша осталась та же. Мы пользуемся всякой возможностью перейти от обороны к наступлению». В перспективе предстоит, разъяснял Ленин своим сторонникам, еще неоднократно менять оборонительную политику на наступательную, пока все капиталисты не будут разбиты «до конца».
Формулируя перспективную задачу Советского государства в заключительном слове в ходе прений по Политическому отчету ЦК, он подчеркивал: «…мы (большевики В. Н.) действительно идем в международном масштабе от полуреволюции, от неудачной вылазки к тому, чтобы просчета не было, и мы на этом будем учиться наступательной войне». Подобного рода переход, начало нового периода «всемирной политики» Советского государства, согласно ленинскому предсказанию, суждено было отметить будущим историкам{15}.
На VIII Всероссийском съезде Советов (23 декабря 1920 г.) Ленин счел необходимым напомнить «о постоянно грозящей… опасности, которая не прекратится, пока существует мировой империализм». Говорить о том, что большевики «должны вести войну только оборонительную», это, по его мнению, означало «повторять старые, давно потерявшие смысл фразы мелкобуржуазного пацифизма». Имея в виду большевистское руководство, он прямо заявил: «Если бы [14] мы перед… постоянно враждебными нам силами должны были дать зарок… что мы никогда не приступим к известным действиям, которые в военно-стратегическом отношении могут оказаться наступательными, то мы были бы не только глупцами, но и преступниками»{16}.
Ленинская идея о необходимости перехода «от обороны к наступлению» соответствующим образом интерпретировалась идеологами большевистской партии, деятелями Коммунистического Интернационала, видными полководцами. Так, Н. И. Бухарин в своей статье «О наступательной тактике» (1920 г.) подчеркивал: «Мы живем на переломе, на грани между пролетарской обороной и пролетарским нападением (курсив мой. В. Н.) на капиталистические твердыни»{17}. При активном участии большевика-ленинца М. В. Фрунзе была сформулирована доктрина революционной наступательной войны, призванная обеспечить победу мировой революции{18}.
И хотя в 1921–1923 гг., в условиях относительной стабилизации в Европе большевистское руководство попыталось сформулировать новую политическую концепцию, суть которой заключалась в отказе от военного варианта распространения мировой революции, предпочтения мирному пути отдано не было и полного отказа от революционных лозунгов не произошло. Переживаемый период был определен как временный, в течение которого следовало готовиться к новому вооруженному столкновению{19}.
Таким образом, Ленин и большевистское руководство трактовали наступательную войну с классовых позиций, сосредоточивая внимание на том, что в перспективе неизбежно вооруженное столкновение с «капиталистическим окружением», которое могло начаться не только с нападения врага, но, при благоприятных условиях, и по инициативе СССР. [15]
Источник