Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга

I. ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕОсновной признак- приступообразное возникновение. Состояния внезапно возникают и быстро прекращаютсяПравополушарныеГаллюцинаторныйЛожные восприятия того, чего нет в действительности. Возможны зрительные, тактильные (осязательные), слуховые, обонятельные, вкусовые галлюцинации. Слуховые выражаются в мнимых ритмических звуках — музыкальных мелодиях, природных шумах — пении птиц, шуме прибоя. Обонятельные и вкусовые галлюцинации, возникающие обычно при поражении глубинных отделов височной доли правого полушария, имеют неприятный, тягостный характер.ДереализационныйВосприятие окружающего мира измененным, лишенным реальности. Возможны разнообразные ощущения, иные, чем в действительности, яркость света, искажения пространственных очертаний, контуров, размера, форм окружающих предметов (иногда разные по размерам, архитектуре дома и строения представляются одинаковыми). Крайний вариант — ощущение обездвиженное, мертвенности, обеззвученности мира, когда все движущееся (включая окружающих людей) воспринимается не подвижнымФеномены дереализации «Уже виденное» — Дежавю, «НикогдаОщущение того, что ситуация «уже пережита», «видена», «слышана», хотя подобного не было. Или, хорошо знакомая, много раз виденная, ситуация воспринимается как «незнакомая», «никогда не виденная», чуждая.не виденное» Жа мевю«Остановка времени»Ощущение того, будто время «остановилось». Оно обычно сочетается с крайним вариантом проявления дереализации. Цвета становятся тусклыми, объемные, трех мерные предметы — плоскими, двухмерными. Человек воспринимает себя утерявшим связи с внешним миром, окружающими людьми.«Растягивание времени»Время переживается как «растягивающееся», более долгое, чем обычно. Иногда сочетается с изменениями восприятия всего мира. Плоскостное или двухмерное представляется объемным, трехмерным, «живым, движу щимся», а серо-белое — цветным. Человек становится расслабленным, благодушным, даже эйфоричным.«Потеря чувства времени»Ощущение, что «времени будто нет», «освободился от гнета времени». Этому всегда сопутствует измененное восприятие всего мира. Предметы, люди кажутся более контрастными в эмоциональном восприятии больных — «более приятными».«Замедление времени»Ощущение, будто время течет более медленно. Восприятие всего мира, движений людей, предметов изменяется Люди представляются «кукольными, неживыми», их речь — «казенной». Движения воспринимаются замедленными, лица — «угрюмыми».«Ускорение времени»Время представляется текущим более быстро, чем привычно. Измененным воспринимается весь окружающий мир и собственное «Я». Мир «не естествен», «нереален», люди «суетливые», очень быстро двигающиеся. Хуже, чем в обычном состоянии, чувствуют свое тело. С ошибками определяют время суток, длительность событий.«Обратное течение времени»Ощущение, что «время течет вниз», «время идет в обратном направлении», «я иду назад во времени». Измененным воспринимается все вокруг и собственное «Я». Минуту назад состоявшиеся события воспринимаются как бывшие «давным-давно».Ритмическая повторяемостьМногократное повторение (через равные промежутки времени) виденного или слышанного. Ситуация как реальность уже исчезла, но в сознании она переживается вновь и вновь, будто еще есть в настоящем.переживанийПалинопсия«Визуальная персеверация». Уже отсутствующая в реальной действительности ситуация задерживается в поле зрения. Феномен может сочетаться с нарушением левого поля зрения, снижением, потерей топографической памяти.ДеперсонализационныйВ рамках синдрома деперсонализации описаны различные варианты измененного восприятия собственного «Я». Могут восприниматься измененными соматическое или психическое «Я», возможны их сочетания.Соматическая деперсонализацияВыражается в ином, чем привычно, ощущении собственного тела или различных его частей. При максимальной выраженности игнорируются (не воспринимаются) левые части, чаще — рука. Иногда нарушается ощущение целостности тела (или отдельные его части), оно «увеличивается» или «уменьшается». Возможно ощущение множественности, например, представляется, что не одна (левая) рука, а несколько. При этом, неспособны различить среди них свою — ту, что есть в действительности.Психическая деперсонализацияВыражается в измененном переживании своего «Я», своей личности, взаимоотношений, эмоционального контакта с людьми. Лишаются чувств, теряют контакт со всеми окружающими людьми, употребляя при этом фразу «ухожу в другое пространство», «становлюсь сторонним наблюдателем», без «всяких чувств» смотрю на то, что «происходит в пространстве».Тотальная деперсонализацияВключает изменение восприятия, соматического и психического «Я», которые как бы обретаются вновь, когда человек выходит из приступа. Одновременное возникновение ощущений «чуждости» собственного голоса, «физического расщепления тела на мельчайшие частицы», расщепления психического «Я», «все части тела существуют как бы самостоятельно, обладают своим «Я», помимо общего»Двухколейность переживанийСостояние, когда воспринимается только то, что есть справа. При этом возникает второй поток переживаний в виде не произвольного оживления, повторного проигрывания в сознания какого-то конкретного отрезка прошедшего времени. Сознание одновременно в двух мирах, в реальном и прошедшем.«Вспышка пережитого»Перестает воспринимать то, что есть в действительности. Весь возвращается в какой-то отрезок прошедшего времени. В сознании проигрываются все события, которые были в прошлом, переживаютсяв их истинной последовательности. Человек не воспринимает самого себя прежним, каким был в том отрезке прошлого.ОнейроидЧеловек перестает воспринимать себя и окружающий мир такими, какие они есть. В сознании переживает иной, нереальный мир, чаще — мир фантастических событий (полеты в космос, встреча с инопланетянами). После выхода из приступа мир выглядит лишенным пространственно-временных опор. В момент переживания онейроида часто появляется ощущение невесомости. Оно близко к «гравитационным иллюзиям», субъективным переживаниям изменения массы тела.Синдром эмоциональных иВозможны три варианта нарушения. 1) приступы тоски, страха или ужаса (при височной локализации поражения), сочетающиеся с вегетативными расстройствами, обонятельными, вкусовыми галлюцинациями, 2) эйфория с расслабленностью (при поражении теменно-затылочных отделов); 3) состояние без эмоциональности (при височно-теменно затылочном поражении), сочетающееся с явлениями дереализации, деперсонализацииаффективных нарушений2. ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕГаллюцинаторныйНаиболее часто возникают слуховые — словесные галлюцинации. Люди слышат голоса, окликающие по имени или сообщающие что-либо. Галлюцинации могут быть множественными, слышит сразу много голосов, не может разобрать содержания того, что они говорят.Синдромы речевых нарушенийПреходящие (моторные, сенсорные, амнестические) афазии, внезапно наступающие и быстро обрывающиеся.Нарушения мышленияЧаще возникают два противоположных друг другу состояния: 1) «провалы мыслей» — ощущение пустоты в голове, будто «прекратилось образование мыслей, человек выглядит тревожным, растерянным, на лице — выражение недоумения; 2) «насильственные мысли», «наплывы мыслей», «вихрь мыслей» — ощущение внезапного появления в сознании мыслей, не связанных по содержанию с текущей деятельностью; иногда стремительно, «как молния», появляется множество мыслей, «мешающих друг другу», «от этих мыслей пухнет голова»: ни одна мысль не завершается, не имеет законченного содержания; переживаются эти мысли с оттенком тягостности — невозможности освободиться от них до тех пор, пока не закончится приступ.Нарушения памятиВозможны два крайних варианта: 1) «провал воспоминаний» — беспомощность, невозможность вспомнить нужные слова, имена близких, свой возраст, место работы; сопровождается растерянностью, тревогой, 2) «насильственное воспоминание» — мучительно тягостное ощущение необходимости что-то вспомнить, но при этом остается недостижимым, что именно подлежит воспоминанию. Недоступность предмета осознания сочетается с тревожным ощущением, опасениями — что-то «должно случиться».АбсансВыключение из сознания деятельности, которой был занят до приступа. Поза, в которой застал больного приступ, сохраняется. Все признаки внимания в облике исчезают, взгляд становится неподвижным, лицо — «каменным». Длится мгновение, собеседник может принять вынужденную паузу естественной. Сам человек не помнит о случившемся. На приступ абсанса наступает полная амнезия. Долгое время приступы могут не замечаться самим человеком и окружающими. Становятся очевидными лишь по мере их усложнения за счет добавления речевых и других феноменов.Психомоторные припадкиДлятся минуты, часы, редко — несколько дней. Впадая в приступ, человек продолжает быть активным. Совершает разнообразные действия, иногда — сложную и последовательную психомоторную деятельность. От сумеречных состояний сознания эти припадки отличаются малой целесообразностью, меньшей последовательностью действий: бросаются бежать куда-то, начинают сдвигать с места чрезвычайно тяжелые предметы. Поступки и действия сопровождаются выкриками, обычно лишенными смысла. Поведение становится упорядоченным лишь по выходе из приступа, на который наступает полная амнезия.Сумеречное состояние сознанияВнезапно наступающее и вдруг обрывающееся состояние измененного сознания, для которого характерна реализация сложной последовательной психомоторной деятельности, заканчивающейся социально значимым результатом, а также полная амнезия на приступ. Условно можно различать два варианта 1) будучи в сумеречном состоянии сознания, продолжают реализовывать программу, которая была в сознании до наступления состояния; 2) впадая в сумеречное состояние сознания, совершают действия и поступки, никогда не бывшие в их намерениях, чуждые их личностным установкам; эти действия обычно определяются психопатологическими переживаниями — галлюцинаторными, бредовыми, возникающими вместе с наступлением измененного состояния сознания. Первый вариант совпадает с состоянием, известным как амбулаторный автоматизм. При втором варианте возможны злоба, раздражение, гнев, агрессивность.Синдром эмоциональных, аффективных нарушенийМногие из перечисленных выше пароксизмальных состояний (преходящие афазии, насильственные мысли и воспоминания), как правило, сопровождаются аффектом тревоги, растерянности. Возможны самостоятельные пароксизмы, в момент которых переживается аффект тревоги; на этот момент они становятся суетливыми, д беспокойными, нетерпеливыми. Выражают опасения: «что-то со мной должно случиться, что — не знаю». Эти опасения всегда обращены в будущее.1. ПравополушарныеКонфабуляторная спутанностьНарушение сознания, при котором человек дезориентирован в пространстве, во времени так, что реальную действительность воспринимает через содержание прошлого времени. Это выражается в обильных конфабуляциях. Случившееся только что определяется как события, бывшие когда-то в прошлом и в каком-либо другом месте (на работе, дома). Ничего из происходящего не запоминают. Могут быть двигательно- беспокойными. Слова «здесь» и «теперь» для них лишаются смысла.Корсаковский синдромВ состав синдрома обязательно входит дезориентировка в пространстве и во времени. Иногда человек дезориентирован относительно собственной личности. Амнезии — фиксационная, ретроконантероградная, конфабуляции (в ответ на вопрос, о том, чем занимался утром, может назвать событие, имевшее место много лет назад), ложные узнавания (в окружающих лицах «узнает» своих родных, близких, называет их по именам) Эмоционально личностные изменения (расслаблены, благодушны, эйфоричны, многоречивы, обнаруживают анозогнозию, при полной беспомощности, сами считают себя здоровыми). Расстройства восприятия пространства и времени (утром могут сказать, что вечер, ошибаются в сторону удлинения и в определении длительности событий). Корсаковский синдром часто сочетается с левосторонними гемипарезом, гемианестезией, гемианопсией, игнорированием левого пространства.Левосторонняя пространственнаяХарактеризуется прекращением восприятия (игнорированием) всего происходящего слева. Игнорируются все стимулы зрительные, слуховые, тактильные. Плохо чувствуют свое тело или вовсе его не воспринимают, чаще это относится к левым частям, особенно к руке. Игнорируют левую часть текста при чтении, левую часть бумаги при рисовании. При этом эйфоричны, расслаблены, появляется анозогнозия.агнозияТоскливая депрессияХарактеризуется тоской, двигательной, идеаторной заторможенностью. Триада симптомов возникает обычно при поражении височного отдела правого полушария. Малоподвижны, говорят тихо, медленно, лицо застывает в одном выражении.ПсевдологическийПодробно описывать как случившиеся с ними события, в действительности не имевшие места. Как правило, из таких псевдологических высказываний не извлекают никакой выгоды. Многоречивы, благодушны, быстро вступают в контакт с людьми.Эмоционально-личностные измененияНаиболее часто и ярко выражена тенденция к преобладанию благодушного или эйфорического настроения, неадекватного состоянию и тяжести. Снижается критика. Нередко неосознавание и отрицание своего заболевания, болезненности состояния — анозогнозия. Иногда эйфория сочетается с двигательной активностью вплоть до расторможенности. Веселы, многоречивы, подвижны, могут обнаруживать левостороннюю гемиплегию, слепоту, другие признаки глубокой несостоятельности.Расстройства сна и сновиденийЧасты жалобы на увеличение числа сновидении. «Впечатление такое, будто всю ночь вижу сны». Иногда возникают цветные сновидения. Им бывает трудно отличить то, что было во сне, от того, что происходило в действительности. У некоторых отмечается стереотипное повторение одного и того же сна, видят «тот же сон в той же последовательности».Периодический психозНапоминает маниакально-депрессивный психоз, периодически повторяются состояния, напоминающие гипоманиакальное и депрессивное. Отличаются большей активностью. При «хороших» состояниях повышено активны, продуктивны, мало спят, при «плохих» — вялы, сонливы, пассивны, утомляемы.2 «ЛЕВОПОЛУШАРНЫЕДисмнестическийВ центре синдрома — ослабление словесной (вербальной) памяти. Забывают слова, имена, номера телефонов, действия, намерения. Забывание не доходит до степени невозможности воспроизведения нужной информации. У них есть понимание дефекта и активное стремление к компенсации. Заводят записные книжки, записывают все.Тревожная депрессияХарактеризуется тревогой, двигательным беспокойством, растерянностью. В бесконечных поисках покоя меняют положение, встают, садятся и вновь поднимаются. Вздыхают, недоуменно озираются по сторонам, вглядываются в лицо собеседника. Высказывают опасения, что с ними что-то должно случиться.Бредовой синдромВ центре синдрома — нарушение мышления с ошибками суждения, не поддающимися коррекции. Люди становятся подозрительны, недоверчивы, тревожны. Подозревают окружающих в недоброжелательном к ним отношении, намерении нанести им вред (отравить, изуродовать, плохо на них воздействовать). Внешне напряжены. Иногда отказываются от еды, лекарств.Изменения речиДо проявления афазий может быть речевая аспонтанность. Более частыми становятся оговорки, когда одно слово заменяют другим и сами этого не замечают. Речь становится менее развернутой, односложной.Расстройства сна и сновиденийИногда отмечается исчезновение сновидений, как один из признаков изменения сна.Эмоциональные и личностные измененияПри поражении лобных отделов люди менее инициативны, аспонтанны. Височных —более тревожны, напряжены, растеряны, наступает повышение бдительности, они постоянно мобилизованы. При поражении задних отделов левого полушария преобладает страдальческий оттенок в настроении.

Источник

Синдромы нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга. Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов мозга. Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей. Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга.

Читайте также:  Дорсопатия поясничного отдела с выраженным болевым синдромом

а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга.

Центральным нарушением при поражении заднелобной области выступает эфферентная (кинетическая) апраксия (нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих его элементарных движений), которая в клинико-экспериментальном контексте оценивается как нарушение динамического праксиса (адекватно координированное действие).

При запоминании и выполнении специальной двигательной программы, состоящей из трех последовательно сменяющих друг друга движений («кулак – ребро – ладонь»), обнаруживаются отчетливые трудности в ее исполнении при правильном запоминании последовательности на вербальном уровне.

Помимо собственно нарушений двигательного акта поражение этой зоны приводит в схожим явлениям в речевой деятельности – эфферентная моторная и динамическая афазии (расстройство речи состоящее в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли), характеризующиеся нарушением формирования внутренней динамической схемы и реализации последовательного речевого высказывания.

б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов.

Префронтальные отделы мозга относятся к третичным системам, формирующимся поздно и в филогенезе, и в онтогенезе. Ведущим признаком в структуре этого лобного синдрома является диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и дефицитарностью в произвольной регуляции психических процессов. Отсюда поведение подчинено стереотипам, штампам и интерпретируется как феномен «откликаемости» или «полевого поведения».

Подобные нарушения сложной программы действия в виде замены его элементарным «полевым» поведением можно наблюдать у многих больных с выраженным «префронтальным синдромом». Так, один из больных, посмотрев на кнопку звонка, тянулся к ней и нажимал, а когда на звонок приходила няня, не мог объяснить, зачем он ее звал.

Поражение лобных долей не приводит к первичным нарушениям памяти; это видно хотя бы из того, что хорошо упроченные в прошлом опыте стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. Однако в этих случаях существенно страдает другая сторона мнестической деятельности, а именно возможность создавать прочные мотивы запоминания и поддерживать активное напряжение, необходимое для произвольного запоминания, а также возможность переключения от одного комплекса следов к другому. В результате процесс запоминания и воспроизведения материала существенно нарушается.

Читайте также:  Реферат на тему синдром дауна у детей

в) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей.

Оценка своего заболевания, когнитивная и эмоциональная составляющие внутренней картины болезни у больных с поражением базальных отделов лобных долей принимают диссоциированный характер, хотя при этом каждая из них не имеет адекватного уровня. Излагая жалобы, больной говорит как бы не о себе самом, игнорируя значимые симптомы (анозогнозия).

Общий фон настроения при правосторонних локализациях процесса при этом благодушно–эйфоричный, проявляется расторможенностью аффективной сферы. Поражение базальных отделов левой лобной доли характеризуется общим депрессивным фоном поведения, который однако не обусловлен истинным переживанием болезни, когнитивная составляющая внутренней картины которой у больного отсутствует.

Мышление: операциональная сторона мышления остается сохранной, но оно нарушается в звене осуществления планомерного контроля за деятельностью. Выполняя последовательность мыслительных операций, больные обнаруживают импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, уходят в сторону от основного задания, проявляют ригидность при необходимости смены алгоритма.

Память: уровень достижений колеблется, но не за счет изменения продуктивности, а за счет преобладания в продукте воспроизведения то одной, то другой части стимульного материала.

г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга.

Медиальные отделы лобных долей включены в первый блок мозга – блок активации и тонуса. Они играют решающую роль в обеспечении одноного из важнейших условий сознательной деятельности человека — создание необходимого тонуса коры и модифицируют состояние бодрствования в соответствии с задачами, которые ставятся перед индивидуумом.

Поражения этих отделов мозга приводят к снижению тонуса коры и к выраженным нарушениям регулирующих и модулирующих влияний лобной коры на неспецифические образования мозга, Снижение тонуса коры у подобных больных приводит к нарушению состояний бодрствования. А иногда к появлению онейроидных состояний(расстройство сознания, состоящее в необычном сочетании образов реального мира и фантастических представлений), характерных для поражения лимбической области мозга.

Снижения критики, т. е. нарушения аппарата акцептора действия, обеспечивающего контроль над протеканием сознательных процессов.

Основной симптом — нарушение избирательности, селективности, психических процессов. Наблюдаются два основных комплекса симптомов – нарушение сознания и памяти. Нарушения сознания характеризуются дезориентировкой в месте, времени, своем заболевании, в собственной личности. Нарушения памяти характеризуются тремя чертами: модальной неспецифичностью, нарушением отсроченного (в условиях интерференции) воспроизведения по сравнению с относительно сохранным непосредственным воспроизведением и нарушением избирательности процессов воспроизведения.

Клиническая нейропсихология.

Предмет, задачи. Основные направления. Основные понятия клинической нейропсихологии: фактор, синдром и симптом. Три функциональных блока мозга.

Нейропсихология – отрасль клинической психологии, изучающей мозговые механизмы высших психических функций и эмоционально-личностной сферы, анализирующая их нарушения у больных с локальными поражениями мозга.

Клиническая нейропсихология способствует решению задач топической диагностики очагов поражения мозга, более ранней и точной дифференциации общемозговых и локальных синдромов (с выявлением структуры последних), оценки эффективности лечения и психологической коррекции нарушений высших психических функций в результате болезни (или нейрохирургической операции), а также дефектов их развития. Основоположниками Л. С. Выготского, А. Р. Лурия.

Задачи: 1. Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой. 2. Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга. 3. Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур

Направления:

Экспериментальная — направление в нейропсихологии, в задачи которого входит экспериментальное (в том числе аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. А.Р.Лурия разработал экспериментальную нейропсихологию познавательных процессов (речи, памяти, восприятия, мышления), а также произвольных движений и действий.

Психофизиологическая — направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций методами психофизиологии. А.Р.Лурия и его сотрудники использовали в своих исследованиях различные физиологические показатели психической деятельности: механограмму, миограмму — для исследования произвольных движений; электрофизиологические показатели — для изучения процессов произвольной регуляции психических функций в норме и при локальных поражениях мозга, а также при нарушениях памяти, восприятия, интеллектуальной деятельности.

Читайте также:  Лечение синдрома фрейли у ребенка

Основные понятия клинической нейропсихологии:

Фактор – вид аналитико-синтетической деятельности, обеспечевающий ту или иную функцию, показывает что и в какой форме отражается в нашей психике. Симптом – внешнее проявление функционального дефицита. Синдром — определяется как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное выведением из нормальной работы того или иного фактора.

Функциональные блоки мозга:

1-й блок Энергетический: функция его состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций.

— ретикулярная формация ствола мозга

— неспецифические структуры среднего мозга

— диэнцефальные отделы

— лимбическая система

— медиобазальные отделы коры лобных и височных долей

Если болезненный процесс станет причиной отказа в нормальной работе 1-го блока, то следствием будет понижение тонуса коры головного мозга. У человека становится неустойчивым внимание, появляется патологически повышенная истощаемость, сонливость. Мышление теряет избирательный, произвольный характер, который оно имеет в норме. Эмоциональная жизнь человека изменяется, он либо становится безразличным, либо патологически встревоженным.

2-й блокПриём, переработка, хранение экстероцептивной информации:включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. Формально сюда можно включить и центральные части вкусовой иобонятельной модальности, однако в коре головного мозга они представлены незначительно по сравнению с основными сенсорными системами.

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности,осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

3-й блокПрограммирование, регуляция и контроль:занимается формированием планов действий. Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные, премоторные, префронтальные отделы коры головного мозга), в основном в лобных долях.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным либо импульсивными реакциями на отдельные впечатления.

Сексология

Сексология.

Определение. Структура сексологии, как самостоятельной клинической дисциплины. Понятия нормы и сексуального здоровья.

Сексология– междисциплинарная область знаний, изучающая причины, условия развития и клинического проявления нарушений сексуального здоровья человека с целью их диагностики, рационального лечения, психологичесой коррекции, действенной профилактики, а также разработки вопросов психогигиены половой жизни.

Сексология базируется на медицинских, психологических, социологических знаниях и соответственно связана как с медицинскими дисциплинами (психиатрией, неврологией, урологией, гинекологией, эндокринологией и др.), так и с медицинской, социальной психологией и социологией.

В состав сексологии входят:нормальная сексология; клиническая сексология (сексопатология); судебная сексология.

Нормальная сексология изучает вопросы биологического, анатомо-физиологического, социального, психологического и социально-психологического обеспечения сексуального здоровья.

Клиническая сексологияизучает особенности различных нарушений сексуального здоровья, их диагностику, лечение и профилактику. Включает в себя два раздела: Общая сексопатология изучает эпидемиологию, нарушения и девиации сексуального здоровья, факторы риска, причины и условия их возникновения, клинические проявления и особенности течения этих нарушений, закономерности формирования сексопатологических симптомов и синдромов. Частная сексопатология изучает определенные формы нарушения сексуального здоровья и сексуальные девиации.

Первичные нарушения сексуального здоровья — это сексуальные расстройства и девиации, являющиеся самостоятельными формами патологии. К ним относится нарушение дифференцировки пола (интерсексуальные состояния), нарушение половой дифференцировки мозга (транссексуализм) и первичные формы сексуальных дисфункций (оргазмическая, эректильная). Вариантывторичных нарушений сексуального здоровья представляют собой сексуальные расстройства и девиации, являющиеся следствием, симптомами (синдромами) соматических или психических заболеваний, которые ведут к расстройству нервной, эндокринной, психической регуляции сексуальной функции или нарушению состояния половых органов.

Судебная сексология – изучает сексуальное поведение человека с точки зрения норм гражданского и уголовного права, в частности, девиантное сексуальное поведение, приводящее к совершению противоправных деяний. Судебная сексология рассматривает вопросы мотивообразования девиантного сексуального поведения, причин и механизмов совершения сексуальных преступлений, судебно-сексологическая экспертиза с целью определения вменяемости человека, т.е. его способности нести ответственность за совершенные деяния, а также обследование жертв сексуальных преступлений.

Сексуальное здоровье – ВОЗ. 1.Способность к наслаждению и контролю сексуального детородного поведения в соответствии с нормами этики. 2. Свобода от страха, вины, ложных представленийинтегральный. 3. Отсутствие органических расстройств.

Комплекс, взаимодействующих компонентов сексуальности – биологического (анатомо-физиологического), социального, психологического, социально-психологического, обеспечивающих сексуальное поведение, сложную систему сексуальных взаимоотношений сексуальной гармонии в соответствии с нормами социальной и личной морали.

Социальное обеспечение сексуального здоровья определяется ролью личности в развитии и проявлении сексуальности, индивидуально-психологическими особенностями, познавательными процессами, эмоционально-волевой сферой, деятельностью, коммуникативными способностями. Оно связано с физиологическим обеспечением сексуальности, но имеет свои особенности и механизмы. Биологическое обеспечение сексуального здоровья обусловлено генетическими и анатомо-физиологическими факторами.

Генетические факторы, особенности развития человека в онтогенезе, особенности функционирования центральной и периферической нервной системы, эндокринной, ферментативной системы, обеспечивающих обмен веществ и правильное функционирование половых органов (имеет значение состояние мочеполовой, эндокринной, сердечно-сосудистой системы, состояние всего организма в целом).

Сексуальное здоровье включает, кроме сексуальной нормы, и уровень сексуальной адаптации, обусловленной всеми уровнями взаимодействия партнеров: анатомо-физиологическим, социальным, социально-психологическим. Сексуальная норма определяется по окончании развития организма (20 − 25 лет).

Выделяют следующие критерии оценки нормы сексуальности:

— Правильная дифференциация пола. — Правильная половая дифференцировка мозга.

— Отсутствие нарушений соматополового развития и его завершения.

— Отсутствие нарушения психосексуального развития и его завершения.

— Отсутствие заболеваний (соматических или психических), негативно влияющих на сексуальную функцию. — Правильные сексуальные действия и поведение, не приводящие к развитию заболеваний.



Источник