Нейропсихологический синдром и принципы синдромного анализа
Центр, специалисты, услугиПоследние действия на сайте3585 дн. с момента открытия on-line центра | 18. Нейропсихологическое исследование: типы, синдромный анализ нарушений ВПФ
|
Источник
Понятие и сущность синдромного анализа
Определение 1
Синдромный анализ — это метод исследования различных нейропсихологических симптомов, возникающих при различных локальных поражениях головного мозга
Так как в основе строения высших психических функций лежит системный принцип, если происходит нарушение определенного отдела головного мозга, расстройство проявляется в нескольких функциях, которые в совокупности составляют единый нейропсихологический синдром.
Определение 2
Под синдромом в нейропсихологии понимают закономерное сочетание нарушений психических функций, которое возникает из-за поражения мозговой структуры и процессов, протекающих в ней.
Нейропсихологические синдромы можно разделить на первичные и вторичные. Если возникает нарушение в деятельности головного мозга (первичный дефект), возникает и вторичное нарушение (например, неспособность писать).
Так как патология головного мозга приводит к расстройству функционирования отдельных мозговых структур и психический процесс нарушается избирательно, а не глобально, необходимо определять степень дефицитарности. Она оценивается ролью нарушенной структуры в реализации целостной функции.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Замечание 1
Синдромный анализ является важнейшим принципом исследования нарушений высших психических функций, возникающих в результате локальных поражений головного мозга. Цель синдромного анализа заключается в выяснении локализации такого поражения.
Нейропсихологическая диагностика представляет собой изучение локальных поражений головного мозга посредством использования нейропсихологических методов во время постановки диагноза.
Протекать нарушения высших психических функций могут в следующих формах:
- Грубой, когда происходит выпадение функции;
- Патологического усиления функции;
- Снижения уровня выполнения функции.
Классификация нейропсихологических синдромов осуществляется по принципу выделения области поражения головного мозга. Это позволяет выделить синдромы поражения корковых отделов и синдромы подкорки. Первые возникают как результат поражения вторичных и третичных полей коры, которые, в свою очередь, делятся на поражения задних и передних отделов головного мозга. Синдромы поражения подкорки еще недостаточно изучены, однако можно выделить поражение срединных неспецифических структур мозга (нарушение памяти, внимания), срединных комиссур мозга (нарушение движения, дископия), глубинных полушарных подкорковых структур (включает широкие спектр нарушений).
В современном мире синдромный анализ является одним из основных направлений в нейропсихологии. Исследования в этой области приносят интереснейшие данные об особенностях функционирования и взаимодействия мозга и психики.
Задачи и методы синдромного анализа
Среди задач синдромного анализа можно выделить:
- Качественное описание произошедшего нарушения высших психических функций. То есть речь идет не просто о констатации факта нарушения, а о всестороннем анализе определенного нарушения. В качестве примера можно привести мнестическое расстройство (нарушения памяти). Если происходит такое нарушения, нужно выявить каким оно является (модально-специфичным или модально-неспецифичным), возникают ли нарушения в воспроизведении каких-либо событий и т.д. Не следует забывать и о количественном анализе;
- Выявление первичных дефектов, которые имеют непосредственную связи с нарушенной мозговой структурой, и сопоставление их с вторичными нарушениями, которые появляются как раз-таки из-за системного принципа, лежащего в основе организации всех процессов, протекающих в мозговой структуре. Высшие психические функции могут быть нарушены из-за различных поражений мозговых структур, однако каждое такое повреждение специфично. Предположение в отношение локализации поражения должно строиться на сопоставлении первичных дефектов и вторичных нарушений;
- Исследование как нарушенных, так и сохраненных мозговых структур. Это является необходимым при выявлении локализации повреждении, а также для определения способа реабилитации больного. Иными словами, реабилитация человека будет основываться на замещении нарушенных структур с помощью сохраненных.
Замечание 2
Анализ истории болезней, клиническая беседа с больным, наблюдение – эти луриевские методы лежат в основе методологии синдромного анализа.
В результате проведения синдромного анализа происходит выявление локализации поражения и определение мозговой структуры, поражение которой и привело к возникновению определенного нарушения. Можно выделить следующие виды факторов (физиологических процессов, протекающих в определенных мозговых структурах):
- Модально-специфические, которые взаимосвязаны с функционирование различных нервных структур. В случае их повреждения появляются агнозии (нарушение процессов восприятия) и апраксии (нарушение действий);
- Модально-неспецифические, которые связаны с функционирование неспецифических мозговых структур. Их нарушение приводит к расстройствам подвижности, активации и спонтанности различных нервных процессов;
- Факторы, которые связаны с функционирование ассоциативных полей коры головного мозга. Речь идет о нарушениях в префронтальной коре и зоне ТРО;
- Факторы, отвечающие за функционирование всего левого или правого полушария мозга. То есть эти мозговые структуры ответственны за работу всего полушария мозга в целом;
- Факторы межполушарного взаимодействия, которые способствуют обеспечению функционирования обоих полушарий мозга;
- Глубинные факторы, отвечающие за работу подкорковых структур мозга, которые и являются синдромообразующие областями;
- Общемозговые факторы, связанные с кровообращением или биохимическими процессами. Здесь речь идет об обеспечении целостной работы всего головного мозга. Если происходит нарушение в этой области, возникает расстройство всех психических процессов, а не просто отдельных видов.
Источник
Раздел 7. Психосоматические расстройства.
. . .
1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.
В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций, при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с выпадением определенного фактора /22/. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах /22, 41/. Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.
Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:
— необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций. Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился;
— необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического синдрома в целом и поставить топический диагноз;
— необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку, согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.
Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека /41/.
1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем (зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов.
2. Модально-неспецифические факторы — связаны с работой неспецифических срединных структур мозга (инертности — подвижности нервных процессов, активации — дезактивации, спонтанности — аспонтанности).
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон — префронтальных и височно-теменно-затылочных зон.
4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы: преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной (последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций, произвольной или непроизвольной регуляции психической деятельности.
5. Факторы межполушарного взаимодействия. Обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушария мозга, связаны со структурами мозолистого тела.
6. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых механизмов, обеспечивающих целостную работу всего мозга (кровообращения, лимфообращения, гуморальными, биохимическими процессами) /41/.
Нарушение ВПФ может иметь различные проявления: в форме грубого расстройства функции, в виде ее патологического ослабления или снижения уровня выполнения функции. Основная классификация нейропсихологических синдромов построена по топическому принципу, т. е. на выделении области поражения мозга. В связи с этим их в первую очередь делят на синдромы поражения корковых отделов и синдромы поражения подкорки.
Корковые нейропсихологические синдромы возникают при поражении вторичных и третичных полей коры больших полушарий. В свою очередь их можно разделить на две категории: синдромы, возникающие при поражении задних отделов мозга, и синдромы, связанные с поражением передних отделов больших полушарий.
Нейропсихологические синдромы поражения задних отделов коры больших полушарий имеют общие черты. Их основу составляют гностические, мнестические и интеллектуальные расстройства, связанные с нарушением различных модально-специфических факторов. К ним относят:
— синдромы поражения затылочных и затылочно-теменных отделов коры больших полушарий. Проявляются в нарушении зрительного гнозиса, зрительной памяти, зрительного пространства, а также в нарушении оптико-пространственного анализа и синтеза;
— синдромы поражения зоны ТРО (третичных височно-теменно-затылочных отделов коры). Данные нарушения приводят к трудностям ориентации во внешнем зрительном пространстве, конструктивной апраксии, расстройству наглядных мыслительных процессов;
— синдромы поражения коры теменной области мозга. В основе этих синдромов лежит нарушение модально-специфических кожно-кинестетических факторов (тактильные агнозии, соматоагнозии);
— синдромы поражения конвекситальной (наружной) коры височной области мозга. Их повреждение приводит к нарушению фонематического слуха, слуховой агнозии, амузии;
— синдромы поражения коры медиобазальных (внутренних) отделов височной области коры больших полушарий. Проявляются в виде модально-неспецифических нарушений памяти, сознания и эмоциональной сферы.
Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры больших полушарий также не являются однородными и могут проявляться в виде двух синдромов:
— синдром поражения премоторных отделов коры, связанный с нарушением плавности, автоматизированности, последовательности движений;
— синдром поражения коры префронтальной области мозга. Центральными симптомами здесь являются общие нарушения поведения и изменение личности больного.
Что касается синдромов поражения подкорки, то они изучены недостаточно. Но в литературе есть материал о трех типах нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубоких структур мозга /41/:
— синдромы поражения срединных неспецифических структур мозга, проявляющиеся в виде нарушений памяти, внимания и эмоциональных процессов;
— синдромы поражения срединных комиссур мозга. Проявляются в виде нарушения координации движений, затруднения в назывании предметов, попавших в левое поле зрения, а также в форме дископии — дисграфии;
— синдромы поражения глубинных полушарных подкорковых структур (базальные ганглии). В него входит широкий спектр нарушений, которые характерны для поражения как передних, так и задних отделов мозга.
Синдромный подход к анализу нарушений психических функций при локальных поражениях мозга является основным в современной нейропсихологии. И исследования в этом направлении приносят все более интересные данные об особенностях взаимосвязи мозга и психики.
Контрольные вопросы
1. Объясните, как вы понимаете основные положения синдромного анализа высших психических функций.
2. Что такое нейропсихологический фактор?
3. Какова причина нарушения работы всей функциональной системы?
4. Как связаны анализ первичных дефектов и топический диагноз?
5. Какие нейропсихологические факторы можно выделить у взрослого человека?
6. Как связаны между собой нейропсихологический фактор и нейропсихологический синдром?
7. Нейропсихологические синдромы поражения передних отделов коры.
8. Основные проявления нейропсихологических синдромов поражения задних отделов коры.
Психология bookap
9. Механизмы нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных структур мозга.
10. Каковы задачи синдромного анализа?
Источник