Неспособность к обучению дислексия синдром дефицита внимания связаны
В этой статье психолог CogniFit (“КогниФит”) Борха Эчеварриа приводит 16 основных фактов о дислексии. Вы узнаете о том, что такое дислексия и какие её виды встречаются, передаётся ли это когнитивное расстройство по наследству, можно ли предупредить развитие дислексии у ребёнка, а также о том, как лечится дислексия и какие упражнения рекомендуют специалисты для детей с дислексией.
16 основных фактов о дислексии
1. Дислексия — это реальность?
Многие сомневаются в том, что детская дислексия — это действительно реальное заболевание. Некоторые люди считают, что этого расстройства не существует, в том время как другие спорят о том, что же на самом деле представляет из себя дислексия, считая, что речь идёт всего лишь об определённых проблемах со чтением. Сторонники этой версии вместо дислексии употребляют термин “специфическое расстройство чтения”.
2. Что такое дислексия
В 1975 году Всемирная федерация по неврологии впервые применила термин “дислексия развития”. Таким образом, данному термину было дано следующее значение: “Дислексия — это расстройство, проявляющееся в трудности обучения чтению, несмотря на традиционное образование, адекватный интеллект и социально-культурные возможности. Зависит, главным образом, от когнитивных нарушений, на происхождение которых влияют конституциональные факторы”. Это определение дислексии актуально и по сей день.
Трудности с доступом к лексике у детей, страдающих дислексией, вызваны следующими нейронными ошибками:
- Структурные нарушения в лингвистической обработке;
- Ухудшение рабочей памяти;
- Низкая скорость обработки информации.
В настоящее время существуют научно разработанные программы, такие как CogniFit Дислексия, позволяющие корректировать дислексию у детей с помощью клинических упражнений. Чтение — это сложный процесс, требующий не только визуальной обработки изображений, но и понимания значения слов и умения устанавливать связи в предложении.
Если ваш ребёнок не любит и не хочет читать, как понять – он просто ленится или у него дислексия? Узнайте прямо сейчас с помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на дислексию, присутствуют ли признаки, которые могут указывать на риск наличия дислексии. Получите результаты менее, чем за 30-40 минут!
Инновационный нейропсихологический тест CogniFit («КогниФит») на дислексию
3. Какие виды дислексии существуют
Дислексию подразделяют на врождённую и приобретённую. Под приобретённой понимают дислексию, появляющуюся в результате поражений мозга. Наиболее распространена врождённая дислексия, возникающая при развитии мозга. Эта классификация дислексий — единственная, с которой соглашаются специалисты.
Также была предпринята попытка разделить дислексию на различные классы в зависимости от того, каким образом ребёнок с дислексией учится читать. Несмотря на эти попытки, общее согласие не было достигнуто, и данная классификация не признана официально.
4. Дислексия чаще встречается у мальчиков или у девочек?
До недавнего времени считалось, что дислексия чаще встречается у мальчиков, однако недавние исследования показали, что это различие незначительно, с небольшим перевесом в пользу мальчиков.
5. Насколько распространена дислексия?
По оценкам, дислексиками являются более 10% населения. Это означает, что из 30 учеников в классе по меньшей мере трое — дислексики.
Дислексия — очень распространённое расстройство обучения, и вопреки тому, что многие думают, оно не проходит с возрастом.
Зачастую эту патологию путают с недостаточно прилагаемыми усилиями или интересом. Когда ребёнок получает плохие оценки в школе, удобнее всего думать, что он не старается, ленится, не хочет заниматься дома или что ему вообще не нравится учиться.
В школах вряд ли существуют внедрённые методики раннего выявления дислексии, поэтому многие дислексики действительно верят в то, что они менее умны и эффективны, хуже, чем остальные. На самом деле дислексия не связана с уровнем интеллекта.
Дислексия не связана с уровнем интеллекта
6. Дислексия передаётся по наследству?
На развитие дислексии влияет множество генетических факторов, поэтому это расстройство может быть унаследовано. 40% детей, сёстры или братья которых страдают дислексией, также сталкиваются с данной трудностью обучения. Также, если ребёнок является дислексиком, с большой вероятностью дислексией страдает и кто-то из его родителей.
7. Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения
Дислексия — расстройство обучения нейробиологического происхождения. Это наиболее распространённое расстройство нейроразвития, проявляющееся при обучении чтению, которое представляет собой трудности с чтением, письмом и орфографией. Узнайте, чем отличается дислексия от дискалькулии.
Дислексия возникает на ранних эволюционных стадиях: по мере развития мозга некоторые из его отделов претерпевают изменения, препятствующие нормальной работе нейронной структуры, отвечающей за обработку языка и речи. У дислексиков наблюдается структурная дисфункция в определённой нервной сети, в определённом независимом модуле мозга, что не позволяет им корректно обрабатывать информацию.
Вернемся к вопросу о том, что такое дислексия. Ранее её интерпретировали как нарушение зрения. По прошествии времени было подтверждено, что дислексия связана со структурным дефицитом нейронных сетей, отвечающих за язык и речь.
8. Может ли дислексия также быть проблемой восприятия?
В 60-ые годы было принято думать, что причиной трудностей с обучением являются проблемы со зрением или слухом. Многие эксперты зашли настолько далеко, что даже пересмотрели понятие дислексии, придя к выводу, что дислексия — это прежде всего проблема со зрением. Однако учёные Гольдберг (Goldberg), Хельвестон (Helveston) и Левин (Levine) выяснили, что проблемы со зрением у детей-дислексиков ничем не отличаются от подобных проблем у обычных детей, не страдающих никакими расстройствами. Поэтому эта теория была отвергнута.
9. Как связаны дислексия и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?
Была обнаружена связь между СДВГ и дислексией как с когнитивной, так и нейроанатомической точек зрения.
Различные исследования показали, что как СДВГ, так и дислексия связаны с проблемами с рабочей или оперативной памятью.
Различают следующие типы синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
- СДВГ с преобладанием дефицита внимания
- СДВГ с преобладанием гиперактивности/импульсивности
- Комбинированный СДВГ с преобладанием всех трёх основных симптомов.
Крайне важно выявить, страдает ли ребёнок-дислексик также синдромом дефицита внимания, поскольку в данном случае программа вмешательства и лечение будут отличаться.
Ученик-дислексик прилагает так много усилий для выполнения заданий на чтение и письмо, что он, как правило, устаёт, теряет концентрацию, отвлекается и избегает подобных заданий. В связи с этим часто оба расстройства, СДВГ и дислексию, путают.
С помощью инновационного нейропсихологического теста CogniFit на СДВГ проверьте прямо сейчас, присутствуют ли у вашего ребёнка когнитивные симптомы, которые могут указывать на наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью или без неё, или развитие когнитивных навыков соответствует норме. Получите результаты теста менее, чем за 30-40 минут!
Нейропсихологический тест CogniFit на синдром дефицита внимания и гиперактивности
10. Симптомы дислексии и диагностика
Если у ребёнка старше 9 лет наблюдаются несколько из этих симптомов, вероятно, он страдает дислексией:
- Ему сложно читать редкие, а также отдельные слова.
- Читает медленно и с большим количеством ошибок.
- Проблемы с орфографией.
- Небольшие проблемы с речью.
- Ему сложно распознать геометрические фигуры.
- Проблемы со чтением и письмом наблюдаются давно.
- Делает много ошибок в тестах с множественным выбором.
Если у ребёнка наблюдаются эти симптомы, следует обратиться к специалисту.
11. Можно ли провести раннюю диагностику дислексии?
Вполне естественно подозревать начало развития дислексии у ребёнка, если ему трудно научиться читать, однако в раннем возрасте со 100%-ой уверенностью нельзя сказать, будет ли он страдать дислексией. Медленная обучаемость также может быть связана с задержкой созревания.
12. Предупреждение дислексии
При первых ранних признаках дислексии можно назначить терапию, основанную на принципах обучения чтению: улучшение фонологических навыков и распознавания слов. Важно вовремя диагностировать расстройство и устранить трудности с обучением в раннем возрасте.
Можно ли распознать развитие дислексии у ребёнка в раннем возрасте?
13. Излечима ли дислексия?
Трудности обучаемости из-за дислексии сохраняются на протяжении всей жизни. Это хроническое расстройство, однако его воздействие может меняться со временем. С возрастом может сильно измениться проявление и последствия расстройства. Взрослые дислексики могут правильно читать, однако для этого им нужно прилагать больше усилий, чем остальным людям. Чтобы достичь таких результатов необходима интенсивная и продолжительная терапия в детстве.
14. Как обнаружить дислексию. Существуют ли биологические маркеры?
Последние годы было проведено множество исследований на основе генетических данных и техник нейроизображения, которые позволили объяснить структурные и анатомические аспекты дислексии, однако эти биологические маркеры не стандартизированы для учёта при диагностике.
В настоящее время диагностика дислексии фокусируется на изучении клинической истории пациента и оценки результатов различных психометрических тестов. Один из наиболее используемых специалистами инструментов — нейропсихологический тест CogniFit (“КогниФит”) на дислексию. Данный инструмент тщательно изучает функции мозга, связанные с дислексией, и идентифицирует присутствие когнитивных расстройств или нарушений.
15. Как помочь ребёнку с дислексией в школе? Полезные советы
- Скажите ребёнку, что вы понимаете его трудности и будете поддерживать его.
- Помогайте ему правильно произносить слова.
- Не заставляйте его “подтягивать” чтение до уровня одноклассников.
- Убедитесь, что он понял прочитанное.
- Поддержите его, когда он задаёт вопросы.
- Оценивайте письменные работы, прежде всего, по их содержанию.
- По возможности проводите устное тестирование или экзамен.
- Не заставляйте дислексика читать вслух перед другими детьми, чтобы не ставить его в неловкую ситуацию.
- Задавайте меньше упражнений на чтение и письмо.
- Признайте наличие проблем с концентрацией внимания.
Мы рекомендуем практиковать эти увлекательные упражнения и игры всей семьёй. Они помогут улучшить состояние ребёнка-дислексика и отлично провести время.
Не забывайте о когнитивной тренировке. Коррекция детской дислексии с помощью научно валидированных упражнений поможет улучшить исполнительные функции, повысить беглость чтения и снизить количество ошибок.
16. Дети-дислексики менее умны?
Отнюдь. Зрительное мышление детей-дислексиков в 400-2000 раз быстрее, чем вербальное, и является более полным и глубоким. Среди дислексиков много талантливых и известных личностей, многие дислексики сделали успешную карьеру в архитектуре, дизайне и скульптуре — сферах, в которых они могут прежде представить то, что они хотят сделать, прежде чем взяться за это.
Перевела с испанского Анна Иноземцева
Источник
Дислексией называют расстройство способности читать, дисграфией — писать (в справочниках вы найдете более пространные толкования, но, памятуя о теме нашей статьи, мы предпочтем им минималистичные, оставив главное). Эти проблемы затрагивают миллионы людей, и все они сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку существующая система образования им не подходит.
На постсоветском пространстве такие диагнозы ставят редко: здесь бытует миф, что дети с дислексией и дисграфией просто умственно отсталые. В лучшем случае родители и преподаватели приписывают им лень и плохую дисциплину. Даже врачи позволяют себе некорректные заявления и могут, например, назвать ребенка с подозрением на расстройство обучения «дебилом» (автору этих строк доводилось слышать подобное в свой адрес). Потому часто у людей с такими проблемами формируется неправильное представление о себе.
Когда-то я учился с мальчиком, который в свои 15 лет с трудом читал по слогам, — над ним смеялись все, включая преподавателей. И никто даже не подумал, что ему требуется помощь. Неудивительно, что он вырос каким-то гопником.
Обычному человеку, который легко усваивает школьную программу, трудно поверить в то, что такая проблема реально существует, и представить ее масштабы. Она кажется чем-то далеким и почти иллюзорным. Но достаточно выйти на улицу и внимательнее взглянуть на тех, кого принято считать «асоциальными элементами», — и выяснится, что среди них немало людей с подобными расстройствами и неврологическими проблемами (например, СДВГ). Такие нарушения диагностируются у нас плохо, поэтому, как правило, все, кому они присущи, не понимают, что с ними происходит, и часто терпят неудачи в жизни. Виновата здесь и система образования, ориентированная только на «стандартных» детей, не имеющих никаких «отклонений». Школы равнодушно перемалывают тех, кто в эти стандарты не вписывается. Оказавшись неспособными получить даже базовое образование, некоторые люди попадают на дно социума.
Человек с расстройством обучения может иметь интеллект выше среднего и таланты, недоступные другим. Но если он не знает о своих особенностях и не понимает, как их можно корректировать и даже использовать себе на пользу, это чревато:
— ежедневными трудностями в учебе и работе;
сложностями во взаимодействии с социумом (окружающие могут считать таких людей умственно отсталыми);
— психологическими проблемами (регулярные неудачи формируют низкую самооценку и часто приводят к депрессии).
Перспективы таких людей зачастую далеко не радужны: проблемы в карьере, низкий уровень дохода и т. д. Поэтому важно, чтобы они узнавали о своих особенностях как можно раньше. И учились с ними работать.
Как выглядит дислексия
Для дислексии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и lexis — «речь») характерны трудности с чтением даже простых и давно знакомых слов. На восприятие написанного текста таким людям требуется больше времени и усилий, чем другим. Они перемешивают буквы или читают их зеркально. Наблюдаются и проблемы с запоминанием: иногда дислексики не могут удержать в голове последовательности слов и чисел, которые только что видели в тексте.
Это расстройство обучения проявляется по-разному, но обязательно — в виде комплекса из нескольких симптомов. В раннем возрасте дислексию можно диагностировать, если ребенок:
1) читает или пишет слова задом наперед;
2) пропускает отдельные слова или места в тексте;
3) поздно начинает говорить и с трудом учит новую лексику;
4) делает повторяющиеся ошибки в произношении и на письме;
5) меняет буквенный порядок при чтении;
6) имеет проблемы с распознаванием букв и плохо сопоставляет их со звуками;
7) обладает слабо развитым для его возраста навыком чтения.
Со временем могут проявляться другие характерные особенности: человек с трудом формирует сложную речь, ему не даются новые языки, он плохо понимает шутки, основанные на игре слов. Взрослые дислексики часто избегают чтения и находят обходные пути, где злополучный навык не нужен. Многие при этом даже не догадываются, что у них есть какие-то проблемы.
Как выглядит дисграфия
Возможно, самый распространенный симптом дисграфии (от греч. dis — «утрата чего-либо, разлад» и grapho — «пишу») — плохой почерк. Также для людей с этим расстройством типичны ошибки, которые нельзя объяснить незнанием грамматики.
Другие распространенные симптомы (как и в случае с дислексией, ни один из них по отдельности не служит достаточным основанием для постановки диагноза):
1) непостоянство почерка (человек пишет то курсивом, то печатными буквами, то большими, то маленькими);
2) некоторые слова могут обрываться, сливаться с соседними или и вовсе «исчезать»;
3) буквы нередко пропускаются или путаются (особенно если они похожи по форме, как Р и Ь);
4) необычные движения и позиция тела при письме;
5) трудности с переписыванием текстов;
6) сложности с выражением собственных мыслей на бумаге.
Причины плохого почерка у дисграфиков точно не определены: возможно, виной всему слабо развитая мелкая моторика, возможно — нелюбовь к письму (как правило, людям не нравятся те занятия, в которых они слабы).
Проблемы с восприятием звуков и букв, характерные для дислексии, могут влиять и на письмо, из-за чего при разграничении двух диагнозов возникают сложности. Во-первых, нередко оба расстройства встречаются у одного и того же человека. Во-вторых, многое зависит от медицинских определений этих терминов — а они могут разниться от страны к стране, от системы к системе, от врача к врачу. Некоторые, например, называют дисграфией только проблемы, связанные с недостаточно развитой моторикой рук при письме.
О природе расстройств
Причины, приводящие к дислексии и дисграфии, пока окончательно не выявлены. Но большинство исследователей в числе двух главных называет особую структуру мозга и генетику.
«Расстройства обучения могут быть связаны с обстоятельствами появления ребенка на свет, генетическими факторами, а также с особенностями среды», — поясняет психолог Инна Пасечник.
Гипотезу о наследственной природе таких явлений подтверждает ряд фактов: братья и сестры в одной семье часто испытывают одинаковые проблемы с устной и письменной речью; около половины родителей дислексиков сами имеют аналогичные расстройства; у таких людей обнаружены специфические гены; найдены различия в структуре и активности мозга в зонах, ответственных за соотнесение звуков с буквами, а также распознавание написанных слов.
Дисграфия изучена хуже, но здесь тоже рассматриваются генетические факторы. Часто это расстройство связывают с проблемами в рабочей памяти.
Диагностика
В западных странах ребенка с подозрением на дислексию или дисграфию могут отправить к школьному психологу, неврологу или обычному педиатру. В России большинство специалистов не обучено работать с такими проблемами, но и у нас можно найти психологов, нейропсихологов и нейрофизиологов, которые занимаются этим вопросом.
«Лучше выявлять симптомы заранее. Хорошо, если еще перед школой ребенок пройдет диагностику у нейропсихолога. Расстройства обучения предсказуемы. Если мы в 6 лет обследуем человека, то сможем спрогнозировать его проблемы в школе», — считает Ирина Пасечник.
Сочетаемость
Как уже говорилось, дислексия и дисграфия нередко представляют собой комплексное расстройство, которому сопутствует и ряд других характерных проблем (на врачебном языке это называется «коморбидность»):
1) примерно 40 % людей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) — дислексики;
2) дискалькулия (трудности в изучении арифметики);
3) расстройства аутистического спектра.
Если говорить не о медицинских состояниях, то по каким-то причинам дисграфия и дислексия нередко сочетаются с амбидекстрией (когда человек одинаково хорошо владеет обеими руками) и гомосексуальностью. Согласно результатам исследования, 7,9 % мужчин-геев испытывают трудности с чтением (против 1–3 % в среднем по популяции).
Что поможет человеку с расстройствами обучения
В первую очередь необходимо научиться самоадвокации — способности отстаивать собственные интересы. Если вы оказались на новой работе или учебе, нужно уметь сообщать другим о своих особенностях и потребностях таким образом, чтобы достигать максимального взаимопонимания.
Например, на задания, для выполнения которых требуется применить навыки чтения и письма, человеку с дислексией и дисграфией должно выделяться больше времени. На учебе можно попросить у преподавателя его конспект. В образовательных учреждениях западных стран существуют специальные программы для людей с такими расстройствами.
При дисграфии может помочь развитие мелкой моторики. Также нужно тренироваться выражать свои мысли на бумаге и каждый раз проверять орфографию и синтаксис.
«Большинство людей, взрослея, адаптируется к тем дефицитам, которые у них есть. Если человек понимает, что у него что-то не получается, он учится делать это по-другому — например, использует только те слова, в написании которых уверен», — считает Ирина Пасечник.
С возрастом у нас снижается пластичность мозга. Поэтому, по словам Пасечник, коррекция расстройств обучения уже не будет такой эффективной, как в детстве, но всё же улучшения возможны. Психолог рекомендует активности вроде единоборств и йоги: «Такие занятия требуют сложной координации, благодаря чему развивают взаимодействие различных зон мозга и очень помогают не только телу, но и, как ни странно, голове».
Физическая активность действительно может быть полезна. Дислексию часто связывают с мозжечком — областью мозга, как раз отвечающей за координацию движений. В Великобритании в рамках исследования провели эксперимент, в ходе которого участники (дети) на протяжении месяцев выполняли простые физические упражнения. В результате испытуемые улучшили не только моторные навыки, но и языковые способности и добились прогресса в чтении.
Некоторые ученые, например профессор Йельского университета Салли Шайвитц, считают, что физические упражнения не способны вылечить дислексию, но помогают людям с такой проблемой чувствовать себя увереннее и бороться с тревогой.
Самое главное при наличии расстройств обучения — сделать ставку на свои сильные стороны. В чем же нужно искать плюсы и как их использовать?
Преимущества дислексии
Для вида Homo sapiens чтение — относительно недавнее изобретение (появилось вместе с письменностью примерно в IV тысячелетии до н. э.). В ходе этого занятия наше мышление «переключается» в специальный режим работы. Если взрослых, далеких от литературы, учить читать, их мозг меняется особым образом. Это показывает исследование Станислава Диана, известного французского нейробиолога. В ходе эксперимента испытуемые теряли способность обрабатывать определенные виды визуальной информации — например, они стали хуже воспринимать лица и шахматные доски.
Навык чтения конкурирует с другими нашими умениями, то есть имеет свою цену: вы сильны либо в одном, либо в другом.
Знаменитый художник Мариц Эшер — автор многочисленных визуальных парадоксов. Он изображал «невозможные фигуры» — представляющие собой оптическую иллюзию трехмерные объекты, которые не могут существовать в реальности. Его известная литография «Водопад», например, имеет структуру треугольника Пенроуза.
Группа психологов изучала способность людей распознавать такие фигуры. Оказалось, что дислексики справлялись заметно лучше других. Исследователи предположили, что так происходит потому, что они склонны обрабатывать визуально-пространственную информацию не локально (часть за частью), а целиком и сразу (холистически).
Так что в мифах, выставляющих людей с расстройствами обучения в выгодном свете, есть изрядная доля правды. Например, в англоязычном интернете гуляет утка, что больше 50 % сотрудников NASA — дислексики. «Это не так, — отвечает NASA в твиттере, — но они [дислексики] суперумные».
Люди, испытывающие проблемы с чтением, в самом деле имеют некоторые «козыри» в таких науках, как астрофизика.
Исследователи обнаружили связь между этим расстройством и способностью работать с информацией, полезной в астрономии. Например, дислексики превзошли других в поиске черных дыр!
В другом исследовании его авторы сравнивали способность студентов запоминать размытые изображения, похожие на рентгеновские снимки, — и дислексики снова отличились. Так что их таланты могут пригодиться в медицине и во многих других областях.
Ричард Роджерс, знаменитый архитектор и один из создателей Центра Помпиду, — дислексик. По его собственному признанию, он не умел читать до 11 лет, был не в состоянии учить стихи и делать домашнюю работу. Его называли тупицей. Еще будучи ребенком, Роджерс хотел сброситься с крыши.
«Дислексия, однако, помогла мне осознать, что на слова людей, говоривших: „Ты не можешь сделать это!“ — не стоило обращать внимания. Я не воспринимаю „не“ слишком серьезно», — рассказал Ричард.
Он считает, что дислексия позволяет шире смотреть на вещи, забывать «нормальные» способы работы и переворачивать всё с ног на голову.
Внимание людей с расстройством чтения, действительно, распределено шире «нормы». Например, на коктейльной вечеринке «обычный» человек будет фокусироваться на «центральных» звуках, а дислексик — на тех, что находятся на периферии.
Хотя вопрос и недостаточно изучен, понятно, что это расстройство ассоциировано с особенностями в работе мозга: дислексия позволяет лучше видеть картину в целом, а не частности, обнаруживать нечто исключительное и нетривиальное, а не банальное и лежащее на поверхности.
Поэтому такие люди чаще склонны с нестандартному мышлению. Американский профессор Томас Уэст в своей книге объясняет, что «мышление вне коробки» (out-of-the-box thinking) всегда отличало дислексиков.
Когда мы называем какие-то особенности расстройством, то должны помнить, что это определение условно. Одна и та же черта может быть и «нарушением», и преимуществом — всё зависит от контекста и конкретных задач. Дислексия не помешала молекулярному биологу Кэрол Грейдер и биофизику Жаку Дюбоше стать лауреатами Нобелевской премии. Так что никто не должен чувствовать ограничений в учебе или карьере.
Многие «расстройства» — это нормальная составляющая нейроразнообразия. Наши особенности и отличия служат движущей силой прогресса, и, если бы у всех были одинаковые мозги, человечество остановилось бы в своем развитии.
Люди бывают разные — и общество нуждается в каждом из них.
Источник