Нейропсихологические синдромы у детей при локальных поражениях мозга

Нейропсихологические синдромы у детей при локальных поражениях мозга thumbnail
I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕОсновной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаютсяПравополушарныеГаллюцинаторныйЛожные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер.ДереализационныйВосприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант — ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижнымФеномены дереализации «Уже виденное» — Дежавю, «НикогдаОщущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая.не виденное» Жа мевю«Остановка времени»Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.«Растягивание времени»Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным.«Потеря чувства времени»Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».«Замедление времени»Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми».«Ускорение времени»Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий.«Обратное течение времени»Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».Ритмическая повторяемостьМногократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем.переживанийПалинопсия«Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти.ДеперсонализационныйВ рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания.Соматическая деперсонализацияВыражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности.Психическая деперсонализацияВыражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве».Тотальная деперсонализацияВключает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего»Двухколейность переживанийСостояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем.«Вспышка пережитого»Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаютсяв их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого.ОнейроидЧеловек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела.Синдром эмоциональных иВозможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализацииаффективных нарушений2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕГаллюцинаторныйНаиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят.Синдромы речевых нарушенийПреходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся.Нарушения мышленияЧаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ.Нарушения памятиВозможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями — что-то «должно случиться».АбсансВыключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов.Психомоторные припадкиДлятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия.Сумеречное состояние сознанияВнезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность.Синдром эмоциональных, аффективных нарушенийМногие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что — не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее.1. ПравополушарныеКонфабуляторная спутанностьНарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла.Корсаковский синдромВ состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства.Левосторонняя пространственнаяХарактеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия.агнозияТоскливая депрессияХарактеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении.ПсевдологическийПодробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми.Эмоционально-личностные измененияНаиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности.Расстройства сна и сновиденийЧасты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности».Периодический психозНапоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы.2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕДисмнестическийВ центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все.Тревожная депрессияХарактеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться.Бредовой синдромВ центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств.Изменения речиДо проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной.Расстройства сна и сновиденийИногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна.Эмоциональные и личностные измененияПри поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении.

Источник

Ю.В.
Микадзе (с. 196) предлагает с нейропсихологической
точки зрения рассматривать три варианта
психического развития ребенка:

  1. Нормативное
    – при отсутствии неблагоприятных
    изменений в созревании организма, НС
    ребенка и при благоприятной ситуации
    развития.

  2. Отклоняющееся
    (отличное от нормативного, но не достигшее
    патологической формы) — при наличии
    неблагоприятных биологических и/или
    средовых факторов, действие которых
    может быть успешно компенсировано.

  3. Патологическое
    (нарушенное) – при наличии неблагоприятных,
    мало компенсируемых биологических или
    средовых факторов, действие которых
    приводит к тем или иным расстройствами
    психической сферы и поведения.

Читайте также:  Как оказывают первую помощь при синдроме длительного сдавливания

Нейропсихологическая
синдромология применяется в отношении
2 и 3 вариантов.

При
2-м варианте (т.е., при непатологических
отклонениях) нейропсихологическая
картина может проявляться двумя формами:

● отклонения
из-за замедленных темпов формирования
функциональных систем (либо как
индивидуальная особенность созревания
мозга, или как следствие недостаточного
стимулирующего действия средовых
факторов);

● отклонения
в связи с изменениями в структуре
функциональных систем при наличии
минимальных мозговых повреждений (как
компенсаторные перестройки); отклонения
эти были обозначены как «иррегулярность
психического развития» (Ю.В. Микадзе,
Н.К. Корсакова, 1994); такие дети относятся
к группе риска по переходу в патологический
вариант, они имеют проблемы школьной
успеваемости из-за трудностей в овладении
учебными навыками.

При
3-м (патологическом ) варианте нарушения
мозговой организации ПФ проявляются
собственно нейроспихологическими
синдромами.

А.В.
Семенович дает несколько иную модель
типологии:

1
тип – нормальный онтогенез правши

2
тип – несформированность, незрелость
отдельных составляющих психической
деятельности; неготовность к установлению
межфункциональных связей в условиях
перехода к более сложной интегративной
психической деятельности

3
тип – патологическое развитие
ребенка-правши при дефицитарности
функциогенеза

4
тип – атипия психического развития у
левши или правши с парциальным или
семейным левшеством, когда при сохранных
базисных факторах происходит трансформация
всех составляющих психического
онтогенеза.

По
данным Э.Г. Симерницкой у 82% неуспевающих
первоклассников выделены различные
нейропсихологические синдромы (среди
успевающих только 15% случаев).

Все
синдромы подразделяются на С. функциональной
несформированности и функциональной
дефицитарности.

Термин
«несформированность» относится к
функциям, развитие которых у ребенка
еще продолжается.

Термин
«дефицитарнность» относится к структурам,
которые окончательно сформированы, но
их функции неполноценны.

Синдромы
функциональной несформированности

Синдромы
функциональной дефицитарности

Синдром
атипии психического развития при
наличии фактора левшества:
характерны
задержки речевого развития; трудности
овладения письмом и его нарушения
(особенно с проявлениями зеркальности);
устойчивая недостаточность
пространственно-временных координат;
снижение процссов адаптации;
эмоционально-личностные нарушения;
психосоматические расстройства.

  1. СФН
    лобных отделов мозга:

интеллкт.
недостаточность, трудности самоконтроля
и прогнозирования, эхопраксии,
репродуктивность речи, трудности
организации последовательных программ
поведения и деятельности, связных РВ,
стремление к упрощеню программ вне
зависимости от содержания задания

1.
СДФ
подкорковых образований (базальных
ядер мозга)
:

неадекватность
поведенческих реакций на происходящее;
незрелость тонкой и точной моторики;
эмоциональная лабильность, пресыщаемость,
ригидность психических процессов;
излишество, нерасчлененность
двигательных и жесто-мимических актов
(вычурные позы, гримасничанье, тики,
непроизвольные выкрики, неконтролируемый
смех, похрюкивание); истощаемостьб,
легкая отвлекаемость; неожиданные
переходы от заторможенности к
гиперактивности; первичное нарушение
кинестетического праксиса – очень
плохой почерк, несоразмерность букв,
игнорирование строчек, полей,
небрежность, грязь в тетради; речь с
проявлениями резонерства, вычурности,
но дизартрична, с элементами
скандирования, иногда с заиканием,
монотонностью; общие показатели
интеллектуальной и мнестической
деятельности в рамках возрастного
норматива на фоне сниженной общей
нейродинамики и несбалансированной
энергетики.

2.СФН
левой височной области:

трудности фонематического различения
в устной речи, нарушения чтения и
письма с ошибками на смешения и замены
букв, обозначающих сходные по звучанию
фонемы (С-Ш, Ж-Ш и т.п.); снижение уровня
слухоречевой памяти; результат –
устойчивые трудности в усвоении
школьной образовательной программы.

2.
СДФ
стволовых образований
:
большое количество стигм (неврологических
и дизэмбриогенетических) – асимметрии
лица, глазных щелей, неправильный рост
зубов, различные дистонии, обилие
пигментных пятен, глазодвигательные
дисфункции, обилие синкинезий; резко
негативно отражается синдром на
социализации ребенка (трудности в
поведении, в усвоении учебных навыков
письма, чтения, счета); псевдолеворуксоть;
нарушения всех видов моторики,
пространственных представлений;
дефекты избирательности памяти при
относительной сохранности объема и
прочности; задержка в созревании
доминантности полушария по речи до
10-12 лет; ЗРР, явления дисграфии и
дислексии

3.
СФН
правого полушария
:
недостаточность пространственных
представлений; склонность к
фантазированию, нарушения порядка
воспроизведения слуховых и зрительных
заданий.

4.
СФН
межполушарных взаимодействий
:
множество амбилатеральных признаков,
т.е. несформированность ПЛО; выделение
доминантности в сенсорной и моторной
сфере задержано до9-10 лет (в норме это
происходит к 6 г.); незрелость координации
движений рук; зеркальность при
выполнении графических проб и заданий
на воспроизведение букв, цифр (Р, З,
Э,Ч; 4, 3,9,6, 7); игнорирование левой
половины перцептивного поля; аномия
(нарушение называния стимулов,
поступающих в правое полушарие).

Читайте также:  Синдром недолюбленного ребенка у взрослых

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #

    13.05.2015870.33 Кб17LR2_WORD_kartinki.pdf

  • #

    13.05.2015518.15 Кб26Metodichka_word.pdf

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник